Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям icon

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям


Скачать 294.8 Kb.
НазваниеФинансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям
Дата публикации11.08.2013
Размер294.8 Kb.
ТипЛекция

Лекция 1,2


Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется законом Российской Федерации. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов — нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой.


^ По юридической природе финансово-правовые акты делятся на а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой Российской Федерации, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и б) подзаконные. Это наиболее многочисленная группа финансово-правовых актов. Сюда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.

Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (законы и постановления Государственной Думы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т. д.).

^ В зависимости от характера предписания, содержащегося в финансовом акте, они делятся на финансово-плановые и разовые. Финансово-плановый акт закрепляет план, в соответствии с которым осуществляется аккумулирование и использование финансовых ресурсов государства, муниципального образования, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций. Разовый финансовый акт служит основанием однократного совершения действия, направленного на мобилизацию или расходование денежных средств.

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития. Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

К финансово-плановым актам относятся: а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; б) финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов; в) финансово-кредитные и кассовые планы банков; г) финансовые планы страховых организаций; д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на сметно-бюджетном финансировании.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения – правовым актом министерства, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Под предметом финансового права принято понимать общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, т. е. в процессе функционирования публичных финансов.

Однако предмет финансового права составляют не все названные общественные отношения, а только те из них, которые направлены на реализацию функций государства и муниципальных образований и выполнение стоящих перед ними задач. Мобилизация и расходование финансовых ресурсов в названных направлениях составляют финансовую деятельность государства и муниципальных образований. Отношения, складывающиеся в процессе создания распределения и использования фондов денежных средств хозяйствующих субъектов и населения финансовым правом не регулируются. Они, как правило, составляют предмет гражданского, трудового или иных отраслей частного права, либо вообще непосредственное правовое воздействие на них не оказывается.

Общественные отношения, составляющие предмет финансового права в зависимости от используемых методов финансовой деятельности государства и муниципальных образований следует разделить на следующие виды:

  • общественные отношения по мобилизации денежных ресурсов;

  • общественные отношения по использованию денежных ресурсов;

  • общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления финансового контроля.

По содержанию рассматриваемые общественные отношения делятся на:

  • бюджетные отношения;

  • налоговые отношения;

  • отношения по получению неналоговых доходов государства и муниципальных образований;

  • отношения по государственному и муниципальному долгу;

  • отношения по сметно-бюджетному финансированию;

  • отношения по внебюджетному финансовому обеспечению деятельности государственных и муниципальных организаций;

  • отношения по государственному и муниципальному кредиту;

  • обязательное страхование;

  • денежное обращение и расчеты;

  • валютные отношения.

Сущность любой отрасли права выражается в ее принципах. Принципы финансового права – это основополагающие идеи, объективно обусловленные и закрепленные в его нормах, которые выражают сущность, содержание и особенности регулирующего воздействия на общественные отношения, составляющие предмет финансового права.

В принципах выражается отношении людей к праву в качестве социальной ценности. Поэтому в них концентрируется заинтересованность отдельных групп людей наделить свое право такими свойствами, которые в наибольшей степени могли бы удовлетворить их потребности. Не является исключением и финансовое право, представляющее собой самостоятельную отрасль российского права, которой присущи как общие черты, свойственные праву вообще, так и определенная специфика, отличающая лишь данную отрасль права.

Значение принципов российского финансового права заключается в том, что они:

  • содействуют объединению норм и институтов финансового права в единую систему, позволяя в дополнение к предмету и методу правового регулирования индивидуализировать его как самостоятельную отрасль российского права;

  • выражая наиболее важные начала финансового права, служат исходной точкой для толкования его норм, уясняя их смысл и значение;

  • характеризуя основные черты российского финансового права, служат отправным положением при их сопоставлении с аналогичными правовыми образованиями иностранных государств.

Среди общих принципов финансового права следует выделить:

  1. Принцип единства финансовой системы Российской Федерации. Единство финансовой системы является необходимым условием единства государства. Определяется же оно единством бюджетной, налоговой и денежной систем государства, а также недопущением установления таможенных границ внутри государства и недопустимостью создания иных преград свободному передвижению товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов между отдельными регионами1.

  2. Принцип гласности. Названный принцип реализуется через открытость движения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, что достигается путем установления процедуры доведения до сведенья граждан, в том числе с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их исполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности государственных и муниципальных организаций, а также др. 2

  3. Принцип плановости в создании, распределении и использовании фондов денежных средств государства и муниципальных образований. В соответствии с этим принципом мобилизация и расходование финансовых ресурсов осуществляется в соответствии с принятым в установленном порядке финансово-плановым актом.

  4. Принцип целенаправленного распределения и использования финансовых ресурсов. Этот принцип неразрывно связан с предыдущим и состоит в том, что предоставленные субъектам финансового права денежные средства на определенные финансово-плановым актом цели не могут быть использованы в иных направлениях.

  5. Принцип соблюдения финансовой дисциплины. Рассматриваемый принцип является одной из форм реализации общеправового принципа законности. Под финансовой дисциплиной же следует понимать обязательное для вех участников финансовых отношений подчинение установленному порядку и правилам в процессе осуществления деятельности по мобилизации и использованию финансовых ресурсов.

  6. Принцип добровольности исполнения финансовых обязанностей. Руководствуясь указанным принципом и предполагая добросовестность субъектов финансового права, государство предоставляет им возможность исполнить возложенные на них обязанности самостоятельно, но при этом в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения государство оставляет за собой право в установленном законом порядке применить к правонарушителям меры государственного принуждения3.

  7. Принцип использования финансовых прав и исполнения обязанностей под контролем финансовых органов государства и муниципальных образований, а также кредитных организаций. Особенность финансовых отношений состоит в том, что неотъемлемым их участником является компетентный орган государственной власти или местного самоуправления, либо специально уполномоченная кредитная организация, которые если непосредственно и не принимает в данном правоотношении участия, то, по крайней мере, осуществляет контроль за ним4. Рассматриваемый принцип является выражением контрольной функции финансов.

  8. Принцип неотвратимости ответственности за финансовое правонарушение. За нарушение финансовых прав и неисполнение соответствующих финансовых обязанностей компетентные органы применяют предусмотренные финансовым законодательством санкции5. Это стимулирует участников финансовых правоотношений к соблюдению требований финансовой дисциплины, способствует укреплению законности в сфере финансов и рациональному использованию финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права, представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством в лице Российской Федерации и ее субъектов и муниципальными образованиями финансовой деятельности, состоящей в планомерном образовании денежных фондов, распределении и использовании их средств, необходимых для реализации функций российского государства и местного самоуправления, а также выполнения стоящих перед ними задач.
^

Место финансового права в системе российского права


По вопросу о месте финансового права в системе российского права в юридической науке преобладает мнение, что оно представляет собой самостоятельную отрасль, которая характеризуется собственными предметом, методом и принципами, имеет особенности в реализации прав и обязанностей6. Эта точка зрения представляется верной с учетом рассмотренных выше особенностей финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предмета и метода регулирования, а также механизма финансово-правового регулирования, который будет рассмотрен ниже.

Финансовое право также тесно взаимосвязано с административным правом. Объясняется это тем, что установленные административно-правовыми нормами принципы исполнительной и распорядительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в большей части распространяются и на финансовую деятельность государства и муниципальных образований. Финансовое и административное право имеют схожие методы правового регулирования, в основе которых лежит обязанность одной стороны (гражданина или организации) подчинится властному распоряжению другой (действующего от имени государства органа и должностного лица). Отличие же между финансовым и административным правом лежит в предмете регулирования. Если в основе предмета административного права лежит государственное управление, то основу предмета финансового права составляет финансовая деятельность государства и муниципальных образований, направленная на мобилизацию и использование их финансовых ресурсов.
^

Система и источники финансового права


Финансовое право состоит из множества финансово–правовых норм, которые в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Например: источники налогового права, ответственность за налоговые правонарушения – это институты, а налоговое право – это раздел, подраздел, подотрасль финансового права, но не отрасль. Н.И. Химичева в системе финансового права выделяет части, разделы, подотрасли и институты.

Система финансового права – объективно обусловленная система общественных отношений, внутреннее его строение, расположение финансово – правовых норм в определенной последовательности и объединение их в институты и подразделения финансового права.

Финансовое право в зависимости от соотношения регулируемых общественных отношений и юридических норм, его составляющих состоит из двух частей: общей и особенной.

Общая часть финансового права включает в себя юридические нормы, которые в равной степени применяются для регулирования всех или, по крайней мере, большинства общественных отношений, составляющих предмет финансового права, будь то бюджетные, налоговые, валютные или иные отношения. Нормы общей части устанавливают основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, ее функции и задачи, формы и методы осуществления, правовые основы финансового контроля, определяют особенности ответственности за нарушение финансового законодательства, а также закрепляют присущие всем институтам финансового права принципы.

Особенная часть финансового права состоит из норм, которые применяются для регулирования отдельных общественных отношений в сфере: бюджета, налогообложения и иных государственных и муниципальных доходов, государственных расходов и бюджетного финансирования, денежного обращения, валютного регулирования, государственного и муниципального кредита, государственного и обязательного страхования и т.д. Каждый из названных видов общественных отношений является относительно самостоятельным и потому регулируется специальными юридическими нормами, которые в своей совокупности образуют институты финансового права.

Особенная часть финансового права России объединяет такие правовые институты как:

  • бюджетное право;

  • право государственных и муниципальных доходов и расходов;

  • налоговое право;

  • право бюджетного финансирования;

  • правовые основы государственного и муниципального кредита;

  • правовые основы денежного обращения;

  • правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.

Частично в состав финансового права входят такие комплексные правовые образования как банковское и страховое право. Так, нормами финансового права регулируются следующие отношения, составляющие предмет банковского права:

  • банковский надзор и контроль;

  • государственное регулирование безналичных расчетов и банковского кредита.

Также нормами финансового права, образующими три самостоятельных института, регулируются такие страховые и смежные с ними общественные отношения, как обязательное страхование, государственное страхование и обеспечение финансовой устойчивости страховщиков.

Из сказанного следует вывод, что система финансового права представляет собой совокупность относительно самостоятельных, но взаимодействующих юридических норм и их объединений (финансово-правовых институтов), в основе которой лежит деление на общую и особенную части. При этом каждый институт финансового права имеет специальный предмет регулирования, а также ряд особенных, присущих только ему целей, задач и приемов регулирования.

Под источником права принято понимать форму выражения и закрепления юридических норм. В этом смысле источником финансового права являются различные нормативные правовые акты: законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты органов государственной власти и местного самоуправления, составляющих финансовый аппарат России.

Основным законом Российской Федерации является Конституция, которая была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В качестве основного закона Конституция является источником всех отраслей Российского права и служит юридической базой их развития и совершенствования. При этом Конституция РФ закрепляет ряд норм непосредственно регулирующих финансовые отношения. Так ст. 8 закрепляет принцип единства экономической системы Российской Федерации, ст. 35 – право частной собственности, ст. ст. 71-72 определяет предметы веденья Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и, в сфере финансов, кроме того, Конституция РФ устанавливает компетенцию высших органов государственной власти Российской Федерации и т.д.

Финансово-правовая норма – это установленное государством и закрепленное в нормативных актах правила поведения сторон по поводу образования, распределения и использования денежных фондов для реализации стоящих перед государством целей и задач.

Классификация финансово-правовых норм может быть осуществлена по следующим основаниям:

  1. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности для участников финансовых отношений.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение какого-либо действия.

Уполномочивающие нормы устанавливают определенные права для участников финансовых отношений. реализация которых зависит от действий самого участника.

Следует сказать, что большинство финансово-правовых норм имеет обязывающий характер.

  1. В зависимости от содержания нормы финансового права подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансовые правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов финансовых правоотношений, компетенцию и структуру органов управления финансами.

Процессуальные финансовые правовые нормы определяют порядок деятельности субъектов финансовых правоотношений.

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. которое может быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Субъект финансовых правоотношений – это реальный участник финансовых правоотношений.

Особое значение имеет классификация финансовых правоотношений в зависимости от характера общественных отношений, лежащих в их основе. Так, среди финансовых правоотношений следует выделить:

  • бюджетные правоотношения;

  • налоговые правоотношения;

  • валютные правоотношения;

  • правоотношения, складывающиеся в процессе осуществления финансового контроля;

  • кредитные правоотношения;

  • страховые правоотношения;

  • и другие.
^

Субъекты финансовых правоотношений


Финансовые правоотношения могут быть классифицируемы по различным основаниям: по субъектам, объектам и по характеру общественных отношений.

Субъекты финансового права обладают разной правоспособностью. В зависимости от содержания правоспособности выделяются несколько категорий субъектов финансового права:

  • Российская Федерация;

  • субъекты Российской Федерации;

  • муниципальные образования;

  • государственные органы и их должностные лица;

  • органы местного самоуправления и их должностные лица;

  • организации (российские и иностранные);

  • граждане (российские, иностранные, лица без гражданства).

  • Защита прав и законных интересов субъектов финансово-правовых отношений осуществляется в административном и судебном порядке.



Лекция 3.


Предметом налогового права являются налоговые отношения. Налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, имеющие властный характер, возникающие в процессе установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды; осуществления налогового контроля; применения мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства; обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Первым требованием является то, что налоги и сборы должны быть установлены надлежащим субъектом и в надлежащей форме.
^

Порядок установления и введения налогов. Налоговый закон


Федеральные налоги и сборы могут быть установлены исключительно федеральным законодательным органом и исключительно в форме федерального закона (постановление КС РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П).

Во-вторых, устанавливаемые налоги и сборы должны быть предусмотрены статьями 13, 14 и 15 НК РФ (определение КС РФ от 9 апреля 2002 г. № 82-О).

В-третьих, законы о налогах и сборах должны приниматься с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры и вводиться в действие в соответствии с действующим законодательством. Особое значение имеет положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п.6 ст.3 НК).

Установление налога означает определение налогоплательщиков и элементов налогообложения: объекта налога, налоговой базы, налогового периода, ставки, порядка исчисления и сроков уплаты.

В настоящее время ст. 9 НК РФ относит к участникам налоговых правоотношений всего четыре категории лиц:

1) налогоплательщики (плательщики сборов);

^ 2) налоговые агенты;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

^ 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

К числу налогоплательщиков и плательщиков сборов относятся организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по уплате соответственно налогов и (или) сборов (ст. 19 НК РФ);

3) субъекты, содействующие уплате налогов и сборов (налоговые агенты, банки, органы, осуществляющие сбор налогов). Налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (ст. 24 НК РФ).


^ Понятие и сущность финансового контроля

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой является финансовый контроль, необходимость, сущность и значение которого имеют конституционное закрепление. На современном этапе финансовый контроль претерпевает серьезные изменения, что связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, формированием разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач с необходимостью предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

В наиболее общем виде под финансовым контролем следует понимать контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использование денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления.

Объектом финансового контроля является, прежде всего, денежное отклонение, возникающее при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и непроизводственной сфере, во всех звеньях финансовой системы. Однако, диапазон действия финансового контроля включает в себя также проверку целого комплекса хозяйственных отношений. Вполне основательно отмечается, что в ряде случаев финансовый контроль бывает сложно отделить от контроля хозяйственного, поскольку в большинстве хозяйственных операций находят свое отражение отдельные элементы хозяйственной деятельности7. Контроль за формированием таких финансовых показателей, как себестоимость, прибыль и др. предполагает анализ разных аспектов производственной, снабженческой и сбытовой деятельности предприятия.

Значение финансового контроля находит свое отражение в задачах, решаемых в процессе осуществления контрольно-проверочных действий. Важнейшей из них является обеспечение законности и дисциплины всех участников финансовых правоотношений.

В статье 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделяются такие формы финансового контроля, как предварительный, текущий и последующий контроль.

Внутренний и внешний.

Далее фин. контроль……


Лекция 4. Бюджетная система РФ

^

4.1. Понятие и социально-экономическая роль государственных и местных бюджетов


Государственный бюджет как централизованный денежный фонд, предназначенный для финансового обеспечения государевых, а затем и государственных нужд, возникает практически с появлением государства.

Бюджет нормандское слово (bougette), возможно происходящее от латинского bulga, которое буквально означает «кожаный мешок». В таком мешке в английском парламенте вносились акты, касающиеся государственной росписи. Если не предварительные росписи, то финансовые счета существовали в Англии уже в первые годы нормандского владычества. Во всяком случае, в подписанной в 1215 г. Великой хартии вольностей уже предусматривалось, что король без согласия парламента не может налагать подати, т.е. ограничивалась возможность установления им дополнительных источников бюджетных доходов.

На Руси отношения по поводу формирования системы централизованных доходов и расходов сформировались несколько позже, что было связано с неразвитостью денежной системы, а, затем, - и с татаро-монгольским игом. Отмечается, что годом рождения бюджетной системы России можно признать 1327 год, когда Иван Калита, великий князь московский (около 1296-1340 г.г.), получил от Орды не только ярлык на великое княжение Владимирское - символ верховной власти на Руси, но и, впервые, право собирать дань с русских княжеств.

Легальное определение бюджета в современном российском праве не отличается устойчивостью.

В ст.1 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года под бюджетом понималась форма образования и расходования денежных средств для функционирования органов государственной власти.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 2000 г., бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, существование бюджета перестало увязываться лишь с необходимостью финансирования государственных органов, кроме того, учитывается обособление органов местного самоуправления от системы органов государственной власти (п. 2 ст. 3, ст.ст. и, 12, 132 Конституции РФ).

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 318-ФЗ) ст. 6 Кодекса изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2008 г., согласно которой бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.


Бюджет может быть рассмотрен в трех аспектах:

в материальном смысле;

как экономическая категория;

как правовая категория.

С материальной точки зрения бюджет можно рассматривать как фонд денежных средств, находящихся в распоряжении государства или муниципального образования, имеющий соответствующую количественную и качественную определенность. В силу внесенных с 1 января 2008 г. изменений в легальное определение бюджета, в БК РФ бюджет понимается именно в материальном смысле, т.е. как фонд денежных средств, выступающий формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Сущность бюджета раскрывается не через его материальную оболочку, количественную характеристику, хотя это и важная сторона, а через содержание тех общественных отношений, которые возникают в связи с его функционированием, что требует рассмотрения бюджета как экономической категории, определяющей бюджет как явление, выполняющее свойственные ему функции. В этом ракурсе бюджет предстает как системно упорядоченная совокупность экономических (денежных) отношений, посредством которых осуществляется формирование и использование централизованного фонда денежных средств национально-государственного либо административно-территориального образования. Суть регулятивной функции заключается, в первую очередь, в том, что через нее реализуется общественное назначение бюджета - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения. В процессе реализации регулятивной функции бюджета осуществляется распределение национального дохода, совокупного общественного продукта, национального богатства. Кроме того, с использованием механизмов бюджетного регулирования государство получает возможность стимулирования социально значимых явлений и процессов

Контрольная функция бюджета заключается в контроле за распределением общественного продукта на фонды и расходованием их по целевому назначению. То есть, посредством реализации данной функции бюджета общество получает сведения о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают финансовые ресурсы в распоряжение субъектов хозяйствования, насколько экономно и эффективно они ими используются, имеет возможность наблюдать финансовые потоки в государстве с целью своевременного вмешательства.

Понимание бюджета как категории права связано с необходимостью правового оформления характеристик денежного фонда публичного образования, а также юридического закрепления прав и обязанностей участников отношений, возникающих в процессе образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В этом случае бюджет должен пониматься как финансово-плановый акт, утверждаемый в установленном законом порядке соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления.

Бюджет как основной финансовый план обладает рядом признаков:

во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом, так как его показатели охватывают практически все области и сферы экономического и социального развития;

во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Данная координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов (например, смет министерств).

При этом нельзя путать финансово-плановый акт как способ оформления фонда бюджетных средств с юридической формой его закрепления – нормативным правовым актом высшей юридической силы.

Чтобы бюджет приобрел юридическое значение необходимо соблюдение установленной правовой формы. Ст. 11 БК РФ устанавливает, что федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Изложенное позволяет сформулировать следующее обобщающее определение.

Бюджет - это централизованный фонд денежных средств,

являющийся собственностью соответствующего государственного или муниципального образования,

образуемый и используемый посредством системы императивных экономических (денежных) отношений по распределению и перераспределению национального дохода страны в интересах финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления,

показатели которого закрепляются в виде финансового плана, имеющего универсальный и координирующий характер, утверждаемого правовым актом высшей юридической силы соответствующего представительными органами государственной власти (местного самоуправления).

Соответственно распределению власти и территориальному устройству государства в Российской Федерации правом на бюджеты обладают: Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования. Статья 10 БК РФ устанавливает трехуровневую структуру бюджетной системы РФ, характерную для федеративного государства.

^ Первый уровень бюджетной системы РФ образует федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ.

Ко второму уровню относятся бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Третий уровень составляют местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

На основании норм ст.ст. 6, 13, 14, 15 БК РФ можно сформулировать следующие определения.

^ Федеральный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, т.е. обеспечение платежеспособности государства в целом. Он определяет финансирование государства, без которого невозможны его нормальное функционирование и развитие.

^ Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) также представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций субъектов Федерации, отнесенных к предметам их ведения.

^ Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для финансирования деятельности административно-территориальных образований. Правом на местный бюджет имеют только те административно-территориальные единицы, которые имеют статус муниципальных образований. Отдельные населенные пункты, другие территории, не являющиеся муниципальными образованиями, могут иметь сметы доходов и расходов, которые в силу ст. 15 БК РФ могут быть предусмотрены в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений.

В бюджетном законодательстве также используется понятие консолидированного бюджета, представляющего собой свод бюджетов разного уровня.

Легальное определение бюджетной системы содержится в ст. 6 БК РФ: «бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по ним. Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Налоги и сборы являются основными источниками формирования федерального, региональных и местных бюджетов. Принципы и система налогообложения в Российской Федерации имеют конституционную основу.

К неналоговым доходам относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы (ст. 41 БК РФ).

К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита (ст. 6 БК РФ).

Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти.

Важнейшими источниками финансирования (покрытия) дефицита бюджета являются заимствования.

Государственные заимствования по источнику и валюте получения подразделяются на внутренние и внешние.

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по видам долговых обязательств.

Статья 28 БК РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, введенного в действие с 1 января 2000 г., содержит более полный перечень принципов бюджетной системы РФ, в соответствии с которыми должны осуществляться бюджетный процесс, бюджетные правоотношения.

Таким образом, согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

  1. единства бюджетной системы Российской Федерации;

  2. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

  3. самостоятельности бюджетов;

  4. равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

  5. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

  6. сбалансированности бюджета;

  7. результативности и эффективности использования бюджетных средств;

  8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

  9. прозрачности (открытости); (гласности);

  10. достоверности бюджета;

  11. адресности и целевого характера бюджетных средств;

  12. подведомственности расходов бюджетов;

  13. единства кассы




1 Ст. 8 Конституции РФ, принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием; ст. 29 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с посл. изм.); ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с посл. изм.)

2 См. например: ст. 36 Бюджетного кодекса РФ.

3 См. например: ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

4 См. например: ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

5 См. например: Раздел VI Налогового кодекса Российской Федерации

6 См. например: Финансовое право. / Под ред. Н.И. Химичевой. — С. 40 – 41; Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. — М.: Юристъ, 1999. — С. 39; Советское финансовое право. — М., 1982. — С. 34-39; Советское финансовое право. — М., 1978. — С. 29 — 30.

7 Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. — М., 1989. — С. 24.



Похожие:

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям iconФинансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям
В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям iconПервое. Кто может получать субсидию?
Субсидия- пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счет государственного или местного бюджета, а также специальных...
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям iconСписок использованной литературы Нормативные правовые акты Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям iconСеминар «Законодательство в области использования и охраны поверхностных водных ресурсов»
Действующие нормативно-правовые акты по разработке и установления нормативов допустимого сброса
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям iconПравовые основы местного самоуправления
Первостепенное значение в правовом регулировании местного са­моуправления имеют следующие нормативные акты
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям iconКонтрольная работа по особенной части экологического права. Рекомендуемая литература Нормативно-правовые акты: 1
Международная ответственность за преступления и причинение вреда загрязнением окружающей среде
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям iconПоложение об окружном конкурсе рисунков
Воспитание патриотических чувств через возможность детям выразить их в своих творческих работах. Воспитание интереса к родной природе,...
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям icon1. По каким признакам можно классифицировать строительные материалы. 2
Назовите состав углеродистой стали и как влияет концентрация углерода на свойство стали
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям iconКонтрольные вопросы Какие виды и организационно-правовые формы общественных объединений предусмотрены действующим законодательством? Укажите конкретные нормативные акты
Политических партий и иных общественных объединений, а также их отделений и филиалов
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям iconВысшего профессионального образования Московский государственный юридический университет
Приглашаем Вас принять участие во III межвузовской научно-практической конференции "Правовые вопросы охраны интеллектуальной собственности",...
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям iconЛекции по общей психологии М., 2000
Охватывает массу процессов, которые мы наблюдаем и в неживой, неорганической, и в органической природе. А когда мы, психологи, говорим...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы