Гп лекция Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека icon

Гп лекция Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека


Скачать 163.69 Kb.
НазваниеГп лекция Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека
Дата публикации11.08.2013
Размер163.69 Kb.
ТипЛекция

ГП Лекция 7. Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека


Центром человеческой жизни на геронтологическом этапе, средоточием бытия становится свободное время, которое опреде­ляет изменение задач и мотивов человеческой активности, умно­жение ее смыслов. Жизнь пожилого человека исключает повсед­невный ритм смены труда и отдыха, расширяется пространство его свободного времени.

По Юнгу, путе­водной нитью третьей четверти жизни становится овладение куль­турой, развитие самости, углубленное познание себя: «Приобре­тение денег, социальное существование, семья, потомство пред­ставляют собой всего лишь природу, но не культуру. Культура находится по ту сторону природной цели. Тогда, может быть, культура является смыслом и целью второй половины жизни?»

Свободное время создает больше возможностей для индивидуаль­ного поведения человека и вместе с тем несет в себе риск упущен­ных возможностей. Поэтому и отношение к свободному времени двойственно. С одной стороны, человек стремится к обладанию сво­бодным временем, связывая с ним возможность проработки и реализации жизненных проектов, которые по тем или иным при­чинам были невостребованы и составляли ценностный резерв. С другой стороны, человек ощущает определенную неуверенность, груз сомнений, связанных с изменением образа жизни. Разница — только в мере осознанности и степени разрешимости стоящих воп­росов. Изменение привычного жизненного порядка (в отношении статуса, прав, функций) создает напряжение, связанное с поис­ком ответных практических действий, которые индивидуально для каждого могут быть представлены в форме оппозиции смыслов «по­теря — приобретение».

Действительно, одни люди воспринимают отставку на работе, главным образом, как аутсайдерство, связанное с потерей своего статуса, привилегий, контактов. Свободное время для них ассо­циируется с пустотой, бессодержательностью, что ведет к пассив­ности. Другие представляют свободное время как приобретение полной свободы. Такое понимание отражает внешнее протекание жизни и потому всегда иллюзорно. Приходящая с годами свобо­да не есть свобода от всех и всяческих обязанностей, в том числе и по отношению к собственным детям и внукам. Реальными про­явлениями такой установки становятся поступки, совершаемые с ориентацией на свою пользу, удовольствия. И в том и в другом случае существует реальная угроза обособления, источник конф­ликтов, разрушения ценностей. Правильный подход включает в себя умение верно выработать целый ряд разнообразных отноше­ний, актуализировать цели, постоянно находиться в творческом состоянии движения, создать своего рода проект примирения между потерей и приобретением, тонкого их соединения.

Причем очевидно, что чем выше уровень культуры как лично­сти, так и общества, тем больше альтернативных поведенческих вариантов, тем больше шансов избежать крайних оппозиционных

ролей.

Старость — этап, где свободному времени придается особое значение. В данном случае важно не столько знать, от чего оно свободно, сколько — для чего оно свободно. Свободное время традиционно определяется в контексте принципиального разли­чия рабочего и внерабочего времени с упором на те аспекты по­ведения, которые способствуют восстановлению жизненных сил. Свободное время личности предстает как пространство неогра­ниченных возможностей, выбор и реализация которых зависят от свободного волеизъявления человека. На финальном этапе жиз­ненного пути более рельефно проявляется созидательная сущность свободного времени, реализующаяся в его функциях.

^ 1. Когнитивная функция: добывание, накопление информации. В век новейших технологий человек обретает существенный ре­сурс свободы и независимости, что расширяет возможности ос­воения свободного времени. Появился новый вид спонтанного общения через киберпространство, позволяющий людям с общи­ми интересами найти друг друга и свободно обмениваться инфор­мацией. Для пожилых людей в нашей стране проблема сотрудни­чества в виртуальных сообществах не является актуальной, по­скольку многие пожилые люди не могут позволить себе купить необходимое оборудование, чтобы подключиться к компьютерной сети, или не имеют достаточного количества знаний и в силу су­

ществующих стереотипов не готовы прибегнуть к помощи обуча­ющих структур.

^ 2. Трансмиссионная функция: сообщения, передача информации. Эта коммуникативная функция непосредственно связана со сфе­рой межличностных отношений, осмыслением проблемы распро­странения взаимопроникновения культур, преодоления и профи­лактики конфликтов, взаимного непонимания, одиночества.

^ 3. Креативная (конструктивно-творческая) функция проявля­ется в процессе создания и накопления ценностей. Эта функция реализуется, к примеру, в различных видах непрофессионально­го творчества.

4. Файтинговая функция: преодоление препятствий, борьба, связанная с освобождением от схематизмов поведения, от отжив­ших форм мышления, от инерции повседневности.

5. Рекреационная (от лат. восстановление) функция:

обеспечивает восстановление человеческих сил с непременными элементами отдыха и оздоровления. Отдых предстает самостоя­тельной ценностью, содействуя восстановлению душевных и фи­зических сил. Среди выездных видов отдыха (курортный, дач­ный, туристический) для пожилых людей в нашей стране наибо­лее доступен дачный, который нередко превращается в утомительный труд на дачном участке. Обеспеченные пожилые люди, предпочитающие путешествовать по разным странам мира, больше времени тратят на потребление товаров и услуг, связан­ных с досугом.


Во многих концепциях социологии досуга понятия досуга и свободного времени идентифицируются. Досуг — это совокуп­ность занятий в свободное время, с помощью которых удовлет­воряются непосредственные физические, психические и духовные потребности человека в основном восстанавливающего характера. Досуг есть социальный способ восстановления сил человека, включающий различные виды деятельности, которые человек выбирает по своему усмотрению, освободившись от бремени про­фессиональных и домашних забот.

Социологическая концепция досуга, следуя идеям Макса Вебера, рассматривает данный феномен как совокупность определен­ных элементов, противоположных работе, определяет досуговую деятельность как свободную и добровольную, предоставляющую возможность творчества. Французский социолог Ж. Дюмазедье, развивающий направление «цивилизации досуга» в западной со­циологии, подчеркивает самоценный характер досуга, определя­ет досуг как не связанную с работой, семьей и обществом деятель­ность, к которой человек обращен по своему желанию, чтобы расслабиться, разнообразить и расширить сферу познания и спонтан­ного участия в общественной жизни, проявить свои творческие возможности. По его мнению, центральный элемент наступающей цивилизации составляет массовый досуг, который в скрытой или явной форме взаимодействует со всеми элементами жизнедеятель­ности людей — с трудом, общественной, политической, культур­ной, семейной жизнью. Досуг — это прежде всего свобода и удо­вольствие. Ж. Дюмазедье выделяет и анализирует три функции досуга: отдых, развлечение и саморазвитие личности.

Развитие досуговой сферы пожилых людей включает в себя ряд тенденций:

1. Индивидуализация досуга. Традиционные формы досуга, предполагающие общение широкого круга людей, живущих на одной территории и принадлежащих к одному поколению, ухо­дят из быта. Преобладают внутрисемейные формы досуга: от игр до просмотра телевизионных передач. «Одомашнивание» досуга пожилых людей связано не только с массовым распространением систем телекоммуникаций, но и с возрастными особенностями, накладывающими определенные ограничения на пространствен­ные перемещения. Для пожилых людей наиболее значимыми ста­новятся локальные зоны отдыха, расположенные близко к их ме­сту жительства.

2. Меняется культурная составляющая досуга, содержательная насыщенность которой определяется манипулятивным воздей­ствием масс-медиа, превращающим представления и установки в формы символической социализации и контроля.

3. Тенденция к развлечениям и пассивному отдыху, которую во многом определяет усталость от нерешенных бытовых проблем. Досуг при современных информационных перегрузках, как пра­вило, заполняется стихийно-оргиастическими формами поведе­ния, снимающими «информационный стресс» ценой, по существу, декультурации личности.

4. Коммерциализация учреждений досуговых услуг («индуст­рия досуга») приводит к тому, что в массовое сознание внедря­ются определенные идеи, ценности, нормы, образцы поведения, которые никак не учитывают возможности тех, кто исключен из благополучных статистических сводок. Недосягаемость, виртуаль­ность престижных моделей освоения свободного времени порож­дает у пожилых людей чувство неуверенности в собственных си­лах, в сочетании с иждивенческими ожиданиями препятствует использованию досуга для реализации творческого потенциала. Свободное время превращается в «пустое», враждебное со всеми вытекающими из этого негативными последствиями, проявля­ющимися в форме комплексов, коммуникативных барьеров.


В качестве социальных причин и барьеров, ограничивающих возможности пожилого человека в процессе радикального освое­ния свободного времени, в современной ситуации можно отметить следующие: снижение жизненных шансов; дис­криминирующее социальное отношение к незащищенным слоям общества, существующим в течение длительного времени в режи­ме выживания, что вызывает поиск дополнительных приработков; отсутствие социальной поддержки и соответствующего отноше­ния; недостаток информации, выражающийся в дефиците обра­зовательных и учебных программ по сравнению с развлекатель­ными; ограниченность (преобладание детективов и сентименталь­ных романов) и недоступность текстов культуры; рекламные материалы, распространяющие псевдонаучные спекуляции в отно­шении проблем «здоровья», концентрирующие внимание на визу­альных характеристиках человека, на его телесности, на сенсаци­онных способах получения максимального удовольствия; слабая ориентация на традиции народной культуры; профессиональная некомпетентность специалистов, работающих в учреждениях, организующих внепроизводственную жизнь.

По данным исследования, проведенного В.Д. Патрушевым, преобладают четыре основных вида занятий в свободное время среди работающих и неработающих пенсионеров: просмотр теле­передач (81—84,6% из числа опрошенных), слушание радио (76,9— 80,8%), чтение (76,8—72,7%) и общение (72,7—69,2%). Остальным видам занятий в свободное время (учебе, непрофессиональным творческим и любительским занятиям, физкультуре и спорту, посещению кино и театров) уделяют внимание немногие из них.

В.Д. Патрушев делает вывод о сокращении возможностей исполь­зования свободного времени пенсионерами, о невысокой степени удовлетворенности его объемом и проведением (многие пенсионе­ры в целях поиска дополнительного источника средств существова­ния вынуждены продолжать работать, заниматься торговлей, ку­старной деятельностью, садом-огородом, что приводит к значи­тельному увеличению трудовой нагрузки на пенсионеров и ухудшению условий отдыха). Сам факт продолжения трудовой де­ятельности не может объясняться только целью получения при­работка, дающего возможность пожилому человеку пережить тя­желые времена (хотя на данный момент экономический мотив вы­ступает основополагающим).

Возможны и другие мотивы и стимулы включения пожилого человека в трудовую деятельность, в сферу более или менее регулярных, больших или меньших приработков: намерение поддержать социальный статус, сохранить ус­тоявшиеся социальные связи; завести новые знакомства; стрем­ление продолжить профессиональную деятельность или выбрать новую сферу и вид деятельности с целью удовлетворения позна­вательных и социальных потребностей, поддержания высокого уровня самооценки.

Многие формы досуга (посещение кино, театров, музеев, вы­ставок, занятия непрофессиональным творчеством, физкультурой и спортом) оказываются за пределами возможностей пожилых людей. Кроме того, принципы организации досуговой сферы исключают ориентацию на возрастные особенности людей: Так, в целом прокатчики предлагают зрителям фильмы, рассчитанные только на один сегмент рынка, часть аудитории — подростков, молодежь. Именно этих зрителей в кинотеатрах становится все больше, а представителей других возрастных групп — все мень­ше. Аналогичная ситуация сложилась и в организации отдыха по­жилых людей, предоставлении возможных туристических марш­рутов.


Следует отметить индивидуальное отношение к свободному времени. Многие пожилые люди, получив дополнительное сво­бодное время, не могут его использовать, не могут адаптировать­ся к новому ритму и условиям отдыха, что приводит к социопсихологическим расстройствам. В то же время для некоторых отды­хом является сам труд, возможность раскрыть себя как работника.

^ Пожилые люди отдают предпочтение коллективным формам проведения досуга, предполагающим активное общение между представителями одного поколения. Общительность является су­щественным атрибутом человека. Между тем в этом возрасте воз­никают определенные трудности в установлении новых знакомств и поддержании старых дружеских контактов. Это связано по край­ней мере с двумя моментами: утерей социальных связей и сниже­нием уровня жизни в связи с выходом на пенсию. Пожилые люди не располагают средствами для периодических расходов на при­ем гостей. Кроме того, сверхполитизированность современного российского общества приводит к разрыву не только дружеских, но порой и родственных связей.

Предпочтение коллективных форм проведения досуга у пожи­лых людей имеет глубокие культурно-исторические корни и мо­жет быть объяснено на основе анализа геронтологических пове­денческих стереотипов. Традиционной формой коллективного проведения досуга на Руси были общественные пиры (трапезы), имевшие у русских крестьян свои названия в разных районах: братчина, канун, складчина, свеча. Предполагается, что коллективная трапеза входила некогда в систему до­христианских обычаев, затем трансформировалась в складчинные пиршества, посвященные конкретному святому православного ка­лендаря (чаще всего — покровителю церкви или часовни данного селения). Братчина — это обычай, состоящий из нескольких эле­ментов, основные из которых — общественный молебен (посвя­щенный конкретному святому, празднику или некогда данному обету в связи с пережитым общиной бедствием — нашествием вра­гов, пожаром, мором) и коллективное застолье, организуемое об­щиной (или приходом) в складчину. Братчина — это трапеза, как правило, старших мужчин, полноправных членов общины. Крес­тьянская этика выдвигала возрастной принцип как определяющий в формировании состава многих видов сборищ в деревне. Для проведения свободного времени осуществлялась дифференциация общины на «стариков» и «молодых». Братчины как один из спо­собов коллективного проведения досуга были органично соеди­нены с обрядами ив этом смысле были максимально формализо­ваны — имели четкую, закрепленную длительной традицией фор­му.

Кроме общего обсуждения вопросов, ради которых собирались члены общины, происходил еще и стихийный обмен мнениями по самым различным темам: полевые работы или сенокос и все, что с ними связано. Серьезное обсуждение дел перемежалось ос­тротами, поговорками. Хозяйственную тему сменяли рассказы бывалых людей, истории странствующих портных и сапожников. Временами затевались песни или чтение вслух. Наиболее распространенным видом тра­диционных коллективных работ были помочи — трудовая соседская помощь в случае срочных и тяжелых работ (при пост­ройке дома, ремонте двора). Этот обычай был особенно развит по отношению к сиротам, погорельцам, старым людям.

Активное общение крестьян старшего поколения с людьми сво­его возраста из других селений происходило во время храмовых праздников. Взаимное гостевание представляло собой важнейшее развлечение для всех деревен­ских жителей, в особенности для людей старшего возраста.

С развитием городов своеобразной формой взаимодействия становится посещение церкви, которое рассматривалось не толь­ко как религиозный акт, но и как светский, предоставляющий возможности для общения. Пребывание «на глазах» общества, включавшего различные группы горожан, заставляло всех обра­щать особое внимание на свою одежду, манеры. Многие прихожане имели в церкви свои привычные места. Важной формой со­циальной интеграции пожилых было участие в религиозных об­ществах, деятельность которых была направлена на религиозное просвещение. Члены братства занимались распро­странением соответствующей литературы, организацией кресто­вых походов, участвовали в благотворительности.

В 1890—-1900 гг. в русских городах начали распространяться сословно-профессиональные клубы: дворянское собрание, англий­ский клуб, коммерческие клубы, офицерский клуб, народные дома. Создавались общества, основанные на профессиональных и любительских интересах (общества врачей, краеведов, агрономи­ческое, коневодческое, спортивные). Общества имели свой устав, кассу, иногда библиотеки. Следует отметить также наличие лю­бительских кружков — театральных и литературно-художествен­ных.


^ В перечисленных социальных институтах коллективного обще­ния преобладал игровой способ организации общения: играли в карты, бильярд, кегли, шашки и шахматы. Настоящая игра не связана с мотивом пользы, но дает радостное возбужде­ние, раскрывает человеческие способности, сплачивает группу.

^ Кооперативное общение у пожилых людей выступает как фор­ма психологического преодоления сложных жизненных ситуаций. Преобладают эмоциональные формы преодоления сложных жиз­ненных ситуаций, проявляющиеся в поиске эмоциональной под­держки, духовно-религиозной смысловой согласованности с дру­гими людьми. Прочный психологический «тыл» обеспечивает воз­можность действовать более решительно при столкновении с социальной реальностью. В структуре коммуникаций пожилого человека важное место занимает общение со сверстниками. В ис­следованиях различных форм внутривозрастных коммуникаций (в том числе социальных клубов по интересам или культурно-нравственной направленности) отмечаются живость и содержа­тельность прямых контактов, их влияние на психологический ком­форт пожилого человека. Общие базовые критерии социального взаимодействия облегчают процесс взаимопонимания между свер­стниками, снимают эмоциональные, ценностные барьеры комму­никации. Интенсификация субкультурных связей посредством клубов, кружков, печатных органов, объединений позволяет в какой-то степени смягчить эмоциональную позицию старшего по­коления, для которой характерна раздражительность, мучитель­ное чувство отчуждения от всех прежних нравственных эталонов.

Наличие «своего круга» поддержки людей, которые могут помочь и понять — разветвленной сети неиерархических и построенных на доверии социальных связей, — позволяет смягчить трудности социального взаимодействия и самоопределения.

Субкультурное общение воспроизводит ситуацию локального мира, которая рождает в человеке чувство защищенности, устой­чивости комфортного душевного состояния. Однако это не озна­чает необходимости возрастного разделения в общении. Напро­тив, целесообразны контакты с людьми других возрастов. Опыт зарубежный стран показывает, что подавляющее большинство по­жилых людей отдают предпочтение клубам по интересам, член­ство в которых не зависит от возраста, а связано с общностью интересов и увлечений.


Конкретная социокультурная среда для каждого пожилого че­ловека определяет свою степень стремления к объединению. Су­ществуют различные самодеятельные объединения пожилых лю­дей, среди которых — клубы по интересам, досуговые, спортив­но-оздоровительные и миротворческие самодеятельные объединения, группы нетрадиционной религиозной направленности, социаль­ной взаимопомощи. В самодеятельных объединениях проявляются стремление и способность общества дать возможность развивать­ся различного рода технологиям в решении геронтологических проблем, обеспечить возможность пожилым людям заявить о сво­их взглядах прямо, минуя аппаратных посредников.

Стремление к кооперативным формам досуга у пожилых людей проявляется и в предпочтении определенных видов творчества.

Л.И. Михайлова выделяет тенденцию усиления ориентации на народную культуру с переходом от младших возрастных групп к старшим: «Чем старше респондент, тем в большей мере выступа­ет за сохранение и развитие традиционных основ народной худо­жественной культуры». Она отмечает, что уникальность современ­ной ситуации заключается в сосуществовании всех форм народ­ного художественного творчества — фольклора и художественной самодеятельности, в том числе декоративно-прикладного искус­ства. Последнее имеет овеществленную форму выражения в крес­тьянском зодчестве, в национальном костюме и во всевозможных изделиях, имеющих вполне определенное бытовое предназначение.

Пожилые люди, занимающиеся народным творчеством, — неоценимый источник для развития сувенирного бизнеса, приобре­тающего все большее значение при современных масштабах туризма. Кроме того, создание оригинальных народных костюмов, на­родных музыкальных инструментов необходимо для различного рода сценических выступлений, в том числе для фольклорных ансамблей. Народное художественное творчество не ограничивает­ся рамками фольклора и декоративно-прикладного искусства. С точки зрения исторического и социологического контекста оно включает также творчество городского населения, любительство и художественную самодеятельность.

Пожилые люди, участву­ющие в непрофессиональном творчестве, способствуют заполне­нию культурной ниши между высоким и народным искусством, органически вбирают в себя фольклорную архаику, обогащая свой собственный эмоциональный образ мира. Эмоционально-психо­логический план народного фольклора всегда имел положительный, жизнеутверждающий заряд. Иссле­дователи отмечают цельность фольклора, опирающегося на сто­роны народной жизни, не затронутые социальным расслоением.

В условиях современной действительности сущест­вование коллективных форм творчества сталкивается с такими проблемами и трудностями, как плохое финансирование, отсут­ствие материальной базы, равнодушие чиновников, экспансия массовой культуры, главный критерий которой — развлекатель­ность. Традиционное искусство не отвечает такому критерию. В противном случае оно утратило бы познавательность, содержа­тельность, духовность, требующие напряжения мыслительной деятельности. Народное искусство — условие связи времен, хра­нилище традиций, духовных ценностей. В современном обществе существуют абсолютно нетвор­ческие профессии, но не существует абсолютно нетворческих лич­ностей. Полную непричастность к творчеству пожилой человек переживает как лишение, как деградацию.

^ Главный мотив обращения к художественному творчеству — потребность в отдыхе, потребность в познании и самосовершен­ствовании, потребности, связанные с положительными эмоция­ми (наслаждение от творческой деятельности или от восприятия искусства), потребность в совместной коллективной деятельнос­ти, общении. Самореализация в творческом процессе в значитель­ной степени гасит психологическую реакцию отчаяния, помогает возвысить уязвленное достоинство старшего поколения.


Резко суженное коммуникативное пространство пожилого че­ловека заполняется воздействием масс-медиа, в первую очередь телевидения. С точки зрения социологического подхода к масс-медиа можно говорить о новом социальном укладе, основанном на телекоммуникации, которая рассматривается как механизм социального контроля, как институт, направленный на объединение или разъединение об­щества. Социологи отмечают, что, поскольку масс-медиа поддер­живаются господствующей элитой существующей социально-эко­номической системы, они вносят свой вклад в сохранение этой си­стемы и даже оказывают на нее «цементирующее» воздействие, выступая как средства манипулятивного давления, как гаранты со­хранения существующего положения. При этом все возрастающие дозы массовой информации сами по себе могут стать «социальным наркотиком» для масс, провоцируя их к обособлению от проблем социальной жизни, отучая от критической оценки социальной действительности, превращая их в пассивных потребителей ново­стей.


Психоэмоциональную напряженность у старшего поколения вызывают попытки средств массовой коммуникации нарушить баланс положительных и отрицательных содержаний в автобио­графических воспоминаниях. Негативное отношение у старшего поколения сформировалось и к доминирующей на телевидении ориентации на индивидуальный, личностный уровень решения проблем, на демонстрацию необходимости в обособлении, в со­зидании не общей истории человечества, а своей собственной жизни. Пожилые люди, придерживающиеся идеи абстрактного гуманизма, отражающегося в приоритете объединения над разде­лением, общественных интересов над личными, рассматривают сложившуюся ситуацию как тупик, озабочены нравственной де­градацией.

В формировании негативных настроений пожилого человека не последняя роль принадлежит рекламе, которая оставляет старость за рамками жизненных перспектив. Современная реклама макси­мально насыщена образами красивой, сильной, целеустремленной молодости, возбуждая негативное оценочное суждение о старости, провоцируя человека всеми возможными способами обеспечить видимость молодости. Кроме того, реклама не учитывает потре­бительские предпочтения и возможности пожилых людей.

В телепрограммах отсутствуют регулярные переда­чи по геронтологической проблематике, свободные от налета сен­сационности или скандальности, образовательные программы для пожилых людей. Развлекательные передачи не учитывают в пол­ной мере интересы старшего поколения, их эстетические потреб­ности, вкусы и пристрастия.


А меж тем, для общества, претендующего на звание цивилизованного, развитие практик включения пожилых людей в социальное пространство жизненно необходимо.






Похожие:

Гп лекция Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека iconГп лекция Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека
Жизнь пожилого человека исключает повсед­невный ритм смены труда и отдыха, расширяется пространство его свободного времени
Гп лекция Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека iconЛекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов
Сми создали возможность нового вида семейных объединений. Живя на расстоянии друг от друга, люди осознают себя членами одной большой...
Гп лекция Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека iconКонтрольные вопросы по теме №2 24 тема историческое развитие нравственности 26 Лекция Историческое развитие нравственности 26
Учебный курс «Этика» имеет своей целью приобщение к этической информации для последующего самостоятельного нравственного творчества....
Гп лекция Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека iconЛекция Возраст как фактор дискриминации человека
Однако наибольшую актуальность занимают проблемы людей пожилого возраста. Демографические данные в России и за рубежом говорят о...
Гп лекция Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека iconПрактическое занятие по теме: Социальная работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами. Ознакомьтесь с содержанием Федерального закона «О социальном обеспечении граждан пожилого возраста и инвалидов»
Ознакомьтесь с содержанием Федерального закона «О социальном обеспечении граждан пожилого возраста и инвалидов». Выпишите основные...
Гп лекция Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека iconСоциальная работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами
Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах
Гп лекция Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека iconФилософия ценностей и проблемы общественного развития понятие ценности. Классификация ценностей
«Ценность» благо, т е положительное, жизненно важное. Ценности это те ориентиры, которые наполняют жизнь человека определенным смыслом...
Гп лекция Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека iconВопросы к экзамену сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства Основы использования финансов в общественном воспроизводстве
Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
Гп лекция Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека iconВ. С. Новожилов тематика реферат
Трансформация ценностей техногенной цивилизации и роль в этом процессе биологического знания
Гп лекция Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека iconВ. С. Новожилов тематика реферат
Трансформация ценностей техногенной цивилизации и роль в этом процессе биологического знания
Гп лекция Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека iconЛекция 2 (21. 09. 2011)
Какое место Знания занимают в системе человеческих приоритетов? В европе знание стало очень ценно. В конфуцианском Китае на первое...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы