Чикишева Екатерина Михайловна Омск-2010 урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского Понимание красоты человека, 6 урок icon

Чикишева Екатерина Михайловна Омск-2010 урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского Понимание красоты человека, 6 урок


Скачать 24.03 Kb.
НазваниеЧикишева Екатерина Михайловна Омск-2010 урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского Понимание красоты человека, 6 урок
Размер24.03 Kb.
ТипУрок

Федеральное агентство по образованию


Омский государственный педагогический университет

Кафедра изобразительного искусства и методики его преподавания


План-конспект урока на тему


«Тематическая композиция: фигура человека»


Выполнила студентка заочного отделения специальности Изобразительное искусство

4 курса, 41 группы

Чикишева Екатерина Михайловна


Омск-2010


Урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского (Понимание красоты человека, 6 урок - Учимся создавать образ человека по впечатлению)

Вид деятельности: тематическое рисование фигуры человека по представлению.

Тема урока: былинные герои.

Цель урока: выполнение тематической композиции с фигурой человека используя выразительные средства техники живописи.

Задачи урока:

Обучающие:

Научить компоновке изображения в формате, определение композиционного центра, нахождение крупных тональных отношений.

Развивающие:

Совершенствовать умения работы в технике живописи.

Познакомить обучаемых с элементами русской народной культуры.

Воспитательные:

Формирование творческого сознания, патриотического воспитания, любви к культуре родной страны.

Оборудование для урока:

Для учителя: аппаратура для показа слайдов и презентаций, аудиопроигрыватель, бумага, карандаш, кисть, гуашь — для педагогического рисунка. Для учеников: бумага, карандаш, кисть, гуашь.

План урока:

1. Организационная часть — 2-3 мин.

2. Сообщение новых знаний — 12-15 мин.

3. Практическая работа учащихся — 20-25 мин.

4. Подведение итога урока, сообщение домашнего задания — 2-3 мин.

^ ХОД УРОКА

1. Организационная часть. (2-3 мин.)

Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих.

Здравствуйте, ребята. Давайте отметим отсутствующих. Для сегодняшнего урока нам понадобится бумага формата А4, карандаш, гуашь, кисти, баночка для воды и клеёнка на парту. Все готовы к уроку? Хорошо.

2. Сообщение новых знаний..(12-15 мин..)

Сегодня мы поговорим о таком жанре в русской народной культуре как былины. Былины — русские народные эпические (повествовательные) песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

^ Сейчас я приведу Вам некоторые примеры текстов былин:

Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня,

Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле:

Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля

^ Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной.

Теперь мы познакомимся с творчеством русских художников, воспевающих в своих произведениях былинных героев. И ярким представителем этого жанра является Виктор Михайлович Васнецов.

Учитель демонстрирует репродукцию работы художника и рассказывает о ее сюжете.



Васнецов «Богатыри», (1898 год)

"Богатыри" - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому - картина, призванная выразить дух русского народа.

Васнецов "дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом", - отмечал критик В. Стасов. И здесь художник демонстрирует свое глубокое понимание Древней Руси, характеров древних русичей.

Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не бытовые, не жанровые, а героические. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия". Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.

«Витязь на распутье», 1878 г.



"Илья Муромец", 1914

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн.

И рассмотрим воспевание русской культуры в творчестве М. Врубеля. Врубель во многом был новатором для своего времени . Художник рвёт с академическими принципами изобразительного искусства XIX века:



«Богатырь». Декоративное панно. 1898

Его Богатырь - порождение окружающей природы, которая дает этому гиганту величие и мощь. Врубель, познакомившись с картиной Васнецова «Три богатыря», сделал своего богатыря – Илью Муромца – кряжистым, огромным, восседающем на коне-битюге. Такой «мужичище-деревенщина» может сражаться палицей «в девяносто пуд», выпить чару вина в полтора ведра, как повествуется в былине, ему «грузно от силушки, как от тяжелого бремени», но едет он «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» - на картине верхушки елей виднеются у ног коня. Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба. Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны – тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве «старого казака» Ильи:

^ Обул Илья лапотки шелковые,

Подсумок одел он черна бархата,

На головушку надел шляпку земли Греческой.

После врубелевского витязя васнецовские богатыри, пожалуй, покажутся и легковесными, и несколько прозаическими. Но все же Врубель, если можно так сказать, переборщил в изображении земной мощи героя. Есть какая-то искусственная раздутость в фигуре витязя и, особенно, его лошади (сестра жены художника записала в дневнике: «лошадь у него больше в ширину, чем в длину»).

Учитель заводит диалог с учениками, задавая вопросы по теме:

^ А какие вы знаете русские былины? (акцент на современные мультфильмы о былинах)

Для создания и закрепления впечатления о былинном герое учитель включает в урок аудиозапись былины.

^ А сейчас мы послушаем отрывок былины.

Звучит аудиозапись.

А теперь я предлагаю вам составить тематическую композицию с фигурой человека. Это может быть:

  1. иллюстрация к сюжету былин, которые вы знаете или слышали на уроке;

  2. изображение былинных героев по представлению.

Это может быть группа людей (3 богатыря) или один герой ( Илья Муромец, Никита Кожемяка), вы также можете изобразить вымышленного героя, выдумав его имя и богатырскую славу.

Например: учитель демонстрирует на доске изображение предполагаемого задания для детей.



^ Приготовьте свои листы бумаги и приступайте к композиции.

Учитель выполняет педагогический рисунок на доске. Выполняет композицию в карандаше, находит большие цветовые отношения, выполняет деталировку в месте композиционного центра.

Создавая композицию необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют "смысловым центром" или "зрительным центром" картины. Конечно, в сюжете не всё одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещённостью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.

^ Правила передачи движения (учитель демонстрирует некоторые приемы на предложенных репродукциях работ художников – Васнецов, «Илья Муромец»): - если на картине используется одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным; - эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом; - для передачи движения следует выбирать определённый его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

^ Правила передачи покоя: (учитель демонстрирует некоторые приемы на предложенных репродукциях работ художников – Врубель, «Богатырь») - если на картине отсутствуют диагональные направления; - если перед движущимся объектом нет свободного пространства; - если объекты изображены в спокойных позах, нет кульминации действия; - если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.

Вспоминаем, что у разных людей пропорции разные, но везде основной единицей измерения является модуль (высота головы), которая укладывается в высоте фигуры взрослого человека 8 раз. У взрослого человека граница второго модуля приходится по центру груди. 3 модуль – по линии пупка, 4 – по линии лобка – он делит фигуру на 2 равные части, 5 – по линии середины бедра, 6 – по нижней границе колена, 7 – по линии середины большеберцовой кости, 8 – по линии основания стопы.

^ Для правильного построения человека в движении существуют схемы, представленные на доске.

3. Самостоятельная работа учащихся (20-25 мин.)

Ученики приступают к самостоятельной работе.

Этапы работы учеников.

  1. Выполнение фор-эскизов. Задача: компоновка изображения в формате, определение композиционного центра, нахождение крупных тональных отношений. Работа выполняется простым карандашом.

  2. Перенос изображения на формат, сверка пропорций общих масс.

  3. Решение больших тональных цветовых пятен. Покрываем весь лист или большую его часть тональными цветовыми отношениями.

  4. Деталировка

Учитель осуществляет контроль за работой учащихся, проводит индивидуальную работу с учащимися.

4.Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания.

Ребята, давайте выложим работы у доски и посмотрим, что у нас получилось.

Учитель проводит экспресс-выставку и проставляет отметки в журнал. Критерии оценки ученических работ:

«Отлично» - соответствие сюжета заданной теме урока, правильная компоновка изображения в формате, определен центр композиции, верное цветовое решение и свето-теневая моделировка объектов композиции.

«Хорошо» - соответствие сюжета заданной теме урока, правильная компоновка изображения в формате, определен центр композиции, допущены ошибки в цветовое решение и свето-теневой моделировке объектов композиции.

«Удовлетворительно» - соответствие сюжета заданной теме урока, допущены ошибки в компоновке в формате, неверно определен центр композиции, цветовое решение и свето-теневая моделировка объектов композиции нарушена.

«Неудовлетворительно» - несоответствие сюжета заданной теме урока, допущены ошибки в компоновке в формате, неверно определен центр композиции, цветовое решение и свето-теневая моделировка объектов композиции нарушена.

Все молодцы и очень хорошо постарались. Можете собрать свои работы и оборудование для урока. На следующий урок прошу Вас подготовить простые карандаши – один твердый (Н) и один мягкий (В2, или В3) и бумагу формата А4.


Список используемой литературы: 1.Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высш. шк., 1992.

2.Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует: советы художника. – М.: Сов. х Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высш. шк., 1992.

3. Ростовцев Н.Н., Метод преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов художественно-графических фак. Пед.институтов – 3-е издание.

Похожие:

Чикишева Екатерина Михайловна Омск-2010 урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского Понимание красоты человека, 6 урок iconЧикишева Екатерина Михайловна Омск-2010 урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского Понимание красоты человека, 6 урок
Урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского (Понимание красоты человека, 6 урок Учимся создавать...
Чикишева Екатерина Михайловна Омск-2010 урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского Понимание красоты человека, 6 урок iconУрок для иногородних гостей 90 грн./урок 100 грн./урок 110 грн./урок 90 грн./урок
Как заинтересовать и стать приятным для вашего партнёра. (А,В) (Класс инд раб.)
Чикишева Екатерина Михайловна Омск-2010 урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского Понимание красоты человека, 6 урок iconУрок для иногородних гостей 90 грн./урок 100 грн./урок 110 грн./урок
Как заинтересовать и стать приятным для вашего партнёра. (А,В) (Класс инд раб.)
Чикишева Екатерина Михайловна Омск-2010 урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского Понимание красоты человека, 6 урок iconУрок 2 урок 3 урок 4 урок Абрамов геогр. 10А +Ческидова 7А 9А 7б блинова русский

Чикишева Екатерина Михайловна Омск-2010 урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского Понимание красоты человека, 6 урок iconПоложение о XIII межрегиональном фестивале современного изобразительного искусства «мой край, задумчивый и нежный…»
Рязанского края, пропаганды изобразительного искусства среди широких слоев населения, выявления и поддержки одаренных творческих...
Чикишева Екатерина Михайловна Омск-2010 урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского Понимание красоты человека, 6 урок iconУрок : "Баланс тела" (с мини-мячами) Осьминина Оксана >10. 05 11. 35
Йога. Урок: "Практика энергетической концентрации в асанах. Начальный уровень" Чижова Анна
Чикишева Екатерина Михайловна Омск-2010 урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского Понимание красоты человека, 6 урок iconУрок фізичного виховання
Тому кож­ний конкретний учитель визна­чає для себе ті форми роботи, які для нього найбільш прийнятні, відповідають тій парадигмі,...
Чикишева Екатерина Михайловна Омск-2010 урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского Понимание красоты человека, 6 урок iconЗаметки родителя
Были открыты для посещения уроки в 3-м и 4-м классах, урок музыки и английского языка. Родителей будущих первоклассников пригласили...
Чикишева Екатерина Михайловна Омск-2010 урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского Понимание красоты человека, 6 урок iconУрок на специальном велотренажере, в ходе которого изучаются основы техники правильной езды Cycle 2 55
Урок классической аэробики, предусматривающий соединение базовых шагов в комбинации простой и средней сложности
Чикишева Екатерина Михайловна Омск-2010 урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского Понимание красоты человека, 6 урок iconУрок на специальном велотренажере, в ходе которого изучаются основы техники правильной езды Cycle 2 55
Урок классической аэробики, предусматривающий соединение базовых шагов в комбинации простой и средней сложности
Чикишева Екатерина Михайловна Омск-2010 урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского Понимание красоты человека, 6 урок iconУрок на специальном велотренажере, в ходе которого изучаются основы техники правильной езды Cycle 2 55
Урок классической аэробики, предусматривающий соединение базовых шагов в комбинации простой и средней сложности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы