Гп лекция Психофизиолгические критерии старения icon

Гп лекция Психофизиолгические критерии старения


Скачать 210.31 Kb.
НазваниеГп лекция Психофизиолгические критерии старения
Дата публикации11.08.2013
Размер210.31 Kb.
ТипЛекция

ГП Лекция 2. Психофизиолгические критерии старения


Поздний возраст – заключительный период онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения. Будучи связанными со всей историей индивидуального развития человека, старость и старение являются не только стадиями возрастного этапа, но и его конечными эффектами.

Старение характеризуют универсальностью, эндогенностью, постепенностью и разрушительностью. Как считают специалисты, старение – неизбежно возникающий, закономерно развивающийся разрушительный процесс ограничения адаптационных возможностей организма, увеличения вероятности смерти, сокращения продолжительности жизни, способствующий развитию возрастной патологии.

Вместе с общим регрессом, тем не менее, наблюдаются положительные адаптивные сдвиги. В соответствии с адаптационно-регуляторной теорией, которую развивают геронтологи, в ходе возрастного развития мобилизуются механизмы, направленные на сохранение и совершенствование жизнедеятельности организма, на поддержание его гомеостаза, на увеличение продолжительности жизни, на поддержание стабильного уровня жизнеспособности.

В соответствии с современными физиологическими представлениями в позднем возрасте существуют как связанные изменения между старением и болезнями, так и независимое развитие старения и болезни. В первом случае речь идёт о патологическом старении, а во втором о нормальном старении. Подобное разделение является весьма условным, так как постепенные изменения, приближающие смерть, можно рассматривать как почву для возникновения болезни. В частности, исследования на животных, в которых были исключены болезнетворные внешние влияния и индивидуальные наследственные различия, показали, что развитие болезни является составной частью старения.

Пожилой и старческий возраст так же, как и любой другой возрастной этап онтогенеза человека, имеет неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития. В поздний период жизни человека наблюдается специфическое соотношение между сохранностью психофизиологических функций, действий, мотивации и особенностями личности.

Старение – биологическое явление, присущее всем формам живой материи и сопровождающееся участием жизненных функций организма.

Со времён И.И. Мечникова принято различать преждевременное или патологическое, и естественное, или физиологическое, старение. И.И. Мечников опроверг взгляд на старость как на болезнь, ибо она может и не быть обременённой заболеваниями. При физиологическом старении в организме наблюдается последовательное снижение интенсивности процессов обмена веществ, а также атрофические изменения, постепенно развивающиеся во всех системах органов и приводящие к понижению функциональных и реактивных способностей организма. Однако наряду с этим происходит приспособление организма к этим изменениям, что и является одним из условий долголетия.

Старение – процесс разрушительный. Он приводит к уменьшению адаптационных возможностей организма, развитию возрастной патологии и гибели живых существ. Причиной снижения адаптации стареющего организма является ослабление функций всех систем – нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др., и дискуссия может вестись только о механизмах, последовательности их изменений и причинно-следственных связях. В конечном итоге все процессы, происходящие на молекулярном, надмолекулярном, ультраструктурном уровнях вносят свой “вклад” в строение организма, изменяя функцию клеток. Поэтому без изучения физиологических механизмов нельзя понять не только “как”, но и “почему” наступают изменения в организме в процессе старения.
^

Физические возрастные изменения


Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме.1 В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают. Если это происходит в костных сочленениях грудной клетки, то затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, местами появляется зуд, кожа теряет матовый оттенок. Иссушение кожи, в свою очередь, препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внешней температуры и поэтому больше подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и т.д. Вот некоторые примеры: людям за 50 требуется вдвое больше света, а за 80 - в три раза; у 20-летнего человека рана заживает в среднем за 31 день, в 40 лет - за 55 дней, в 60 лет - за 100 дней и далее - по нарастающей.

Многие исследования свидетельствуют о старении сердечно-сосудистой , эндокринной, иммунной, нервной и других систем, т.е. об отрицательных сдвигах в организме в процессе его инволюции. Вместе с тем накапливаются материалы, которые приводят ученых к пониманию старения, как чрезвычайно сложного, внутренне противоречивого процесса, для которого характерно не только снижение, но и усиление активности организма.

Изменения сердечно-сосудистой системы, проявляющиеся с возрастом, связаны с заболеванием.

  • Эти изменения включают возрастное снижение сократительной функции миокарда, синусовый ритм и электрическая активность сердца замедляются. Стенки кровеносных сосудов становятся менее эластичными и податливыми и с меньшим напряжением реагируют на стимуляцию симпатической нервной системы.

  • Отмечается снижение наполнения желудочков сердца на 50% в возрасте от 20 до 80 лет. Период между закрытием аортального клапана и открытием митрального клапана – время релаксации – увеличивается с возрастом, а максимальная частота сердечных сокращений снижается. Эти сердечно-сосудистые и связанные с ними изменения ведут к ухудшению физических способностей человека.

  • Отмечаются также существенные изменения в дыхательной системе с возрастом, включая увеличение альвеолярных каналов с уменьшенной поверхностью лёгких, сниженной эластичностью лёгких и повышением остаточного объема лёгких. Реберные суставы кальцинируются с возрастом, и основание реберной дуги часто подвержено остеоартрическим изменениям, что ведёт к ограничению подвижности грудной клетки в связи со старением организма.

  • Сама сила дыхательных мышц начинает снижаться примерно в возрасте 50 лет, и сопротивляемость этих мышц уменьшается. Функциональные резервы лёгких также становятся меньше. Потенциальное артериальное давление кислорода уменьшается с возрастом, в то время как значительных изменений парциального давления углекислого газа не наблюдается. Результатом этих изменений является прогрессивное снижение максимального потребления кислорода и соответственно ухудшение деятельности сердечно-сосудистой системы.

Однако эти связанные с возрастом изменения значительно варьируются в зависимости от физического состояния организма и наиболее выражены у пожилых людей, ведущих преимущественно сидячий образ жизни, чем у молодых.

  • В результате этих изменений в мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной функциях способность индивидуума выполнять работу в стрессовой ситуации снижается с возрастом. Максимальная физическая активность уменьшается примерно на 1,5% в год. Наиболее значительные снижения активности проявляются в кратковременных действиях, требующих “подобных взрыву” усилий мышечной массы или пролонгированных действиях, таких как бег.

  • Перестройка в органах чувств существенно влияет на индивидуальную работоспособность пожилого человека. Глаз претерпевает значительные изменения, связанные с возрастом. Атрофические изменения век и снижение функции слезной железы увеличивают частоту возникновения конъюктевита. Изменения диаметра зрачка, потеря рефракторной силы хрусталика вызывают постепенное, но стойкое понижение статической остроты зрения. Одним из наиболее предсказуемых изменений в процессе старения является потеря способности к адаптации при переходе из светлой среды обитания в тёмную.

Яркий свет – это большая проблема для пожилых. Им требуется на 50-70% больше света, чем молодым, для распознавания цели вблизи источника яркого света. Кроме того, повышается необходимость контрастирования между целью и фоном, если пожилым необходимо идентифицировать цель, особенно при тусклом освещении.

  • Анатомические изменения в наружном слуховом проходе, барабанной перепонке, суставах слуховых косточек и внутреннем ухе вызывают изменения слуха. Эти потери в слуховой сфере и в способности различать высоту тона часто вызывают значительное ухудшение способности правильно формулировать речь.

Различные связанные с возрастом изменения в нервной системе могут влиять на работоспособность, и, таким образом, корректировка темпа работы необходима, если пожилые рабочие должны работать наиболее продуктивно.

  • Скорость передачи информации обычно замедляется у пожилых людей. Однако периферическое замедление (в связи с изменениями в органах чувств и в нервной периферической системе) только незначительно влияет на общие изменения организма. Большинство этих замедленных движений происходит благодаря перестройке в механизмах центральной нервной системы, включающих изменения в интерпретации вводимой информации для получения правильных или неправильных ответов. При более сложных познавательных задачах их решения пожилыми даже более замедлены. Однако, хотя пожилые реагируют значительно медленнее, они, очевидно, отвечают более правильно.

  • У пожилых отмечаются более значительные трудности с развитием концепций и абстрактного мышления, чем у молодых. У них имеются также связанные с возрастом изменения в пополнении, усвоении и восстановлении информации.

  • Пожилым требуется больше времени и усилий для “кодирования” информации в нервной системе. Однако, когда информация закодирована в равной степени хорошо как молодыми, так и пожилыми, величина ёмкости памяти одинакова. Среди задач памяти изъятие из неё ранее имевших место событий (поиск и восстановление информации) более ухудшается с возрастом, чем осознание (соотношение накопленной информации и среды обитания). У пожилых наблюдаются значительные трудности с осознанием задач, когда приходится выбирать ответ из множества данных.

  • Первичная или кратковременная память, удерживающая информацию на протяжении нескольких секунд, снижается с возрастом. Изменения во вторичной или долговременной памяти реже наблюдается с возрастом, и пожилой человек может успешно адаптироваться к ним.

  • Классические тестирования умственных способностей выявляют некоторые изменения с возрастом. Результаты устных тестов, которые определяют такие параметры, как удержание информации, словарный запас и понимание, изменяются относительно мало, однако с возрастом ухудшаются результаты тестов действия, включающие скорость письма и логические способности.

Старение – процесс очень сложный. Его проявление наблюдается на всех уровнях строения организма.

Прежде всего, это уровень всего организма в целом – то, что мы наблюдаем визуально, общаясь с человеком. Со старением волосы редеют, кожа становится морщинистой и теряет эластичность, появляется сутулость и уменьшается рост, ухудшается зрение и слух, “садится” голос, становится хриплым, теряет звонкие верхние частоты, изменяется форма грудной клетки.

Второй уровень, который претерпевает изменения при старении, характеризует связь между всеми органами и системами организма. Они работают в сложном режиме, взаимно регулируют друг друга и приводят организм к равновесию через нервную и эндокринную системы. Нервная осуществляет связь между органами, проводя соответствующие нервные импульсы и обрабатывая информацию, которую несут эти импульсы, в специализированных нервных центрах. Эндокринная передаёт “распоряжения” на более длительные сроки посредством сложно устроенных химических веществ – гормонов, вырабатываемых железами внутренней секреции и отдельными скоплениями клеток. Гормоны разносятся по организму кровью и лимфой.

  • По мере старения скорость проведения нервных импульсов и обработки информации в нервных центрах уменьшается.

  • Уменьшается и то количество гормонов, которое может вырабатываться железами внутренней секреции. Всё это означает, что способность организма к саморегулированию снижается, увеличивается время, необходимое организму для адаптации, и сокращения её возможный диапазон. Режим внутри организма всё чаще плохо соответствует окружающей среде.

Третий уровень составляют отдельные органы и системы:

  • уменьшается жизненный объём лёгких, теряется эластичность кровеносных сосудов, грубеют и снижают чувствительность все составляющие органа слуха, сокращается объём необходимого для пищеварения желудочного сока, в костях появляется много извести, делающей их более хрупкими, уменьшается объём мышечной массы, отмирающие в органах клетки уже не заменяются новыми, имеющими такие же свойства, а заменяются мало специализированной соединительной тканью и разрастающимися жировыми клетками.

Четвёртый уровень – клетки организма.

  • С возрастом они делятся всё реже и реже, а это значит, что ткани теряют способность к самообновлению. В клетках уменьшается содержание воды, следовательно, увеличивается вязкость содержащейся в них жидкости, уменьшается скорость происходящих в них химических реакций, жизненно необходимых организму. Уплотняются оболочки клеток, и постепенно снижается их способность “впускать” в клетки одни вещества и “выпускать” другие, а это означает, что, с одной стороны, клетки всё больше переходят на “голодный паёк”, а с другой – ограничивают производство и снабжение организма теми веществами, которые ему нужны.

Пятый уровень составляют мельчайшие, сложно устроенные “органы” внутри клеток. Каждая клетка это крошечная, по привычным для нас масштабам, но очень развитая фабрика разнообразных веществ, необходимых её для собственной жизнедеятельности и для клеток других видов, работающих с ней “по кооперации”. На этой “фабрике” есть отделённые друг от друга перегородками “цехи”. Одни из них переваривают поступающие питательные вещества, другие – вырабатывают множество биологических катализаторов – ферментов, необходимых для ускорения и регулирования сотен и тысяч видов химических реакций, происходящих в клетках.

  • С возрастом во многих клетках скапливается всевозможный “мусор” из непереваренных остатков и распадающихся пигментов. Ухудшаются свойства перегородок между отдельными “цехами”, а значит, и связь между ними.

Шестой, самый высокий уровень – молекулярный. Жизнь клетки и выполнение всех её функций обеспечивается множеством химических реакций между сложно организованными молекулами, относящимися к самым различным классам соединений. Эти молекулы имеют определённый химический состав и специфическую структуру.

Они могут быть спирализованы, вытянуты в цепочку, закручены влево или вправо. От особенностей состава, структуры и формы этих молекул зависят их разнообразные и очень важные химические и физические свойства. Одни молекулы играют вспомогательную роль, участвуя в химических реакциях как ускорители, катализаторы. Другие являются как бы транспортными средствами, прикрепляя себе и перенося в разные участки клетки молекулы, участвующие в химических реакциях. Молекулы ДНК – дезоксирибонуклеиновой кислоты – кодируют всю наследственную информацию и реализуют ту её часть, которая необходима для клетки данного вида. Благодаря этой реализуемой части информации печёночная клетка выполняет свои функции, мышечная – свои, нервная – свои, и все они различаются по форме, размерам, массе, составу молекул и по многим другим свойствам.

  • Молекулы постоянно воспроизводятся, и в этом процессе более или менее часто возникают ошибки. Их образование и накопление можно уподобить неточностям, в течение веков накапливающимся в древней рукописи при её многократном переписывании. Каждый из переписчиков добавляет все новые погрешности, и они, в конце концов, могут привести к искажению смысла.

  • Накопление дефектных, имеющих ошибки молекул приводит к тому, что они уже не могут выполнять свои функции или выполняют их в искажённом, вредном для организма варианте.

В дополнение к тому, что сказано об уровнях старения организма, надо отметить, что старению подвержены и те структуры организма, которые находятся вне клеток, - межклеточное вещество и различного вида волокна. Именно от них зависит эластичность кровеносных сосудов, внутренних органов и кожи. Со временем волокна перерождаются, теряют эластичность, становятся грубыми, изменяют структуру, перестают впитывать влагу и набухать. Как раз изменения волокон больше всего и сказываются на внешности человека, воспринимаются как наиболее заметные признаки старения.

Ясно, что наиболее глубинные, первичные изменения при старении происходят именно на молекулярном уровне, а изменения на других уровнях являются следствиями.


Все изменения в организме в период старения носят индивидуальный характер. Есть люди, которые до глубокой старости сохраняют очень высокий показатель латентного (скрытого) времени речевой реакции; разница в сторону лучше-хуже может быть двадцатикратной.

Нарушение обмена веществ, вызванное сокращением количества гормонов, вырабатываемых половыми железами, приводит к ослаблению мышц. Это нередко сопровождается общим одряхлением и потерей интереса к жизни.

Начиная с 50-55 лет функции нервной системы мужчины нарушаются в еще большей степени, чем в предыдущем возрасте. Прежде всего это проявляется в пониженной способности реагировать на раздражители. Наряду с ними появляются признаки ухудшения памяти. Центральная нервная система, прежде всего кора мозга управляют всеми функциями организма- от двигательного аппарата до самых сложных по своему предназначению внутренних органов; все это не может не отразиться отрицательно и на деятельности. Все сказанное в равной степени относится и к работе желез внутренней секреции (щитовидная, поджелудочная железы, надпочечники и др.) и к обмену веществ вообще, который начиная с 45-50 летнего возраста постепенно ослабевает.

Это сказывается в первую очередь на работе сердечно-сосудистой системы. Если у людей от 40 до 50 лет болезни сердца служат причиной 25% всех случаев смерти, то в возрасте от 50 до 60 лет она достигает 40%, от 60 до 70 лет- 52%, от 70 до 80 лет она доходит уже до 62%, а в возрасте от 80 до 90 лет составляет 66% всех случаев смерти.

У мужчин атеросклероз обнаруживается гораздо чаще, чем у женщин. Развитию атеросклероза способствует сахарный диабет, который становится все более распространенным в современном мире. Атеросклероз- это превращение эластичных волокон кровеносных сосудов в более жесткие волокна, при этом происходит отложение солей, которое превращает артерии в жесткие трубки со все уменьшающимся просветом.

Инфаркт чаще поражает мужчин, чем женщин, и обычно после 50 лет, хотя нередки инфаркты и у более молодых людей.

Стенокардия (грудная жаба) поражает мужчин в 4 раза чаще, чем женщин. Чаще всего это бывает в возрасте от 50 до 60 лет. Причина ее - атеросклероз венечных сосудов, приводящий к сужению просвета артерий. Кратковременные, но сильные спазмы венечных сосудов- это и есть грудная жаба, приступ бывает 10-20 минут, потом боль уходит, чувство сдавливания отпускает. В связи с этим следует вести щадящий образ жизни, чтобы избежать инфаркта, при этом условии больные стенокардией живут долго.

По мере распространения атеросклероза все чаще отмечается опасная и тяжело протекающая болезнь - мозговой удар ( инсульт).

Причиной этого заболевания является внезапная закупорка артерий мозга, мозг остается без животворной артериальной крови и начинает гибнуть. Если очаг омертвения обширный и включает жизненно важные мозговые центры, то смерть наступает быстро. В более легких случаях последствиями инсульта являются параличи, обычно какой-то половины тела, разной степени тяжести.

Атеросклероз нижних конечностей - в высшей степени мужское заболевание. Признаки ее – боль и частые судороги в икрах ног; человек очень быстро устает при ходьбе, в момент ходьбы может испытывать такую сильную боль в икрах, что вынужден остановиться и передохнуть. Через некоторое время боль проходит, и можно идти, потом все повторяется. Это в основном болезнь курящих мужчин, которая нередко кончается ампутацией.

Таковы последствия атеросклероза, и это не все, их очень много.

Гипертония чаще поражает мужчин, чем женщин; на 6-м десятке лет жизни ею болеют до 30% людей. Эта болезнь чаще поражает людей ответственных, энергичных, активных, которые могут и хотят выполнять свое дело достойным образом. Именно они попадают в ситуацию хронического стресса из-за своего чувства ответственности и необходимости его реализации.

В работах по психотерапии2 есть достаточно материала о психологических факторах разных заболеваний. Так, личностные особенности больных бронхиальной астмой включают в себя повышенную ипохондричность, истерические эмоциональные реакции, неосознаваемую тревожность. Психотерапевты говорят, что у них выражен конфликт между потребностью в нежности и страхом перед ней, противоречивость в решении «брать и давать».

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки встречается чаще у людей со специфическими особенностями отношений к семье. Описан тип «тиранического пациента», который постоянно находится в напряжении, переживая одновременно внутреннюю зависимость от окружающих и страх перед ней. Это приводит к вспышкам агрессии- тирании.

Язвенная болезнь настигает и постоянно брюзжащих людей, переживающих постоянное агрессивное напряжение, за которым скрывается депрессия.

Лечение всех этих заболеваний с применением психотерапии оказывается более эффективным, чем только медикаментозное.

Установлено, что существуют различные пути повышения биологической активности различных структур организма, которые обеспечивают его работоспособность в целом после завершения репродуктивного периода.

Наряду с этим возрастает необходимость усиления сознательного контроля и регуляции процессов. Это осуществляется с помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека. Ведь общеизвестно, что определенной системой тренировок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста. Центральным механизмом сознательной регуляции является речь, значение которой существенно возрастает в период геротегенеза. Б.А. Ананьев писал о том, что «речемыслительные второсигнальные функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже других психофиологических функций. Эти важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором онтогенетической эволюции человека».3

Таким образом, различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период геротегенеза должно усиливаться.

Дальнейшие изменения в период геротегенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности.

^

Психические изменения в старости


В психологии, характере, поведении человека, – а всё это тоже относится к целостным свойствам организма и может наблюдаться при непосредственном общении – появляются свои изменения.

  • Интересы становятся более однообразными и не связанными с необходимостью значительных затрат времени и сил на мышечную или умственную работу.




  • Недостатки, такие, как скупость, завистливость, недоверчивость, неуживчивость, которые если и проявлялись в молодости, но были вполне терпимыми для окружающих, теперь разрастаются, делаются невыносимыми.

  • Внимание пожилого человека всё больше заостряется на его собственных недомоганиях и переживаниях, и он старается заинтересовать ими всех остальных. Он с трудом и недоверием воспринимает те идеи и сведения, которые были ему не известны раньше, причём значение их, как правило, занижается.

Естественно, что эти непосредственно наблюдаемые изменения во внешности и личности человека отражают глубинную перестройку его организма.


Все изменения в этом возрасте можно классифицировать на три сферы:

1. В интеллектуальной - появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Сложными могут оказаться самые разнообразные обстоятельства: те, которые сравнительно легко преодолевались в молодости ( переезд на новую квартиру, болезнь-собственная или кого-то из близких людей), тем- более прежде не встречавшиеся (смерть одного из супругов, ограниченность в передвижении, вызванная параличом; полная или частичная потеря зрения.)

2. В эмоциональной сфере- неконтролируемое усиление аффективных реакций ( сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Поводом для реакции может быть кинофильм о прошлых временах или разбитая чашка.

В своей теории развития французский психолог Шарлота Бюлер выделяет пять фаз развития; последняя, пятая фаза начинается в 65-70 лет. Автор считает, что в этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. При этом обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование, потому что невротик вообще не умеет радоваться успехам, он никогда не доволен своими достижениями, ему всегда кажется, что он что-то не дополучил, что ему не додали. К старости эти сомнения усиливаются.

Восьмой кризис (Э.Эриксон) или пятая фаза (Ш.Бюлер) знаменуют собой завершение предшествующего жизненного пути, и разрешение этого кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Человек подводит итоги, и если воспринимает жизнь, как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее, так как понимает, что смерть- естественный конец жизни. Если же человек приходит к печальным выводам, что жизнь прожита зря и состояла из разочарований и ошибок, теперь уже непоправимых, то его настигает чувство бессилия. Приходит страх смерти.

^ Психологи утверждают, что страх смерти- это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного животного. Именно поэтому оно и может быть преодолено. Философы, от Платона и Аристотеля, стремились преодолеть трагизм смерти, освободить человека от страха перед ней. Древнегреческий философ Эпикур приводил простой и остроумный довод против страха смерти: « Смерть для человека реально не существует, он с нею « не встречается». Покуда он есть, смерти нет. Когда же она есть - его нет. Поэтому ее не стоит страшиться.

Пекк (американский психолог), развивая идеи Эриксона о восьмом кризисе, говорит о подкризисах этого периода.

Первый - переоценка собственного «Я» независимо от профессиональной карьеры. То есть человек должен прежде всего для себя определить, какое место он занимает в жизни после ухода на пенсию, когда за ненадобностью отброшены мундиры, звания и должности.

Второй - осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, когда приходится признать, что молодость, красота, стройная фигура, крепкое здоровье остались далеко в прошлом. Для мужчины труднее преодоление первого подкризиса, а для женщины-второго.

Отечественный ученый В.В. Болтенко выделил ряд этапов психологического старения, которые не зависят от паспортного возраста.

На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с профессией пенсионера. Чаще это люди интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Эта связь может быть непосредственной в форме эпизодического участия в выполнении прежней работы, может и опосредованной, через чтение специальной литературы, написание специальной литературы, темы. Если же она обрывается сразу после ухода на пенсию, то человек, минуя первый этап, попадает на второй.

На втором этапе наблюдается сужение круга интересов за счет выполнения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных передач, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно различить, кто был инженером, кто врачом, а кто профессором философии.

На третьем этапе главенствующей становится забота о личном здоровье. Любимая тема для разговора - лекарства, способы лечения, травы… И в газетах, и в телепередачах на эти темы обращается особое внимание. Наиболее значимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личностные качества.

На четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, члены семьи, поддерживающие личный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке -редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми- ровесниками, почтовая переписка, в основном чтобы узнать, скольких еще осталось пережить.

И, наконец, на пятом этапе происходит снижение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон). Эмоциональность и общение почти отсутствуют.

Один из основателей отечественной психологии Б.Г. Ананьев 4 объяснял, что парадокс человеческой жизни заключается в том, что у многих людей «умирание» происходит гораздо раньше, чем физическое одряхление. Такое состояние наблюдается у тех людей которые по собственной воле начинают изолироваться от общества, что ведет к «сужению объема личностных свойств, к деформации структуры личности». По сравнению с долгожителями, сохраняющими личность, «некоторые « начинающие» пенсионеры в 60-65 лет кажутся сразу одряхлевшими, страдающими от образовавшихся вакуумов и чувства социальной неполноценности . С этого возраста для них начинается драматический период умирания личности. И вывод, который делает ученый: « Внезапное блокирование всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека с прекращение многолетнего труда не может не вызвать глубоких перестроек в структуре человека как субъекта деятельности, а потому и личности».


Чувство одиночества истощает душевные силы человека и таким образом подтачивает и физическое отсутствие человеческих контактов, разрушает личность, ее социальный строй. «Прямыми опытами доказано, - писал академик А.И. Берг,- что человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция-это начало безумия. Информация, стимулирующая мышление, связь с внешним миром также необходима, как пища и тепло, мало того-как наличие тех энергетических полей, в которых происходит вся жизнедеятельность людей на планете.»

Сохранить нормальное, полнокровное человеческое общение, не поддаться зову одиночества – значит отодвинуть старость.

Психиатр М.Мак-Каллох , первым изучивший влияние животных на психику человека, в результате анкетирования пришел к выводу, что домашние животные делают человека спокойнее, а некоторым людям, перенесшим серьезные душевные потрясения , таких «четвероногих лекарей» просто необходимо назначать.

Все представленные ранее основные типы старости, отношения к ней, не исчерпывают всего многообразия проявления поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразия индивидуальностей. Все классификации носят ориентировочный характер, с тем, чтобы составить некоторую базу для конкретной работы с людьми пожилого и старческого возраста.


Применительно к позднему возрасту следует различать такие понятия, как “психическая старость” и “физическая немощность”. Первое понятие связано с особенностями изменения структуры личности старого человека, а второе – с протеканием биологических процессов в организме. Нельзя рассматривать биологическое одряхление как жёстко связанное с личностными изменениями. Нередко можно видеть молодых людей, психически преждевременно постаревших, и других, которые, несмотря на свой преклонный возраст, мало отмечены психологическим старением, поскольку их личность остаётся способной к развитию.

1 Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М, Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, Изд. Дом « Ноосфера», 1999. С. 50

2 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.- Л., 1990

3 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-Л., 1968. С. 111

4 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1980



Похожие:

Гп лекция Психофизиолгические критерии старения iconГп лекция Психофизиолгические критерии старения
Поздний возраст – заключительный период онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения. Будучи связанными...
Гп лекция Психофизиолгические критерии старения iconЛекция Конвергентный и дивергентный типы старения
Самоорганизация жизнедеятельности имеет первостепенное значение в период позднего онтогенеза как одно из важнейших условий долголетия...
Гп лекция Психофизиолгические критерии старения iconЛекция Генезис геронтопсихологического знания
Число престарелых граждан во всем мире отличительно растет, а проблемы старости и старения становятся глобальными. Необходимость...
Гп лекция Психофизиолгические критерии старения iconЛекция Теории старения и старости
Очень важно отдавать отчет, какое базовое представление о старости лежит в основе того или иного подхода, поскольку специ­фика восприятия...
Гп лекция Психофизиолгические критерии старения icon7 инфраструктурные критерии 1 Введение
Критерии и требования, включенные в настоящий раздел, в основном, основываются на следующих документах
Гп лекция Психофизиолгические критерии старения iconЛекция Роль личностного фактора в процессе старения Особенности личности старого человека. Изучение возрастной динамики личностных особенностей: сужение и "застывание" интересов, эмоциональная
Неустойчивость, эгоцентризм, недоверие к людям, подозрительность, мелочность, стремление все принимать на свой счет, требование усиленного...
Гп лекция Психофизиолгические критерии старения iconБилет1 1Как определить уровень освещенности
Существуют критерии достаточности естественного освещении и критерии достаточность искусственного осв-я
Гп лекция Психофизиолгические критерии старения iconВопросы для экзамена Психофизиолгические основы здоровья
Адаптационный эталон: здоровье как приспособленность индивида к окружающей среде
Гп лекция Психофизиолгические критерии старения iconС 9 критерии выберите одно
Критерии выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной...
Гп лекция Психофизиолгические критерии старения iconАнкета к курсовой работе "Критерии оценки социальных сетей" Сколько сервисов социальных сетей вы используете? (1 ответ)
Расположите приведенные критерии выбора социальной сети в порядке убывания по значимости для вас
Гп лекция Психофизиолгические критерии старения iconДокументы
1. /Гражданский процесс/лекция 22/IMG_0016.pdf
2. /Гражданский...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы