2. Политическая мысль в античную эпоху и средние века icon

2. Политическая мысль в античную эпоху и средние века


Скачать 177.48 Kb.
Название2. Политическая мысль в античную эпоху и средние века
страница1/4
Размер177.48 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

2.Политическая мысль в античную эпоху и средние века

Становление и развитие полит. мысли в Др. мире идёт параллельно с развитием гос-ва. Там где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисл. полит. теории. Это хар-но для древней Греции. Образцами развития полит. мысли того времени могут служить известные полит. теории Платона и Аристотеля. Платон создал целостную систему философск. идеализма, в кот. органически вписалась теория идеального государства, изложенная им в трудах ''Государство'' и ''Законы''.

Согласно замыслу Платон, жители идеального государства, должны быть распределены на 3 сословия:

Философы, воины, трудящиеся.Правящая власть у философов

На воинов возлаг. приведение в жизнь реш. философов и охрана установл. порядка.В низшем слое общества (земледельцев и ремесленников) предполагалось сохранить индивидуальную собственность. Общей целью государства Платон провозглашал не приобретение мат. благ, а заботу о моральном совершенствовании, достигаемом благодаря развитию науки.

Аристотель (384 - 322) исследовал полит устройство 158 известных ему государств. Результаты этого исследования изложены в труда – ''Политика''.

Здесь он в частности объяснил происхожд. гос-ва. В его основе лежат природные причины, так естественная потребность чел-ка в общении побуждает его созд. семью, потом общину, и наконец гос-во. В зависимости от цели, кот. ставят властители, Аристотель различает правильное и неправильное гос. устройство. Неправильное – это при кот. преследуются корыстные цели правителей, правильное – преследуется общее благо, незав-мо от того правит один или многие. Наилучшей формой правления Аристотель считал ту, при кот. правит больш-во, но оно д. подчиняться з-ну. Если же этого не происх., и решающее знач. имеет постановл. народного собрания, то народ легко м. стать деспотом и рано или поздно нападёт на власть демагогов и льстецов. Они управляют народом как хотят, подчиняют его своей власти. Власть народа, основ. на з-не Аристотель называл политией. Такая форма сущ. там, где велик слой зажиточн. граждан.

Пытается формулир. з-ны полит. жизни, знание кот. поможет людям в установл. прочной и справедливой власти. Он активист и верит в то, что гос-во создаётся не ради того, чтобы жить, а преимущественно чтобы жить счастливо.

Средневек. полит. мысль отходит от этого вывода, все её конкр. проявл. сосредот. вокруг вопроса о взаимоотнош. власти короля и власти папы. При этом все мыслители исходят из того, что всякая гос власть установл. богом. Отсюда и происх. термина теократия – власть Бога.

Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадл. лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь и римский папа – наместник Христа, кот. д. подчиняться все государи. На сколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть церкви выше власти земного государя.


^ 3. Концепция политики Н. Макиавелли.

Самым крупным представителем зарождавшейся политической науки был Никколо Макиавелли(1969-1527), а его крупнейшей работой был трактат «Государь», посвященный именно политологической проблематике. Он обосновывал теорию светского (нерелигиозного) государства, необходимого для обуздания эгоистической и злобной натуры человека. Макиавелли разделил нормы права и предписания религии. Одной из важнейщих функций гос-ва он считал защиту частной собственности. Чтобы не вызывать ненависти у подданных, государь не должен псягать на имущество подданных. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субъективность народа, т.е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя. Наилучшей формой гос. правления он считал республику , там могут быть лечше всего обеспечены сочетания общих и частных интересов , порядок и свобода. Он выдвинул тезис о том, что для достижения полит. цели не исключены любые средства, в т.ч. и аморальные, если этого требует обсоятельства и интересы государства, т.е. высшее благо.

Выдающийся итальянский мыслитель XIV - начала XV вв. Н. Макиавелли сам принимал непосредственное участие в политической жизни и был послом в ряде государств, воспринимая политику изнутри. Очевидно, это укрепило его в мысли, что политическая наука – это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. Именно использование эмпирического подхода к анализу политической действительности позволяет рассматривать Макиавелли предтечей современной политической науки. Свои измышления философ наиболее полно выразил в трактате «Государь»[10].

Он считал, что только монарх-реформатор, избранный народом, может объединить страну, создать национальное государство, независимое от папства. Для реализации этой высшей политической цели хороши все средства. Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши. Широко известно высказывание Н. Макиавелли, которое прочно вошло в современную политику: «Цель оправдывает средства». Мыслитель писал, что строя национальное государство, князь должен быть отважнее льва и хитрее лисы, может не выполнять своих обещаний, если это идёт на пользу дела. Более всего ему следует заботиться о силе, так как хорошие друзья всегда будут, если будут хорошие войска. Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает всё население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица.


^ 4. Политическая мысль эпохи буржуазных революций: Т. Гоббс, Дж. Локк.

Одним из ярчайших политических мыслителей Нового времени был английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Свою политическую доктрину он изложил в трудах «О человеке», «О гражданине», «Левиафан». Он считал, что в «естественном состоянии» неизбежна «война всех против всех», т.к. люди созданы равными по способностям, а, значит, и в правах, но эгоистичны и честолюбивы. Обуздать их темные инстинкты, рассчитать путь законам разума может только государство, подобное библейскому чудовищу Левиафану. Но без этого чудовища, говорит Гоббс, нельзя. Он изображает государство как сложный механизм господства и подчинения, но также и занимающийся воспитанием и просвещением. Гоббс был сторонником сильной власти – монархии. Только так, считал он, можно свести все воли граждан в единую волю. Но вместе с тем он считал, что государство должно гарантировать гражданам свободу как право делать все, что не запрещено законом. Они должны иметь широкую частноправовую инициативу, систему прав и свобод. Монарх отвечает за свою абсолютную власть перед своей совестью, но если он принуждает подданных наносить явный вред себе (калечить себя, не защищаться от врага и т.д.), то тогда народ получает право на восстания. Идеи Гоббса развивали англичанин Джон Локк (1632-1704) и француз Шарль Луи Монтескье (1689-1755), разработавшие концепцию разделения властей. Локк писал в своей работе «Два трактата о государственном правлении», что в естественном состоянии люди были свободны и равны, но у них не было органа для решения споров. Тогда они договорились создать государство, получившее ровно столько власти, сколько необходимо для обороны и обеспечения общественных интересов, а сами обязались соблюдать законы. Так была сформулирована идея гражданского общества. Локк предлагал четко разделить власти на законодательную (парламент), исполнительную (монарх и кабинет министров) и федеративную (ведает международными отношениями). Это бессмертная идея. Локк считается основателем либерализма.


^ 5. Политическая мысль эпохи буржуазных революций: Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.

Ш.Л.Монтескье – открывает век Франц. просвещения. В произвед. «Французские письма» (1721) – дана редкая сатира на франц. абсолютизм 17-18вв. В «Рассуждение о причинах величия и упадке Римлян» (1734) и «О духе законов» (1748) – попытался объяснить происхождение гос. строя, вскрыть природу законов и на этой основе выдвинуть проект обществ. реформ. Выступает как один из основоположников географического направления в социологии. Доказывал, что климат, почва, размер территории определяют нравственный облик народа, характер законов и форму правления. Выдвигал 3 формы правления: Республику, Монархию, Деспотию. Политич. идеал – конституционная монархия. Деспотия – резко отрицательно. Выдвигает идею разделения властей на Законодат., Исполнит. и Судебную, которая призвана обосновать принцип законности. обесп. полит. свободу, сделать право истинным регулятором взаимоотношений между гос-вом и гражданином. В разделении властей видел гарантию безопасности граждан от беззакония.

Ж.Ж.Руссо – выступил с резкой критикой феод. отношений, основанных на неравенстве и эксплуатации народа. Противопоставил этому «естественное состояние», где все люди равны и свободны. Причина неравенства – развитие частной собственности. Имущественное неравенство породило неравенство политическое. «Если гос-во возникло в результате обществ. договора, то за народом остаётся право расторгнуть невыгодный договор и создать такую форму ассоциации, кот. соответствовала бы интересам людей». В «Об общественном договоре» Руссо рисует картину идеального общества: т.к. возврат к естественному состоянию невозможен, то предлагается не уничтожать частную собственность, а заменить крупную собственность мелкой. Это он считает основой общества. Выступает за равенство имущественное и политическое, которое обязано сохранять гос-во. Идеи Руссо закрепили в «Декларации прав человека и гражданина» и других актах 1–й французской республики.. Ни один гражданин, говорил Руссо, не должен быть очень богатым, что бы купить другого, и ни один не должен быть настолько бедным, чтобы продать себя.


^ 6. Российская социально-политическая мысль второй половины ХIХ – начала ХХ вв.

В 19в. взгляды на пути и характер развития государств. и экономич. развития Р. нередко носили противоположный характер (Западники и Славянофилы).

Западники (Аненков, Боткин, Тургенев, Чадаев) выступали за принятие Россией Западноевропейских политических ценностей, призывали к быстрому развитию в Р. транспорта, торговли, освобождению крестьян с наделами земли за денежный выкуп. Эти преобразования должны осуществляться мирным путём.

Славянофилы (Аксаков, Киреевский) считали неприемлемыми западные принципы развития (в Р. специфическое миропонимание, традиционные обществ. устои, стиль и уклад жизни русского народа), идеализировали допетровский период, представляя его как время без деспотизма, с гармоничным взаимодействием общества и власти.

В серед. 19в. в условиях размаха крестьянского движения, развернулась деятельность революционеров-демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов) –Решить основные противоречия можно в результате революции, восстания. Они видели в народе главную силу исторического развития и требовали народовластия. Положили начало движению разночинной интеллигенции - «Народничество».

«Народничество» (Бакунин, Лавров, Ткачёв) – являлись сторонниками крестьянской революции, кот. привела бы народ к общинному социализму.


^ 7. Политика как социальное явление, ее структура и функции.

Политика имеет сложную структуру. Ее важнейшими элементами являются объекты политики, субъекты политики, политическая власть, политические процессы(отношения), политические идеи и концепции(культура).

^ Объекты политики – непрерывно меняющиеся общественные проблемы, решение которых требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, принятия соответствующих управленческих решений.

^ Субъекты политики – непосредственные участники политической деятельности. Это прежде всего индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на нее. Субъект политики может быть структурно организован и представлять собой социальный институт (политическую партию, государство, средства массовой информации и т. д.).

^ Политическая власть – способность тех или иных политических сил оказывать воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса сил и интересов, подчиняя этому людей.

^ Политические процессы – взаимодействие различных политических сил, субъектов политики в решении политических проблем, воздействие их на объекты политики. Характер взаимодействия (например, согласие или конфронтация, политическая борьба или сотрудничество) зависит от зрелости политической культуры субъектов, состояния общества.

^ Политические идеи и концепции – теоретическое осмысление политического развития общества. Политические теории объясняют мир политики во всех его проявлениях, включая функционирование политических институтов.

Концепциями именуют разного рода абстракции, создаваемые на основе обобщения отдельных наблюдений, совокупности отдельных фактов. Концепции служат базой для создания теорий.

Значение и роль политики обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Политика в современном обществе выполняет ряд наиболее значимых функций:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию в русле своего предназначения: формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, изыскивать для их осуществления необходимые ресурсы;

2) функцию мобилизации и обеспечения общей деятельности;

3) управленческую и регулятивную функцию (политика управляет социальными процессами, регулирует их);

4) функцию политической социализации (политика включает личность в общественные отношения);

5) гуманитарную функцию (функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности).

6)стимулирование инноваций

7)разработка целей, адаптация к новым условиям.


^ 8. Типы, виды, методы и средства политики.

Типы политики:

По сферам жизни:

  • Социальная политика( направлена на повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ): в области здравоохранения, в области образования, пенсионная политика, регулирование доходов, демографическая политика

  • Экономическая политика ( в области промышленности, аграрная политика, финансовая, бюджетная, налоговая)

  • Политика в культурной сфере ( в области кино, в области театра, в области СМИ, в области библиотечного дела, в области музейного дела )

^ По объектам применения: национальная, молодежная, женская.

По субъектам применения: государственная, международная, политика партии, политика президента и т.п.

^ По методам деятельности: сбалансированная, волюнтаристская (voluntas-воля), открытая, закрытая.


Методы политики—способы, приемы воздействия, которые использует субъект, чтобы подчинить объект.

Средства—конкретные факторы влияния субъектов политики на объект( законодат.акты, массовые выступления, восстания и т. д.)


Классификация методов:

  1. По характеру используемых средств: насильственные и ненасильственные

  2. По характеру политического режима: демократические, авторитарные и тоталитарные

  3. По характеру отношения к объекту:

  • Принуждение

  • физическое

  • психическое

Политическое манипулирование – скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью вынудить их действовать или бездействовать вопреки собственным интересам.

Популизм -- метод политической деятельности, основанный на стремлении всевозможными способами обратить на себя внимание, снискать уважение в обществе благодаря любым популярным обещаниям и заявлениям.

  • Убеждение – использование побудительных приемов и способов для достижения необходимого поведения объекта. Объекту оставляется право выбора.

^ 9. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.

Связь политики с экономикой.

Политика может активно влиять на экономику. Политика в определенной степени может способствовать экономическому развитию, т.е. на основе познания и использования экономических законов она определяет главное направление, пути и методы решения экономических проблем (через директивы и решения высших органов власти). В то же время политика может в определенных направлениях ставить и преграды экономическому развитию. «Саморегулирующаяся» экономика при современном динамичном развитии общества практически невозможна.

^ Связь политики с идеологией.

Идеология разрабатывает цели и задачи развития общества, определяет те социальные силы, опираясь на которые можно достичь цели. Связь политики с идеологией можно представить через национальную идею.

^ Связь политики с моралью.

Мораль – сложившиеся в данном обществе нормы поведения, а политические отношения невозможны без учета традиционных для данного общества норм поведения. Зачастую моральные ценности служат для обоснования или оправдания политических ценностей.

^ Связь политики с религией.

Религия – определенная идеологическая система. Как любая идеология, она служит конкретной политике, обосновывая тот или иной политический курс всеми доступными ей средствами и методами. Политические системы и режимы используют религию для достижения своей цели. Чем большими правами и свободами обладают религиозные организации в рамках политической системы, тем больше их влияние на политическую действительность.

В РФ политика в области религии основывается на свободе вероисповедания. Закон предусматривает учет интересов различных религиозных конфессий.


^ 10. Понятие и сущность политической власти. Основные концепции политической власти.

Политическая власть – способность государства и других политических институтов или лидеров воздействовать с помощью различных средств на поведение индивидов. социальных групп и общества в целом.

^ Концепции власти:

  • Теологическая—всякая государственная власть происходит об бога. Потребность во власти выводится из тезиса о «естественной греховности» человека. (Аквинский, Блаженный).

  • Бихевиористская—властные отношения вытекают из природы человка. Человек—властолюбивое животное. Сама власть рассматривается как особый тип поведения, при котором одни командуют, другие подчиняются. (Г.Саймон, Вебер).

  • Структурно-функциональная – власть рассматривается как способ социальной организации, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. (Парсонс).

  • Психологическая—истоки власти коренятся в подсознании людей. З.Фрейд связывал стремление к власти с подавленным либидо. Г.Лассуэлл считал, что стремление к власти выполняет функции компенсации физической или духовной неполноценности.

Этимологически слово «власть» восходит к греческому «kratos»--управление.

Власть—социальное явление:

  • Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей.

  • Власть выступает одним из способов социального регулирования.

  • Власть играет амбивалентную (двойственную) роль. Может нести в себя конструктивное и деструктивное начало.


^ 11. Структура, функции, ресурсы политической власти.

Структура власти: Субъект, Объект, Источники, Ресурсы власти, Процесс властвования

Субъект власти (актор)непосредственный носитель власти, источник политической деятельности.

^ Признаки субъекта: принятие политических решений, влияние на процесс принятия политических решений, реализация решений, контроль за исполнением решений.

^ Объект власти тот, на кого направлена деятельность субъекта.

Готовность объекта к подчинению зависит от ряда факторов: от качеств объекта, от характера предъявляемых требований, от ситуации и средств воздействия, от наличия или отсутствия авторитета у субъекта.

^ Источники власти: сила, авторитет, богатство, информация, знание, закон, харизма.

Ресурсы власти все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти.

Ресурсы: экономические, политико-правовые, информационные, силовые, психологические.

^ Процесс властвованияпринятие политических решений и их реализации. Осуществляется с помощью государственных институтов и права. Предполагает разделение власти по вертикали и горизонтали.

^ Разделение по вертикали разделение власти между различными уровнями управления:

федеральный, региональный, муниципальный.

Разделение по горизонтали -- разделение власти на одном уровне (законодательная, исполнительная, судебная).

^ Функции политической власти:

1.господство (абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим);

2.руководство (способность осуществлять свою волю путём воздействия в различных прямых и косвенных формах на 3.руководимые объекты);

4.управление;

5.организация;

6.контроль.


^ 12. Легитимность политической власти, её типы.

Легитимность власти – положительная оценка власти подчиненными, признание права управлять и согласие подчиняться.(М.Вебер).

^ Легитимность власти—способность власти создавать и поддерживать у людей убежденность в том, что существующие политические институты являются наилучшими. (Д.Истон).

legos-закон

legitimus-согласный с законом.
  1   2   3   4

Похожие:

2. Политическая мысль в античную эпоху и средние века icon2. Политическая мысль в античную эпоху и средние века
Греции. Образцами развития полит мысли того времени могут служить известные полит теории Платона и Аристотеля. Платон создал целостную...
2. Политическая мысль в античную эпоху и средние века icon1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи
Ключевые понятия и категории: цезарепапизм и папоцезаризм, византийская модель власти, идея «Москва Третий Рим», правительственный...
2. Политическая мысль в античную эпоху и средние века iconКитай в средние века
Китайская и отечественная историография о характере общественных отношений в средневековом Китае. Источники по истории Китая в средние...
2. Политическая мысль в античную эпоху и средние века iconЗападная европа в средние века
Средневековый период делят на 3 периода – 5-10 в в. – раннее средневековье, 10-15 в в. – классическое средневековье. 16- половина...
2. Политическая мысль в античную эпоху и средние века iconБлок № I. Предмет и методы политологии; политическая власть; политическая элита и политическое лидерство; политическая система и политический режим; государство и гражданское общество

2. Политическая мысль в античную эпоху и средние века iconИстория стран азии и африки в средние века / Рец коллегия: Ф. М. Ацамба, З. Г. Лапина, М. С. Мейер

2. Политическая мысль в античную эпоху и средние века iconГлубокоуважаемые коллеги! Приглашаем принять участие во Всероссийской научной конференции молодых ученых «европа в средние века и раннее новое время: общества. Власть. Идеология»
Приглашаем принять участие во Всероссийской научной конференции молодых ученых «европа в средние века и раннее новое время: общества....
2. Политическая мысль в античную эпоху и средние века iconШри Пуньджа (Пападжи) Интервью, Сатсанг с Мастером «Кто вопрошает?»
Ум — не что иное, как мысль. Ты не можешь отде­лить мысль от ума. Так что вначале тебе надо найти, какая мысль появляется в уме раньше...
2. Политическая мысль в античную эпоху и средние века iconТема 12 Политическая идеология. Политическая культура Национальная идея Республики Казахстан План
Политическая идеология. Виды политической идеологии. Современные типологии политической идеологии
2. Политическая мысль в античную эпоху и средние века iconОсновы гигиены школы. Основные проблемы школы
По уровню даваемого образования начальные неполные средние средние высшие по полу учащихся на мужские женские совместного обучения...
2. Политическая мысль в античную эпоху и средние века iconАрзаканян М. Ц. А 80 Политическая история Франции XX века: Учеб пособие/М. Ц. Арзаканян
Допущено Научно-методическим Советом по истории и искусствоведению умо по классическому университетскому образованию Российской Федерации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы