Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет» icon

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет»


Скачать 157.37 Kb.
НазваниеФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет»
Дата публикации29.10.2014
Размер157.37 Kb.
ТипПояснительная записка

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет русского языка и литературы


Итоговая государственная аттестация

по направлению 050300.62 Филологическое образование

профиль 540301 «Русский язык и литература»


Программа

государственного междисциплинарного экзамена


Составители:

доктор филологических наук, профессор А.Б.Удодов,

доктор филологических наук, профессор О.В.Загоровская,

доктор филологических наук, профессор Т.Г.Струкова,

доктор филологических наук, профессор Е.Б. Артеменко,

доктор филологических наук, профессор Дыханова Б.С.,

доктор филологических наук, профессор Шпилевая Г.А.,

кандидат филологических наук, доцент С.И. Доброва,

кандидат филологических наук, доцент Л.К. Лыжова,

кандидат филологических наук, доцент А.Д. Черенкова,

кандидат филологических наук, доцент Е.В. Васильева,

кандидат педагогических наук, доцент Л.Э..Заварзина,

кандидат филологических наук, доцент Е.Е.Рогова,

кандидат филологических наук, доцент М.А.Слинько.


Воронеж 2008


^ Пояснительная записка


1. Данная программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для направления 050300.62 Филологическое образование и учебным планом факультета русского языка и литературы ВГПУ по профилю 540301 «Русский язык и литература».

Содержание программы и тематика вопросов и заданий экзаменационных билетов являются комплексными – в соответствии с избранными разделами из разных учебных циклов, включающими содержание дисциплины:

^ ДН Цикл дисциплин направления

Педагогика.

Технологии и методики обучения русскому языку и литературе.

СД Цикл специальных дисциплин.

Современный русский язык

История русского языка

Русская литература

Зарубежная литература

Литературоведение


2. Государственный экзамен является междисциплинарным – с учетом профильной направленности основной образовательной программы бакалавриата.


3. Государственный экзамен является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО по направлению Филологическое образование.


4. Данная программа соответствует содержанию рабочих программ по дисциплинам, указанным в п. 1, и не содержит вопросов, не включенных в эти программы.


^ Методические рекомендации


Предметной частью структуры экзаменационного билета являются тексты (фрагменты текстов) произведений художественной литературы. Вопросы и задания, прилагаемые к тексту, нацелены на проверку знаний, умений и навыков, формирование которых предусмотрено дисциплинами, указанными в п.1 настоящей Программы.

Структурно-композиционное построение и содержательно-смысловое наполнение ответа экзаменуемого может быть представлено как в устной, так и в письменной, или в аудиовизуальной форме (в зависимости от типа и содержания вопроса или задания). Ответ должен быть конкретизирован прежде всего по отношению к предложенному вопросу (заданию) и соответствующему разделу программы, что не исключает дополнительную демонстрацию знаний, умений, навыков на междисциплинарном уровне.

Во время проведения экзамена выпускникам разрешается пользоваться справочной и методической литературой, техническими и аудиовизуальными средствами, необходимыми для качественного выполнения задания.

В критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки выпускника, входят:

уровень готовности к осуществлению основных видов профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

уровень освоения выпускником материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;

уровень знаний и умений, позволяющих решить типовые задачи профессиональной деятельности;

обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

уровень информационной и коммуникативной культуры.


ВОПРОСЫ

междисциплинарного экзамена для бакалавриата


  1. Объяснить мифопоэтическую семантику выделенных слов

  2. Система склонения в русском языке. Типы склонения имен существительных в истории языка. Приведите примеры из текста.

  3. Определить контекстуальное значение лексемы «идиот» в данном отрывке и обосновать ее сопряженность с заглавием романа.

  4. Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое. Типы сказуемых в русском языке и способы их выражения. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  5. Какая обязательная для житийного канона категория нарушена в этом тексте?

  6. История глагола и глагольных форм. Какие глагольные формы рассматриваются сейчас как самостоятельные части речи? Проиллюстрируйте ответ примерами из текста.

  7. Кому принадлежит данный текст? Что в нем соответствует законам одического жанра, а что им противоречит?

  8. Что нового вносит автор в жанр оды? Прокомментируйте с этих позиций выделенные курсивом строки из оды "Фелица".

  9. Как соотносится данный текст с художественным целым? К какому жанру и стилю его можно отнести?

  10. Лексика русского языка с точки зрения происхождения. Исконно-русская лексика. Иноязычные слова. Старославянизмы в русском языке и их место среди заимствованной лексики. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  11. Определите проблематику этого текста. Как она соотносится со спецификой русского Просвещения?

  12. Парадигматические группировки в лексике русского языка. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  13. В данном тексте укажите признаки элегического жанра.

  14. Исторические изменения в системе гласных русского языка и их последствия в современном русском языке (в особенности в орфографии). Иллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

  15. С опорой на текст укажите на проявления иронии в «Метели».

  16. Причастия и деепричастия в современном русском языке. Образование, грамматические категории и употребление. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  17. 1.Определите семантику гоголевского описания.

  18. Фразеологические единицы русского языка и их основные свойства. Типы фразеологизмов. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  19. Исторические изменения в системе согласных русского языка и их отражение в современном русском языке. Иллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

  20. С опорой на текст укажите на характерные особенности описания в физиологическом очерке.

  21. Строение слова в русском языке. Морфемный состав слова. Виды морфем. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  22. Какая языковая норма отражена в строках: «Великая Москва в языке столь нежна,

  23. / Что А произносить за О велит она».




  1. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Слова категории состояния. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  2. Категория наклонения и времени глагола. Значение и образование. Переносное употребление. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  3. Опираясь на некрасовский текст, прокомментируйте слова «ядреный» и «студеный» с точки зрения характеристики лексики по составу.

  4. Гласные и согласные звуки русского языка. Их характеристика и классификация. Позиционные и комбинаторные изменения звуков в потоке речи. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  5. Сложноподчиненное предложение. Средства связи частей сложноподчиненного предложения. Типы придаточных в сложноподчиненных предложениях. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  6. Служебные части речи, их семантика, функции. Отличие от знаменательных частей речи. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  7. Как бы вы использовали данный текст на уроках русского языка с целью ознакомления учащихся с явлениями языковой системы? С целью развития речи учащихся?

  8. История местоимений в русском языке.

  9. Принципы русской орфографии. Краткие сведения из истории русской орфографии. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  10. Словообразование и формообразование. Способы словообразования в современном русском языке. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  11. Прочитайте диалог: покажите, как в нем реализуется положение о знаковых основах языковой коммуникации, соответственно, о языке как о системе знаков.

  12. Бессоюзное сложное предложение и его типы. Грамматическое значение бессоюзного сложного предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  13. Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи. Спорные вопросы в учении о частях речи. Переходные явления в системе частей речи. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  14. Слово как единица лексической системы русского языка. Лексическое значение слова. Типы лексических значений слов. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  15. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. Устаревшие слова, типы устаревших слов. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  16. Раскройте на материале данного диалога положение о социальном характере языка (языковой системы); положение о том, что речь социальна по функции и индивидуальна по исполнению.

  17. Диалектное членение русского языка. Основные признаки южнорусского и севернорусского наречия. Найдите в тексте иллюстрации к своему ответу.

  18. Понятие об односоставных предложениях. Структура и семантические признаки односоставных предложений в русском языке. Виды односоставных предложений их общая характеристика. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  19. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных в русском языке. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.




  1. Второстепенные члены предложения. Принципы выделения, разряды, способы выражения. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  2. Лексика русского языка с точки зрения ее стилистической окраски. Функционально-стилистическая и экспрессивно-стилистическая окраска слова. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  3. Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола в русском языке. Инфинитив как неспрягаемая форма глагола. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  4. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению и по соотнесенности с другими частями речи в русском языке. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  5. Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению. Типы числительных по составу. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  6. Словари русского языка. Типы лингвистических словарей. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  7. Словари русского языка. Типы лингвистических словарей. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  8. Сложное предложение. Структура и семантика сложного предложения. Средства связи частей сложного предложения. Принципы классификации сложных предложений в русском языке. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  9. Понятие о неполных предложениях в русском языке. Типы неполных предложений. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  10. Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  11. Предложение как коммуникативная синтаксическая единица. Основные признаки предложения. Типы предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и модальности. В ответе используйте примеры из текста. Произведите указанный разбор.

  12. Какова специфика сочетания жанра моралите и философской притчи при воплощении принципа двойного кодирования текста?

  13. В чем специфика положений «эпического театра» и ее реализация в драме (принцип «очуждения», причина отсутствия катарсиса, функция зонгов)?

  14. Какова специфика и приемы формирования подтекста в прозе Э. Хемингуэя (повторы, лейтмотив, недосказанность, изменение фокуса)?

  15. Какова повествовательная стратегия Д.Джойса в специфике «потока сознания» (усложненность мышления Стивена; бытовой вариант мышления Блума, приземленность деталей)?

  16. Охарактеризуйте значение героя для раскрытия идейно-содержательного пафоса повести (на основе анализа портрета ростовщика).

  17. Как сочетаются в поэме Дж.Г.Байрона эпическое и лирическое начала ( образ героя, связь с связь с историей, современная политическая ситуация).

  18. Какую функцию выполняют фантастика и иносказание в изображении реалий политической и общественной жизни Англии в романе Дж. Свифта?

  19. Место и смысловая функция «Пролога на небе» (спора Бога и Мефистофеля о человеке) в трагедии И.В. Гете «Фауст».

  20. Что было принципиально новым в образе Гамлета, «рефлексирующего» героя У. Шекспира?

  21. Какие художественные средства для характеристики персонажей, взаимоотношений между ними и «лагерной» жизни использует автор в приведенном отрывке?

  22. Определите роль пейзажа в сюжетном построении повести и выявите основу образности в описании острова.

  23. Найдите в приведенном стихотворении содержательно-смысловые лейтмотивы и образы, играющие ключевую роль в лирике В. Высоцкого.

  24. Какие особенности «лейтенантской прозы» нашли отражение в предложенном отрывке и какие общие тенденции в военной прозе «второй волны» они выражают?

  25. Каковы функции художественного параллелизма и образной символики в воплощении содержательно-смысловых доминант произведения?

  26. Определите место и функции библейских образов в сюжетно-композиционной организации романа М. Булгакова.

  27. Какими образными средствами передан драматизм звучания стихов А.А. Блока о России?

  28. Какие геополитические и социокультурные процессы в авторском видении отечественной истории отражены образами «птенцов гнезда Петрова»?

  29. Как воплощается проблема человека и природы в художественной конкретике представленного фрагмента?.

  30. Какие содержательно-смысловые лейтмотивы и особенности воплощения авторской позиции отражены в приведенном фрагменте текста?

  31. В чем заключается образно-смысловая специфика лирического героя в раннем творчестве Маяковского?

  32. Какова эстетическая функция образа Наталии? Его наличие подтверждает или отрицает принципиальную новизну чеховского драматургического конфликта?

  33. Какие персонажи в обрамлении к чеховскому рассказу имеют отношение к проблеме футлярности и какие детали на это указывают?

  34. В чем особый смысл неточной даты начала событий, и связана ли эта «неточность» с толстовским принципом изображения духовной жизни личности?

  35. Найдите в данном отрывке лесковские неологизмы-контаминации и определите их символику.

  36. Определите художественную функцию сна Гринева.

  37. Найдите тропы (эпитеты, сравнения и др.), использованные Н.А. Некрасовым в данном фрагменте для подготовки читателя к восприятию народной жизни.

  38. В стихотворении А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» укажите основные признаки лирики, образующие лирический сюжет и обеспечивающие движение лексических пластов.

  39. Найдите в тексте «Грозы» А.Н. Островского конфликтные «точки», обусловившие трагическую развязку.

  40. Найдите в тексте романа И.А. Гончарова «Обломов» признаки жанра идиллии.

  41. Пейзаж и его функции в художественном тексте (на материале романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

  42. Как связаны эти размышления Печорина с ситуацией фаталиста Вулича?

  43. План урока по школьному учебнику.

  44. Опираясь на брехтовский текст, расскажите о категориях индивидуализма и коллективизма в детском коллективе.

  45. Когда и как знакомятся учащиеся с темой "Подлежащее и сказуемое"? Какие умения и навыки должны быть сформированы у учащихся? Подкрепите (подтвердите) свой ответ примерами из текста.

  46. Опираясь на текст, расскажите, как соотносится эмоциональное и рациональное в педагогической профессии.

  47. Учитывая текст, расскажите, какое значение в жизни ребенка имеет общение с животными.

  48. Учитывая текст, раскройте диалектическую сущность личностного и социального компонентов в профессиональной педагогической деятельности.

  49. Как тема "Словари русского языка" отражается в школьных учебниках? Достижению какой общепринятой цели служит? Формированию каких компетенций способствует? Докажите.

  50. Опираясь на текст, расскажите о роли игры в жизни ребенка.

  51. Опираясь на данный фрагмент текста, расскажите о работе с литературно-критическими статьями в процессе изучения литературы в школе.

  52. Расскажите об этапах изучения литературных произведений в школе.

  53. Учитывая данный текст, расскажите об историко-педагогических достижениях Петровской эпохи.

  54. Учитывая текст, дайте определение понятию «педагогический конфликт». Пути его преодоления.

  55. Перечитайте 1 и 2 абзац текста. Определите, какая орфограмма часто встречается в этом отрывке. Выпишите примеры из текста. В каком классе и на каком этапе работы можно использовать этот отрывок? С какой целью?

  56. Используя данный текст, расскажите об анализе литературного произведения по главным компонентам содержания и формы.

  57. Как вы думаете, справедливо ли что в системе образования доминируют женщины?

  58. Используя данный текст, осветите основные аспекты проблемно-тематического анализа литературного произведения в школе.

  59. Опираясь на данный текст, расскажите о приемах изучения эпических произведений в школе.

  60. Основываясь на данном тексте, расскажите о методических приемах, используемых при проведении заключительного урока.

  61. Опираясь на текст, объясните, как поступить, если правда может причинить глубокую боль ближнему? В каких ситуациях учитель имеет право на ложь?

  62. Опираясь на данный текст, расскажите об основных приемах изучения лирических произведений в школе.

  63. Учитывая данный текст, укажите основные пути анализа литературных произведений в школе.

  64. Опираясь на данный текст, расскажите об особенностях изучения драматических произведений в школе.

  65. Какой вид работы по развитию речи вы бы организовали по данному тексту: сжатое изложение или сочинение-эссе (размышление?). Наметьте цели урока, план работы (словарную работу, беседу).

  66. Назовите этапы изучения орфографии в школе. Аргументируйте примерами из текста. Как постепенно должно усложняться содержание изучаемого материала? В каком классе могут быть даны сведения о принципах русской орфографии? От чего зависит ответ на данный вопрос?

  67. Найдите числительные в этом тексте и к ним однокоренные слова. Какое задание и с какой целью можно предложить учащимся? В каком классе? Формированию какой компетенции способствует это задание?

  68. Расскажите, как отразился данный текст в Программе по литературе как документе, определяющем состав и структуру курса?

  69. Опираясь на данный текст, продемонстрируйте методики преподавания литературы как науки во второй половине 20 века.

  70. Опираясь на текст, дифференцируйте понятия «человек» и «личность».

  71. Дифференцируйте понятия «человек» и «личность». В каких Программах по литературе акцентируется необходимость учета личностного аспекта обучения предмету?

  72. Какие синтаксические конструкции составляют основу этого текста? Как эта тема представлена в других учебниках? Продумайте цели, методы и план этого урока.

  73. Расскажите о приемах русской методики в конце 19 – начале 20 вв.

  74. Какие вопросы из темы "Наречия. Категория состояния" вызывают у учащихся затруднения? Какие приемы нужно использовать для разрешения этих затруднений?

  75. Опираясь на текст, поясните, в чем состоят идеи и идеалы педагогической деятельности.

  76. Какой вид описания представлен в данном тексте? Как можно озаглавить текст? Можно ли написать изложение по данному тексту? Наметьте этапы этого урока.

  77. От слов "Но зато..." найдите и выпишите примеры на орфограмму, которая представлена почти в каждой строчке. Классифицируйте эти примеры. Для какой работы в каком классе и с какой целью можно использовать этот отрывок?

  78. Анализ параграфа по теме "Причастия" Какое предложение из второго абзаца можно использовать для углубления материала по этой теме?

  79. Как проблема истории гласных отражается в школьных учебниках? В каких разделах? Какому принципу следуют в таком случае учебники?

  80. Опираясь на текст, раскройте сущность педагогических преобразований во II половине XVIII века.

  81. Опираясь на текст, дайте характеристику педагогики эпохи Просвещения.

  82. Как в школьных программах и учебниках отражается вопрос о лексике с точки зрения происхождения? В каких случаях пригодятся знания о старославянизмах?

  83. Опираясь на текст, продемонстрируйте эвристический метод обучения.



Похожие:

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет» iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет»
Данная программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького»
«Искусствоведение» и 031401 «Культурология», специализации «Музееведение» по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин»...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет» iconФедеральное агенство по образованию РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования башкирский государственный университет тепловые процессы методическое указание по курсу
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет» iconИнформационное письмо федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования башкирский государственный университет
Печатается в соответствии с решением кафедры вмс и охт (протокол №5 от 12. 2006 г.)
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования башкирский государственный университет
Печатается в соответствии с решением кафедры вмс и охт (протокол №6 от 30. 01. 2007 г.)
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ростовский государственный университет»
Ii. Конституционная история прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 10
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования башкирский государственный университет
Печатается в соответствии с решением кафедры вмс и охт (протокол №6 от 30. 01. 2007 г.)
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования башкирский государственный университет
Печатается в соответствии с решением кафедры вмс и охт (протокол №6 от 30. 01. 2007 г.)
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования башкирский государственный университет
Печатается в соответствии с решением кафедры вмс и охт (протокол №6 от 30. 01. 2007 г.)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы