Жебит, А. А. и др. Португальский язык. Продвинутый этап. Москва, 1989. 207 c icon

Жебит, А. А. и др. Португальский язык. Продвинутый этап. Москва, 1989. 207 c


НазваниеЖебит, А. А. и др. Португальский язык. Продвинутый этап. Москва, 1989. 207 c
страница1/20
Дата публикации03.08.2013
Размер2.28 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Жебит, А.А. и др. Португальский язык. Продвинутый этап.- Москва, 1989.- 207 c.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

3

Основная часть

Урок 1. Тема: Encontros de trabalho

Грамматика

§ 1. Согласование времен Indicativo. Косвенная речь

6

§ 2. Futuro composto do Indicativo

8

^ Texto: Um encontro oficial

13

Dialogo: Uma entrevista comercial

17

Texto suplementar: Carlos Drummond de Andrade. O outro Emílio Moura

19

Урок 2. Тема: Saúde publica

Грамматика

§ 3. Modo Conjuntivo. Сослагательное наклонение

20

§ 4. Presente do Conjuntivo. Настоящее время сослагательного наклонения

21

§ 5. Употребление Modo Conjuntivo в придаточных предложениях

22

^ Texto: Saúde publica na União Soviética

29

Dialogo 1: No consultório do dentista

33

Dialogo 2: A filha esta doente

35

Textos suplementares

1. A assistência medica em Portugal

37

2. Manuel Bandeira Do milagre

39

Урок 3. Тема: Festas nacionais e populares

Грамматика

§ 6. Modo Conjuntivo в придаточных определительных предложениях

40

§ 7. Modo Conjuntivo в самостоятельных предложениях

41

§ 8. Особенности перехода в косвенную речь предложений с глаголом-сказуемым в Imperativo

41

§ 9. Союзы. Conjunções

41

^ Texto: Festas nacionais e populares portuguesas

49

Dialogo: Carnaval

54

Texto suplementar: Tauromaquia

57

Урок 4. Тема: Serviços públicos

Грамматика

§ 10. Pretento imperfeito do Conjuntivo. Прошедшее незаконченное время сослагательного наклонения

59

§ 11. Условный период II типа

60

§ 12. Абсолютная причастная конструкция

61

Texto: Serviços de barbearia, cabeleireiro, alfaiataria, lavandaria e oculista em Portugal

67

Diálogos

1. Na barbearia

70

2. No cabeleireiro

71

3. No sapateiro

72

4. Na oficina de conserto de relógios

73

5. Na casa de fotografia

74

6. Na óptica

74

7. No posto de gasolina

75

Texto suplementar: Cecília Meireles. Mundo dos manequins

75

Урок 5. Тема: Transportes urbanos

Грамматика

§ 13. Tempos compostos do Conjuntivo. Сложные времена сослагательного наклонения

77

§ 14. Futuro composto do pretérito (Condicional composto). Прошедшее сложное время условного наклонения

78

§ 15. Употребление Pretérito mais-que-perfeito do Conjuntivo в условном периоде III типа

79

§ 16. Абсолютная герундиальная конструкция

79

Texto: O transporte colectivo em Lisboa

86

Diálogos

1. Na estação de taxis

90

2. No autocarro

90

Textos suplementares

1. Transportes de São Paulo

92

2. Carlos Drummond. de Andrade Cena carioca

94

Урок 6. Тема: Pagamentos e questões financeiras

Грамматика

§ 17. Futuro imperfeito do Conjuntivo. Простое несовершенное будущее сослагательного наклонения

95

§ 18. Futuro perfeito do Conjuntivo. Сложное будущее сослагательного наклонения

97

§ 19. Условный период I типа (условно-реальное действие в будущем)

98

§ 20. Замена условного периода I типа герундиальной конструкцией

98

^ Texto: Pagamentos de serviços e questões financeiras no banco, no correio, na caixa económica

108

Dialogo: Viajando de avião (partida) pagamento do excesso da bagagem

115

Textos suplementares

1. Um viajante chega a Portugal formalidades alfande gárias, questões financeiras

116

2. A Bolsa de Lisboa

118

Урок 7. Тема: A vida cultural e recreativa

Грамматика

§ 21. Concordância dos tempos do Conjuntivo com os tempos do Indicativo. Согласование времен сослагательного наклонения с временами изъявительного наклонения

120

§ 22. Согласование времен сослагательного наклонения в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

121

§ 23. Согласование времен в условных периодах трех типов

122

§ 24. Interjeição. Междометие

123

Texto: A vida cultural e recreativa em Portugal

134

Diálogos

1. Uma ida para o cinema

138

2. Junto da bilheteira

139

Textos suplementares

1. Musica popular

141

2. Fernando Namora "Cavalgada Cinzenta"

143

Урок 8. Тема: Feiras e exposições

Грамматика

§ 25. Infinitivo pessoal. Личный инфинитив

144

§ 26. Substantivos compostos. Сложные существительные

146

^ Texto: A feira de Leipzig

151

Dialogo: A URSS participa na Feira Internacional de Lisboa

155

Texto suplementar: Exposições em Portugal

156

Урок 9. Тема: О sistema político e constitucional da URSS

Грамматика

§ 27. Infinitivo impessoal. Неличный инфинитив

158

^ Texto: O sistema político e constitucional da URSS

163

Diálogo: Na assembléia de voto

167

Texto suplementar: Os órgãos de poder em Portugal depois da Revolução de 25 de Abril de 1974

168

Урок 10. Тема: Progresso sócio-económico da URSS

Грамматика

§ 28. Preposição. Предлог

171

§ 29. Некоторые случаи глагольного управления

176

^ Texto: O progresso da URSS depois da Grande Revolução Socialista de Outubro

183

Texto suplementar: Comemorações do 1o de Maio em Portugal

187

Справочная часть

^ Приложение I. Глаголы индивидуального спряжения

189

Приложение II. Таблица согласования времен в сослагательном и изъявительном наклонениях

194

^ Приложение III. Словообразование

194

Приложение IV. Различия между орфографическими нормами в Португалии и Бразилии

199

^ Краткий португальско-русский словарь

201




ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое учебное пособие является продолжением учебника "Португальский язык для начинающих" тех же авторов (М., 1984) и предназначено для изучающих португальский язык на II-III курсах высших учебных заведений гуманитарного и общественно-политического профиля, на специализированных курсах иностранных языков. Может также использоваться для самостоятельного изучения португальского языка. Оно завершает изучение базового курса португальского языка.

Цель пособия - овладение студентами навыками устной (диалогической и монологической) и письменной речи. Его материал апробирован в учебном процессе в течение пяти - семи лет.

Уроки 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10 составлены Г.Б.Кузнецовой, Уроки 4, 6, 7, Приложения и краткий словарь общеупотребительной лексики А. А. Жебитом.

^ СТРУКТУРА ПОСОБИЯ

Учебное пособие состоит из основной части, справочной части и краткого словаря.

Основная часть включает 10 уроков. Весь лексико-грамматический материал пособия вводится в основной части.

Лексический материал базируется главным образом на бытовой тематике, охватывающей следующие сюжеты: деловая встреча (беседа); визит к врачу, в больнице, в аптеке, в парикмахерской, в химчистке, в фотоателье, в обувной мастерской; на автозаправочной станции; городской транспорт, дорожно-транспортное происшествие; оплата коммунальных услуг, в банке, в сберкассе; на таможне, в аэропорту; посещение театра, кино, выставки и др. Значительное место в пособии занимают страноведческие темы - народные традиции и обычаи стран изучаемого языка, их национальные праздники, празднование Дня международной солидарности трудящихся, государственный и общественно-политический строй, революционные события 25 апреля 1974 года в Португалии, вопросы развития национальной культуры, театра, кино, музыки. В пособии нашли также отражение такие темы, как советская общественно-политическая система, социально-экономическое развитие СССР за годы советской власти и т. д.

Большинство текстов и диалогов пособия составлены носителями португальского языка, часть материалов представлена оригинальными текстами, адаптироваными с учетом учебного материала пособия. Значительная часть дополнительных текстов представляет собой отрывки из художественной португальской и бразильской литературы и используется в неадаптированном виде.

Грамматический материал пособия охватывает практически в полном объеме все основные грамматические категории продвинутого этапа обучения, а именно: условное наклонение, условные периоды I, II, III типов, времена сослагательного наклонения, согласование времен изъявительного, сослагательного и условного наклонений, личные и безличные формы инфинитива, сложные синтаксические конструкции, управление глаголов и др.

3

Справочная часть включает приложение с парадигмами глаголов индивидуального спряжения, таблицу согласования времен в изъявительном и сослагательном наклонениях, приложение по словообразованию и др.

Краткий словарь содержит около 350 употребительных лексических единиц, расположенных в алфавитном порядке.

^ СТРУКТУРА УРОКА

Структура урока включает следующие компоненты:

1. Грамматика. 2. Упражнения на закрепление грамматических правил. 3. Словарь к основному тексту урока. 4. Предтекстовые упражнения. 5. Текст. 6. Послетекстовые упражнения. 7. Словарь к диалогу. 8. Диалог. 9. Словарь к дополнительному тексту. 10. Дополнительный текст.

Особенностью структуры урока является насыщенность различного вида упражнениями: (грамматическими, лексико-грамматическими, лексическими, ситуационно-коммуникативными, упражнениями на перевод, на развитие устной и письменной речи и др.).

Так, первая группа грамматических упражнений, целью которых является закрепление грамматических категорий, построена на лексике предшествующего урока. Следующая группа предтекстовых лексико-грамматических упражнений имеет своей задачей дальнейшее закрепление грамматических правил с целью усвоения нового лексического материала, готовит обучающегося к более эффективному восприятию текста и лексики урока. Послетекстовые упражнения (третья группа) способствуют за креплению нового грамматического и лексического материала, однако ставят перед собой несколько иную цель - развитие коммуникативных навыков с последующим выходом в речь на основе диалогового материала и дополнительных текстов. Таким образом, каскад групп упражнений различного вида (от подстановочных и трансформационных до ситуационно-коммуникативных) позволяет развивать навыки владения неподготовленной устной речью на основе знакомой лексики и грамматики, но уже при наличии новой ситуации, предлагаемой в рамках то же темы.

Для развития навыков письма и частично перевода предлагаются упражнения на подстановку, трансформацию, перевод, а также на заполнение пропусков и формуляов (например, в уроке № 6).

Структурной особенностью введения нового лексического материала урока как перед основным текстом, так и перед диалогами и дополнительными текстами является членение лексики на три группы в целях более эффективного усвоения материала: словарь (отдельные слова) в алфавитном порядке, словосочетания (группы слов), лексический комментарий (пояснение трудностей лексического, семантического характера на соответствующих примерах).

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПОСОБИЕМ

Пособие содержит около 1200 новых лексических единиц и рассчитано на 200-220 часов аудиторной и самостоятельной работы.

На прохождение одного урока рекомендуется отводить 10-12 часов аудиторной и 10-12 часов самостоятельной работы.

Изучение урока следует начинать с разбора грамматического раздела, с его главной темы. Введение нового грамматического материала осуществляется на основе лексики предыдущего урока и упражнений по закреплению грамматического материала. На дом даются устные и письменные задания из раздела упражнений по грамматике и предлагается самостоятельно ознакомиться с лексикой основного текста.

На втором аудиторном занятии преподаватель контролирует степень усвоения грамматического материала и приступает к работе отдельно над каждой из групп новой

4

лексики: над словарем, словосочетаниями и лексическим комментарием, используя для этой цели упражнения, непосредственно следующие за словарем, и обращая особое внимание на упражнения по ассоциативному группированию слов, вопросно-ответные модели и др. В качестве домашнего задания рекомендуется выполнение (как устно, так и письменно) предтекстовых упражнений и самостоятельное ознакомление с основным текстом урока (его прочтение и устный перевод на основе заученного словаря).

Третье аудиторное занятие должно быть посвящено работе с основным текстом, который является тематической, лексической и грамматической основой урока. Преподаватель проверяет правильность его понимания путем выборочного чтения и перевода тех отрывков текста, в которых содержатся изучаемые грамматические и лексические явления. При работе над текстом используются послетекстовые лексико-грамматические и другие упражнения. На занятии отрабатываются навыки устной речи: ответы на вопросы по тексту, диалог преподавателя и студента, студентов между собой, общая беседа по тексту, краткое резюмирование его отдельных разделов. На дом предлагаются письменные и устные задания по подготовке текста к пересказу, по обсуждению тематики урока (составление плана, тезисов пересказа, рассмотрение сюжетных линий и т. д.).

На четвертом аудиторном занятии проводятся подробный пересказ текста, работа над ситуациями и темами, предложенными в послетекстовых упражнениях, с выходом в свободную речь. Преподаватель предварительно знакомит учащихся с лексикой диалоговой части урока. Домашнее задание состоит в самостоятельном прочтении и переводе диалогов, в выполнении устных и письменных послетекстовых упражнений и заданий. Работа с диалогами имеет целью развитие навыков подготовленной устной монологической (пересказ диалога) и диалогической (воспроизведение его в ролях) речи.

На пятом занятии преподаватель контролирует понимание диалогов на основе перевода выделенных курсивом словосочетаний, перефразирования отдельных высказываний, а на продвинутой стадии занятия - на основе пересказа диалога в различных лицах и временах, а затем и воспроизведения его в ролях. На этом же занятии преподаватель разъясняет учащимся трудности лексического и грамматического материала дополнительного текста. Домашняя работа над дополнительным текстом делится на три этапа: чтение текста, составление плана пересказа, пересказ текста, а цель работы с дополнительным текстом видится в расширении лексического запаса студентов.

Последнее занятие посвящается развитию навыков разговорной речи на базе пройденного лексического и грамматического материала, но при наличии новых ситуаций в рамках данного тематического направления. Подготовка к этому занятию сочетает в себе, как правило, устные и письменные формы домашней работы.

Для контроля усвоения материала можно использовать чередование различных методических форм: устный зачет (в аудитории), написание изложения на изученную тему (домашнее задание) - после каждого урока.

При работе с учебным пособием рекомендуется широкое использование аудиовизуальных и других технических средств обучения (магнитофон, диапроектор, учебный магнитофонный класс, видеомагнитофон, (тематический) кинофильм, класс компьютерного обучения иностранным языкам и др.)

Учитывая, что краткий словарь не охватывает всю лексику, при работе с пособием рекомендуется использовать большие португальско-русский и русско-португальский словари.

Авторы

5

Основная часть


Урок 1. Primeira lição

Тема: Encontros de trabalho

ГРАММАТИКА

§ ^ 1. Согласование времен Indicativo. Косвенная речь.

В португальском языке существуют правила согласования времен в сложноподчиненном предложении. При этом придаточное предложение может находиться в следующей временной соотнесенности с главным предложением:

1. одновременности (simultaneidade) - с временем главного предложения (настоящим, прошедшим или будущим):

A Helena diz que quer telefonarme.- Елена говорит, что хочет мне позвонить.

A Helena disse que queria telefonarme.- Елена сказала, что хотела (хочет) мне позвонить.

2) предшествования (anterioridade), т.е. действие придаточного предложения предшествует действию главного предложения:

О Sr. Lopes informou-nos que tinha enviado um telegrama para Lisboa. - Г-н Лопеш проинформировал нас, что послал телеграмму в Лиссабон.

3) следования (posterioridade), т.е. действие придаточного предложения происходит после действия главного предложения.

Diz que irá de comboio para Kíev amanhã. - Он говорит, что поедет завтра поездом в Киев.

Правильный выбор грамматического времени в придаточном предложении зависит от определения соотнесенности его с временем глагола-сказуемого главного предложения. В практических целях времена Indicative можно условно разбить на две группы:

1) Presente, Pretérito perfeito composto, Futuro simples и 2) Pretéri-to perfeito simples, Pretérito imperfeito do Indicative.

При переходе из прямой речи в косвенную возможны следующие случаи.

6

1. Если глагол-сказуемое главного предложения имеет форму Presente, Pretérite perfeito composto, Futuro simples do Indicative, в придаточном предложении форма времени не меняется:

A Olga diz: "Amanhã escreverei uma carta à minha mãe". - Ольга говорит: "Завтра я напишу письмо моей матери".

A Olga diz que amanhã escreverá uma carta à sua mãe. - Ольга говорит, что завтра она напишет письмо своей матери.

A Ana pergunta à sua amiga: "Você preparou tudo para a viagem?" - Анна спрашивает свою подругу: "Ты все подготовила для поездки?"

A Ana pergunta à sua amiga se ela preparou tudo para a viagem. - Анна спрашивает подругу, все ли она подготовила для поездки.

О André tem dito regularmente: "Você tem que descansar um dia". - Андрей говорит постоянно: "Ты должен отдохнуть один день".

О André tem dito regularmente que eu tenho que descansar um dia. - Андрей постоянно говорит, что я должен отдохнуть один день.

О professor dirá: "Hoje escreveremos um ditado". - Преподаватель скажет: "Сегодня мы напишем диктант".

О professor dirá que hoje escreveremos um ditado. - Преподаватель скажет, что сегодня мы напишем диктант.

2. Если глагол главного предложения имеет форму Pretérito imperfeito или Pretérito perfeito simples, то в придаточном предложении происходят следующие изменения:

1) вместо Presente употребляется Pretérito imperfeito:

Ela disse: "Não conheço о seu irmão". - Она сказала: "Я не знаю твоего брата".

Ela disse que não conhecia о meu irmão. - Она сказала, что не знает моего брата.

2) вместо Pretérito perfeito composto, Pretérito perfeito simples и Imperfeito do Indicativo употребляется Pretérito mais-que-perfeito do Indicative:

A Nina dizia: "Tenho lido muitos livros estas últimas duas semanas". - Нина говорила: "Я читала много книг за последние две недели".

A Nina dizia que tinha lido muitos livros naquelas últimas duas semanas. - Нина говорила, что она прочитала много книг за последние две недели.

О Pedro disse-me: "О meu irmão trabalhou durante dois anos em Kíev". - Педру сказал мне: "Мой брат проработал два года в Киеве".

О Pedro disse-me que о seu irmão trabalhara durante dois anos em Kíev. - Педру сказал мне, что его брат проработал два года в Киеве.

7

О Pedro disse: "Ontem todo о dia fazia um trabalho urgente". - Педру сказал: "Вчера целый день я делал срочную работу".

О Pedro disse que no dia anterior todo о dia tinha feito um trabalho urgente. - Педру сказал, что весь предыдущий день он делал срочную работу.

3) вместо Futuro simples употребляется Condicional simples:

О Professor disse: "Amanhã escreveremos um ditado".- Преподаватель сказал: "Завтра мы будем писать диктант".

О Professor disse que no dia seguinte escreveríamos um ditado.- Преподаватель сказал, что завтра мы будем писать диктант.

Примечания: 1. При изменении грамматических времен изменяются и формы выражения некоторых обстоятельств времени:

hoje сегодня переходит в naquclc dia в тот день
amanhã завтра в no dia seguinte на следующий день
ontcin вчера в no dia anterior, na véspcra накануне

О Paulo diz: "Não о vi hoje".
О Paulo disse que não о viu naquele dia.
О Paulo responde: "Falei com ele ontem".
О Paulo respondeu que tinha falado com ele na véspera.

2. Указательные местоимения esta, este заменяются на aquela, aquele.
О Pedro diz: "Chegarei nesta tarde".
О Pedro disse que chegaria naquela tarde.

3. Вместо 1-го лица прямой речи в косвенной речи употребляется 3-е лицо.

8

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20



Похожие:

Жебит, А. А. и др. Португальский язык. Продвинутый этап. Москва, 1989. 207 c iconЖебит, А. А. и др. Португальский язык. Продвинутый этап. Москва, 1989. 207 c
Особенности перехода в косвенную речь предложений с глаголом-сказуемым в Imperativo
Жебит, А. А. и др. Португальский язык. Продвинутый этап. Москва, 1989. 207 c iconАдаптировал Илья Франк Метод чтения Ильи Франка
Начинающие осваивать португальский язык могут при этом читать сначала отрывок текста с подсказками, а затем тот же отрывок  без...
Жебит, А. А. и др. Португальский язык. Продвинутый этап. Москва, 1989. 207 c iconМастер-класс «Продвинутый интернет-маркетинг»
Смм в Компании «Oy-li» и Антон Собе-Панек Основатель компании «asp holding», провели мастер-класс для слушателей на тему: «Продвинутый...
Жебит, А. А. и др. Португальский язык. Продвинутый этап. Москва, 1989. 207 c iconПрограмма для спряжения любых португальских глаголов. 100 португальских неправильных глаголов
Пособие предназначено для лиц, изучающих португальский язык, но может быть использовано и профессиональными переводчиками в затруднительных...
Жебит, А. А. и др. Португальский язык. Продвинутый этап. Москва, 1989. 207 c iconВариант 201 Ф. И. О. Город (Область) Район Школа Класс Подпись учащегося 2011 внимание!
Книжка-вопросник содержит тестовые задания по предметам: русский язык, история Казахстана, математика, физика, химия, биология, география,...
Жебит, А. А. и др. Португальский язык. Продвинутый этап. Москва, 1989. 207 c iconВариант 202 Ф. И. О. Город (Область) Район Школа Класс Подпись учащегося 2011 внимание!
Книжка-вопросник содержит тестовые задания по предметам: русский язык, история Казахстана, математика, физика, химия, биология, география,...
Жебит, А. А. и др. Португальский язык. Продвинутый этап. Москва, 1989. 207 c iconВариант 205 Ф. И. О. Город (Область) Район Школа Класс Подпись учащегося 2011 внимание!
Книжка-вопросник содержит тестовые задания по предметам: русский язык, история Казахстана, математика, физика, химия, биология, география,...
Жебит, А. А. и др. Португальский язык. Продвинутый этап. Москва, 1989. 207 c iconВариант 204 Ф. И. О. Город (Область) Район Школа Класс Подпись учащегося 2011 внимание!
Книжка-вопросник содержит тестовые задания по предметам: русский язык, история Казахстана, математика, физика, химия, биология, география,...
Жебит, А. А. и др. Португальский язык. Продвинутый этап. Москва, 1989. 207 c iconВариант 203 Ф. И. О. Город (Область) Район Школа Класс Подпись учащегося 2011 внимание!
Книжка-вопросник содержит тестовые задания по предметам: русский язык, история Казахстана, математика, физика, химия, биология, география,...
Жебит, А. А. и др. Португальский язык. Продвинутый этап. Москва, 1989. 207 c iconИнструкция по манипулированию этой книгой 19 Глава Цикл продаж 21 Этап Идеология 24 Этап Поиск клиентов 26 Этап Выбор стратегии продаж и переговоров 26
Охватывает именно вашу целевую аудиторию!
Жебит, А. А. и др. Португальский язык. Продвинутый этап. Москва, 1989. 207 c iconОтечественные графические системы появились в 1989-1990 годах. Наиболее распространенными являются компас (ао "Аскон", Санкт-Петербург), adem (фирма Omega Technologies, Москва) и t-flex cad (фирма "Топ Системы", Москва)
Поверхностного представления о последующей обработке. Кроме того, компас и adem имеют собственные средства проектирования управляющих...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы