1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь icon

1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь


Название1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь
страница1/6
Дата публикации08.09.2013
Размер0.71 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6

1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь.


Мир человеческой культуры сущест­вует внутри природного мира. И потому неразрыв­но с ним связан. Следовательно, всякий предмет культуры в принципе можно разложить как минимум на две составляющие — природную основу и его социальное содержание и оформле­ние.

Именно эта двойственность мира культуры и является в ко­нечном счете основанием возникновения двух ее типов, кото­рые принято называть естественно-научным и гуманитарным. Предметная область первого — чисто природные свойства, свя­зи и отношения вещей, «работающие» в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений. Второй тип культуры — гуманитарный — охватывает область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ социальных (обществен­ных), с одной стороны, а с другой — духовных, наделенных разумом. В него вхо­дят: философия, социология, исто­рия и др., а также религия, мораль, право и т.д.

Введение постулата неразрывного единства гуманитарной и естественно-научной науки может быть оправдано несколькими соображениями.

^ А. И тот, и другой типы культур — суть творения разума и рук человеческих.

Б. Описываемые типы наук активно формируют мировоззрение людей (каждый — свою часть). Поэтому гуманитар­ные и естественно-научные знания вынуждены координиро­ваться, взаимосогласовываться.

В. Естественно-научный и гуманитарный типы культур имеют массу пограничных проблем, предметная область которых едина для того и другого. Решение таких проблем заставляет их идти на сотрудничество друг с другом.

Г. Разделение «труда» гуманитар­ных и естественно-научных культур порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», а значит, работает в целом на единство, общность человеческой культуры.

В частности, естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по следующим проблемам:

  • Созданные естественной наукой технологии требуют гуманитарной экспертизы (проверка на совместимость с главной общественной ценностью — жизнью человека);

  • Постановка целей развития естественно-научной культуры требует учитывать и основные гуманитарные цен­ности.

Гуманитарное знание, со своей стороны, также по мере возможности пользуется достижениями естественно-научной культуры:

  • Чего стоило бы гуманитарное знание без современных средств его распространения, которые являются плодами развития естественно-научных отраслей знания;

Д. Переход естествознания в начале XX в. от класси­ческого к неклассическому этапу своего развития соответствует аналогичной трансформации гуманитарной культуры.

^ Е. Неклассический этап развития естественных и гуманитарных наук выявил, между прочим, и относительность крите­риев их разграничения. Так, в частности, выяснилось, что строгое разделение субъекта и объекта познания невозможно.

Таким образом, перечисленные выше аргументы единство естественно-научной и гуманитарной культур подтверждают достаточно очевидно. Их строгое разграничение, характерное для XIX – первой половины XX вв., в наши дни всё больше ослабевает. Но всё же речь не идёт о полном их слиянии в каком-либо обозримом будущем. Да и нет в этом особой нужды. Вполне достаточно разрешение конфликта между ними.

^ 2. Методы естественных наук

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.
Виды методов:
1) Теоретический научный метод
Теория
— система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.
Стандартный метод проверки теорий — прямая экспериментальная проверка. Однако, часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом, либо такая проверка слишком сложна или затратна, и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует.
2) Эмпирический научный метод
Эксперимент - набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной возможность постановки эксперимента, прежде всего такого, который может дать опровергающий эту теорию результат.
^ Эксперимент делится на следующие этапы:
*Сбор информации;
*Наблюдение явления;
*Анализ;
*Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление;
*Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).
Типы познания:

  • Мифологическое - тип познания характерный для первобытной культуры. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

  • Религиозное - объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер.

  • Философское - философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём.

  • Чувственное - является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания.

  • ^ Научное (рациональное) - предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное познание обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Его основные формы : понятие, суждение и умозаключение.

^ 3. Модели логики развития научного знания. (Т. Кун, И. Лакатос, К. Поппер).

Критерии научности:
1)Объективность, или принцип объективности.
2)  Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность.

3) Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта.
4)  Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; 
5)  Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными.

^ Идея индуктивизма. Эссенциалистский подход - сведение термина к сумме других терминов, характеризующих объект. Разъяснив одни, нужно разъяснить другие. Пример: утверждение: щенок - это молодая собака. Необходимо знать реальный процесс роста собаки. Щенок - определенный этап развития. Переворачивание утверждения. Определенная стадия - молодая собака, ее можно назвать щенком.
Что не выдерживает одна гипотеза, дает другая. Поппер применил свою теорию к анализу социальных теорий. «Открытое общество и его враги». Методологическая ущербность основополагающих теорий философии истории. Приходит к выводу: теория закрытого (тоталитарного) общества. Исходит из развития истории как из некоего целого объекта (по типу механики). Попытка установить законы развития истории - принципиальный недостаток. История - открытый, незаконченный объект.
В отличие от Поппера противоположную концепцию предлагает Томас Кун. Наука развивается дискретно через ряд парадигм (набор положений, разделяемых всеми учеными на данном этапе развития науки). Нормальная наука решает головоломки (в рамках парадигмы). Однако в контексте определенного развития с течением времени обнаруживаются аномалии, расхождения с глобальными принципами, постулируемыми парадигмой. До определенного момента ученые их откладывают на потом. Вдруг следует гештальт переключения с одной парадигмы на другую, отход научного общества с одних фундаментальных принципов на другие.
Лакатос развивает идеи Поппера, совершенствует их. Наука не развивается через принцип простой фальсификации, когда та или иная гипотеза отбрасывается, а существует некая конкуренция научно-исследовательских программ. В русле каждой программы существует жесткое ядро. Защитный пояс - отражение всех нападок на научное ядро программы, обращение контрпримеров в подтверждение. Конечно же, это ядро можно фальсифицировать, но в науке этого нет. Например: утверждение: все лебеди белые. Нашлись черные лебеди. Первое: отказаться от ядра. Второе: придумать защищающую гипотезу (например, их кто-то покрасил). Критерий (Поппер): одна теория лучше другой, если она выдерживает больше нападок. Лакатос: прогрессивный сдвиг программы - возможность предсказывать новые факты и выдерживать критические замечания. Методология исследовательских программ. Конкуренция. Принцип упорства (защита ядра, методологическая нагрузка).
На протяжении всей своей истории человечество накопило огромное количество различных по своему характеру знаний о мире. Наряду с научными существуют религиозные, мифологические, обыденные знания и т.д. Существование различных видов знания ставит вопрос о критериях, позволяющих отличить научное знание от ненаучного. Мы выделяем четыре критерия научного знания: 1) системность знания; 2) наличие отработанного механизма для получения новых знаний; 3) теоретичность знания; 4) рациональность знания.

Для науки, начиная с Нового времени, вводится дополнительный, пятый критерий научности — это наличие экспериментального метода исследования, а также математизация науки. Данный критерий связал современную науку с практикой, создал современную цивилизацию, ориентированную на сознательное преобразование окружающего мира в интересах человека.

^ 4. Понятие пространства в развитии.

Пространство рассматривается как физическая сущность, обладающая конкретными свойствами и структурой. Свойства пространства формировались с течением времени. Сложившиеся к III в. до н. э. знания систематизировал древнегреческий математик Евклид («Начала»). Согласно постулатам Евклида и определены основные представления о пространстве, которые использованы И. Ньютоном в его «Математических началах натуральной философии» (1687):

однородность — нет выделенных точек пространства, параллельный перенос не изменяет вид законов природы;

изотропность — в пространстве нет выделенных направлений, и поворот на любой угол сохраняет неизменными законы природы;

непрерывность — между двумя различными точками в пространстве, как близко бы они не находились, всегда есть третья;

трехмерность — каждая точка пространства однозначно определяется набором трех действительных чисел — координат;

«евклидовость» — описывается геометрией Евклида, в которой, согласно пятому постулату, параллельные прямые не пересекаются или сумма внутренних углов треугольника равна 180°.

Для определения положения в пространстве Р.Декарт обосновал единство физики и геометрии. Он ввел прямоугольную систему координат («декартовы координаты») — х, у, z.

Ньютон пришел к идее абсолютных пространства (бесконечной однородной протяженности). Каждый объект обладает в пространстве определенным положением и ориентацией, а расстояние между двумя событиями точно определено, даже если они произошли в разные моменты времени.

Положение R тела в пространстве определяется только относительно системы каких-то объектов: у Ньютона — относительно инерциальных систем отсчета.

Но А. Эйнштейн предложил (1905) свою специальную теорию относительности (СТО).

В основе СТО лежат два постулата: скорость света в вакууме постоянна и не зависит от движения наблюдателя или источника света; все физические явления (механические и электродинамические) происходят одинаково во всех телах, движущихся относительно друг друга прямолинейно и равномерно. Это означало сокращение длин и замедление течения времени в соответствии с преобразованиями Лоренца для тел, движущихся со скоростями, близкими к скорости света. В СТО время и пространство объединяются в четырехмерное пространство-время.

В конце XIX в. появились неевклидовы теории пространства— различные варианты геометрии Н. И. Лобачевского, Я.Больяйи и Г. Ф. Б. Римана. По общей теории относительности (ОТО) — обобщенной теории тяготения, разработанной Эйнштейном (1916) - при наличии в пространстве тяготеющих масс пространство искривляется, становится неевклидовым. Свойства пространства-времени определяются распределением и движением материи в пространстве.

Большинство экспериментальных данных о гравитации хорошо описывается в пространстве Евклида или в динамике Ньютона, но есть немногочисленные явления (отклонение света в поле тяготения или смещение перигелия Меркурия), которые противоречат теории Ньютона и хорошо объясняются в ОТО.

Характер физических законов существенно зависит от масштаба исследуемых явлений, и принято говорить о микро-, макро- и мегамире. Объектами микромира являются атомные ядра и молекулы, атомы и элементарные частицы. К объектам макромира относят живую клетку, человека и соизмеримые с ним предметы. Мегамир — это планеты, Солнце, звезды, галактики и вся Вселенная в целом. В мегамире существенную роль играют эффекты СТО и ОТО, преобладающим взаимодействием является гравитационное. В макромире законы движения тел определяются классической механикой, а в микромире — квантовой физикой.

^ 5. Понятие времени в его развитии.

Время, как и пространство, имеет объективный характер. Они неотделимы от материи, связаны с ее движением и друг с другом.

Первую физическую теорию времени дал Ньютон: абсолютное время — идеальная мера длительности всех механических процессов. Абсолютное время однородно, это означает симметрию относительно сдвигов. Значит, и точка отсчета времени не имеет значения, она не меняет длительность. В пространстве нет выделенных ни точек, ни направлений, т. е. оно однородно и изотропно. Ньютон не только исключил время из своей картины Вселенной, но и утвердил его в сознании как внешний параметр.

Непрерывность времени означает, что между двумя моментами времени, как близко бы они не располагались, всегда можно выделить третий. Особым свойством времени является его однонаправленность или необратимость. Это свойство времени рассматривают как следствие второго Начала термодинамики, или Закона возрастания энтропии.

Пространственно-временной континуум — новое средство характеристики физических явлений, используя которое для описания событий в природе нужно применять не два, а четыре числа, дала СТО. С точки зрения Эйнштейна, физическое пространство, постигаемое через объекты и их движения, имеет три измерения и положение объектов характеризуется тремя числами. Момент события — четвертое число. Потому мир событий есть четырехмерный континуум. У Эйнштейна не имеет смысла деление этого мира на время и пространство, поскольку описание мира событий «посредством статической картины на фоне четырехмерного пространственно-временного континуума» более удобно и объективно. Измеренное значение времени оказалось зависимым от движения наблюдателей.

Время для движущегося наблюдателя течет медленнее, чем

для неподвижного. Этот эффект замедления может быть заметен лишь для скоростей, сравнимых со скоростью света в вакууме.

Свойства пространства-времени в ОТО зависят от распределения тяготеющих масс, и движение тел определяется кривизной пространства-времени. Иллюстрацией относительного хода времени, по мнению Эйнштейна, могло бы стать обнаружение процессов вблизи предсказанных им черных дыр.

А. Эйнштейн в фундаментальных законах физики не допускал необратимости, его беспокоила направленность времени, связанная со вторым началом термодинамики. Хотя решение, соответствующее нестационарной Вселенной, полученное А.А.Фридманом из его космологических уравнений, позднее было подтверждено наличием красного смещения в спектрах далеких галактик, установленного Э. Хабблом, Эйнштейн считал гипотезу взрывающейся Вселенной временной и относился к ней с недоверием. В 60—80-е гг. XX в. отношение к эволюционным процессам стало меняться, мир предстал существенно нелинейным с необратимыми процессами в своей основе. Поэтому и времени в новой эволюционной картине мира уготована иная роль.

Для определения момента произошедшего события обычно достаточно одного измерения, указания только одного числа. Такое восприятие времени настолько привычно, что большее число измерений для времени трудно вообразить. Но наблюдаемые события происходят от прошлого к будущему. Можно сказать, что понятия «прошлое» и «будущее» в данной точке пространства есть понятия абсолютные.
  1   2   3   4   5   6



Похожие:

1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь icon1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь
Мир человеческой культуры сущест­вует внутри природного мира. И потому неразрыв­но с ним связан. Следовательно, всякий предмет культуры...
1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь icon16 мая (четверг), г. Вологда: Пресс-конференция. Открытие форума. Международная научная конференция «традиции народной культуры: проблемы изучения, сохранения, восстановления»
Вологде и Вологодской области в рамках Дней славянской культуры и письменности пройдет Этнокультурный форум «вологодский собор»....
1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь iconЕжегодная студенческая научная конференция «Гуманитарные стратегии современности»
Интерес студенческой конференции заключается в том, что научная работа здесь оказывается настолько сухой и бессодержательной, насколько...
1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь iconЕжегодная студенческая научная конференция «Гуманитарные стратегии современности»
Интерес студенческой конференции заключается в том, что научная работа здесь оказывается настолько сухой и бессодержательной, насколько...
1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь iconМинистерство Культуры РФ Государственный Российский Дом народного творчества
Научно-практическая конференция «Традиционная культура и современные формы патриотического воспитания в городской среде», Томская...
1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук
Отличительные признаки научного знания в социальном познании и их взаимосвязь с развитием науки и культуры
1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь iconБюджетное учреждение культуры «вологодская областная универсальная научная библиотека им. И. В. Бабушкина»
Вологодской областной универсальной научной библиотеке им. И. В. Бабушкина прошла Официальная церемония подведения итогов областного...
1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь iconВопрос о сущности идеологии как теоретического уровня общественного сознания возник в культуре индустриального общества, когда на Западе (с XVIII в.) и в России (c XIX в.) стало формироваться научное понимание действительности
Обустройства общества, в котором производительная сила труда и вместе с тем бедность тружеников стали расти в неимоверных масштабах....
1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь icon26-27 апреля 2013 года состоится ХI ежегодная всероссийская научная конференция молодых ученых и студентов
Для участия в конференции приглашаются студенты, магистранты, аспиранты и молодые ученые. Продолжительность конференции 2 дня. В...
1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь iconЧистка Рода Взаимосвязь со своим Родом
Рода непосредственно влияют на вас, поэтому очень важно наладить с ними взаимосвязь, так сказать прочистить «каналы связи». Важно...
1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их взаимосвязь iconИгра «пси-фактор» Организатор: ск «Барракуда»
По результатам ознакомления с бумагами фбр и цру в 2009 году организована научная лаборатория по созданию устройств по чертежам Теслы,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы