К. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические позн icon

К. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические позн


Скачать 151.34 Kb.
НазваниеК. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические позн
страница1/3
Размер151.34 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Введение. 3


Глава 1. Теоретические вопросы проявления нарушений духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. 6


1.1 Определение понятия «духовно-нравственные качества». 6


1.2 Особенности духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста 14


1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями зрения. 20


1.4 Теоретические вопросы психолого-педагогической коррекции духовно-нравственных качеству детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. 31


Выводы по первой главе. 38


^ Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения. 40


2.1 Метод исследования. 40


2.2 Изучение состояния духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. 43


2.3 Рекомендации для учителей начальных классов по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения. 52


Выводы по второй главе. 58


Заключение. 61


Список литературы. 64


Введение


Проблема нравственного воспитания с древних времен заботит человечество, поэтому перед освещением актуальности данной квалификационной работы хотелось бы привести несколько цитат.

Древнеримский философ Сенека говорил: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последним».

Немецкий педагог И. Герберт писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».

К.Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания … могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии. Он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой».

А.Я. Каменский писал: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования.

Среди детей с нарушениями зрения приходится особое внимание обращать на нравственное воспитание, проводить работу по нравственному перевоспитанию чаще, чем среди зрячих детей. Дети с нарушениями зрения в состоянии усвоить основные понятия этики и нормы поведения, но практическое овладение этими нормами для них затруднено, что объясняется ограничением наблюдения за поведением людей в различных ситуациях, трудностями в подражании их действиям, формировании навыков культурного самообслуживания, сужением круга общения по сравнению с нормально видящими сверстниками. В результате чрезмерной опеки со стороны окружающих или отсутствия внимания, формируются отрицательные моральные стороны характера (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества, равнодушие к окружающим, душевная черствость). Осознание себя инвалидом формирует у ребенка неадекватные требования к обществу, школе и семье. Направленные на удовлетворении иногда эгоистических претензий, без глубокого осознания заботы и ответного внимания к другим. Вследствие этого перед семьей и школой встают задачи, предусматривающие нахождение путей преодоления у детей с дефектом зрения отрицательных личностных черт.

Проблемой духовно-нравственного воспитания нормально видящих детей занимались Н.П. Шитякова, В.А. Сухомлинский, Р.Л. Лившиц, С.Л. Франк, Н.Г. Дмитриева, В.В. Знаков и многие другие [3; 12; 14; 21; 26; 27; 39; 52; 57; 63; 64; 67]. Исследований, посвященных разработке принципов нравственного воспитания младших школьников с нарушениями зрения, очень мало. Эти вопросы в своих работах задевают А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Л.С. Выгодский, В.П. Ермаков [15; 16; 22; 35; 47; 56].

Таким образом, актуальность темы настоящей работы определяется важностью развития духовно-нравственного воспитания школьников в целом и отсутствием достаточного количества исследований этих вопросов в сфере работы с детьми с нарушениями зрения.

Объект исследования – духовно-нравственные качества младших школьников с нарушениями зрения.

Предмет исследования – особенности духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения.


Цель исследования – определить содержание коррекционной работы, способствующей преодолению нарушений духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи


1. Изучить состояние проблемы специфики духовно-нравственного развития младших школьников с нарушениями зрения в педагогических, психологических и медицинских исследованиях.


2. Подобрать методики изучения духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста и адоптировать их для детей с нарушениями зрения.


3. Показать возможности определения содержания коррекционной работы, способствующей коррекции духовно-нравственных качеств детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.


Глава 1. Теоретические вопросы проявления нарушений духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

1.1 Определение понятия «духовно-нравственные качества»


Для того чтобы определить, что такое «духовно-нравственные качества», необходимо проанализировать понятия: «Духовность», «Нравственность» и «Качество».

В истории философии содержание духовности определяется как «человеческое в человеке», « то, что отличает человека, что присуще только ему». Духовность означает переживаемую и осознаваемую причастность к человеческой общности, приобщение к родовой сущности человека.

В традиционном философском понимании духовность включает в себя три начала – познавательное, нравственное, эстетическое. Сердцевиной духовности является нравственность.

В психологической науке духовность рассматривается как высшая подструктура человека, регулирующая его поведение, деятельность и взаимоотношений с другими людьми, важнейшими психологическими характеристиками которой являются: ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения.

В филосовско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творческим созидательным характером его жизнедеятельности, с включением человека в мир культуры.

В 1989 году в словарь по этике включена статья о духовности, в которой подчёркивается, что духовность – специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, это позиция целостного сознания. Она характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью. Духовность как действенное проявление человеческого духа несводима ни к «психическому» - высокому свойству высокоорганизованных, наделённых мозгом биологических систем, ни к «интеллектуальному» - познавательному механизму психики [55, 87].

Р.Л. Лившиц делает выводы о том, что духовность — это такая жизненная позиция личности в мире, в которой реализуется её внутренняя свобода и творческое начало. Открытость личности навстречу миру — такова сущность духовности.

«Духовность есть такая смысложизненная позиция личности в мире, которой человек открывает себя миру, а также другому человеку как единственному носителю родовой человеческой сущности. Духовность заключена в устремлении к социально-позитивным гуманистическим ценностям, в ней происходит развитие родовой сущности человека [34, 49].

С.Л. Франк [61] трактует духовность как некую надындивидуальную реальность, в которой пребывает каждый (православный) христианин.

Представляет интерес точка зрения В.В. Знакова, который говорит о том, что «духовные состояния противостоят материальной природе человека и мира: к вершинам духовного бытия субъект поднимается в редкие моменты интеллектуальных озарений и разрешения нравственно трудных этических конфликтов» [23, 110].

А.И. Подберёзкин определяет духовность, как «преобладание высших духовных моральных интересов над материальными, наличие высоких гражданских этических, эстетических идеалов» [49].

А.Я. Канапацкий подчёркивает, что духовность характеризуется стремлением стать нравственным абсолютом, и невозможностью достижения этой цели в силу того, что это стремление по своей сути бесконечно [28, 35].

Заслуживает внимания рассмотрение данной проблемы В.А. Черкасовым, который под духовностью понимает «потребность и способность личности к творчеству в различных сферах культуры (материальной, духовной, соционормативной): потребность и способность «быть для других»; потребность в свободе, потребность в самореализации, способность к самообразованию и саморазвитию (результат педагогической деятельности)» [64].

И.В. Силуянова рассматривает духовность как способ жизнедеятельности человека и даёт следующее определение: «Духовность — способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность» [53, 102].

Н.Г. Дмитриева считает, что «Духовность личности — система её ценностей, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся и от чего грустим. Это наш духовный мир» [20, 24].

В [6, 25] духовность личности определяется как, «индивидуализированная всеобщность устремлений, потребностей, целей, исторически сложившихся форм деятельности и норм общения той социальной общности (коллектива, этноса, общества), которая представлена в личности и через личность идеально».

Н.П. Шитякова [64] приходит к выводу, что современные учёные рассматривают духовность в рамках четырёх направлений.

Первое направление — поиск духовности не столько в самом человеке и особенностях его личности, сколько в продуктах жизнедеятельности и определение ее как результат приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре.

Второе направление – изучение ситуативных и личностных фактов, способствующих возникновению у человека духовных состояний.

Представители третьего направления духовность рассматривается как принцип саморазвития и самореализации человека, как обращение к высшим ценностным инстанциям конструирования личности. Духовность определяется, как способность личности создавать свой внутренний мир, благодаря которому реализуется сама тождественность человека, его свобода от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями.


Четвертое направление имеет религиозный характер и содержит изначальное понимание духовности. Понятие «дух» в рамках данного направления идентично понятию «Бог». Бог - это абсолютная чистота, абсолютная любовь. В нем нет зла, греха. Духовен тот, кто в наибольшей степени воспринимает Бога, кто Ему уподобился. Первое условие принятия Бога - осознанное видение себя: кто я? Каков я на самом деле? Бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха), поскольку у такого человека нет внутренних стимулов к самопознанию, к самосовершенствованию. Основные характеристики православной духовности - смирение (осознание своего недостоинства перед Высшим Началом бытия) и любовь (как высшая способность человека).

Таким образом, рассматривая вышеназванные направления в исследованиях содержания понятия «духовность», можно сделать вывод о сложности и многоплановости этого явления в нашей жизни. Ряд исследователей делают попытку найти общее и различие в светском и религиозном понимании духовности. Так, Т.И. Петракова называет следующие положения, объединяющие позиции науки и религии: «Обращение человека к высшим ценностям как основополагающим ориентирам его духовного бытия, признание у него смысла жизни как нормального (здорового) духовного состояния, выделение категории совести как показателя проявления духовной жизни, признание необходимости переживания человеком высоких нравственных чувств как побудителей собственного духовного становления и саморазвития» [46, 43]. К различному в понимании духовности она справедливо относит наличие духовного идеала в религии (Бог) и отсутствие такового в светских науках (или наличие лишь на уровне собирательного образа).


А.В. Усова, H.A. Усова и др. связывают различия в трактовке категории «духовность» с определенным мировоззрением: мифологическим, религиозным или философским. При этом они справедливо замечают: «Современную теорию и практику не могут удовлетворить положения о духовном, трактовка которых зависит не от сути вопроса, а от приверженности того или иного автора к тому или иному методу исследования, к той или иной мировоззренческой, идеологической политической ориентации. В итоге получается картина, где всякий образованный человек признает существование духовности личности, однако в чем состоит ее сущность, как она проявляется, как ее развивать, воспитывать, и правомерна ли постановка вопроса в таком ракурсе, на эти вопросы современная наука о человеке пока не дает ясных ответов» [59, 165].

Термин «нравственность» берет начало от слова нравы. Нравы – это те же эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках [29].

Существуют разные трактовки понятия нравственности.

Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [2, 360].

В словаре Ожегова С.И. «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [42, 414].

Л.А. Григорович дал следующее определение: «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [17, 104].


Большинство учений нравственность отождествляют с моралью, нравственность рассматривается как русский вариант латинского термина «мораль».

В словаре по философии «Мораль» (латинское «mores» – нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [60, 292].

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [18, 345]. Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

В большом энциклопедическом словаре мораль это «нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически приходящие нормы, принципы, идеалы» [10, 755].

Однако современные учёные разводят понятия «мораль» и «нравственность».

В.В. Знаков отмечает, что «для многих исследователей, очевидно, что нужно различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им)» [24, 35].

Н.П. Шитякова обращает внимание на то, что «Мораль относится к сфере должного, идеального и выступает совокупностью требований к поведению человека. Нравственность же относится к сфере реального и отражает суть его поступков в реальном опыте жизни семьи, народа, государства» [64, 14].

Ф.Т. Хаматнуров, А.И. Шемшурина и др. под моралью понимает специфическое общественное явление, определяемое совокупностью объективных условий жизни общества, это форма общественного сознания, совокупность норм и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Нравственность же трактуется как более узкое понятие, как область субъективно-индивидуальной моральности, сфера моральной свободы личности.

Духовность и нравственность взаимосвязаны, может быть, поэтому так сложно развести эти понятия.

Т.И. Петракова считает, что между понятиями «духовность» и «нравственность» существует не только семантическая, но и онтологическая связь: «Нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющимися категориями духовности... Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность - это сфера «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом». Классическая формула «дух творит себе формы», является выражением соотношения между духовным состоянием человека и его деятельностью [46].

Н.П. Шитякова подчеркивает «духовность приносит смысл в нормы морали, а нравственность является одной из ступеней восхождения человека к духовности» [64, 15].

Что же такое качество?

Ожегов С.И. так определяет это понятие: "Качество - то или иное свойство, достоинство, степень пригодности кого-нибудь или чего-нибудь" [42, 265].

СИ. Даль трактует его следующим образом: "Качество - совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других, придающих ему определенность" [18, 341].

Л.И. Божович утверждает, что качества личности это «определенные хорошо усвоенные привычки поведения» [9, 260].

Таким образом, проанализировав литературу по данной проблеме, мы сформулировали следующие определения.

Мораль – совокупность норм, принципов и правил, предписываемых обществом и регулирующих поведение людей в процессе совместной деятельности и общения.

Нравственность – способность самостоятельно осуществлять правильный моральный выбор, подчинять ему свои поступки и поведение, осознавая ответственность перед людьми.

Духовность – внутреннее состояние, гуманные чувства и эмоции, побуждающие человека к нравственным поступкам.

Например: это чувство радости, возникающее из-за осознания полезности своих действий для окружающих, или переживание, возникающее из-за осознания нанесенного вреда окружающим.

Следовательно, духовно-нравственные качества – это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые, под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно.


^ 1.2 Особенности духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста

Каждый последующий этап нравственного развития личности знаменуется новым увеличением ее нравственных возможностей. Так, если дошкольный возраст можно характеризовать как период эмоциональной активности, то младший школьный возраст можно назвать периодом интеллектуальной активности. Данный возраст - это тот этап развития личности, который по преимуществу является этапом накопления знаний и приобретения опыта, в том числе и нравственных знаний, нравственного опыта [64, 126].

Дети младшего школьного возраста покинули замкнутый мир семьи. Они ходят в школу, имеют друзей и врагов, о которых родители не знают. Они сами принимают решения и общаются с детьми. Они соблюдают правила и обычаи большого мира: школы, соседей по дому, улицы, летнего лагеря. Они познают, что закон – не только установленные родителями правила, но и школьный распорядок, правила дорожного движения, правила, принятые другими детьми. Все, что дети раньше принимали, как должное, теперь постоянно подвергается испытанию и сравнениям. По мере того как растет знакомство с законами и правилами, возрастает искушение нарушить их – что-то украсть, выругаться, позавидовать.

Ребенок по-новому начинает относиться к ровесникам. Многие дети с трудом налаживают дружеские взаимоотношения. Они не хотят работать и играть в одиночестве, но вместе трудится, еще не научились. Склочность, столь заметная у детей этого возраста, свидетельствует о зарождении коллективного духа – дети пытаются установить новые отношения между собой, обкатывая острые углы. Учитель пользуется огромным авторитетом, отчасти занимая место родителей [32].

Учитель олицетворяет для них все то новое, важное серьезное, что вошло в их жизнь с поступлением в школу. Уважение и авторитет, которыми учитель пользуется у первоклассников, трудно оценить. Каждое слово педагога, его требование – закон для детей. Если дети не выполняют этих требований, то, как правило, потому, что еще не умеют управлять своим поведением.

Младшим школьникам свойственны внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю. В коллективе начинают плохо относиться к тем, кого часто порицает учитель, а хорошо к тем, кто получает от него похвалу и поощрения.

Подражательность проявляется и в том, что дети стараются вести себя так же, как и ученики, которых ставит в пример учитель. «Света – молодец, она дала карандаш Марине, ее карандаш сломался». После таких слов учителя многие дети начинают предлагать карандаш своим соседям. «Посмотрите, как прямо сидит Лена» - и каждый из детей старается сесть правильно. Такие примеры учитель использует для более наглядного показа образцов, которым могут подражать дети. Наглядность не только в обучении, но и в воспитании [7].

Цель, к которой стремится ребенок на этом этапе, – приспособиться к миру и людям, к порядкам и законам природы и социальной жизни.

В течение этого этапа происходит существенный скачок в умственном развитии. Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, выделять то, что считает конкретным и реальным. У него появляется вкус простейшему планированию и выполнению намеченного. Интеллект доминирует, ребенок приступает к занятиям в школе, активно пополняет недостаток рациональных сведений о мире, формирует собственное мировоззрение. Второе детство – время торжества «практического разума», заимствования взглядов и опыта старших. Возрастает значение социального, мышление принимает сравнительные и практические формы. Правда, оно еще далеко от настоящей диалектики, продолжает опираться на знакомые и привычные семейные формы: «А у нас дома делают так-то», «А мой папа сказал, что ...». Но постепенно, к концу периода, отход от семьи в среду сверстников становится все более очевидным [64].


Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок ничего в них не меняет. Предметом изменений становится он сам. Впервые ребенок выполняет деятельность, которая поворачивает его на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем Я был» и «чем Я стал».

Ребенок постепенно обретает самосознание – видит себя субъектом взаимоотношений, тщательно контролирует свое поведение.

Моральная сфера идет вслед за общей рационализацией. Хорошим, заслуживающим одобрения, считается то, что поддерживается всеми, что справедливо, логично, целесообразно. Ребенок может быть недоволен собой, унывать от повторенных ошибок и слабостей [32].

У младших школьников нет такого негативного отношения к нормам морали, которое проявляют младшие подростки. У них не возникают сомнения в необходимости и безусловности нравственных правил, они хорошо их запоминают и хотят их выполнять. Младшие школьники сами моралисты. Они бескомпромиссны в нравственных требованиям к другим.

Ориентация на «правильность», стремление соответствовать некоторым образам (поведения, чувства, мысли) таит в себе опасность чрезмерного «зацикливания» на внешних правилах и образцах. Стремясь соответствовать всем предписаниям, ребенок начинает относиться ко всем остальным также с повышенными требованиями, зачастую впадая в «фарисейство».

Такие дети воспитываются юными «правдолюбцами» или «ябедами». Они требуют четкого выполнения неких предписаний и от своих сверстников и от взрослых. Порой взрослые сами же нарушают те правила, которым они учили ребенка, и в этой ситуации возникают конфликты и непонимание. А порой получается так, что ребенок, стремясь соблюсти все правила, предписанные взрослыми, в какой-то момент ослабевает под этим непосильным грузом. Тогда он может начать жить своей «тайной» жизнью.

Л.И. Рувинский считает, что в младшем школьном возрасте зарождаются моральные качества, которые воплощают в себе те или иные моральные нормы, но эти качества еще слабо выражены. У детей этого возраста еще не достаточно развито самосознание, поэтому они не могут осознать свои качества и соотнести их со своими поступками, в отношении же других людей могут. Умение видеть причину поступков в самом себе вырабатывается только в подростковом возрасте.

Особенности нравственного формирования детей младшего школьного возраста связаны с развитием степени осознанности, обобщенности их представлений о нравственной стороне человеческих отношений. Сначала это уровень эмоциональных обобщений, который характеризуется умением учащихся правильно ориентироваться в общей оценке поступков, относя их к плохим или хорошим. Следующая степень этого уровня - пассивное овладение теми или иными понятиями. Учащиеся еще активно не пользуются нравственными понятиями для обозначения конкретного факта, но этот же факт могут обозначать нужным словом, выбрав его из нескольких, например, обозначив поступок, как справедливый, выбрав нужное понятие из данных близких ему понятий: хороший, правильный, смелый, справедливый. Затем дети учатся раскрывать понятие через указание на характерный поступок: «Она хорошая подруга, дала мне альбом, а потом - еще карандаш». На более высокой ступени развития обобщенные поступки выражаются в соответствующем понятии: «Света правильно всегда рассудит, когда спор, она справедливая» [7].

Для детей младшего школьного возраста соотношение поведения и осознание нравственной стороны явлений жизни характеризуется следующими особенностями: сначала это поведение, основанное на эмоциональных обобщениях (не могут объяснить, почему они поступили так, или иначе, с позиций нравственности). Затем отмечается увеличение объема ситуаций и поступков, соответствующих нравственной норме, которую ребенок уже может сформулировать.

Дети младшего школьного возраста могут, отказавшись от заманчивой цели, выполнять непривлекательные задачи, руководствуясь моральными побуждениями. Моральные мотивы – новый тип мотивации, обуславливающий качественно новый тип поведения ребенка. Эти мотивы побуждают поведение и деятельность не прямо, а через сознательно приятные намерения или сознательно поставленную цель.

Особенности детей младшего школьного возраста проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. Неустойчивость внимания связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребенком взрослый. Поэтому дети, особенно дети 7 лет, легко отвлекаются от того главного, на что должно быть направленно их внимание на уроке, во время беседы. У 7 - 8 летних детей внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий.

Подвижность, характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребенок не умеет длительное время занимать одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом, так как испытывает естественную потребность движения. Учитель старается дать детям возможность организационно подвигаться: встать, поднять руки, пошевелить пальцами; дает новое задание, ставит перед ними новую задачу.

Эмоциональность свойственная младшим школьникам, выражается в их легкой возбудимости, потребности вслух высказать о своих переживаниях, поделится впечатлениями, интерес к внешнему яркому, броскому. Задача педагога состоит не в том, чтобы поднять естественное желание детей, а поднять его тем задачам, которые дети вместе с учителем решают на уроке и во внеклассной работе [8].

Нельзя забывать о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра. В игре у них иногда получается то, что не получается в учебной деятельности.


Любознательность, свойственная любому детскому возрасту, у младших школьников получает развитие в связи с началом системного обучения. Младшие школьники не удовлетворяются любым ответом на свой вопрос; ответ может повлечь за собой целую цепь новых вопросов: «Почему?», «Как и из чего сделано?».

Поступая в школу, ребенок уже понял ценность самого знания, у него есть интерес к знанию вообще, имеющему общественную значимость. Это отношение к знанию необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения. Интерес к знанию вообще переходит в увлечение отдельными приемами учебной деятельности. Говоря о возрастных особенностях детей, следует помнить, что точных возвратных границ нет, эти границы подвижны. Исследования педагогов и психологов показали, например, что путем изменения содержания и методики обучения можно добавить таких особенностей мышления, которые свойственны более позднему возрастному этапу [8].

Одним из направлений развития в этом возрасте становится установление разнообразных социальных связей. Дети, воспитанные в детском саду, в большей степени обладают чертами коллективистов, но у них слабо воспитаны тормозные процессы, они не умеют сдерживаться, и привыкли вести себя в любом коллективе очень свободно; постоянное общение с большим числом детей сделало их легковозбудимыми. Общение детей в школе и дома должно быть организованно так, чтобы дети учились считаться с теми, кто их окружает. Нравственный мир младшего школьника сложен, изменчив, находится в постоянном развитии. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребенка, улавливать возможные отклонения от нормального развития.

Созревая к началу младшего школьного возраста, внутренняя жизнь позволяет ребенку осознать свою «непрозрачность» для других. Это позволяет ему выстраивать собственное психологическое пространство и «пробовать себя» в разных ролях. Младший школьный возраст это не только годы учения, порядка, подражания старшим и усвоения социальных навыков, но и годы пробы сил, лукавства и храбрости, героических увлечений различными сказочными и историческими образами.

Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным к усвоению норм нравственности.

Во-первых, это интенсивное развитие познавательной активности. Развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью, что приводит детей к усвоению материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий.

Во-вторых, произвольность психических процессов, формирование волевых усилий, новый уровень потребностно-мотивационной сферы ребенка позволяет ему действовать под влиянием не только непосредственных импульсов, но и руководствоваться сознательно поставленным целям, нравственными требованиями и чувствами.

В-третьих, у младших школьников формируется способность к сознательному руководству собственным поведением. Возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности. И, наконец, формируется личностная рефлексия, которая предполагает знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к духовным ценностям [64].

  1   2   3

Похожие:

К. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические позн iconК. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические позн
Теоретические вопросы проявления нарушений духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения....
К. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические позн iconК. Д. Ушинский русский педагог
И одновременно обогатило досоветское образование, сделав его и бесплатным, и общедоступным, и обязательным, что имело колоссальнейшее...
К. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические позн iconЛибер Хаотика: Тзинч
Бог Хаоса, которому посвящён этот том, – это повелитель обмана и лжи, и я полагаю, что Рихтер был всего лишь марионеткой в его руках,...
К. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические позн iconЖиль Легардинье Не доверяйте кошкам
Несмотря на все старания, Жюли никак не удается увидеть его. А она чувствует, что должна, просто обязана узнать, кто он такой. Сходя...
К. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические позн iconЗдоровье ребенка и здравый смысл его родственников
Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия
К. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические позн iconЛекция 8 Доцент Анисимова Т. А
России. Все теоретические и практические вопросы воспитания решал с точки зрения служения интересам своей Родины, своего народа....
К. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические позн iconНевидимая страна. Часть дикий
Да, Мира знала, что его мать когда-то убил один из этих кровососов, и Макс чувствовал злость, но она считала, что вампиры не на много...
К. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические позн iconНевидимая страна. Часть дикий
Да, Мира знала, что его мать когда-то убил один из этих кровососов, и Макс чувствовал злость, но она считала, что вампиры не на много...
К. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические позн iconНевидимая страна. Часть дикий
Да, Мира знала, что его мать когда-то убил один из этих кровососов, и Макс чувствовал злость, но она считала, что вампиры не на много...
К. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические позн iconПротокол оперативной проверки под кодовым названием (oпк) «Performance»
Ть, каким образом обосновываются имеющиеся в распоряжении оперативно-значимые исходные данные по подозрению в преступной деятельности...
К. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические позн iconЛитература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость?
С первыми всё понятно – Пушкин, Толстой, Лермонтов, Гоголь, Чехов и многие другие авторы, оставившие глубокий след не только в российской,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы