1. Понятие политики Структура и функции политики Границы политики в обществе icon

1. Понятие политики Структура и функции политики Границы политики в обществе


Скачать 72.93 Kb.
Название1. Понятие политики Структура и функции политики Границы политики в обществе
Размер72.93 Kb.
ТипЛекция

Лекция № 1: Понятие политики, структура, функции и трактовки политики


1. Понятие политики

2. Структура и функции политики

3. Границы политики в обществе

4.Тоталитарная и анархистская, либеральные и кейнсианские трактовки политики


  • Ключевые понятия: политическая надстройка и экономический базис, стратификация, теория заинтересованных групп, субстанция, система, структура, полити, полиси, политикс.


ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИКА? Политология, как следует уже из самого названия, — это на­ука о политике. Поэтому наличие правильных и ясных представле­ний о политике — первейшее условие глубокого осознания пред­мета политологии, ее особенностей и содержания.

^ 1. Понятие политики

Многообразие определений политики. «Политика» — одно из наиболее распро­страненных и многозначных слов в рус­ском языке, да и в других язы­ках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководи­теля государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели.


Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как «грязное дело».


Аристотель, один из основоположников политической науки, видел в политике высшую форму общения людей. Он считал человека политическим животным, не вкладывая в это суждение отрицательный смысл.

Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто оши­бочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена.


Научные трактовки термина «политика» отличаются от повсед­невных представлений строгой логической аргументацией, обоб­щенностью и систематизацией, хотя и страдают некоторой противоречивостью мнений.

Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована.


Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанци­альный (выясняющий материю, основу явления), а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие качества и функции в обществе.

В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики:

  • социологические;

  • субстанциальные;

  • научно сконст­руированные, связанные со специфической интерпретацией политики.


А. Социологические определения полити­ки, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через дру­гие общественные явления: экономи­ку, социальные группы, право, мораль, культуру, религию.


В соот­ветствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, эти­ческие (нормативные) и т.д.


  • Экономические определения политики, наиболее ярко пред­ставленные в марксизме и других концепциях экономического де­терминизма, характеризуют политику как надстройку над эконо­мическим базисом, как концентрированное выражение экономи­ки, ее потребностей и интересов.


Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою само­стоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную ав­тономию.


Определения политики в духе экономического детерминизма подчеркивают лишь один из важнейших источников политики. Обычно они гипертрофируют влияние экономических потребно­стей на политику, недооценивают ее самостоятельность.


Опыт ис­тории, и, прежде всего, более чем 70-летнее существование команд­но-административного социализма, свидетельствует, что не только экономика оказывает сильное влияние на политику, но и послед­няя может выступать по отношению к экономике командной, гла­венствующей силой.

Поэтому с точки зрения науки представляет­ся более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправ­ных областей общественной жизни.


  • ^ Стратификационные и правовые дефиниции политики

Важной составной частью социологических определений политики являются ее стратификационные дефи­ниции.

^ Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий.

В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала.

Термина «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социологи уподобили строение общества строению Земли и разместили социальные слои (страты) также по вертикали.


Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения – среднюю, а богатые - верхнюю. Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. См. Кравченко А.И. Социология, стр. 302.)


Они трактуют политику как соперничество определен­ных общественных групп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп — за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и др.).

Если марксистс­кие трактовки политики как борьбы между классами в совре­менном мире во многом утратили свое влияние, то теория за­интересованных групп получила широкое распространение и развитие, и, в частности, она представлена в плюралистичес­ких концепциях демократии, трактующих политику в современ­ном демократическом государстве как соперничество разнооб­разных заинтересованных групп, обеспечивающее баланс, рав­новесие общественных интересов.


В истории политической мысли достаточно широко представлены правовые концепции политики, которые считают политику, государство произ­водными от права и, прежде всего, от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельнос­ти государства.


Яркий пример правовой концепции политики — ее контрактивистские («общественного договора») теории, пред­ставленные такими видными мыслителями, как Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант.


Суть этих теорий состоит в трактовке полити­ки как специализированной деятель­ности по охране присущих каждому человеку от рождения фунда­ментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собствен­ность и т.д.


В современной научной литературе широко представлены и противоположные правовым концепциям политики теории. Они рассматривают право как порождение политики, важнейшее сред­ство ее реализации, инструмент создания стабильного политичес­кого порядка. Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целесообраз­ности.



  • ^ Этические определения

Правовая трактовка политики непосред­ственно примыкает к ее этическим (нор­мативным, ценностным) дефинициям.

Это ярко проявляется в концепциях, признающих догосударственное существование есте­ственного права в форме моральных принципов человеческого со­общества.

В целом же нормативные понятия политики — важное направление ее социологической трактовки. Используемый в них нормативный подход предполагает рассмотрение политики исхо­дя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать.

^ Политика пред­ставляет собой деятельность, направленную на достижение общего блага.

Ее высшей ценностью является общее благо, включающее такие более частные ценности, как справедливость, мир, свобода и др., целью — служение этому общему благу, нормами — конк­ретные правила, законы, ведущие к его достижению.


Нормативная трактовка политики возникла в глубокой древ­ности. Так, еще Аристотель считал политику высшей формой жиз­недеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотноше­ниях между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого.

«Справедливость, — писал он, — имеет место толь­ко в политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве» [Аристотель. Политика. М., 1865., С. 11. См. также: Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983, С. 380.]


Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны. Их достоинство состоит в том, что в них выража­ется гуманистический идеал, в соответствии с которым должна строиться политика.

Такой идеал ориентирует участников полити­ки на общественно ценное поведение. В то же время нормативный подход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко определенными категориями, допускающими возможность различ­ной трактовки общественного блага. Тем самым создаются предпо­сылки для маскировки, камуфлирования корыстных интересов различных политических сил.


Слабость данного подхода проявляется также в большом рас­хождении понимания политики как деятельности по достижению общего блага и реальности, которая свидетельствует о широком распространении в политике эгоистической мотивации.

Кроме того, не все действия по обеспечению общего блага являются полити­ческими. Многие люди совершают общественно полезные, благо­родные поступки, движимые нравственными или религиозными мотивами.


^ Б. Группа субстанциальных определений политики. Власть как политическая субстанция

Вторая наиболее распространенная груп­па дефиниций политики — субстанци­альные определения. Они ориентируют­ся на раскрытие той первоосновы, тка­ни, из которой состоит политика.

В этой группе определений существуют несколько трактовок политики. Самая распространенная из них — это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и ис­пользование.

Политика, писал М. Вебер, это «стремление к учас­тию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» [Вебер М. Избранные произведения/ Пер. с нем. М., 1990. С. 646.]


Некоторые из сторонников «властного» подхода к политике акцентируют внимание на искусстве, технике, способах и сред­ствах борьбы за власть и ее использование.

Так, один из основате­лей политической науки, ^ Н. Макиавелли, еще в 1515 г. характери­зовал политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее <....> Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций».


  • ^ Институциональные и антропологические трактовки политики

«Властные» определения политики конкретизиру­ются и дополняются с помощью институциональных дефиниций.

Последние характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализу­ется власть, и, прежде всего, через важнейший институт — государство.

Политика предстает в этом случае как «участие в делах госу­дарства, направление государства, определение форм, задач, со­держания деятельности государства» [ Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 340.]


Некоторые из институциональных дефиниций политики отме­чают возросшую роль в ней негосударственных институтов и, преж­де всего, партий. Так, вождь Коммунистической партии Китая Мао Цзедун, отражая главенствующую роль компартии в социалисти­ческом государстве, определял политику как «исходный пункт всех практических действий революционной партии. Она выражается в процессе этих действий и их результатах» [Цит. по: Innеnроlitik und politische Theorie, S. 27]


Если «властные» и институциональные трактовки политики видят ее основу во власти и ее носителях-организациях, то антро­пологические определения пытаются отразить ее более глубокий источник, заключающийся в природе человека.

С этой точки зрения, политика — форма цивилизованного общения людей на основе пра­ва, способ коллективного существования человека.


Антропологическую природу политики дал еще Аристотель, который считал, что человек — существо политическое, поскольку он — существо коллективное.

Нормальная жизнь человека, удовлетворе­ние его многообразных потребностей и обретение счастья возмож­ны только при общении с другими людьми. Высшей, по сравне­нию с семьей или селением, формой такого общения и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общением со­стоит в том, что она представляет собой общение в государстве свободных и равных людей по нормам права, воплощающего спра­ведливость, одинаковое отношение ко всем гражданам. С помощью политики в общении людей достигается гармония.

Современные антропологические концепции политики разде­ляют не все идеи Аристотеля, однако, как и он, считают политику органически присущей человеческому роду, укорененной в кол­лективной природе человека, его индивидуальной свободе, в об­щественном разделении труда и вытекающем из этого сложном и противоречивом взаимодействии индивидов.


  • ^ Конфликтно-консенсусные определения

Антропологические трактовки поли­тики значительно обогащаются и до­полняются ее конфликтно-консенсусными дефинициями.

«Политическая теория, — пишет известный французский политолог Морис Дюверже, колеблется между двумя драматическими противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной политика является конфликтом, борь­бой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе кон­троль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения, политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости <...> означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество» [Duverger M. The Idea of Politics,1966. Р. 186].


Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику.

С точки зрения таких противоречий политика рассмат­ривается как деятельность по насильственному и мирному разреше­нию конфликтов.


Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону и т.п.


Особенно важна роль консенсуса, объединяющего политичес­ких субъектов в демократическом государстве, где пре­дотвращение и разрешение конфликтов осуществляется на базе признания подавляющим большинством граждан таких основопо­лагающих ценностей, как свобода личности, права человека, воля большинства, а также автономия и право на собственное мнение меньшинства.


Как отмечает известный американский политолог С. Ф. Хантингтон, при полном отсутствии социальных конфликтов нет политики, а при полном отсутствии социального консенсуса, общественной гармонии невозможны политические институты [ Комоцкая В. Д., Тихомирова Е. Б. Поколение 50-х в американской политологии: С.Ф. Хантингтон // Социально-политические науки. 1991. № 9. С. 59.


  • Политика как отношения «друзей» — «врагов»

Специфическую интерпретацию и раз­витие конфликтно-консенсусные трак­товки политики получили у видного не­мецкого политолога Карла Шмитта.

Его концепцию политики рассматривают как самостоятельное, оригинальное на­правление в понимании «политического».

Согласно К. Шмитту, политика не имеет собственной основы, субстрата. «Политичес­кое» способно черпать свою силу из различных областей обще­ственной жизни, из религиозных, экономических, нравственных и других противоречий.


Оно характеризует не какую-то собствен­ную, специфическую сферу жизнедеятельности, но только сте­пень интенсивности объединения (ассоциации) или разъединения людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными, эконо­мическими или другими и в различные времена вызывают раз­личные соединения или разъединения».


Политическое качество возникает в результате «уплотнения» общественных противоречий, их осознания как отношений «дру­зей» — «врагов».

Враг — это кто-то «чужой», представляющий уг­розу данному субъекту или его интересам, друг же — это союз­ник, помощник в достижении целей.

К. Шмитт придает отношениям «друг» — «враг» конституиру­ющее, создающее политику значение, оставляя в тени объектив­ные основы политической дифференциации людей. Его концепция хорошо объясняет субъективное переживание по­литики, ее эмоциональную мотивацию.

Однако отношения «дру­зья» — «враги» — это лишь один из важнейших аспектов полити­ки, далеко не охватывающий всего ее содержания.


^ В. Группа научно сконструированных трактовок политики.

  • Деятельностные, телеологические и системные определения

Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения, которые характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.


Такая ин­терпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления. К таким стадиям относятся: определе­ние целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определение новых целей политики.

^ Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.


Она применяется также в телеологических трактовках полити­ки, рассматривающих ее как деятельность по эффективному дос­тижению коллективных целей.

Как писал патриарх американской социологии Т. Парсонс, политика представляет собой совокуп­ность «способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функ­ций, а именно эффективного коллективного действия для дости­жения общих целей» [ Раrsоns Т. Роlitics and Social Structure: Оn the Соncept of Political Power. New York, 1969. Р. 355].

В телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, наций, государств и т.п.) и сознательный, целенаправленный ха­рактер. В политике частные цели индивидов «вырастают» до обще­государственных.


Телеологические определения политики, как это видно из ха­рактеристики, данной Парсонсом, широко используются в рам­ках системного анализа общества.

С системной точки зрения поли­тика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружа­ющей среды — остальных областей общества — и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии.

^ Политическая система заботит­ся о самосохранении и призвана удовлетворять целый ряд обще­ственных потребностей, важнейшая из которых интеграция об­щества.


Системная интерпретация политики получила детальное обо­снование и развитие в разнообразных теориях политических сис­тем, первыми и наиболее значительными из которых были кон­цепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.


Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.


Обобщая различные дефини­ции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обяза­тельных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.


^ 2. Структура и функции политики

  • Форма, содержание и процесс политики

Политика существует в различных ипос­тасях (формах) — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение.


В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распрост­раненных препарирований (делений) политики — разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений).


Форма политики — это ее организационная структура, инсти­туты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регу­лировать политическое поведение людей.

Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в зако­нах, политических и правовых нормах.


Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах приня­тия политических решений.

В политическом процессе отражается сложный, многосубъект­ный и конфликтный характер политической деятельности, ее про­явление как отношений различных социальных групп, организа­ций и индивидов.


  • ^ Полити (роlity)- , полиси (роlicy)-и политикc (роlitics) исследования

В английском языке, а также в аме­риканской и мировой политической науке в целом для обозначения раз­личных сторон политики используют­ся три самостоятельных термина: («полити», или «поли­тия»), («полиси») и («политикс»).

^ Эти понятия примерно соответствуют форме политики, ее содержанию и поли­тическому процессу.


Полития означает политическую организацию того или иного общества, государство в широком смысле этого слова, т. е. как совокупность всех граждан страны, весь механизм осуществления власти.

Иными словами, это политический строй, политический порядок в единстве составляющих его институтов и норм.


Полиси в узком значении этого слова характеризует содержа­ние, образ действий власти, правительства, технологию принятия политических решений.

Полиси-исследования, как одно из направ­лений политической науки, стремятся выяснить, как, почему и с каким эффектом политические инстанции принимают обязатель­ные для всех решения по распределению дефицитных ценностей и благ, какие социальные последствия и реакцию вызывают эти ре­шения.

В широком значении понятие «полиси» относится не только к действиям центральной власти, но и к способу поведения, при­нятия решений других политических акторов: партий, профсою­зов и т.д.


Политиксэто политика, рассматриваемая с точки зрения возникновения и разрешения в ней конфликтов.

Политикс-анализ занимается субъектами, претендующими на власть или стремящи­мися повлиять на политические решения: партиями, общественными организациями, средствами массовой информации (СМИ), за­интересованными группами и т.д., а также конфликтующими инте­ресами, идеологиями, целями и ценностями, насильственными и мирными способами разрешения конфликтов.


Полити (форма), полиси (содержание) и политикс (процесс) нередко называют изме­рениями политики, отражающими ее важнейшие аспекты.


  • Элементы и уровни политики

Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В ка­честве ее относительно самостоятельных элементов можно вы­делить:

^ 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;

2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;

^ 3) институты власти и борьбы за нее;

4) отношения властвова­ния — господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.


Помимо составных частей и элементов в политике иногда выде­ляют три уровня ее существования.

Первый, собственно политичес­кий, макроуровень, характеризует государство как целое, публич­ную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.


^ Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперни­чество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д.


^ Третий, мегауровень, политики относится к деятельности между­народных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.


Первый из этих уровней занимает центральное место и харак­теризует суть политики. Второй и третий уровни имеют подчинен­ное значение.


  • ^ Функции политики

С общегосударственным, макроуров­нем, политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важней­шие направления воздействия политики на общество.

К ним относятся:

поддержание и укрепление целостности общества как слож­но дифференцированной социальной системы, обеспечение об­щественного порядка и организованности;

разработка целей всего общества и составляющих его кол­лективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

авторитарное, обязательное для всех распределение дефи­цитных ценностей и благ;

предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

конституирование сложных социальных субъектов (комму­никационная функция).


Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любо­му обществу задач,

политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это — поддер­жание классового или социального господства; защита основопо­лагающих прав человека; привлечение граждан к управлению го­сударственными и общественными делами; обеспечение социаль­ной справедливости и общего блага и др.


^ Достаточно детально вопрос о функциях политики разработан в системном анализе.

Так, один из основоположников теории поли­тических систем Г. Алмонд выделяет две основополагающие группы функций: функции «ввода» — воздействия общества на политику и функции «вывода» — влияния политической системы на общество.

К функциям «ввода» относятся: политическая социализация и при­влечение граждан к участию в политике; артикуляция интересов; агрегирование интересов. К функциям «вывода» — разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением [Более подробно об этих функциях см.: Основы политической науки: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. Ч. 2. М, 1993. С. 85—88].

Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления. Какова же область распространения политики и существуют ли пределы ее проникновения в общество?


^ 3. Границы политики в обществе

  • Область распространения политики

Ответ на вопрос, о распространенности политики в обществе прямо зависит от ее трактовки, а также от конкретных типов общественных и политических систем.


^ Из широкого понимания по­литики как любой деятельности и поведения, связанных с властью, авторитетом, организацией и управлением (Г. Лассуэлл, Г. Вассерман и др.), логически следует, что она проникает во все области общественной жизни: экономику, культуру, религию, науку, спорт и т.д.


Как пишет известный американский политолог Роберт Даль, к политическим ассоциациям принадлежат не только такие организа­ции, как государство и партии, но также профсоюзы, частные клу­бы, деловые предприятия, религиозные организации, группы граждан, дикие племена, кланы и даже отдельные семьи [См.: Даль Р. А. Современный политический анализ//Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки: Реф. сб. Вып. 4. М., 1991. С. 57].


Еще более широкий взгляд на сферу распространения полити­ки выражает американский политолог Д. Хелд.

Трактуя политику как «борьбу за организацию человеческих возможностей», он ут­верждает, что она является «составным элементом всей челове­ческой жизни, неотъемлемым вектором, измерением производ­ства и воспроизводства общества», а не только деятельностью пра­вительства [ Цит. по: Политика как научная дисциплина по Д. Хелду//Полис: (Полит, исслед.). 1991. № 5. С. 146-147].


Представляется, что приведенные выше трактовки политики отмечают ее важнейшие социальные индикаторы (показатели): власть, авторитет (хотя авторитет нередко рассматривают как одно из свойств, атрибутов власти), организацию, управление.


В то же время широкая трактовка политики таит в себе опасность затемне­ния ее особенностей, растворения среди близких к политике по своей природе явлений — власти, социальной организации, уп­равления, изучение которых — предмет специальных наук, соответственно: социологии власти, социологии организации, теории управления.


Более конкретно критерии и границы политики определяет М. Вебер. Он пишет: «Ассоциация может быть названа политичес­кой, если выполнение ее распоряжений постоянно осуществляет­ся на определенной территории под угрозой или с применением принуждения со стороны административного органа» [Цит. по: Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. Вып. 4. М., 1991. С. 56].


Таким образом, ^ Вебер ограничивает критерии политического постоянством власти, ее распространением на определенную тер­риторию, наличием специальных органов принуждения.

Нетрудно заметить, что политика связывается Вебером с общегосударствен­ным (макро-) уровнем ее функционирования.


  • ^ Подвижность границ политики

Отмеченные выше индикаторы (кри­терии) политики отражают ее стати­ку, важнейшие постоянно воспроизводимые черты.


В то же время политика достаточна динамична, изменчива, подвижна. Она рас­пространяется на многие экономические, культурные и другие об­щественные явления, причем порою, казалось бы, даже на сугубо личные, интимные области.

Так, например, в начале 90-х гг. в Польше, ФРГ и некоторых других странах острые политические дискуссии и противоборство вызвал вопрос о запрете абортов.


Почти любая общественная проблема может стать политичес­кой в том случае, если, по мнению политических лидеров, она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений.


Политика — это инструмент сознательного саморегулирования общества.

Поэтому она может распространять­ся на самые различные общественные явления, как на те, которые требуют постоянного властного регулирования (например, охрана безопасности граждан, общественного порядка, развитие между­народных связей и т.д.), так и на те, которые временно приобре­тают политическую значимость (например, государственная по­мощь населению в случае стихийных бедствий).


Охватывая многие экономические, культурные, религиозные и другие явления, политика не подменяет их, а придает им осо­бый аспект — делает их объектом воздействия публичной власти.

Одна и та же общественная ассоциация нередко имеет и полити­ческий, и экономический, и культурный, и религиозный аспекты. Так, например, промышленная корпорация, занимающаяся эко­номической деятельностью, создающая материальные ценности, в то же время может оказывать финансовую и иную поддержку определенной политической партии и субсидировать культурный или научный фонд.

Многоаспектность различных общественных объединений объясняется в конечном счете многообразием качеств и социальных ролей человека, который есть одновременно существо и экономи­ческое — производитель и потребитель материальных ценностей, и политическое — гражданин государства, член партии или дру­гой ассоциации, и социальное — представитель социальной груп­пы, и культурное — носитель определенных идей, ценностных ориентации и традиций, и религиозное — приверженец опреде­ленных религиозных верований или атеист.


Широкое проникновение политики в общество не означает, что она не имеет границ, пределов. В мировой социально-полити­ческой мысли по этому вопросу существуют различные точки зре­ния.

Наиболее типичные из них — тоталитарные, анархистские, либеральные и кейнсианские воззрения.


  1. ^ Тоталитарная и анархистская, либеральные и кейнсианские трактовки политики

Тоталитарные концепции устраняют всякие ограничения политического воздействия, исходят из всеобъемлющей, то­тальной политизации общества, политического командования эко­номикой, культурой, наукой и т.д.

В тоталитарных моделях политика непосредственно управляет всеми другими сферами, фактически уп­раздняет гражданское общество, автономию частной жизни.


Анархистские концепции являются антиподом тоталитаризма. Они отождествляют политику, всякую организованную власть с насилием, подавлением личности и стремятся заменить ее само­управлением, добровольным объединением снизу доверху свобод­ных суверенных людей, сохраняющих свободу выхода из ассоциа­ции. Получив значительное распространение в XIX в., анархизм впоследствии утратил существенное влияние на интеллектуальную и политическую жизнь, не сумев доказать практическую реализу­емость своих идей.


Либерализм и кейнсианство. Более умеренную по сравнению с тота­литаризмом и анархизмом позицию по отношению к политике и ее влиянию на общество занимают либе­рализм и кейнсианство.


Классический либерализм разделяет обще­ственную систему на государство и гражданское общество — некон­тролируемую государством частную хозяйственную, культурную, семейную, религиозную и иную, в том числе политическую, жизнь.

Государство создается свободными гражданами для выполне­ния вполне определенных, ограниченных целей — охраны общественного порядка, гарантий безопасности, свободы и других фун­даментальных прав личности, а также для обеспечения благопри­ятных условий хозяйствования и общения людей. Оно не вмешива­ется в дела гражданского общества и выполняет роль «ночного сторожа» — охранника личной и общественной безопасности и порядка. Сфера политики ограничена. Она не распространяется на дела гражданского общества.


Либеральное ограничение функций государства и политики еще более усиливает либертаризм, считающий задачей любого госу­дарства только обеспечение свободы и защиту индивида от физи­ческого насилия.


Либеральные взгляды, господствовавшие на Западе в XVIII— XIX вв., были подвергнуты существенному пересмотру в 30-е гг. прошлого столетия (а частично и значительно раньше) Д. М. Кейнсом и получили название «кейнсианство».


Суть этой концепции состоит в отказе от классических либеральных взглядов на капита­лизм как на саморегулирующееся общество и в обосновании необ­ходимости взятия правительством ответственности за благополу­чие всей социальной системы, всех ее элементов.

Это предполагает в свою очередь возможность вмешательства государства в эконо­мику, сферу социального обеспечения, занятости, трудовые и дру­гие общественные отношения.

Кейнсианские взгляды на роль го­сударства и политики преобладают в современных постиндуст­риальных демократиях и служат, в частности, теоретическим обоснованием социального государства.


Выступая за регулятивную роль политики по отношению ко всему обществу, кейнсианство и близкие к нему современные те­ории признают в отличие от тоталитаризма определенные грани­цы политического вмешательства.


Важнейшие из таких границ — разнообразные права человека, а также принципы рыночной эко­номики, нарушение которых могло бы подорвать систему частно­го предпринимательства. В современных постиндустриальных госу­дарствах по этим вопросам обычно существует общественный кон­сенсус, хотя в своей идеологии консерваторы больше тяготеют к классическому либерализму или даже к либертаризму, социал-де­мократы же и близкие к ним партии — к широкому использова­нию государственного регулирования в целях обеспечения соци­альной стабильности, укрепления социальной справедливости и расширения участия граждан в политике.

В целом же важнейшая роль политики по отношению к обще­ству не подвергается сомнению. Во всех индустриально развитых демократических странах мира она является объектом широких научных исследований и массового изучения.


Вопросы для самоконтроля

  1. Чем объясняется многообразие определений политики?

  2. Особенности социологических определений политики.

  3. Особенности субстанциональных определений политики.

  4. Особенности научно сконструированных со специфической интерпретацией политики определений.

  5. Смысл понятий полиси, полити, политикс. Элементы и уровни политики. Основные функции политики.

  6. Насколько велика область распространения политики? Почему подвижны ее границы?

  7. Тоталитарная, анархистская, либеральная и кейнсианская трактовки политики.



Обязательная литература

  1. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку / К.С. Гаджиев – М.: Издательская корпорация «Логос», 1997.– С. 8-44.

  2. Категории политической науки: учебник. - М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. – Глава I.

  3. Политология: учебник / Под ред. М.Х. Фарукшина. – Казань: Издательство Казанского университета, 1999. – С. 5-18, 36-45.

  4. Политология. Курс лекций (3-е издание, переработанное и дополненное). – М.: Зерцало, 1999. – С. 26-73, 11-123, 477- 509.

  5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001. – Раздел I. С. 5-50.







Похожие:

1. Понятие политики Структура и функции политики Границы политики в обществе icon1. Понятие политики Структура и функции политики Границы политики в обществе
Ключевые понятия: политическая надстройка и экономический базис, стратификация, теория заинтересованных групп, субстанция, система,...
1. Понятие политики Структура и функции политики Границы политики в обществе iconБыть в данный момент достаточно емким
Ш этап. Стратегия (понятие из военного лексикона планирование и проведение в жизнь политики страны). В лексиконе делового управления...
1. Понятие политики Структура и функции политики Границы политики в обществе iconСеминар 1 Тема: «Сущность, основные принципы, категории и механизмы социальной политики»
Первый вопрос предполагает рассмотрение исторических причин зарождения социальной политики как важнейшего направления деятельности...
1. Понятие политики Структура и функции политики Границы политики в обществе iconБилет 91. Политика как социальное явление: понятие, виды, функции. Содержание и специфика взаимодействия политики и экономики.
Билет 91. Политика как социальное явление: понятие, виды, функции. Содержание и специфика взаимодействия политики и экономики
1. Понятие политики Структура и функции политики Границы политики в обществе icon«согласовано» Председатель комитета по молодежной политики Ленинградской области А. А. Данилюк 2013 года «утверждаю»
Начальник отдела молодежной политики комитета спорта, культуры и молодежной политики администрации мо «Выборгский район» Ленинградской...
1. Понятие политики Структура и функции политики Границы политики в обществе iconВопросы к статье В. Путина
Каковы цели социальной политики? По какому критерию измеряется эффективность социальной политики?
1. Понятие политики Структура и функции политики Границы политики в обществе iconСлайд Целью исследования ставился анализ денежно-кредитной политики Банка России. Для достижения поставленной цели были решены ряд задач
Банки стран вынуждены не только переоценить функции, но и рассмотреть изменения в инструментах, целях, методах и механизме денежно-кредитной...
1. Понятие политики Структура и функции политики Границы политики в обществе iconСтратегия государственной молодежной политики Нижегородской области до 2020 года
Нижегородской области (далее – Стратегия) разработана на период до 2020 года и определяет содержательные основы, механизм взаимодействия...
1. Понятие политики Структура и функции политики Границы политики в обществе iconТемы докладов по курсу «Налоговый учет и отчетность» для студентов специальности 08 01 07 «Налоги и налогообложение»
Формирование учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета. Законодательные и нормативные документы по...
1. Понятие политики Структура и функции политики Границы политики в обществе icon1 Понятие экономики, ее структура и функции Понятие «экономика»
Экономика как наука: ее содержание, структура, функции, методы познания. Производственные
1. Понятие политики Структура и функции политики Границы политики в обществе iconЦентр детского и молодежного отдыха «Магистр» Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Министерство региональной политики Новосибирской области Управление по делам молодежи мэрии г.
Нгоо «Институт развития личности Новосибирского государственного педагогического университета»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы