Елена Макарова записки педагога москва, «Искусство в школе», 1996 «освободите слона» icon

Елена Макарова записки педагога москва, «Искусство в школе», 1996 «освободите слона»


НазваниеЕлена Макарова записки педагога москва, «Искусство в школе», 1996 «освободите слона»
страница1/17
Дата публикации14.08.2014
Размер0.98 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Елена Макарова ЗАПИСКИ ПЕДАГОГА

«ОСВОБОДИТЕ СЛОНА» 1

ПРЕДИСЛОВИЕ 1

ИГРА ВСЕРЬЕЗ 3

КАЖДЫЙ - ЛИЧНОСТЬ 3

ПОДВОДНЫЙ КАМЕНЬ 3

ОТКРЫТИЕ 4

МАМА-ЭНТУЗИАСТ 5

ЛЮБОВЬ СЛЕПА 6

САМОЕ-САМОЕ 7

КОМПЛЕКС «ДЕЯТЕЛЯ» 8

БЕЗБЫТНЫЙ КРОКОДИЛ В СТРАНЕ ОЖИВЛЕННЫХ СЛОВ 8

ДОМАШНИЕ РАССКАЗЫ 10

ГНЕЗДО «УВЕСЕЛИТЕЛЬНЫХ ПТИЦ» 10

ЧЕЛОВЕК ИЗ ДОМА 12

КАК ПРИДУМЫВАЮТСЯ УРОКИ... 12

УРОК 15

КАК ВЫЛЕПИТЬ «ОТФЫРКИВАНИЕ» 15

«ОЛЕГ ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ШЕСТИ» 17

ПЕРВОЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ 17

ЗАМУРОВАННЫЙ ЛЕВ 18

ВТОРОЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ 19

МАЛЬЧИК С ФЛЕЙТОЙ 19

ДЕТСКАЯ ЛОГИКА 22

КРАСОТА - КРИТЕРИЙ СВОБОДНОГО РЕБЕНКА 22

ЛУЧШЕ БЫ МЕШАЛА... 23

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ 24

ЧЕЛОВЕК ВИДИТ ВЕСЬ МИР 24

ПРИТЧА О ЛЯГУШКЕ 25

ДЯДЯ, СНИМИТЕ ОЧКИ! 26

«ТРУДНЫЕ» ДЕТИ ИЛИ ТРУДНЫЕ ВЗРОСЛЫЕ? 28

ПЕТЯ-ХОККЕИСТ И «ВЕЛЬВЕТОВЫЕ» 29

А КАКИМ ВЫ БЫЛИ РЕБЕНКОМ? 30

УГОЛ ЗРЕНИЯ 31


Елена Макарова

ЗАПИСКИ ПЕДАГОГА

Москва, «Искусство в школе», 1996

^

«ОСВОБОДИТЕ СЛОНА»

ПРЕДИСЛОВИЕ


Елена Макарова — писатель (автор двух сборников повестей и рассказов), скульптор, художник (свои литературные произведе­ния она иллюстрирует сама), замечательный педагог. Все это вы почувствуете по первым же страницам этой книжки. Разносто­роннее дарование — не так ли? По-моему, нет. Мне кажется, что это лишь разные проявления одного — главного дара. Елена Макарова — человек, удивительно ярко помнящий свое детство. Когда читаешь ее автобиографические произведения, понимаешь, что каждое событие, относящееся к четырех-пятилетнему возра­сту, она переживает, как случившееся вчера.

Как нам порой не хватает этой живой памяти о собственном детстве! Как трудно бывает понять своего ребенка, прочитать, что скрывается за его молчанием или капризами. Главная цель этой книжки — достучаться до взрослых, спрятавшихся за своими взрослыми делами, представлениями и предрассудками. Ребенок не в состоянии пробиться через этот барьер. По счастью, находятся взрослые, которые по праву становятся полномочными представителями детей. Такими людьми были Корчак, Сухомлинский. Они учили нас — родителей — любить детей. Эту эстафету в числе лучших педагогов приняла Елена Макарова.

Эта книжка не только о том, «как любить детей» (цитирую название одной из книг Януша Корчака). Она еще об обучении лепке. Но как ни странно, в ней нет почти никаких практических советов. Ни изложения конкретной методики обучения, ни системы последовательно усложняющихся заданий. Наверное, многие родители будут разочарованы. Где же рекомендации по эстетическому развитию ребенка? Где рецепты формирования художественных способностей?

Дорогие родители, не спешите. Прочтите книжку еще раз — может быть, вы заметите то, что пропустили при первом чтении, спеша добраться до «главного»: точных и четких указаний по организации занятий с ребенком. Главное не это. Главное — позиция педагога, способ общения с ребенком, общий подход к предмету (в данном случае — лепке). Без этого любая методика мертва, бездушна. В лучшем случае она поможет обучить ребенка техническим навыкам, но способствовать художественному разви­тию, формированию способностей, безусловно, не будет.

Так постарайтесь почерпнуть из книжки то, что в ней есть, а не искать то, чего нет. Кстати, некоторые методические приемы — и чрезвычайно интересные — Елена Макарова описала. Но вот беда: среди них нет и не может быть приемов универсальных, пригодных для каждого ребенка. Поэтому и приводятся они только в качестве примеров: смотрите, как изобретается методика для Тани, для Вовы, для Маши. Если вы поняли — нет, правильнее сказать, прочувствовали — педагогиче­скую (и просто человеческую) позицию, изложенную в книжке, вы сами сможете изобрести методику для своей дочки или своего сына. Наверняка она окажется для вашего ребенка полезнее, чем самая совершенная методика, рассчитанная на «ребенка вообще». В этой книге много психологических наблюдений и обобщений. Я не рискнул бы назвать их научными в строгом смысле слова. Скорее, это те «донаучные» обобщения, которые служат необходи­мым трамплином для собственно научного исследования. Их основа — пристальный интерес к людям, «вчувствование», интуитивное понимание ребенка, присущие всем хорошим педагогам.

Для самой Елены Макаровой психологические наблюдения служат материалом, из которого рождаются педагогические выводы. Но не будут ли ложными выводы, основанные на «донаучном» материале? В принципе такая опасность существует, но, на мой взгляд, Макаровой она не грозит. Ее педагогика по самой своей сути экспериментальна. Любое предположение, не подтверждающееся на практике, отвергается. А если оно «работа­ет», то разве так уж важна теоретическая обоснованность исходных посылок?

К сожалению, такой подход встречается нечасто. Я уж не говорю о профессиональных педагогах, но даже родители порой годами пытаются воплотить в жизнь свои воспитательные идеи, не замечая того, что развитие ребенка не укладывается в эти идеи, уродуется в их прокрустовом ложе.

И последнее, что мне хочется отметить в этой книге,— подход автора к проблеме профессиональной подготовки «художника (в самом широком смысле слова). Макарова точно отметила самое острое противоречие, характерное для современного обучения в этой сфере: мы хотим воспитать творца, а учим его воспроизво­дить шаблоны — пусть даже великие. Хотим, чтобы он выражал свое неповторимое отношение к миру, а учим повторять чужое.

Но ведь обучение невозможно без образцов, без передачи человеку того, что накоплено человеческой культурой за многие столетия. Как же быть? Автор отвечает: давать ребенку только те выразительные средства, потребность в которых уже созрела в ходе предшествующего развития, отвечать на запрос, исходящий от самого ребенка. Не утопия ли это? Не знаю. Но если и утопия, она указывает верное направление поиска.

В этом маленьком предисловии я не пытался дать путеводитель по книге, которую вы сейчас прочтете. Я хотел лишь обратить ваше внимание на серьезность поставленных в ней проблем. Надеюсь, что за непритязательными историями об отдельных детях и родителях вы разглядите глубокие и эмоционально насыщенные размышления Елены Макаровой о детях, об искусст­ве, о Человеке.

Венгер Л.А.,

доктор психологических наук


Не передавайте человеку знание, но старай­тесь чтобы он получил способность сам доходить до него,— вот крайний предел педагогики во всех степенях учения...

^ В. Ф. Одоевский

У меня есть одна штука, почему я до ста лет доживу: я очень играть люблю.

Федя М., 4 года
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



Похожие:

Елена Макарова записки педагога москва, «Искусство в школе», 1996 «освободите слона» iconЕлена Макарова записки педагога москва, «Искусство в школе», 1996 «освободите слона»
Мне кажется, что это лишь разные проявления одного — главного дара. Елена Макарова — человек, удивительно ярко помнящий свое детство....
Елена Макарова записки педагога москва, «Искусство в школе», 1996 «освободите слона» iconЕ. Макарова Записки Педагога. Освободите Слона. Содержание
Мне кажется, что это лишь разные проявления одного — главного дара. Елена Макарова — человек, удивительно ярко помнящий свое детство....
Елена Макарова записки педагога москва, «Искусство в школе», 1996 «освободите слона» iconРНИМУ им. Н.И. Пирогова 10 ноября (четверг) 16:00 в ЦПСиР
Докладывают Николаева Елена 6 курс, Соломатина Ангелина 5 курс, Макарова Юлия 5 курс
Елена Макарова записки педагога москва, «Искусство в школе», 1996 «освободите слона» icon© rus-sky, 1999 г. Олег платонов
Платонов О. А. Терновый венец России. Тайная история масонства 1731 1996. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва: "Родник",...
Елена Макарова записки педагога москва, «Искусство в школе», 1996 «освободите слона» iconН. шубкин щетинин М. П. Объять необъятное: Записки педагога
Щ 29 Рецензенты: действительный член апн СССР м. Н. Скаткин, доктор философских наук, профессор В. Н. Шубкин
Елена Макарова записки педагога москва, «Искусство в школе», 1996 «освободите слона» iconЕлена Макарова в начале было детство
При каких педа­гогических условиях занятия искусством, межличностные отношения стано­вятся средством самопознания, эмоционально-нравственного...
Елена Макарова записки педагога москва, «Искусство в школе», 1996 «освободите слона» iconРоссийский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
С. Н. Цейтлин, зав лабораторией детской речи, руководитель постоянно действующего семинара по онтолингвистке «Иноязычный ребенок...
Елена Макарова записки педагога москва, «Искусство в школе», 1996 «освободите слона» iconФрансуа трюффо. Хичкок/трюффо
...
Елена Макарова записки педагога москва, «Искусство в школе», 1996 «освободите слона» icon1. содержание и структура профессиональной компетентности педагога
Профессиональная компетентность педагога единство теор и практич готовности к осущ-нию пед д-ти, его профессионализм. Содержание...
Елена Макарова записки педагога москва, «Искусство в школе», 1996 «освободите слона» iconН. шубкин щетинин М. П. Объять необъятное: Записки педагога
Дети Наша боль, наша радость, наша надежда Позовите своего сына, дочь, посмотрите им в глаза. На вас смотрят столетия Бережно передавались...
Елена Макарова записки педагога москва, «Искусство в школе», 1996 «освободите слона» icon1. содержание и структура профессиональной компетентности педагога
Профессиональная компетентность педагога это единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы