Человек, как главная философская категория. План: Природа и сущность человека icon

Человек, как главная философская категория. План: Природа и сущность человека


Скачать 192.5 Kb.
НазваниеЧеловек, как главная философская категория. План: Природа и сущность человека
Дата публикации26.12.2013
Размер192.5 Kb.
ТипУрок


Тема урока: Человек, как главная философская категория.

План:

1.Природа и сущность человека

2.Формирование личности и ее потребности

3. Человеческая деятельность и человеческая природа


Введение

Много есть чудес на свете

Человек их всех чудесней.

Так некогда изрёк древнегреческий драматург Софокл.

С ним трудно не согласиться. Ведь человек уже много веков находится в центре внимания мыслителей и ученых, художников и писателей, а процесс его постижения все еще продолжается.

Ученые считают, что организм человека – результат нескольких миллионов лет эволюции. Богословы утверждают, что человеческий род – творение Бога.

Как бы там ни было, за время своего пребывания на Земле человек оставляет после себя колоссальные разрушения и вместе с тем способен созидать почти невероятные вещи. Его творческий потенциал огромен. А тело человека, несмотря на всю незащищенность и хрупкость, таит неисчерпаемые ресурсы. Люди могут долго обходиться без пищи и воды, быстро приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Невероятные возможности сокрыты и в психике человека. Память может за несколько секунд запечатлеть огромное количество информации.

Человек находится в центре внимания антропологов, археологов, биологов, генетиков, анатомов, физиологов и др. специалистов. Благодаря их исследованиям накоплен громадный объем знаний и фактов. Утверждение различных научных дисциплин трудно сравнивать, поскольку в основе них лежит разный образ человека. Возьмем, к примеру, психологию. Создатели этой науки исходили из того, что у человека есть психика, то есть сфера влечений, вожделений, разных неосознанных побуждений. Меньше всего психолог видит перед собой разумного человека. Он прежде всего делает допущение, что человек – существо волящее и чувствующее.

Совсем иначе воспринимает человека экономика. Она предполагает, что человек прежде всего находится в здравом уме, экономисты делают допущение, что человек способен на понимание собственной выгоды.

В 20-х годах нашего столетия в Германии сложилось новое философское направление, представленное такими мыслителями, как М. Шелер, А. Гелен. Они вслед за Кантом назвали себя философскими антропологами. Шелер был поражен, как много разноречивых суждений о человеке накопилось в философии и науке. « Человек есть нечто настолько обширное, многообразное, что все известные его определения вряд ли могут считаться удачными».

Однако именно в 20 в. началось интенсивное накопление фактов. Изучая биологическую природу человека, фил. антропологи натолкнулись на множество неожиданных открытий, которые определяют философское сознание нашего столетия.

Генетически человек мало чем отличается от приматов, + культура, цивилизация. Философские антропологи 20 столетия установили – что человек обладает открытой природой, не угадаешь, каким он может оказаться в процессе самостановления.

^ Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…

Ф.М. Достоевский 1.Природа и сущность человека (обзор подходов к изучению человека в истории философии и проблема взаимодействия соц. и биолог. в человеке)

В истории философии проблема человека ключевая. Многие древнегреческие мыслители пытались определить, что же такое человек?

Демокрит, известный своей преданностью науке (ночами он запирался в гробнице, чтобы ему не мешали размышлять), полагал, что «Человек – животное, от природы способное ко всякому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость». Если у животных главное тело, то у человека- душевный склад: именно он определяет, счастлив кто-то или несчастлив. Согласны?

С именем Сократа человек был признан существом, которое интересно само по себе. ^ Чем же исключителен человек? Конечно разумом, пониманием, отвечал Сократ. В своей жизни человек опирается на сознание, а не только на инстинкты. И постепенно в европейской философии складывается образ человека разумного.

Платон обратился к мифу об андрогинах –двуполых существах, будто бы живших когда-то на Земле. Боги уговорили Зевса разделить каждого из них на две части. Так появились люди. В своем диалоге «Пир» Платон, воспроизведя этот миф, придал ему ф/с звучание, объясняя как возникла любовь. Когда-то мужчина и женщина представляли одно целое. После того как Зевс разделил их, тоска по утраченному единству заставляет две половинки искать друг друга. Иногда они встречаются в надежде снова срастись. Тайна любви, считал Платон, в тоске по вечности и единству. Томительное чувство питается стремлением преодолеть « расколотость» чел. существования.

Другой случай: ^ Платон собрал однажды своих последователей и сказал: «Человек принадлежит к роду животных, к виду двуногих. Он двуногое без перьев.»

Согласны? Киник Диоген, прославившись тем, что ходил с фонарем и кричал: «Где человек» схватил цыпленка, ощипал и бросил птицу в круг: «Вот, Платон, твой человек!»

Ученый энциклопедист Аристотель определил человека как «политическое животное» имея в виду способность людей жить в сообществе. Общение с другими людьми является естественной потребностью человека. Это, полагал Аристотель, позволяет говорить об уникальности человека в ряду других живых существ.

^ Давайте вспомним :Как рассматривали человека в разные исторические эпохи?

Историческая эпоха философии

^ Что такое человек?

Античность

Сократ: человек двойственное существо

Душа есть проявление идеи (Платон) + тело Душа — это форма человека (Аристотель)

Средние века

Духовность + душа + тело;

духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести

Новое время

Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс)

XX в.

Русская религиозная (Соловьев,Бердяев) идеалы духовности, нравственности

Ницшеанство: существо волевое и страстное

Экзистенциализм:(Ясперс,Камю,Сартр) проблема существования

Психоанализ: существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи)

^ Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как «малый мир», микрокосмос. Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.

В средневековой философии главное размежевание проходит не столько между телом и душой человека, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком». Природа человека понимается как трехчастная: тело – душа – дух. Духовность человека состоит в его совести, совести с Богом, реализуется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви.

Развитая в средневековой философии позиция находит свое продолжение в православной, католической и протестантских концепциях человека, т.е. в рамках основных вероисповеданий христианства. Как известно, господствующая христианская церковь раскололась в 1054 году на восточную (православную) и западную (католическую). В XVII веке из западной церкви выделилась протестантская. В нашу задачу не входит описание тех многочисленных отличий, которые характерны для различных христианских антропологий. Отметим лишь самое главное.

Философский стиль православия восходит к Платону и Плотину, в нем много интуитивно-чувственного, подчеркивания единства истины, красоты и добра, без установления в этом триединстве Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого Духа, каких-либо приоритетов.

Философский стиль католицизма восходит к Аристотелю, Августину и Фоме Аквинскому. По сравнению с православием здесь больше рационального, человек понимается как субъект воли.

Философский стиль протестантизма основывается, по преимуществу, на нововременной философии с ее выделением личного начала. С позиций православия Бог существует, ибо он существует, позиция протестантизма другая: Бог существует потому, что без него человеку плохо. «Во что веришь, то и имеешь», - говорил основатель протестантизма М. Лютер.

В Новое время специфика человека усматривается в разуме, в

мышлении, рациональности. Ясное содержание души – это сознание.

^ Такова позиция Декарта. Кант привносит в эту концепцию много

нового, но и он ставит в конечном счете превыше других

познавательные способности, каковых у него три – рассудок,

способность суждения, разум.

В Новое же время наряду с только что рассмотренной концепцией «хомо сапиенс» (человек разумный) господствующие высоты завоевывает концепция «хомо фабер» (человек деятельный). Главное в человеке – это реализация способности к действию. Либо просто утверждается, что суть каждого отдельного человека состоит в его действиях, либо это действие, как у Маркса, понимается в общественном смысле. Главное в обществе – труд (деятельность), а отдельный человек есть «атом» общества, в котором «пересекаются» всеобщественные отношения.

^ Современная философия ХХв. рассматривает человека в разных аспектах и связях:

Русская религиозная философия ищет духовный идеал и механизмы совершенствования нравственных качеств человека; Соловьев:Человек – существо свободное и бессмертное, он призван соединить все части мира в единое и гармоничное целое. Жизнь каждого человека есть творчество, свободное движение к добру. Все личные и общественные проблемы разрешаются при стремлении к совершенству и добру. Центральной темой философии Н.А.Бердяева является человек, его свобода и творчество. Люди должны создавать новое в мире, тем самым мы защищаем себя от власти времени и Зла. Но всеобщее воскресение достигается не в технике, не в революциях, а в сотворении высоких нравственных, духовных, эстетических идеалов


  • Ницшеанство предлагает образ сверхчеловека как существа выше общественных норм и морали;

  • Экзистенционализм ищет место человека в современном техногенном мире, где он постоянно должен бороться с машинами за выживание;

  • Фрейдизм и психоанализ уделяют пристальное внимание глубинным бессознательным мотивам, которые определяют каждый поступок и мысль человека.


Сущность человека (биологическое и социальное)

Человек – не простое существо, хотя и разумное. Он – живая система, неразрывное единство телесного и духовного, он – биопсихосоциальное существо. В этой системе соединены несколько уровней, характеризующих различные стороны нашего существования:

Схема


^ ЧЕЛОВЕК – ЖИВАЯ СИСТЕМА


ПСИХИЧЕСКОЕ

Наличие определенных псих.процессов и свойств (чувства,мышление, память, воображение,ощущения,желания,воля, характер)







БИОЛОГИЧЕСКОЕ

Анатомо -физиологические задатки, тип нервной системы

СОЦИАЛЬНОЕ

Формирование навыков и умений через воспитание.





Под биологическим в человеке принято понимать анатомию тела, строение и работу нервной системы и головного мозга, особый генофонд (сумма наследственной информации). Биологическое образует природные силы человека как живого существа, оно влияет на продолжение рода, развитие заболеваний, продолжительность жизни, определяет индивидуальный набор психологических и мыслительных способностей. Все эти силы передаются от родителей при рождении и дают человеку саму возможность существования в мире.

Под социальным философия понимает способности мыслить абстрактными категориями и практически действовать. К социальным качествам можно причислить отношение человека к обществу, его гражданская позиция. Всё это в единстве составляет социальные силы человека, они обретаются им в обществе через культуру, воспитание, через научение приёмам практической деятельности.

Говоря о биосоциальной проблеме, нужно иметь в виду следующее. В XX веке биологическое начало в человеке очень быстро изменяется под активным воздействием социальных, технологических и экологических факторов. Эти изменения чаще всего неблагоприятные. Например, уменьшение физических нагрузок ведёт к ослаблению или атрофии ряда важных функций организма и органов. Современный образ жизни способствует росту стрессов, появлению психосоматических заболеваний. Поэтому можно говорить о том, что происходит разрушение биосферного (природного) человека, уменьшаются его шансы на естественное выживание. Природное в человеке (наличие полноценного мозга, здоровье) – необходимое условие для развития в нём социальных качеств. Человек, чтобы оставаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основу существования. Необходимо сохранить генофонд, мозг, анатомию и физиологию на должном уровне.

Биосоциальная проблема изучает соотношение и взаимодействие социального и биологического, приобретённого и унаследованного в человеке. Сложность задачи заключается в том, чтобы совместить природное и социальное в человеке, привести их в состояние гармоничного согласия.

Биологическое и социальное в человеке взаимосвязаны. Характеристики биологического строения (развитый мозг, прямохождение) позволили сформироваться чисто человеческим социальным качествам. Как биологический вид человечество едино, но по социальным признакам существует множество различий: по языку и традициям, по уровню исторического развития, по материальным показателям и др.

Человек это и его тело, и его душа, и его прошлое, настоящее и будущее, его биологическая, психологическая, социальная природа. Признавая существенность природной стороны, на первый план выдвигается социальное.

2. Формирование личности и её потребности

Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность по своему очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным углом зрения.

^ О личности говорят юристы, выделяя проблему прав и обязанностей человека. О личности пишут педагоги, рассматривая процесс ее становления в ходе воспитания и обучения. Личность по своему исследуют психологи, выявляя закономерности индивидуальной психической деятельности, особенности внутреннего мира, характер и способности людей. Социологи фиксируют личность как элемент общества, социальной системы, как своего рода атом социума. Проблема личности в разных ракурсах интересует физиологов и психиатров, специалистов по эстетике и этике, религиоведов и богословов, историков и этнографов. Поиск личности, ее особенностей давно интересовал ученых, деятелей искусства, историков, мыслителей.

Первоначально, в древности, у первобытного человека даже не было отождествления индивидуального «Я», он мыслил себя только в группе, коллективе. В античности древнегреческие актеры в театре надевали маски во время представления – «личину», позднее самих актеров стали называть «личностями». С возникновением рабовладельческого государства понятие «личность» относили только к свободному гражданину, а не к рабу или иностранцу. В средние века личностью был тот, кто имел определенный имущественный достаток. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Сегодня понятие «личность» расширено и включает в себя представления об индивидуальных особенностях каждого человека, его поведения, характера и уровня умственных и деловых способностей.

Схема




В определении особенностей личности исходным пунктом выступает индивид. Это понятие родилось в эпоху Средневековья ( от лат. «неделимое»)

^ Индивид – отдельный представитель человеческого рода, отличается видовыми характеристиками от других представителей класса млекопитающих.

Биологические характеристики индивида:

  • Прямохождение; Развитая рука, способность трудиться;

  • Высокоразвитый головной мозг, имеющий кору больших полушарий и особые отделы.

Одновременно индивид характеризуется как член общества. Главные условия формирования здесь – это наличие сознания, которое выступает как результат общественного развития. В понятии "индивид" подчёркиваются природные, биологические особенности человека как организма.

Каждый человек от рождения наделен определенным генотипом, получаемым от родителей в форме задатков. Однако не следует думать, что эта наследственность жестко задана: возможны случаи, когда способности родителей могут и не передаться детям. Поэтому в семье музыканта может родиться ребенок, неспособный к занятиям музыкой, и, наоборот, у ничем не примечательных родителей может родиться одаренный ребенок.

Поэтому следующий этап личностного развития – формирование индивидуальности.

Индивидуальность – отличительные черты человека, оригинальность и неповторимость; особенности развития психики и личностных качеств, особенности характера, развития интеллекта, эмоционально-волевой сферы

В понятии "индивидуальность" биологическое и социальное в каждом человеке находятся в уникальном, специфическом сочетании. Индивидуальность есть то, что отличает одного конкретного человека от других. Она может быть представлена по-разному: ярко выражена за счет специфических физиолого-анатомичёских особенностей или за счет развитости таких социальных черт, как глубина мировоззрения, сила воли и т.д. Однако в большинстве случаев именно социальная составляющая в человеке задаёт его индивидуальность. Не случайно существует мнение, что это понятие возникает в эпоху Возрождения, когда многогранная одаренность, самобытность каждого из тогдашних мастеров ценились особенно высоко.

Индивидуальность в виде социальных качеств по-разному проявляется в зависимости от возраста. ^ В детстве ребенок, подражая окружающим, хочет быть, с одной стороны как все, но, с другой стороны, лучше всех, отсюда стремление выделиться в группе себе, подобных.

^ На стадии юности имеет место стремление быть не таким, как все. Формируется свой язык, вкусы, мода, возможно' 'бунтарство''.

Взрослый человек проявляет свою индивидуальность через общество, через набор общественно значимых ролей, которые ему приходится выполнять.

Однако на каждой из выделенных стадий индивидуальной эволюции возможно присутствие инфантилизма - нежелание проявлять себя, работать над собой, расти, остановка в своем развитии. Поэтому быть личностью, индивидуальностью трудно, надо постоянно проявлять усилия по созданию себя.

В понятии "личность" фиксируется проявление в отдельном человеке общественных отношений. То есть в личности появляются все социальные черты человека, Маркс писал, "сущность особой личности составляет не её борода, не её кровь, не её абстрактная физическая природа, а её социальное качество".

Основные параметры личности непосредственно обусловлены внешней социальной средой. Принадлежность человека к тому или иному обществу, классу, социальной группе обозначается в его правах, обязанностях, действиях и жестко задаются личности извне системой общественных отношений, элементом которой она является. Существуют понятия "социализация", которые фиксируют степень приобретенных каждым человеком духовных, социальных ценностей.

Понятие «личность» уже понятия «человек» и включает в себя только ту систему качеств, которые приобретены конкретным человеком в процессе сознательной деятельности и общения с другими людьми. Сразу же после рождения человек – индивид, он попадает в сферу семейно-бытовых отношений. По мере взросления его связи с внешним миром расширяются (школа, общение, интересы), происходит формирование индивидуальности. Взрослый человек включается в основные сферы жизни общества (материальное производство, культура, духовная жизнь). Основной путь и способ стать личностью – это деятельность. Через нее человек реализует свои связи с другими людьми, включается в духовные связи, накапливает разнообразный опыт. Становление личности продолжается всю жизнь, но не каждый человек может стать значимым.

Личность-это совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека его внутреннее духовное содержание. Для того чтобы стать личностью, человек должен:

  • Обладать высоким уровнем психического развития;

  • Уметь господствовать над случайностями;

  • Обладать способностью изменять условия жизни в соответствии со своими целями;

  • Обладать способностью управлять своей деятельностью и поведением.

Личность формируется в обществе, в социальной среде. Одновременно происходит воздействие общества на отдельного человека и личности на коллектив. При этом человек испытывает противоречивые потребности: потребность в общении и потребность противопоставить свое «Я» другим. Личность каждого человека неповторима, так как все мы разнимся по умственным и психическим способностям, по биологическим характеристикам. Считается, что индивидом человек рождается, личность в нем воспитывают, а индивидуальностью он становится сам.

Феральные люди: Возможны ситуации, когда человек может и не стать личностью, не усвоив социального опыта. Науке известны многочисленные случаи, когда дети, выросшие в изоляции от людей, несмотря на все меры по их воспитанию, не обнаружили наличия черт человеческой личности.

В целом разнообразие индивидуальностей является одним из показателей развитости общества, условием его дальнейшего прогресса. В обществе человеку необходимо выполнять множество различных ролей, они позволяют личности совершенствоваться, проявлять свое «Я».Социальную структуру личности можно представить след схемой:


^ 3 Человеческая деятельность и человеческая природа.

Главным стимулом поведенческой деятельности человека являются потребности, которые выступают в качестве необходимых условий его существования. Именно необходимость удовлетворения потребностей побуждает человека к активной общественно – полезной деятельности. Осознанные потребности выступают как интересы. Социальные интересы есть реальная причина социальных действий, которая стоит за потребностями.

В характере потребностей человека выражается характер его личности. В экономике потребность – это объективная нужда в чем–либо необходимом для обеспечения жизнедеятельности и развития личности.

Человек раскрывается, самореализуется через преобразуемый и заново воссоздаваемый им мир, движимый потребностями, данными ему природой и направляемыми ею.

Схема 1




Схема 1 является наиболее доступным вариантом классификации.

Другая схема отражает иерархию потребностей ам. психолога А. Маслоу и говорит о том, что многообразные человеческие потребности объединяются в группы и располагаются шаг за шагом по степени их насущности и очередности влияния на поведение людей.

^ ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ





Поскольку деятельность является способом бытия и человека, и общества, то именно с ней нужно связывать содержательную интерпретацию человеческой природы. Сущностные черты человеческой деятельности являются актуальными формами бытия человеческой природы ("человека вообще"), абстрактно-возможными до и вне этого процесса. Вообще же человеческая деятельноть и человеческая природа представляют собой одно неразрывное целое. Истина в их взаимоопределяемости. Природа (человека) деятельностна, а деятельность "природна" (человечна).
          Обрисовав деятельностную перспективу анализа природы человека, мы можем перейти теперь к ее подробной содержательной интерпретации. Подходов здесь может быть много. Мы остановимся на одном, на наш взгляд, наиболее плодотворном - на трактовке природы человека как совокупности его базовых потребностей.
          Определение природы человека как совокупности, или комплекса, его базовых потребностей позволяет предельно углубить ее проблемный анализ. В его основу мы положим классификацию базовых потребностей человека известного американского ученого, основателя так называемой гуманистической психологии Абрахама Маслоу

Исходной базовой потребностью человека, по Маслоу, является потребность в самой жизни (the basic need for life), т. е. совокупность физиологических и сексуальных потребностей - в пище, одежде, жилище, продолжении рода и т. д. Удовлетворение этих потребностей, или этой базовой потребности, укрепляет и продолжает жизнь, обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа.
          ^ Защищенность и безопасность (safety and security) - следующая по восходящей значимости базовая потребность человека. Проявлений у нее очень много. Тут и забота о гарантированной занятости, заинтересованность в стабильности существующих институтов, норм и идеалов общества, тут и желание иметь счет в банке, страховой полис, тут и отсутствие тревоги за личную безопасность, и многое другое. Одним из проявлений этой потребности является также стремление иметь религию или философию, которая бы "привела в систему" мир и определила наше место в нем.
          ^ Потребность в принадлежности (к той или иной общности), причастности и привязанности (belongingness and affection) - такова, по Маслоу, третья базовая потребность человека. Проявления у нее тоже самые разнообразные. Это и любовь, и симпатия, и дружба, и другие формы собственно человеческого общения, личностной близости. Это, далее, потребность в простом человеческом участии, надежда на то, что будут разделены ваши страдания, горе, несчастье, а также, конечно, - успехи, радости, победы. Потребность в привязанности и принадлежности является обратной стороной открытости или доверия человека к бытию - как социальному, так и природному. Безошибочный индикатор неудовлетворенности данной потребности - чувство отверженности, одиночества, заброшенности, ненужности. Удовлетворение потребности в общении-общности (принадлежности, причастности, привязанности) очень важно для полноценной человеческой жизни.
          Потребность в уважении и самоуважении (for respect and self-respect) - еще одна базовая потребность человека. Человек нуждается в том, чтобы его ценили, - например, за мастерство, компетентность, независимость, ответственность, чтобы видели и признавали его достижения, успехи, заслуги. Тут на первый план выходят соображения престижа, репутации, статуса. Но признания со стороны других еще недостаточно. Важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свою единственность, незаменимость, чувствовать, что занят нужным и полезным делом, занимаешь достойное место в жизни. Чувства слабости, разочарованности, беспомощности - вернейшие свидетельства неудовлетворения данной потребности человека.
          ^ Самовыражение, самоутверждение, самореализация (self-actualization) - последняя, завершающая, по Маслоу, базовая потребность человека. Впрочем, завершающей она является лишь по критериям классификации. В действительности же, как полагает американский психолог, с нее начинается подлинно человеческое, гуманистически-самодостаточное развитие человека. Человек на этом уровне утверждает себя через творчество, через реализацию всех своих способностей и талантов. Он стремится стать всем тем, чем он может и (по своей внутренней, свободной, но ответственной мотивации) должен стать. Работа человека над самим собой - главный механизм удовлетворения рассматриваемой потребности.
          Рассмотренная пятичленка (базовых потребностей человека) привлекательна прежде всего своей системностью, а значит ясностью и четкостью. Она, правда, не обладает полнотой, не является исчерпывающей. Достаточно сказать, что ее автор выделил и другие базовые потребности, как-то: в знании и понимании, в красоте и эстетическом наслаждении, - выделил, но так и не сумел по-настоящему вписать в свою систему. Видимо, количество базовых потребностей может быть и другим, скорее всего гораздо большим. Но для нас важен сам этот базисно - "потребностный" подход.                    

Потребности каждого более высокого уровня становятся насущными для людей и могут определять их поведение лишь после того, как удовлетворены потребности нижних уровней. По мере удовлетворения низших, первичных потребностей запросы и поведение людей становятся все более возвышенными и благородными.

Человеку не до театра, если он голоден или не имеет крыши над головой.

Мотивирующей силой обладают только неудовлетворенные потребности, а также то, что низшие потребности присущи всем людям в равной мере, а высшие –в неодинаковой.

Таким образом, говоря о человеке, мы видим не только разумное существо, способное к сложной трудовой деятельности, но и личностные, индивидуальные начала, которые формируются частью как наследственная программа, частью как результат воздействия социальной среды.

Личностью является любой человек включенный в социальные связи. Человек и социум – предпосылки формирования личности. Сегодня личность – активный субъект преобразования общества. Личностью не рождаются, а становятся.



Похожие:

Человек, как главная философская категория. План: Природа и сущность человека iconЧеловек, как главная философская категория. План: Природа и сущность человека
С ним трудно не согласиться. Ведь человек уже много веков находится в центре внимания мыслителей и ученых, художников и писателей,...
Человек, как главная философская категория. План: Природа и сущность человека iconПрирода и человек Детство Человек и познание Наука Нравственные качества человека
Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество
Человек, как главная философская категория. План: Природа и сущность человека iconПрирода и человек Детство Человек и познание Наука Нравственные качества человека
Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество
Человек, как главная философская категория. План: Природа и сущность человека iconПрирода и человек Детство Человек и познание Наука Нравственные качества человека
Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество
Человек, как главная философская категория. План: Природа и сущность человека iconПрирода и человек Детство Человек и познание Наука Нравственные качества человека
Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество
Человек, как главная философская категория. План: Природа и сущность человека iconТема: Сознание как философская категория
Платон все идеи, душу считал источником мира. В средние века сознание и разум рассматривались как важнейшие атрибуты Бога, а поскольку...
Человек, как главная философская категория. План: Природа и сущность человека iconПлан урока. Сущность познания как вида деятельности
Функцию ориентации человека в мире выполняет знание – это образы и знаки, которые помогают составить идеальный (мысленный) план действий,...
Человек, как главная философская категория. План: Природа и сущность человека iconЧеловек и природа восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека) «Слово о полку Игореве»
Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о...
Человек, как главная философская категория. План: Природа и сущность человека iconСодержание понятие человека в истории философии. Природа и сущность человека понятия “индивид”, “индивидуальность”
Проблема человека является важнейшей философской проблемой. С древнейших времен философы так или иначе обращаются к ней, ищут ответ...
Человек, как главная философская категория. План: Природа и сущность человека iconОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция Предпринимательство как экономическая категория, его сущность и содержание
Человек, как главная философская категория. План: Природа и сущность человека icon8. организация заработной платы на предприятии сущность и виды заработной платы
Рассматривая сущность понятия "заработная плата", прежде всего следует иметь в виду, что оно используется применительно к лицам,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы