Эссе «Экология слова». Автор: Попова Варвара, ученица 10 б класса маоу гимназия №10 (учитель русского языка – М. Ю. Маркасов) icon

Эссе «Экология слова». Автор: Попова Варвара, ученица 10 б класса маоу гимназия №10 (учитель русского языка – М. Ю. Маркасов)


Скачать 13.22 Kb.
НазваниеЭссе «Экология слова». Автор: Попова Варвара, ученица 10 б класса маоу гимназия №10 (учитель русского языка – М. Ю. Маркасов)
М. Ю. Маркасов
Размер13.22 Kb.
ТипДокументы

Эссе «Экология слова». Автор: Попова Варвара, ученица 10 Б класса МАОУ Гимназия № 10 (учитель русского языка – М. Ю. Маркасов)

Заговори, чтобы я тебя увидел

Сократ


Чтобы рассуждать на эту, на первый взгляд, необычную тему, для начала нужно разобраться с самим словом «экология». Оно произошло от греческого “oikos” - дом, жилище, родина и “logos” - учение. Термин предложил в 1866 г. немецкий биолог Эрнст Геккель, и первоначально это понятие действительно употреблялось только по отношению к естественным наукам, но позднее значение его расширилось.  В конце 1970-ых годов в журнальной и газетной публицистике поднимается проблема экологии культуры, и эта метафора мало-помалу приживается и приобретает более обширное содержание.

Сейчас животрепещущей проблемой стала «языковая экология». В современном мире информационных технологий и компьютеризации люди стремятся укорачивать и упрощать свою речь, насколько это возможно. Давайте попытаемся поразмышлять, что это значит и так ли это на самом деле ужасно.

Однажды я прочла такую фразу: «^ Любовь к своему родному языку — составная часть патриотизма». Знаете, мне кажется, есть масса более полезных дел, в которые можно направить свой потенциал, нежели разглагольствовать о том, «хорошо это или плохо» – изменения в языковой системе. То есть я-то как раз свой язык люблю – за красоту, за множество синонимов, самых интересных метафор, самых странных конструкций, за сложность и напевность, за образность и разнообразие. И меня, если честно, грамматические, пунктуационные и речевые ошибки невероятно раздражают, даже могут коренным образом изменить моё отношение к человеку. Но при чём здесь патриотизм? Ведь изменение языка неизбежно – человечество как-никак развивается, меняются внешние условия жизни и ещё много чего.

Признаться, я не очень пониманию людей, кричащих на каждом углу, мол, вот, язык-то обеднел! Придерживаюсь того мнения, что язык изменяется не сам по себе (хоть и является совершенно отдельной и невероятно завораживающей системой), а воздействует на него, прежде всего, человек. То есть, если современные блюстители «законаф» языка заявляют, что он испортился, то виноваты в этом не Высшая инстанция, не европейская культура, не СМИ и даже не интернет, а сами носители. Вот Вам, уважаемому читателю, например, что мешает говорить и писать грамотно? Ровным счётом ничего. Тогда почему бы просто не начать делать это и всё?

Я очень часто захожу на форумы в интернете, имеющие тематику, подобную моему сегодняшнему сочинению, и с горькой ухмылкой читаю, как какой-нибудь особо умный гражданин с сумасшедшим энтузиазмом бьет по кнопкам несчастной клавиатуры, набирая очередное сообщение в духе «мир рушится - русская культура умирает - государство хочет, чтобы мы были тупыми». С горькой ухмылкой потому, что все эти сообщения сопровождаются немыслимым количеством грамматических, пунктуационных и других ошибок, о которых автор, видимо, забыл в пылу своих страстных изречений. Давайте разберёмся по пунктам.

«Русская культура умирает» – возможно, что это так. Возможно, что современные молодые люди имеют гораздо худшую память и здоровье, чем их ровесники, рождённые в СССР. Возможно, что они меньше читают, больше сидят в интернете, менее самостоятельны и вообще ужасны “во всех отношениях”. Возможно, «славян» становится меньше и всё чаще на улицах нашего города мы видим лиц совсем не русской национальности (что автора этого эссе несказанно печалит). Но ведь чем просто сидеть и плакаться, как всё плохо, можно начать менять ситуацию с самого элементарного – с себя и своих близких, в конце-то концов. Кто мешает тут же пойти и потренировать память, или не платить в этом месяце за интернет, или, если речь идёт о взрослых людях, ненароком подложить своему сынишке книгу Даниэля Дэфо или Жюль Верна, а дочурке – Набокова или Ремарка. Да и вообще изначально в своих детях воспитывать любовь к литературе, ведь даже самому безразличному читателю можно подобрать какой-нибудь шедевр мировой литературы, который поразит и его. Причём делать это аккуратно и ненавязчиво, дабы не разорвать в неокрепших умах последнюю жилку, отвечающую за тягу к чтению ночью под одеялом (или хотя бы в автобусе по дороге домой).

Пойдём далее. «Государство хочет, чтобы мы были тупыми» – возможно, это так, ведь свободолюбивые философы, цитирующие Ларошфуко и Альберта Камю, всегда были маргиналами в любой системе. Но насколько такой «слоган» соответствует реальности и не является ли он распространенным стереотипом, активно эксплуатируемым массовым сознанием? В современной России нет тоталитарного режима, “окно в Европу” давно открыто, и у нас есть бесконечно много возможностей читать самые различные произведения самых неизвестных авторов, в оригинале, в переводе, с картинками, даже слушать. Также, если говорить о современной России, я вижу проблему в отсутствии идеологии и доступности информации. Раньше большое влияние на распространение грамотности оказывала религия. Духовенство было первым устроителем школ. Правительствам тоже принадлежит видимая заслуга в деле распространения грамотности, за примером далеко ходить не надо: СССР, как известно, был провозглашен самой читающей страной. По крайней мере, существует такое мнение.

Однажды я встретила мужчину, который очень любил поговорить на тему «как плохо живётся», и тема зашла как раз о современной молодёжи и её безрадостном будущем. И, конечно, я, как её представитель, (и любитель поспорить, конечно) не могла не вступиться за потерянное «поколение пепси», потому что сама лично знаю многих людей, кто в свои молодые годы уже имеет обширные познания в разных областях и достаточно серьёзный багаж. Спор проходил невежливо и ожесточенно, что мне совсем не нравилось, и в конце концов я сказала: «Чего бы ни хотело государство, самообразование никто никогда не отменял». В ответ на меня посмотрели, как на настоящую юродивую, и брезгливо усмехнулись, но в глубине души я знала, что сказала истину и осталась довольна.

Впрочем, речь сейчас идёт не о моих душевных переживаниях. Разве Вы не поняли, уважаемый читатель, о чём я хотела сказать? Люди сами привыкли считать себя жертвами чего-либо, будь то массовое вторжение рекламы в нашу жизнь или глобальное потепление, глобальное похолодание или взрыв на московском заводе по производству печенья, отравление окружающей среды ядохимикатами или осознание того, что смерть неизбежна, да что угодно. Люди в большинстве своём считают, что какой-то добрый дядя-президент придёт И ВОТ ТОГДА наступит настоящая хорошая жизнь! Причём сразу, одномоментно, а им для этого не надо будет прикладывать никаких усилий. Государство, мол, всё сделает, а мы подождём, но сами себе помогать не будем!

Как можно говорить об экологии и чистоте языка, если в головах у людей творится сущая несуразица? Ведь язык – это выражение мысли. Если существуют проблемы с речью и письмом, это говорит о том, что проблема вовсе не в том, что в школе кто-то прогуливал уроки русского языка, а гораздо глубже.

Скорее всего, почти каждый читающий этот “крик души” подумал, что он к таковым проблемным людям не относится, но я всё-таки призываю посмотреть на проблему не со стороны, а изнутри, понять сначала её суть, а уж потом придумывать способы её решения и новые бессмысленные реформы образования.


Похожие:

Эссе «Экология слова». Автор: Попова Варвара, ученица 10 б класса маоу гимназия №10 (учитель русского языка – М. Ю. Маркасов) iconЭссе «Экология слова». Автор: Попова Варвара, ученица 10 б класса маоу гимназия №10 (учитель русского языка – М. Ю. Маркасов)

Эссе «Экология слова». Автор: Попова Варвара, ученица 10 б класса маоу гимназия №10 (учитель русского языка – М. Ю. Маркасов) iconР. А. Сабиров Татарские слова, которые в Татарстане понимают без перевода словарь-справочник
Сюда не включены такие лексические единицы, как «аллах», «мечеть», «падишах», «сабантуй», «хан», «шах», так как толкование их можно...
Эссе «Экология слова». Автор: Попова Варвара, ученица 10 б класса маоу гимназия №10 (учитель русского языка – М. Ю. Маркасов) iconПсихология ранней юности
Рецензенты: учитель русского языка и литературы В. Г. Богин (г. Зеленоград), психотерапевт Н. В. Жутикова (г. Новосибирск)
Эссе «Экология слова». Автор: Попова Варвара, ученица 10 б класса маоу гимназия №10 (учитель русского языка – М. Ю. Маркасов) iconНаучно-методический центр русского языка уважаемые коллеги!
Научно-методический Центр русского языка приглашает Вас принять участие в подготовке очередного выпуска сборника научных трудов «Современные...
Эссе «Экология слова». Автор: Попова Варвара, ученица 10 б класса маоу гимназия №10 (учитель русского языка – М. Ю. Маркасов) iconУчитель русского языка и литературы
Героев Советского Союза, выпускников Куйбышевского военно-пехотного училища №1 городского округа Самара
Эссе «Экология слова». Автор: Попова Варвара, ученица 10 б класса маоу гимназия №10 (учитель русского языка – М. Ю. Маркасов) iconПроверила: кандидат пед наук, доцент кафедры педагогики с курсом мпм кирдяшова Евгения Васильевна Саранск 2013 Руководители практики
Учитель английского языка и классный руководитель 8 «Б» класса – Чарышкина М. И
Эссе «Экология слова». Автор: Попова Варвара, ученица 10 б класса маоу гимназия №10 (учитель русского языка – М. Ю. Маркасов) icon2013 Выполнила ученица 9 «А» класса Кулешова Маргарита

Эссе «Экология слова». Автор: Попова Варвара, ученица 10 б класса маоу гимназия №10 (учитель русского языка – М. Ю. Маркасов) iconРеферат по астрономии Эволюция Вселенной ученица 11 класса школы №1194

Эссе «Экология слова». Автор: Попова Варвара, ученица 10 б класса маоу гимназия №10 (учитель русского языка – М. Ю. Маркасов) iconФилиал в г. Озёрске аргументация: материал по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников
Аверина М. А., к фил н., зав кафедрой лингвистики филиала юургу в г. Озёрске, учитель русского языка и литературы моу «сош 21»
Эссе «Экология слова». Автор: Попова Варвара, ученица 10 б класса маоу гимназия №10 (учитель русского языка – М. Ю. Маркасов) iconМорфологические нормы русского языка
Задание А3 проверяет твое умение правильно выбирать форму слова следующих частей речи
Эссе «Экология слова». Автор: Попова Варвара, ученица 10 б класса маоу гимназия №10 (учитель русского языка – М. Ю. Маркасов) iconРасписание на апрель 2014
Ведущий – Василий ирзабеков, автор книги «Тайна русского слова. Заметки нерусского человека»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы