1. Предмет и основные понятия музыкальной психологии Музыкальная психология icon

1. Предмет и основные понятия музыкальной психологии Музыкальная психология


Скачать 218.21 Kb.
Название1. Предмет и основные понятия музыкальной психологии Музыкальная психология
страница1/3
Размер218.21 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

1. Предмет и основные понятия музыкальной психологии

Музыкальная  психология — наука, изучающая психологические законо­мерности, механизмы и условия музыкальной деятельности челове­ка, их влияние на строение музыкальной речи, формирование, функ­ционирование и эволюцию музыкальных средств. Музыкальная  психология тесно связана с общей психологией, психофизиологией, психолингвистикой, акусти­кой, педагогической и другими науками. Охватывая все виды музы­кальной деятельности — сочинение, восприятие, исполнение, анализ музыкальных явлений, музыкальная  психология делится на ряд взаимосвязанных смеж­ных областей.  

Одним из направлений музыкальной психологии является психология музыкальной деятельности, которая изучает основные ее виды: слушание (восприятие), исполнение, сочинение и преподавание музыки. Возникновение музыкальной психологии как отрасли знаний относится к середине XIX в. И связано с выделением дифференциальной психологии в самостоятельную область науки. Первоначально деятельность ученых была направлена на изучение отдельных свойств звука (высоты, тембра, громкости) и работы слухового органа, которые считались основой для понимания более сложных психических явлений. Предметом музыкальной психологии является изучение психических явлений и процессов, вызываемых музыкой и порождающих её, а также их теоретический анализ и обобщение. Неисчерпаемым материалом для исследования служат: музыкальная практика, акустический и музыковедческий анализ музыкальных произведений и изучение психических явлений субъекта музыкальной деятельности - личности музыканта с характерными для неё процессами восприятия, переживания и понимания музыки как содержательной информации.

Методы для исследований в музыкальной психологии следующие: наблюдение; беседы, опросы, анкеты, тесты; эксперимент; анализ музыкального творчества (сочинение, исполнение, художественное описание музыки); данные самонаблюдений музыкантов (мемуары, письма, дневники и т.п.); аппаратурная фиксация акустических и физиологических показателей музыкальной деятельности.

^ Основные понятия:

Музыкальная психология – наука, изучающая психологические законо­мерности, механизмы и условия музыкальной деятельности челове­ка, их влияние на строение музыкальной речи, формирование, функ­ционирование и эволюцию музыкальных средств.

^ Музыкальная терапия — лечение заболеваний музыкой. Музыкальная терапия эффектив­на при заболеваниях нервной системы, лечении заикания и др. бо­лезней.

Музыкальность — комплекс природных задатков, создающих предпосыл­ки для воспитания в индивидууме музыкального вкуса, способности полноценно воспринимать музыку, возможности стать профессио­нальным музыкантом.


^ 2. Задачи и содержание музыкальной психологии и психологии музыкального образования.

Психология музыкального обучения, образования, воспитания теснее связана с музыкальной педагогикой, которая исходит из рекомендаций психологии, помогает найти индивидуальные методы работы с учениками, направляет в правильное русло их природные задатки и одаренность, способствует развитию музыкальных способностей. Помимо традиционных, – определения и проверки музыкального слуха, памяти, чувства ритма, – в музыкальной психологии разработаны тесты: определение музыкальных задатков, одаренности, способностей, разучивания и работы над произведением, подготовки к концертному выступлению, взаимоотношения педагога с учеником и концертным коллективом и др. (Тесты прилагаются)

Психология музыкознания, музыкальной пропаганды и просветительства. Музыковедческая научная и просветительская деятельность направлена на изучение и пропаганду музыкального искусства. Исследователи – историки и теоретики, критики, лекторы-пропагандисты, просветители изучают, анализируют, обогащают, развивают науку о музыке и проводят культурно-просветительскую работу с массовой аудиторией в клубах, парках, домах отдыха, радио, телевидении, прессе и т.д.

Опираясь на прочный научный фундамент, музыкальное исполнительство и творчество совершенствуют свое искусство. А музыкальное просветительство помогает приобщиться слушательской аудитории к этому искусству, к мировым ценностям и достижениям музыкальной культуры. Важное место в музыкальной психологии отводится изучению интеллектуальной, мыслительной деятельности музыковеда и психологическим особенностям взаимосвязи композитора, исполнителя, слушателя, как единого целого музыкального искусства.


^ 3. Понятие о музыкальных способностях. Музыкальность ребёнка, её признаки.

Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности.

Уровни развития способностей:

  1. репродуктивный

  2. творческий

Стадии развития способностей:

  1. Задатки

  2. Способности

  3. Одаренность

  4. Талант

  5. Гениальность

Уровни развития способностей:

  • репродуктивный

  • реконструктивный

  • творческий

Музыкальность – одарённость в восприятии музыки. В основе музыкальности воспроизведения звука лежит принцип целостности восприятия. Мы также используем термин вовлеченность, описывая состояние единения с музыкой. В конечном счете музыкальность — это нерасчлененность звука. Первый признак – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т.д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный, характер запева и энергичный, подвижный – припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих детей, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.


^ 4. Психолого-педагогические условия формирования музыкальных способностей детей.

Педагогическое воздействие основывается на слушании музыки, пении, движении под музыку, игре на детских музыкальных инструментах (детский оркестр), музыкально-дидактической игре, игре-драматизации. В них укладывалось не только традиционное содержание, но и такие разделы, как формирование ладового чувства (в музыкально-дидактической игре), постановка певческого голоса, обучение нотной грамоте, формирование детского музыкального творчества (в игре-драматизации). Вообще все занятия проводились в увлекательной форме детского музицирования и вызывали у детей живой эмоциональный отклик.

Комплекс способностей формировался в каждом виде музыкальной деятельности, поскольку музыка едина и включает в себя все структурные элементы, отражением которых и являются способности. Однако некоторые виды музыкальной деятельности имели преимущества в отношении развития той или иной способности. Так, становление мелодического слуха происходит главным образом в пении и игре по слуху на детских музыкальных инструментах; формирование чувства ритма – в движениях под музыку; репродуктивного компонента музыкального мышления – путем слушания и анализа исполняемых произведений и тому подобное. Хотелось бы более подробно остановится на тех заданиях, которые предлагались детям для развития музыкальных способностей.

Первое – это слушание музыки. В течение 4 лет дети познакомились с 265 художественными музыкальными произведениями русской и зарубежной классики. Музыкальный материал был доступен для детей. Слушание музыки – активный процесс музыкального восприятия мышления. Очень интересно отметить последовательность этапов работы над музыкальным произведением. Она похожа на «схему сонатного аллегро»: 1) «Вступление» – короткое вводное слово; 2) «Экспозиция» – слушание произведения; 3) «Разработка» – его анализ, разбор; 4) «Реприза» – повторное слушание музыки на новом сознательном и эмоциональном уровне; 5) «Кода» – повторение, закрепление музыки в памяти.

Задачи, которые ставились перед детьми, сначала отличались простотой: определить общее настроение, характер музыки; затем постепенно усложнялись: вычленить средства музыкальной выразительности, представить, о чем «рассказывает» музыка.
В процессе слушания и анализа музыки у детей в большей мере, чем в других видах музыкальной деятельности, формируется репродуктивный компонент музыкального мышления и узнающая музыкальная память.

В пении проходило становление мелодического слуха в единстве двух его компонентов: перцептивного (ладовое чувство) и репродуктивного (певческий голос). Для того чтобы дети пели эмоционально и выразительно привлекались необходимые традиционные приемы: проводилась предварительная беседа о содержании песни, характере её исполнения, объяснялись новые непонятные слова. Специальное внимание уделялось чистоте интонирования и певческому дыханию.
Движения под музыку занимали также очень большое место, поскольку отражение разнообразных жизненных образов и впечатлений в доступной и интересной форме музыкального движения – один из наиболее адекватных дошкольному возрасту видов музыкальной деятельности. В нем развивается весь комплекс музыкальных способностей, но главным образом эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкальное мышление. В этот раздел входили образные музыкально-двигательные этюды, основные движения (ходьба, бег, прыжки) и танцы.

Музыкальная игра была представлена на занятиях очень разнообразно: как игра с пением, движением, подвижная игра, игра-этюд, игра-упражнение, дидактическая и развернутая игра-драматизация. Она существовала не только как самостоятельный раздел занятий, но и как важная часть других видов музыкальной деятельности детей: игровые приемы пронизывали каждый из них.
Хотя на каждом этапе были представлены почти все виды музыкальной игры, некоторые из них имели преимущество в той или иной возрастной группе. Так, у самых маленьких она проходила как игра с движением и пением. Также большая роль принадлежала яркой игрушке.


^ 5. Музыкальный слух, его компоненты. Зонная природа слуха. Методы выяснения, критерии оценок, пути развития музыкального слуха.

Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Выделяют мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха.

^ Зонная природа музыкального слуха — способность музыкального слуха обобщать единичные музыкальные явления в виде представления о его ступеневых качествах и узнавать эти качества при воспроизведении в единичных явлениях.

Организованный и развитый музыкальный слух - это единая сложная способность, направленная на целостное восприятие и интонирование музыкального произведения (его фактуры и формы) как выражения идейно-образного содержания.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и другие виды слуха).

Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:

  • абсолютный — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном;

  • относительный — способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;

  • внутренний — способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес;

  • интонационный слух — способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации

Пути развития: пение, иллюстрация, слуховой анализ, игра на музыкальном инструменте.


^ 6. Певческое интонирование, его компоненты. Методы изучения, критерии оценок и возможности развития

Интонирование — осознанное воспроизведение музыкального звука голосом или на инструменте.

Компоненты интонирования, как система графических средств выделения (разрядка, курсив и другие), категория разрывности (синтаксический разрыв, уровни членимости), повтор (синтаксический, лексический, ритмический, звуковой), строфика.


^ 7. Творческие способности детей: виды, особенности, приёмы исследования.

Творчество неоднородно: многообразие творческих проявлений поддается классификации по разным основаниям. Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое

  • изобретательское

  • научное

  • политическое

  • организаторское

  • философское

  • художественное

  • мифологическое

  • религиозное

  • повседневно-бытовое и т.п.

Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Такие фантазии (они встречаются и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.

В прошлом столетии творчество исследовали следующими методами:

-   Объективно-аналитическим.

Общей тенденцией этой работы было стремление к научной трезвости в психологии искуства, самой спекулятивной и мистически неясной области психологии Выгодский Л. С. Психология искусства.

В рамках этого метода главным образом анализируют произведения искуства, чтобы вскрыть психологические механизвы творческого процесса автора, выявить психологические законыи «лежащие» в произведении и вскрыть влияние продукта творчества на читателей, на их эмоциональные переживания.

Приверженцы этого метода ориентируются на исследование продуктов творчества других, творениях. Зачастую пытаясь представить свой производный продукт как творение. Иногда это так и есть. Изучение эмоциональной эстетики переживания восприятия творений безусловно важно, но причем здесь изучение творчества. В рамках этого метода исследования могут появляться аллегории, например, что творчество есть жизнь бессознательного, или творчество спонтанно и не планируемо. Однако, загоняя творчество в определенные рамки, пытаясь доказать, что вот ОНО найдено и объяснено, исследователи теряют его смысл [10] , но самое главное - игрою слов и понятий творчество не объяснишь. Это тупиковое направление в исследованиях творчества в связи с тем, что творчество - это деятельность, и анализировать можно только эту деятельность в динамике, а не по продуктам. Возможных и существующих творений творческого процесса бесконечно много; бессмысленно изучать компьютер по распечатанным из принтера бумагам.

-   Формирующий эксперимент. Чаще всего приверженцы этого подхода проводят свои исследования на дошкольниках. Они считают, что чем старше становится ребенок, тем меньше возможности реализовать формирующий эксперимент, контролировать жизнедеятельность ученика в школе уже практически невозможно. Приведем экспериментальный пример события, в рамках формирующего эксперимента, представляющего собой неожиданное разрешение проблемы: «Злая колдунья похитила принцессу, принцесса оказалась еще злее и сбросила колдунью с метлы во время полета». Уверен, что если обсуждать и играть в эту игру не только с дошкольниками, но и со взрослыми пару недель, то потом можно только «удивляться» вместе с авторами формирующих материалов, почему дети начинают демонстрировать агрессивное поведение. В 1994 году, исследуя становление ментальной картины Средневековья у дошкольников, встретился с результатами работы одной аспирантки, изучавшей фобии у детей. После проведенной диагностики выяснилось, что в исследуемой группе детей ярких фобий нет. Тогда она сделала маску Бабы-яги и показала ее детям. У нескольких человек возникли фобии. Она опробовала на них психотерапевтические методики, некоторые дети избавились от фобий… Через полгода, когда проводил свое исследование, наблюдал трех мальчиков с яркими фобиями Бабы-яги. После этого считаю, что исследования на дошкольниках, которые включают агрессивное воздействие на детей, неэтичны . Только констатирующие эксперименты или наблюдение этически возможны.

-   Самонаблюдение. Самый древний, главный и проверенный, отвергаемый и все время используемый метод в психологии. Я в течение 20 лет пытался познать творчество, используя этот метод, но в итоге пришлось констатировать, что творчество самонаблюдением не познаешь.


^ 8. Внимание в музыкальной деятельности. Виды и средства внимания. Пути воспитания.

Внимание в музыкальном искусстве, как и в других видах человеческой деятельности – важное и необходимое условие эффективности всех процессов сенсорной /чувственной/, интеллектуальной /умственной/ и моторной /двигательной/ активности человека.

Внимание – это сосредоточенность деятельности в определенный момент.

Существуют в основном два вида внимания – это непроизвольное и произвольное внимание. Но можно выделить ёще один особый вид – это послепроизвольное внимание, которое характеризуется длительной, сосредоточенностью. Это наиболее интенсивная и плодотворная умственная деятельность, высокая производительность всех видов труда.

В музыкальном искусстве с внимание связаны все виды музыкальной деятельности. Особенно важно внимание в коллективном исполнительстве. Поднятие руки дирижера перед выступлением, ауфтакт, знаки и движения между солистом и аккомпаниатором и.д. - все это в музыкальной терминологии называется вниманием.

Приемы тренировки внимания для музыкантов, предложенные Л.Баренбоймом /В кн.: Петрушин В.И. Музыкальная психология .М.,1997, стр.121,122/. С.Станиславский отмечал, что внимание актера может тренироваться и без специальных упражнений, если только в своей повседневной работе он предельно собран и дисциплинирован, если сознательно и ответственно относится к своему профессиональному делу. Также все музыканты отмечают, что ключом к формированию внимания является умение слышать себя со стороны. Поэтому слуховой контроль того, что музыкант играет, умение слышать себя со стороны – основа основ музыкального искусства.

Внимание музыканта может быть различным: широким и узким, опаздывающим и опережающим. Автоматизация движений облегчает сосредоточение внимания.


^ 9. Музыкальная память. Виды музыкальной памяти. Процессы памяти. Условия развития музыкальной памяти.

Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение накопленного опыта. Следует иметь ввиду и такое свойство памяти как забывание. Память можно подразделить на три вида: 1) в соответствии с деятельностью – это двигательная, эмоционально-образная и словесно-логическая, 2) по характеру – это непроизвольная и произвольная, 3) по времени – это кратковременная, долговременная и оперативная.

Можно выделить следующие виды музыкальной памяти. Это – двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая и логическая. В зависимости от индивидуальных способностей каждый музыкант опирается на более удобный для него вид памяти.

Первый процесс памяти — это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться.

Второй процесс памяти — это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти.

Третий процесс памяти — это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили

Большое значение для развития музыкальной памяти имеют: предварительный анализ произведения, сознательная мыслительная работа в процессе заучивания и целостного исполнения. Важность аналитического подхода, понимание произведения очень важно для его запоминания.

В современной психологии действия по запоминанию текста делятся на три группы: смысловая группировка, выявление смысловых опорных пунктов и процессы соотнесения.


^ 10. Музыкальное мышление. Связь мышления с речью. Возможности формирования музыкального мышления.

Мышление – это процесс отражения в сознании человека действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания /ощущения, восприятия/ и далеко выходит за его пределы. Мышление оперирует конкретными знаниями, фактами, анализирует, сопоставляет, обобщает.

Музыкальное мышление возникает на основе музыкальных ощущений, музыкального восприятия и оперирует звуковыми, музыкальными, художественными образами.

 Музыкальное мышление – это специфический интеллектуальный процесс осознания своеобразия, закономерностей, музыкальной культуры и понимания произведений музыкального искусства.

 Специфика, своеобразие музыкального мышления зависят от степени развитости музыкальных способностей, а также условий той музыкальной среды, в которой живет и воспитывается человек. Особенно заметим эти различия между восточной и западной музыкальными культурами.

Язык - система словесного выражения мыслей. Но возникает вопрос, может ли человек мыслить не прибегая к помощи языка?

Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление.

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Согласно общепедагогической концепции известного педагога М.И.Махмутова, для развития у учащихся навыков мышления проблемные ситуации могут быть смоделированы через:

а) столкновение учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

б) организацию практических работ;

в) предъявление учащимся жизненных явлений, противоречащих прежним житейским представлениям об этих явлениях;

г) формулирование гипотез;

д) побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению имеющихся у них знаний;

е) побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов;

ж) исследовательские задания.

Применительно к задачам музыкального обучения проблемные ситуации могут быть сформулированы следующим образом.

Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки рекомендуется:

- выявить в произведении главное интонационное зерно;

- определить на слух стилевые направления музыкального произведения;

- найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других;

- выявить особенности исполнительского стиля;

- определить на слух гармонические последовательности;

- подобрать к музыке вкус, запах, цвет, литературу, картину и т.д.

Для развития навыков мышления в процессе исполнительства следует:

- сравнить исполнительский план различных редакций;

- найти ведущие интонации и опорные пункты, по которым развивается музыкальная мысль;

- составить несколько исполнительских планов произведения;

- исполнить произведение с различной воображаемой оркестровкой;

- исполнить произведение в различном воображаемом цвете.

Для развития навыков мышления в процессе сочинения музыки:

- мелодически развить гармонические последовательности на основе генерал-баса, бурдона, ритмо-остинато;

- подобрать на слух знакомые песни;

- импровизировать пьесы тонального и атонального характера на заданное эмоциональное состояние или художественный образ;

- воплощение речевых, житейских диалогов в музыкальном материале;

- импровизация на различные эпохи, стили, характеры;

- стилистическое, жанровое разнообразие одного и того же произведения.


^ 11. Творческое воображение. Роль фантазии в музыкальной деятельности. Пути развития творческого воображения.

Воображение или фантазия – это элемент психической, творческой деятельности человека, воссоздающего новое. Воображение позволяет создавать образы, решать возникающие задачи, предвидеть будущее даже при отсутствии необходимой на то полноты информации и знаний. Но в этом и слабость такого решения задачи, так как результаты воображения не всегда бывают достаточно точны. В музыкальном искусстве воображение, фантазия имеют чрезвычайно важное значение. Средства музыкальной выразительности способствуют созданию в нашем сознании художественных образов – благодаря активности воображения, его воссоздающей и творческой особенностей. Активность воображения, его творческая особенность имеют ведущее значение в деятельности композитора, исполнителя, в создании ими новых музыкальных художественных образов. Воображение, фантазия настолько близки музыкальному искусству, что в музыкальной литературе имеется большое количество произведений, которые так и называются – «фантазия», «грезы», «мечты» и т.п. Воображение создает не только различные образы в мыслительной деятельности, но и может сильно воздействовать на органические процессы человека. При создании музыкального произведения, композитор оперирует воображаемыми звуками, продумывает логику их развертывания, отбирает интонации, наилучшим образом передающие чувства и мысли в момент создания музыки. Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями, т.е. умением слышать музыку без опоры на ее реальное звучание. Эти представления развиваются на основе восприятия музыки, поставляющие слуху живые впечатления непосредственно звучащей музыки. Но деятельность музыкального воображения не должна заканчиваться на работе внутреннего слуха. Развитое воображение может помочь в преодолении эстрадного волнения, равно, как и в общем улучшении качества музыкального исполнения. Деятельность музыкального воображения протекает в области музыкально-слуховых представлений в процессе работы внутреннего слуха. Поскольку мы знаем, что для музыканта характерно «омузыкаленое» восприятие мира, то чем больше впечатлений получит он из окружающей среды, тем большее богатство образов возникает в его голове. Работа воображения может протекать либо по «мыслительному», либо по «художественному» типу, но в обоих случаях композитору, исполнителю слушателю необходимо уметь переноситься в другой мир, отличающийся от того, что мы наблюдаем в повседневной обыденной жизни. Толчком для развития воображения могут послужить игровые, воображаемые ситуации.


^ 12. Восприятие музыки. Роль восприятия музыки в деятельности музыканта.

Восприятие – это наиболее полное отражение в нашем сознании окружающего мира, воздействующего на нас через органы чувств. В психологии музыкального искусства важно рассмотреть такие вопросы как восприятие ритма, тембра, лада, мелодии, гармонии, полифонии, формы, жанра. Полнота восприятия музыки напрямую связана и зависит от степени развитости музыкальных способностей /музыкальных знаний, навыков, умений/, а также условий, в которых живет и воспитывается человек. Почему музыку слушают все, а слышат немногие? Почему европейские слушатели недостаточно полно воспринимают восточную музыку, а восточные слушатели невольно воспринимают европейскую музыку? Полнота музыкального восприятия, достаточные возможности для понимания средств музыкальной выразительности, интенсивность и виды переживания музыки у каждого конкретного человека, различны, что имеет свои особенности, причины и специфику.

Восприятие музыки является одной из важней­ших психологических проблем и видом деятельности, общим для композиторов, исполнителей, слушателей, большинство рос­сийских исследователей выделяет психологию музыкального восприятия в качестве самостоятельного раздела музыкальной психологии.


^ 13. Типы и уровни восприятия музыки в деятельности музыканта.

Данные музыкальной психологии и социологии позволяют выделить различные типы восприятия музыкального содержания. При одном из них произведение предстает в виде живого художественного мира, развертывающегося как бы вне слушателя, перед его мысленным взором, как особая обобщенная музыкальная драма или как реализация внемузыкальной программы, сюжета. Другой тип восприятия, напротив, характеризуется отождествлением содержания музыки с эмоциональными и мыслительными процессами, протекающими во внутреннем психическом мире самого слушателя под воздействием музыки. При третьем типе восприятия произведение оказывается своего рода экраном, на который проецируются слушательские размышления и эмоции.

Тип восприятия определяется не только особенностями самого слушателя, уровнем его подготовленности и навыками восприятия, но и характером музыки. Так, первому типу соответствуют программные произведения и произведения, построенные по законам драматургической композиции—с выделением ярко характерных тем, подобных персонажам, героям или их высказываниям, с конфликтным развитием, с четкой дифференциацией музыкально-логических этапов развития. Второму типу отвечают произведения лирико-психологического характера и соответствующие способы построения композиции, например, импровизационно-свободное развертывание материала, волновой принцип развития. Оба эти типа требуют от слушателя большой активности в процессе восприятия и достаточно высокого музыкального уровня подготовки.

Третий тип восприятия — пассивное слушание — часто является следствием низкого уровня музыкальности, следствием отношения к музыке как к фону, сопровождающему какую-либо внемузыкальную деятельность. Ему нередко соответствуют и определенные способы организации музыкального материала в так называемой легкой музыке, в пьесах развлекательного характера.

Музыкальная деятельность осуществляется на двух уровнях — перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с ее представлением.


^ 14. Дифференцированное восприятие музыки детьми как педагогическая задача.

На развитие дифференцированного восприятия музыки большое влияние наряду с собственно музыкальными впечатлениями и музыкальной деятельностью ребенка оказывает его речевой опыт. Воздействие речевого опыта сильно отчасти потому, что наиболее доступная форма активного освоения музыки—пение тесно связана со специальным инструментом коммуникации—речью: через голос, через текст и многое другое.

Наблюдения над музыкальными и речевыми проявлениями детей позволяют сравнительно легко выявить некоторые взаимосвязи между восприятием музыки и речи, которые на последующих этапах развития музыкальных способностей как бы уходят вглубь, включаются в более сложный комплекс, действуют более опосредствованно и потому становятся труднодоступными для исследования. Двигательный, моторный опыт—это фактор, способствующий не только четкому жанрово-коммуникационному дифференцированию вокальной, инструментальной, танцевальной музыки, но и одно из условий различения, выделения отдельных выразительных средств в самой музыкальной ткани. Так, например, благодаря ему происходит отчленение мелодии, слов и ритма и их осознание как самостоятельных компонентов целого.

Как коммуникативный и речевой опыт, так и опыт двигательный и интерсенсорный дают ребенку общую базу для музыкального развития, облегчают усвоение музыкальной речи и во многом даже участвуют в формировании навыков восприятия музыки. Центральным же и специфическим является собственно музыкальная практика, музыкальная деятельность. Дифференцированное восприятие ладотональной стороны музыкального произведения, его ритмической организации и композиционной структуры, опираясь на общие компоненты жизненного опыта и деятельности, требуют все же специфически музыкальных навыков, развивающихся на музыкальном материале.


^ 15. Факторы восприятия музыки. Воспитание культуры восприятия музыкальных произведений.
  1   2   3

Похожие:

1. Предмет и основные понятия музыкальной психологии Музыкальная психология icon1. Предмет и основные понятия музыкальной психологии Музыкальная психология
Охватывая все виды музы­кальной деятельности — сочинение, восприятие, исполнение, анализ музыкальных явлений, музыкальная психология...
1. Предмет и основные понятия музыкальной психологии Музыкальная психология iconВопросы к экзамену по дисциплине «Музыкальная психология и музыкальная терапия»
Задачи и содержание музыкальной психологии и психологии музыкального образования
1. Предмет и основные понятия музыкальной психологии Музыкальная психология iconВопросы по курсу «Психология и педагогика»
Предмет психологии. Теоретическое и практическое значение психологии в современных условиях. Развитие психологии. Различные подходы...
1. Предмет и основные понятия музыкальной психологии Музыкальная психология iconВопросы к экзамену 7семестр 2012 По педагогической психологии для студентов 4 курса з/о мгэи специальности «психология»
Предмет и задачи педагогической психологии. Место педагогической психологии в системе научного знания
1. Предмет и основные понятия музыкальной психологии Музыкальная психология iconБ. М. Теплов Психология Учпедгиз, Москва, 1953 г. Оглавление Глава I. Предмет психологии 2 > Общее понятие о психике 2 психика и деятельность 3 > Основные закон
Физиологические основы и внешнее выражение внимания 32 §23. Непроизвольное и произвольное внимание 33
1. Предмет и основные понятия музыкальной психологии Музыкальная психология iconПеречень вопросов к зачету по дисциплине «Экономическая психология»
Предмет курса «Экономическая психология». Место экономической психологической психологии в системе наук
1. Предмет и основные понятия музыкальной психологии Музыкальная психология iconБ. М. Теплов Психология Учпедгиз, Москва, 1953 г. Оглавление Оглавление 1 Глава I. Предмет психологии 4 > Общее понятие о психике 4 психика и деятельность 5 > Основные закон
Физиологические основы и внешнее выражение внимания 33 §23. Непроизвольное и произвольное внимание 34
1. Предмет и основные понятия музыкальной психологии Музыкальная психология iconВопросы государственного экзамена по направлению «лингвистика»
Возрастная психология как наука о закономерностях этапов психического развития и формирования личности в онтогенезе. Разделы возрастной...
1. Предмет и основные понятия музыкальной психологии Музыкальная психология iconВопросы по коррекционной педагогике с основами специальной психологии
Предмет, задачи, основные категории специальной психологии. Отрасли специальной психологии
1. Предмет и основные понятия музыкальной психологии Музыкальная психология iconТемы контрольных работ для студентов заочной формы по дисциплине «Психология и педагогика»
Основные научные направления в психологии (бихевиоризм, психоанализ Фрейда, аналитическая психология Юнга)
1. Предмет и основные понятия музыкальной психологии Музыкальная психология iconПредмет и задачи педагогической психологии
Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них это базовая наука, которая является первой ветвью...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы