1 Предмет философии icon

1 Предмет философии


Название1 Предмет философии
страница1/8
Дата публикации06.09.2013
Размер1.58 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8

1 Предмет философии

«Философия» по-гречески значит «любовь к мудрости». Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был, следовательно, весь мир. В период средневековья философия была тесно связана с христианской теологией (богословием), и своим предметом она избрала представления о духовном мире человека и его связи с Богом. В эпоху Возрождения, напротив, предметом философского познания стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. Вплоть до эпохи Просвещения слово «философия» оставалось собирательным именем для всех наук, синонимом науки как таковой. Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Однако, когда со временем науки одна за другой отделились от нее, перед философами встала непростая проблема: что осталось на долю философии от ее прежнего предмета - целого мира?

Представители позитивистской философии утверждают, что у философии нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую картину мира».

В современных философских направлениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, как производство концептов, как нерационализированнное постижение мира.

В настоящее время философия рассматривается через социальные и культурные аспекты своего развития. Поскольку область объектного знания осталась науке, то философия обратилась к проблемам человеческой субъективности, выраженной в знаково-символических формах деятельности.


2 Место и роль философии в культуре.

Философия - это самосознание культуры, или, говоря языком философии, она есть «рефлeксия» культуры (reflexio по-латински означает «загибание, поворот к себе»). Так ее определяет западно-европейское, рациональное мышление, поскольку в других цивилизациях, например, на Востоке философия была неотъемлемой частью мистического откровения о мире и человеке. В русской культуре ХVII-XVIII вв. философия воспринималась в духе просвещения, в XIX в. она получила развитие в лоне христианской религиозной мысли, а в советскую эпоху она стала мощным идеологическим оружием. Происходящий в наши дни гуманистический ренессанс философии означает смену ценностных ориентаций в культуре. В ситуации «кризиса» культуры философия оказывается источником конструктивных знаний и опыта, открывающего пусть к диалогу культур.

Культура имеет свою историю, свой особый характер в разные времена и у разных народов. Какова культура, таково и ее отражение в «зеркале» философской мысли. Отмечая историчность последней, Гегель писал, что философия - это «эпоха, схваченная в мысли». На важность такого подхода указывал наш современник, В.С. Библер, считая, что философия XXI века открывает особую логику культуры как диалог логик прошлого и настоящего.

4 Структура философского знания

Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. У стоиков (IV в. до н. э.) эта структура приняла следующий вид: философия начиналась с логики; после логики следует физика как учение о природе; после физики – этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Последняя была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день, хотя время внесло свои коррективы. В XVII в. (прежде всего благодаря Бэкону и Декарту), в лоне общих систем философии углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени она была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). То, что античные философы именовали физикой, философы более поздних веков назвали онтологией (слово «физика» в связи с возникновением специально-научного, опытного знания наполнилось другим, современным смыслом).

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время И. Кант, В одном из итоговых своих сочинений – в «Критике способности суждения – он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души», понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук». Как стоики и Кант, он называет три части философского знания:

- логику (которая совпадала у него с диалектикой и теорией познания);

- философию природы;

- философию духа (к последней относится комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).

4. структура философского знания?

Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов:

· Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.

· Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) — учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:

- Психология познавания — изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания.

- Логика знания — наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.)

- Критика познания — анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными.

- Общая история познания, эволюция познания.

· Аксиология (axios — ценность) — учение о ценностях.

В структуре философского знания выделяют так же:

· Социальную философию — анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём.

· Философскую антропологию — учение о человеке. (от проблемы происхождения до космического будущего.)

· Философию культуры — раздел, где изучается, исследуется сущность и значение культуры.

· Философию права — учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..

· Философия истории.

· История философии.

Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие разделы, как:

· Диалектика — (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.

· Эстетика — наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.).

· Этика — философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.

Известны попытки чёткой классификации внутри философского знания, например:

- Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология)

- Систематизация данных научного познания.

- Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами оценки деятельности человека).

Современные философы отказываются от построения многоступенчатых классификаций, поскольку для философии нет запретных тем.

5 История философии

История философии — это исторический процесс развития и изменения философских учений. Также историей философии называется историко-философская наука.

Существуют разные точки зрения на соотношение философии и истории философии. Гегельянство и близкие к нему школы считают всю историю философии по своему существу внутренне необходимым, последовательным поступательным движением, которое разумно внутри себя. Каждая система философии необходимо существовала и продолжает ещё и теперь необходимо существовать: ни одна из них, следовательно, не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты одного целого. Принципы сохранились, новейшая философия есть результат всех предшествовавших принципов; таким образом, ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение. История философии — это не просто собрание случайных событий и мнений, в ней есть существенная связь, это система развития мышления. Содержание этой истории представляет собой научные продукты мышления.

Как бы то ни было, в философии соотношение предмета исследований и истории исследований отличается от характерного для обычных наук, где изучение их истории не обязательно для понимания их предмета, современного состояния исследований, которое всегда считается более истинным по отношению к предшествующим. Если история обычных гуманитарных или, тем более, естественных наук представляет собой скорее небольшой раздел истории, чем раздел самих этих наук, история философии сама является содержанием философского знания, предметом философского постижения, что скорее роднит философию с искусством или религией. Преемственность между философскими учениями носит неоднозначный характер, любая появляющаяся концепция рассматривается как развитие и/или новое сочетание уже существовавших, кем-то уже высказанных принципов. В противном случае она вообще не признаётся философской. Русский мыслитель В. Ф. Асмус выразился об этом ярко: «Если что-нибудь открыли [в философии], покопайтесь в истории философии; если там ничего не найдёте — значит открыли глупость»

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время»(термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру. Последовательность эпох и взаимное влияние регионов мира представлена здесь в виде краткой таблицы.

7)Зачем философия специалисту психологу?

В течение многих веков психология развивалась как часть философии, поэтому их взаимосвязь неоспорима. Поэтому именно в философии психолог может почерпнуть знания о человеке как о личности, именно философия обосновывает общие подходы к пониманию человека.

Психология изучает психику во всех ее проявлениях. А человек существо сложное, он не может быть объяснен только биологически. Человек живет в мире, он обитает между природой и обществом и одновременно принадлежит к этим двум реальностям. По этой причине в своем познании он не может быть полностью охвачен только методами какой-либо одной науки.

Многие проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии (социальной), и для философии. В самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые, тем не менее, приходится решать.

При столкновении с такими проблемами психологи вынуждены обращаться к философии, вырабатывать самим или пользоваться теми умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки, в данном случае философии. К числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести проблему сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личности на общество, методологические проблемы психологии и ряд других.

Кроме того, в отечественной психологии в последние годы поднимаются сложные философско-психологические проблемы: проблемы человека – ответственность, совесть, смысл жизни, духовность, т.е. как раз такие, которые психологи без помощи философов не в состоянии самостоятельно решить. Да и сами философы вряд ли смогут в них глубоко разобраться без сотрудничества с психологами, не принимая в расчет живую личность, достаточно изученную в психологической науке.

И хотя психология берет свое начало в философии, в ХХ веке некоторые философские направления развивались из психологических. Самый яркий пример – психоанализ. Оформившись в отдельное направление в трудах Зигмунда Фрейда, с течением времени психоанализ превратился в психологическую теорию, а затем и в одно из направлений философии. Представление о том, что поведение человека определяется не только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями, возникшими в результате либо подавления, вытеснения, либо недопущения в сознание определенных переживаний, влечений, мотивов, произвело подлинный переворот в представлениях о человеческой психике и является в настоящее время общепризнанным.

Многое понять в области взаимодействия общества и личности помогли работы современных неофрейдистов, которые в основном имели теоретический, философско-психологический характер. Ряд ученых – философов и социологов – до настоящего времени считают, например, известного психолога-неофрейдиста Эриха Фромма представителем своей науки и часто ссылаются на него.

Работы многих авторов занимают промежуточное положение между философией и психологией. Например, сюда можно отнести исследования, посвященные поиску и утрате человеком смысла жизни (К. Роджерс, В. Франкл и др.), проблемам одиночества, счастья (М. Аргайл, В. Франкл).

Кроме того, Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач. Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью).


9 Принцип единства исторического и логического

это принцип развития, включающего в себя процесс становления законов соответствующей области.

Применение принципа единства исторического и логического — это построение логической модели развивающейся системы. Принцип единства исторического и логического может быть эффективно применён лишь тогда, когда изучаемый процесс уже привёл к возникновению той качественной определённости изучаемых объектов, история которых должна быть отображена в логической модели их развития.

Рассматривая принцип единства исторического и логического, надо иметь в виду, что логическое отображение развития не может точно соответствовать реальному процессу развития, то есть действительной истории изучаемой области. Логическая модель выявляет только необходимые связи, и история в такой модели представлена в исправленном виде, то есть такой, какой она должна быть в силу действия лишь внутренних факторов и специфических для неё законов.

Принцип единства исторического и логического был впервые сформулирован Гегелем и в дальнейшем разработан К. Марксом.

10 Диалектика и метафизика. Исторические формы диалектики и метафизики.

Диалектика – 1) искусство ведения философского спора; 2) учение Гегеля о тожде противоположностей и противоречиях. Исторически сложилось два предельно общих философских метода: диалектический и метафизический. Сократ понимал диалектику как искусство вести беседу, обнаружение истины путем столкновения противоположных мнений. Термин «метафизика» обозначает учение о том, что «сверх» физической реальности, а именно учение об особой сверхчувственной реальности, лежащей в основе физической, чувственно-данной реальности. Эта сверхчувственная реальность постигается не опытом, а посредством умозрения.

Метафизическое мышление заключается в отрыве друг от друга и абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или ее познания. Метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость. Диалектического метода требует проведения всестороннего анализа и синтеза, раскрытия диалектики, динамики, противоречивости изучаемых объектов.

11 Понятие мировоззрения, его структура и основные типы

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития. Концептуальное исследование этих вопросов имеет важное методологическое значение для изучения процессов, происходящих в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории человечества. В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности и возможностях человека ориентироваться в условиях, когда происходит изменение глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе.

Различные стороны мира, играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в его сознании и выражаются в различных формах общественного сознания. Каждая такая форма представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и фактор, определяющий ориентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Осваивая окружающий мир, идя путем проб и ошибок, находок и потерь человек накапливал необходимые знания, обобщал их и систематизировал. Эти знания передавались из поколения в поколение, обогащались новыми приобретениями, открытиями, совершенствовались, помогали человеку выжить и осознать себя как личность.

По мере становления и развития человека и общества росла потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы, может ли стать повелителем тех сил, в борьбе с которыми приходится утверждать свое существование, можно ли достичь счастья, в чем смысл человеческого существования и мн. др. При анализе такого рода вопросов от общих рассуждений разум неизбежно переходит к конкретным измерениям человеческого бытия: как строить свое отношение к природе, обществу, друг к другу, какими знаниями и ценностями руководствоваться? Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение, формирующееся в культуре.

Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.

Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина мира и в третьих, жизненная стратегия индивида.

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны: познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).

Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения[1]. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Похожие:

1 Предмет философии iconЭкзаменационные вопросы по философии для педиатрического факультета 2012 Истоки, предмет, структура философии. Значение философии в жизни человека и общества
Основные этапы развития античной философии. Бытие природы и бытие человека в философии досократиков
1 Предмет философии iconФэпо-тестирование по философии Предмет философии
Верным суждением относительно связи философии и мировоззрения является следующее …
1 Предмет философии iconВопросы к зачету и экзамену для магистров
Понятие о философии. Предмет и проблемное поле философии. Структура и функции философии
1 Предмет философии iconФэпо-тестирование по философии (верный во всех вопросах – первый вариант ответа) Предмет философии
Верным суждением относительно связи философии и мировоззрения является следующее …
1 Предмет философии iconВопросы к экзамену по философии для социологов 3 курс. Предмет философии

1 Предмет философии icon1 Предмет философии
Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Однако, когда со временем науки одна за другой...
1 Предмет философии iconВопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год)
Происхождение философии, ее предмет и проблемное поле. Структура философского знания
1 Предмет философии iconV1 {{1}} Предмет философии
Расположение нтз \\172. 16 64\base\тесты\социально-гуманитарный институт\кафедра философии\кочесоков р х\Философия ast
1 Предмет философии icon1. Предмет философии. Философия как теор мировоззрение. Функции философии (мировоззренческая, методологическая). Мировоззрение
Предмет философии. Философия как теор мировоззрение. Функции философии (мировоззренческая, методологическая)
1 Предмет философии icon1. Предмет философии. Понятие мировоззрения и его структура
Философия зиждется на понимании мира и человека с точки зрения разума и знаний. Математика и логика неотъемлемые части философии,...
1 Предмет философии iconПредмет и структура философии науки. Особенности научного познания. Проблема критериев научности
Значение античной философии для возникновения и развития науки. Особенности античной науки
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы