1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология» icon

1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология»


Скачать 393.83 Kb.
Название1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология»
страница1/7
Размер393.83 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7




1. Предмет и методы исследования в политической науке.


Термин «политология» образуется путем сочетания двух греческих слов: polity – политический порядок, способ осуществления власти и logos – знание.

Политология – наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

^ Понятие «политическая наука» имеет множество определений: а) форма духовной и творческой деятельности по получению новых знаний о политической действительности; б) социальный институт по передаче, хранению и производству политических знаний. Целью политической науки является приобретение нового знания о политической реальности.

^ Содержание политологии как теории политики составляет ряд блоков: а) система знаний о сущности и основах политики как специфической сферы деятельности и общественных отношений, понятие субъектов политики, движущих силах и мотивов их действий; б) теория политической власти; в) учение о политических системах и институтах; г) теория политической культуры; д) комплекс знаний в области международной политики.

Центральным звеном политологии, ее теоретико-содержательной сердцевиной является учение о власти. Она также включает в себя анализ структур и механизмов функционирования конкретных типов политических систем, взаимодействие их отдельных элементов, в первую очередь, государства и политических партий.

Важным аспектом политологии является изучение взаимодействия политических систем с гражданским обществом. Также существенным элементом политической науки выступает теоретический анализ роли человека в политике, т.е. изучение политики в ее человеческом измерении.

^ К методам политической науки относят:


сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление политических явлений и процессов, имеющих однотипные параметры. Это один из наиболее старых методов, которым пользовались еще философы Античности;

^ Институциональный метод – стремление выявить определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества. Начиная с конституции, и их смысл для существования и нормального развития общества.

^ Социологический метод – совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Методы исследований – анкетирование, опрос, статический анализ, эксперимент.

^ Антропологический метод – метод дает ключ к изучению таких проблем, как связь типа человека (устойчивых черт его интеллекта, психики) и политики, влияние национального характера на политическое развитие и наоборот.

^ Психологический метод – изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

бихевиористский метод состоит в анализе политического поведения индивида или группы как в рамках определенной организации, так и вне ее.

^ Метод экспертных оценок – проведение экспертных оценок специалистами в той области политической деятельности. По поводу которой ведется экспертиза.

Коммуникативный метод – позволяет разработать кибернетическую модель политического процесса, рассматривая политические структуры как коммуникативные единицы.

Метод политического моделирования – исследование политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей.


^ 2.Политическая мысль в античную эпоху и в Средние века.

Античность.


Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Беседы и высказывания»,составленной его учениками.

Государство трактуется им как большая семья. Власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием соц.-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим».Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, т.к. простой народ полностью отстраняется от участия в управлении государством.

Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв прежде всего обращен к правящим, т.к. соблюдение ими требований добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных.

Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира.

Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов.

В целом добродетель в трактовке Конфуция – это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала, человеколюбие, заботы о людях, почтительного отношения к родителям, преданности правителю.

Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью с жестокими наказаниями.

ПЛАТОН

Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений.

Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407 – 399 гг. до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины.


Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе.

Платон исходит из того соответствия, которое по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, а, напротив, схож с ним. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия–правителей, воинов и производителей.

Справедливость состоит в том чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Необходимые припасы стражи получают от третьего сословия. Живут и питаются стражи сообща, как во время походов. Им запрещается не только пользоваться, но даже прикасаться к золоту или серебру.

Решающее значение для идеального государственного устройства имеет, введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство. Платон – против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток.

, в них заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей».

Идеальное государство Платона – справедливое правление лучших. Этот тип с государственного устройства можно назвать двояко: если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если несколько правителей, тогда это будет аристократия.

Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, располагая их в порядке прогрессирующей порчи государственности.


Политика – это, согласно Платону, царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. При таких данных у правителей будет уже неважно, правят ли они по законам или без них. Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы.


АРИСТОТЕЛЬ

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля – (384-322 гг. до н. э.).

Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика».

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).

Государство – продукт, естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям как семья и селение. Но государство – высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. Человек по природе своей существо политическое, но не все люди достигли такого уровня развития. Аристотель считал, что «варвары» – люди с неразвито человеческой природой, и они не доросли до политической формы жизни.

Отношения господина и раба являются элементом семьи, а не государства.

Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов.

Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление их к единству приводит к уничтожению государства.

Частная собственность, по Аристотелю, коренится в природе, человека, в его естественной любви к себе.

Форму государства Аристотель характеризовал также как, политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма. определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, им различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных – только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление - царская власть, аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них – тирания, олигархия и демократия.

Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии.

Из неправильных форм государства тирания наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве законов.


^ АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (354 – 430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви. До принятия христианства (387 г.) он увлекался философией Платона и неоплатоников, произведениями Цицерона. Став христианином, он принял деятельное участие в травле «еретиков». С 395 г. и до конца жизни он – епископ Гиппона (Северная Африка). Его политические и правовые взгляды изложены в работах «О граде Божием», «0 свободной воле» и ряде других сочинений.

В развиваемой Августином христианской концепции истории человечества все социальные, государственные и правовые учреждения и установления предстают как следствие греховности человека. Сама эта греховность предопределена замыслом бога-творца, наделившего человек сдобной волей, т. е. способностью жить по-своему, по-человечьи, а не по-божьи. При этом само пожелание человека жить не «по человеку», а «по Богу» порождается лишь божьей благодатью которая ниспосылается только «избранным».

Разделяя человеческий род во все времена его существования на два разряда (живущих по человеку и живущих по богу). Эти разряды он символически называл градами. Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; причем те называются сосудами гнева Божия, а эти – сосудами милосердия.

Греховность земной государственно-правовой жизни (отношений и становлений в «земном граде») проявляется согласно Августину, в господстве «человека над человеком», в существующих отношениях управления и повиновения, господства и рабства.

В вопросе о различных формах человеческой общности Августин разделяет воззрения Цицерона о наличии таких общностей, как семья, государство, общность языка, человеческое общество и, наконец, универсальная общность, объединяющая богов и людей.

Человек, согласно его воззрениям, существо немощное и совершенно неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое-либо совершенное общество. В конечном счете добро и справедливость должны возобладать благодаря предустановленному вечному порядку и неодолимому авторитету божества. Божественный порядок (в том числе здесь, на земле) оказывается высшей целесообразностью и благом, абсолютной нормой всего, что должно быть. Таким образом, отдельный индивид не цель в себе или для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка..

Августин не отождествляет христианскую общину и государство, град божий и церковь. Развивая идею верховенства церкви над государством Августин часто именует церковь пленницей, которая вынуждена сносить несовершенство навязываемых ей человеческой властью законов, но в то же время признает право государства на поддержку церкви и вмешательство в борьбу церкви против еретиков или соперничающих религий.

Наказание никогда не является внешним произволом, поскольку справедливое наказание, согласно Августину, уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает из нее.

Деликатный вопрос о том, как праведники должны относиться к уже существующим государствам и законам у разных народов, Августин разрешает в духе компромисса с «земным миром» на условиях «почитания единого высочайшего и истинного Бога». При этом различия в законах, нравах и учреждениях уже не имеют принципиального значения.


^ ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 – 1274). Его сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинский касается, конечно, и вопросов государства, закона, права. 0 них речь идет в труде «0 правлении властителей», в произведении «Сумма теологии» и в др. работах.

В своих произведениях ученый-богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве - первая попытка развить христианскую доктрину государства.

Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собою государство.

Аквинат ввел различение трех следующих моментов (элементов) государственной власти: 1) сущности, 2) формы (происхождения), 3) использования.

Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведен богом.

Тиранию Аквинат отграничивал от монархии, которую оценивал как лучшую форму правления. Он отдавал предпочтение именно монархии по двум причинам. Во-первых, ввиду ее сходства с мирозданием вообще, устроенным и руководим одним богом, а также из-за ее подобия человеческому организму, разнообразные части которого объединяются и направляются одним разумом. Во-вторых, вследствие показаний исторического опыта, демонстрирующего устойчивость и преуспевание тех государств, где властвовал один, а не множество.

Он разработал особую теорию закона. Согласно Фоме Аквинскому, все законы связаны между собой.

Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в боге, тождествен ему; он существует сам по себе, и от него производны иные виды законов. Прежде всего – естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать достоинство людей.

Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Его предназначение – силой и страхом принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать добродетели. Нормы человеческого закона могут быть в разных странах весьма несхожими. То, в чем они оказываются одинаковыми, образует «право народов». Специфическое в них интегрируется в «право граждан» каждого отдельного государства.

Наконец, еще один вид закона – божественный. Он дан в Библии и необходим по двум причинам. Во-первых, человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло. Во-вторых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде; помочь им достичь его и призвано такое авторитетнейшее в глазах христиан руководство, как Библия.


^ 3.Концепция политики Н. Макиавелли.


Никколо Макиавелли (1469-1527) («Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции»).

Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства - позиция религиозного индифферизма. Главный авторитет для него - опыт истории. Макиавелли постулирует новый, по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям средневековья, закон: политические события, изменения в государствеве, смена его форм происходит не по воле божьей, не по прихоти людей, но совершается объективно, под воздействием «действительного хода вещей, а не воображаемого». Макиавелли отъединяет государствоведение и от этики. С его точки зрения, неуместно осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического господства - изначально явления внеморального плана.

Какими способами государи могут управлять государствами и удержать власть над ними? Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти. Основой власти служат хорошие законы и хорошее войско, армия, вооруженная сила. Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Симпатии свои Макиавелли отдает тем единолично управляемым государствам, «где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности и помогают ему управлять государством.» Макиавелли настаивал на сосредоточении власти только в руках государя и выступал против наличия властных полномочий у чиновников, должностных лиц, баронов и магистратов.

^ Макиавелли не представлял народ как носителя, источника верховной власти. Ни слова нет оправах народа на управление государством, даже на минимальное его подключение к самостоятельному отправлению государственными делами. По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать гл. образом в облике опекуна народа. При этом правителю следует прибывать в убеждении, что знать - честолюбива, а народ- необузданная масса. Набор благодеяний, идущих от государства подданным, узок. Военные и полицейско-охранные меры, покровительство ремеслам, земледелию и торговле- вот почти и все. В этом наборе нет предоставления подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. Макиавелли считает, что подданные могут смирится с утратой свободы, престижа, власти(влияния), но никогда и никому не простят потерю имущества.

Макиавелли советует государю осуществлять свои действия, адресуемые своим подданным, как благодеяния. Непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие его подданных. «Презрение и ненависть подданных- это то самое, чего государь должен более всего опасаться». Ему надлежит «принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в нем. Если люди отчуждаются от него, то в таком случае оказывается обреченным и народ- он ввергается в пучину анархии, беспорядка. Власть осуществляется нормально, если подданные полностью повинуются государю. Есть два способа достижения повиновения. Первый - любовь к государю. Второй- страх перед ним. По Макиавелли, лучше всего, «когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если приходится выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь».

Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии - аксиомой об антисоциальной, антиобщественной природы, порочности людей. Идею асоциальной сущности человека воспримет и разовьет Гоббс. Жестокость допустима не только в военное, но и мирное время. Например, людей, причисленных к врагам государственной власти, опасных для нее, государь волен просто уничтожать. Опасаться ответственности ему нечего. Отсюда они находятся вне юрисдикции суда. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра», может пойти против своего слова. Т.е. может не пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность.


^ 4.Политическая мысль эпохи буржуазных революций: Т. Гоббс и Дж. Локк (общее и особенное во взглядах на государство, личность, закон).


В основу своей теории государства и права Гобсс(1588-1679) кладет определенное представление о природе индивида.( «Философское начало учения о гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского») Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физ. и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек еще и существо глубоко эгоистичное, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. «Человек человеку - волк». Отсюда «война всех против всех». Иметь «право на все» в условиях такой войны - значит фактически не иметь никакого права ни на что. Это положение Гобсс называет «естественного состоянием рода человеческого». Инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный процесс осуществить. Эти условия есть естественные законы. Главным естественным закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира. Важнейшим среди них является отказ каждого от своих прав в той мере, в которой этого требуют интересы мира и самозащиты (2-ой естественный закон). 3-ий естественный закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; в противном случае последние не будут иметь никакого значения. В 3-ем законе содержится источник и начало справедливости. Существуют еще 16 естественных законов. Обобщение всего: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.

Абсолютная власть государства - вот, по Гобссу, гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские - опираются на силу.

Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех». По Гобссу, государства могут возникать не только через добровольное согласие, но и приобретать власть силой. Гобсс называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении или полит государствами. Государства, появившиеся с помощью силы - основанные на приобретении. Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу(отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть то лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица - суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Власть суверена всегда абсолютна и безгранична. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает споры, назначает должностных лиц. Заключив однажды общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верх власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции. При этом обладатель верх власти не связан ни гражданским законом, никаким-либо договором со своим народом и потому ответственности перед ним в принципе не несет. Наделенное абсолютной властью государство должно выполнять, по Гобссу, не одни только полицейско-охранительные функции, но и развивать промышленность, заниматься воспитательно-просветительской деятельностью. Государства гарантирует своим подданным свободу, которая является, по Гобссу, правом делать все то, что не запрещено гражданским законом. Активная роль государства проявляется в борьбе с теми учениями, которые ослабляют или ведут государство к распаду. Гобсс призывал использовать силу закона»не против тех, кто заблуждается, а против самих заблуждений».

Гобсс не уделял большого внимания проблеме государственных форм. Согласно Гобссу, может быть три формы государства: монархия, демократия, и аристократия. Отличаются они друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены. И все же симпатии Гоббса на стороне монархии. Он убежден, что она лучше др. форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства; в ней общие интересы тесно совпадают с частными. Верховной власти удобнее быть именно монархической, поскольку «в личности короля олицетворяется государство». Целиком подчиняя индивида абсолютной власти государства, Гоббс тем не менее оставляет ему возможность воспротивиться воле суверена. Эта возможность- право на восстание. Она открывается лишь тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы - закон самосохранения. Закон этот не вправе переступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть. Строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверена - душе государственности, тайных агентов - глазам. Гражданский мир сравнивается им со здоровьем, а мятежи, гражданские войны - с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель.

Дж. Локк (1632-1704) развил доктрину раннебуржуазного либерализма.(«Два трактата о государственном правлении»). По Локку , до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Индивиды , не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство. Чтобы нормы общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Т.е. отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. В целях надлежащего обеспечения естественных прав люди соглашаются учредить государство.

Строя государство добровольно, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они передают государству. О каком-либо тотальном отказе от всех принадлежащих людям свобод в пользу государства ( что имело место у Гобсса) у Локка нет и речи. Право на жизнь, владение имуществом , свободу и равенство - неотчуждаемые ценности. Это границы власти и действий государства, переступать которые оно не может. Цель государства - охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Это показывает зависимость государства от объектив условий жизни людей.

Титул закона имеет ишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такого указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. По Локку , закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия. В государстве никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Закон ,по Локку, - инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других. «Там, где нет законов, там нет и свободы. Нельзя достичь блага всех, если не обеспечить свободы каждому. Как все полит установления, как само государства, законы создаются по воле и решению большинства. Каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый полит организм, подвластный одному правительству, берет на себя «обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным».

Поддержание режима свободы требует, по Локку, разграничения публично-властных полномочий между разными органами государства. Законодательная власть - парламенту. Исполнит и федеральная власть - монарху, кабинету министров. Первое место - законодательной власти. Иные власти подчиняются ей, оказывая в свою очередь на нее влияние. Нормальная «структура правления», по Локку, - комплекс официальных сдержек и противовесов.

Локк категорически отвергал абсолютно-монархическое устройство власти. Личные симпатии к конституционной монархии (английская). Любые государственных формы могут выродиться в тиранию. Когда органы власти начинают обходить законы государства, то становится беззащитной собственность, порабощается и уничтожается сам народ. При этом вооруженное народное восстание с целью вернуть государства на путь законности будет правомерно. Суверенитет народа, по Локку, значительнее суверенитета созданного им государства.


^ 5.Политическая мысль эпохи буржуазных революций: Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо (общее и особенное во взглядах на государство, личность, закон).


Французский просветитель (1689-1755) известен разработкой теории разделения властей, так же был основателем социологического метода. Основная работа «О духе законов», в которой он критикует феодально-религиозный подход к обществу и его закономерностям, разоблачает феодально-сословную монархию, выступает против реакционных династических войн.

Являлся знатоком античной философии. Особенно хорошо знал Аристотеля и Платона и все литературу о них. Он критикует Аристотеля с позиций буржуазного просветительства и, в частности, протестует против положения Аристотеля о естественном характере рабства. Поддерживает требование Бейля об установлении свободы совести, критикует за радикальное осуждение христианства. Обращая главное внимание на учении Гобсса о естественном состоянии людей и о происхождении государства, он решительно протестовал против положения Гобсса о войне всех против всех как якобы характерной черте первобытно-общинного строя.

Не видя в религиозном мировоззрении объективной истины, Монтескье делает вывод о недопустимости какого бы то ни было принуждения в религиозных вопросах. Человеческие законы, учит он, апеллируют к уму, поэтому они должны быть логически обоснованы и носить принудительный характер. Иное дело законы, устанавливаемые религией. Они обращаются не к уму, а сердцу, их задача заключается поэтому только в увещаниях и советах.

Монтескье выступает в качестве одного из главных представителей географической теории общественного развития, т.е. считает географическую среду решающей причиной возникновения и существования различных форм государственной власти и законодательства. Всячески идеализируя английскую монархию, он выводит ее достоинства из климата Британских островов. Однако он не делает на этом основании вывод о том, что южные народы не способны якобы к культурному развитию. Ссылками на решающую роль климата в деле формирования людей он хотел доказать, что ход истории зависит не от воли бога, а от чисто естественных причин и что поэтому не религия , а наука в состоянии понять закономерности общественной жизни. Вместе с тем нельзя не отметить принципиальной ошибочности утверждения Монтескье о климате как решающей причине общественного развития.

Монтескье пытался ответить на вопрос о конкретных причинах возникновения человеческого общества и происхождения государства. Здесь он целиком в духе теории естественного права (Гораций и Спиноза, Гобсс и Локк) доказывал, что люди жили в естественном догосударственном состоянии и лишь с течением времени пришли к необходимости организации государственной власти. Монтескье примыкал к тем сторонникам естественного права, которые рассматривали первобытную жизнь не как всеобщую вражду и взаимное истребление, а как состояние дружбы и мира. Это был первый естественный закон. Вторым естественным законом человека, по Монтескье, добывать себе пищу. Для Монтескье хозяйственная деятельность людей представляется производным от физиологии человеческого организма. Он биологизирует на этом основании социальные процессы. Монтескье утверждает, что одной из причин возникновения общества является чисто биологическое чувство влечения каждого животного организма к животным своей природы. Он называет это влечение третьим естественным законом. На основании этих трех законов Монтескье выводит четвертый закон - закон осознания человеком необходимости создания общества и государства. Желание жить в обществе, рассуждает он, вытекает из рациональных способностей человека делать умозаключения и принимать решения. Гениальна догадка Монтескье об отсутствии в первобытном обществе частной собственности. В книге «О духе законов» Монтескье заявляет, что, так же как люди отказались от естественной независимости, чтобы жить под властью государственных законов, так они отказались от естественной общности имущества, чтобы жить под властью гражданских законов. Т.е. он рассматривает частную собственность как сравнительно поздний продукт исторического развития. Частная собственность превращается у него в следствие общественного договора.

Видя в государственной власти и частной собственности необходимые условия для «нормальной» жизни общества, Монтескье устанавливает три основные формы государственной власти, которые, по его мнению, могут в той или иной мере выполнять полезные социальные функции: республику, монархию, деспотию. Под республикой Монтескье понимает правление, в котором верховная власть полностью или частично находится в руках народа. Монархию он характеризует как власть одного человека, осуществляемую посредством неизменных законов. Что касается деспотии, то она определяется как государственный строй, целиком подчиняющийся произволу одного лица, игнорирующего всякие законы. Каждый государственный строй, учит Монтескье, обусловлен соответствующими объективными причинами: климатом, почвой, величиной территории и т.д. этим самым Монтескье выступает против известного утверждения христианства: всякая власть от бога. Он обосновывает принципиальную возможность замены одного политического строя другим. Т.е. он утверждает, что республика не менее закономерна, чем монархия. Несмотря на свое сочувствие просвещенной монархии, Монтескье находит во всемирной истории доказательства известных преимуществ республиканского строя перед монархическим. Одно из них - экономическое преимущество. Монтескье открыто заявляет, что гражданское равенство содействует благосостоянию населения, в то время как деспотизм приводит к бедности и нищете.

Феодально-деспотическому режиму Монтескье противопоставляет конституционно-монархический или республиканский режим и, подобно Локку, развивает компромиссную теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье был убежден, что, если монарх не будет вмешиваться в судебные функции, а законодательные органы будут только издавать законы, но не управлять страной, все основные сословия феодального общества будут удовлетворены. В этом вопросе Монтескье, подобно Локку, ориентировался на революцию1688 в Англии. Причины необходимости разделения властей, по Монтескье,: 1) политической властью всегда злоупотребляют; 2) злоупотребления вытекают из природы эгоизма самого человека; 3) значит, необходим механизм противодействия этим злоупотреблениям; 4) таким механизмом может быть только разделение властей, чтобы различные ветви могли сдерживать друг друга.

Учение Монтескье о государстве органически связанно с его учением о войнах. Главная его заслуга в том, что он видел в войнах социальное явление. Война по мнению Монтескье, возникает только лишь после того, как возникло государство и зависит характер войн от того, какой политический строй существует в воюющих государствах. Монтескье утверждает, что тот, кто истребляет побежденных или обращает их в рабов, в конечном счете сам терпит поражение.

Монтескье формулирует основы наиболее совершенного, по его мнению, политического строя. В свободном государстве каждый гражданин должен обладать собственной волей и быть независимым. Все граждане будут пользоваться правом говорить и писать обо всем, о чем не запрещено говорить и писать прямым постановлением законов министры обязаны отдавать отчет о своей работе перед народным собранием. Во внешних отношениях руководители такого государства будут соблюдать честность и откровенность. Люди получать свободу совести. В таком государстве будут допущены любые религиозные секты. В более осторожной форме допускает существование атеистов. Церковь отделенная от государства, за невозможностью принуждать, будет стараться действовать убеждением. В духе компромисса буржуазии с дворянством Монтескье утверждает, что наследственные достоинства знатных людей не только сохранятся, но и приобретут более устойчивый характер. Однако вместе с тем знать будет гораздо ближе к народу, чем до сих пор.

Развитие теории демократии в 18 веке было отнюдь не однолинейным. Ее решительным противником был Жан Жак Руссо, изложивший в трактате «Об общественном договоре» концепцию, которую условно можно назвать теорией корпоративной демократии. В произведении Руссо природное состояние столь же архаично как у Гоббса, и столь же возвышенно-прекрасно как у Локка. Цивилизация, будучи продуктом интеллекта, приносит людям только зло, разрывая узы взаимопомощи и порождая погоню за собственностью. «Общественный договор» представляет собой попытку установить, каким образом люди, вынужденные жить в государстве, могут воспользоваться его имуществами, соединяя их с добродетелями первобытного человека. Ответ прост: путем повиновения законам, которые необходимо заново создать. С этой целью люди заключают договор, по которому каждый индивид уступает целому все природные права и становится, таким образом, подданным этого целого. При этом индивид остается свободным, поскольку он включен в это целое, которое по самому характеру договора без него не может быть таковым. Руссо определяет целое как всеобщую волю. Эта воля и является государством. Она защищает и воплощает в себе индивидуальную свободу. Иными словами, народ не может предать законодательную власть какому-либо индивиду или группе индивидов, действующих в его интересах. Тем самым Руссо решительно выступает против представительной демократии, защищая принцип прямого народного правления. Возникает вопрос: как обеспечить участие каждого без исключения индивида в принятии законодательных решений? В поисках ответа Руссо производит своеобразный акт отчуждения всеобщей воли от интересов отдельных индивидов и групп. Воля является всеобщей не потому, что каждый индивид ее поддерживает, а потому, что она направлена на благосостояние целого. Следовательно, она является интегрирующей, «математической» волей и ни в коем случае не является волей большинства. Ведь последнее, сколь бы оно ни было велико, может иметь собственные своекорыстные интересы.

Логически следуя этой посылке, Руссо признал, что в случае возникновения разногласий между двумя партиями, обе могут выражать только отдельные воли. Более того, в этом случае даже отдельный бескорыстный индивид, находясь в стороне от борющихся партий, в принципе может стать выразителем всеобщей воли. Таким образом, пытаясь ответить на вопрос: кто может и должен сказать – что является всеобщей волей в огромном количестве случаев, когда недостижимо, автор «Общественного договора» попал в логический тупик.

В поисках выхода Руссо вынужден видоизменить свою аргументацию и утверждать, что, даже если общая воля и воля всех различаются концептуально, тем не менее, во многих реальных ситуация воля большинства может рассматриваться как всеобщая или, по крайней мере, максимально к ней приближенная. Проницательно отметив, что в прославляемом Локком правиле большинства скрывается возможность тирании, Руссо в конечном итоге был вынужден принять это правило полностью.

И, тем не менее, в теории Руссо скрываются многие опасности. Например, всеобщая воля не допускает неповиновения отдельных индивидов, имеющих собственное, отличное от всех мнение, принуждая их к послушанию посредством наказания. Более того, после авторской модификации учение Руссо превращается в откровенную апологию именно тирании большинства, поскольку в конечном итоге только оно и может стать в действительности судьей в своем собственном деле, узурпировав тем самым право трактовать цели общественного договора.

Таким образом, начав с крайнего индивидуализма, Руссо заканчивает полным коллективизмом, безоговорочно подчиняя индивида государству.

Учение Руссо пользовалось большой популярностью у современников. Оно оказало непосредственное воздействие на идеологию и политическую практику Французской революции 1789 года, особенно в период якобинской диктатуры. Влияние руссоизма испытали все без исключения направления политической философии - либо слепо подражая и заимствуя его аргументы, либо подвергая позицию Руссо резкой нелицеприятной критике.

Наибольшее значение для развития политической теории представляет переоценка учения Руссо и конституционалистских экспериментов в революционной Франции, осуществленная представителями основных направлений политической идеологии конца 18 – 1 половины 19 века – Консерватизма, либерализма и социализма. Сложившиеся в Западной Европе и имевшие различную, иногда ярко выраженную национальную окраску, эти направления, в определенном смысле, могут рассматриваться как идеологическое следствие промышленного переворота, охватившего в 19 веке весь континент. В рамках каждого из них развивались многообразные течения, что нередко затрудняет выработку общих адекватных определений, ключевых понятий, от которых пошли названия самих течений.


^ 6.Российская социально-политическая мысль второй половины 19-го - начала 20-го века.


Русская политическая мысль возникла из стремления постичь природу государства, сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие. Русская политическая мысль представляет собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политического устройства. Перед русской мыслью с момента ее зарождения стояли проблемы культурного и государственного развития России.

До 1861 года в России существовало крепостное право, поэтому практически все направления русской политической мысли были ориентированы на решение социальных проблем и аграрного вопроса.

Если на Западе радикальная идея политической революции стала терять свое значение во второй половине 19 века, то в монархическо-крепостнической России она присутствовало постоянно, оживая в периоды контрреформ. Революционный радикализм был одним из основных направлений политической мысли России 19 – начала 20 века.

Наиболее яркой формой революционного радикализма в России в начале 20 века были политическая идеология большевизма с его идеями социалистической революции как самодовлеющей цели, тотальным перевоспитанием трудящихся масс коммунистической партии, теория Троцкого о «перманентной» мировой революции.

Политико-правовая идеология и практика ленинизма и сталинизма абсолютизировала классовый подход, роль и место коммунистической (большевистской) партии в системе диктатуры пролетариата, рассматривая государство как организацию экономически господствующего класса, а диктатуру пролетариата – как централизованную организацию населения; демократию, свободы, права личности, принципы гуманизма относила к числу малозначащих факторов общественно-политической жизни. Это во многом предопределило впоследствии «триумф и трагедию» ленинизма и сталинизма.

Проблемы отношения России к Западу и Востоку, к Европе и Азии занимали в русской политико-социальной мысли важное место и постоянно «питали» русскую идею.

. Именно в 19 веке в России наступает расцвет политической мысли. Теоретики различных течений либерализма, консерватизма, революционного радикализма по-разному осмысливали центральные проблемы и темы политологии. Представителем «правительственного» направления русского либерализма был М.М. Сперанский – один из первых в России теоретиков правового государства. Считая государственный строй России деспотическим, он призывал Александра I к установлению конституционной монархии «сверху» путем реформ. Большое влияние на русскую политическую мысль 19 века оказало движение революционеров-декабристов. Всех декабристов объединяли демократические идеалы Просвещения, ликвидации абсолютизма, крепостничества и основных сословных привилегий, приверженность западным теориям естественного права и общественного договора.

П.И. Пестель выступал за демократическую республику, где верховная законодательная власть принадлежала бы однопалатному Народному вече, избиравшему на пять лет исполнительную власть – державную Думу, также избираемую народом, один из пяти членов которой переизбирался бы ежегодно.

Проект конституции Н.М. Муравьева был более умеренным и предусматривал не республику, а конституционную монархию.

Полемика славянофилов и западников в 30-40 годы о судьбе России не исчерпана до сих пор, возрождаясь в современных дискуссиях между «новыми западниками» - радикал-либералами и «новыми славянофилами» - представителями национал-патриотической оппозиции.

Западники (Грановский, Кавелин) считали, что будущее России состоит в ее приобщении к европейской либеральной цивилизации. Славянофилы (Хомяков, Самарин и т.д)акцентировали внимание на самобытности исторического прошлого России и считали, что Россия и Запад – это два особых мира, закономерности развития которых совершенно различны.

Петрашевцы (Буташевич-Петрашевский, Спешнев) пытались перенести идеи французского утопического социализма на русскую почву.

Революционеры-демократы (Белинский, Герцен, Чернышевский) считали буржуазный строй прогрессивнее феодального. Традиции революционно-демократической идеологии продолжали народники. Народничество – это и идеология, включающая комплекс философских, экономических, политических, социалистических теорий, и политическое движение разночинной интеллигенции и студенчества.

П.Н. Ткачев считал, что крестьянская община является готовым элементом социализма и что русский народ гораздо ближе к нему, чем народы Запада.

Либеральный народник Н.К. Михайловский определял прогресс как движение к социальной однородности и создал учение о «правде-истине» и «правде-справедливости». Его теория «героев и толпы» была очень популярна среди членов организаций народников. В ней рассматривалась одинокая личность «героя» как главного творца истории и революции, а «толпе» отводилась пассивная роль.

М.А. Бакунин – один из основателей и теоретиков анархизма. Ошибочно отождествлять понятия «анархизм» и «анархия». Анархия – это хаос и дисгармония. Анархизм – идеал свободной, изнутри определяемой гармонии лада. Можно сказать, что у Бакунина представлена доктрина «антивласти», но не безвластия, а самоуправляющегося безгосударственного анархического общества.

После смерти Бакунина, главным теоретиком анархизма считался П.А. Кропоткин – «один из святых столетия», по словам Б. Шоу. Он считал возможным сразу же после уничтожения государства и частной собственности перейти к распределению по потребностям.

В творчестве К.Н. Леонтьева можно выделить идеи о «сверхразумных (иррациональных) и таинственных (мистических) основаниях бытия государства» и о христианстве как «учении на пути личного спасения».

Согласно консервативной теории «русского византизма» Леонтьева, принцип византизма – православие – обеспечит национальное единство России, главные силы которой – государство и церковь.

Крупнейшими представителями религиозно-нравственной традиции русской политической мысли В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев. Для них государство перестает быть лишь политическим институтом и юридической категорией. Государство должно подчинить себя религиозному началу.

Крупнейшим теоретиком русского консервативного либерализма рубежа веков был Б.Н. Чичерин. Главным для него было обосновать необходимость интеграции основополагающих для классического западного либерализма идей свободы, закона и частной собственности с политическими реалиями России рубежа 19-20 веков. Чичерин дал первую в истории отечественной политической мысли типологию русского либерализма, выделив три его вида:

  1. «уличный» - либерализм толпы, для которой характерны политические скандалы и самолюбование собственным «волнением»

  2. «оппозиционный» - систематически обличающий власть в «ошибках» и «наслаждающийся собственной критикой»

  3. «охранительный» либерализм – сущность состоит в «примирении начала свободы с началом власти и закона…»

Огромную роль в разработке теории марксизма и пропаганде его идей в России сыграл Г.В. Плеханов. Он отстаивал демократические политико-правовые институты и юридические нормы буржуазного государства и считал их необходимыми для политической подготовки рабочего класса к грядущей революции.

Октябрьская революция 1917 года прервала развитие многих направлений отечественной политической мысли, ставшее невозможным в условиях господства идеологии большевизма. В эмиграции оказались сотни деятелей науки и культуры.


^ 7. Политика как социальное явление, ее структура и функции.


Термин «политика» происходит от греч. «polis» - город-государство; politike – искусство управления. В научный оборот этот термин ввел Аристотель.

Изначальное понимание политики связывалось с государством, властью и управлением.

Включает: сфера властных отношений, способ организации общественной жизни, деятельность политической элиты и институт гражданского общества.


Структура:

Политическая власть, субъекты и объекты, политическая культура, политическая организация, политические отношения.

Типы политики:


^ По сферам жизни:


Социальная политика

( направлена на повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ)

в области здравоохранения

в области образования

пенсионная политика

регулирование доходов

демографическая политика


^ По субъектам применения:

государственная

международная

политика партии

политика президента


По методам деятельности:

сбалансированная

волюнтаристская (лат.voluntas – воля)

открытая (публичная)

закрытая (кулуарная)


^ Функции политики:


Гуманитаризация общества,

Стимулирование инноваций

Интеграция общества

Управление, регулирование

Политическая социализация

Разработка целей

Адаптация к новым условиям


^ 8. Типы, виды, методы и средства политики. (+ см. вопрос 7).


Политическое манипулирование (от лат. manus – рука) - скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью вынудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.


Популизм (от лат.populus - народ) - метод политической деятельности, основанный на стремлении всевозможными способами обратить на себя внимание, снискать уважение в обществе благодаря любым популярным обещаниям и заявлениям.


Методы политики - это способы, приемы воздействия, которые использует субъект с целью добиться повиновения объекта.

Средства - это конкретные факторы влияния субъектов политики на объект (деньги, знания, пропаганда, оружие и т.д.)


^ По характеру используемых средств:

насильственные (крайняя форма-политический экстремизм: терроризм, государственный террор)

ненасильственные (переговоры, консенсус)


^ По характеру политического режима:

Демократические (согласование различных интересов, учет мнения граждан)

Авторитарные (неограниченная власть, отсутствие контроля со стороны граждан, взаимоотношения по принципу «приказ-подчинение»)

Тоталитарные (всеобъемлющий контроль со стороны государства)


По характеру отношения к объекту:

Принуждение (достижение цели субъектом вопреки согласия объекта). Физическое или психическое.


^ 9. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни


Политика способна проникать во все сферы общественной жизни.

Религия также имеет связь с политикой. В светских государствах, где церковь отделена от государства, воздействие религии на политику осуществляется косвенно, через мировоззренческие ориентации граждан. Возможна также политизация религии, когда религиозные лидеры поддерживают политические акции или политических деятелей или сами выступают с политическими заявлениями.

Право как регулятор человеческих отношений характеризуется определенностью и общеобязательностью норм, выступающих в качестве общего масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки. Политика, наоборот, представляет собой «искусство возможного». Она возникает там, где имеется неопределенность и зачастую ведет к изменению правовых норм.


В силу чрезвычайного разнообразия проявлений политики, ее изучением занимаются многие социально-гуманитарные науки.

1. Философия вырабатывает и уточняет содержание понятий и категорий политической науки, используется при анализе ее закономерностей. Политическая философия изучает наиболее общие основания, границы и возможности политики, ее цели, идеалы, а также соотношение объективного и субъективного, закономерного и случайного в политике.

2. ^ Политическая антропология изучает дополитические формы организации властных отношений, а также их проявления в различных культурах.

3. Теория государства сосредоточена на изучении роли государства как общественного института и основного элемента политической системы. Теория права использует выводы политологии в разработке правовых норм.

4. история политических учений изучает политические идеалы различных стран в различные эпохи.

5. ^ Политическая история изучает изменение политических институтов и норм в процессе исторического развития общества; выявляет роль в этом процессе различных субъектов политики; изучает политические события и идеи прошлого в их хронологической последовательности и в связи с различными принципами организации политических отношений.

6. ^ Политическая социология исследует социальные механизмы осуществления политической власти, взаимоотношений политики и других сфер жизни общества.

7. Политическая география исследует взаимосвязь географических условий жизни общества и политики. Геополитика исследует зависимость политики в различных странах от их пространственного положения, климатических условий и других природных факторов. Электоральная география изучает влияние территориального распределения избирательных округов на результаты голосования избирателей.

8. ^ Теория международных отношений изучает межгосударственный и глобальный уровни политико-властных отношений.

9. Экономика изучает политические процессы в контексте отношений людей по поводу накопления, приращения и перераспределения материальных благ.

10. ^ Политическая психология изучает субъективные факторы политических процессов, такие как установки, эмоции, воля, а также воздействие политики на психологические характеристики личности, группы, социума.

К наукам о политике также относятся логика, статистика, демография и т.д.


^ 10. Понятие и сущность политической власти. Основные концепции политической власти.


Этимологически слово «власть» происходит от греч. «кratos» - управление.

Отсюда многие слова содержат корень «кratos»:

демократия

аристократия

генитократия

кратомания


Власть – социальное явление


Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей.

Власть выступает одним из способов социального регулирования.

Власть играет амбивалентную (двойственную) роль. Может нести в себе конструктивное и деструктивное начало.


^ Концепции власти:


Теологическая - всякая государственная власть происходит от Бога. Потребность во власти выводится из тезиса о "естественной греховности" человека. (А.Блаженный, Ф.Аквинский)

Бихевиористская - властные отношения вытекают из природы человека. Человек – это властолюбивое животное. Сама власть рассматривается как особый тип поведения, при котором одни командуют, другие подчиняются.

(Г.Саймон, М.Вебер)


Структурно-функциональная - власть рассматривается как способ социальной организации, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. (Т.Парсонс)

Психологическая - истоки власти коренятся в подсознании людей. З. Фрейд связывал стремление к власти с подавленным либидо. Г. Лассуэлл считал, что стремление к власти выполняет функции компенсации физической или духовной неполноценности.


1.Способность, право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, оказывать решающее влияние на поведение людей с помощью различных средств и ресурсов

( власть как возможность, право, атрибут).

^ Политическая власть - это способность государства и других политических институтов (лидеров) воздействовать с помощью различных средств на поведение индивидов, социальных групп и общества в целом.


обладает верховенством по отношению к другим видам власти, способностью проникать в любые другие процессы;

принимаемые решения общеобязательны;

опирается на силовые структуры (армия, милиция) и обладает правом применять силу (право на легальное насилие).


^ Субъект власти - непосредственный носитель власти, источник политической деятельности.

Признаки субъекта:


принятие политических решений;

влияние на процесс принятия политических решений;

реализация решений;

контроль за исполнением решений.


^ Объект власти – тот, на кого направлена деятельность субъекта .

Готовность объекта к подчинению зависит от ряда факторов:

от качеств объекта;

от характера предъявляемых к нему требований;

от ситуации и средств воздействия;

от наличия или отсутствия авторитета у субъекта.


^ Источники власти:

сила;

авторитет;

богатство;

информация;

знание;

закон;

харизма.


Ресурсы власти – экономические, политико-правовые, информационные, силовые, психологические.


^ 11. Структура, функции, ресурсы политической власти. + см вопрос 10.


Структура:


Процесс властвования, субъект, объект, источники власти (сила, авторитет, харизма, информация, знание, закон, богатство), ресурсы власти.


^ Ресурсы власти - все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти.

Экономические, политико-правовые, информационные, силовые, психологические.


^ Процесс властвования - принятие политических решений и их реализация. Осуществляется с помощью политических институтов и права. Предполагает разделение власти по вертикали и горизонтали.


Функции – господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология» icon1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология»
Термин «политология» образуется путем сочетания двух греческих слов: polity – политический порядок, способ осуществления власти и...
1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология» icon7 Методы изучения документов Методы социологических исследований управления
Специфические методы исследования отражают специфику объекта ис­следования, его предмет и задачи (схема 1)
1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология» iconВозникновение и предмет политологии Структура политической науки Методы политической науки
Ключевые понятия и категории: верификация, эксплицитность, операционализируемость, квантификация
1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология» iconОбъект и предмет политологии. Политология в системе наук об обществе
Кроме этого, объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни
1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология» iconОбщенаучные методы исследования систем управления состав общенаучных методов исследования систем управления
Современная наука имеет обширный и богатый арсенал мето­дов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит оттого,...
1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология» iconПредмет курса. Объект изучения. Методологические и методические основы
Ключевые слова: предмет курса; экономика предприятия; эффективность; эффект; объект курса; отрасль экономики; закон, закономерность;...
1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология» icon1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими
Сам термин гигиена происходит от феческого слова hygienos, что значит "целебный, приносящий здоровье"
1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология» iconПредмет этики Этика
Этика (греч ethos обычай, нрав) философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность. Как обозначение особой области исследования...
1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология» iconПредмет и методы психологии
Этот термин возник в XVIII в и дословно переводится с греческого как наука о душе. Психолог – это человек, который использует свои...
1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология» icon1. Предмет, метод и задачи курса «ОЭиЭП»
Экономика прир-я формируется как отраслевое направление в эк науке, Она изучает механизмы управления прир-ем и методы эффективного...
1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология» icon2013 г ода Вопросы государственного экзамена по методике преподавания иностранного языка для студентов специальностей
Предмет методики. Методы исследования процесса обучения иностранному языку. Связь методики со смежными
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы