1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи icon

1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи


Название1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи
Размер90.1 Kb.
ТипЛекция

Лекция №4: Политическая мысль в России


1. Политическая мысль Древней Руси

2. Политическая мысль периода Московского государства

3. Политическая мысль периода Империи

4. Консервативная политическая мысль

5. Основные этапы эволюции российского либерализма

6. Революционный радикализм в русской политической мысли

7. Политическая мысль русского зарубежья


Ключевые понятия и категории: цезарепапизм и папоцезаризм, византийская модель власти, идея «Москва - Третий Рим», правительственный либерализм, оппозиционный либерализм, декабризм, славянофилы и западники, «охранительный» («консервативный») либерализм, социальный либерализм


^ 1. Политическая мысль Древней Руси

В силу целого ряда причин (исторических и геополитических) Киевское государство (IХ-ХII вв.) отставало в своем развитии от стран Западной Европы.

Более медленные темпы социально-экономического, политического, культурного процесса не могли не сказаться на развитии русской политической мысли, обусловив ее заметное отставание от западноевропейской как в древний период русской истории, так и на протяжении всех последующих этапов.


^ В древнерусских источниках нашли свое отражение важнейшие политические проблемы, волновавшие современников:

- происхождение государства и великокняжеской династии (обосновывалась законность варяжской династии Рюриковичей),

- укрепление единства всех восточнославянских земель (княжеские междоусобицы наносили государству значительный урон),

- суть вели­кокняжеской власти (она должна быть сильной, но доброжелательной), взаимоот­ношения церкви и государства.


Последний вопрос, столь актуальный для полити­ческой мысли христианской Европы в Средние века, на Руси решался по образцу византийскому, в духе так называемой цезарепапистской идеологии: светские го­судари главенствуют над церковью.


Огромное влияние на Древ­нюю Русь уже с IX в. оказала византийская цивилизация, откуда были заимство­ваны восточное христианство и авторитарные принципы организации политиче­ской власти.

Халкидонский Вселенский собор 451г. провозгласил формулу «царя-первосвященника — учителя веры». Крещение Руси в 988г. и возведение христианства в ранг государствен­ной религии способствовали утверждению идеологии, согласно которой правитель является земным представителем самого Бога.

В XIV веке начала проявляться пагубная особенность византийской традиции в истории Руси, получившей православие взамен католициз­ма.


А православие стояло не на фаустианском, но магическом христиан­стве. То есть приоритет воли царя земного перед Царем небесным и рабская покорность власти, умноженные на осуждение индивидуализ­ма, гордыни и стремления к личному лидерству и обогащению.


^ Древнейшие литературные памятники Руси, где политическая мысль нашла наиболее яркое отражение, — древнерусские летописи и жития древнерусских святых (среди них особо следует выделить Бориса и Глеба, а так­же Сергия Радонежского) «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Русская Правда» Ярослава Мудрого, «Поучение» Владимира Мономаха, а также «Моление» Даниила Заточника. Поиски смысла исторического бытия русского народа и государства уже тогда становятся предметом «древнего любомудрия».

К сочинениям такого рода следует отнести «Слово о законе и благодати» митро­полита Илариона (ок. 1050). Хотя трактат выдержан в богословском духе того времени, в нем впервые ставится вопрос о мессианской роли «свежего» русского народа, на который через акт крещения снизошла божественная благодать. К этому типу сочинений принадлежит и первый летописный свод «Повесть времени лет» (начало XII в.), в котором обсуждаются вопросы о началах исторического бытия русского народа и государства, о природе добра и зла в истории.


^ Киевский период русской истории не знал абсолютной власти князя. Власть его была единодержавной, т. е. монархической, но еще не самодержавной в смысле абсолютной, будучи ограничена сильными вечевыми институтами и традицией совета с дружинниками-боярами.


^ Нельзя забывать и о феномене Новгородской и Псковской республик, где монархическая идея была вовсе отвергнута.

Новгородские летописи свидетельствуют о том, что, официально приняв христианский культ, эти земли не приняли идеологии византизма и развивались на основе принципов самобытной русской демократии.

Архиепископ Новгорода утверждался вечем, а значит, имел свои полномочия не свыше, а от народа.


^ Господство Золотой Орды (в XIII - XV вв. российская политическая культура в значительной степени формировалась под ее влиянием) объективно помогло становлению на Руси византийской модели власти.


С присоединением Новгорода к Московскому княжеству носителем политического суверенитета становится только великий князь Московский.


^ 2. Политическая мысль периода Московского государства

Новый период русской государственности — московский — генерирует политические идеи, ставшие базисными в российской политической культуре.

^ Обосновывается право московских государей на неограниченную самодержавную власть (сильную, но справедливую — именно таково было значение словосочетания «грозная власть»), а также идея великодержавности: Москва — Третий Рим.

Крушение Византии (в 1453г. Константинополь пал под напором турок) привело к возникновению теории о всемирно-исторической роли Москвы, кратко изложенной в посланиях игумена Псковского монастыря старца Филофея к московским князьям.

В них проводилась мысль о том, что с падением Рима и Константинополя центром христианства становится Россия во главе с русским князем — страна принимает на себя миссию отстаивания и утверждения православной веры.

Идея «Москва - Третий Рим» стала основой идеологии Московского государства: в сознание россиян настойчиво внедрялась Мысль, что Русь — это исключительное, стоящее на другими странами государство — Святая Русь, а русские — богоизбранный народ.


Логическим следствием распространения концепции «Москва — Третий Рим» явилось венчание на царство Ивана IV Грозного в 1547г.

^ Русский царь становился помазанником Божьим, т. е. наместником Бога на земле.

Сочинения Ивана Грозного (прежде всего его «Переписка» с князем Андреем Курбским) посвяшены обоснованию абсолютной, тиранической власти монарха, ответственного только перед Богом. В яркой публицистической форме он критикует «пороки сословно-представительного правления («там особь каждая о своем печется»).


Иван IV впервые в истории русской политической мысли четко сформулировал идею патерналистского правления, которая также стала одним из архетипов российского политического сознания: только государь знает об истинных нуждах своих подданных, и лишь он вправе заботиться «о чести и о выгодах для страны».


Политический оппонент Ивана IV князь Андрей Курбский (ок. 1528-1583), полемизируя с царем, обосновывает необходимость мо­нархии с сословно-представительным органом, «просвещенной» и основанной на законах.

^ К аналогичным выводам, уже на основе уроков Смутного времени, приходит И. Тимофеев (1555-1631).

В своем «Временнике» он критикует тираническое правление, отстаивает идею сословно-представительной монархии, провозглашает право народа на сопротив­ление «злонамеренной» власти.


^ Во второй половине XVII в. в России отчетливо прослеживается тенденция к установлению абсолют­ной монархии.

Идеологическое обоснование абсолютизма (в России он имел совершенно иную социально-политическую природу — с западноевропейским абсолютизмом его роднили лишь формальные признаки) сразу начинается с разработки различ­ных вариантов учений о просвещенной абсолютной монархии.


Симеон Полоцкий (1629-1680) говорит о желательности и благодетельности монархии, основанной на законах, перед которыми все равны.

^ Ю. Крижанич (ок. 1618-1683), автор уни­кального для российской политической мысли тех времен политического трактата «Политика», следуя Аристотелю, называет «правильные» и «неправильные» формы правления.

«Совершенное самовладство» (так Крижанич обозначает абсолютную монархию) — наилучшая форма правления в том случае, если государь — просвещенный правитель и обеспокоен, прежде всего, благом народа.

^ Гарантия против превращения совершенного самовладства в наихудшую форму правле­ния — тиранию — принятие законов, обязательных и для народа, и для правителей. Взгляды Полоцкого и Крижанича отражали настроения в пользу постепенного, ненасильственного варианта модернизаций российского общества, несомненно более медленного, чем тот, по которому вскоре двинулась страна.


^ 3. Политическая мысль периода Империи

Новый этап российской истории начинается на рубеже XVII-XVIII вв. рефор­мами Петра I.

Европеизация российского общества, предпринятая Петром I, требовала своего идеологического обоснования. Только абсолютная власть самодержца, опираю­щаяся на разветвленный бюрократический аппарат, могла инициировать и конт­ролировать осуществление масштабного экономического, социального и полити­ческого эксперимента.

^ Феофан Прокопович (1682-1736), глава «ученой дружины» Петра I, исполь­зуя теорию общественного договора, обосновывает идею ничем не ограниченной самодержавной власти: в момент совершения договора (обусловленного Божьей волей, а не разумом) народ полностью и навсегда отказывается от своих прав и свобод. Теорию Прокоповича можно рассматривать как оправдание нарождавшегося в России полицейского государства.


^ Ф. Прокопович и В. Н. Татищев (1686-1750), историк и государственный деятель, следуя аристотелевской классификации государственных форм, доказывали, что в России в силу ее больших пространств и отсутствия достаточного просвещения у народа возможно лишь абсолютное «самовластие».

Русские мыслители петровского времени, познакомив общество с идеями раннего Просвещения, в то же время давали совсем иную трактовку теориям естественного права и общественного договора: идеи политической свободы и гражданского равенства из них не вытекали.


^ В отличие от Западной Европы, в стране не было крупных представителей теократической парадигмы, обосновывавших превосходство церковной власти над светской (такую систему взглядов принято называть папоцезаризмом).

Как уже отмечалось выше, Русская православная церковь, наследуя византийские традиции, придерживалась иной, цезарепапистской идеологии.

Со второй половины XVIII в. в России начинают складываться классические направления в политической мысли Нового времени — консервативное, либеральное и революционно-демократическое (радикальное).


^ 4. Консервативная политическая мысль

На формирование консервативной политической мысли в России оказали несомненное влияние идеи европейских традиционалистов — Э. Берка, Ж. Де Местра и др.: их резко критическое отношение к теориям естественного права, идеям индивидуальной свободы и гражданского равенства.

Российские консерваторы ^ М. М. Щербатов (1733-1790), Н. М. Карамзин (1766-1826) подчеркивали незыблемость монархии и крепостного права, сословного построения общества.

Самодержавие, по их мнению, есть всесословное и отеческое правление, властитель — строгий и добрый отец, крепкий в православной вере и отстаивании заветов старины. Только такое правление — гарант единства общества и его благополучия.


В 1811г. Карамзин пишет «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой резко критикует либеральные реформы, которые начал Александр I.

В «Записке» сформулированы классические принципы русской охранительной идеологии: «требуем более мудрости охрани­тельной, нежели творческой», «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Однако, создавая образ иде­ального самодержавного правления, Карамзин критикует самодержавие реальное: самодержец для него есть «обычный политик».


В «Записке» впервые сфор­мулирована важнейшая задача: не переносить механически на русскую почву выработанные европейской культурой понятия, а осмысливать собственный ис­торический опыт для создания новых законов и политических процедур.


Идеи Карамзина стали основой для развития русской консервативной мысли, в даль­нейшем представленной ^ Н. Я. Данилевским (1822-1855), К. Н. Леонтьевым (1831-1891), К. П. Победоносцевым (1827-1907), евразийцами и др.


В книге Данилевского «Россия и Европа» (1871) обосновывается концепция о принципиальном расхождении между Европой и «славянским культурно-историческим типом».


Подобные мысли высказывает и ^ К. Н. Леонтьев. Обосновывая византийские истоки российской цивилизации, он предостерегает от следования «отвратительному пути», по которому пошла Евро­па.

От разрушительного влияния Запада Рос­сию ограждает православие. По Леонтьеву, назначение России — создание особой цивилизации, славяно-азиатской, причем ближайшая практическая задача — «взятие Царь-града и заложение там основ новому куль­турно-государственному зданию».

Таким образом, византизм Леонтьева основы­вался и на идее перенесения столицы как предпосылке обновления и возвышения России.


^ Гибельность европейского пути для России обосновывает К. П. Победо­носцев в своей знаменитой работе «Великая ложь нашего времени».

Такой лож­ной идеей является, с его точки зрения, теория парламентаризма: выборы не от­ражают волю избирателей, а избранные представители руководствуются лишь собственными честолюбивыми интересами.


Последовательным критиком демократии - самого страшного, по его мнению, вида деспотизма – был Л.А. Тихоми­ров (1852-1923), автор трактата «Монархическая государственность».


При всем разнообразии концепций можно выделить рад общих признаков, присущих российской консервативной мысли:

  • провозглашение необходимости для России следовать по собственному пути развития, отличному от западного;

  • признание незыблемости самодержавной власти в России, допускающее возможность проведения реформ, не затрагивающих сути существующей системы власти;

  • критика парламентаризма (представительная система есть отчуждение власти от народа, а парламент - «ужасная говорильня»), либерализма и социализма (свобода и равенство, идеи народного суверенитета — самые лживые из политических идей);

  • религиозное (православное) мировоззрение, сакрализация явлений политической жизни, представление о монархе как о «помазаннике Божьем»;

  • сохранение традиционной системы отношений, общественной иерархии как основы самодержавной власти и отражения «иерархии небесной»;

  • высшая нравственная задача личности — служение общему благу, выразителем которого является государство.



^ 5. Основные этапы эволюции российского либерализма

Проникновение в Россию со второй половины XVIII в. идей Просвещения способствовало формированию в стране либеральной мысли.


Так называемый правительственный либерализм был представлен императрицей Екатериной II (ряд мероприятий, осуществленных в период ее царствования, а также ее знаменитый «Наказ», где императрица говорила о роли права и закона в государстве), княгиней Е. Р. Дашковой, графом Н. И. Паниным и др.


При отсутствии основ гражданского общества государственная власть, осуществляя модернизацию «сверху», сама инициировала процесс распростране­ния либеральных ценностей.


С воцарением Александра I правительственный ли­берализм обрел характер конкретной программы действия, которая была четко сформулирована М. М. Сперанским (1772-1839).


^ Сперанского можно считать ос­нователем русской политико-правовой традиции.

В 1809г. он пишет «Введение к Уложению государственных законов», которые вошли в историю под названием «план Сперанского»: правовое государство, разделение властей, конституционное ограничение самодержавия.

Идеи Сперанского, не реа­лизованные при его жизни, стали основой для либеральных реформ Александ­ра II, заложивших фундамент конституционно-правовой системы на уровне мест­ного самоуправления.


^ Либеральными по своей сути были многие мероприятия С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.


Однако, непоследовательность проводившихся «сверху» реформ, периодические отказы от них усиливали оппозиционный либерализм, представителями которого на начальном этапе его развития были Н. И. Новиков (1744-1818), Я. П. Козельский (ок. 1728 - ок. 1794), Д. И. Фонвизин (1744- 1792), А. Н. Радищев (1749-1802), С. Е. Десницкий (1740-1789).


^ Основные идеи русских просветителей:

- резкая критика самодержавия и крепостничества с позиций теории естественного права;

- установление конституционной монархии (С.Е. Десницкий);

- либо республики, основанной на разделении власти (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев);

- законодательное закрепление прав граждан — формирование правового государства.


Наиболее полное развитие либеральная тенденция русской просветительской мысли второй половины XVIII в. получила в произведениях профессора Московского университета С. Е. Десницкого, который считается основателем русской научной юриспруденции.


Сущность концепции Десницкого состояла в передаче значительного объема законодательных полномочий выборному представительному органу — сенату при сохранении за монархом верховного суверенитета и права абсолютного вето.

Концепция Десницкого была попыткой адаптации английской конституционной модели к российским условиям.


Теоретические конструкции Десницкого и Радищева заложили концептуальные основы и российского либерализма, и одновременно радикализма. «Дворянская революционность» А. Н. Радищева предвосхитила влиятельную в 20-х гг. XIX в. идеологию декабризма.


Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг., благодаря которым русское общество познакомилось с западноевропейской политической жизнью и филосо­фией, предопределили дальнейшее развитие оппозиционной политической мысли и практики.

«Практики» стремились перенести в Россию те формы политического строя, которые уже получили развитие в Европе (конституционные монархии и республики), — это привело к формированию идеологии декабризма и декабристскому движению.


^ В рамках декабризма были выдвинуты два прин­ципиально различных проекта обустройства России.

П. Пестель (1793-1826), руководитель «Южного об­щества», создает модель унитарного республикан­ского государства с жесткой диктатурой, не предпо­лагающей политической свободы, но с социальными и экономическими гарантиями для населения.

Идеолог «Северного общества» Н. Муравьев (1796-1843) предлагает федеративное устройство с гарантиями политической свободы, принципом разделения власти.


Событием в развитии политической мысли России первой половины XIX в. стала публикация в журнале «Телескоп» (1836) первого письма из сочинения П. Я. Чаадаева (1794-1856) «Философические письма».


^ Чаадаев резко критически оценивал прошлое и настоящее России. Согласно предложенной им концепции, Россия, приняв христианство в византийской (православной) форме, оказалась оторванной от истинного живительного христианства (католицизма) и замкнулась в своей религиозной обособленности.

Отсюда следовало, что для России не существует иного пути развития, кроме западноевропейского.

В то же время Чаадаев верил в особую миссию страны: по его мнению, Россия существует для того, чтобы «преподать великий урок миру». Как бы в ответ на пессимистическую позицию Чаадаева — Россия призвана Провидением указать другим народам не повторять ее судьбу.


Министр просвещения ^ С. С. Уваров выдвинул известную формулу духовного единства внутри государства: самодержавие — православие — народность.

Сторонники «официальной народности» исповедовали идею Третьего Рима, т. е. представление об исключительном призвании России продолжить культурно-политические традиции великих империй.

В то же время те споры, которые велись в среде российской интеллигенции после опубликования «Философических писем», во многом способствовали возникновению двух направлений в русской общественной мысли 40-60-х гг. XIX в. — славянофильства и западничества.


^ К 1839г. сложились взгляды славянофилов, примерно к 1841г. — взгляды западников.

Славянофилы — А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), П. В. Киреевский (1808-1856), К. С. Аксаков (1817-1860), И. С. Аксаков (1823-1886) и другие, обосновывали самобытный путь развития России, основанный на народном самодержавии, духовном православии и общинном коллективизме.


^ Западники - Н. В. Станкевич (1813-1840), Т. М. Грановский (1813-1855), К. Д. Кавелин (1818-1885), М. Н. Катков (1818-1887), Б. Н. Чичерин (1828-1904) и другие связывали будущее России с усвоением достижений западной цивилизации: перенесением на российскую почву опробованных в Европе идей правового государства с конституционными гарантиями личных свобод, парламентаризма и разделения власти.


^ К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин были представителями так называемой государственной школы в отечественной политической мысли: государство и его политические институты, по их мнению, сыграли первостепенную роль в историческом развитии страны.


^ Б. Н. Чичерин (1828-1904) — один из основоположников политической науки в России, автор «Истории политических учений».

Чичерина интересовал широкий круг проблем: происхождение и сущность государства; формы государственного устройства; представительные учреждения и их место в системе государственных структур; роль личности в истории; соотношение центральной и местной властей, власти и политики с моралью и др.


Чичерин изложил программу практических действий, которая сводилась к требованиям отмены крепостного права, невмешательства государства в экономику, свободы частного предпринимательства, обеспечения минимальных гражданских и политических свобод, перехода от самодержавия к конституционной монархии.


По Чичерину, силой, способной реализовать эту программу, являлось само государство, правительство.

Почин в осуществле­нии либеральных реформ — прерогатива самодержавного правительства. Сущ­ность либерализма Чичерин и усматривал в «примирении» начала свободы с на­чалом власти и закона: либеральные меры, обеспечивающие права и свободы граждан, и сильная власть, связующая и сдерживающая общество.

^ Это была про­грамма «охранительного», «консервативного» либерализма для общества или «либерального консерватизма» для правительства.


Компромиссом в спорах между славянофилами и западниками о путях развития и пред­назначения России является общественно-политиче­ская теория В. С. Соловьева (1853-1900), основан­ная на его «философии всеединства».

Соловьев ставит вопрос о смысле существования России в составе мирового сообщества, во всемирной истории.


В. Со­ловьев считал, что каждая нация как государственное целое призвана выполнять в составе человечества опре­деленную роль.

Историческая миссия России как од­ного из крупнейших христианских государств состоит в том, чтобы духовно объединить христианские стра­ны и тем самым способствовать созданию вселенского теократического государства.

По мнению Соловьева, в этом и состоит назначение «русской идеи» (доклад под названием «Русская идея» был прочитан Соловьевым в Париже в 1888г.).


Соловьев призывал покончить с высокомерным отношением к Западу и налажи­вать взаимопонимание и сотрудничество на основе общих христианских ценно­стей: преображения жизни, ее разумного самоограничения, развития обществен­ной свободы, служения идеалам добра и справедливости.


^ Исключительно важным элементом в системе «русской идеи» было понятие соборности.

Было принято считать, что в церкви осуществляется доброволь­ное соединение — собор — всех молящихся в любви к Богу и друг другу как брать­ям во Христе.

Утверждалось, что только православию присуща соборность, которая гармонически сочетает потребности отдельного ве­рующего и церкви — собора в целом, идея же индивидуального спасения не отве­чает ни духу русского народа, ни духу времени.

Идеи В. С. Соловьева также дали толчок развитию в России уже упоминавшейся оригинальной теории социального либе­рализма.


Он разработал концепцию «правомерного государства», в которой од­ним из первых в европейской политической мысли сформулировал идею «права каждого человека на достойное существование».


Крупнейшими представителями теории социального либерализма были П. И. Нов­городцев (1866-1924), Л. И. Петражицкий (1867-1931), Б. А. Кистяковский (1868-1920), С. И. Гессен (1887-1950) и др.

Развивая классические принципы правово­го государства они обосновали необходимость его превращения в «социальное», т. е. такое, которое обеспечит человеку достой­ные материальные условия его политической свободы.


«Социальное» измерение правового государства было подробно разработано Б. А. Кистяковским. В работе «Социальные науки и право» он утверждает, что правовое государство со временем станет «социалистическим правовым государством». Подразумевалась необходимость дополнить демократию политическую демократией социальной и экономической. Право же выступало как основной инструмент реализации демократических принципов.


Большая роль в разработке правовой теории («организованного правопорядка») принадлежит С. А. Муромцеву (1850-1910), М. М. Ковалевскому (1851 - 1916), Н. М. Коркунову (1853-1904).


Ковалевский — один из первых, кто уделил большое внимание сравнительному изучению истории развития политических отношений и правовых норм Западной Европы и России, тем самым заложив теоретические основы компаративистики — сравнительной политологии и сравнительного правоведения.

К отличительным чертам правового государства Ковалевский относил:

  • «начало равенства» в гражданской и особенно в политической областях;

  • «самоуправление общества», т. е. проникновение выборного начала во все сферы государственной жизни;

  • возможность обжалования действий правительственных органов в судебном порядке при обязательной независимости суда от администрации.



Начало изучению политических партий было положено М. Я. Острогорским (1854-1919).

Его книга «Демократия и организация политических партий» вошла в классику политической науки.

^ Согласно мнению Острогорского, партии в условиях представительной демократии необходимы для контроля над деятельностью государственно-бюрократического аппарата.

^ Они призваны стать посредниками между обществом и государством. Но поскольку масса пассивна, в партиях начали играть ведущую роль руководители и созданный ими аппарат, сами партии бюрократизировались, а партийная бюрократия фактически слилась с бюрократией государственной.

^ Так возникает проблема осуществления контроля рядовых членов партии над ее руководителями.

Идея Острогорского о создании временных партий найдет свое воплощение в политической практике и деятельности газет-эфемеров, появляющихся, например, во время избирательных кампаний.


^ П. Н. Милюков (1859-1943)признанный лидер либерального движения в России, один из основателей и руководителей партии кадетов (Конституционно-демократической партии).

В «Очерках по истории русской культуры» (1896-1903) Милюков указывал на большую роль государства в формировании русского общества и утверждал, что Россия, несмотря на свои существенные особенности, шла европейским путем развития.


Милюков был убежден в том, что Россия может и должна стать конституционным государством. Политические взгляды Милюкова нашли отражение в программном документе кадетской партии, принятом в ок­тябре 1905г.

П. Н. Милюков принимал активное участие в думской деятельности (III- IV Думах руководил кадетскими думскими фракциями), видя в ней возможность реализации либеральных идеалов кадетов. Деятельность Милюкова, умение его единомышленников (С. А. Муромцев, В. Д. Набоков, И. В. Гессен и др.) находить возможности для компромиссов обеспечивали российскому либерализму в его кадетской форме жизнеспособность вплоть до революционных событий 1917г.


^ 6. Революционный радикализм в русской политической мысли

Предыстория русской радикальной политической мысли начинается в глубокой древности.

^ Представления о равенстве всех людей перед Богом и о неизбежном торжестве социальной справедливости были известны с незапамятных времен.

В многочисленных русских утопиях XVIII в. находим мечты о социальной справедливости, имущественном равенстве. Социальные утопии этого периода (Ф. Эмин «Непостоянная фортуна», М. Херасков «Кадм и Гармония») были написаны под сильным влиянием идей европейского и русского Просвещения.

^ Основателем революционного просветительства можно считать А. Н. Радищева (1749-1802), из­ложившего свои взгляды в знаменитом политическом трактате «Путешествие из Петербурга в Москву».


Радищев обеспокоен положением труженика, он ищет социальные и политические условия его достойного существования, в основе которого будет «равенство в имуществах», «выравнивание доходов».

Гарантией социальной справедливости станет демократический республиканский строй, основанный на принципах естественного права и общественного договора между трудящимися.


По мнению Радищева, руссоистская модель непосредственной демократии не гарантирует полноту народного суверенитета.

^ Подлинным гарантом верховенства народа является его право на восстание, постоянная готовность людей к вооруженному выступлению против несправедливой власти.


Революционно-демократическое крыло в политической идеологии начала XIX в. было представлено ^ П. И. Пестелем (1793-1826).

В «Русской правде» Пестель выдвигал требования ликвидации крепостного права и самодержавия, провозглашение России республикой, свободы печати и вероисповедания.

Пестель считал возможным сосуществование общественной и частной собственности на землю. Равенство перед законом подкрепляется равенством социальным, которое обеспечивается равными экономическими возможностями и мерами против неумеренного обогащения.

Можно сказать, что пестелевские идеи предваряли русский социализм, они заложили основу концепции «общинного социализма», сформулированной революционерами-демо­кратами и народниками.


^ А. И. Герцен (1812-1870), В. Г. Белинский (1811-1848), II Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861) считали, что только коренное преобразование общества на социалистических началах в ходе крестьянских революций способно обеспечить подлинное равенство и демократию; русская крестьянская община - готовая ячейка будущего социалистического общежития.


Идея «русского социализма» была подхвачена народниками (П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин, Н. К. Михайловский), но вскоре подверглась резкой критике со стороны отечественных марксистов.


Первой российской марксистской организацией стала возникшая в Женеве группа «Освобождение труда» во главе с Г. В. Плехановым (1856-1918), которого считают родоначальником русского марксизма.

Идеи Маркса в их Плехановской интерпретации были восприняты ^ В. И. Лениным (1870-1924), который предложил совершенно новое прочтение марксизма применительно к условиям России.

В отличие от Маркса, который считал возможной победу социалистической революции в достаточно развитой в экономическом отношении стране с численным преобладанием пролетариата, Ленин утверждал, что диктатура пролетариата может быть установлена и в России.

Государственной формой диктатуры пролетариата должна быть Республика Советов, где нет разделения власти на исполнительную и законодательную: принцип разделения власти тормозит осуществление государственной политики и делает власть неэффективной. Впоследствии, когда будет достигнута социальная однородность общества, государство отомрет.


^ Самой радикальной политической концепцией в России был анархизм.

Представители русского анархизма М. А. Бакунин (1814-1876) и П. А. Кропоткин (1842-1921) считали возможными полную ликвидацию всех институтов государства (государство — механизм насилия над обществом — не имеет никакой положительной ценности) и немедленный переход к социалистическому обществу, основанному на самоуправлении рабочих ассоциаций.


Радикальная революционность как основа мировоззрения русской интеллигенции была подвергнута резкой критике в знаменитых сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918).

^ Авторы сборников П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский и другие делают вывод о невозможности достижения «земного рая» ценой разрушения.

Социализм в совокупности с атеистическим мировоззрением, отрицание самостоятельного значения личности и культуры — главная опасность для государства и нации.

Религия, утверждают философы, — духовная альтернатива тоталитарной идеологии; истинное предназначение человека — в свободном духовном творчестве по устроению социального бытия на принципах права и справедливости.


^ 7. Политическая мысль русского зарубежья

Процесс формирования политической науки в стране оказался прерванным в связи с событиями 1917г.: в советском обществе утвердилось безраздельное господство коммунистической идеологии, а западная идеология была объявлена лженаукой. Начинается кризис обществознания в целом.

^ Дальнейшее развитие политической мысли стало возможно лишь в условиях русского зарубежья, где сформировались такие ее направления, как евразийство (Н. С. Трубецкой, Г. В. Флоровский), неомонархизм (И.А. Ильин, Л. А. Тихомиров), христианский социализм (С. Л. Булгаков, Г. П. Федотов).


Большой вклад в развитие политико-правовой мысли, в создание теории христианского социализма внес ^ Н. А. Бердяев (1874-1948).

Центральное место в концепции Бердяева занимают проблемы человеческой личности и ее свободы.

Абсолютизм народа, считает Бердяев, не менее опасен для человека, чем абсолютизм самодержавия; права и свободы гарантирует человеку не государство, а высшее начало — Бог.


^ Бердяев, Ильин, Федотов искали пути избавления от «неправды коммунизма»: анализируя сталинский режим, они дали всесторонний анализ феномена тоталитаризма.


Идеальная форма власти для России, по мнению ^ И. А. Ильина (1883-1954), монархия.

Россия всегда имела монархическую форму государственного устройства, именно монархия создала и обустроила страну, а потому правосознание русского народа — монархическое.

Несмотря на то, что политической науки в составе советского обществоведения не существовало, политические проблемы в их марксистской интерпретации рассматривались в рамках таких дисциплин, как политическая экономия и марксистско-ленинская философия.

В условиях некоторого ослабления тоталитарного ре­жима стали возможны публикации, в которых, зачастую в завуалированной форме, затрагивались вопросы формирования гражданского общества, правового государства, демократической альтернативы тоталитаризму (Г. X. Шахназаров, Ф. М. Бурлацкий, Ю. А. Красин, А. А. Галкин и др.). Со второй половины 80-х гг. XX в. на волне начавшейся перестройки возникли условия для формирования но­вой российской политической науки.


План занятия

  1. Политическая мысль Древней Руси и периода Московского государства.

  2. Консервативная политическая мысль в России: основные идеи и этапы развития.

  3. Славянофилы и западники. Русская идея. Либерализм в России.

  4. Радикальная политическая мысль в России.

  5. Политическая мысль русского зарубежья.

Темы рефератов

  1. Политическая мысль Древней Руси: поиски смысла исторического бытия русского на­рода и государства.

  2. «Москва — Третий Рим» — идеология Московского государства.

  3. Иван Грозный и Андрей Курбский: деспотизм или упорядоченная монархия?

  4. Н. М. Карамзин: у истоков российского консерватизма.

  5. Политические идеи П. Я. Чаадаева и их влияние на русскую общественную мысль XIX в. «Философические письма».

  6. Особенности российского либерализма. «Охранительный» либерализм Б. Н. Чичерина и его концепция правового государства.

  7. Религиозно - нравственная традиция в русской политической мысли конца XIX - начала ХХв.

  8. Н. А. Бердяев о демократии, свободе личности, тоталитаризме.

  9. Политическая философия евразийства.

10. Анархизм в России. М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин о безгосударственности, свободе, самоуправлении.


Основная литература

Шаповалов В. Ф. Россиеведение: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 3-4.

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории политической отечественной мысли XIX и XX веков. М., 1997.

Замалеев А. Ф. Учебник русской политологии. СПб., 2002.

История политических и правовых учений / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 2002.

Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI - XX вв. М., 1995.

Мир политической мысли: Хрестоматия по политологии / Под ред. А. К. Голикова и других. СПб., 2001.

Политология: Хрестоматия / Сост. М. А. Василик, М. С. Вершинин. М., 2000.


Дополнительная литература

Бердяев Н. А. Судьба России: Сочинения. М., 1998.

Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1991.

Вехи. М., 1991.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

Вершинин М. С. Политология русского консерватизма (XIX — начало XX в.). СПб., 1997.

Из глубины: Сборник статей о русской революции. М., 1990.

Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992.

Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М., 1993.

Козырева Л. Д. Философия народовластия в России. СПб., 1998.

Леонтович В. В. История либерализма в России. М., 1995.

Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. М., 1997.

О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья, М., 1990.

Политическая мысль второй половины XX века: Хрестоматия для вузов / Сост. В. А. Мальцев. Пермь, 1999.

Романовский С. И. Нетерпение мысли, или Исторический портрет радикальной русской интеллигенции. СПб., 2000.

Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов / Под. ред. М. П. Мчедлова. М., 2003.

Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. М., 1993.

Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб.,1991.

Русский консерватизм XIX столетия: идеология и практика / Под ред. В. Я. Гросула. М., 2000.

Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М., 1999.

Русская идея / Сост. А. М. Маслин. М., 1992.

Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. СПб., 1991.

Согрин В.В. Либерализм в России. М., 1997.

Соловьев В.С. Русская идея // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2.

Тихомиров Л. Апология монархии. М., 1998.

Федотов Г. Судьба и грехи России. М., 1992. Т. 2.

Христианский социализм (С. Н. Булгаков): споры о судьбах России / Сост. В. Н. Акулинин. Новосибирск, 1991.

Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1998.


Практическое задание

1. В чем смысл понятия «патернализм»?

2. Назовите важнейшие проблемы, которые нашли отражение в древнерусских летописях и трактатах.

3. Разъясните смысл концепции «Москва — Третий Рим».

4. В чем суть полемики между Иваном Грозным и А. Курбским?

5. Сформулируйте основные идеи русского консерватизма и назовите имена его наиболее ярких представителей.

6. Раскройте суть политических воззрений К. И. Леонтьева. Почему его концепцию принято называть византизмом? Прокомментируйте его слова из знаменитого трактата «Византизм и славянство»: «Основы нашего как государственного, так и домашнего быта остаются тесно связаны с византизмом».

7. Какую идею К. П. Победоносцев считал «великой ложью»? Аргументируйте его позицию.

8. Что представлял собой план Сперанского? Почему М. М. Сперанского можно считать основателем русской политико-правовой традиции?

9. Как вы понимаете выражение «правительственный либерализм»? Кого можно отнести к его представителям?

10. Разъясните смысл понятия «консервативный либерализм». Прокомментируйте высказывание Б. Н. Чичерина: «Те, которые не хотят ни железного властителя, ни буйства революционных страстей, могут желать только прогресса умеренного и постепенных преобразований».

11. В чем своеобразие российской цивилизации в трактовке П. Я. Чаадаева? Как понимать строки в его первом письме сочинения «Философические письма»: «Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода, мы не принадлежим ни к За­паду, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого».

12. Дайте развернутую характеристику взглядов славянофилов и западников. Почему полемика между сторонниками и противниками европейского пути развития России про­должается по сей день?

13. В чем суть знаменитой триады С. С. Уварова? Почему ее принято называть теорией официальной народности?

14. Объясните смысл концепции всеединства, разработанной В. Соловьевым? Какова, с его точки зрения, историческая миссия России?

15. Какое значение имеет понятие «общинный коллективизм» в концепциях русских рево­люционеров-демократов и народников? Разъясните положение А. И. Герцена, согласно которому русский народ всем ходом своей истории был подготовлен к социализму.

16. В чем суть коммунистической теории Маркса—Ленина? Почему на практике она при­мела к результату, противоположному декларируемым целям?


^ Дискуссия «Возможные пути модернизации России»

Аргументируйте позицию каждого из участников дискуссии. Сформулируйте свою точку зрения по данной проблеме.

^ Первый участник. Россия — самобытная цивилизация, она развивается особым путем. По­пытки заимствовать европейские ценности пагубны для страны.

Второй участник. Модернизация России возможна лишь на основе приобщения к евро­пейским ценностям, европейской политической культуре.

^ Третий участник. Россия — особое цивилизационно-культурное образование, однако, со­храняя свою самобытность, собственную политическую культуру, страна способна мо­дернизироваться на основе либеральных ценностей. При всех изменениях Россия оста­нется Россией.

^ Первый участник. В Московской Руси существовала гармония общественных сил, у царя была «сила власти», а у народа — «сила мнения». Петр I, насаждая европейские инсти­туты, разрушил эту гармонию, и страна стала двигаться по ложному, губительному для нее пути.

^ Второй участник. Петр I — великий реформатор, благодаря которому Россия сделала первый в своей истории модернизационный рывок. Однако особенностью российской мо­дернизации всегда был ее авторитарный характер: движение к либеральным ценностям осуществлялось авторитарными методами. Нынешний курс, избранный руководством страны, также можно назвать авторитарной модернизацией.

^ Третий участник. Авторитарная модернизация не приведет страну к стабильности и про­цветанию. Авторитарное правление не в состоянии создать эффективную политическую и экономическую систему. Коррумпированное государство, бедность, ярко выра­женное социальное неравенство — неизбежный его результат, что многократно доказано историей самой России, а также других как европейских, так и неевропейских госу­дарств. Что же касается Петра I, то его политика не имела ничего общего с либеральной модернизацией. Историк М. Фонвизин справедливо заметил: «Если Петр старался вво­дить в России европейскую цивилизацию, то его прельщала более ее внешняя сторона. Дух же этой цивилизации — дух законной свободы и гражданственности — был ему, деспоту, чужд и даже противен».

^ Первый участник. Мы возвращаемся к тому, что европейские либеральные ценности для России неприемлемы.

Третий участник. Приемлемы, однако, преодоление авторитарной политической культуры, главного препятствия для либеральной модернизации, будет долгим и болезненным.

^ Литература к дискуссии

Амелина Е. М. Общественный идеал в философии всеединства. М., 2000.

Бердяев Н. А. Судьба России. Сочинения. М., 1998.

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков / Сост. Н. Г. Федоровский. М., 1997. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992.

Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности.

М., 2000.

Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995.

Панарин А. С. Заблудившиеся западники и пробудившиеся евразийцы // Цивилизации и культуры. М., 1995. Вып. 1.

Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб., 1991.

Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

Соловьев В. С. Русская идея //Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2.

Франк С. Духовные основы общества. М., 1992.

Хомяков А. С. Полн. собр. соч. М., 1990. Т. 1.




Похожие:

1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи icon1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи
Ключевые понятия и категории: цезарепапизм и папоцезаризм, византийская модель власти, идея «Москва Третий Рим», правительственный...
1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи iconБлок № I. Предмет и методы политологии; политическая власть; политическая элита и политическое лидерство; политическая система и политический режим; государство и гражданское общество

1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи iconЛекция Политическая раздробленность Древней Руси

1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи icon2. Политическая мысль в античную эпоху и средние века
Греции. Образцами развития полит мысли того времени могут служить известные полит теории Платона и Аристотеля. Платон создал целостную...
1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи iconШри Пуньджа (Пападжи) Интервью, Сатсанг с Мастером «Кто вопрошает?»
Ум — не что иное, как мысль. Ты не можешь отде­лить мысль от ума. Так что вначале тебе надо найти, какая мысль появляется в уме раньше...
1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи iconТема 12 Политическая идеология. Политическая культура Национальная идея Республики Казахстан План
Политическая идеология. Виды политической идеологии. Современные типологии политической идеологии
1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи iconВопросы к экзамену
Общественно-политическая обстановка в России на рубеже ХIХ – хх-го веков и особенности развития отечественной журналистики этого...
1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи iconЛекция: Политическая раздробленность Древней Руси феодальная раздробленность руси
Первый этап феодальной государственной раздробленности – этап существования независимых русских княжеств
1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи iconПолитическая идеология
Политическая идеология (от гр idea — понятие и logos — учение, слово) — это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь,...
1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи iconКнига это воплощённая мысль
Зачем вы входите в пространство книжного магазина, как не за мыслью? Какие мысли вам нужны? Не эмоции, не цвет обложки, а мысль
1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи iconGuy de Maupassant/Ги де Мопассан Contes et nouvelles/Рассказы и сказки
Поистине странная мысль пришла мне в голову в тот вечер мысль избрать королевой мадмуазель Перль!
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы