Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская академия правосудия» icon

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская академия правосудия»


Скачать 304.99 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская академия правосудия»
Дата публикации05.10.2014
Размер304.99 Kb.
ТипКурсовая


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»


Центральный филиал


факультет непрерывного образования

по подготовке специалистов для судебной системы


Кафедра государственно–правовых дисциплин


Курсовая работа

по дисциплине «Конституционное право»

Развитие конституционного законодательства в России


Выполнила:

Студентка 2 курса

очной формы обучения

группы 201

Головина Марина.


Научный руководитель:

К.ю.н., доцент

Кистринова О.В


Дата представления работы

1 мая 2012 г.


воронеж

2012

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава1. Дореволюционный период конституционного развития России……………………………………………………………………………5

Глава 2. Советский период конституционного развития России....................10

2.1 Конституция РСФСР 1918 года……………………………………………10

2.2 Конституция РСФСР 1925 года……………………………………………13

2.3 Конституция РСФСР 1937 года……………………………………………14

2.4.Конституция РСФСР 1978 года……………………………………………17

Глава 3. Демократический период конституционного развития России. Конституция 1993 года…………………………………………………………21

Заключение…………………………………………...…………………………25

Список использованной литературы………………………………………….27


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы «Развитие конституционного законодательства в России» состоит в том, что принятие в России в течение 75 лет 20 века пяти Конституций – больше чем во многих странах мира за их новую и новейшую историю – говорит в целом о нестабильности российского конституционализма, обусловленной коренным разрушением, неустойчивостью политических и социально-экономических отношений, что закреплено во всех Конституциях России, изменением правового статуса России, в связи с принятием Конституции РСФСР 1925 года, и вырабатываемой руководящей политической силой.

Цель курсовой работы – исследовать и всесторонне рассмотреть развитие конституционного законодательства России, начиная с дореволюционного периода и заканчивая Конституцией 1993 года.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть развитие конституционного законодательства в дореволюционный период.

2. Рассмотреть и изучить Конституции РСФСР 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 года.

3. Всесторонне рассмотреть и изучить демократический период развития России и Конституцию 1993 года.

Теоретическую основу данной курсовой работы составляют труды

Артемова В.В., Баглая М.В., Гомолы А.И. ,Иванова С.А., Козловой Е.И., Тихомирова Ю.А.

Структура работы включает в себя: введение, основную часть, состоящую из 3 глав и четырех параграфов, заключение, список использованной литературы.

^ ГЛАВА 1. ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ


В данной главе мне хотелось бы рассмотреть такой документ, как Манифест 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», а так же внесение изменений в Основные государственные законы Российской империи.

^ Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (Октябрьский манифест) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн. человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.1

Текст манифеста :

Божиею милостью, Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая и прочая, и прочая. Смуты и волнения в столице и во многих местностях Империи Нашей великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце Наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народным, и печаль народная – Его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей.

Великий обет Царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для Государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, Мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.

На обязанность Правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли:

1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собрания и союзов.

2) Не устанавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку; и

3) установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий, поставленных от Нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе, в 17-й день октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, Царствования же Нашего одиннадцатое.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано: Николай. 1

Сначала манифест вызвал всеобщий энтузиазм. Представители фактически существовавших партий среднего класса расценили манифест как разрешение на легализацию и сформировали две партии - Конституционных демократов (кадетов) и "Союз 17 октября" (октябристы).

Самые многочисленные классы общества манифест не удовлетворил, и началась стачка: забастовщики требовали свободы стачек, амнистии всех пострадавших за свои убеждения и, наконец, созыва Учредительного собрания, которое приняло бы Конституцию.

Новое правительство во главе с С.Ю. Витте было призвано провести манифест в жизнь, но не сумело добиться своего. Император считал, что и так немало уступил "населению" и не мог удовлетворить требования забастовщиков. Стачки по всей стране постепенно переходили в бунты и попытки захвата власти на местах.

23 ноября (по старому стилю) правительство объявило, что введение гражданских свобод откладывается до созыва Думы. Нелегальные партии радикального толка вовсю вели подготовку к вооруженному восстанию, а правительство готовилось это восстание подавить.

Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой.

Манифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной Думы», учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.

Также Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений.

В результате принятия манифеста Императором были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией.

Большевики сразу объявили Октябрьский манифест обманом и призвали все левые силы не признавать его.1

^ Основные государственные законы Российской империи  — свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя Российской империи, включавший в себя предыдущие источники права, конституция России с 23 апреля 1906 по 10 июля 1918 года.

23 апреля 1906 года в Основные законы были внесены изменения в связи с изданием российским императором Николаем II 6 августа 1905 года Манифеста об учреждении Государственной Думы, 17 октября 1905 года Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и 20 февраля 1906 года Манифеста о переустройстве Государственного Совета. В редакции от 23 апреля 1906 Основные государственные законы стали фактически первой конституцией России; они состояли из двух разделов, 17 глав и 223 статей.

Основные государственные законы 1906 года были изданы всероссийским императором и никогда не принимались ни народом ни народными представителями.

В них отсутствовала глава о местном самоуправлении - органами местного самоуправления оставались земские собрания, полномочия которых и избирательное право при выборах в них определялись положением о земских учреждениях.

Избирательное право при выборах в Государственную Думу определялось положением о выборах первое из которых было издано в 1905, второе в 1907 году, в 1917 году были издано положение о выборах во Всероссийское Учредительное Собрание. Согласно положению о выборах в Государственную Думу 1905 года существовал имущественный ценз дававший преимущество средним слоям населения и капиталистам, соответственно в первой и второй государственных думах большинство имели Трудовая Группа и Конституционно-Демократическая Партия. Положение о выборах в Государственную Думу 1907 года имущественный ценз давал преимущество капиталистам и помещикам, соответственно во второй и третьей государственных думах большинство имели Союз "17 октября" и ряд консервативных партий.

После свержение всероссийского императора Николая II его брат Великий князь Михаил 3 марта 1917 года объявил об отказе от принятия титула Всероссийского Императора до принятия основных законов (конституции) Всероссийским Учредительным Собранием избранным на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, то есть Всероссийское Учредительное Собрание должно было представлять интересы большинства населения (то есть крестьян и рабочих). Также было издано новое положение о земских учреждениях - согласно которым земские собрания избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, что делало земские собрания также органами представлявшими интересы большинства населения, к земским собраниям переходило все вопросы местного значения решавшиеся раннее назначаемыми чиновниками (губернаторами и капитан-исправниками), эти положения являлись фундаментом в строительстве новой конституции1

Таким образом, Манифест 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы 1906 г. были важной вехой на пути России к конституционному правовому государству.

^ ГЛАВА 2. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ


2.1. Конституция РСФСР 1918 года


Конституция РСФСР 1918 года — конституция России в 1918 - 1937 гг. Была принята постановлением V Всероссийским съездом советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года. Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти.

Это первая Конституция, принятая вскоре после Октября 1917г., роспуска Учредительного Собрания. Она имела следующие особенности:

1.По сравнению с последующими советскими Конституциями она как первая Конституция российского государства не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, базируясь на первых декретах советской власти, принятых до с середины 1918 года. Данная конституция закрепила формирование принципиально нового советского государства, целью которого являлось построение социализма, изменила коренным образом все государственные структуры власти.

2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Конституция утверждала власть за Советами. Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, не являвшийся постоянным органом и созывавшийся Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов один раз в год на сравнительно небольшой период. Всё остальное время ВЦИК работал без контроля со стороны представительных органов что создавало возможности для злоупотребления им властью вплоть до превращения его в "коллективного монарха" - это особенно ярко выразилось ещё до принятия конституции 1918 года когда ВЦИК (состоял преимущественно из членов и сторонников РКП (б)) в мае-июне 1918 года признал недействительными выборы в советы рабочих и крестьянских депутатов на которых побеждали РСДРП и ПСР, а позже (14 июня 1918 года) и аннулировать мандаты всех членов и сторонников этих партий в действующих советах рабочих и крестьянских депутатов.

Постоянный всероссийский совет рабочих и крестьянских депутатов, который призывало в марте-октябре создать РСДРП(б), так и не был создан. При этом Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов провозглашался полновластным органом - он мог принимать законы, бюджет, устанавливать налоги, ратифицировать международные договоры. Выборы во Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов не были всеобщими - от выборов были отстранены лица живущие на нетрудовые доходы; не были равными - городские советы и сельские советы посылали разное число делегатов; не были прямыми - всероссийский съезд избирался городскими советами и губернскими съездами советов; не были тайными.

Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, государство лишало отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции

3. Конституция 1918г. Отличалась от последующих конституций РСФСР так же значительным числом программных положений , определяя цели, которые в ней провозглашались. Это отно­сится к положениям о федеративном устройстве России, учреж­денном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксирова­нию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. Конституция содержала большое число «целевых» норм.

4.К специфическим чертам Конституции 1918 г. относится то, что ее нормы и положения выходили за рамки внутригосу­дарственного регулирования. Она включала установления, ори­ентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера. Так, в ст. 3 говорилось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации че­ловека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...» В ст. 4 выражалась непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и импе­риализма.

5. Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 г., как открытое признание применения насилия для утвер­ждения принципов нового, социалистического строя, которая не была характерна для последующих советских конституций. Так, в ст. 3 Конституции говорилось об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Кон­ституция закрепляла насильственное уничтожение частной собст­венности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.

6.С точки зрения юридической техники, относящейся к оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 г. была в значи­тельной своей части несовершенной, что объяснялось и объектив­ными факторами. Отсутствие субъектов Федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Таким образом, все отмеченные особенности характеризуют Конституцию 1918 г. как конституцию революционного типа, принятую в ре­зультате насильственного изменения общественного и государст­венного строя, отвергавшую все прежние правовые установления.1


2.2 Конституция РСФСР 1925 года


Конституция РСФСР 1925 года — конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Советской России).

В первоначальном виде содержала 6 разделов, 8 глав и 89 статей. В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР»). Причиной замены Конституции 1918 г. Конституцией РСФСР 1925 г. явилось объединение РСФСР с другими независимыми рес­публиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Последняя устанавливала, что «союзные республики в со­ответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».

Поэтому в постановленииXII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 г., он назван «измененным текстом Конституции».

Преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 г. значительна. В то же время, оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 г. существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев об­щества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без об­щих политических положений .

Были несколько изменены и задачи — в отличие от Конституции РСФСР 1918 года, где ставилась задача «установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах», то в Конституции 1925 года конечной целью было «осуществление коммунизма» и ничего не говорилось о других странах.

В связи с появлением субъектов РСФСР в Конституцию были включены главы, определяющие их статус и полномочия Федера­ции в отношении них.

Последующее конституционное развитие РСФСР уже напря­мую связывалось с принятием новых союзных конституций. При­чем наблюдался процесс все большего совпадения структуры и со­держания конституций республик и Конституции СССР и созда­ния почти единообразного текста конституций всех союзных рес­публик. Поэтому основные черты и особенности последующих конституций РСФСР были полностью производными от соответст­вующих характеристик конституций СССР.


2.3 Конституция РСФСР 1937 года


Конституция РСФСР 1937 года — Конституция России с

1937 по 1978 год. Заменила Всероссийский Съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и ВЦИК СРККиКД постоянным парламентом - Верховным Советом, местные съезды советов рабочих и крестьянских депутатов постоянными органами местного самоуправления - советами депутатов трудящихся.

Принятие Конституции РСФСР 1937 г. явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г. Обновление кон­ституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, по­строение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататор­ских классов и элементов, что привело к значительному расшире­нию социалистической демократии.

Для конституций этого этапа, и СССР, и РСФСР, а также дру-гих союзных республик были характерны следующие черты.

Конституции сохранили, как и прежние, классовую сущ­ность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем упоминалось, в частности, в ст. 2 Конституции РСФСР 1937 г. Однако форма выра­жения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией экс­плуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, рав­ное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Кон­ституция РСФСР 1937 г. впервые закрепила принцип равнопра­вия граждан, однако в весьма усеченном виде. В ее ст. 127 преду­сматривалось равноправие граждан только «независимо от их на­циональности и расы ».

В конституции впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этисх прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась только «в соответствии с интересами трудя­щихся и в целях укрепления социалистического строя». Таким об­разом, эти демократические установления были классово, идеоло­гически ориентированы.

О сохранении классовой сущности всех советских конститу­ций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руковощей роли коммунистической партии, именовавшейся тогда ВКП(б). Норма о партии была введена в Конституцию впервые.В ст. 126 Конституции СССР 1936 г. и в соответствующих статьях Вветитуций союзных республик устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков),являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся , как общественных, так и государственных»

Эта конституционная норма отражала тенденцию превращения партии, по сути, в государственную структуру.1

Конституция РСФСР провозгласила завершение строительства основ социализма. Она закрепляла, как и Конституция СССР все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия труда и средства производства, установление государственного плана, которым определялась вся хозяйственная жизнь государства.

В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя ; избирательная система, система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры.

Конституция подтвердила добровольное объединение с другими республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией.
Значительно полнее в Конституции РСФСР 1937 года отражены нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству. Появились отдельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР. Об органах государственной власти автономных областей. Впервые закреплена норма о национальных округах. Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. И хотя социалистическая идеология пронизывает Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12, 129, 130 и другие), в ее тексте уже нет откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Политическая система установленная Конституцией 1937 года практически не была изменена Конституцией 1978 года и просуществовала до 1990 года.1


2.4.Конституция РСФСР 1978 года


Последующее развитие конституционной системы СССР осу­ществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР , на основе которой в 1978 г. была принята Конституция РСФСР и конституции в других союзных республиках

На протяжении своего 15-летнего срока действия Конститу­ция 1978 г. претерпевала значительные изменения. Это касалось нё только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной рес­публики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным образом. Вот поче­му ее характеристика имеет различное содержание применитель­но к тому или иному периоду ее действия.

В первые 10 лет (до начала периода, получившего название «пе~ рестройка») новая конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР 1978 г., характеризовалась следующими чертами.

Принятие всех конституций этого периода должно было от­разить новый этап, в который, как утверждалось, вступило совет­ское общество — этап «развитого социализма», означавшего пре­вращение советского государства из государства диктатуры пролег ; тариата в общенародное государство, что прямо закреплялось й первых статьях всех конституций. В связи с этим как в союзнущ конституцию, так и в конституции республик впервые было введей но понятие «народ»; именно он объявлялся субъектом, которому принадлежит вся власть.

Несмотря на утверждение об общенародном характере госу­дарства, конституции не утрачивали классового характера. Та­кая трактовка сущности конституции была общепринятой в по! литической и' государственно-правовой литературе, поскольку и доя диктатуры пролетариата была преобразована в Идею о веду! щей роли рабочего класса. Это подтвердилось и тем, что, например в преамбуле Конституции РСФСР 1978г. Говорилось о сохранении в ней приемствености идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г., Конституции РСФСР 1925 г., Конституции РСФСР 1937г.

Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они еще более усилили правовую форму закрепления роли комму­нистической партии, которая, как отмечалось, является «руково­дящей и направляющей силой советского общества, ядром его по­литической системы, государственных и общественных организа­ций» (ст. 6 Конституции СССР 1977 г. и ст. 6 Конституции РСФСР 1978г.) Была выделена самостоятельная статья о партии, причем включенная в гл. 1 Конституции СССР (в прежней — статья о пар­тии включалась в гл. X и положение о ней составляло часть ст. 126). Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли коммунистической партии как единственной основы всей го­сударственной структуры.

В конституциях сохранялась и классовая ориентирован­ность демократии, которая именовалась «социалистической демо­кратией». Однако рамки ее были значительно расширены. Утвер­ждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и ха­рактера занятий, места жительства, чего не было в прежних кон­ституциях.

Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья, и др. Впервые закреплялось положение о том, что наибо­лее важные вопросы государственной жизни выносятся на всена­родное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование. Также впервые в преамбулу Конституции РСФСР 1978 г. было включено положение о том, что Конституцию принимает и провоз­глашает народ Российской Федерации.

Конституция РСФСР вслед за Конституцией СССР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 г. в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы.

Все это свидетельствовало о значительном расширении предмета конституционной регламентации, более совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов.

Что касается положений Конституции РСФСР о ее федера­тивном устройстве, то можно отметить следующие новые момен­ты. В Конституции не было предусмотрено утверждение органами РСФСР конституций автономных республик, национальные окру­га были преобразованы в автономные и впервые перечислены; по­высился уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (указано, что их статус определяется зако­ном РСФСР, а ранее предусматривалось Положение о них).

Конституция 1978 г. впервые в прямой форме установила, что РС4ФСР является суверенным государством.

Такова основная, но далеко не полная характеристика Консти­туции РСФСР 1978 г. на первом этапе ее действия.

Таким образом, она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей – советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития – построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов. 1


^ ГЛАВА 3. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1993 ГОДА


С конца 80-х гг. в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка), который затронул и сферу государственного права. Этот процесс был связан с именем М. С. Горбачева. Наиболее важным шагом было разрушение монополии КПСС на руководство обществом и государством - отмена ст. 6 Конституции СССР, а затем и соответствующей статьи Конституции РСФСР.

Государственно-правовые реформы начались с создания органов народного представительства (Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР). Эта двухзвенная система на первом этапе имела прогрессивное значение, ибо позволила создать начала свободного парламентаризма. Съезд, однако, по своей структуре был организацией корпоративного типа, в нем по заранее утвержденной квоте были представлены КПСС, профсоюзы, комсомол, другие общественные организации Но все же он выявил демократический потенциал страны, выдвинул плеяду решительных борцов за демократические перемены (А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. А. Собчак, Ю. А. Афанасьев и их народных депутатов избрал Президентом СССР М.С. Горбачева.

Начался процесс расширения прав союзных республик. 1990 г. был провозглашен суверенитет РСФСР, а 12 июня 1991 г. впервые всенародно избран ее Президент - Б.Н. Ельцин. Августовский путч 1991 г., организованный сторонниками возврата к прошлому, закончился провалом, он дал толчок к суверенизации всех союзных республик, сорвав подписание подготовленного проекта договора о конфедеративном союзе этих республик. Произошел распад СССР на пятнадцать независимых государств. Большинство из них, включая Россию, позже образовали Содружество Независимых Государств (СНГ).

После провозглашения России суверенным государством в соответствии с волей народа была проведена демократизация ряда институтов конституционного права. В конституциях России и республик были исключены из официального названия государств слова "советское" и "социалистическое". Появились важные новеллы в механизме государственной власти: введен институт президентства, учреждены двухпалатный Верховный Совет и Конституционный Суд. Избирательная система приобрела демократический характер, расширились права в местных органах власти.1

В то же время, разделение властей было проведено непоследовательно, в целом система власти сохраняла многие черты прежней, советской системы, когда Советы всех уровней формально контролировали все и вся, ни за что не отвечая. Но, если прежде при реальном всевластии КПСС эта сторона дела отодвигалась на второй план, то теперь именно Советы, освобожденные от однопартийного диктата, начали чинить препятствия исполнительной власти, срывая проведение реформ. Тон в этом задавал Съезд народных депутатов России, избранный в годы диктатуры партии и под ее решающим влиянием, а также созданный из части народных депутатов Верховный Совет.

В 1992-1993 гг. между Президентом и Верховным Советом стали назревать серьезные разногласия, которые разрешились острым конституционным кризисом. 21 сентября 1993 г. Президент издал Указ № 1400, которым приостановил деятельность Верховного Совета и объявил о проведении новых выборов. 3-4 октября произошли трагические события, связанные с применением силы обеими сторонами, после чего на всенародное обсуждение была вынесена новая Конституция, которая и была принята в ходе референдума 12 декабря 1993 г. Одновременно были проведены выборы в новые органы государственной власти (Государственную Думу и Совет Федерации). Этим завершился конституционный кризис, а в стране установилась новая форма правления.

С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России. По сути, формируется конституционное право, соответствующее избранному народом курсу на отказ от тоталитаризма и строительство демократического государства. Демократическое конституционное право вводит сложные отношения между различными политическими группами в русло порядка, обеспечивающего как твердость власти, так и свободу для оппозиции. Институт гражданских прав и свобод получает такое развитие, которого никогда не было в истории России.1


Конституция 1993 года.


Конституция Российской Федерации принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Основные черты характеризуют конституцию как специфическую реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь концентрированным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.

Характерной чертой Конституции 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.

К характерной черте Конституции Российской Федерации 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона России. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права .1

Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации - бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

Таким образом, можно сделать вывод: юридическая природа Конституции Российской Федерации проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции России характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач.

В процессе написание курсовой работы были сделаны следующие выводы :

1. Манифест 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы 1906 г. были важной вехой на пути России к конституционному правовому государству.

2. Конституция 1918 г. как конституция революционного типа, принятая в ре­зультате насильственного изменения общественного и государст­венного строя, отвергала все прежние правовые установления.

3. Конституции 1925 года конечной целью было «осуществление коммунизма». Последующее конституционное развитие РСФСР уже напря­мую связывалось с принятием новых союзных конституций. При­чем наблюдался процесс все большего совпадения структуры и со­держания конституций республик и Конституции СССР и созда­ния почти единообразного текста конституций всех союзных рес­публик. Поэтому основные черты и особенности последующих конституций РСФСР были полностью производными от соответст­вующих характеристик конституций СССР.

4. Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Политическая система установленная Конституцией 1937 года практически не была изменена Конституцией 1978 года и просуществовала до 1990 года.

5. Конституция 1978 г. воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей – советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития – построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.

6. Юридическая природа Конституции Российской Федерации проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции России характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена.

^ CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Артемов В.В. История Отечества : С древнейших времен до наших дней : учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений /В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 11-е., изд.,стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 548 с.

  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М.В. Баглай. - 6-е изд. изм. и доп. – М. : Норма, 2007. – 395 с.

  3. Гомола А.И. История государства и права России : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /А.И. Гомола. – М. : Мастерство . - 2003. - 455 с.

  4. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации : монография /С.А. Иванов. - М. : Народный учитель, 2002. – 368 с.

  5. Козлова Е.И. Конституционное право России : учебник /Е.И. Козлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ,2004. – 530 с.

  6. Тихомиров Ю.А Правовые акты : учеб-практ. пособие /Ю.А. Тихомиров. - М. : Юрид. колледж МГУ, 1995. - 550 с.




1 Артемов В.В. История Отечества : С древнейших времен до наших дней : учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений / В.В.Артемов,Ю.Н. Лубченков. – 11-е., изд.,стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С.118

1 Кравец H.A. Конституционализм и российская государственность в начале XX века.: учебное пособие./ Н.А.Кравец .-М.: ИВЦ «Маркетинг», Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2006 .- С.116

1 Артемов В.В. История Отечества : С древнейших времен до наших дней : учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений / В.В.Артемов,Ю.Н. Лубченков. – 11-е., изд.,стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С.251



1 Гомола А.И. История государства и права России: Учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования . – М.: Мастерство, 2001. – С.102.

1 Козлова Е.И. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Юристъ,2004. – С.41.

1 Козлова Е.И. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Юристъ,2004. – С.45.


1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.-5-е изд., изм. и доп. – М.: Юристъ,2006.-С.378.

1 Козлова Е.И. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Юристъ,2004. – С.52.


1 Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография.- М.: Народный учитель, 2002. – С.275.



1 Тихомиров Ю.А Правовые акты: Учеб-практ. пособие. - М.: т Юрид. колледж МГУ, 1995. – С.78.

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – С.112.





Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская академия правосудия» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская академия правосудия»
Дореволюционный период конституционного развития России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская академия правосудия» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская академия правосудия» iconАтельное учреждение высшего профессионального образования «российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская академия правосудия» iconПрофессионального образования «российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации» липецкий филиал утверждаю
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская академия правосудия» iconПравила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина» в 2012 году
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская академия правосудия» iconРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации волгоградский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская академия правосудия» iconЕни пгниу федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «пермский государственный национальный исследовательский университет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская академия правосудия» iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный технический университет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская академия правосудия» iconФедеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования финансовый университет при правительстве российской федерации
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская академия правосудия» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российская академия правосудия» iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы