Елена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия icon

Елена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия


НазваниеЕлена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия
страница1/12
Размер0.49 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


СЕРИЯ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»


ЕЛЕНА ЯНУШКО


Игры с аутичным ребенком


установление контакта

способы взаимодействия

развитие речи

психотерапия


Практическое пособие

для психологов, педагогов и родителей





издание осуществлено

в рамках проекта

Центра лечебной педагогики

Реализация прав детей

с нарушениями развития

на образование

и достойную жизнь в России,

финансируемого

Диаконичоской службой

Евангелической церкви Германии


Теревинф


Москва 2004

ББК 88.37

Я65


Я65 Янушко Е.А.

Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.— (Особый ребенок).

ISBN 5-901599-21-7


Рисунки автора


Книга посвящена раннему детскому аутизму, В ней описа­ны игры и специальные методы и приемы, которые позво­ляют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помогают ре­бенку стать более активным в его познании мира. Намече­ны пути развития сюжотно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия.

Практические советы, обращенные к близким аутичного ребенка, объясняют как оптимально организовать его ре­жим дня и быт, создать необходимые условия для игр и занятий. Рекомендации педагогам и психологам, которые ра­ботают с аутичными детьми, предлагают варианты дейст­вий в сложных ситуациях. Также намечены пути достиже­ния взаимопонимания и взаимодействия между специали­стами и семьей аутичного ребенка. Наконец, в книге пред­ставлена информация об организациях, оказывающих по­мощь аутичным детям, и ресурсы Интернет, посвященные этой проблеме.

В отличие от существующих изданий по этой теме, кни­га является не теоретическим изложением, а прикладным пособием. Материал намеренно изложен кратко и в попу­лярной форме, снабжен множеством примеров из опыта работы. «Игры с аутичным ребенком» может стать настоль­ной книгой как для специалистов, так и для близких аутич­ного ребенка.


© Янушко Е.А., 2004

© Теревинф, оформление, 2004


оглавление

от автора _ 5


^ 1. СИНДРОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Введение в проблему _ 7

Миф об аутизме, или этические аспекты проблемы _ 8

Люди с аутизмом, государство и общество,

или социальные аспекты проблемы _ 9

^ Научные исследования по проблеме,

подготовка специалистов _ 9

Вопросы диагностики, коррекции и образования _ 10

Координация работы специалистов и семьи _ 11

Общие требования _ 11

Пожелания родителям _ 12

Пожелания педагогам и психологам _ 12


^ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Организация пространственной среды _ 14

Жизненное пространство аутичного ребенка _ 14

Детская комната _ 14

Пространство квартиры _ 16

Ближайшее социальное окружение _ 16

Дальние прогулки _ 18

^ Организация времени _ 20

Режим дня ребенка _ 20

Формирование временных представлений _ 21

Бытовые ритуалы _ 23

Создание информационных и других фильтров _ 26


^ 3. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Особенности развития игры аутичного ребенка _ 29

Предметная игра _ 29

Элементы сюжетно-ролевой игры _ 29

^ Стереотипная игра _ 31

Особенности стереотипной игры _ 31

Стереотипная игра как основа взаимодействия _ 31

Сенсорные игры _ 32

Особенности сенсорных игр _ 32

Сенсорные игры

как возможность установления контакта _ 33

Виды сенсорных игр _ 34

Игры с красками _ 34

Игры с водой _ 35

^ Игры с мыльными пузырями _ 37

Игры со свечами _ 37

Игры со светом и тенями _37

Игры со льдом _ 39

Игры с крупами _ 39

Игры с пластичными материалами _ 40

Игры со звуками _ 41

Игры с ритмами _ 42

Игры с движениями и тактильными ощущениями _ 43

Рекомендации по преодолению затруднений,

возникающих в ходе игр _ 44

^ Игровая терапия (терапевтические игры) _ 45

Необходимость психотерапевтической работы _ 45

Терапевтическая игра

как первый шаг к контролю над эмоциями _ 47

Виды терапевтических игр _ 50

Психодрама _ 55

Страхи йутичпого ребенка _ 55

Психодрама как способ борьбы со страхами _ 56

Варианты психодрамы _ 56

^ Совместное рисование _ 58

Метод совместного рисования _ 58

Этапы развития совместного рисования _ 60

Использование специальных приемов

в ходе совместного рисования _ 62

Взаимосвязь разных видов игр _ 63


^ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, ПСИХОЛОГА И РОДИТЕЛЕЙ

Организация занятий _ 65

Психологическая помощь родителям аутичного ребенка _ 67


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Тексты стихов и песенок _ 68

Приложение 2. Где можно получить помощь _ 73

Приложение 3. Ресурсы Интернет _ 75

Словарь специальных терминов _ 76

Литература _ 78


от автора


Со случаем раннего детского аутизма, одним из самых сложных и загадочных нарушений психического разви­тия детей, я столкнулась впервые десять лет назад, по­знакомившись с пятилетней Аней. Очаровательная вне­шне девочка при более близком знакомстве оказалась странным ребенком с непонятным, а порой пугающим поведением. Оказалось, что родители водят Аню по ме­дицинским консультациям с двух лет, и девочке ставили разные диагнозы (в том числе шизофрению, задержку психического развития). Шло время, девочка воспиты­валась дома, а патологические черты ее развития все обострялись.

Я вызвалась помочь. Разобраться в ситуации я сразу не смогла, но удалось найти две маленькие, но невероятно ценные для меня книжки — «Дети с нарушениями обще­ния» и «Диагностика раннего детского аутизма». После их прочтения удалось поставить Ане точный диагноз — «ранний детский аутизм».

Однако понимания того, как следует воспитывать и обучать такого особенного ребенка, и практического опыта у меня не было. И я, и родители Ани терялись в ситуациях аффективных вспышек, когда агрессия де­вочки обрушивалась на окружающих ее людей... При­емы воспитания и обучения, которые с успехом исполь­зовались в работе с другими детьми, в этом случае не срабатывали.

С этой встречи возник интерес к проблеме раннего детского аутизма, к поискам путей помощи таким детям. Неоценимый опыт дала стажировка в Сергиевом Посаде, где в интернате для детей с нарушениями слуха и зре­ния я получила возможность наблюдать тяжелые случаи глубокого аутизма, осложненные дополнительными на­рушениями. Затем были три года работы в эксперимен­тальной школе Института коррекциопной педагогики Российской академии образоваия. И, наконец, частная практика: индивидуальные занятия с особыми детьми.

Каждая новая встреча с синдромом рапного детского аутизма показывала, что с годами ситуация не улучша­ется: сложности возникают уже при постановке диагно­за, родители не получают ответа на свои вопросы, а ор­ганизация систематической помощи аутичному ребенку со стороны различных специалистов — врачей, педаго­гов, психологов — трудна даже в Москве: по-прежнему не хватает знаний о структуре этого нарушения, мало опытных педагогов и психологов, детские учреждения не могут предоставить такому особенному ребенку спе­циальные условия для обучения и воспитания, обеспе­чить индивидуальный подход. На периферии положение еще хуже, по-прежнему не хватает информации. Хотя проблема аутизма хорошо известна западному обществу, у нас об этом нарушении мало кто слышал. Близкие аутичного ребенка оказываются под прессом непонима­ния и осуждения со стороны окружающих.

Книга «Игры с аутичным ребенком» — обобщение опыта работы с аутичными детьми, подкрепленное знанием неудовлетворительного состояния организации помо­щи таким детям в нашей стране. Главная цель автора — помочь конкретными советами и рекомендациями всем, кто работает с аутичными детьми. Другая, но менее важная цель, — помочь специалистам, которые впервые столкнулись со случаем раннего детского аутизма. На­деюсь, книга позволит вовлечь в работу с аутичными детьми новых специалистов, а примеры из практики пробудят у них интерес к этой проблеме. Пока не ор­ганизована систематическая помощь аутичным детям, индивидуальная помощь на дому может стать компро­миссом; а для кого-то из аутичных детей такой вариант обучения — единственно возможный.

Еще одна цель книги — информационная: здесь пред­ставлены источники информации по данной проблеме (литература, ресурсы Интернет), а также известные нам учреждения и организации, где возможно получить кон­сультацию и помощь специалистов.

В книге описаны игры и приемы, использование ко­торых позволит наладить контакт с аутичным ребенком, поможет ему избавиться от напряжения и страхов и тем самым подготовит почву для дальнейших занятий. Это пособие — прикладное, теоретические аспекты проблемы в нем не рассмотрены. Тем, кто впервые столкнулся с проблемой аутизма, мы рекомендуем в первую очередь ознакомиться с теоретическим описанием синдрома (см. Приложение 4. Литература). Знание особенностей и трудностей психического развития аутичных детей, диагностики и классификации детского аутизма — необ­ходимая теоретическая база, позволяющая выбирать из представленного арсенала игр именно те, что необходи­мы конкретному ребенку в конкретной ситуации. Пони­мание закономерностей развития ребенка в случае ран­него детского аутизма помогут специалисту работать не только над отдельными ситуативными трудностями, но и над нормализацией всего хода психического развития. Иначе педагог при любом отклонении от нормального хода игры оказывается в тупике, не может гибко управ­лять этим ходом, варьировать использование различных подходов внутри одной игры. Мало того, некорректное использование представленных в книге приемов (из-за отсутствия понимания психологической картины в це­лом) может оказаться вредным для ребенка.

Устройство книги ориентировано на удобство прак­тического ее использования. Этапы работы логически вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка, его желаний, целей заня­тия и т.п. Описания игр подробны, снабжены примера­ми, представлены разные варианты дальнейшего разви­тия игры. Предлагаются советы по преодолению возмож­ных затруднений в ходе игры. В Приложении 1 приве­дены используемые в играх тексты (для экономии вре­мени на их поиски).

Книга условно делится на две части: одна посвящена работе родителей, другая — работе специалистов.

Задача родителей — прежде всего организация про­странственно-временной среды (глава 2, с. 14), в кото­рой живет и развивается ребенок, формирование у него бытовых навыков (раздел «Бытовые ритуалы», с. 23), а также создание специальных условий для занятий (раздел «Организация занятий», с. 65).

Задача специалиста на начальном этапе обучения — установление эмоционального контакта с ребенком (раздел «Стереотипная игра», с. 31), предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатле­ний (раздел «Сенсорные игры», с. 32); выявление скры­того напряжения, а также подавленных негативных эмо­ций и предоставление ребенку адекватного способа из­бавления от них (раздел «Игровая терапия», с. 45); выяв­ление скрытых страхов и формирование путей их пре­одоления (раздел «Психодрама», с. 55). При этом предпо­чтительнее начинать занятия с ребенком именно с такой психологической работы, а непосредственно к обучению переходить только после того, как произойдет улучшение общего психологического фона его развития.

В книге намечены пути развития сюжетно-ролевой игры (раздел «Сенсорные игры», с. 32), организации вза­имодействия и ознакомления с окружающим (раздел «Совместное рисование», с. 58), формирования эле­ментарных представлений о времени (с. 21).

Далее рассматривается взаимодействие специалистов и родителей аутичного ребенка, предложены пути дос­тижения взаимопонимания между ними.

Напомним: в книге описан лишь самый первый, на­чальный, этап обучения аутичного ребенка. Кроме того, специфика синдрома детского аутизма исключает стан­дартный подход, каждый случай требует индивидуально­го подбора методов и приемов работы и их оптимально­го сочетания. Это требует вдумчивого и осторожного использования представленных в книге рекомендаций.

Поскольку синдром раннего детского аутизма актив­но изучается, быть может, эта книга подвигнет кого-то идти дальше, даст импульс для творческого поиска.

1 синдром

раннего детского аутизма


^ ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ


Детский аутизм — распространенное нарушение психи­ческого развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3—6 случаях на 10000 детей, об­наруживаясь у мальчиков в 3—4 раза чаще, чем у дево­чек. Наиболее яркие внешние проявления синдрома1:

аутизм как таковой, т.е. предельное, «экстремаль­ное», одиночество ребенка, снижение способности к ус­тановлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установ­ления глазного контакта, взаимодействия взглядом, ми­микой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выра­жении ребенком его эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками;

стереотипность в поведении, связанная с напря­женным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощен­ность однообразными действиями — моторными и рече­выми: раскачивание, потряхивание и взмахивание рука­ми, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукива­нию, разрыванию, верчению; захваченность стереотип­ными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре;

особая характерная задержка и нарушение разви­тия речи, прежде всего — ее коммуникативной функции. В одной трети, а по некоторым данным, даже в половине случаев это проявляется как мутизм (отсутствие целена­правленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произне­сения отдельных слов и даже фраз). Когда же устойчи­вые речевые формы развиваются, они все равно не ис­пользуются для коммуникации: так, ребенок может увле­ченно декламировать одни и те же стихотворения, но не обращаться за помощью к родителям, даже когда она не­обходима, Характерны эхолалии (немедленные или за­держанные повторения услышанных слов или фраз), дли­тельное отставание в способности правильно использо­вать личные местоимения: ребенок может называть себя «ты», «он», по имени, обозначать свои нужды безличны­ми приказами («накрыть», «дать пить» и т.д.). Даже если такой ребенок формально имеет хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой «взрослой» фразой, то она штампованна, «попугайна», «фонографична». Он не задает вопросов сам и может не отвечать на обращения к нему, т.е. избегает речевого взаимодей­ствия как такового. Характерно, что речевые нарушения проявляются в контексте более общих нарушений ком­муникации: ребенок практически не использует также мимику и жесты. Кроме того, обращают на себя внима­ние необычный темп, ритм, мелодика, интонация речи;

раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 года), что подчеркивал уже доктор Каннер. При этом, по мнению специалистов, речь идет не о регрессе, а скорее об особом раннем нарушении психического развития ребенка.

Синдром раннего детского аутизма впервые описан Л.Каннером в 1943г. Изучением его, поиском путей гар­монизации развития аутичного ребенка занимались мно­гие специалисты разного профиля. Сегодня есть разные точки зрения на происхождение и структуру этого нарушения. Разрабатываются и разные подходы к лечению и коррекции психических расстройств, наблюдаемых у этих детей. Активные научные поиски продолжаются.





1 Цит. по кн.: О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг.

Аутичный ребенок. Пути помощи.—М.: «Теревинф», 1997.


^ МИФ ОБ АУТИЗМЕ,

ИЛИ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ


Что знает обычный человек о загадочном синдроме «аутизм»? Большинство не знает ничего, а если кто-то что-то и слышал, то, вероятнее всего, его представления туманны и окружены романтическим ореолом. Неспе­циалисты часто считают, что такие люди особо одарены в какой-либо области, что многие признанные гении были весьма странными, «аутичными» личностями.

Такое представление формируют некоторые телепе­редачи и фильмы. Например, все мы помним «человека дождя» и аутичного паренька из фильма «Куб», одарен­ных в математике. Аутичный мальчик из фильма «Вос­хождение Юпитера» мог расшифровывать сложнейшие коды, а аутичная девушка—героиня австралийского фильма «Под рояль»—обладает абсолютным музыкаль­ным слухом. Погруженность в себя таких людей, их от­решенность от окружающего, некая тотальная автоном­ность невольно вызывают интерес и даже восхищение. Часто такой романтический портрет дополняют хрупкое телосложение и тонкие черты лица.

Но люди, постоянно общающися с аутичными детьми и подростками, а также специалисты, работающие с ни­ми, видят совсем другое: беспомощность, зависимость от близких, социальную неприспособленность и неадек­ватность поведения. Увидеть реальное положение вещей позволяет знание психологической картины нарушения. Даже если аутичный ребенок действительно одарен в музыке или математике, это не поможет ему научиться жить самостоятельно, реализовывать себя, быть счастли­вым. В случае глубокого аутизма он навсегда останется зависимым от других и сможет жить лишь в специально созданных условиях. Это очень правдиво и реалистично показано в фильме «Человек дождя»—хотя главный ге­рой в гениальном исполнении Дастина Хоффмана несо­мненно вызывает симпатию, ему нельзя не посочувство­вать, ведь он уязвим и беззащитен перед окружающим миром и людьми, он несвободен, и, несмотря на его ге­ниальность, совсем не хочется оказаться на его месте.

У специалистов, занимающихся синдромом аутизма, есть разные подходы к данной проблеме. Многие из предлагаемых сегодня программ развития, обучения и адаптации аутичных детей развиваются и корректируются. Можно говорить о том, что научный поиск про­должается в разных странах мира.

Российские ученые предлагают направить усилия на коррекцию поведения аутичиого ребенка, его обучение и социализацию. Другими словами, прилагаются все уси­лия для того, чтобы путем специального обучения и вос­питания по возможности скорректировать нарушенное развитие ребенка, а основная цель такой коррекции— дать ребенку возможность выйти в большой мир людей. Иногда этого удается достичь, и, хотя у такого человека на всю жизнь сохраняются особенности поведения и странности характера, в целом он живет самостоятельно и полноценно. Однако, пока общество не готово понять проблемы «не таких» людей, отнестись к ним с сочувствием и желанием помочь, возможности такой интег­рации ограничены.

В нашей стране возникают новые организации, помо­гающие детям с проблемами в развитии. Эти организа­ции часто ведут свой поиск новых путей помощи таким детям, используя в работе различные подходы, в том числе и опыт зарубежных специалистов.

В развитых странах Запада также есть разные под­ходы к проблеме обучения, воспитания и адаптации лю­дей с аутизмом. Часто подход зарубежных специалистов основывается на признании несомненной уникальности для мира любого человека. Поэтому предлагается не ис­правление «недостатков», а создание для особых людей условий, в которых они могут жить и оставаться сами собой. Такой подход объясняется еще и тем, что в мире здоровых людей человек с нарушениями всегда будет оказываться в ситуации неуспеха, т.к. его особенности делают его неконкурентоспособным.

Но у этого подхода есть минусы. Во-первых, созда­ние адекватных специальных условий для жизни людей с нарушениями развития могут позволить себе только развитые капиталистические страны. Во-вторых, орга­низация таких специальных условий напоминает порой создание некой «резервации» с достаточной степенью автономности (точнее—изолированности) от мира.

Этот подход к проблеме не единственный. На Западе аутичным детям помогает множество организаций, они ищут (и находят) новые пути и подходы.

Мы не будем анализировать разные подходы к про­блемам людей с нарушениями развития и решать, какой из них самый гармоничный. Будем исходить из реалий: в нашей стране специальных учреждений для система­тического обучения и воспитания детей с синдромом аутизма, а также их дальнейшего попечения ни на госу­дарственном уровне, ни в форме частных заведений пока не существует, а возможности интеграции ограни­чены. Все же работа с аутичным ребенком не должна стать непрерывным экспериментом и обязательно долж­на строиться на доброжелательном к нему отношении, учете его индивидуальности, гибкости программы обучения и применении мягких, щадящих методов обуче­ния и воспитания.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Елена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия iconЕлена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия
Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.—...
Елена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия icon4 организация взаимодействия педагога, психолога и родителей организация занятий
Уже из описания игр, которые станут основой занятий с аутичным ребенком на начальном этапе обучения, ста­новится понятно, насколько...
Елена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия iconРаннее развитие малыша, пестование часть 1-я (общее развитие малыша, пестование самых маленьких, интересные занятия с ребёнком, игры) Статья «раннее развитие: родители и дети.»
...
Елена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия iconПорядок работы консультанта 2 1. Установление контакта 3
Дополнительная информация по ситуативной рк «Пять озер» в падающих регионах (pos-материалы). 15
Елена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия icon«Академия родительского образования» Лицензия серии 59Л01 № 0000676
В рамках мероприятия пройдет серия мастер-классов (тренингов), посетив которые Вы сможете лучше понять особенности своей семьи, узнать...
Елена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия iconЦель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы
Развитие основных функций: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики
Елена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия iconРечь, развитие речи, логопедия прилагательные
Понимание и построение развернутой речи, общее речевое планирование, находится в подчинении у группы наиболее высоких координационных...
Елена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия iconПальчиковые игры
Прежде чем играть с ребенком в "пальчиковые игры", вы, уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки, должны сами хорошо знать каждую...
Елена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» является ведущей, так как чтение это средство приобретения новых знаний для дальнейшего развития
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» разработана на основе
Елена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия iconРегламент соревнований группы «аше капоэйра»
Судьи оценивают техничность и красоту игры, умение владеть собственным телом, навыки взаимодействия с партнером, чувство игры в разных...
Елена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия iconОжогина И. А. Развитие диалогической речи
По определению С. А. Зыкова, «непосредственное общение, особенно на самых первых шагах его становления, характеризуется использованием...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы