1. Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества. Экология как наука возникла в недрах биологии в середине 19в. Темрин «экология» icon

1. Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества. Экология как наука возникла в недрах биологии в середине 19в. Темрин «экология»


Скачать 293.27 Kb.
Название1. Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества. Экология как наука возникла в недрах биологии в середине 19в. Темрин «экология»
страница1/7
Размер293.27 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7

1.Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества. Экология как наука возникла в недрах биологии в середине 19в. Темрин «экология» был введен в науку известынм ученым-зологом Э.Геккелем. Слово экология с греческого означает наука о местообитании. Геккель определял экологию как «обшую науку об отношениях организмов с окружающей средой». В структурном отношении соременная экология представляет сложную систему знаний, прежде всего она разделяется на общую(в задачи которой входит исследование популяций, биоценозов и биосферы, а также эколог с-м и биогеоценозов) и частная экология (экология растений и экология животных).Американский эколог Одум еще в начале 1960-х г назвал экологию наукой о строении и функциях природы в целом, и охарактеризовал ее как «междисциплинарную область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи». В СССР этот термин впервые был озвучен в 1964 гю на объединенной конференции методологических семинаров Академии наук СССР, а уже в 1970-е г в ряде эконом вухов страны преподавалсь учебая дисциплина с таким названием, что свидетельсвует о важном теоретическом и прикладном значении новой отраслевой знаний.

4.Основные понятия экологии: экологические факторы, уровни организации живогов-ва, трофическая цепь экосистема и биогеоценоз.

Все жив. и неж. объекты, окруж. раст. и животных и взаимод. с ними, наз. средой обитания.

Элементы среды, воздействующие на живые орг-мы, наз. эколог. факторами:

- абиотические факторы — св-ва неж. природы, кот. прямо или косвенно влияют на живые орг-мы, опр.условия их сущ-я (температура, влажность и газовый состав воздуха)

- биотические факторы — это все формы воздействия жи¬вых существ друг на друга

-антропогенные факторы — все формы деят. ч-ка, кот. приводят к изменению природы как среды оби¬тания других видов или сказываются на услови¬ях их существования

Уровни организации живогов-ва:популяции,сообщества и экосис-мы.

Популяцией наз. группу особей одного вида, за¬нимающую опр. пространство и обладающ. необхо¬д. возможностями для поддержания своей численности в изменяющ. усл. среды.

Сообщество (биотическое) — сов-ть популяций, населяющих опр.территорию.

Биоценозами наз. группировки совместно обита¬ющих и взаимосв. орг-мов

Биотоп-пространство, занимаемое биоценозом.

Биоценоз и его биотоп представляют два нераздульных элемента, образующих более или менее устойчвую с-му, именуемую биогеоценозом.

экосистема — единый прир. комплекс, образ. жив. орг-¬мами и средой их обитания, в кот. все компоненты связаны между собой обменом в-ва и энергии.

Сукцессия-послед. смены одного биоценоза другим

Перенос энергии пищи от ее источника через ряд орг-мов, происх. путем поглощ. одних орг-мов другими, наз. пищевой(трофической) цепью:

-автотрофы (кормящие себя сами) — растения, способ.осущ.фотосинтез

-гетеротрофы (питающиеся другими)-ор-мы, кот для питания необходимы органические в-ва.

Консументы — орг-мы, потребл. орган. в-ва.

Редуценты— орг-ы, разлагающие мертвое орган. в-во.

2.Функции и задачи эк.прир-я. Методы эколого-эк. исследований

В переходный период соц.-эк. развития возникает серьезная опасность ухудшения экол. ситуации вследствие разрушения стабильных хоз. связей, исполь-я низкокач. и некондиционных видов топлива, финн. трудностей субъектов хоз-я, сущ-ют в обществе след. основные функции:

  • направляющая (обоснование экол. целей и выбор главных путей их реализации);

  • координир. (сбалансирование в потреблении прир ресурсов и согласование производ. интересов природопользователей с экол-ми интересами общ-ва);

  • стимулир. (активизация природ-ной деят-сти субъектов хозя-ия и общ-ва в целом).

Выполнение этих функций в свою очередь выдвигает перед экономикой прир-я следующие задачи:

  1. разработка стратегических направлений ресурсосберег. развития эк. и эколог. политики гос-ва;

  2. форм-е системы гос. рег-я, прогнозирования и контроля природоохранной Д.;

  3. исследование и научное обоснование хоз. механизма прир-я в условиях становления рыночных отношений;

  4. совершенс. орг. основ управления прир-ем;

  5. разработка эк.механизма охраны окружа.среды и эффективного прир-я с прим. рыночных рычагов;

  6. теоретическое обоснование и выработка методических подходов к определению экономических показателей природоохранной Д. производственных объектов и степени их воздействия на окружающую среду;

  7. уст. путей и методов повышения эффективности исполь-я прир ресурсов

Главной задачей курса явл. форм-е системы знаний о рациональном природопользовании, путях достижения устойчивого эколого-эк. развития, функционировании и совершенствовании хоз. механизма прир-я, адекватного рыночной экономике. Это предопределило изучение в данном курсе следующих составных частей механизма регулирования сферы прир-я:

  • системы планирования и прогнозирования прир-я;

  • управления прир-ем и его регулирования, правовой защиты природной среды;

  • системы мониторинга, учета и контроля в области охраны ОС;

  • финансирования и кредитования природоохранных мероприятий;

  • эк. стимулирования рац. прир-я и природоохранной Д..

В задачи курса «Экономика прир-я» входит изучение эколого-экономических проблем и путей их решения. Это охрана и обеспечение качества воздушного бассейна страны, охрана и рац. исполь-е водных ресурсов, улучшение исполь-я и сохр-е плодородия земельных ресурсов, повышение эффективности исполь-я и охраны лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Сложность эколог. ситуации в ряде регионов России, Украины и Белоруссии усугубляется радиационным загр-ем территорий, что вызывает необходимость анализа и учета специфики прир-я в условиях радиационного загр-я.

7.Диалектика взаимоотношений человека и природы в процессе развития производительных сил

Проблема взаимоотношений природы и человека весьма многогранна и имеет разносторонние аспекты: философские, социальные, юридические, политические, эк. и др. Многих ученых в различные исторические эпохи интересовали закономерности развития этих взаимодействий, влияние природной среды на человека, его хозяйственную Д., развитие цивилизации.

прир факторы по-разному влияют на общественное развитие на различных его этапах в зависимости от уровня производства.

Отметим, что взаимосвязь развития производства и природной среды непрямая и диалектически противоречивая. С одной стороны, богатые прир ресурсы, доступность и относительная легкость их освоения могут способствовать быстрому росту производства материальных благ (пример — США), с другой – эти факторы не стимулируют собственную активность человека, не делают развитие его естественной необходимостью (многие страны Африки, Латинской Америки). Скудные прир ресурсы, загрязненная ОС воздействуют на развитие производительных сил общества аналогичным образом: могут способствовать совершенствованию техники и технологии, вовлечению в хоз. оборот новых ресурсов, давая, таким образом, дополнительный толчок подъему производительных сил, дальнейшему развитию производства (как это случилось в Японии, многих странах Европы), а могут и препятствовать нормальному функционированию производительных сил (здесь в качестве примера может служить и Белоруссия).

Это диалектическое противоречие может усиливаться тем обстоятельством, что состояние ОС, деградируя в результате антропогенного воздействия, сказывается на темпах эк. развития и эффективности производства.

Взаимоотношения общества и природы характеризуются определенными закономерностями.

В истории человечества можно выделить несколько качественно своеобразных этапов взаимодействия природы и общества в зависимости от уровня развития материального производства и прежде всего средств труда.

^ Первый этап в истории взаимоотношений человека с природой, названный учеными древнекаменным веком, или палеолитом, длился более 3 млн лет.

Второй этапновокаменный век (неолит), наступление около 10 тыс. лет назад, В этом переходе природный фактор играл важную роль. В этот период начали интенсивно вырубать леса, строить различные ирригационные сооружения, каналы и т.п. Появились населенные пункты, а затем и города.

^ Третий этап данной периодизации связывают с промышленным переворотом на рубеже XVIII — XIX вв., ознаменовавшим переход от ремесленного производства к промышленному, от малопроизводительного ручного труда — к машинному.

Эти тенденции неизмеримо усилились с наступлением во второй половине XX века эпохи научно-технической революции (НТР), охватившей все сферы жизни человека и все регионы мира.

Особую остроту проблема взаимодействия природы и общества приобрела на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития в общемировом масштабе и от жестко централизованной к рыночной экономике — в странах СНГ. Экологически негативные явления, связанные с истощением прир ресурсов и загр-ем ОС, в той или иной степени проявились во всем мире.

5.Учение Вернадского о биосфере. Характеристика биосферы и ее структурных единиц

Эколог. системой высшего ранга на Земле явл. биосфера – оболочка планеты, населенная живымв-вом. Понятие биосферы появилось в биологии в ХYIII веке, однако первоначально оно имело совсем иной смысл, чем теперь. Биосферой именовали небольшие гипотетические глобулы (ядра органическогов-ва), которые якобы составляют основу всех организмов

В настоящее время для обозначения этой оболочки используются понятия «биота», «биос», «живоев-во», а понятие «биосфера» трактуется так, как его толковал академик В. И. Вернадский (1863–1945). Целостное учение о биосфере представлено в его ставшей классической работе «Биосфера» (1926). Вернадский определил биосферу как особую охваченную жизнью оболочку Земли. В физико-химическом составе биосферы Вернадский выделяет следующие компоненты:

живоев-во – совокупность всех живых организмов;

косноев-во – неживые тела или явления (газы атмосферы, горные породы магматического, неорганического происхождения и т. п.);

биокосноев-во – разнородные прир тела (почвы, поверхностные воды

биогенноев-во – продукты жизнеД. живых организмов

радиоактивноев-во;

рассеянные атомы;

вещество космического происхождения (космическая пыль, метеориты).

Согласно воззрениям Вернадского весь облик Земли, ее ландшафты, атмосфера, хим. состав вод, толща осадочных пород обязаны своим происхождением живомув-ву. Жизнь – это связующее звено между Космосом и Землей, которое используя энергию, приходящую из космоса, Вернадский не занимался проблемой возникновения жизни. Он понимал жизнь как естественный этап самоорганизации материи в любой части космоса, приводящий к возникновению все новых форм ее существования.

Учение Вернадского нацеливало на изучение живых, косных и биокосных тел в их неразрывном единстве, что подготовило почву для целостного восприятия прир систем естествоиспытателями.

С учетом современных представлений, биосфера включает оболочку Земли, которая содержит всю совокупность живых организмов и частьв-ва планеты, находящуюся в непрерывном обмене с этими организмами. Иными словами, биосфера – это область активной жизни, которая охватывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхние горизонты литосферы.

^ Структура биосферы представляет собой совокупность газообразной, водной и твердой оболочек планеты и живогов-ва, их населяющего. Масса биосферы составляет приблизительно 0,05% массы Земли, а ее объем – 0,4% объема планеты. Границы биосферы определяет распространение в ней живых организмов. Несмотря на различную концентрацию и разнообразие живогов-ва в разных районах земного шара, считается, что горизонтальных границ биосфера не имеет. Верхняя же вертикальная граница существования жизни обусловлена не столько низкими температурами, сколько губительным действием ультрафиолетовой радиации и космического излучения солнечного и галактического происхождения, от которого живоев-во планеты защищено озоновым экраном. Вместе с тем в процессах самоорганизации биосферы живоев-во играет сегодня ведущую роль и выполняет следующие функции:

энергетическую – перераспределение солнечной энергии между компонентами биосферы;

средообразующую – в процессе жизнеД. живогов-ва создаются основные газы

концентрационную – извлечение и накопление живыми организмами биогенных элементов (кислорода, углерода, водорода.) в концентрациях, в сотни тысяч раз превышающих их сод-е в окружающей среде;

деструктивную (проявл. в минерализации органическогов-ва);

окислительно-восстановительную (заключается в химическом превращениив-в биосферы).

Процесс создания органическогов-ва в биосфере происходит одновременно с противоположными процессами потребления и разложения его гетеротрофными организмами на исходные минеральные соединения. Так осущ. круговорот органическогов-ва в биосфере при участии всех населяющих ее организмов, получивший название малого, или биологического, (биотического) круговоротав-в в отличие от вызываемого солнечной энергией большого, или геологического, круговорота, наиболее ярко проявляющегося в круговороте воды и циркуляции атмосферы.

3. Предмет, метод и задачи курса «ОЭиЭП»Экономика прир-я формируется как отраслевое направление в эк. науке, Она изучает механизмы управления прир-ем и методы эффективного взаимодействия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего загр-я и истощения, поддержания нормальных условий воспроизводства и жизнеД. человека.

^ Предметом изучения дисциплины явл. отношения между людьми, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающей средой по поводу исполь-я сил и ресурсов природы, ее охраны и восс-я, т. е. эколого-эк. отношения. Задачи рац. заключаются в удовлетворении потребностей общества в естественных ресурсах, создании условий для их расширенного воспроизводства; повышении продуктивности природной среды; эффективном, комплексном использовании невозобновимых богатств природы, предотвращении их потерь; максимально возможном сохранении экологических систем путем совершенствования технологий и сокращения техногенных выбросов в окружающую среду;

эколого-эк. системой понимается интеграция экономики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественных процессов в природе. Важнейший признак— региональность, развитие на определенной территории.

методологию. «Экономика прир-я» использует различные, прежде всего общенаучные методы, разработанные естественными, общественными и другими отраслями знания.

диалектический метод, согласно которому предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии, через возникновение и разрешение противоречий

исторического метода, прослеживание динамики взаимоот-ий природы и общества. для лучшего понимания современного состояния эколого-экономических систем.

системный подход, состоящий в определении составных частей эколого-экономических систем и взаимод-их с ними внешних объектов, устан-ии структуры системы, т. е. совок-ти внутренних связей и отношений.

нормативный метод. Особая роль принадлежит предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ), нормы зеленых зон и т. п. Их назначение — установить объективные границы допустимой антропогенной нагрузки на природу

картографические методы. дается оценка прир ресурсов, прогнозируются прир явления в регионах, определяются природоохранные меры, направленные на предотвращение опасных явлений, сохр-е и воспроизводство прир ресурсов.

Среди новейших направлений отметить перспективность космических методов исследования. Осущ. изучение структуры и изменчивости атмосферы, гидросферы, литосферы

^ Функции и задачи «Экономики прир-я»

В переходный период социально-эк. развития возникает серьезная опасность ухудшения эколог. ситуации вследствие разрушения стабильных хозяйственных связей, исполь-я низкокачественных и некондиционных видов топлива, финансовых трудностей субъектов хоз-я, ограничивающих возможности природоохранной Д., недостаточности бюджетного финансирования эколог. сферы и т. п. функции:

направляющую (обоснование экологических целей и выбор главных путей их реализации);

координирующую (сбалансирование важнейших пропорций в потреблении прир ресурсов и согласование производственных интересов природопользователей с экологическими интересами общества);

стимулирующую (активизация природоохранной Д. субъектов хоз-я и общества в целом).

Выполнение этих функций в свою очередь выдвигает перед экономикой прир-я следующие задачи:

-разработка стратегических направлений ресурсосберегающего развития экономики и эколог. политики гос-ва;

-форм-е системы государственного регулирования, прогнозирования и контроля природоохранной Д.;

-исследование и научное обоснование хоз. механизма прир-я в условиях становления рыночных отношений;

-совершенствование организационных основ управления прир-ем;

-разработка эк. механизма охраны ОС и эффективного прир-я с применением рыночных рычагов;

-теоретическое обоснование и выработка методических подходов к определению экономических показателей природоохранной Д. производственных объектов и степени их воздействия на окружающую среду;

-уст. путей и методов повышения эффективности исполь-я прир ресурсов,.

6. Основные законы и принципы экологии(Б.Коммонера и Н.Ф.Реймерса)

Общие закономерности и принципы взаимодействия человеческого общества с природной средой именуются законами экологии. Значение этих законов состоит в регламентации характера и направленности человеческой Д. в пределах экосистем различного уровня. Среди законов экологии наибольшую известность получили четыре закона-афоризма американского ученого-эколога Б. Коммонера (1974):

все связано со всем (закон о всеобщей связи вещей и явлений в природе);

все должно куда-то деваться (закон сохр-я);

ничто не дается даром (о цене развития);

природа знает лучше (о главном критерии эволюционного отбора).

Из закона «все связано со всем» вытекает несколько следствий:

закон больших чисел – совокупное действие большого числа случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая, т. е. имеющему системный характер. Так, мириады бактерий в почве, воде, телах живых организмов создают особую, относительно стабильную микробиологическую среду, необходимую для нормального существования всего живого;

принцип Ле Шателье (Брауна)– при внешнем воздействии, выводящем систему из состояния устойчивого равновесия, это равновесие смещается в направлении, при котором эффект внешнего воздействия уменьшается. На биологическом уровне он реализуется в виде способности экосистем к саморегуляции;

закон оптимальности – любая система функционирует с наибольшей эффективностью в некоторых характерных для нее пространственно-временных пределах;

любые системные изменения в природе оказывают прямое или опосредованное воздействие на человека – от состояния индивидуума до сложных общественных отношений.

Из закона сохр-я вытекают по меньшей мере два постулата, имеющих практическое значение:

закон развития системы за счет окружающей ее среды –абсолютно изолированное саморазвитие невозможно;

закон неустранимости отходов или побочных воздействий производства – образующиеся в процессе производственной Д. отходы неустранимы бесследно, они могут быть лишь переведены из одной формы в другую или перемещены в пространстве, а их действие может быть растянуто во времени.

Принцип «природа знает лучше» определяет прежде всего то, что может и что не должно иметь места в биосфере. Все в природе – от простых молекул до человека – прошло жесточайший конкурс на право существования. Главный критерий этого эволюционного отбора – вписанность в глобальный биотический круговорот, заполненность всех экологических ниш.

Закон «ничто не дается даром» означает, что любое новое приобретение в эволюции экосистемы обязательно сопровождается утратой какой-то части прежнего достояния и возникновения новых, все более сложных проблем.из этого закона вытекают:1)закон необратимости эволюции;2)правило ускорения эволюции;3)следствие «не существует бесплатных ресурсов».

К законам-афоризмам Коммонера современные экологи добавили еще один закон на всех не хватит Закон ограниченности ресурсов – источник всех форм конкуренции, соперничества и антагонизма в природе и, к сожалению, в обществе.

Свою обобщенную классификацию экологических законов представил известный рос уч Н.Ф.Реймерс: 1) закон соц-эколог равновесия;2)принцип культурного управления развитием;3)правило соц-эколог замещения;4)закон соц-эколог необратимости;5)закон ноосферы.

Соблюдение этих законов возможно при условии осознания человечеством своей роли в механизме поддержания стабильности биосферы. Известно, что в процессе эволюции сохраняются только те виды, которые способны обеспечивать устойчивость жизни и ОС. Только человек, используя силу своего разума, может направить дальнейшее развитие биосферы по пути сохр-я дикой природы, сохр-я цивилизации и человечества, создания более справедливой социальной системы, перехода от философии войны к философии мира и партнерства, любви и уважения к будущим поколениям. Все это составляющие нового биосферного мировоззрения, которое должно стать общечеловеческим.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

1. Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества. Экология как наука возникла в недрах биологии в середине 19в. Темрин «экология» icon1. Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества. Экология как наука возникла в недрах биологии в середине 19в. Темрин «экология»
Р этот термин впервые был озвучен в 1964 гю на объединенной конференции методологических семинаров Академии наук ссср, а уже в 1970-е...
1. Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества. Экология как наука возникла в недрах биологии в середине 19в. Темрин «экология» iconЭкология как наука. Предмет, объект, содержание, задачи
Экология – это наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой
1. Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества. Экология как наука возникла в недрах биологии в середине 19в. Темрин «экология» iconПредмет, источники и объекты экологического права Понятие, предмет и метод экологического права Экология
Впервые в научную терминологию термин «эколо­гия» был введен немецким ученым Гсккелем в 1866 г., но как наука эко­логия возникла...
1. Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества. Экология как наука возникла в недрах биологии в середине 19в. Темрин «экология» icon1. Биология как наука. Её задачи, объекты, методы исследования. Особенности биологии на совре­менном этапе развития органического мира. Значение биологии в системе подготовки врача
Биология как наука изучает все проявления жизни. Термин был введён в начале 19в. Ламарком и Тревиранусом для обозначения науки о...
1. Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества. Экология как наука возникла в недрах биологии в середине 19в. Темрин «экология» iconЭкономика и её роль в жизни общества. Экономика как наука возникла в глубокой древности. В переводе с греческого «экономика»
Экономика как наука возникла в глубокой древности. В переводе с греческого «экономика» наука о ведении домашнего хозяйства. Как самостоятельная...
1. Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества. Экология как наука возникла в недрах биологии в середине 19в. Темрин «экология» icon1. Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека
Лярная биология, цитология, морфология, экология и пр.), разные царства (ботаника, зоология), различающихся предметом рассмотрения...
1. Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества. Экология как наука возникла в недрах биологии в середине 19в. Темрин «экология» iconЛабораторные работы по качественному и количественному анализу
Лечебное дело”, “Экология и природопользование”, “Экология”, “Природопользование”, “Геология и разведка месторождений полезных ископаемых”,...
1. Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества. Экология как наука возникла в недрах биологии в середине 19в. Темрин «экология» iconЕстественные науки в целом Человек и окружающая среда. Экология человека. Экология в целом
Павлищева, Наталья Павловна, соавт. II. Савин, Алексей, соавт. III. Кабанова, Светлана, соавт. IV
1. Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества. Экология как наука возникла в недрах биологии в середине 19в. Темрин «экология» iconПрограмма форума-выставки «Изменение климата и экология промышленного города»
Международный экологический форум «Изменение климата и экология промышленного города»
1. Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества. Экология как наука возникла в недрах биологии в середине 19в. Темрин «экология» iconЭкология человека
Эта наука исследует адаптации людей к факторам среды, а также структуру и условия существования антропогенных экосистем. Одной из...
1. Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества. Экология как наука возникла в недрах биологии в середине 19в. Темрин «экология» icon), рождаемость, смертность, миграции, внутривидовые отношения (
Закономерности взаимоотношений организмов и среды их обитания, законы развития и существования биогеоценозов, представляющих собой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы