1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка icon

1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка


Скачать 40.23 Kb.
Название1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка
Размер40.23 Kb.
ТипДокументы

1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка.

Содержание учебного материала: Общая характеристика педагогической профессии: учитель, воспитатель, наставник. Особенности педагогической профессии. Смысл и цель педагогической деятельности. Виды и структура педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

2. Понятие о профессиональной компетенции учителя. Содержание теоретической и практической готовности учителя иностранного языка.

Содержание учебного материала: Понятие о профессиональной компетентности учителя, ее структура. Содержание теоретической готовности учителя: аналитические умения, прогностические умения, проективные умения, рефлексивные умения. Содержание практической готовности учителя: организаторские умения, коммуникативные умения. Педагогическая техника. Психологическая характеристика личности педагога.

^ 3. Организация педагогического взаимодействия в системе работы учителя иностранного языка. Психологическая характеристика педагогического общения.

Содержание учебного материала: Понятие «педагогическое взаимодействие». Прямое и косвенное воздействие. Преднамеренное и непреднамеренное воздействие. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Стили педагогического общения. Педагогический такт. Эмпатия в общении.

4. Общие представления о педагогике и психологии как науках. Понятийный аппарат педагогики и психологии.

Содержание учебного материала: Возникновение и развитие педагогики как науки. Задачи педагогической науки. Объект, предмет и функции педагогики. Развитие психологии как науки. Основные категории психологии, психика и ее развитие. Основные закономерности психического развития. Предпосылки и условия психического развития.

^ 5. Система педагогических наук. Связь педагогической науки с другими науками.

Содержание учебного материала: Система педагогических наук: общая педагогика; история педагогики; сравнительная педагогика; возрастная педагогика; специальная педагогика; методики преподавания; профессиональная педагогика; социальная педагогика; исправительно-трудовая педагогика; лечебная педагогика. Связь педагогики с другими науками: педагогика и философия; педагогика и психология; педагогика и биологические науки; педагогика и экономика; педагогика и социология.

^ 6. Сущность педагогического процесса. Понятие целостности педагогического процесса. Понятие о педагогической системе.

Содержание учебного материала: Понятие педагогического процесса. Педагогическая задача. Движущие силы педагогического процесса. Целостность как сущностная характеристика педагогического процесса. Педагогическая система. Виды педагогических систем.

^ 7. Принципы организации педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников.

Содержание учебного материала: Понятие о принципах педагогического процесса. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса; связь с жизнью и производственной практикой; принцип научности; принцип обучения и воспитания детей в коллективе; принцип преемственности, последовательности и систематичности; принцип наглядности; принцип эстетизации обучения и воспитания. принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; принцип сознательности и активности учащихся; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; принцип опоры на положительное в человеке; принцип согласованности требований школы,

^ 8. Развитие личности как психолого-педагогическая проблема. Социализация личности и ее стадии. Роль воспитания и обучения в развитии личности.

^ Содержание учебного материала: Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность. Структура личности. Проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Развитие как биосоциальный процесс. Противоречия как движущие силы развития личности. Сущность и содержание понятия социализации. Дотрудовая, трудовая и послетрудовая стадии социализации. Воспитание как целенаправленный и контролируемый процесс социализации. Функции воспитания. Взаимосвязь обучения и развития личности.

9. Психолого-педагогическая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учет учителем иностранного языка типологических особенностей учащихся при обучении.

^ Содержание учебного материала: Основные особенности физического и психического развития детей школьного возраста. Возрастная периодизация. Значение ведущего вида деятельности в развитии психики школьника. Основные новообразования возрастных периодов. Возрастные кризисы.

Учет индивидуальных особенностей.

10. Понятие о методологии и методологических принципах педагогики. Организация педагогического исследования – одно из направлений деятельности учителя иностранного языка.

^ Содержание учебного материала: Понятие в методологии. Методологические принципы педагогики: системный подход; личностный подход; деятельностный подход; полисубъектный подход; антропологический подход. Категориальный аппарат педагогического исследования. Этапы исследования.

^ 11. Система методов и методика психолого-педагогического исследования.

Содержание учебного материала: Методы изучения педагогического опыта: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, социометрия, изучение работ учащихся, педагогической документации, эксперимент. Методы теоретического исследования: теоретический анализ, работа с литературой. Методы обработки полученных данных: регистрация, ранжирование, шкалирование.

12. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Принципы государственной образовательной политики. Характеристика современной системы образования в России и Республике Башкортостан.

^ Содержание учебного материала: Содержание основного правового документа в области образования. Принципы государственной политики в области образования. Типы образовательных организаций: дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, специальные.

^ 13. Понятие «воспитание» и его взаимосвязь с понятием «социализация». Особенности воспитательного процесса. Психологические особенности воспитания школьников. Самовоспитание. Перевоспитание.

^ Содержание учебного материала: Социальная природа воспитания. Отличие воспитания от других процессов, организуемых человеком. Особенности воспитательного процесса. Виды воспитания и направления воспитательной работы. Задачи воспитания. Самовоспитание. Перевоспитание. Учет психовозрастных особенностей личности школьников в процессе воспитания.

^ 14. Характеристика общих закономерностей процесса воспитания.

Содержание учебного материала: Общие закономерности процесса воспитания: закон соответствия воспитания и требований общества; закон единства целей, содержания, методов воспитания; закон единства обучения, воспитания и развития; закон воспитания в деятельности; закон активности воспитанника; закон воспитания в коллективе; закон зависимости воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; закон активности воспитанника.

^ 15. Тенденции и принципы гуманистического воспитания в практике их реализации.

Содержание учебного материала: Ориентация на развитие личности. Диалогизация педагогического процесса. Общественная направленность воспитания; связь воспитания с трудом и жизнью; опора на положительное в воспитании; гуманизация воспитания; личностный подход в воспитании; единство воспитательных воздействий.

^ 16. Личностный и деятельностный подходы в воспитании учащихся – основа работы учителя иностранного языка.

Содержание учебного материала: Деятельность как средство развития субъектности ребенка. Ситуация воспитывающей деятельности. Основные понятия деятельностного подхода: духовная деятельность, «взаимодеятельность», общение, целеполагание как деятельность, смыслообразующая деятельность. Основные понятия личностно-ориентированного подхода: личность, субъект, самовыражение, индивидуальность, Я-концепция, педагогическая поддержка, самоактуализация, выбор. Принципы личностно-ориентированного подхода. Технологическая составляющая.

^ 17. Понятия «базовая культура личности», «содержание воспитательного процесса». Философско-мировоззренческая подготовка школьников на уроках иностранного языка.

Содержание учебного материала: Культура личности современного человека как совокупность компетенций: информационных, мировоззренческих, социальных, политических, нравственных, поведенческих. Понятие «содержание воспитания». Философско-мировоззренческая подготовка школьников.

^ 18. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Формирование культуры межнационального общения на уроках иностранного языка.

Содержание учебного материала: Содержание гражданского воспитания. Политическое воспитание. Правовое воспитание. Правовое сознание. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения.

^ 19. Организация деятельности учителя иностранного языка по формированию основ нравственной культуры учащегося.

Содержание учебного материала: Нравственное воспитание. Нравственная структура личности: знания, чувства, отношения, поведение. Нравственный идеал, этические нормы и ценности. Этическое воспитание. Мораль. Психолого-педагогические условия формирования нравственности учащихся.

^ 20. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников в деятельности учителя иностранного языка.

Содержание учебного материала: Психологические аспекты труда как основного вида деятельности человека. Трудовое воспитание. Экономическое воспитание. Виды труда. Профориентация и ее компоненты: профессиональное просвещение, профдиагностика, профадаптация. Педагогические условия организации трудового воспитания.

^ 21. Организация деятельности учителя иностранного языка по формированию эстетической культуры учащихся.

Содержание учебного материала: Эстетические чувства. Эстетическое воспитание. Составные элементы эстетического воспитания: «художественное образование» и «художественное воспитание». Эстетика окружающей среды и быта. Формирование эстетической культуры средствами искусства.

^ 22. Понятие и классификация методов воспитания. Характеристика методов воспитания.

Содержание учебного материала: Методы и приемы воспитания. Правила выбора методов воспитания. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания. Методы организации жизнедеятельности. Методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников. Методы самовоспитания. Методы контроля и самоконтроля.

23. Организация деятельности детей. Формы организации воспитательного процесса. Планирование и подготовка воспитательного мероприятия. Методика проведения коллективного творческого дела.

^ Содержание учебного материала: Формы воспитательной работы. Типология внеурочных форм. Классный час. Подготовка общеклассного воспитательного мероприятия. Коллективное планирование. Педагогические требования к организации коллективной творческой деятельности. Стадии КТД. Условия проведения КТД.

24. Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива. Этапы развития учебно-воспитательного коллектива. Психологические особенности воспитания школьников в коллективе.

^ Содержание учебного материала: Существенные признаки коллектива и его функции. Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов. Этапы развития учебно-воспитательного коллектива. Основные условия развития коллектива: педагогическое требование; общественное мнение; перспектива устремлений воспитанников; организация самоуправления. Психологические особенности воспитания школьников в коллективе.

25. Функциональные обязанности классного руководителя. Направления работы классного руководителя. Взаимодействие учителя иностранного языка и классного руководителя. Технология составления плана воспитательной работы и его структура.

^ Содержание учебного материала: Функции классного руководителя: аналитическая, организационно-координирующая, коммуникативная. Права и обязанности классного руководителя. Критерии эффективности работы классного руководителя. Проблемы, совместно решаемые учителем-предметником и классным руководителем. Планирование работы классного руководителя.

^ 26. Содержание семейного воспитания. Основные типы неправильного воспитания в семье. Принципы взаимодействия школы и семьи. Педагогическая компетентность родителей

Содержание учебного материала: Семья как структурная единица общества. Сущность семейного воспитания. Стили семейного воспитания. Основные типы неправильного воспитания в семье. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности. Принципы взаимодействия школы и семьи: соглашение, сопряжение, сопереживание, сопричастность, совместная деятельность. Педагогическая компетентность – залог успешного взаимодействия педагога с семьей.

^ 27. Общее понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики. Основные понятия общей дидактики

Содержание учебного материала: Развитие дидактики как науки в трудах Я.А.Коменского, И.Ф. Гербарта, К.Д.Ушинского. Сущность и содержание понятия «дидактика». Предмет и задачи дидактики. Общая и частная дидактики. Проблемы дидактики. Сущность и содержание понятий «обучение», «процесс обучения», «преподавание», «учение». Характерные признаки процесса обучения: целостность, целенаправленность, двусторонность, совместная деятельность учителя и учащихся, управление развитием и воспитанием, организация и управление процессом обучения.

^ 28. Психолого-педагогические основы процесса обучения. Сущность, движущие силы и функции процесса обучения.

Содержание учебного материала: Обучение как специфический процесс познания. Зона ближайшего и актуального развития, их учет в процессе обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции процесса обучения. Противоречие – движущая сила процесса обучения.

^ 29. Психолого-педагогическая характеристика деятельности учителя иностранного языка и учащихся в процессе обучения.

Содержание учебного материала: Назначение и структура деятельности учителя. Этапы педагогической деятельности: планирование, организация, регулирование, контроль, оценка и анализ результатов.

Учение как специфический вид деятельности. Цель учения. Компоненты учения: познавательные интересы и потребности, учебные действия (внешние, внутренние, мыслительные действия), действия контроля, оценки и анализа результатов. Учебная задача и последовательность ее решения.

^ 30. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения. Психологические закономерности усвоения учебного материала.

Содержание учебного процесса: Универсальная логика обучения: от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения представлений к понятиям. Чувственное познание. Абстрактное мышление. Применение знаний. Психологические закономерности усвоения учебного материала.

31. Мотивы учебной деятельности учащихся. Мотивация учащихся.

Содержание учебного материала: Сущность понятий «мотив» и «мотивация». Классификация мотивов. Критерии сформированности познавательных мотивов. Приемы и методы формирования мотивации.

^ 32. Сущность содержания образования. Принципы отбора содержания общего образования. Компетентностный подход в содержании общего образования.

Содержание учебного материала: Знаниевый и личностно-ориентированный подходы к определению сущности содержания образования. Принципы отбора содержания образования: принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности; принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения; принцип гуманитаризации содержания общего образования; принцип фундаментализации содержания образования. Основные элементы содержания общего образования: знания о природе, обществе, человеке; опыт деятельности известными способами; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностных отношений.

33. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования: Федеральный государственный образовательный стандарт, учебный план, учебный предмет, учебная программа, учебная литература.

^ Содержание учебного материала: Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план. Типы учебных планов: базисный, типовой, рабочий. Инвариантная и вариативная части учебного плана. Учебный предмет. Учебная программа, ее структура, способы построения. Учебная литература. Современные требования к школьному учебнику.

^ 34. Современные дидактические принципы обучения в проведении урока иностранного языка.

Содержание учебного материала: Понятие принципа, правила обучения. Принцип научности; принцип доступности; принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип прочности; принцип воспитывающего обучения; принцип связи теории с практикой; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

^ 35. Понятие, классификация и характеристика методов обучения. Использование разнообразных методов обучения на уроках иностранного языка.

Содержание учебного материала: Понятие метода, правила обучения. Классификация методов обучения: а) по источнику получения знаний (Верзилин Н.М., Перовский Е.И.); по характеру познавательной деятельности учащихся (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.); на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю.К.). Словесные методы обучения. Практические методы. Наглядные методы. Проблемно-поисковые методы. Активные методы обучения.

^ 36. Методы контроля эффективности процесса обучения. Отметка и ее психологическое воздействие на ученика. Работа учителя иностранного языка с неуспевающими детьми.

^ Содержание учебного материала: Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый. Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный. Методы контроля: устный, письменный, практический, машинный, самоконтроль, тестовый. Оценка и отметка. Неуспеваемость учащихся. Он-лайн-тестирование.

^ 37. Применение современных средств обучения на уроках иностранного языка.

Содержание учебного материала: Понятие средства обучения. Классификация средств обучения. Применение средств обучения на уроках иностранного языка. Особенности использования современных средств обучения на уроках иностранного языка.

^ 38. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Дополнительные формы организации обучения

Содержание учебного материала: Понятие форм обучения и форм организации обучения. Классно-урочная система: характерные черты классно-урочной системы, организация урока. Белл-ланкастерская система взаимного обучения. Мангеймская система обучения. Дальтон-план. Бригадно-лабораторная система обучения. Метод проектов. Лекция. Семинар. Факультативные занятия. Домашняя работа. Учебная экскурсия.

39. Урок – основная форма организации обучения школьников иностранному языку. Типология и структура уроков.

Содержание учебного материала: Урок – основная форма организации обучения. Классификация уроков по дидактической цели: а) урок ознакомления с новым материалом; б) урок закрепления знаний; в) урок выработки и закрепления умений и навыков; г) обобщающий урок; д) урок проверки знаний, умений и навыков. Структура типового урока.


Похожие:

1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка icon1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка
Содержание учебного материала: Общая характеристика педагогической профессии: учитель, воспитатель, наставник. Особенности педагогической...
1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка iconПрограмма комплексной практики для студентов очной формы обучения (9 семестр, 5 недели) для студентов заочной формы обучения (9 семестр, 7 недель)
Особенностью данного вида практики является то, что студент выполняет весь комплекс функций социального педагога, а не отдельные...
1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка iconВопросы к экзамену 7семестр 2012 По педагогической психологии для студентов 4 курса з/о мгэи специальности «психология»
Предмет и задачи педагогической психологии. Место педагогической психологии в системе научного знания
1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка iconЛекция 7 Доцент Анисимова Т. А
Целью учебного курса является овладение знаниями о профессии педагога и педагогической деятельности, формированию умений, лежащих...
1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка iconПедагогическая направленность – интегральная характеристика труда учителя, выражающая стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в сфере педагогической деятельности Авторитет учителя укрепляет
Тактика общения: сотрудничество, создание ситуаций, треб проявления интеллектуальной и нрав актив детей
1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка icon7 семестр, 4 недели) для студентов заочной формы обучения (7 семестр, 7 недель) Целью педагогической практики в школе на 4 курсе
Целью педагогической практики в школе на 4 курсе является знакомство студентов с особенностями реализации социальным педагогом посреднической...
1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка iconПрограмма социально-педагогической практики для студентов очной формы обучения (8семестр, 4 недели) для студентов заочной формы обучения
Цель социально-педагогической практики: ознакомиться со спецификой социально-педагогической деятельности в условиях специализированных...
1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка iconВопросы к экзамену по педагогике Раздел I. Педагогика как наука. Тема Педагогическое знание
Методология педагогической науки. Различные подходы к изучению педагогической действительности
1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка icon«Секрет 1»: с чего должен начинаться урок иностранного языка для начинающих?
Эксперимент на тему того, какие слова иностранного языка лучше всего врезаются в память
1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка iconДобрый день! Меня зовут Четверикова Кристина Игоревна. Мне 18 лет. Я учусь в Педагогической академии, являюсь студенткой второго курса, по специальности логопедия
Я учусь в Педагогической академии, являюсь студенткой второго курса, по специальности логопедия. Направлением в моей будущей профессии...
1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка iconМетодические рекомендации разработаны и апробированы на опыте педагогической деятельности в цирковой студии
Становление и развитие циркового искусства неотделимо от общей истории цивилизации и прочно вписано в ее контекст. Происхождение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы