1. Предмет и задачи психологии icon

1. Предмет и задачи психологии


Скачать 499.02 Kb.
Название1. Предмет и задачи психологии
страница1/8
Размер499.02 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8

1. Предмет и задачи психологии.

Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.

Современная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психика – это не вещь и не предмет, а скорее процесс. Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств он это делает. Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть то, что будет в дальнейшем.

Психика имеет индивидуальный характер. Психическая жизнь человека всегда содержит в себе три взаимосвязанные стороны: познавательную (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение), эмоциональную (отношение к тому, что человек познает и делает) и поведенческую (воздействует на окружающий мир).

Изучение сущности и закономерностей развития психики человека составляет предмет научной психологии.

Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.

^ Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Психические состояния – относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся: бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Психические свойства – наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, черты характера, темперамент, способности. Психические образования -.это знания, умения, навыки, привычки, все то, что приобретается человеком в процессе жизнедеятельности.

Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга.

1Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические различия между людьми. Выявляются предпосылки и причины этих различий. 2Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, группой, психологическую совместимость людей. 3Психодиагностика – отрасль психологии, разрабатывающая методы и средства выявления и измерения психологических особенностей человека, возможности применения этих средств на практике. 4Возрастная психология, или психология развития, исследует развитие психики человека и ее особенностей на протяжении онтогенеза. Онтогенез - процесс индивидуального развития организма от рождения до смерти. 5.Педагогическая психология включает в себя психологию обучения и психологию воспитания. Она изучает влияние процесса обучения и воспитания на формирование качеств личности.


2. Связь психологии с другими науками и ее основные отрасли

Выделяют ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчиков и космонавтов. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Экономическая психология рассматривает проблемы психологических аспектов экономического поведения человека. Среди отраслей психологии особое место занимает парапсихология, исследующая психические явления, не поддающиеся объяснениям посредством имеющихся научных знаний. Это, прежде всего, восприятие, выходящее за пределы возможностей органов чувств (экстрасенсорное), а также методы непосредственного психического воздействия на физические процессы, в том числе и на болезни людей, на их самочувствие, взаимоотношения с близкими.

Психология, как и все другие науки, делится на два больших раздела -теоретическая и практическая психология. Задача первой - разработка теории, задача практической психологии - использование полученных знаний в различных сферах жизни.

______ изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования центральной нервной системы. Психология тесно связана с историей общества и его культурой, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации - орудия труда и знаковые системы. Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии.

Психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии с педагогикой. Очень важно знать, что человеку дано от природы, а что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что - приобретенным, социально обусловленным. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя.


3. Методы психологии

Применяемые сегодня в психологии методы можно подразделить на три большие группы:

1^ .Методы сбора информаци (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов (контент-анализ, графология, анализ рисунков), метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

2^ .Методы обработки данны (статистический анализ, математические методы (вариационный анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ и др.))

3^ .Методы психологического воздействи (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и др.)

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

^ Методы сбора информации условно можно разделить на:-организационные;--эмпирические.

К организационные методам относятся:

-Сравнительный метод - заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Однако, когда исследователи хотят понять, как изменяются те или иные качества, свойства людей с возрастом, они изучают одних и тех же людей в течение нескольких лет. Такой метод называется лонгитюдным исследованием.

- Комплексный метод- способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

К эмпирическим методам относятся наблюдение и самонаблюдение.

Психологические трактаты до появления экспериментальной психологии основывались либо на описании ученым собственных переживаний, либо на изложении рассказов других людей об их мыслях и чувствах. Этот метод называется самонаблюдение (интроспекция), что в буквальном переводе означает "смотреть внутрь". ретроспекция (взгляд в прошлое)воспоминания.

Наблюдение- Трудности применения этого метода связаны с тем, что на восприятие человека влияют неосознаваемые установки, взгляды, пристрастия, действие которых он не может проконтролировать. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Свободное наблюдение - не имеет заранее установленных программы, процедуры его проведения. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. "Эффект присутствия" - не единственный недостаток наблюдения. Наблюдатель должен фиксировать только то, что действительно происходит, а не то, что ему кажется или хочется увидеть.

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Естественный эксперимент, предложен русским психологом А. Ф. Лазурским в начале ХХ века, предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов. И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими.Формирующий (обучающий) эксперимент выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.

Широко распространены в психодиагностике психологические тесты. Создание тестов предопределяют требования жизни, когда надо решить, в состоянии ли человек справиться с задачами, которые предстоит решить, подходит ли он для определенной роли.

ТЕСТЫ: Тесты умственного развития (интеллектуальные), позволяющие выявить умственный потенциал индивида. Критериально-ориентированные тесты позволяют выявить у испытуемого наличие определенных знаний и умений, необходимых для выполнения определенных заданий. Сегодня в школах широко распространены тесты проверки знаний и умений, т. е. результатов специально организованного обучения. Они называются тестами достижений. Тесты личности позволяют выявить особенности мотивации, потребностей, эмоций, интересов, отношения к себе и т. д. Задания этих тестов могут быть представлены в разных формах. Особенно интересны проективные тесты- эта категория тестов основана на представлении о том, что в объяснениях тех или иных явлений, воплощаются личностные особенности человека. Особое место среди проективных тестов занимают рисуночные тесты. Рисуночные тесты используются и при диагностике личности, и при диагностике интеллекта. Опрос (анкетирование) предназначен, как правило, для получения общей информации, касающейся жизни человека, его интересов, мнений по тому или иному вопросу и т. п. На их основании нельзя делать выводы и формулировать психологический диагноз. Беседа или интервью. В практике беседа используется как основной и как дополнительный метод. Беседа может быть стандартизированной и свободной, управляемая психологом и слабо управляемая.

^ Методы психологического воздействия. Метод предъявления моделей основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания. Эмоциональное заражение – процесс, основанный на бессознательной передаче от субъекта к субъекту разного рода психических состояний – азарта, радости, тревоги, воодушевления, которые неосознанно воспроизводятся в ситуациях взаимодействия. На основе эмоционального заражения возникает, как правило, подражание – копирование поведенческих актов и поступков другого человека. Копирование также основывается на механизме идентификации, когда человек хочет быть похожим на того, кто является авторитетным для него.Внушение – воздействие на психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение осуществляется как посредством вербальных, так и невербальных средств.

Дискуссия – обсуждение какого-либо вопроса с целью найти оптимальное решение. Основными правилами в эффективном использовании убеждения являются: искреннее желание понять собеседника, демонстрация своего понимания собеседнику, уважение его личности, логичность в построении своих доводов. Тренинг – метод воздействия, направленный на создание новых психических образований, либо на развитие уже существующих. Три вида тренинга: функциональный, аутотренинг, социально-психологический тренинг.


4. Понятие о психике и этапы ее становления.

Психика - это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и регуляция на этой основе поведения и деятельности

- это свойство только живой материи, причем высокоорганизованной.

-главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир.

-получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды.

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство - раздражимость. Живая материя обладает способностью отражать воздействия среды, и эта способность называется простой раздражимостью. В ходе эволюции возникает новая форма раздражимости - чувствительность. Возникновение чувствительности как высшей формы раздражимости и является исходным моментом развития психики.

Поведение - это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания. Благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно. Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность, поведение высших животных, сознание человека. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида.

Выделяют три основные функции психики:

познавательную

регулятивную

коммуникативную

Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на экзопсихику, эндопсихику и интропсихику. Экзопсихикой называется та часть психики человека, которая отражает внешнюю реальность. Эндопсихика – это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма. Это наши потребности, эмоции, ощущения комфорта и дискомфорта. К интропсихике относятся мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Их трудно приписать к некоторым состояниям организма, и невозможно считать их источником внешнюю реальность.

^ Происхождение психики:

а) идеалистическая. Душа в своем происхождении не связана с телом и имеет божественное происхождение.б) дуалистическая. У человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной степени связаны друг с другом.в) материалистическая. Феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоорганизованной материи. Отечественная психология рассматривает проблему с материалистической точки зрения.


5. Структура психики.

Современная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психика – это не вещь и не предмет, а скорее процесс. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.

^ Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств он это делает. Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть то, что будет в дальнейшем.

Психика имеет индивидуальный характер. Психическая жизнь человека всегда содержит в себе три взаимосвязанные стороны: познавательную (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение), эмоциональную (отношение к тому, что человек познает и делает) и поведенческую (воздействует на окружающий мир).

Изучение сущности и закономерностей развития психики человека составляет предмет научной психологии.

Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.

^ Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

^ Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны для его жизни.

Воля обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по принятому намерению. Психические состояния – относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся: бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Психические состояния отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни. Психические свойства – наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, черты характера, темперамент, способности. Психические образования -.это знания, умения, навыки, привычки, все то, что приобретается человеком в процессе жизнедеятельности.

Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга.

Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Жить - значит быть активным, действовать. Активность обеспечивает поведение человека – его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями., Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Основные виды деятельности человека - игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности.


6. Сознание и бессознательное.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него.

Хар-ка сознания;1) Рефлексивная способность-готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя.2)Мысленное представление и воображении действительности-тесно связано с волей.3) способность к коммуникации-передача другим лицам того,что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения. Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в узнавании ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации. Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

1. Предмет и задачи психологии iconВопросы по коррекционной педагогике с основами специальной психологии
Предмет, задачи, основные категории специальной психологии. Отрасли специальной психологии
1. Предмет и задачи психологии iconВопросы к экзамену 7семестр 2012 По педагогической психологии для студентов 4 курса з/о мгэи специальности «психология»
Предмет и задачи педагогической психологии. Место педагогической психологии в системе научного знания
1. Предмет и задачи психологии icon1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии
Предмет механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе
1. Предмет и задачи психологии iconВопросы к экзамену предмет, цели и задачи дифференциальной психологии. Современное развитие науки. Предпосылки выделения дифференциальной психологии в самостоятельную отрасль науки
Предмет, цели и задачи дифференциальной психологии. Современное развитие науки. Предпосылки выделения дифференциальной психологии...
1. Предмет и задачи психологии iconПредмет и задачи педагогической психологии
Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них это базовая наука, которая является первой ветвью...
1. Предмет и задачи психологии iconПонятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности
Психология – это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека, научное исследование поведения...
1. Предмет и задачи психологии iconВопросы по курсу «Психология и педагогика»
Предмет психологии. Теоретическое и практическое значение психологии в современных условиях. Развитие психологии. Различные подходы...
1. Предмет и задачи психологии iconЭкзаменационные вопросы по психиатрии
Предмет и задачи психиатрии, ее отношение к другим разделам медицинской науки и психологии
1. Предмет и задачи психологии icon1. Предмет и задачи психологии
Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть то, что будет...
1. Предмет и задачи психологии iconЛекция История психологии как наука
...
1. Предмет и задачи психологии iconПредмет психологии. Психика,ее структура
Психика человека развивается и проявляется в деятельности, именно поэтому категория "дея-тельность" также включена в предмет психологи-ческой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы