1. Понятие политической идеологии Основные идеологические течения в современном мире Идеологический дискурс icon

1. Понятие политической идеологии Основные идеологические течения в современном мире Идеологический дискурс


Скачать 307.03 Kb.
Название1. Понятие политической идеологии Основные идеологические течения в современном мире Идеологический дискурс
Дата публикации13.05.2013
Размер307.03 Kb.
ТипЛекция

Лекция №10: Мировые политические идеологии

1. Понятие политической идеологии

2. Основные идеологические течения в современном мире

3. Идеологический дискурс

  1. Основные идеологические направления в современной России




  • Ключевые понятия и категории: Либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм, антисемитизм, расизм, иррационализм, национализм, титоизм, маоизм, ортодоксальный иудаизм, сикхизм, исламский фундамен­тализм, «комьюнити», феминизм


^ 1. Понятие политической идеологии

  • Сущность и функции политической идеологии

Политическая идеология есть одна из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие «духовного княжения» (Макиавелли) той или иной политической силы.


^ Со времени появления соответствующего термина (его ввел фран­цузский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различ­ные взгляды на это духовное явление.


Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего, форму иллю­зорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений.


К. Мангейм также понимал ее как совокупность лож­ных представлений. Однако большее внимание он уделял ее способности спла­чивать людей, аккумулировать их политическую энергию.


Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем.


Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал.


^ Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти.


В то же время, несмотря на признание весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли были представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.


И все же большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.


Следовательно, политическая идеология - это разновидность корпоративного сознания, отражающая групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.


Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием.


Таким образом, основными функциями политической идеологии являются:

  • овладение общественным сознанием;

  • внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;

  • создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития.


С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой - нибудь определенной социальной (национальной) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).


Любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру.


  • Уровни политической идеологии

Необходимо различать следующие уровни функционирова­ния политической идеологии:


теоретико-концептуальный, на котором формулируются ос­новные положения, раскрывающие ценности и идеалы опреде­ленного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития.


программно-политический, на котором социально-философ­ские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты. И если политичес­кие принципы формируют приверженцев и предполагают дискус­сии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предпола­гающей подавление (нейтрализацию) оппонентов.


актуализированный, который характеризует степень освое­ния гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантом усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены по­литических позиций до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров.


^ Идеологии, обладаю­щие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «то­тальными» (К. Мангейм).

Те же системы политических требовании и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас).


Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения, ведет к деидеологизации политики и замещению функций идеологии другими способами духовной интеграции общества (например, на основе применения техник политической рекламы, паблик рилейшнз, информационного лоббизма и др.).


^ 2. Основные идеологические течения в современном мире

  • Либерализм и неолиберализм

Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских про­светителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII—XVIII вв.

^ Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.

Поэтому ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также убеждение о равноправии соперничающих в политике «профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых» не может иметь «морального превосходства и практического преобладания над другими».


С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма.


Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека.

Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений.


Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тотальной опорой на государство или с социально ориентированными идея­ми, утверждавшими большую ответственность общества за благо­состояние людей, нежели отдельного индивида, либо с представ­лениями, напрочь отрицавшими социальную направленность дея­тельности государства («консервативный либерализм»).


В целом же, усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности ли­берализма к экономическим и политическим реалиям второй по­ловины XX в., заставило говорить о его исторически обновленной форме — неолиберализме.

В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в по­литическом процессе, демократизации процедуры принятия уп­равленческих решений.


Именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, лег­ли в основу многих национальных идеологий, ориентиров нео­консерватизма и христианско-демократической идеологии. На ли­беральной основе развились многообразные теории политическо­го участия, демократического элитизма.


И видимо, эти грандиозные исторические изменения, вызванные влиянием ли­берально-демократических ценностей, позволили ряду зарубеж­ных теоретиков (например, Ф. Фукуяме) полагать, что мировое сообщество уверенно движется к «концу истории», т.е. универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан и потому способных решить все фундаментальные проблемы человеческого сообщества.


  • ^ Консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку.


Предпосылкой возникновения этих базовых представлений стали «успехи» либерализма после Великой Французской революции 1789г.

Потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления — ^ Ж. де Местор, Л. де Бональд и особенно Э. Беркпытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.


Их система воззрений базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения.


^ По их мнению, сохранение прошлого способно снять все напряжение настоящего и потому должно рассматриваться как моральный долг по отношению к будущим поколениям. Эти принципы отрицали оптимизм либеральной идеологии относительно общественного прогресса, тот дух индивидуальной свободы, который, с точки зрения консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.


На основе этих подходов сформировались характерные для консервативной идеологии политические ориентиры:

- отношение к конституции как к проявлению высших принципов (которые не могут произвольно изменяться человеком), воплощающих неписаное божественное право,

- убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда,

- понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы.


Защищая ценности и институты индустриального общества, консерватизм, как и либерализм, стал противиться государственному вмешательству в экономику, способному затормозить развитие свободного рынка, конкуренции.


^ Эти идеи и принципы заметно модифицировались в процессе общественного прогресса.

Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений:

антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма, которые выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию.


В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике (защите) капиталистического образа жизни, возникли новые формы этой идеологии.


Так, попытки обосновать «третий» путь общественного развития, вызвали к жизни разнообразные национальные формы консерватизма, а также технократический (А. Гелен, X. Шельски, Г. Фрейер), христианско-католический, «реформаторский» консерватизм.

Эти идейные течения решительно ставили вопрос об укреплении законности, государственной дисциплины и порядка, не призна­вали инициированных реформ. Консерваторы, в стремлении с собственных позиций пересмотреть идею демократии, предлага­ли даже дополнить выборность народных представителей выдви­жением в органы управления наиболее «достойных» (с точки зре­ния властей) граждан.


^ Последние десятилетия обозначили явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакцион­ного толка (например, «новые правые» во Франции), а с другой — к большей склонности к либеральным ценностям, что наиболее ярко про­явилось в неоконсерватизме — идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные движения протеста и Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.


^ В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям постиндустриального общества.

Усиление зависимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного и экологического равновесия — все это породило серьезный кризис в общественном мнении западных стран, поставило под сомнение многие первичные ценности европейской цивилизации.


В этих условиях неоконсерватизм и предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности.


Ответственность за сохранение в этих условиях чело­веческого начала возлагалась на самого индивида, который должен, прежде всего, рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан.

Такая позиция должна была поддерживать в нем жизнестойкость и инициативу и одновременно препят­ствовать превращению государства в «дойную корову», развращающую человека своей помощью.

Эта модель отличалась от либеральной, сориентированной на предоставленного самому себе индивида, которому надлежит самостоятельно отыскивать смысл бытия, «договариваться» с государством и т.д.


Основные усилия теоретики неоконсерватизма Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Кристалл тратили на разработку программ, преодолевающих дефицит управляемости обществом (из-за чрезмерного вовлечения в политику населения), защищающих государство от социальных «перегрузок», модернизирующих механизмы защиты элитизма, совершенствующих средства урегулиро­вания конфликтов и пр.


Предлагаемые неоконсерватизмом программы эко­номического роста и сохранения политической стабильности не могли решить многие вопросы общественного развития государств.

Од­нако главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к дей­ствительности с моральными принципами, дал людям ясную фор­мулу взаимоотношений между социально ответственным индиви­дом и политически стабильным государством.


Неоконсерватизм обнажил те черты консервативной идеоло­гии и образа мысли, которые сегодня оказались способными за­щитить человека на новом технологическом витке индустриаль­ной системы, определить приоритеты индивидуальной и обще­ственной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса.

На такой идей­ной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистичес­кие представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений.

И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-кон­сервативная в Японии, консервативная в Англии), круг привер­женцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.



  • Социализм

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теорети­ческое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в.

Большое значение для их концептуализации имели эгалитаристские идеи французского мыслителя Ж.Ж. Руссо и воз­зрения его соотечественника Ф. Бабёфа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.


В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неоди­накового вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества.


В качестве заменяю­щих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и прин­ципов социального равенства (неравенства) и справедливости.

Главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.


^ Первые попытки очертить идеал этого общественного устройства предпринимались мыслителями Нового времени Т. Мором и Т. Кампанеллой, а в конце XVIII — начале XIX в. так называемыми утопическими социалистами Сен-Симоном, Фурье и Оуэном.


В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, связав его осуществление с процессом исторического становления более отдаленного общества «всеобщего изобилия» — ком­мунизма.


^ В. И. Ленин, пытаясь соединить эти идеи с рабочим движе­нием в России и разработав учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуазной государственной машины», «диктатуре пролетариата» и т.д., рассматривал социализм как непосредственную политическую цель деятельности партии «нового типа».

Пытаясь обосновать, почему революции происходят в менее, а не в более развитых капиталистических странах, стремясь создать новое общество в соответствии с марксистской доктри­ной, Ленин и его соратники стали проводниками фундаменталист­ского течения в «научном социализме».


В то же время ряд немецких теоретиков (^ К. Каутский, А, Бебель, Э. Бернштейн), позитивно трактуя роль государства (демократической республики) в обществен­ных преобразованиях и утверждая приоритет мирных, эволюционных средств достижения целей, стали основоположниками тео­ретического ревизионизма в «научном» обосновании социализма, положив начало социал-демократической идеологии.


Теоретическое противоборство марксистско-ленинской и со­циал-демократической идеологий на протяжении всего XXв. породило ряд существенных различий в попытках реализации принципов «социально справедливого общества».


Так, ленинский фундаментализм послужил основой для воз­никновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и геноцида гражданского населения.


^ Стремление укрепить социалистический строй без присутствия иностранных войск (как это случилось в Восточной Европе) в быв­шей Югославии породило так называемый титоизм (И. Тито — гене­ральный секретарь СКЮ, а впоследствии Президент Югослав­ской Республики).

Эту версию социализма отличали установки на мирное сосуществование с капиталистическими государствами, при­знание внутренних конфликтов и противоречий социалистического строительства, необходимости ведения борьбы с главным внутренним врагом — бюрократией, стремление установить рыночные отношения и ограничить роль коммунистической партии.


^ Попытка реализовать идеи социализма в послевоенном Китае породила еще одну прикладную разновидность социализма — маоизм (по имени генерального секретаря КПК Мао Цзедуна).

Отри­цая священные для марксистов «общие закономерности» социа­листического строительства, Мао тем не менее взял за основу сталинскую идею о необходимости борьбы с внешними и внутренними врагами, раскрасив ее теорией «партизанской борьбы» (сделавшей маоизм весьма популярным в ряде стран Индокитая, Африки и Латинской Америки).

^ Главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, призванное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Эти пути продвижения к «светлому буду­щему» были оплачены массовыми жертвами китайского населения (особенно во времена «культурной революции»).


^ Характерной чертой ХХ столетия были настойчивые стремления многих мыслителей модерни­зировать и теоретическую основу социалистической идеологии.

Так, австро-марксисты М. Адлер и О. Бауэр пытались создать «интегративную» концепцию социализма, объединяющую идеи коммунизма и социал-демократии;


^ А. Шафф и Г. Петрович обосновывали доктрину «гуманистического» марксизма; разрабатывались теории «экологи­ческого» и «христианского» социализма и т.д.

Однако при всей привлекательности идей социальной справедливости расхождение теории социализма с реальными тенденциями мирового развития в XX в., а самое главное, их явная склонность к силовых средствам управления, неразрывная связь с имиджем тоталитарных режимов Сталина, Кастро, Чаушеску значительно ослабили политическое влияние этой идеологии в современном мире.


^ Наибольшее влияние на общественное сознание в XX в. (в ос­новном в европейских странах) оказала социал-демократическая идеология, отстаивающая приоритеты социального и меж­государственного мира и связывающая идеалы справедливого об­щественного устройства с принципами свободы и солидарности.

Проповедуе­мая социал-демократией концепция «социального партнерства» (заменившая и усовершенствовавшая концепцию классовой борь­бы) в условиях стабильного политического развития стала весьма привлекательной программой политического движения.

Однако неосуществленность выдвигавшихся ими моделей «демократичес­кого социализма», трудности, связанные с реализацией «государ­ства всеобщего благоденствия», смена общественного строя в боль­шинстве стран «реального социализма» и др. негативно сказались на влиянии социал-демократии в мире.


  • ^ Фашизм

Сегодня в политической науке сложилось двоякое понимание фашизма. Одни понимают под ним конкретные разновидности по­литических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20—30-х гг.

Ро­доначальником фашизма явился бывший лидер левого крыла ита­льянских социалистов Б. Муссолини.


Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и концепции «органистского государства» (оправдывающего агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний на­ционализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.


^ Характерной разновидностью фашизма был и национал-соци­ализм Гитлера (А. Шикльгрубера).

Немецкая версия фашизма от­личалась большей долей реакционного иррационализма («герман­ский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом.

Использовав идеи расового превос­ходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фих­те, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа — «арии».

Была провозглашена политика поддержки государств «культуросозидающих рас» (к настоящим ариям были отнесены немцы, англичане и ряд се­верных европейских народов), ограничения жизненного простран­ства для этносов, «поддерживающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки) и беспощадного уничтожения «культуроразрушающих» народов (негров, евреев, цыган).


Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой оправдывала и предполагала политику экспансионизма, дискриминации и террора.


Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания, помимо названных государств, также во франкистской Испании, Японии 30—40-х гг., Португалии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943 - 1955), Греции конца 60-х, в отдельные периоды правления и Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.


Другая точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определенного идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора заслоняют задачи захвата и использования власти.


Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой для фашизма являлись бы доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества.

Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистическая, ни религиозные и другие идеологии, стоящие на принципах сохранения привилегированного положение для «коренного населения», приверженцев «подлинной веры», «гегемона исторического процесса» и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса


Общество должно крайне ­внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить чье-либо социальное превосходство в ущерб другим гражданам и не желающих останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей.

Такое отношение к фашизму позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной иде­ологии.


  • ^ Национальные идеологии

В странах, где идет процесс становления национальных общностей серьезную политическую роль играют национальные идеологии.

Так, Западная Европа пережила бум национальных идеологий в конце XIX — первой трети XX в.

И в настоящее время процесс европейской интеграции, поддерживаемый соответствующими институтами (Европарламентом, Евросоветом и др.), обусловил едва ли не повсеместное — особенно в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге — преобладание евроцентризма над национальными пристрастиями людей.


^ В Югославии, России, большинстве республик, образовавшихся на месте бывшего СССР, национальные идеологии начинают доминировать в политической жизни общества.

^ Идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной принадлежностью.


Эти идеологические течения выражают такое понимание природы национальной группы, которая может трактоваться либо в качестве общности, складывающейся на основе единых экономических условий жизни людей, территории, языка и определенных черт духовной культуры (марксистская традиция);

либо культурной общности, интегрируемой политическими событиями и институтами (М. Вебер); либо народа, которому ниспослано божественное откровение (исламская традиция), и т.д.


Политические силы могут выдвигать требования либо защиты культурной самобытности национальной диаспоры (вплоть до образования самостоятельной государственности); либо расширения геополитического пространства для жизни нации или, напротив, — защиты собственной территории и национаьного суверенитета от внешних посягательств; либо создания привилегий для лиц «коренной национальности».


Таким образом,

политические движения, стимулируемые национальными идеологиями, в одних странах могут способствовать разрешению межнациональных конфликтов, усилению культурной однородности и, стало быть, интеграции общества (Швейцария, страны Бенилюкса и др.).


В других, создавая очаги сепаратизма и этнического гегемонизма, национализм может подрывать целостность общества и стабильность политическо­го правления (движение басков в Испании, сербов в Боснии и т.д.)


^ Национальные идеологии могут стать источником укрепления меж­государственных отношений (так, в большинстве стран Западной Европы отстаивание национальных интересов не связывается с усилением враждебности к другим государствам), а могут созда­вать острые противоречия между государствами, особенно в связи с проведением политики по отношению к своим национальным землячествам на чужих территориях (например, между Боснией и Сербией, Россией и Латвией).


В ряде случаев национальные идеологии используются в каче­стве прикрытия для решения проблем, не связанных с условиями существования того или иного этноса.

Например, в конце 80 — начале 90-х гг. XX в. Прибалтийские республики под флагом защи­ты интересов коренных национальностей пытались решить весь ком­плекс проблем с бывшим союзным государством (в частности, вопросы хозяйственных взаимоотношений, усиления экономичес­кой самостоятельности, обеспечения оптимальных условий роста уровня жизни граждан и т.д.).


Перестроить политическую вселенную на собственных принципах, повлиять на умонастроения людей хотят и доктрины, строящие свои требова­ния на основании религиозных постулатов и ценностей (в том числе и те, что увязывают собственную картину мира с демократически­ми идеалами — как, например, христианско-демократическая идео­логия, а также те, которые исповедуют фундаменталистские воз­зрения: ортодоксальный иудаизм, сикхизм, исламский фундамен­тализм и др.), различные лево- и праворадикальные идеологии (например, соответственно неотроцкизм и «новые правые»).


Су­щественное политическое влияние в отдельных странах оказывает идеология «комьюнити» (проповедующая «новый стиль жизни» путем создания различных соседских, профессиональных и прочих общин, построенных в духе братства и локальной солидарно­сти граждан, стремящихся к «немедленному счастью»), феминизм (борющийся за полное равноправие женщин в обществе), различ­ные экологические («зеленые») идеологии (например, «комплюралистическое» учение, стремящееся предотвратить самоуничто­жение человечества путем сохранения окружающей среды, разви­тия коллективного капитала и прекращения роста населения), многочисленные футурологические концепции.


^ 3. Идеологический дискурс

  • Идеологический дискурс: основные тенденции

Реальное сосуществование и постоян­ное взаимодействие разнообразных идеологических течений обозначаются в политической науке понятием «дискурс».


Оно предполагает целый спектр возможных вариантов духовного взаимодействия: от взаимного дистанцирования идеологий до их объединения и соответствующего синтеза тех или иных идеалов, норм, политических требований.

Причем как в мировом, так и региональном масштабе, в рамках отдельно взятой страны могут складываться самые разнообразные и противоречивые тенденции идеологического диалога. Но духовный климат, образовавшийся в том или ином государстве, как правило, всегда испытывает влияние более масштабных идейных веяний, свойственных мировым политическим процессам.


^ Реалии XX — начала XXI в. существенно повлияли на характер идеологического взаимодействия как в мире в целом, так и в отдельных странах.

Если вторая половина XIX столетия несла на себе явный отпечаток идейной конкуренции социалистической и либеральной идеологий, то нынешнее время поменяло акценты идейной дискуссии.


Главный водораздел оно провело между идейными течениями, защищающими идеалы гуманизма, человечности и демократии, а также доктринами, оправдывающими насилие, физическое принуждение и террор как основополагающие методы реализации своих целей.


^ Такое положение предопределило и эволюцию идеологических систем: с одной стороны, сближение и даже синтез определенных положений политических доктрин и философий либерализма, консерватизма, социал-демократии, христианско-демократической идеологии, и противостояние им фашистских, экстремистских, шовинистических, ра­систских и иных аналогичных течений — с другой.


Результатом внут­реннего сближения идеологических систем гуманистического направления, в частности на Западе, стало возникновение ряда новых авторитетных идейных течений (неоконсерватизм) или, к примеру, существенное изменение соотношения между традици­онно понимаемыми левыми и правыми политическими течения­ми.

Эти ранее разведенные позиции и ориентации в настоящее время все более сближа­ются и объединяются по вопросам демократии, признания прав человека в качестве главного критерия политики.


Таким образом, их различия касаются по сути част­ных вопросов текущей политики и выражаются скорее в разнице предвыборных обещаний, нежели в сфере принципиальных поли­тических вопросов.

Такая ситуация однозначно ведет к снижению остроты идеологического противоборства.

Например, многие из тех, кто голосует на Западе за те или иные партии, зачастую не считают себя сторонниками провозглашаемых и поддерживаемых ими иде­ологий.


Своеобразный оттенок в картину современного идеологичес­кого дискурса внесли и сторонники технократического направле­ния, отрицающие саму способность социальных доктрин опреде­лять движение государств и политическое поведение людей.


^ Един­ственной силой, способной на такое, признается только техника.

Как считал видный представитель этого направления X. Шельски, демократия в обществе ста­новится ненужной из-за увеличивающегося могущества не нужда­ющейся в узаконении власти техники.

Нельзя сказать, что такого рода взгляды получили широкое распространение или существен­но влияют на политический рынок. Однако технократические идеи стали неизменными участниками идеологического дискурса по сути, во всех странах.


^ В целом для устойчивых, стабильных государств демократичес­кой ориентации сегодня в основном характерна приглушенность идеологических споров.

Там же, где борьба за выбор направления социально-политического развития продолжается, где различные группы ведут интенсивный диалог за приоритеты национальной политики, там идейное противоборство между идеологиями только обостряется, а внутренняя напряженность такого спора мешает сближению и внутреннему синтезу.

^ Подобная ситуация, способствующая росту политической напряженности в обществе, характерна, в частности, для современной России.


  1. Основные идеологические направления в современной России

После крушения монопольного ста­туса коммунистической идеологии в общественном мнении, казалось, ус­тановилось нечто наподобие аллергии относительно идейно-целевых течений.

^ Сложилась ситуация, которую специалисты называли идеологическим вакуумом. Но она продолжалась недолго.

Активность новых политических элит, а главное — стремление широких слоев населения концептуально оформить свои политические чувства, надежды и разочарования, родили всплеск различных идеологических доктрин.

^ Временное затишье сменилось идеологическим бумом.


В настоящее время доминирующее положение в политико-идеологическом пространстве России за­нимают три идеологических течения:

коммунистическое, национал--патриотическое и либерально-демократическое.


В то же время в коммунистической идеологии явно ощущаются две тенденции.

Одна из них выражает стремление к либерализации этой доктрины, приближение ее к идеалам, разделяемым социал-демократией.

Это находит свое выражение в признании права частной собственности, отказе от воинствующего атеизма, более лояльном отношении к правам человека, провозглашении норм правовой государственности.


Наряду с ней существует и фундаменталистское течение, опирающееся на хорошо известные политические ценности и цели и исключающее саму возможность развития в стране отношений буржуазного типа.

Данное идеологическое течение нередко провоцирует экстремистские требования и формы политического протеста.


Всплеск активности национально-патриотических идеологий, поставивших в центр своих требований образ Родины, обусловлен сложными процессами развития национального самосознания рос­сийского народа и особенно кризисом национальной идентичнос­ти, утратой чувств исторической перспективы и понимания уровня самооценки нации.

По своему идейному и политическому содер­жанию — это самое противоречивое и разнообразное течение, соби­рающее под свои знамена как приверженцев самобытности России и ее культуры, ратующих за их обогащение и развитие в процессе равноправного диалога с иными культурами и цивилизациями, так и сторонников этногегемонизма, направленного против прав иных народов и враждебно настроенных к представителям других национальных групп.


^ Либерально-демократическая идеология представлена в виде трех относи­тельно самостоятельных идейных тенденций.

Так называемый ради­кальный либерализм настаивает на последовательном уменьшении регулирующей роли государства и поощрении стихийных процес­сов, видит главную задачу в осуществлении макроэкономических реформ и всемерной адаптации западного опыта, выступает против авторитаризма, но тем не менее допускает возможность преодоле­ния сопротивления архаичных социальных структур насильственны­ми мерами.


В противоположность такой постановке задачи консерва­тивный либерализм ратует за максимальную ориента­цию на сложившиеся хозяйственные связи, большую роль государства в осуществлении намеченных — и главное реальных — преобразова­ний, предполагает учет массовых ценностей и избирательное отно­шение к западному опыту, достижение большего психологическо­го комфорта для населения при проведении реформ.


^ Третья версия либерализма — это социал-либерализм.

Главной ценностью в нем выступает свобода, понима­емая не только в духе классического либерализма как независи­мость от государства и других людей, но и как установление при­мерно равных для всех стартовых возможностей.

Это предполагает позитивное отношение к государственным программам в области образования, здравоохранения и социального обеспечения, при­знание важности принципов социальной справедливости, ценно­сти труда.

С теоретической точки зрения дискурс отмеченных идеологических течений вполне может предполагать их определенное сближение и даже синтез отдельных положений.


Как показывает опыт преобразований в обществах с переходными общественными отношениями, одним из важнейших условий стабилизации политической обстановки является выработка долговременной идейно-целевой доктрины, которой руководствуется государство в своей деятельности и которую можно условно назвать государственной идеологией.


^ Выработка такой государственной идеологии обеспечивает интеграцию государства и общества, целостность всей социальной системы.

Условием выработки такого типа идеологии является достижение того минимального компромисса, который отразил бы как согласие основных групп общества относительно характера общественного строя и будущих перспектив развития. .

Существенной предпосылкой выработки ценностей государственной идеологии служит сохранение духовного плюрализма, возможности различных групп излагать собственное мнение относительно общественных целей и программы действий.


Однако опыт свидетельствует о том, что труднее всего достигается запрет на идеологическую монополизацию государства, т.е. стремления властей руководствоваться узкогрупповыми идеями, которые жестко и односторонне навязываются населению.


Еще одним условием эффективной выработки государствен­ной идеологии является сохранение исторической преемственнос­ти поколений, внимательный учет национальных, исторических и географических особенностей страны, обеспечение атмосферы от­крытого диалога между странами и цивилизациями, преодолеваю­щего – что особенно важно для России — предрассудки и недове­рие как к западно-европейскому опыту, так и к нормам и тради­циям восточного типа.


Вопросы для самоконтроля

  1. В чем суть основных подходов к оценке места и роли идеологии в общественной жизни?

  2. Что представляет собой структура политической идеологии?

  3. Каково содержание основных уровней политической идеологии?

  4. Какие функции выполняет политическая идеология? Раскройте их содержание.

  5. Какова роль утопий и мифов в содержании политической идеологии?

  6. Сравните структуры ценностей классического либерализма и неолиберализма.

  7. Чем отличаются друг от друга основные направления консерватизма?

  8. Охарактеризуйте основные вехи в эволюции социалистических идей и основные положения социализма.


Задания и упражнения

  1. Известный испанский философ Х.Ортега-и-Гассет утверждал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения… У большинства людей мнений нет, мнение надо им влить как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова роль в этом идеологии?

  2. В вопросе о перспективах развития идеологии существуют две крайние позиции - пессимистическая и оптимистическая. Выскажите свои соображения по этому вопросу.

  3. Раскройте значение политической идеологии в политической социализации.

  4. Прокомментируйте п.1 ст. 13 Конституции РФ: «В РФ признается идеологическое разнообразие» и п. 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве господствующей или обязательной».

  5. Сопоставив основные концептуальные положения современных ведущих политических идеологий, попытайтесь выявить среди них заимствованные друг у друга достижения.

  6. Определите по степени важности главные условия, затрудняющие в постсоветском российском обществе нормальное распространение и восприятие населением ведущих современных политических идеологий.

  7. Прокомментируйте выражение русского философа Н.И. Бердяева: «если консерватизм существует лишь у власти, оторванной от народа и противоположной народу, в самом же народе его нет, то все развитие народа делается болезненным».


Обязательная литература

  1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. – М., 2001. – Гл.15.

  2. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М., 2001. Гл.13,14.

  3. Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестник МГУ. - Сер.12. – 1997. - № 2.

  4. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для ВУЗов. – М., 2000. – Тема 15.

  5. Политология: Учебник / Под ред. М.Х. Фарукшина. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та. – 1999. – Гл.2, С.24-36; Гл.4,С.103-104; Гл.8.

  6. Политология (проблемы теории) / Отв. ред. В.А.Гуторов. – СПб., - 2000. – Гл.6, § 2,3.

  7. Политология: Учебник для ВУЗов / Под ред. М.А.Василика. М., 1999. – Раздел 5, гл.14, § 2,3.

  8. Политическая идеология // Политология: энциклопедический словарь. – М., 1993. – С. 287 – 289.



Дополнительная

  1. Абелинскас Э. Консерватизм как мировоззренческая и политическая идеология (опыт обоснования). – Екатеринбург. – 1999.

  2. Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегративной идеологии / Тезисы // Полис. – 1997. - № 3.

  3. Белл Д. Конец идеологии. Еще раз // Новое время. – 1990. - № 27.

  4. Берк Э. Размышления о революции во Франции // Социс – 1991. - № 9.

  5. Бутенко А.П. Общенациональная идея для России как средство общественного компромисса // Вестник МГУ. Сер. 12. 1997. № 3.

  6. Возможности либерализма в осмыслении современного мира (обзор коллоквиума) // Полис. – 1994. - № 3.

  7. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании // Вестник МГУ. Сер.12. 1993. № 4.

  8. Гаджиев К.С. Политическая идеология: концептуальный аспект // Вопросы философии. – 1998. - № 12.

  9. Дьюи Д. Возрождающийся либерализм // Полис. 1994. № 3.

  10. Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития (материалы «Круглого стола») // Полис. – 1995. - № 4.

  11. Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. – 1992. - № 1-2.

  12. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. – Ростов н/Д.., 2000.

  13. Маничев С.А. Мифология в политических технологиях / Общество и политика: современные исследования, поиски концепций. Под ред. В.Ю.Большакова.- СПб., 2000.

  14. Современный либерализм: Ролз, Бёрлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон /Пер. с англ. – М., 1998.

  15. Социалистическое видение современности или современное видение социализма (обзор симпозиума) // Полис. – 1994. - № 5.


Темы для рефератов и докладов

  1. Диалектика взаимоотношений политической идеологии и политической психологии.

  2. Идеологический плюрализм в постсоветской России: состояние и перспективы.

  3. Интегративная идеология в России: проблемы и перспективы.

  4. Трансформация идеологий в условиях новых информационных технологий.

  5. Утопии и мифы в современных политических идеологиях.









Похожие:

1. Понятие политической идеологии Основные идеологические течения в современном мире Идеологический дискурс icon1. Понятие политической идеологии Основные идеологические течения в современном мире Идеологический дискурс
Ключевые понятия и категории: Либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм, антисемитизм, расизм, иррационализм, национализм,...
1. Понятие политической идеологии Основные идеологические течения в современном мире Идеологический дискурс iconСеминар 8 Теоретическая часть (согласно учебной программе курса) Тема 12. Современные идейно-политические течения
Классическое понятие идеологии (А. де Трассе, К. Маркс, К. Мангейм, А. Грамши, Д. Белл и др.). Уровни политической идеологии : теоретико-концептуальный...
1. Понятие политической идеологии Основные идеологические течения в современном мире Идеологический дискурс iconТема 12 Политическая идеология. Политическая культура Национальная идея Республики Казахстан План
Политическая идеология. Виды политической идеологии. Современные типологии политической идеологии
1. Понятие политической идеологии Основные идеологические течения в современном мире Идеологический дискурс iconПонятие более широкое и объемное, чем просто понятие «право». В современном мире существует множество правовых систем
В настоящее время в мире существует множество правовых систем, каждая из которых имеет свои отличительные черты и особенности. С...
1. Понятие политической идеологии Основные идеологические течения в современном мире Идеологический дискурс iconВопросы к зачету по курсу “Основы идеологии белорусского государства” Понятие «идеология»
Понятие «идеология» и эволюция его содержания в трудах Дестюта де Траси, К. Маркса, В,И. Ленина, К. Мангейма, современных
1. Понятие политической идеологии Основные идеологические течения в современном мире Идеологический дискурс iconЛогика специальность: все Форма обучения: все вопросы для подготовки к экзамену (зачету)
Логика как наука и ее значение в современном мире. Основные этапы развития логики
1. Понятие политической идеологии Основные идеологические течения в современном мире Идеологический дискурс iconIV. Государство в политической системе общества. Понятие политической системы
К таким социальным институтам относятся государство, партии, профессиональные союзы и другие организации, движения, участвующие в...
1. Понятие политической идеологии Основные идеологические течения в современном мире Идеологический дискурс iconРозділ Дискурс як об’єкт лінгвістичного дослідження Офіційний та неофіційний дискурс
Під дискурсом Е. Бенвеніст розуміє усіляке висловлювання, яке зумовлює наявність комуні кантів: адресата, адресанта, а, також, наміри...
1. Понятие политической идеологии Основные идеологические течения в современном мире Идеологический дискурс iconЭкзаменационные вопросы по курсу «паровые турбины тэс»
Основные характеристики и параметры течения пара в сопловых и направляющих каналах
1. Понятие политической идеологии Основные идеологические течения в современном мире Идеологический дискурс iconФилософская антропология
История проблемы человека в философии и актуальность ее изучения в современном мире
1. Понятие политической идеологии Основные идеологические течения в современном мире Идеологический дискурс iconЭкспертный опрос
Здравствуйте, дорогой эксперт! Мы, студенты отделения политологии Казну им аль-Фараби, просим принять участие в опросе для научного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы