4 Финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные icon

4 Финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные


Скачать 72.13 Kb.
Название4 Финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные
Размер72.13 Kb.
ТипДокументы

4.5. Финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные


Рыночная экономика обуславливает необходимость осуществления предприятиями транспортного комплекса инвестиционной деятельности (ИД). Эффективная ИД на ТП направлена на системное решение взаимосвязанных проблем – повышение эффективности текущей хозяйственной деятельности ТП и повышение эффективности его инвестиционно-финансовой деятельности. Для этого необходимы финансовые ресурсы.

На практике выделяют два основных вида инвестиций:

  1. Реальные инвестиции (совокупность вложений в реаль­ные экономические активы: материальные ресурсы (здания, сооружения, перегрузочное оборудование, суда и др.) и нематериальные активы (научно-техническая, интеллектуальная продукция, патенты, лицензии и др.).

  2. Финансовые инвестиции1 (вложения средств в различные финансовые активы – ценные бумаги (акции, облигации), паи, долевые участия, банковские депозиты и др.).

При этом реальные и финансовые инвестиции чаще всего взаимосвязаны. Так, например, дивиденды, получаемые от вложения средств в акции других предприятий, могут быть использованы для финансирования капитальных вложений ТП, направляемых на расширенное воспроизводство.

Капиталообразующие инвестиции – реальные инвестиции – для большинства ТП являются в современных условиях единственным направлением их инвестиционной деятельности. Это связано с реализацией Транспортной стратегии РФ и Федеральных целевых программ в области транспорта (см. п. 7. 3 данного учебного пособия).

Поэтому важным аспектом управления ТП на современном этапе развития транспорта РФ является определение рациональных источников финансирования их ИД, поскольку от этого зависит эффективность деятельности ТП в целом. Здесь необходимо найти ответы на вопросы «Где найти финансы (финансовые ресурсы)?» и «Как квалифицированно структурировать финансовые источники?».


!

Соотношение собственных и заемных источников определяет отношения с субъектами экономических отношений, в которые вступает ТП в процессе своей деятельности.

Инвестиционная политика РФ, меняющаяся в зависимости от конкретных задач развития отечественной экономики оказывает непосредственное влияние на систему формирования источников финансирования деятельности каждого российского ТП. Величина и структура финансовых источников ТП находится под влиянием таких факторов, как:

  • размер национального дохода (НД);

  • пропорции распределения НД на фонд потребления и фонд накопления;

  • масштабы внешних заимствований.

Ранее до 90-х годов ХХ в. система формирования финансовых источников основывалась, в основном, на бюджетном финансировании ( 60 %) и использовании собственных средств ( 40 %). Сегодня роль бюджетных источников значительно снизилась (например, ОАО «НМТП» до 2000 г. осуществлял развитие практически на 100 % за счет собственных источников).

На рис. 4.3 представлена обобщенная современная схема источников финансирования (ИФ) инвестиций ТП.



Рис. 4.3. Обобщенная схема источников финансирования

(финансовых ресурсов)


Каждый из источников финансовых ресурсов ТП обладает рядом положительных и отрицательных сторон.

Национальные ИФ – базовые ИФ деятельности ТП в РФ – средства государст­венных органов власти, предприятий государственной формы собственности, ТП, предприятий различных форм собственности и организаций РФ.

Иностранные ИФ – средства иностранных граждан, фирм, организаций, государств, организаций. Стратегическими ориентирами привлечения иностранного капитала должны и частично являются:

  • освоение невостребованного научно-технического отечественного потенциала, развитие наукоемких производств (судостроение, приборостроение, информационные технологии и др.);

  • наращивание экспортного потенциала, использование транзитного потенциала и продвижение продукции российского транспортного комплекса и технологий на внешние рынки;

  • обеспечение импортозамещения по видам продукции, представляющим для страны наибольшую ценность с точки зрения экономической безопасности и сокращения затрат при импорте;

  • насыщение внутреннего рынка транспортными и сопутствующими услугами;

  • содействие притоку капитала в регионы с избыточными трудовыми ресурсами и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

  • создание новых рабочих мест и освоение передовых современных форм организации производства;

  • содействие развитию производственной инфраструктуры и др.

Для справки – по состоянию на конец июня 2009 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 242,5 млрд ам. долл., что на 0,1 % больше по сравнению с 2008 г. При этом наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществленные на возвратной основе, – 56,0 % (на конец июня 2008 г. – 48,7 %), доля прямых инвестиций составила 39,2 % (48,4%), портфельных – 4,8 % (2,9 %). Основные страны-инвесторы в I полугодии 2009 г. – Люксембург, Китай, Нидерланды, Кипр, Германия, Великобритания, Франция и США. На долю этих стран приходилось 77,0 % общего объема накопленных иностранных инвестиций, 75,5 % общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

^ Совместные (смешанные) ИФ – вложения, осуществляемые совместно субъектами РФ и иностранных государств с целью рационализации использования имеющихся ресурсов при организации и развитии предприятий.

^ Бюджетное финансирование реальных инвестиций направлено на финансирование стратегических экономических объектов России (развитие национальных, межрегиональных, межотраслевых, региональных, отраслевых производств и др.). Реализуется оно под федеральные и региональные целевые инвестиционные программы. На сегодня доля в общем объеме инвестиций в РФ невелика (примерно 19 %), для сравнения, в Великобритании – 40 %.

^ Внебюджетное финансирование направлено на финансирование деятельности практически всех предприятий, организаций и учреждений транспортного комплекса. Без него не возможно эффективное развитие субъектов транспортного процесса страны в условиях рыночной экономики. К внебюджетным источникам можно отнести собственные средства, долгосрочные кредиты банков, инвестиционный лизинг, финансирование поставщиками оборудования, вложения крупных финансово-промышленных групп, а также институциональных инвесторов и др.

^ Сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования характерно для всех стран с развитой рыночной экономикой. Необходимо отметить, что, несмотря на колебания в соотношении этих источников по разным странам и в разные экономико-политические периоды их развития, превалирует сравнительно невысокая доля бюджетных средств в общей сумме инвестиционных ресурсов.

С точки зрения российского законодательства инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет таких источников, как:

  1. Привлеченные (заемные) источники финансирования.

  2. Собственные источники финансирования.

Привлеченные (заемные) ИФ (долгосрочные2 и краткосрочные3) делятся на следующие виды:

  • заемные средства других ТП и организаций;

  • кредиты банков и кредитных организаций;

  • привлеченные средства, направленные на долгосрочные финансовые вложения;

  • привлеченные средства, направленные на другие инвестиции;

  • привлеченные средства, направленные на инвестиции в основной капитал;

  • привлеченные средства, направленные на краткосрочные финансовые вложения (для пополнения оборотных средств);

  • привлеченные средства, направленные на удовлетворение социальных нужд;

  • прочие привлеченные средства;

  • инвестиции внебюджетных фондов.

Привлечение средств, в основном, связано с увеличением уставного капитала4 ТП.

Положительными характеристиками заемных ИФ являются:

  1. возможность привлечения средств в большом объеме;

  2. возможность начала деятельности за отсутствием собственного капитала;

  3. возможность развития деятельности при нехватке собственных средств;

  4. возможность оперативного реагирования на конъюнктуру рынка;

  5. наличие эффекта рычага;

  6. заем средств – более удобный и дешевый метод привлечения капитала в сравнении с выпуском акций (выплата процентов по долговым обязательствам включается в себестоимость и уменьшает облагаемую налогом прибыль; высвобождение прибыли положительно сказывается на выплате дивидендов по акциям).

Отрицательными особенностями заемных ИФ являются:

  1. сложность привлечения финансов и оформления (эмиссия ценных бумаг, нотариальное заверение документов, регистрация и др.);

  2. повышенный риск банкротства в связи с несвоевременным возвратом средств;

  3. потеря части прибыли от инвестиционной деятельности.

  4. безусловный последующий возврат полученных для финансирования средств;

  5. срочность предоставления заемных ИФ;

  6. платность и приоритетность возврата заемных в сравнении с другими внешними источниками;

  7. относительно кредитных источников – значительный внешний контроль над эффективностью их использования и необходимость предоставления гарантии или залога.

Следует отметить, что в РФ ранее привлеченные ИФ включали в себя заемные, а источники финансирования разделялись на две группы: собственные и привлеченные ИФ.

!

С точки зрения капитализации заемный капитал ТП включает долгосрочные и краткосрочные кредиты, кредиторскую задолженность, расчеты по дивидендам


Собственные ИФ делятся на следующие виды:

  1. прибыль, остающаяся в распоряжении организации (чистая прибыль);

  2. амортизационные отчисления;

  3. мобилизуемые в строительстве, внутрихозяйственные резервы;

  4. фонд переоценки имущества

  5. собственные средства, направленные на долгосрочные финансовые вложения;

  6. собственные средства, направленные на другие инвестиции;

  7. собственные средства, направленные на инвестиции в основной капитал;

  8. собственные средства, направленные на краткосрочные финансовые вложения;

  9. собственные средства, направленные на приобретение основных средств, бывших в употреблении, и объектов незавершенного строительства.

!

С точки зрения капитализации собственный капитал ТП включает уставной резервный, добавочный капитал, целевое финансирование, нераспределенную прибыль, резерв предстоящих расходов и платежей.


^ Прибыль (чистая) – основной ФИ каждого коммерческого предприятия транспортного комплекса. Она может быть непосредственно вложена в инвестиционный проект, а также является важнейшим индикатором при привлечении иных источников финансирования.

Также не менее важным ФИ являются амортизационные отчисления, формирующие амортизационный фонд ТП, который является источником накопления ресурсов (капитала).

!

В развитых странах мира амортизационные отчисления покрывают потребности предприятий в инвестициях до 70 % – 80 %.


В налоговом учете применяются только два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ5). При применении одного из этих методов сумма амортизации определяется для целей налогообложения ежемесячно, в соответствии с нормой амортизации, исходя из срока полезного использования объекта. При этом амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества ТП.

!

ТП-налогоплательщик обязан применять линейный метод начисления амортизации к зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, которые входят в восьмую – десятую амортизационные группы, независимо от срока их ввода в эксплуатацию.

!

К остальным основным средствам ТП-налогоплательщик может применять любой из двух методов.

!

Выбранный метод начисления амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества ТП на основании п. 3 ст. 259 НК РФ не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по этому объекту.

Дадим более подробную характеристику каждого из методов начисления амортизации:

  1. ^ При линейном методе сумма амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования данного объекта.

  2. ^ При нелинейном методе амортизация начисляется на остаточную стоимость основного средства.

!

При этом порядок расчета амортизации меняется после того, как остаточная стоимость основного средства составит 20 % от его первоначальной стоимости.

В этом случае остаточная стоимость амортизируемого имущества в целях начисления амортизации фиксируется как базовая стоимость, для дальнейшего определения амортизационных отчислений.

Чтобы определить ежемесячную сумму отчислений, базовую стоимость делят на количество месяцев, оставшихся до конца срока использования данного объекта основного средства.


В отношении основных средств ТП-налогоплательщики могут применять к основной норме амортизационных отчислений специальные повышающие и понижающие коэффициенты, предусмотренные ст. 7 – 10 НК РФ.

^ Капитальное строительство – важнейший элемент инвестиционной деятельности ТП (реализуется путем мобилизации оборотных средств, за счет сокращения потребности в оборотных средствах в ходе строительства, и их высвобождения за счет выявления необоснованных запасов материальных ценностей, сокращения запасов неустановленного оборудования, сокращения объемов незавершенного строительства к концу года и погашения дебиторской задолженности).

Положительными характеристиками собственных ИФ являются:

  1. наличие собственных ИФ – одно из наиболее важных условий привлечения других ИФ;

  2. использование только собственных ИФ не приводит к дополнительному увеличению расходов исполнителей, связанных с выплатой процентов или дивидендов (исключение составляет безвозвратное бюджетное финансирование);

  3. собственные ИФ в рамках российского законодательства не имеют ограничений по сферам использования;

  4. собственные ИФ характеризуются простотой привлечения;

  5. собственные ИФ снижают риск банкротства ТП и повышают вероятность возврата средств всем категориям внешних инвесторов.

Основной недостаток собственных ИФ – его ограниченность и зависимость от результатов прошлой деятельности ТП6 и то, что они обычно не могут обеспечить решение принципиальных задач развития столь ресурсоемких ТП.

^ 4.6. Финансовая устойчивость и ликвидность транспортного
предприятия


Для предприятий транспортного комплекса России, как и для компаний иных отраслей, анализ их финансового состояния является необходимой составляющей грамотного и эффективного управления, а, следовательно, и залогом успешного функционирования и развития на перспективу.

Финансовое состояние ТП – это сложная системная экономическая категория, характеризующая состояние капитала ТП и способность его к саморазвитию в конкретный момент времени.

ТП, согласно специфике своей сферы деятельности, может осуществлять операционную, инвестиционную и финансовую деятельность, в результате чего его капитал находится в постоянном кругообороте. При этом происходят изменения в структуре капитала фирмы, в его источниках формирования, изменяется потребность в ресурсах, что сказывается на динамике и преобразовании финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние предприятия может принимать три основные формы: устойчивую, предкризисную и кризисную (см. рис. 4.4).



Рис. 4.4. Доминанты финансового состояния ТП


На рис. 4.4 представлены две основные стороны проявления финансового состояния компании – внешняя и внутренняя – платежеспособность и финансовая устойчивость, которые являются взаимозависимыми.

Так, устойчивость финансового состояния ТП характеризуется способностью предприятия транспортного комплекса своевременно осуществлять платежи, финансировать расширенное воспроизводство и свою деятельность, успешно (с минимальными затратами и в максимально короткие сроки) выходить из сложных ситуаций и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных условиях и в условиях некоторой неопределенности.

Финансовая устойчивость ТП – способность ТП работать и развиваться, сохранять равновесие активов и пассивов в условиях изменения внутренней и внешней среды, гарантирующая его платежеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе в границах допустимого риска.

^ Актив – стоимость наличного и долгового имущества, принадлежащего предприятию.

Активы ТП – это совокупность основных и оборотных средств транспортного предприятия.

^ В состав активов транспортной компании входят:

  • внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса;

  • оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса (без учета задолженности учредителей по взносам в уставной капитал).

Пассив бухгалтерского баланса содержит источники финансирования активов (собственный и заемный капитал).

В состав пассивов транспортной компании входят:

  • долгосрочные обязательства акционерной компании;

  • краткосрочные обязательства по кредитам и займам;

  • кредиторская задолженность;

  • задолженность участникам (учредителям) по выплате дивидендов;

  • резервы предстоящих расходов;

  • прочие краткосрочные обязательства.

Пассив – совокупность долгов и обязательств предприятия.

Основные факторы, влияющие на финансовую устойчивость предприятия, – это результаты таких видов деятельности, как:

  1. производственная деятельность (оказание услуг по транспортировке, переработке, хранению грузов и др.);

  2. коммерческая работа (подготовка, заключение контрактов с контрагентами);

  3. финансовая деятельность (управление финансовыми потоками).

Таким образом, для достижения финансово-устойчивого состояния компании необходимо обеспечивать выполнение следующих действий:

  1. осуществление планомерного поступления и расходования финансовых ресурсов;

  2. достижение оптимальных пропорций собственного и заемного капитала;

  3. наиболее рациональное использование капитала;

  4. четкое выполнение расчетной дисциплины.


Основные показатели финансовой устойчивости ТП

Для оценки степени устойчивости и финансового риска предприятия транспортного комплекса применяются следующие качественные экономические показатели:

  1. Коэффициент финансовой независимости (концентрации собственного капитала) () – удельный вес собственного капитала компании в общей валюте нетто-баланса; определяется по следующей формуле:

    ,


    (4.41)

    где

    – собственный капитал, руб.;

    ­– общая валюта нетто-баланса (активы).

  2. Коэффициент финансовой зависимости () – обратная величина коэффициенту финансовой независимости, характеризующая сумму активов, приходящуюся на рубль собственных средств; определяется по формулам (4.42) и (4.43):

,

.


(4.42)


(4.43)




!

В случае, если коэффициент финансовой зависимости принимает значение 1, то это говорит о том, что активы ТП образованы полностью за счет собственных средств.

  1. Коэффициент концентрации заемного капитала () – удельный вес заемного капитала в общей валюте нетто-баланса (активах) – это показатель, характеризующий часть активов компании, сформированную за счет долгосрочных и краткосрочных заемных средств; определяется по следующей формуле:

    ,


    (4.44)

    где

    – заемный капитал (заемные средства), руб.

  2. Коэффициент текущей задолженности () – качественный показатель, характеризующий часть активов, сформированную за счет краткосрочных заемных средств; рассчитывается по формуле (4.45):

,


(4.45)

где

– краткосрочные заемные средства, руб.




  1. Коэффициент устойчивого финансирования () – качественный экономический показатель, характеризующий часть активов, сформированную за счет устойчивых источников; рассчитывается по формуле (4.46):

,


(4.46)

где

– долгосрочные обязательства (заемные средства), руб.




!

Устойчивыми источниками финансирования транспортного предприятия являются долгосрочные кредиты банков и иных кредитных организаций, суды, вложения отечественных и зарубежных инвесторов и др.

!

Величина коэффициента устойчивого финансирования совпадает с величиной коэффициента финансовой независимости при условии не использования долгосрочных кредитов и займов (т.е. = при ).

!

Формулы 4.41–4.44 позволяют проводить анализ структуры долгосрочных источников финансирования.

  1. Коэффициент финансовой независимости капитализированных источников () – качественный экономический показатель, характеризующий часть активов, сформированную за счет устойчивых источников; рассчитывается по формуле (4.47):

    .


    (4.47)

  2. Коэффициент финансовой зависимости капитализированных источников () – качественный экономический показатель, характеризующий усиление или ослабление зависимости от внешних источников, а также влияет на оценку кредитной репутации кредиторами; рассчитывается по формуле (4.48):

    .


    (4.48)

  3. Коэффициент платежеспособности (покрытия долгов собственным капиталом) () – качественный экономический показатель, характеризующий соотношение собственного и заемного капитала, рассчитываемый по формуле (4.49):

    .


    (4.49)

  4. Коэффициент финансового левериджа (риска) () – качественный экономический показатель, характеризующий соотношение заемного и собственного капитала, рассчитываемый по формуле (4.50) или (4.51):

,

.


(4.50)


(4.51)




!

Коэффициент финансового левериджа – основной индикатор финансовой устойчивости транспортного предприятия: чем ниже его значение, тем ниже риск инвестирования в данную компанию, и наоборот.

!

Как такового норматива финансового левериджа не существует. Для различных отраслей российской экономики его величина может быть разной. Она зависит от таких факторов, как:

  • скорость оборачиваемости капитала в той или иной отрасли (чем выше скорость оборота и доля собственного капитала ниже, тем его значение может быть выше (например – для экспедиторской компании));

  • коньюктура товарного и финансового рынков;

  • рентабельность деятельности в области транспорта;

  • финансовой стратегии компании;

  • стадии жизненного цикла предприятия и других факторов.




!

Обычно использование всех вышеуказанных показателей осуществляется при анализе структуры пассивов на начало и конец исследуемого периода.

!

Следует учитывать также, что показатели 1 – 5.3 являются второстепенными по отношению к показателю финансового риска, определяя в той или иной степени его значение.


Платежеспособность транспортной компании – способность имеющимися финансовыми ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.

^ Платежеспособность бывает двух видов:

  • текущая платежеспособность, сложившаяся на текущий момент времени;

  • перспективная платежеспособность, формирующаяся на краткосрочную, среднесрочную, долгосрочную перспективу.

Текущая платежеспособность – индикатор финансового положения компании, характеризующий ее способность производить расчеты по кредиторской задолженности (требующей немедленного погашения) за счет наличных в достаточном объеме средств и их эквивалентов. На величину текущей платежеспособности влияют следующие факторы:

  • наличие достаточной суммы денежных средств;

  • отсутствие у транспортного предприятия просроченных долговых обязательств.


Перспективная платежеспособность обеспечивается путем согласования обязательств и платежных средств в течение прогнозируемого периода и зависит оп следующих факторов:

  • состава, объема и степени ликвидности;

  • объемов, состава и скорости формирования (подготовки) текущих обязательств для погашения.

Принято осуществлять внешний и внутренний анализ платежеспособности транспортного предприятия.

^ Внутренний анализ платежеспособности осуществляется на основе изучения финансовых потоков. Внешний анализ платежеспособности базируется на изучении показателей ликвидности.


Ликвидность ТП – способность ТП формировать платежные средства не только за счет внутренних источников (например – реализации активов), но и за счет заемных средств, получаемых в результате высокой инвестиционной привлекательности и имиджа в деловом сообществе.


Ликвидность баланса ТП – способность ТП формировать платежные средства только за счет внутренних источников.

Ликвидность актива ТП – способность преобразования актива в денежные средства ТП.

!

Чем меньше временной промежуток превращения актива в денежные средства, тем ликвидность выше.

Ликвидность баланса ТП анализируется на базе сравнения средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, сгруппированными по степени срочности их погашения.

Выделяют пять групп активов и пассивов (обязательств).

Активы делятся на следующие группы:

  1. Абсолютно ликвидные активы ():

    1. денежная наличность;

    2. краткосрочные финансовые вложения.

  1. Быстро реализуемые активы ():

  1. товары отгруженные;

  2. дебиторская задолженность со сроком погашения до 12 мес.;

  3. налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям.

  1. Медленно реализуемые активы ():

  1. производственные запасы;

  2. незавершенное производство;

  3. готовая продукция;

  4. товары.

  1. Трудно реализуемые активы ():

  1. основные средства;

  2. нематериальные активы;

  3. долгосрочные финансовые вложения;

  4. незавершенное строительство;

  5. дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес.

  1. Неликвидные активы ():

  1. безнадежная дебиторская задолженность;

  2. неходовые и залежалые материальные ценности;

  3. расходы будущих периодов.


Пассивы делятся на следующие группы:

  1. Наиболее срочные обязательства (со сроком погашения в течение текущего месяца) () – кредиторская задолженность и кредиты банков, сроки возврата по которым наступили.

  2. Среднесрочные обязательства (со сроком погашения до одного года)( ) – краткосрочные кредиты банков.

  3. Долгосрочные обязательства (со сроком погашения свыше одного года)( ) – долгосрочные кредиты банков и займы.

  4. Собственный (акционерный) капитал () – капитал, сформированный путем реализации акций компании и находящийся в постоянном распоряжении предприятия.

  5. Доходы будущих периодов, предполагаемые к получению в перспективе ( ) .

В табл. 4.10 представлены условия обеспечения абсолютной ликвидности баланса предприятия.

Таблица 4.10

^ Условия абсолютной ликвидности баланса предприятия
транспортного комплекса


Условие

Результат




Абсолютно ликвидный баланс

транспортной компании










Ниже представлены основные относительные показатели ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности () – общий коэффициент покрытия долгов – показатель, характеризующий степень покрытия краткосрочных обязательств ТП оборотными активами; определяется по формуле (4.52):

,


(4.52)

где

– оборотные активы (средства), руб.;

– расходы будущих периодов, руб.;

– краткосрочный заемный капитал (долги) предприятия, руб.;

– доходы будущих периодов, руб.;

– резерв предстоящих расходов и платежей, руб. (планируется для ликвидации возможных убытков).




!

Чем выше величина коэффициента текущей ликвидности (), тем больше гарантия погашения долгов компанией.

!

Специалистами-транспортниками принято удовлетворительным положение, когда , однако в Республике Беларусь для предприятий транспортной отрасли его значение – 1,3, а для промышленности – 1,7.

!

Значение норматива зависит от таких факторов, как:

  • отраслевая направленность;

  • сфера деятельности;

  • структура и качество активов;

  • операционный цикл;

  • скорость погашения кредиторской задолженности и др.

Коэффициент абсолютной ликвидности () – норма денежных резервов, показывающая часть краткосрочных обязательств, которую можно погасить за счет имеющейся денежной наличности; определяется по формуле (4.53):

,


(4.53)




где

– денежные средства предприятия, руб.




!

Чем выше величина коэффициента абсолютной ликвидности (), тем больше гарантия погашения имеющихся долгов компании.

Норматива данного показателя нет, так же, как и рекомендаций по его уровню


Коэффициент быстрой ликвидности () – показатель, определяемый по формуле (4.54):

,


(4.54)




где

– налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, руб.;

– краткосрочная дебиторская задолженность, финансовые платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты, руб.




!

Специалистами принято удовлетворительным положение, когда .

!

Если дебиторская задолженность (часть которой трудно взыскать) составляет большую долю ликвидных средств, то вышеуказанное значение должно быть установлено в большем размере.


В зависимости от значения коэффициента ликвидности можно определить класс заинтересованного субъекта рыночных отношений на транспорте (см. табл. 4.11).

Таблица 4.11

^ Распределение интересов в зависимости от значения различных видов ликвидности

^ Вид ликвидности

Значение коэффициента ликвидности

Интересующиеся

субъекты

Текущая ликвидность



Инвесторы

Абсолютная ликвидность

чем больше , тем лучше

Поставщики сырья и материалов

Быстрая ликвидность

и более

Банки и кредитные организации




1 Финансовые инвестиции еще называют портфельными, так как приоритетной целью инвестора в таком случае является формирование оптимального набора финансовых активов (портфеля инвестиций) и управление им в процессе осуществления операций с ценными бумагами – один из вариантов страхования рисков.

2 Более года.

3 До года.

4 Уставный капитал ТП состоит из стоимости вкладов его участников и определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

5 НК РФ – Налоговый Кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г. №117–ФЗ.

6 Для только создаваемого и начинающего свою деятельность ТП этот источник не может быть доступен.

Похожие:

4 Финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные icon4 Финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные
ИД. Эффективная ид на тп направлена на системное решение взаимосвязанных проблем – повышение эффективности текущей хозяйственной...
4 Финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные iconСредства, обеспечивающие деятельность предприятия, обычно делятся на собственные и заемные
Собственный капитал предприятия представляет собой стоимость (денежную оценку) имущества предприятия, полностью находящегося в его...
4 Финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные iconНематериальные ресурсы и активы нематериальные ресурсы
Нематериальные ресурсы – составная производственного потенциала предприятия, которые
4 Финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные iconТольяттинский филиал института коммерции и права
Финансовые ресурсы, их источники, факторы роста и основные направления использования
4 Финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные iconБизнес – план Автосервиса По организации ООО «Автоком»
Интервал планирования 12 месяцев. Валюта проекта – рубли. Необходимый объем финансирования проекта – 16 750 тыс руб. Из них 80% составляют...
4 Финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные iconЛекция №12 Тема: Анализ использования материальных ресурсов предприятия (4 часа)
Материальные ресурсы являются основой любого производства. Полное и своевременное обеспечение предприятия материалами и сырьем является...
4 Финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные iconСаратовский институт (филиал)
Какие финансовые показатели позволяют определять эффективность хозяйственной деятельности предприятия?
4 Финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные icon2. Внешние источники финансирования международных корпораций
Они дифференцируются на долгосрочные и краткосрочные, банковские и коммерческие, местные и международные. В условиях, когда те или...
4 Финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные iconКадры предприятия трудовые ресурсы
...
4 Финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные iconУчебник для вузов. / Под ред. В. М. Семенова. Спб.: Питер, 2008. С. 222-249. Технические средства обучения
Iv эффективность хозяйственной деятельности предприятия, финансовые результаты
4 Финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные iconРабота Финансовые функции ехсеl для расчета операций по кредитам и займам Цель работы
Цель работы: научиться использовать соответствующие финансовые функции. Финансовые функции ехсеl предназначены для вычисления базовых...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы