Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» icon

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького»


Скачать 358.09 Kb.
НазваниеФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького»
Дата публикации15.08.2014
Размер358.09 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет им. А.М. Горького»


Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра музееведения и прикладной культурологии


Зарубежное искусство 17 – 18 вв.


Программа дисциплины

(Стандарт ОПД)


Екатеринбург

2006


Утверждаю

Проректор

____________В.П. Прокопьев

(Подпись)

__________

(Дата)


Программа дисциплины «Зарубежное искусство 17-18 вв.» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальностям 031501 «Искусствоведение» и 031401 «Культурология», специализации «Музееведение» по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


Семестр ______

Общая трудоемкость дисциплины 122

В том числе:

лекций 90

практических (лабораторных) работ 32

^ Контрольные мероприятия:

рефераты

экзамен, зачет


Составитель (разработчик) Трошина Татьяна Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Музееведения и прикладной культурологии» Уральского государственного университета.


Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета и культурологии.

Протокол заседания № _____от ______


© Уральский государственный университет, 2006

© Т.М.Трошина, составление,2006



  1. Введение.

1. Основные цели дисциплины.

Цель курса – познакомить студентов с историей зарубежного изобразительного искусства 17 века, проследить эволюцию стилей, направлений в контексте развития культуры, знакомство с основными этапами развития архитектуры и изобразитель­ного искусства и произведениями, отражающими общие направ­ления художественной эволюции и национальные и региональные особенности, а также формирование понимания памятника искусства как культурно-исто­рического феномена.

^ 2. Задачи дисциплины:

  • познакомиться с основными национальными школами искусства 17 столетия;

  • познакомиться с основами теории искусства данного периода;

  • дать общее представление об историческом развитии искусства и его связях с культурой изучаемой эпохи;

  • познакомиться с произведениями зарубежного искусства и с творчеством художников;

  • раскрыть связи между формально-образной структурой произведения и ценностными ориентирами создавшей его культуры;

  • освоить профессиональный терминологический аппарат;

^ 3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования.

Курс «Зарубежное искусство 17 века» является обязательным для студентов специальности «искусствоведение».

^ 4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент, прослушавший курс по истории зарубежного искусства 17 века должен знать и понимать:

- место истории искусства в мировой культуре;

- периодизацию зару­бежного искусства;

- основные источники и труды по истории искусства 17 века;

- типологические признаки искусства 17 столетия и наиболее значимые памятники;

- особенности архитектуры и изобразительного искусства;

- хронологию и распространение классицизма, барокко, внестилевых течений;

- стилистические признаки и их обусловленность социальной жизнью и культурой разных стран,

- принципы синтеза искусств, взаимосвязь архитектуры, живописи, графики, скульптуры с другими видами искусства;

- специфику национальных школ и их характеристику на конкретных примерах;

- отражение в основных стилях и тенденциях искусства Нового времени особенностей европейской цивилизации;

^ 5. Методическая новизна курса.

В курсе широко используются материалы местных музеев, Интернет-ресурсы, электронные ресурсы, видеоматериалы.


II. Содержание курса.

Раздел I. Введение.

^ Тема 1. Зарубежное искусство 17в.: предмет и задачи. Общая характеристика периода.

Искусство Нового времени в Западной Европе. XVII век - "первое современное" столетие.

Достижения западноевропейской духовной культуры XVII века. Развитие точных и естественных наук, философии, литературы, театра, музыки. Сложение новой системы западноевропейской художественной культуры и ее основные черты. Феномен дробления прежде единого художе­ственного процесса. Новая роль крупной творческой личности и значение идейно-творческих объединений художников (течения, направления). Фор­мирование нового типа художественного образа. Взаимодействие параллельно сосуществующих стилевых систем - барокко и классицизма.

Столкновение стилей с внестилевым типом художе­ственного мышления, с оппозиционной академической концепцией. Первые явления "массовой культуры".

Перемещение общекультурной моделирующей функции от живописи к театру, его влияние на другие виды творчества.

"Европа столиц" - концентрация ведущих художественных сил в об­щегосударственных центрах. Рим - космополитическая столица мира. Свое­образие исторических судеб национальных школ. Система видов и жанров пространственных искусств. Академия бра­тьев Карраччи. Болонский академизм - теория и практика. Караваджо и кон­цепция реализма Нового времени. Феномен караваджизма.

Барокко – система художественного видения и стиль. Внестилевая тенденция в искусстве Испании и Голландии и проблемы ее взаимодействия с барокко. Классицизм – система художественного видения и стиль, эстетичес­кая теория. Варианты классицистической концепции в архитектуре XVII столетия. Барочно-классицистический комплекс Версаля и конец "великого цар­ствования".

Академическая теория искусства. Создание первых академий, их ху­дожественная практика и система обучения.

^ Раздел II. Зарубежное искусства 17в.: характеристика по странам.

Тема 2. Искусство Италии.

Пути преодоления кризиса Ренессанса. Строительство Рима. Принципы городской планировки. Церковные заказы и идейное влияние процесса контрреформации на искусство. Новая иконография: культ святых и реликвий, темы мученичества и экстаза. Развитие репрезентативных художественных форм. Монументальная живопись и ее значение в искусстве барокко. Основные идеи и тематика росписей. Монументальная и декоративная скульптура, ее особенности.

Архитектура. Церковное и дворцовое строительство. Городские ансамбли, загородные виллы с садами и парками. Специфические черты нового художественного языка: повышенная эмоциональность, напряженность, патетика, динамичность и живописные тенденции, усиление иррациональности.

Истоки барокко в итальянской архитектуре. Роль архитектурной системы Виньолы. Значение архитектурной композиции церкви Иль Джезу в становлении храмового зодчества барокко. Роль Джакомо делла Порта в развитии барочной системы и создания террасного дворцово-паркового комплекса. Вилли Альдобрандини во Фраскати. Карло Мадерна (1556 - 1629) как представитель раннего римского барокко, его работы по расширению собора святого Петра.

Расцвет барокко в архитектуре. Лоренцо Бернини (1599 - 1680). «Сень» в соборе святого Петра. Площадь перед собором святого Петра, образное содержание ансамбля. Церковь Сант-Андреа, пластическая композиция ее фасада, особенности интерьера. Перспективные эффекты (скала Реджа в Ватикане). Пространственное решение палаццо Барберини.

Франческо Борромини (1590 - 1667). Характер и эволюция его архитектурной системы. Взаимодействие тектонических элементов как средство передачи духовного напряжения архитектурного образа. Сан Карло алле куаттро фонтане, капелла Сант Иво.

Карло Райнальди. Алтарный фасад базилики Санта Мария Маджоре. Итальянская архитектура XVII века вне Рима. Венеция. Бальдасаре Лонгена как крупнейший барочный архитектор Венеции (церковь Санта Мария делла Салюте и дворец Пезаро). Турин. Гварино Гварини. Дворец Кариньяно.

Изобразительное искусство Италии. Возникновение академий в Болонье и Риме, сущность их деятельности. Создание искусства на основе идеализации и эклектизма. Болонская Академия братьев Карраччи. Аннибале Карраччи (1560 - 1609) – крупнейший мастер Болонской Академии. Деятельность братьев Карраччи в Риме. Фрески Палаццо Фарнезе, их тематика и построение. Роль Карраччи в формирование принципов алтарной композиции барокко. Идеальный пейзаж Аннибалле Карраччи.

Микеланджело Меризи де Караваджо (1573 - 1610) – «первый современный художник» (Свидерская). Разрыв с традицией, обращение к реальной жизни и простонародным типам. Развитие жанровых мотивов и натюрморта. Новая живописная система как средство утверждения материальности мира. «Вакх». Цикл капеллы Контарелли. «Положение во гроб» и «Успение богоматери». Развитие драматической ситуации, проблема среды. Караваджо в интерпретации Дерека Джармена. Караваджисты: Орацио Джентиллески (1565–1639), Бартоломео Манфреди (около 1580–1620/21) и др. Значение караваджизма для итальянского и европейского искусства.

Итальянское искусство зрелого барокко. Лоренцо Бернини. Переосмысление античной и ренессансной традиций в его скульптуре. Группы для виллы Боргезе, их пространственная динамика. Ранние портреты («Буонарелли», «Боргезе»), их жизненная выразительность. Эволюция портрета Бернини к репрезентативности («Людовик XIV»). Декоративные работы (фонтан Тритона и другие). Религиозные сюжеты: чувственная экспрессия как форма выражения духовной экзальтации (Алтарь святой Терезы и др.). Поздний этап (конная статуя императора Константина и другие). Место скульптуры в барочном синтезе.

Живопись зрелого барокко в Италии. Усиление живописных тенденций в искусстве. Пьетро да Кортона (Пьетро Берретини 1596–1669) и сложение зрелого стиля барокко. Дальнейшее развитие римского барокко. Творчество Джованни Баттиста Гаулли (Бачиччо 1639–1709) и Адреа Поццо (1642–1709).

^ Тема 3. Искусство Испании

Общая характеристика искусства. Основные художественные центры (Толедо, Мадрид, Валенсия, Севилья); различия местных школ и направлений.

Тема достоинства человека, стремление к объективному раскрытию сущности человеческих отношений. Аналогии в литературе (Сервантес, Кеведо, Лопе де Вега).

Развитие испанского зодчества. Творчество Алонсо Кано (1601 - 1667) как национальный вариант барокко. Фасад собора в Гранаде. Стиль чурригеренск и усложнение архитектурного декора. Собор в Сан Яго да Компостелла и др.

Испанская скульптура. Развитие деревянной полихромной пластики. Тематика скульптуры, ее специфика. Грегорио Фернандес (ок. 1576 - 1636) – глава кастильской школы. Ведущий мастер севильской школы – Хуан Мартинес Монтаньес (1568 - 1649). Педро де Мена (1628 - 1649). Нарастание натурализма и экзальтации в пластике второй половины XVII века.

Живопись. Хусепе Рибера (1591–1652). Расцвет его творчества в Неаполе. Тема мученичества, античные мотивы и жанровые тенденции в живописи Риберы. Офорты мастера.

Творчество Франсиско Сурбарана (1598–около 1664). Монастырские циклы: жития Пьера Ноласка, святого Бонавентуры, святых мучениц. Натюрморты. Строгость и пластическая осязательность его живописи.

Великий живописец Испании Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599–1660). Его творческая эволюция. Простонародные типы и жанровые мотивы. Портреты. Специфика трактовки античности. Раскрытие целостной совокупности свойств человеческой натуры в портретах Веласкеса «Сдача Бреды» у Веласкеса и Кальдерона, новаторское решение исторического сюжета как реальной драмы характеров. Вторая итальянская поездка. «Иннокентий X». «Венера с зеркалом», особенности композиционного и образного решения. Жанровая многоликость и духовная емкость последних картин. «Менины». «Пряхи».

Испанская живопись второй половины XVII века. Усиление мистических тенденций. Хуан Вальдес-Леаль (1622–1690). Развитие академизма и черт идеализации. Бортоломе Эстебан Мурильо (1622–1690).

^ Тема 4. Искусство Фландрии.

Роль освободительной борьбы в развитии фламандской культуры. Формирование барочного типа церковного зодчества и алтарной композиции во фламандском искусстве. Преобладание аллегорических циклов в дворцовых интерьерах.

Питер Пауль Рубенс (1577–1640) – ведущий мастер европейского барокко. Его творческая биография, многогранность образования. Интенсивность деятельности, метод работы мастерской. Чувственно-земная интерпретация христианской легенды. Античные темы, битвы, охоты. Раскрытие в искусстве сил бытия. Динамика композиции, роль эмоциональных импульсов. Исторические циклы Рубенса, природа его аллегории, патетика и декоративный размах. Цельность портретных характеристик. Поздние произведения, нарастание камерных мотивов. Образ природы в его творчестве. Крестьянские празднества.

Антон Ван Дейк (1599–1641). Репрезентативные портреты. Утонченность эмоциональных характеристик, острота восприятия индивидуальности. «Иконография» Ван Дейка. Генуэзский период и английские годы. Аристократическая изысканность, элемент театрализации, отточенность композиционных формул.

Творчество Якоба Иорданса (1593–1678). Конкретность его образов. Мифологические сюжеты, их фольклорная интерпретация. Композиционная насыщенность сцен. Андриан Брауэр (1606 –1638). Его связь с голландской школой. Бурлескный характер бытовых сюжетов. Выразительность мизансцен и мимики. Давид Тенирс младший (1610 - 1690), повествовательность и прозаический бытовизм его жанровых сцен.

Особенности фламандского натюрморта. Выражение полноты земного бытия, декоративность живописного решения. Франс Снейдерс (1579 – 1657) – крупнейший мастер натюрморта.

^ Тема 5. Искусство Голландии

Ведущая роль бюргерства в культуре Голландии. Искусство и рынок. Формирование развитой жанровой системы. Сочетание непосредственности мировосприятия со специфической символикой. Узкая специализация живописцев. Появление художественного рынка. Основные художественные центры (Харлем, Лейден, Амстердам, Делфт).

Архитектура. Особенности архитектуры Голландии XVII века. Планировка городов. Типы гражданских сооружений. Простота архитектурных форм. Ливен де Кей, Якоб ван Кампен, Питер Пост, их главные произведения.

Живопись. Франс Халс (1580 – 1666). Влияние театральной мизансцены. Шванки, клухты и камеры риторов в живописи Халса. Развитие портрета. Свобода и естественность композиционных решений, экспрессивность характеристик.

Формирование натюрморта. Его типы, сюжеты и символика. Утрехтская живопись цветов и раковин. Харлемские «завтраки». Лейденские мотивы бренности бытия. Питер Клас (1597/98 – 1661) и Виллем Клас Хеда (1594 – 1680). Эволюция натюрморта. Виллем Калф (1619 – 1693).

Становление национального реалистического пейзажа. Естественность мотивов и композиционных решений. Анималистические мотивы и роль дневного света в произведениях Пауля Поттера (1625 – 1654) и Альберта Кейпа (1620 –1691). Маринисты. Якоб Ван Рейсдал (1628 - 1682), мотивы поэзии Якоба Катса в его пейзажах, приемы образного обобщения.


Бытовой жанр. Андриан Ван Остаде (1610 – 1685). Ранние бурлескные сцены крестьянской жизни. Эволюция творчества художника к раскрытию поэтических достоинств повседневного быта. Ян Стен (1626 – 1679) склонность к юмору, фольклорные мотивы. Скрытая символика голландского жанра и ее особенности.

Делфтская школа, ее роль в развитии искусства Голландии второй половины XVII века. Ян Вермеер Делфтский (1632 – 1675) – крупнейший мастер голландской жанровой живописи. Метод Вермеера. Композиционная роль света, пластическая энергия красочной кладки, воссоздание фактуры предметов. Поэтическая созерцательность, духовная ясность и уравновешенность. Гармонический характер мировосприятия Вермеера. Жанровые произведения и пейзажи Вермеера.

Великий голландский живописец Рембрандт Харменс Ван Рейн (1606 – 1669). Отображение внутреннего мира человека и его переживаний в их богатстве и драматической сложности. Лейденский период. Переезд в Амстердам. Основание мастерской, размах деятельности, жанровое многообразие творчества. «Даная». Новая жизнь мифа. «Ночной дозор». Трансформация группового портрета в историческую картину. Человечность и естественность евангельских сцен. Офорт. Психологический портрет. Автопортреты Рембрандта. Психологическое решение исторической темы («Клятва Цивилиса»). Библейские сюжеты и характер их интерпретации как коллизий человеческой судьбы.


^ Тема 6. Искусство Франции.

Преобладание светских тенденций в культуре. Ведущая роль классицизма, его художественная природа (главенство героической темы, возвышенный характер человеческих действий и переживаний). Место реалистических направлений и их особенности.

Архитектура. Традиции французского Возрождения и формирование классицизма. Соломон де Бросс (Люксембургский дворец). Жак Лемерсье (город Ришелье, церковь Сорбонны). Франсуа Мансар (1598 – 1666) (Мезон Лафитт). Сложение регулярных принципов городской и парковой планировки. Площадь Вогезов и Дофина в Париже.

Изобразительное искусство первой половины XVII века. Жак Калло (ок. 1592 – 1635). Острая фантазия и гротеск в его творчестве. Тема театра. «Три панталоне». «Танцы в Сфессанье». «Лотарингское дворянство». «Бедствия войны». Жорж де Ла Тур (1593 – 1659) и природа его караваджизма. Круг сюжетов, суровость и этическая значительность образов. Понятие «живописцы реальности». Братья Ленен (Антуан, 1588 – 1648; Луи, 1593 – 1648; Матье, 1607 – 1677), их жанровая живопись. Тема достоинства обычного человека.

Никола Пуссен (1594 - 1665) – ведущий мастер классицизма XVII века. Его формирование как живописца. Переезд в Рим. Героические и вакхические сюжеты. Возвышенный образный строй, просветленность чувства, ритмическая основа композиционных решений, цветовая гармония. Тема человеческой судьбы в его творчестве, апология разума и воли в натуре героя. Исторические картины, обращение к пейзажному жанру. Идеи совершенного и гармонического бытия человека в природе. Воздействие системы Пуссена на европейскую живопись.

Клод Лоррен (1600 - 1682). Его классический пейзаж.

Развитие классицизма во французском зодчестве второй половины XVII века. Луи Лево (1612 – 1670). Дворцово-парковый ансамбль Во-ле-Виконт, его регулярный план. Участие Лево в строительстве Версаля и Лувра. Клод Перро (1613 – 1683), Франсуа Блондель (1617 – 1686). Восточный фасад Лувра. Конкурс проектов. Значение постройки Перро в дальнейшем развитии французской архитектуры. План застройки Парижа, триумфальные арки (Ф.Блондель) и сады (Андре Ленотр). Жюль Ардуэн Мансар (1648 – 1708) и его творчество. Развитие регулярных принципов планировки города и дворцово-паркового ансамбля. Площади Парижа, созданные Ардуэном Мансаром. Собор Дома инвалидов. Версальский ансамбль – выдающееся произведение французских мастеров XVII века. Составные элементы ансамбля. Его образный строй.

Скульптура. Скульптура Версаля. Франсуа Жирардон (1628 – 1715). Его декоративные работы. Надгробия. Памятник Людовику XIV. Антуан Куазевокс (1640 – 1720). Рельефы и круглая скульптура для версальского дворца и парка. Портреты Куазево. Пьер Пюже (1640 – 1720) жизненная выразительность и трагический пафос его искусства.

Королевская академия живописи и скульптуры. Шарль Лебрен (1619 – 1690) – глава французского академизма и официального искусства второй половины XVII века. Трактат «О методе изображения страстей», кодификация эмоций в его искусстве. Лебрен как мастер монументально-декоративного искусства. Иасент Риго (1659 – 1745) и Никола Ларжильер (1656 – 1746) и развитие парадного портрета.


^ Раздел III. Зарубежное искусство 18в.: предмет и задачи.

Тема 7. Общая характеристика периода.

Абстрактно ­логическое и субъективно-эмоциональное начала, их противоречивое един­ство в искусстве. Понятие "вкуса". Концепция произведения искусства как объекта критики. "Барокко ХУIII века", его отличие от барокко предшествующей эпохи. Неоклассицизм, ро­коко, "революционный классицизм", сентиментализм; "моральная живопись", бытовой жанр, портрет, натюрморт; предромантизм фантазийного толка в формах каприччо. Тенденции академизма в искусстве XVIII-XIX вв. Теория искусства эпохи Просвещения (Г.Э. Лессинг и И. Винкельман).

Национальные школы в искусстве XVIII века.

^ Раздел IV. Зарубежное искусства 18в.: характеристика по странам.

Тема 8. Искусство Франции XVIII в.

Ведущая роль Франции в художественном процессе. Отражение в искусстве борьбы идеологии придворно-аристократических кругов и буржуазии. Стиль рококо в декорации интерьеров, садо­вой архитектуре, прикладном искусстве, культуре салонов.

Архитектура. Разработка типа городского дома. Создание особняков «между двором и садом». Повышение требований к организа­ции плана. Внутренняя отделка. («Стиль Людовика ХV»). Школа Ардуэна Мансара, как ведущая в начале ве­ка. Робер де Котт. Отделка капеллы в Версале и дворца Тулуз в Париже. Характерный тип жилого особняка того времени. Дом Матиньон в Париже. Роль архитекторов-деко­раторов. Ж. М. Оппенор и Ж. О. Мейссонье как крупнейшие среди них.

Градостроительство Франции первой половины века. Создание парадных декоративных архитектурных ансамблей в центре города. Эре-де-Корни (1705-1769) и его комплекс площадей в Нанси. Перелом к классицизму. основанному на археологических изысканиях. Пересмотр архитектурных теорий на основе археологиче­ского изучения памятников. Расширение понятия античной архитектуры. Характерные черты раннего классицизма («стиль Людовика XVI»). Сочетание простоты общей композиции с утонченной проработкой деталей. Н. Серван­дони и окончание церкви Сульпиция в Париже. Ж. А. Габри­эль (1696-1782). Малый Трианон, площадь Людо­вика ХУI (впоследствии Согласия). Ж. Ж. Суффло (1709-­1780) и строительство церкви св. Женевьевы (Пантеона). Французский классицизм конца ХУIII века. Стремление преодолеть измельчен­ность форм, путем подчерк­нутой простоты, укрупнения масштабов. Искание больших монументальных решений. Ж. Гондуэн (1737-1818). Школа хирургии и проект создания площади перед ней. Значение этого памятника для архитектуры конца XVIII века.

К. Н. Леду (1736 - 1806). Павильон Дюбарри, театр в Безансоне, город Шо, заставы Парижа. Поздние проекты Леду и их издание 1804 года. Поиски монументального стиля в годы, непосредственно пред­шествующие французской буржуазной революции. Про­граммы Парижской Академии Архитектуры на «Большие римские премии» и другие проекты 1780- н.1790 гг. как отражение этих исканий. Э. Булле и «бумажная» архитектура.

Французская живопись начала XVIII века. Спор «пуссенистов» с «рубенсистами». Влияние фламандского и голланд­ского искусства. Академические живописцы начала века: Жувене, Лафосс, Куапель, Сантерр. Портрет: Риго, Лар­Жильер, Ф. де-Труа. Пейзаж и натюрморт: Удри и Депорт. Декораторы: Жерен, Одран.

Антуан Ватто (1684-1721) - крупнейший французский худож­ник XVIII века. Биография. Ранние жанровые и военные кар­тины. Об­разы театра и театральность образов. Ватто как ма­стер «галантных празднеств». Реалистические тенденциив искусстве Ватто. Его роль в истории пейзажа. Рисунок в творчестве Ватто и его значение как рисовальщика.

Мастера круга Ватто: А. Патер, Н. Ланкре,.

Академия живописи и: скульптуры, ее характер и роль в ХУIII веке. Французская Академия в Риме. Дирекция королевских строений. Выставки. Развитие художе­ственной критики. Развитие коллекционирования. Историческая и декоративная живопись Ж.-Ф. де Труа; его жанровые кар­тины и картоны для гобеленов. Ф. Лемуан, его большие декоративные работы, роль в развитии нового типа мифологической живописи. Франсуа Буше (1703-1770) как главный и типичный выразитель идео­логии и вкуса придворно-дворянских кругов. Тема­тика: мифология, пасторали, пейзаж. Трактовка религиозных сюжетов. Живописные приемы. Буше - рисовальщик Услов­но-декоративный характер искусства Буше. Живопись Фран­суа Буше. Облик мастера на страницах "Салонов" Дидро.

Историческая и декоративная живопись школы Лемуана: Натуар, К. Ванлоо.

Реалистические течения во французском искусстве XVIII в. Их связь с идеологией буржуазии. Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779) как один из крупнейших художников-реалистов прошлого. Демократизм, простота и естественность его искусства. Жанровые картины, натюрморты, портреты. Живописное мастерство Шар­дена.

Французские портретисты середины XVIII века. Портре­тисrы придворно-аристократического круга. Натье. Токе. Латур и его пастели. Реалистический характер его портретов. Л1астерство психологической характеристики.

Французская скульптура середины XVIII века. Ж.-Б. Лемуан, Э. Бушардон, Ж.-Б. Пигаль. Э. М. Фальконе – скульптор и теоретик искусства.

Французское искусство второй половины XVIII века. Живопись. Активизация буржуазии в период подготовки буржуазной революции. Дидро как художественный критик; его «Салоны». Ж.-Б.Грез и сентиментально-морализующее направ­ление в живописи. Связь его искусства с развитием буржуаз­ного романа и драмы. Дидро и Грез. Проблема "идейности" и художественной выразительности.

Разви­тие рисунка как самостоятельного вида французского искус­ства XVIII века. Габриель де Сент-Обен (1724-1780) как один из виднейших французских художников XVIII столетия. Его жанровая тематика и художественно-технические приемы.

Ж.-О. Фрагонар (1732-1806), его значение в истории французской школы. Противоречия в его творчестве. Барочные, рокайльные и предромантические черты. Фраго­нар как живописец и график. Его галантные и бытовые картины, пейзажи, литературные сюжеты.

Портрет в конце века: Ж.-С. Дюплесси, Э.-Л. Виже-Лебрен.

Пейзаж Луи Габриель Моро. Жозеф Верне и его марины. Гюбер Робер (1733-1808). Увлечение античными руинами. Робер и садово-парковое искусство.

. Неоклассическое направление во французском искусстве конца XVIII века. «Стиль Людовика XVI».

Скульптура второй половины XVIII века. О. Пажу, М. Клодион, Ж.-А. Гудон (1741-1828)­крупнейший мастер во французской скульптуре.

Историческая живопись и неоклассицизм. Ж. Вьен.

Жак Луи Давид (1748 - 1825). «Революционный классицизм». Историческая картина. «Клятва Горациев». «Смерть Марата». Давид – первый живописец империи Наполеона. «Наполеон на Сен-Бернарском перевале». Портрет. «Мадам Рекамье». Школа Давида.


^ Тема 9. Искусство Италии XVIII века.

Своеобразие Италии в контексте художественной культуры XVIII в. Зарождение коллизии "культура - цивилизация". "Второе издание" стиля барокко в архитектуре.

Архитектура Италии XVIII века. Дальнейший экономиче­ский упадок Италии в этом столетии и вызванное этим отсут­ствие значительных архитектурных сооружений. Наличие большого числа художников-монументалистов и архитекто­ров, не находивших себе применения в Италии и вынужден­ных искать работу за ее пределами.

Позднее барокко и элементы классицизма в архитектуре Италии XVIII века. Обилие архитектурно-декоративных сооружений. Элементы градостроительства в их решениях. Важнейшие памятники: лестница на Испанской площади в Риме (А. Спекки и Дж. Санктис), базилики. Санта Мария-Маджоре (Ф. Фуга) и Латеранская (А. Галлилеи), фонтанди Треви (Н. Сальви).

Деятельность Луиджи Ванвителли (1700-1773). Дворец в Казерте как одна из крупнейших построек Италии XVIII века. Черты классицизма в ее решении. Парк Казерты.

Д. Б. Пиранези (1726- 1 778) и его место в истории италь­янской архитектуры XVIII века. Его офорты, работы в области археологии, истории архитектуры. Значение его творчества для развития европейской архитектуры.

Живопись Италии в XVIII веке. Североитальянские живо­писцы первой половины XVIII века. А. Маньяско, Дж. М. Креспи. Неаполитанская школа: Ф. Солимена.

Барокко в Венеции. "Миф Венеции" в куль­туре эпохи. Общий характер венецианской живо­писи в ХУН столетии. Ее расцвет в XVIII веке. Дж.-Б. Пьяцетта. Себастьяно Риччи. Дж.-Б. Тьеполо (1698-1770) как один из величайших живописцев XVIII века. Неоренессансные и пред­романтические черты в его монументальном барочном синтезе природы и культуры. Творческий путь мастера. Росписи Тьеполо как заключительная фаза развития итальянской монументально-декоративной живописи. Станковые картины мастера. Тьеполо как портретист. Тьеполо как один из круп­нейших графиков. Рисунок и офорт.

Школа Тьеполо. Реалистические и идеализирующие течения в венецианской портретной живописи. В. Гисланди, Розальба Карьера и их роль в развитии пастели. Венециан­ская ведута - от топографичности к романтической фантазии. Антонио Канале (1697 -1768) и Бернардо Белотто. Франческо Гварди (1712-1793) как один из величайших живописцев Венеции. Его фигурные композиции и пейзажи. Гварди как рисовальщик.

Жанр в венецианской школе XVIII века и творчество П. Лонгии и Дж. Черутти.

Рим. Черты рококо в первой половине века. Рост классицистических тенденций. Помпео Баттони. Дж. П. Панини и развитие архитектурного пейзажа.


^ Тема 10. Искусство Германии XVII-XVIII вв.

Исторические предпосылки барокко в Германии. Тридцати­летняя война и разорение страны. Феодальная реакция. Строительство дворцовых, парадно-декоративных и увесели­тельных сооружений и церквей.

Основные центры германского барокко, важнейшие ма­стера и их постройки. Дрезден (Саксония). Д. Пепельман. Увеселительный дворец Цвингер. Наличие внутреннего замк­нутого двора. Декоративный подход к архитектурным фор­мам. Значение декоративной скульптуры. Вюрцбург (При­рейнский район), Епископский дворец. Четкость и строгость общего решения при деструктивности отдельных элементов. Берлин (Восточная Германия). А. Шлютер. Его деятельность как скульптура-декоратора и архитектора. Кородевский дворец, памятник курфюрсту. Участие Шлютера в постройке Арсенала. Мюнхен (Бавария). Франсуа Кювилье. Дворец Амалиенбург под Мюнхеном.

Элементы классицизма в архитектуре Германии конца XVIII века.

Живопись Германии в середине XVI-XVIII вв. Манье­ризм в немецком искусстве XVI века. (Б. Спрангер, Ганс Ф. Ахен, Роттенхаммер). Упадок Германии в XVII веке. Адам Эльсгей­мер, его роль в развитии пейзажа и картины-притчи. Влияние Голландии - Зандрарт, Паудис, Шен­федьд, Вильман.

Германская живопись XVIII века. Южно-германская шко­ла монументально-декоративной живописи и ее связь с италь­янским барокко. Маульпертч. Д. Гран. Портрет в искусстве Германии XYIII века. Антон Граф, Фюгер. Жанр и ДаниэльХодовецкий как его крупнейший представитель. Винкельман и развитие классицизма. Творчество А.Р. Менгса. Анджелика Кауфман. Пейзаж: Гаккерт.


^ Раздел V. Искусство Чехии, Польши, Англии в 17-18 вв.

Тема 11. Искусство Чехии в XVII-XVIII вв.

Разорение Чехии во время тридцатилетней войны. Като­лическая церковь и распространение искусства барокко в конце XYII века. Народные реалистические тенденции в чешской и словацкой живопцси: Карел Шкрета ­первое в европейском искусстве изображение мануфактурного труда в «Портрете семьи Мизорони». Ян Купецкий - «Авто­портрет», «Портрет Петра I». Чешские и словацкие мастера барокко: архитектор Килиан Динценгофер, скульпторы ­Матвей Браун и Фердинанд Броков, живописцы – Петр Брандль и Вацлав Райнер. Обнищание Чехии и упадок искус­ства во второй половине XVIII века. Политика Габсбургов в области культуры и искусства, подавление чеш­ского языка и культуры.


^ Тема 12. Искусство Польши XVII-XVIII веков.

Иконопись и портрет XVII века. Борьба католи­ческой церкви и феодальной верхушки против национальных тенденций в польском искусстве. Распространение искусства барокко.

Польские живописцы к. XVII – н. XVIII в. Симон Чехович, Конич.

Период раздела и крушения Речи Посполитой. Дворцы меценатов и иностранные художники в Польше: Бер­нардо Белотто (Каналетто), Марчелло Баччарелли и его школа.

Норблин и воздействие на его творчество тридцатилетней жизни в Польше. Официальная линbя в живописи Норблина ­ «галантные празднества». Развитие реалистических элементовв его офортах и картинах, изображающих народный быт, типы и пейзажи Польши. Произведения, посвященные восстанию Костюшко: «Казнь изменников на Старом Рынке», «Костюшко под Майовицами». Школа Норблина и его педагогический метод.


^ Тема 13. Искусство Англии 17-18 вв.

Англия в XVIII веке. «Славная революция», рост буржуа­зии и выдвижение Англии как передовой капиталистической страны Европы. Особенности капиталистического развития Англии. Промышленный переворот XVIII века.

Архитектура Англии середины и второй половины XVII ве­ка. Исторические предпосылки ее развития. Перелом в разви­тии английской архитектуры на грани 1600-1620-х годов. Творчество Иниго Джонса (1573-1651). Палладианство в Англии. Значение северо­итальянской архитектуры. Основные постройки и проекты Джонса: «Вилла Королевы» в Гринвиче, проект дворца Уайт­холл в Лондоне.

Кристофер Рэн (1632-1723), как крупнейший зодчий Англии второй половины XVIII века. Его проект переплани­ровки центральной части Лондона после пожара 1666 года. Церковные сооружения Рэна. Собор Павла. Гражданские сооружения Рэна (Госпиталь в Гринвиче). Мастерская Рэна как архитектурная школа.

Архитектура Англии XVIII века. Основные этапы в ее раз­витии. Деятельность наиболее крупных представителей школы Кр. Рэна. Джон Ванброу (1666-1726), как представитель барочной линии в школе Рэна. Основные постройки Ванброу (замки Бленхейм, Ховард). Джан Гибс (1674-1754) и клас­сицизирующая струя в школе Рэна. Библиотека Рэдклифа в Оксфорде как крупнейшая постройка Гибса.

Классицизирующее направление в архитектуре Англии на­чала XVIII в. Деятельность Берлингтона. Полемика с представителями школы Рэна. Издание «Британского Витру­вия», работ Палладио и Джонса.

Уилльам Кент (1685-1748), как наиболее крупный пред­ставитель этого направления в творческой практике. Замок Холкем -холл. Английский пейзажный парк - семантика и поэтика. Рокайль­ные и классицистические интерпретации пейзажного парка в Англии и на континенте.

Английский классицизм второй половины века. Уча­стие английских архитекторов и археологов в исследовании античных памятников.

Роберт Адам (l728~ 1798), как крупнейший зодчий Англии конца XVIII века. Его основные постройки (Замок Кедел­стон, работы в замке Кэнвуд). Р. Адам как мастер декора интерьера.

Уилльам Чемберс (1727-1796). Дворец Сомерсет в Лон­доне. «Китайщина» в творчестве Чемберса.

Т. Питт и неоготика.

Отсутствие непрерывной национальной традиции в англий­ской живописи XVI-XVII вв. Становление и расцвет англий­ской национальной живописи в XVIII веке.

Уильям Хогарт (1697-1764) - живописец нравов, график, теоретик искусства. Связь его искусства с идеологией английской буржуазии. Жанровые картины и гра­вюры Хогарта. Роль сати­ры в искусстве Хогарта. Реализм портретов Хогарта, их живо­писное мастерство. Демократический характер искусства Хогарта, основоположника критического реализма в западноевропейском искусстве нового времени.

Портретная живопись Англии ХVПI века. Ее ведущая роль. Джошуа Рейнольдс (1723-1792), его творческий метод. Осно­вание Академии художеств. Теоретическое наследие Рей­нольдса.

Английский портрет: естественный человек в естественной природе. Томас Гейнсборо (1727-1788) – выдающийся живописец. Портрет, пейзаж и жанр в его творчестве.

Развитие английской карикатуры во второй половине ХVПI века. Т. Роуландсон, Дж.Гильрей, Р. Ньютон, Г. Банбери и др.


Примерный перечень вопросов для экзамена (для специальности «искусствоведение»).

  1. Классицизм в искусстве 17 века.Принципы и метод.

  2. Барокко в искусстве 17 века.Проблема стиля.

  3. Архитектура Италии 17 века.

  4. Лоренцо Бернини – архитектор.

  5. Лоренцо Бернини – скульптор.

  6. Академическое направление в живописи Италии.

  7. Творчество Аннибале Карраччи.

  8. Творчество Микельанджело Меризи да Караваджо.

  9. Караваджизм и реализм в живописи Италии 17 века.

  10. Монументально – декоративная живопись Италии 17 века.

  11. Основные направления итальянской живописи середины и второй половины 17века.

  12. Архитектура Испании 17-начала 18 века.

  13. Испанская скульптура 17 века.

  14. Творчество Хусепе Риберы.

  15. Севильская школа живописи.

  16. Диего де Сильва Веласкес – великий живописец 17 века.

  17. Портреты Веласкеса.

  18. Тематическая картина в творчестве Веласкеса.

  19. Питер Пауль Рубенс. Основные этапы творчества.

  20. Стеновский период творчества Рубенса.

  21. Творчество Антониса Ван Дейка.

  22. Бытовой жанр в живописи Фландрии.

  23. Фламандский натюрморт.

  24. Особенности голландской архитектуры 17 века.

  25. Портрет в творчестве Франса Халса.

  26. Жанровая живопись Халса.

  27. Творческий путь Рембрандта.

  28. Эволюция портрета в творчестве Рембрандта.

  29. Библия в творчестве Рембрандта.

  30. Графика Рембрандта.

  31. Пейзаж в живописи Голландии 17 века.

  32. Творчество Якоба ван Рейсдала.

  33. Основные тенденции в развитии голландского натюрморта.

  34. Бытовой жанр в голландской живописи 17 века.

  35. Творчество Яна Вермера и бытовая живопись в Делфте.

  36. Архитектура Франции 17 века.

  37. Творчество Жака Калло.

  38. Живопись реальности во Франции 17 века.

  39. Творчество Никола Пуссена.

  40. Пейзаж во Французской живописи 17 века.

  41. Скульптура во Франции 17 века.

  42. Французская живопись второй половины 17 века.

  43. Развитие стиля в искусстве 18 в.

  44. Система жанров в искусстве 18 в.

  45. Искусствознание в 18 столетии.

  46. Архитектура Франции 18 в.

  47. Творчество Клода-Никола Леду.

  48. Прикладное искусство рококо.

  49. Скульптура Франции 18 в.

  50. Этьен-Морис Фальконе – скульптор и теоретик искусства.

  51. Творческий метод Жана-Антуана Гудона.

  52. Творчество Антуана Ватто.

  53. Портрет во французской живописи 18 в.

  54. Франсуа Буше и живопись французского рококо.

  55. Жан-Батист-Симеон Шарден, социальный и художественный смысл его произведений.

  56. Жан-Батист Грез, его творческая эволюция.

  57. Творчество Жана-Оноре Фрагонара.

  58. Пейзаж во французской живописи 18 в.

  59. Развитие графики во Франции 18 в.

  60. Революционный классицизм Жака-Луи Давида.

  61. Архитектура Англии 17 – 18 вв.

  62. Уильям Хогарт – художник и теоретик искусства.

  63. Творчество Джошуа Рейнолдса и развитие живописи Англии в 18 столетии.

  64. Творчество Томаса Гейнсборо и развитие портрета в английской живописи 18в.

  65. Английская бытовая карикатура 18 в.

  66. Архитектура Италии 18 в. и творчество Д.Б. Пиранези.

  67. Живопись северной Италии первой половины 18 в.

  68. Творчество Д.Б. Пьяцетты и основные направления развития живописи Венеции.

  69. Творчество Д.Б. Тьеполо.

  70. Жанровая живопись Венеции 18 в.

  71. Портрет в живописи Италии 18 в.

  72. Пейзаж в живописи Венеции.

  73. А.Канова и классицизм в искусстве Италии 18 в.

  74. Архитектура Германии и Австрии 18 в.

  75. Основные направления в живописи Германии и Австрии 18 в.

  76. Южно–германская школа живописи в 18 столетии.


Примерный перечень вопросов для экзамена (для специальности «культурология»).

  1. Развитие стиля в заподноевропейском искусстве 17 века.

  2. Тематика искусства Европы 17 века.

  3. Барокко в архитектуре 17 века.

  4. Классицизм в архитектуре 17 века.

  5. Караваджо и караваджизм в живописи 17 века.

  6. Академическое направление в живописи Италии 17 века.

  7. Основные тенденции развития живописи Италии середины и 2-ой пол. 17 века.

  8. Творчество Питера Пауля Рубенса. Основные этапы.

  9. Монументальная живопись Питера Пауля Рубенса.

  10. Портрет в живописи Фландрии и Голландии.

  11. Севильская школа живописи в 17 веке.

  12. Портретная живопись Диего Веласкеса.

  13. Тематическая картина в творчестве Веласкеса.

  14. Бытовой жанр в живописи Фландрии и Голландии.

  15. Натюрморт в живописи Фландрии и Голландии.

  16. Творчество Рембрандта.Основные этапы.

  17. Библия в творчестве Рембрандта.

  18. Творчество Жака Калло.

  19. Живопись реальности во Франции 17 века.

  20. Никола Пуссен и французский классицизм.

  21. Искусство Франции времен Людовика XIV.

  22. Развитие стиля в искусстве Европы 18 века.

  23. Система жанров и тематика искусства 18 века.

  24. Антуан Ватто и его время.

  25. Просветительский реализм в искусстве Франции 18 века.

  26. Архитектура Франции 18 века.

  27. Прикладное искусство рококо.

  28. Рококо во французской живописи 18 века.

  29. Пейзаж в живописи и графике Италии 17 века.

  30. Пейзаж во французской живописи 18 века.

  31. Портрет во французской живописи 18 веак.

  32. Английский портрет 18 века.

  33. Уильям Хогарт – художник и теоретик искусства.

  34. Архитектура Англии 17-18 веков.

  35. Английская карикатура 18 века.

  36. Архитектура Германии и Австрии в 18 веке.

  37. Основные направления развития живописи Германии 18 века.

  38. Развитие скульптуры в 18 столетии.


Перечень тем для практических занятий.

Тема: Произведения европейской живописи 17 века в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

План:

  1. Привести каталожные данные картины (на выбор).

  2. Изложить и проанализировать сюжет.

  3. Составить краткое технологическое описание.

  4. Проанализировать и определить стиль произведения.

  5. Проанализировать произведение в контексте национальной школы.

  6. Определить место данной картины в творчестве художника.

  7. Привести библиографические сведения о произведении.

  8. Сделать вывод о художественной и исторической ценности картины.

Список живописных произведений:

Лука Джордано. Каин и Авель.

Неизвестный мастер круга Караваджо. Святой Себастьян.

Симон де Влигер. Бурное море.

Школа Рембрандта. История Товита.

Неизвестный голландский художник. Павел и Варнава в Листре.

Каспар де Крайер. Страшный суд.

Антон Ван Дейк. Голова ребенка.

Круг Я. Йорданса. Мелеагр и Аталанта.

Примерный перечень тем для рефератов и курсовых работ.

  1. Барокко - система художественного видения и стиль.

  2. Академизм: формы и функции в системе искусства.

  3. Классицизм: принципы и метод.

  4. Караваджо и концепция «реализма Нового времени».

  5. Караваджо в трактовке Д. Джармена.

  6. Градостроительные концепции ХVII в. Их социокультурный и эстетический аспекты.

  7. Комплекс Версаля. Структура, идеология и стилистика.

  8. Новое понимание личности художника в 17 веке.

  9. Новые темы в церковной живописи 17 века.

  10. Античная тема в Испанской живописи.

  11. Испанская деревянная скульптура как феномен барокко.

  12. Театр в творчестве Ж. Калло.

  13. Эмблематика как аспект искусства 17 в.

  14. Иллюзия как цель художника (архитектора) барокко.

  15. Народ в жанровой живописи 17 в.

  16. Творчество Пиранези в культуре романтизма.

  17. Образы А.Кановы в интерпретациях 19-20 вв.

  18. «Говорящая архитектура» как феномен эпохи Просвещения.

  19. Гюбер Роббер в интерпретации А. Сокурова.

  20. Декоративизм как феномен 18 столетия.

  21. Прециозность и естественность в искусстве 18 века.

  22. Мода и стиль в искусстве 18 века.




    1. Распределение часов курса по темам и видам работ.





п/п



Тема, раздел

Учебный план, часов

Аудиторные заня-

тия

Самостоя-тельная

работа

Итого

по темам

лекции

практи-ческие

1.

Раздел 1. Введение.





2.

Зарубежное искусство 17в.: предмет и задачи. Общая характеристика периода.


4


2





6

3.

Раздел 2. Зарубежное искусство 17в.: характеристика по странам.




4.

Искусство Италии XVII.

8

2




10

5.

Искусство Испании XVII

8

2




10

6.

Искусство Фландрии XVII

8

2




10

7.

Искусство Голландии XVII

6

2




8

8.

Искусство Германии XVII

6

2




8

9.

Искусство Франции XVII

8

4




12

10.

Раздел 3. Зарубежное искусство 18в.: предмет и задачи.




11.

Общая характеристика периода.

2

2




4

12.

Раздел 4. Зарубежное искусства 18в.: характеристика по странам.




13.

Искусство Франции XVIII в.

18

4




22

14.

Искусство Италии XVIII в.

8

2




10

15.

Искусство Германии XVIII в.

4

1




5

16.

Раздел 5. Искусство Чехии, Польши, Англии в 17-18 вв.




17.

Искусство Чехии

2

1




3

18.

Искусство Польши

2







2

19.

Искусство Англии

6

6




12




Всего:

90

32




122



^ IV. Форма итогового контроля - представление реферата, экзамен.


V. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Рекомендуемая литература:

Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. В 3 тт. СПб. 1995-1997.

Авермат Р. Рубенс / Пер. с франц. М., 1977.

Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963.

Андронов С.А. Рембрант Харменс Ван Райн: О социальной сущности творчества художника. М., 1978.

Арган……………………………..

Аркин Д.Е. Образы скульптуры. М., 1981.

Вельфин Г. Основные понятия истории искусства / Пер.с нем. М.; Л., 1930.

Виппер Б.П. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М., 1966.

Виппер Б.П. Проблема реализма в итальянской живописи XVII – XVIII веков. М., 1966.

Всеобщая история архитектуры. М., 1963. Т.2.

Всеобщая история искусств. М., 1963. Т.4.

Варшавская, М. В. Рубенс и его картины в Эрмитаже. Изд. «Искусство». М.-Л., 1950 г.

Виппер, Б. П. Становление реализма в голландской живописи XVII в. М.-Л., 1957 г.

Гершензон-Чегодаева, Н. М. Фламандские живописцы. М., 1949 г.

Гликман, А. И. Калло. Ленинград, 1960 г.

^ Гривнина А.С. Искусство XVII века в Западной Европе. М., 1964.

Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Л., 1986.

Дворжак Макс. История искусства как история духа. Пер. с нем. А. А. Сидорова, В. С. Сидоровой и А. К. Лепорка под общей редакцией А. К. Лепорка. СПб., 2001.

Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975.

Золотов Ю.К. Жорж де ла Тур. М., 1979.

Золотов Ю.К. Пуссен. М., 1981.

Золотов Ю.К. Иоханнес Вермер. М., 1984.

Изергина, А. Н. Немецкая живопись XVII века. Л.-М., 1960 г.

Искусство стран и народов мира: Краткая художественная энциклопедия: В 3 т. м., 1962 – 1965. Т.1 – 3.

История искусства зарубежных стран: В 3 т. М., 1964. Т.3.

Кантор А.М. и др. Искусство ХVШ века. М., 1977

Каптерева Т., Быков В. Искусство Франции XVII века. М., 1969.

Караваджо: Документы. Воспоминания современников. М., 1975.

Кеменов В.С. Картины Веласкеса. Л., 1971.

Кузнецов Ю.И. Голландская живопись XVII – XVIII веков в Эрмитаже. Л., 1984.

Кузнецов Ю.И. Адриан Ван Остаде. М., 1960.

Кузнецов Ю.И. Ян Стен. М.; Л., 1964.

Кузнецов Ю.И. Западноевропейский натюрморт. Л.; М., 1966.

Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. М., 1974.

Левина И.М. Искусство Испании XVI – XVII веков. М., 1965.

Лившиц Н.А., Кагане Л.Л., Прийменко Н.С. Искусство XVII века: Исторические очерки. М., 1964.

Лившиц Н.А. Французское искусство XV – XVII веков. Л., 1967.

Мастера искусства об искусстве. М., 1967. Т.3.

Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века: Малая история искусств. М., 1974.

Ронтенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1971.

Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII века: Вопросы художественной тематики. М., 1987.

Сальватор Роза. Альбом. М., 1972.

Сененко М.С. Хальс. М., 1965.

Тарасов Ю. Голландская пейзажная живопись XVII века. М., 1983.

Якимович А. К. Веласкес. Художник и дворец. М., 1981.


^ 2. Дополнительная литература.

Бенуа А. История живописи. Т.4. СПб.: Шиповник, 1914.

Брунов Н. Дворцы Франции XV1I и XVI1I веков. Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, 1938 г.

Иорданс. Альбом (вступительная статья Н. Ф. Смольской), Л., 1961 г.

Каптерева Т. Веласкес. М., 1962 г.

Караваджо и караваджисты: Выставка. Каталог. Л., 1973.

Кристеллер П. История европейской гравюры 15-18 вв. М.-Л.: Искусство, 1939.

Кузнецов Ю.И. Загадки Данаи. Л., 1970.

Лазарев, В. Н. Братья Ленен. Изд. «Искусство». Л.-М., 1936 г.

Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди / Пер.с ит. М., 1984.

Очерки по истории и технике гравюры. В 12 тетр. М.: Изобразит. иск-во. 1987. Тетр. 6.

5000 шедевров гравюры (CD-ROM). М.: Директмедиа Паблишинг, 2003.

Рубенс. Письма, документы, суждения современников. М., 1977.

Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой –Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры 16-20 вв. М.: Искусство, 1987.

Фокина Л.В. Орнамент. Учеб. пособ. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

Фромантен Э. Старые мастера, Бельгия-Голландия. М., 1914.


^ 3. Ресурсы Интернет.

База изобразительных материалов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rubens.anu.edu.au/index.html

«Музеи и галереи России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museum.ru

Музей Метрополитен [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.metmuseum.org/ –На сайте имеется обширный банк ссылок по искусству (на английском языке).

Музеи мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newyorkcarv er.com/museum.htm (на английском языке).

Словарь искусств, алфавитный поиск. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.art.khakasia.ru/abs.shtml

CHRIS WITCOMBE. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://witcombe.sbc.edu/ARTHmedieval.html (содержит большое количество ссылок на web-ресурсы по всемирной истории искусств на английском и на языках стран, предоставляющих сайты).


VI. Ресурсное обеспечение курса

Реализация учебной программы должна обеспечиваться доступом каждого учащегося к музейным, библиотечным фондам или к электронным библиотекам, по содержанию соответствующим списку литературы учебной программы.

Учебное заведение должно располагать аудиториями, оборудованными для показа мультимедийного материала.



Похожие:

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького»
«Искусствоведение» и 031401 «Культурология», специализации «Музееведение» по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин»...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно–Уральский государственный университет»
Кудрявцева А. В. Теория доказывания в юридическом процессе: учебное пособие. Челябинск: Издательство юурГУ, 2006
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» iconФедеральное агенство по образованию РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования башкирский государственный университет тепловые процессы методическое указание по курсу
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования башкирский государственный университет
Печатается в соответствии с решением кафедры вмс и охт (протокол №6 от 30. 01. 2007 г.)
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования башкирский государственный университет
Печатается в соответствии с решением кафедры вмс и охт (протокол №6 от 30. 01. 2007 г.)
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования башкирский государственный университет
Печатается в соответствии с решением кафедры вмс и охт (протокол №5 от 12. 2006 г.)
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования башкирский государственный университет
Печатается в соответствии с решением кафедры вмс и охт (протокол №6 от 30. 01. 2007 г.)
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования башкирский государственный университет
Печатается в соответствии с решением кафедры вмс и охт (протокол №6 от 30. 01. 2007 г.)
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский государственный университет»
Ii. Конституционная история прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 10
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет»
Данная программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы