Скачать 123.05 Kb.
|
1. Психология как наука. Структура психики человека. Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества. Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета. ^ 1)Фундаментальные: общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология, психология религий. 2)Прикладные: юридическая психология, детская психология, акмеология, геронтопсихология, нейропсихология, патопсихология,психогенетика, зоопсихология, специальная психология, психология творчества, организационная психология, семейная психология, психология рекламы, психология спорта, военная психология и другие. Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства. ^ – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д. ^ следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.). ^ человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. ^ Психология группы — это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые оказывают сильное влияние на поведение членов группы. В их числе выделяются:общественное мнение (коллективные взгляды, установки, суждения); социальные чувства и коллективные настроения; коллективные привычки, обычаи, традиции; различные явления, возникающие в процессе взаимообщения людей (взаимные оценки, требования, авторитет). Психология группы очень сильно влияет на поведение людей в группе. От того как члены коллектива проявляют себя в труде, общении и познании, складывается характер межличностных отношений в коллективе, формируются групповые интересы, нормы поведения, создается общественное мнение о коллективе (дружный, инициативный, склочный и т.п.). Основными социально-психологическими характеристиками коллектива можно считать его информированность, дисциплинированность, активность, организованность и сплоченность. Совокупность социально-психологических характеристик дает представление о состоянии коллектива, которое называется моральным климатом коллектива. Для оценки морального климата коллектива можно использовать такие косвенные показатели, как сведения о текучести кадров, качестве изготовляемой продукции, результативности труда и т.п. Благоприятный моральный климат коллектива — непременное условие его работоспособности и развития. Дух сотрудничества, поддержки и взаимной требовательности, четкость организации и согласованность усилий работников - вот те резервы, которые позволяют повысить эффективность трудовой деятельности коллектива. ^ Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические последствия вызывают у людей большую эмоциональную возбуждённость, требуют высокой морально - психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности. Тяжёлая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.У неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других - психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка - все это причины такого поведения людей. Паника (греч. panikon – безотчетный ужас) – это состояние массового страха при явной или мнимой угрозе.^ 1) на первом этапе – громкое и властное убеждение;2) на втором – планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей;3) на третьем – применение сверхсильного раздражителя (предупредительного выстрела, громко переданного через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями действий). ^ Известно, что требования к уровню профессиональной пригодности пожарных и спасателей довольно высокие. В частности, и к их психологическим качествам, потому что эффективность работы пожарных и спасателей в экстремальных условиях в значительной степени зависит от психологической устойчивости к стрессовым ситуациям.Профотбор - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям, личностным качествам людей, которые по своим индивидуальным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности. Объектпрофотбора-процесс социально-профессионального самоопределения человека. ^ - совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов. ^ является одним из важнейших этапов в процессе трудоустройства или поиска сотрудников. Смысл его заключается в том, чтобы при помощи различных методов (интервью, беседа, анкетирование, тестирование и проч.) отобрать профессионально пригодных сотрудников. ^ РТП - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности связанной непосредственно с тушением пожара.Он обязан поддерживать в постоянной готовности личный состав к ведению оперативно-тактических действий в экстремальных условиях по ликвидации стихийных бедствий и катастроф. Специфическая деятельность сотрудников пожарной охраны в экстремальных условиях сопряжена с риском для жизни и большой эмоциональностью. Экстремальные условия работы РТП чаще всего проявляются в непрерывном нервно- психическом напряжении, вызываемом систематической работой в необычной среде (при высокой температуре, шуме, задымленности и т.д.), в постоянной угрозе жизни и здоровью (обрушение горящих конструкций, взрывы газов и паров), а также в эмоциональных и стрессовых расстройствах (раненные и обожженные люди, гибель людей, увечья людей в результате паники и т.д.). Таким образом, стрессогенными факторами являются: режим постоянного ожидания экстремальной ситуации и то, что РТП часто становится свидетелем невосполнимых людских, материальных и моральных потерь. Следовательно, труд пожарных теснейшим образом связан с возникновением стресса, а устойчивость к психическому стрессу является одним из профессионально значимых качеств. Психологическая подготовка РТП к работе в сложных условиях тушения пожаров и ликвидации их последствий — основа не только эффективности оперативно-тактической деятельности по спасению людей и сохранению материальных ценностей от уничтожения огнем, но и основа безопасности самих пожарных. Подготовка к деятельности в экстремальных условиях неразрывно связана с формированием у него профессиональных и психологических качеств, связанных с умением управлять своим психическим состоянием, снимать стресс, как на боевом дежурстве, так и в боевых условиях. Нельзя пассивно ждать, когда сформируется личность пожарного, или уповать на то, что все придет с опытом. Нужно с первых же дней зачисления пожарного на службу формировать у него такие профессиональные и психологические качества, которые гарантировали бы боевую эффективность и постоянную психическую готовность к действиям в сложных, опасных для жизни условиях. ^ Характеристиками психолого-педагогического климата коллектива служат следующие показатели: удовлетворенность работников взаимоотношениями, трудом, руководством, организацией; настроение; взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных; степень участия сотрудников в управлении коллективом; сплоченность; сознательная дисциплина; продуктивность. Состояние и уровень психологического климата в значительной мере определяются тем, насколько доминируют в коллективе такие общественные тенденции, как взаимопомощь, солидарность, оптимизм. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе, ответственность за создание и поддержание которого лежит на руководителе, является важнейшим условием, определяющим успешность выполнения возложенных на орган внутренних дел задач. В этой связи одной из основных функций руководителя в современных условиях выступает организация коммуникации подчиненных. Отношения людей затрагивают самые разнообразные стороны их деятельности, но для руководителя они особенно важны в процессе управления коллективом, т.к. именно от руководителя зависит существование, развитие и поддержание коллективной деятельности. Следовательно, общая задача руководителя ПО заключается в правильном регулировании взаимоотношений между сотрудниками, в воспитании у каждого из них сознательного отношения к людям и своим обязанностям, в создании таких условий деятельности, при которых каждый член коллектива имеет возможность наращивать свой личностно-профессиональный потенциал. Формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива обусловливается социально-психологической компонентой управленческой компетентности руководителя, предусматривающей адекватность в сфере межличностного восприятия и взаимодействия, умение использовать разнообразные формы отношений в зависимости от конкретной обстановки, предупреждать конфликтные ситуации в коллективе, наличие высоких коммуникативных способностей. При этом основной характеристикой социально-психологической компетентности руководителя является индивидуальный стиль управления. ^ характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными. Этот стиль свойственен решительным, властным, волевым людям, жестким по отношению к окружающим. Автократ «все знает сам» и не терпит возражений. Никому не доверяет, не ставит в известность о своих намерениях; отдает деловые, краткие распоряжения; запреты часто сопровождаются угрозами. Эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются. Дела в коллективе планируются заранее во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы. ^ формируется у людей, которые не любят брать ответственность на себя, ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Руководство характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением. ^ формируется у людей, которые не любят брать ответственность на себя. Руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. ^ Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Объект педагогики – человек. Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, образование, обучение. Воспитание- это целенаправленный и организованный процесс формирования личности, двигатель общественного развития. Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания). Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний. В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования – обучение. Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося. В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента – преподавание(деятельность учителя) и учение(деятельность ученика). Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — обучение. ^ Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.Одним из элементов педагогической системы являются организационные формы обучения. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. ^ По характеру познавательной деятельности: - объяснительно-наглядный (репродуктивный) - проблемное изложение - частично-поисковый (эвристический) - исследовательский ^ - методы изучения новых знаний - методы закрепления знаний - методы контроля. По месту в структуре деятельности: 1. методы организации и осуществления учебной деятельности, 2. методы ее стимулирования и мотивации, 3. методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью. Формы подразделяются: 1)Урок - основная форма организации обучения. Остальные внеурочные: домашняя работа, факультативные занятия; производственная практика на предприятии; семинарские занятия; практикумы, (основание классификации - урок). 2)Фронтальное, групповой и индивидуальное обучения (основание классификации - количество учащихся). 3)Коллективное и неколлективное обучение (основание – наличие или отсутствие признаков коллективной деятельности учащихся). Формы организации обучения: - индивидуальная; - групповая (коллективная); - индивидуально-групповая; - очная;- заочная; - вечерняя; - классно-урочная; - лекционная; - факультативная; - производственно-практическая; - семинарская; - экскурсия; - конференция; - практическое занятие в аудитории (мастерской); - самостоятельная работа студентов (контрольная, самостоятельная); - проектирование (курсовое, дипломное). |
![]() | 1. Психология как наука. Структура психики человека Психология наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой | ![]() | Понятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности Психология – это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека, научное исследование поведения... |
![]() | Вопросы государственного экзамена по направлению «лингвистика» Возрастная психология как наука о закономерностях этапов психического развития и формирования личности в онтогенезе. Разделы возрастной... | ![]() | Лекция 11. Поиск истоков психики и сознания в начале 20 века. Психоанализ Слайд Революционные страсти в психологии начала 20 века Работы психологов других направлений внимательно изучались. Конечно, все понимали, что психология находится в кризисе, но относились... |
![]() | Осн задачи Юридическая психология находясь на стыке юриспруденции и психологии,призвана понимать свой предмет в юридической части так как его... | ![]() | Фрейд Зигмунд Психология масс и анализ человеческого 'Я' В душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как идеал, как объект, как сообщник или как противник, и поэтому индивидуальная... |
![]() | Социальная психология конспекты лекций для студентов заочной формы обучения ... | ![]() | 1 Понятие экономики, ее структура и функции Понятие «экономика» Экономика как наука: ее содержание, структура, функции, методы познания. Производственные |
![]() | Понятие и предмет юридической психологии Название науки «психология» происходит от греческих слов: «психе» (душа), «логос» (учение), т е наука о душе, точнее, о внутреннем,... | ![]() | Тайны становления и функционирования психики Как зарождается личность человека? Откуда у нас появляется ощущение собственного Я? |
![]() | 1. Социальная структура и ее исторические типы «структура» прежде всего объединяются два таких термина, как элементы и взаимосвязь между этими элементами. Таким образом, можно... |