Гп лекция Периодизация психического развития в старости icon

Гп лекция Периодизация психического развития в старости


Скачать 219.66 Kb.
НазваниеГп лекция Периодизация психического развития в старости
Дата публикации11.08.2013
Размер219.66 Kb.
ТипЛекция

ГП Лекция 4. Периодизация психического развития в старости


В последние годы широкое распространение получила адаптационно-регуляторная теория старения, разработанная отечественным психологом В. В. Фролькисом. Эта теория объясняет старение не как следствие инволюции и атрофии, а как процесс возникновения новых механизмов адаптации и регуляции. Согласно теории В. В. Фролькиса, благодаря деятельности мозга в ходе возрастного развития мобилизуются приспособительные механизмы, направленные на увеличение продолжительности жизни, сохранение адаптации к среде.

В отечественной геронтологии различают следующие виды старения:

1) естественное (физиологическое, нормальное) старение которое характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим, адаптационно-регуляторным возможностям данной человеческой популяции;

2) замедленное (ретардированное) старение, отличающееся более медленным, чем у всей популяции, темпом возрастных изменений. Предельным проявлением этого типа старения является феномен долголетия;

3) преждевременное (патологическое, ускоренное) старение. Для него свойственно раннее развитие возрастных изменений или более яркое их проявление в тот или иной возрастной период.


Итак, изменения при старении происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне, когда человек выходит на пенсию, меняется его социальный статус, социальные роли, паттерны поведения; наконец, на психологическом уровне, когда человек осознает происходящие с ним изменения и приспосабливается к ним.

Таким образом, проблема старения — это проблема гармоничного функционирования биологической системы, которое невозможно без соответствующего психологического отслеживания и соответствующей адаптации человека в окружающем его социальном пространстве. Старение — это переход в систему новых социальных ролей, а значит, и в новую систему групповых и межличностных отношений.


В психологии разработана периодизация старческого возраста, основанная на анализе социальной ситуации развития, ведущей деятельности и личностных новообразований большинства людей, вступивших в эпоху, которую условно называют «после зрелости»:

1) пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию, ожидание и подготовка к пенсии);

2) период после выхода на пенсию (первые несколько лет на пенсии, освоение нового социального статуса);

3) период собственно старости, период стабильной старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья);

4) старость и долгожительство в условиях значительного ухудшения состояния здоровья;


5) долгожительство при относительно хорошем здоровье, стабильное долгожительство (примерно после 75-80 лет и старше).


Пожилой, предпенсионный возраст. В этом возрасте социальная ситуация развития характеризуется ожиданием пенсии. Для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то — как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией.

Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников.

Отношения с родственниками также неоднозначны. С одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков, а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он будет получать свою «жалкую пенсию».

^ Ведущая деятельность в предпенсионном возрасте связана со стремленим «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессио­нальном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе. Некоторые люди, как мужчины, так и женщины, стремятся «наверстать упущенное» в личностно-интнмном плане, например «догу­лять» то, что «не догуляли» в молодости. Психологически многие не вос­принимают себя в качестве «стариков» и «старух», чем, вероятно, и объяс­няется некоторое повышение сексуальной активности в этот период.

При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разры­ваются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны. К концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь. Вероятно, именно здесь человек предненсионного возраста в наибольшей степени нуждается в моральной и организационной поддержке и добром совете.

^ Личностные новообразования характеризуются сменой ценностных ориентации, поиском смыслов в новой, предстоящей жизнедеятельнос­ти, которая раньше воспринималась как бы не всерьез. Для человека предпенсионного возраста время как бы раздвигается: он неизбежно думает о ближайшем будущем, представляя себя в новой роли «пенсионера» и стремится не терять времени в настоящем (максимально реализовать себя в качестве «пока еще ценного работника»). В то же время все больше задумывается о своем прошлом (что он сделал в своей жизни и в профес­сиональной деятельности «недостойного», что было «не так»...).

Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст – это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состояние человека, сборы на «заслуженный отдых».

Людей, мужчин и женщин, приближающийся к пожилому возрасту, можно разделить на следующие группы:

  • Очень хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Они активно готовятся к этому, получают дополнительную специальность или просто осваивают новую, необходимую информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни, когда можно заняться любимым делом с полной отдачей.

  • Очень боятся выхода на пенсию. Правдами и неправдами пытаются продлить время работы, чувствуют себя никому не нужными, если не могут заработать достаточное с их точки зрения количество денег.

  • Третью группу можно назвать равнодушными, они уже давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не приносит им существенных переживаний, связанных с необходимостью перераспределять жизненную энергию. Они продолжают свое существование, давно и привычно окрашенное всеми оттенками нелюбви к жизни.

В психологии пожилого возраста давно используется понятие эгоистической стагнации для описания унылого и бесцветного увядания, которое относится к людям третьей группы.

Эгоистическая стагнация в пожилом возрасте поражает тех людей – мужчин и женщин, которые давно уже живут вне концепции жизни, отказались от собственной экзистенции, от собственных проявлений духа и погрузились не в глубины соего Я или поднялись к его высотам, а замкнулись на плоскости прошлого.

Эгоистическая стагнация обостряет в человеке его личностные качества, это время и момент жизни для проявления в полной мере сущностных качеств человека – его любви к людям и жизни или отсутствия таковой.

Предпенсионный возраст и выход на пенсию бесконечно обостряют переживания человека, связанные с модальностью «Я могу» его психической реальности.

Напряженность этих переживаний связана с тем, что в диалоге со своим настоящим, прошлым и будущим человеку пожилого возраста трудно найти точку опоры, систему координат для адекватной самооценки. Для его сознания старость всегда связана со смертью, и в ней нет никакого, даже минимального, очарования как в периоде жизни.


В период после выхода на пенсию социальная ситуация развития резко изменяется. Контакты с коллегами по работе в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выражен­ными. Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди. Это зависит от того, чем будет заниматься пен­сионер и с кем ему придется общаться. Например, пенсионеры-об­щественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами.

Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важней­шей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

^ Ведущая деятельность после выхода на пенсию направлена на «по­иск себя» в новом качестве. Идет проба своих сил в самых разных видах деятельности: в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хоб6и, в новых отношениях, в общественной деятельности и т. п. Это самоопределение методом «проб и ошибок».

Для части пенсионеров («счастливчиков») первое время на пенсии — это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получа­ет пенсию и основную зарплату вместе). В этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости (он стал зарабатывать еще больше, чем раньше, со всеми вытекающи­ми отсюда последствиями как для него самого, так и для его родствен­ников). Для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то даже пытается в этот период начинать писать «мемуары», а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями.

Ю.М. Губачев также отмечает, что "преждевременный физический и духовный покой - это изнуряющий ад", под воздействием которого старость становится ранней, ненужной, патогенной, социально обременительной, сами же старики становятся не только скучными, беспокойными людьми, но даже опасными как для самих себя, так и для других людей

Важно подчеркнуть, что выход на пенсию - это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адаптации к новому положению имеет две стороны: с одной стороны человек приспосабливается к своему социальному окружению, с другой - окружение приспосабливается к новой социальной роли.


^ Осознание себя в новом качестве — вот главное личностное новооб­разование вышедшего на пенсию человека. В результате осмысления своей жизни может появиться либо чувство целостности и гармонич­ности своей жизни, либо чувство «незавершенности», негармонично­сти жизни (с соответствующими переживаниями).


Период собственно старости. Через несколько лет после выхода на пенсию социальная ситуация характеризуется следующим: общение происходит, в основном, с такими же старцами и с членами своей се­мьи. Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в об­щественной деятельности (или даже в продолжающейся профессио­нальной деятельности).

Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людь­ми, например некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика люди постепенно «теряют свою прежнюю интимность и ста­новятся более обобщенными». Вероятно, в последующие периоды ста­рости эта тенденция еще больше усиливается.

^ Досуговое увлечение становится ведущей деятельностью. Если у пенсионера сложились устойчивые отношения с другими пенсионе­рами, то определенная общая деятельность может серьезно увлечь их, и тогда они стараются отдавать себя этой новой деятельности без ос­татка, особенно если такая деятельность представляется старикам об­щественно значимой.

Например, в наше время многие старики в условиях провалившихся «социально-экономических преобразований» нашли для себя смысл в оппозиционной политической деятельности. Можно по-разному отно­ситься к их политическим пристрастиям, но важно признать, что эти люди обрели для себя новый смысл жизни, тем более что в своих по­мыслах они ориентированы идеалы (духовное развитие страны, идеалы социальной справедливос­ти и т. п.). Возникла даже парадоксальная ситуация, когда политичес­кая активность таких пенсионеров вызывает недовольство и осуждение современной молодежи, примерно такое же недовольство, которое вы­зывала раньше сама молодежь у людей более старшего возраста.

Для большинства стариков подтверждение чувства собственного до­стоинства — это просто «болезненный пункт», и именно это объясняет

навязчивое преувеличение заслуг своего поколения и своих личных заслуг.

Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще доста­точно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») веду­щей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, частому хождении на кладбище, разговорах с близкими о «завещании» и т. п.

^ Личностные новообразования в старости не отличаются разнообраз­ностью. Либо это укрепляющееся чувство собственного достоинства, когда старый человек вопреки всем обстоятельствам находит для себя важный смысл своей жизни, либо это чувство отчаяния, когда такой смысл не находится, и старый человек растрачивает свои силы по ме­лочам, буквально «угасая на глазах».

Можно предположить, что при­чина быстрого старения многих людей не столько в биологическом и физиологическом «износе» организма и даже не в трудных условиях предшествующей жизни, сколько в чувстве своей «невостребованноти», «ненужности», а может, еще больше — в неспособности заставить себя уважать и с собой считаться (с соответствующим переживанием такой своей неспособности).


Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здо­ровья существенно отличается от старости без особых проблем со здо­ровьем. Поэтому социальная ситуация характеризуется в основном общением с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате, если старец находится на стационарном лечении или в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход). К сожалению, в подобных домах такой уход фак­тически хуже, чем в домашних условиях.

Например, даже в такой благополучной стране, как Франция, 8% здоро­вых стариков умирают в первую неделю поступления в дома для пре­старелых, 29% — в первый месяц, 45% — в первые полгода. Государ­ственные дома для престарелых «отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организо­ванным досугом, неквалифицированным медицинским обслуживанием. Многие старики просто спиваются». А что же говорить о России перио­да тусовочно-криминальных «демократических преобразований?..»

^ Ведущая деятельность — лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями. Очень часто, стремясь осмыслить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жиз­ни. В этом состоянии, когда трудно проявить свои силы и свою актив­ность, старики общаются с себе подобными (или с врачами). Со сторо­ны психологов, врачей, специалистов-геронтологов главная помощь — это человеческое участие, выражающееся в умении выслушивать рас­сказы человека о своей жизни, ведь далеко не каждому суждено напи­сать «мемуары». И даже у многих из тех, кто напишет такие «мемуа­ры», все-таки мало надежды, что кто-то их внимательно прочитает. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хоро­шее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим:

«Я жил не зря». А может, и покаяться в чем-то недостойном. Раньше такие исповеди неплохо умели выслушивать священники.

Личностные новообразования связаны с пониманием ограниченнос­ти своей жизни, и в то же время с сопричастностью к миру, к природе, к культуре, к обществу, к человечеству. Для многих все это выражает­ся в сопричастности к Богу. Человек понимает бренность своей жизни и хочет все в большей степени чувствовать себя частью окружающего мира, космоса, природы, которые вечны. Таким образом человек, по­нимая конечность своего существования, хочет в чем-то приобщиться к бесконечному. Недаром, именно в старости многие выдающиеся уче­ные обращаются к Богу, как бы «открывают» для себя Бога.


Долгожительство при относительно хорошем здоровье (пример­но после 75-80 лет и старше) может характеризоваться тем, что близ­кие и родные люди начинают гордиться, что в их семье живет настоя­щий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также дол­го проживут. В этом смысле долгожитель — символ будущей долгой жизни для других членов семьи. У здорового долгожителя могут по­явиться новые друзья и знакомые, более того, иногда долгожители, уверовав в то, что «годы им не страшны», начинают флиртовать с не­которыми старушками (и даже с дамами зрелого возраста) и иногда женятся на них. Поскольку долгожитель — явление редкое, то пооб­щаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая пред­ставителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться. Этим и характери­зуется социальная ситуация данного возраста.

На земном шаре известны три горных места, знаменитых своими долгожителями: Кавказ, Вилькамбамба в Южной Америке, Хунза в Гималаях (Пакистан).

Отмечается значение физиоморфологических особенностей. Долгожители – это, как правило, худые активные люди, любители свежего воздуха, у нет старческих недугов, органических заболеваний. Жизнь завершается естественным образом.

Особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции в целом и способствующего активному долголетию человека, имеет его творческая деятельность.

Высокий творческий потенциал в период геронтогенеза обусловлен рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути человека. К числу наиболее типичных особенностей творческих людей относится широта их интересов. У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация различных функий, включение их в общую структуру интеллекта как целостного образования, устойчиво противостоящего процессу старения.

на Кавказе, где долгожительство существует как нормальное бытовое явление. Есть книга Полы Гарб под названием «долгожители», в которой она использует данные Г.В. Старовойтовой и свои собственные исследования. Следующие явления привлекают внимание:

  • старые люди, в том числе старше 90 лет, ежедневно беседуют с родственниками и ближайшими соседями, по крайней мере раз в неделю встречаются со своими друзьями.

  • старики в Абхазии пользуются большим уважением, что укрепляет в них столь ярко выраженное чувство собственного достоинства;

  • стремление быть здоровым, отсутствие привычки жаловаться на болезни, отсутствие интереса к болезням (известно, что самооценка возможностей собственной кончины является порождением депрессии или другими эмоциональными осложнениями);

  • у стариков Абхазии нет признаков депрессии, часто являющейся причиной старческого маразма;

  • многообразие интересов, желание жить полной жизнью;

  • это люди с особым чувством юмора, стремлением всегда быть в окружении других людей;

  • долгожители склонны воспринимать все, что происходит в их жизни, результатом их собственных действий, а не каких-то внешних сил.


^ Ведущая деятельность этого периода во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека, например выпивки по праздникам, курение и т. п. — слишком много примеров). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только пред­писания врача, но и само чувство своего здоровья (или «чувство жиз­ни»).

^ Личностные новообразования долгожителя — это чувство собственного достоинства, поскольку человек смог победить старость. Поэто­му для многих из них характерны интерес к жизни (а иногда и «жаж­да жизни»), а также определенная внутренняя гармоничность и даже Мудрость. Можно предположить, что важнейшим условием их долго­летия как раз и является мудрость, уравновешенный, философский взгляд на все явления жизни.

Положение пожилых людей в обществе обычно рассматривают как следствие урбанизации и индустриализации. Существует ряд культур­но-социальных факторов, которые определяют специфику процесса старения и положение пожилых в обществе: владение собственностью и доход, стратегические знания, работоспособность, традиции и ре­лигия, ролевая неопределенность, потеря ролей, потеря будущего, взаимозависимость с близким окружением. Эти факторы для каждо­го человека индивидуальны, поэтому процесс старения уникален для каждой личности. Однако он происходит не только на уровнях лично­сти и группы, но и общества.

Одной из теорий, пытающихся объяснить положение пожилых лю­дей в обществе, является широко распространенная и принятая на Западе теория разобществления, которую впервые обосновали Дж. Ро­зен и Б. Ньюгартен, а затем дополнили Е. Камминг и В. Генри.

Разобществлениеэто психосоциалъное явление, объясняющееся как природными изменениями психологии стареющей личности, так и воз­действием на нее социальной среды. Явление разобществления выра­жается в изменении мотивации и сосредоточении на своем внутрен­нем мире и спаде коммуникативности.

Формальное начало этого процесса связано с выходом на пенсию и обнаруживает субъективное и объективное проявление.

Объективно разобществление находит свое выражение в утрате прежних социальных ролей, ухудшении состояния здоровья, сниже­нии дохода, утрате или отдалении близких людей. Субъективно оно выступает в ощущении своей ненужности, сужении круга интересов — сосредоточении их на своем внутреннем мире.

Суть ее заключается в том, что с возрастом происходит удаление стареющего человека от общества, причем этот процесс биологичес­ки и психологически внутренне присущ и неизбежен. Разрыв между личностью и обществом происходит уже после выхода на пенсию. По инерции пожилой человек продолжает поддерживать старые связи, интересуется тем, что происходит на работе. Затем эти связи стано­вятся искусственными и постепенно прерываются. Количество посту­пающей к человеку информации уменьшается, круг его интересов су­жается, падает активность, в связи с чем ускоряется процесс старения.


Другой теорией, которая пытается объяснить положение пожилых людей в обществе и отношение к ним, является теория модерни­зации. Не так давно западное общество оставалось неграмотным в культурном отношении, аграрным в экономике, большим в семейной структуре и сельским в расположении. Старших людей было мало, авторитет их был велик. В большой семье старые люди монополизи­ровали власть, в аграрной экономике они контролировали землю. Тра­диционная культура окружала их почти мистическим ореолом знания и авторитета. Но в начале XX в. революционный процесс, называемый модернизацией, потряс традиционное общество, и эта теория описы­вает изменение отношений к пожилым людям и их положение, как следствие модернизации:

современное здравоохранение увеличило количество, возраст популяции и ее рабочей части. Ситуация вынуждает к выходу на пенсию и понижает статус пожилых;

современная технология создала новые производства и трансфор­мировала устаревшие, что привело к потере старыми людьми ра­боты, дохода и статуса;

урбанизация привлекла молодых в города, что повлекло за собой разрушение многопоколенной семьи;

рост массового образования и грамотности уничтожил мистичес­кий ореол старости в смысле мудрости и знания.


Другая теория, разработанная М. Мид, ставила своей целью объяс­нить зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-техни­ческого и социального развития. Она описывает положение пожилых в обществе, связывая межпоколенные отношения с темпом обществен­ного развития и господствующим типом семейной организации. М. Мид различает в истории человечества три типа культур:

постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у своих предков;

конфигуративные, в которых и дети, и взрослые учатся у сверст­ников;

префигуративные, в которых взрослые учатся у своих детей.


^ Постфигуративная культура — такая культура, где каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа в руках но­ворожденных внуков, не могут представить себе для них никакого бу­дущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим для каждого нового поколения. Постфигуратив­ная культура преобладает, по словам Мид, в традиционном, патриархаль­ном обществе, которое ориентируется главным образом на опыт прежних поколений, то есть на традицию и живых ее носителей — стариков.


Ускорение технического и социального развития делает опыт прежних поколений недостаточным. В конфигуративной культуре преобладаю­щей моделью поведения для людей, принадлежащих к данному обществу, оказывается поведение их современников. Для нее типична ориентация не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. Конфигуративная культура начинается там, где наступает кризис постфигуративной системы. Этот кризис может возникнуть разными путями: как следствие катастрофы; в результате развития новых форм техники, неизвестных старшим; вслед за переселением в новую страну, где старшие будут считаться иммигрантами; в итоге заво­евания, когда покоренное население вынуждено усваивать язык и нра­вы завоевателей; в результате обращения в новую веру, когда новообра­щенные взрослые пытаются воспитать в духе новых идеалов, или же в итоге мер, сознательно осуществленных какой-либо революцией, утвер­ждающей себя введением нового образа жизни для молодежи.

В резуль­тате этих изменений появляется новый фактор — опыт молодого поко­ления радикально отличается от опыта их родителей, дедов и других старших представителей той общности, к которой они непосредственно принадлежат. В своей простейшей форме — это общество, в котором от­сутствуют деды и бабки.


В наши дни рождается, по мнению Мид, новая префигуративная культура. Современный темп развития стал настолько быстрым (бла­годаря новейшим открытиям в области науки и техники), что прош­лый опыт уже не только недостаточен, но часто оказывается вред­ным, мешая новым обстоятельствам, которые сложились в период 40-60-х гг. прошлого века. Префигуративная культура ориентирова­на главным образом на будущее.

Сегодня во всех частях мира у молодых людей возникла общность того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И, наобо­рот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта. Этот разрыв между поко­лениями является совершенно новым, глобальным и всеобщим.


^ Описанные зарубежные теории объединяет общее: в них пытаются объяснить ухудшение отношения к пожилым людям в обществе. Хотя речь не идет о негативных стереотипах, ясно, что пожилые люди име­ют неудовлетворительное общественное положение. Эти теории яв­ляются не больше, чем гипотезами, которые не получили эмпириче­ского подтверждения. Поэтому пока не выработано общепринятого объяснения положения старых людей и отношения общества к ним.


Итак, основные понятия

Разобществление — психосоциальное явление, объясняющееся как природными изменениями психологии стареющей личности, так и воз­действием на нее социальной среды.

Старость — это заключительный период человеческой жизни, ус­ловное начало которого связано с отходом человека от непосредствен­ного участия в производительной жизни общества, характеризующий­ся новообразованиями, как и любой другой возраст.

Старение — разрушительный процесс, который протекает в резуль­тате нарастающего с возрастом повреждающего действия внешних и внутренних факторов и ведет к недостаточности физиологических функ­ций организма. Старение представляет собой постоянно развивающееся и необратимое изменение структур и функций живой системы

^ Счастливая старость — это случай психической жизни в старости, когда отношение человека к своему старческому бытию по основным линиям соответствует данным этическим категориям. Счастливая ста­рость — особо благоприятная форма старения, находящаяся в одном ряду с другими формами благоприятных и неблагоприятных возраст­ных изменений высших психических функций.


Социальный интерес и его появление у пожилого человека позволяет переживать противоречия своего возраста через создание живительных связей с оружением.

Исследователи социального интереса отмечают, что с ним связаны такие чувства:

  • чувство принадлежности к группе или группам;

  • чувство, что «ты здесь дома» – личность и комфорт во взаимодействии с людьми;

  • чувство общности с другими людьми, переживание похожести на них;

  • вера в других – чувство, что в каждом человеке есть что-то хорошее;

  • мужество быть несовершенным – это ощущение того, что ошибки делать естественно, что и не надо быть всегда «первым», «правым», «лучшим» во всех своих начинаниях;

  • ощущение себя человеком – чувсво, что ты часть человечества;

  • оптимизм – чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.

Социальный интерес для самого пожилого человека и общественное внимание к нему, обеспечивающее достойное существование, достойную жизнь, позволило бы жить в ладу с собой и миром, а не ставить на себе крест при первых признаках старения.

Создание личного отношения к бренности существования – это одна из задач личностного развития человека в этом возрасте. Личное отношение к бренности своего существование может принимать разные конкретные формы: от обострения философско-религиозных исканий до преобретения экзотических увлечений (хобби).

При решении этой сложнейшей личной задачи пожилой человек сталкивается снеобходимостью опираться на свои умственные способности, как бы заново их в себе рефлексируя.

Например, мужчина в период его увядания подвержен развивающимуся у него атеросклерозу, что вызывает общее ослабление (снижение) жизненной активности. Нарушение обмена веществ, вызванное сокращением количества гормонов, вырабатываемых половыми железами, приводит к ослаблению мышц, что так характерно для мужчин в этом возрасте. Это нередко сопровождается общим одряхлением и потерей интереса к жизни.

Это не только делает его крайне рассеянным и невнимательным к своей супруге, но и истощает силы в бессмысленных спорах, вызванных собственной повышенной раздражительностью и жены.

Знание того, какие недомогания неизбежно появляются между 50 и 60 годами жизни, позволило бы людям быть более терпимыми к друг другу.


Старость, как и все в жизни, явление далеко не однозначное. Жажда жизни, которую может проявить человек, может иметь не только созидательное для самой жизни содержание. Приходится говорить по отношению к старикам и об очень сложной проблеме – проблеме границ психической реальности. Для этого возраста она может стать болезненно напряженной из-за увеличивающейся зависимости от других людей. Это приводит к появлению достаточно распространенного явления, которое можно назвать «синдромом мученика». Для такого человека часто лучший способ добиться жизненного успеха связан с проигрышем. Классический пример «синдрома мученика» – человек, страдающих от болезней, реальных и мнимых, включающий в свои мучительные переживания всех вокруг.

Чаще всего это бывает с одинокими стареющими матерями, которые проявляют удивительную изобретательность, чтобы всеми силами воздействовать на жизнь своих взрослых детей. Типичность таких историй, безжалостность поведения стареющей женщины бывает потрясающей – думая только о себе, охваченная страхом одиночества, она безжалостно может разбить жизнь собственного ребенка. Неважно даже, сын это или дочь.


Старики, просящие милостыню, не редкость на наших улицах; старики, угасающие в нищете и одиночестве, забытые всеми. Мы провозгласили критерием истины силу разрушения. Ум – философия жизни – рождается не только в действии, но и в созерцании, не только в приказе, но и в диалоге, не только в эгоцентризме «я думаю», но и в чувстве ответственности – «мы живем…».

Если воспринимать человека только по одному признаку возраста, то от его экзистенциальности не останется ничего. Если лишить его связи с другими людьми, то в своей космической робинзонаде он не ощутит ничего, кроме той же космической тоски, разрушающей его сознание без надежды на восстановление.


Большая нежность и терпимость, отличающая по большей части отношение пожилых людей к детям, часто поддерживает этот процесс замены отца дедом. Впоследствии, когда ребенок подрастает, то эта ассоциация, уже успевшая установиться, еще более усиливается, так как теперь сходство отца с сохранившимся в воспоминании образом деда становится еще больше. Все это верно и в отношении девочек.

Неоднократно констатировалось, до какой степени мальчик иной раз «выходит» в деда (в отношении характера или некоторого общего направления ума или в некоторых мелочах манеры держаться). С особой яркостью это сказалось при изучении гениальности: выяснилось, что гораздо чаще, чем гениальность в двух смежных поколениях, существуют два ряда: «посредственность – гений – посредственность» и «гений – посредственность – гений».

Для внука может стать предметом глубочайшего интереса личность деда. Все это в одинаковой мере относится не только к гениальности, но и к другим качествам: особенно хороший пример – пьянство.

Старики могут и должны для растущего человека быть источником жизненной философии – не абстрактной, а конкретно воплощенной в их собственной жизни. Общение с ними незаменимо ничем, так как они осуществляют ту связь времен, без которой невозможно само знание об осуществимости жизни в любом возрасте. Это очень хорошо умели выразить гениальные старики человечества.

Гениальные старики сами подводили итоги своей жизни, используя тот вид творчества, которым они занимались всю жизнь. Это не только решение важнейшей психологической задачи старости – подведение жизненных итогов, но и диалог со временем. Оценка собственной жизни, подведение ее итогов далеко не праздное занятие для старых людей – это из жизненная задача, решение которой будет скрашивать соответствующими чувствами дни.

Творческая деятельность в известной мере выступает в качестве фактора не только психологического и социального, но и биологического долголетия.








Похожие:

Гп лекция Периодизация психического развития в старости iconГп лекция Периодизация психического развития в старости
Согласно теории В. В. Фролькиса, благодаря деятельности мозга в ходе возрастного развития мобилизуются приспособительные механизмы,...
Гп лекция Периодизация психического развития в старости iconЛекция 3 Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития План
Возрастная периодизация психического развития. Принципы выделения и механизм смены возрастных периодов
Гп лекция Периодизация психического развития в старости iconТема периодизация психического развития подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии
Существуют различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Одни ученые полагают, что этот процесс непрерывный, другие...
Гп лекция Периодизация психического развития в старости iconЛекция Теории старения и старости
Очень важно отдавать отчет, какое базовое представление о старости лежит в основе того или иного подхода, поскольку специ­фика восприятия...
Гп лекция Периодизация психического развития в старости iconЛекция 6 Доцент Анисимова Т. А
Динамика развития доверия зависит от матери, сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению...
Гп лекция Периодизация психического развития в старости iconЛекция Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
Метафорические описания («юность старости», «возраст увядания», «крутой поворот психической жизни», «борьба с собственным закатом»...
Гп лекция Периодизация психического развития в старости iconДепрессия: глобальный кризис Всемирный день психического здоровья
После того, как Всемирная федерация психического здоровья учредила день психического здоровья в 1992 году, он прижился во многих...
Гп лекция Периодизация психического развития в старости iconШкала оценки уровня психического развития ( по Wechsler)

Гп лекция Периодизация психического развития в старости iconЛекция Патология старости
Слабоумие – это прогрессивная потеря памяти, умственных и речевых способностей, обычно сопровождаемая радикальными изменениями в...
Гп лекция Периодизация психического развития в старости iconВопросы для самопроверки: в чем заключается комплексный поход к пониманию феномена старения и старости
Перечислите известные вам стереотипы в отношении старости. Можно ли оспорить некоторые из них
Гп лекция Периодизация психического развития в старости iconСеминар Личность в позднем возрасте 1“Зеркало старости”
Начиная с мифологической архаики, человечество интересуется сравнениями мира детства и мира старости
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы