Индивидуальные творческие задания по курсу «политология» Составляющие рейтинга студента icon

Индивидуальные творческие задания по курсу «политология» Составляющие рейтинга студента


Скачать 34.04 Kb.
НазваниеИндивидуальные творческие задания по курсу «политология» Составляющие рейтинга студента
Размер34.04 Kb.
ТипСочинение


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ПО КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»


Составляющие рейтинга студента:

  • Присутствие на лекциях и семинарах – 10 баллов.

  • Работа на семинарских занятиях – 25 баллов.

  • Выполнение индивидуальных творческих заданий – 40 баллов, в том числе:

  1. Подробные ответы на пять проблемных вопроса (в соответствии с вариантом) – до 10 стр., – 25 баллов

  2. Сочинение эссе на заданные темы с использованием научной и учебной литературы (объем 5-8 стр.) – 15 баллов

  • Итоговая контрольная работа – 25 баллов

^ Максимальное число баллов – 100


Примечание: Все творческие задания обязательны для выполнения (Приложение 1), при этом первые 3 задания (заполнение таблиц) обязательны для всех, а распределение 5-ти вариантов идет в соответствии с порядковым номером в списке студентов. Например: 1 студент – вариант 1, 6 по списку студент также должен будет взять на себя выполнение 1 варианта заданий и т.д. Выбор темы эссе (Приложение 2) студент выполняет самостоятельно, сверяясь с темами, которые были выбраны до него, во избежание повторений.


Приложение 1


^ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ

ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»


Предлагаемые к выполнению задания будут способствовать закреплению знаний при подготовке к итоговой контрольной работе по предмету, что позволит понять, насколько глубоко Вы овладели материалом, для его выполнения необходимо аккумулировать все знания по предмету.

Ответы на поставленные вопросы нужно оформлять письменно. Критериями оценки правильности выполнения будет, прежде всего, полнота ответа и его логическая обоснованность (ссылки на используемую учебную литературу обязательны).

  1. Что изучают следующие разделы науки о политике? (2 балла)

Разделы

Предмет изучения

Политическая философия




Политическая теория




Сравнительная политология




Политическая социология




Политическая антропология




Политическая история




Политическая психология




История политических учений




Политическая география




Политическая экология







  1. Используя текст Конституции, определите содержание основных прав человека. Заполните таблицу. (3 балла)




Личные

(гражданские) права

Политические

Права

Социально-экономические права

1. …

1. …

1. …

2. …

2. …

2. …

3. …

3. …

3. …




  1. Сравните политические режимы по следующим критерия (5баллов):




Критерии

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Степень политической свободы

(наличие прав и свобод личности)










Степень принуждения и насилия










Принципы организации власти (разделение властей или концентрация, всеобщие выборы или закрытый способ формирования, ответственность властей перед законом)










Место и роль государства










Зрелость гражданского общества










Наличие оппозиции, инакомыслия, многообразия идеологий или господство одной из них










Существование конкурентной партийной системы или монополия одной партии











Вариант 1


  1. Несмотря на негативное отношение к политике значительной части населения в различных странах, без политики не может обойтись ни одно общество. Как вы думаете, с чем это связано? (3 балла)

  2. Какое из утверждений, на ваш взгляд, ближе к истине. Аргументируйте свой выбор:

  • идеология – это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин; общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето);

  • идеология – это «добровольная мистификация» (К. Маннгейм);

  • «идеология – это неузнаваемая ложь» (Б. А. Леви). (3 балла)

  1. Для поддержания правопорядка в обществе власть часто использует принуждение. Как использование насилия властью согласуется с ее легитимностью? (3 балла)

  2. Какой признак, на ваш взгляд, является главным условием существования демократической политической системы:

  • наличие многопартийности;

  • выборность органов местного самоуправления;

  • свободные выборы, обеспечивающие гражданам равные возможности выбирать и быть избранным в органы власти;

  • гарантии прав и свобод личности. (3 балла)

  1. Какой тип политической культуры выражен в формуле китайского философа Конфуция «Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном»? Какие ценности лежат в основе данного типа политической культуры? (3 балла)



Вариант 2


  1. Мыслители античности считали, что политическая наука изучает государство. Современные авторы в качестве предмета политологии рассматривают власть. Как вы думаете, чем обусловлены различия в понимании предмета политологии? (3 балла)

  2. Современная идеологическая ситуация в западных странах такова, что «в чистом виде» либеральной или консервативной идеологии там уже не существует: они взаимно переплетаются. Чем, на ваш взгляд, вызвано такое взаимопроникновение различных идеологий? (3 балла)

  3. Одно из наиболее лаконичных определений демократии было дано президентом США Авраамом Линкольном (1809–1865): «Демократия есть правление народа, избранное народом и для народа». Соотнеся данное определение с современной политической практикой, можно ли утверждать, что это действительно так? Нет ли противоречия в самой формуле А. Линкольна? (3 балла)

  4. Чем на ваш взгляд, различаются закрытая и открытая политические системы? Назовите страны, системы которых могли бы быть отнесены к тому и другому типу. (3 балла)

  5. Двадцать шестой президент США Т. Рузвельт заметил однажды, что для государства безнравственно видеть лишь свои собственные интересы. Как вы думаете, должна ли международная политика быть нравственной, должна ли она подчиняться моральным принципам или следовать только интересам государства? (3 балла)



Вариант 3


  1. По замечанию О. Бисмарка, «в политике нельзя составлять план на длительное время вперед и слепо следовать в его рамках». Как вы думаете, прав ли был «железный канцлер»? Аргументируйте свой ответ. (3 балла)

  2. Американский социолог Д. Белл в книге «Конец идеологии» настаивает на том, что эра идеологии завершена. Однако другой американский социолог и экономист У. Ростоу утверждает, что движущей силой развития общества всегда выступает мировоззрение. Иначе говоря, он полагает, что идеи правят миром. Сравните эти два утверждения. Приведите аргументы «за» и «против» того и другого. (3 балла)

  3. Как вы думаете, справедливо ли следующее утверждение О. Тоффлера о власти: «Многочисленные злоупотребления властью придали этому понятию несколько негативный оттенок, хотя власть как таковая совершенно нейтральна. Она представляет собой неизбежный атрибут человеческих взаимоотношений, повсеместно обнаруживая свое влияние: в трудовой деятельности, при передвижениях по городу, просмотре телепередач и, даже, в планах и мечтах»? В чем, на ваш взгляд, прав, а в чем не прав социолог? (3 балла)

  4. Какая из характеристик правового государства, на ваш взгляд, является наиболее важной: верховенство закона или признание гарантий прав и свобод личности? (3 балла)

  5. Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между уровнем материального положения и типом политической культуры? Известный американский политолог С. Липсет отстаивает тезис о естественной приверженности малоимущих слоев населения к политическому экстремизму: склонности к немедленному решению социальных проблем насильственными методами. (3 балла)



Вариант 4


  1. Может ли, на ваш взгляд, политика основываться на нравственных нормах, сформулированных в заповедях Христа из Нагорной проповеди? Приведите аргументы в пользу того или иного варианта ответа. (3 балла)

  2. Идеология определяет структуру и механизм функционирования власти. Так, отцы-основатели США при формировании органов власти ориентировались на создание такой системы, при которой можно было бы избежать прямого давления на правительство со стороны граждан. Поэтому, например, президента избирает коллегия выборщиков, а не непосредственно граждане; верховный суд назначается президентом и сенатом и не подлежит контролю со стороны избирателей. Как вы считаете, чем идеология формирования политической системы в США отличается от Украинской? (3 балла)

  3. Утверждая, что «мировой порядок может быть осуществлен только при наличии терпимости», К.Ясперс особо подчеркивал, что «терпимость - это не равнодушие». Что различает указанные социокультурные установки и чем опасна подмена терпимости равнодушием? Сопоставьте свои соображения по этому поводу с мнением Ясперса, «спроецируйте» их на политическое пространство Украины. (3 балла)

  4. Чем, по вашему мнению, можно объяснить доминирование исполнительных органов власти в структуре государственной власти современной России? Совместимы ли, на ваш взгляд, свободная личность и государство? (3 балла)

  5. По результатам исследования Г. Алмонда и С. Вербы, регулярно за общенациональными политическими событиями следят 27 % американцев, 23 % англичан, 35 % немцев, 11 % итальянцев, 15 % мексиканцев. Можно ли по этому показателю судить об уровне политической культуры? (3 балла)



Вариант 5


  1. Какое утверждение о сущности и функциях политики в обществе, на ваш взгляд, ближе к истине:

  • смысл политики – это конфликт, борьба, в которой те, кто обладают властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ;

  • политика есть сфера интеграции всех граждан в сообщество, попытка осуществить правление порядка и справедливости. (3 балла)

  1. Отрицание роли идеологии в жизни общества аргументируется чаще его тем, что люди стали практичнее и в своих поступках руководствуются здравым смыслом. Каково, на ваш взгляд, соотношение идеологии и здравого смысла? (3 балла)

  2. Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на выбор политического режима? Когда-то Ш. Монтескье связывал этот выбор с размерами государства: «Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших». Насколько, по вашему мнению, прав французский мыслитель? (3 балла)

  3. Подумайте и определите, что объединяет политические системы Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании, Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко. К какому типу политических систем их можно отнести? (3 балла)

  4. Сформулируйте основные угрозы национальной безопасности нашей

страны в современных условиях и проанализируйте действенность политических решений и мер. (3 балла)


Приложение 2




^ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ

ЗАДАНИЯ ПО «ПОЛИТОЛОГИИ» (ЭССЕ)


«Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира»

А. Эльянявис


Эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой – либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984).

Эссе – вид письменной работы, выражающий индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретной теме, проблеме или вопросу.

В процессе написания эссе студент должен продемонстрировать:

  • умение самостоятельно проводить поиск литературы по определенной тематике;

  • способность на основании прочитанного материала проанализировать поставленную, конкретную проблему;

  • умение аргументировано изложить свою позицию по определенному вопросу;

  • культуру цитирования и оформления ссылок на литературу.

Средний объем эссе 5-8 страниц (включая титульный лист и список литературы).

Структура эссе.


  • Титульный лист, оформленный в соответствии с требованиями

  • Введение. В этой части кратко излагается суть проблемы, обосновывается ее выбор, актуальность и значимость. (Объем 1 страница).

  • Основная часть. Последовательно раскрывается выбранная тема. Здесь излагается позиция, подтверждаемая теоретическими аргументами, доводами, примерами, мнениями авторитетных людей (цитаты).

  • Заключение. Излагаются основные выводы, вытекающие из рассмотрения основного вопроса. (Объем 1 страница).

  • Список литературы. Является обязательным для эссе. Здесь приводятся библиографические описания только тех источников, к которым есть отсылка в тексте.
^

Критерии оценки




  • соответствие содержания текста выбранной теме;

  • наличие авторской позиции по рассматриваемой проблематике;

  • обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;

  • соответствие оформления работы предъявляемым требованиям, и срок сдачи эссе.


Список литературы


  1. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2003. – 270 с.

  2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М.1997

  3. Демидов А.И. Федосеев А.А. Основы политологии. М.1996

  4. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 511 с.

  5. Кривогуз И.М. Политология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

  6. Панарин А.С. Политология. Учебник. М.1997

  7. Политология. Энциклопедический словарь. М.1993

  8. Пугачев В.П. Введение в политологию. Учебник для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., перераб. и доп. –М,: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001.

  9. Соловьев А.И. Политическая теория, политическая технология: Учебник для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2000. - 559с.

  10. Технология политической власти. Зарубежный опыт. Киев.1994




Темы для эссе


Ф.И.О.

студента

  1. Политика как область социальных отношений




  1. Модели взаимодействия политики и экономики




  1. Проблемы совместимости политики и морали




  1. Феномен политической власти




  1. Основные источники и ресурсы государственной власти




  1. Типология и критерии легитимность политической власти




  1. Социальные ориентиры и социальная база политической власти




  1. Система социального представительства интересов в политике




  1. Содержание и сущность политической социализации личности




  1. Политическое лидерство и его особенности







  1. Политическая элита как институт группового лидерства




  1. Тоталитарный режим как режим «всепоглощающего» властвования.




  1. Авторитарный режим как режим с «ограниченным плюрализмом»




  1. Демократия как ценность и форма государственного устройства




  1. Трудности и противоречия демократизации в Украине




  1. Государство как центральный институт политической системы




  1. Правовое государство и основные принципы его организации




  1. Сущность, структурные элементы и функции политических партий




  1. Происхождение, сущность и функции лоббизма




  1. Политическое сознание и его разновидности




  1. Сущность и содержание идеологии либерализма




  1. Основные слагаемые доктрины современного консерватизма




  1. Правый и левый радикализм и его носители




  1. Общественное предназначение и функции политической культуры




  1. Политические конфликты и кризисы и пути их урегулирования










Список учебной литературы прилагается.

Похожие:

Индивидуальные творческие задания по курсу «политология» Составляющие рейтинга студента iconИндивидуальные творческие задания по курсу «политология» Составляющие рейтинга студента
Подробные ответы на пять проблемных вопроса (в соответствии с вариантом) – до 10 стр., – 25 баллов
Индивидуальные творческие задания по курсу «политология» Составляющие рейтинга студента iconОсновные требования по заполнению дневника студента по практике
...
Индивидуальные творческие задания по курсу «политология» Составляющие рейтинга студента iconМетодические указания по выполнению контрольной работы №2
Варианты задания 2 выбирается согласно порядковому номеру студента по журналу, варианты заданий 1 и 3 выбираются согласно последней...
Индивидуальные творческие задания по курсу «политология» Составляющие рейтинга студента iconБилеты по курсу «Химия взрывчатых веществ»
Индивидуальные взрывчатые вещества. Индивидуальные бризантные взрывчатые вещества
Индивидуальные творческие задания по курсу «политология» Составляющие рейтинга студента iconИндивидуальные домашние задания по модулю 6 «Неопределенный интеграл»

Индивидуальные творческие задания по курсу «политология» Составляющие рейтинга студента iconИндивидуальные задания к творческой работе «Интервью» по истории Украины пф-111

Индивидуальные творческие задания по курсу «политология» Составляющие рейтинга студента iconКонкурс исполнителей патриотической песни
К участию в Конкурсе приглашаются индивидуальные исполнители и творческие коллективы, несущие в своем творчестве ярко выраженную...
Индивидуальные творческие задания по курсу «политология» Составляющие рейтинга студента iconТематика семинарских занятий по курсу «Политология»
Политическая наука как органическая часть гуманитарного знания. Предмет и задачи курса
Индивидуальные творческие задания по курсу «политология» Составляющие рейтинга студента iconВопросы контроля знаний по курсу «Психологи и педагогика вш» Преподаватель Гогицаева О. У. Основные задачи курса «Педагогика и психология высшего образования»
Особенности развития личности студента. Психолого-педагогическое изучение личности студента
Индивидуальные творческие задания по курсу «политология» Составляющие рейтинга студента iconТворческие задания
Международной защиты прав и основных свобод человека (в классическом м п. Такого принципа небыло)
Индивидуальные творческие задания по курсу «политология» Составляющие рейтинга студента icon1. Предмет и методы исследования в политической науке. Термин «политология»
Термин «политология» образуется путем сочетания двух греческих слов: polity – политический порядок, способ осуществления власти и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы