К. С. Станиславского в действии Всероссийское театральное общество 1984 Редактор Ю. С. Калашников на контртитуле портрет К. С. Станиславского работы В. П. Ефанова. Художник В. Н. Михайлов Новицкая Л. П. Н-73 Урок icon

К. С. Станиславского в действии Всероссийское театральное общество 1984 Редактор Ю. С. Калашников на контртитуле портрет К. С. Станиславского работы В. П. Ефанова. Художник В. Н. Михайлов Новицкая Л. П. Н-73 Урок


НазваниеК. С. Станиславского в действии Всероссийское театральное общество 1984 Редактор Ю. С. Калашников на контртитуле портрет К. С. Станиславского работы В. П. Ефанова. Художник В. Н. Михайлов Новицкая Л. П. Н-73 Урок
страница1/36
К. С. Станиславского в действии<> <> <>Всероссийское театрально
Дата публикации07.09.2014
Размер5.75 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36







Л.П. НОВИЦКАЯ

Уроки вдохновения

Система К. С. Станиславского в действии

Всероссийское театральное общество 1984

Редактор Ю. С. КАЛАШНИКОВ

На контртитуле портрет К. С. Станиславского работы В. П. Ефанова.

Художник В. Н. Михайлов

Новицкая Л. П. Н—73 Уроки вдохновения/[Ред. Ю. С. Калашников]. — М.: Всерос. театр, о-во, 1984. — 383 с, ил.

Книга старейшего театрального педагога и режиссера Л. П. Новицкой содержат ценнейшие записи занятий К. С. Станиславского с учениками в Оперно-драматиче-ской студии. На примере работы над трагедиями Шекспира «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» автор рассказывает о последнем открытии великого реформатора сцены, получившем название «метод физических действий», и предлагает систему практического применения этого метода, а также разработанную на занятиях Станиславского поэтапную схему работы над пьесой. В книге возникает яркий образ К. С. Станиславского с его художественными и этическими исканиями.

Вторая часть книги — «Тренинг и муштра» — связана с непосредственной практикой преподавания актерского мастерства. Она содержит ценный, проверенный автором материал для практических занятий с будущими актерами по элементам системы Станиславского.

© Всероссийское театральное общество, 1984


СОДЕРЖАНИЕ:

Эстафета молодым 5

ВСТУПЛЕНИЕ 5

АРТИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ДИСЦИПЛИНА 12

РАБОТА СТАНИСЛАВСКОГО С АССИСТЕНТАМИ 22

РЕПЕТИЦИИ ПЬЕСЫ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» 24

ПРОБНЫЕ УРОКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СИСТЕМЫ 34

СТАНИСЛАВСКИЙ ЗАНИМАЕТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ЧТЕНИЕМ С АССИСТЕНТАМИ 36

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ НОВОЙ СТУДИИ 37

СТАНИСЛАВСКИЙ ЗАНИМАЕТСЯ СО СТУДИЙЦАМИ 43

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА 43

РАБОТА НАД ТЕЛЕСНЫМ АППАРАТОМ (ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ) 44

ДЕЙСТВИЕ 52

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. «ЕСЛИ БЫ». ВООБРАЖЕНИЕ 53

ЛОГИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ 57

ВНИМАНИЕ 59

НАИВНОСТЬ И ВЕРА 61

ОБЩЕНИЕ 64

ТЕМПО-РИТМ 70

ХАРАКТЕРНОСТЬ 74

МИЗАНСЦЕНА 79

РАБОТА НАД СЛОВОМ 85

ПОДГОТОВКА РЕЧЕВОГО АППАРАТА 85

ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ РЕЧИ 86

ОРФОЭПИЯ 92

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ 92

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ 95

РИТМИКА РЕЧИ 96

РАБОТА НАД РОЛЬЮ 98

РАБОТА НАД ПЬЕСАМИ ШЕКСПИРА «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» И «ГАМЛЕТ» ПО МЕТОДУ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ 103

РАБОТА НАД ПЬЕСОЙ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» 115

РАБОТА НАД ПЬЕСОЙ «ГАМЛЕТ» 130

ПОЭТАПНАЯ СХЕМА РАБОТЫ НАД ПЬЕСОЙ 148

ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ НАД СПЕКТАКЛЕМ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» 151

^ Элементы психотехники актерского мастерства
Тренинг и муштра 156


МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ МАСТЕРСТВА АКТЕРА 158

ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ 161

ПЕРВЫЙ ЭТАП. ВЫРАБОТКА МЫШЕЧНОГО КОНТРОЛЕРА ИЛИ НАБЛЮДАТЕЛЯ 161

ВТОРОЙ ЭТАП. ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ И ТОЧКИ ОПОРЫ 163

ТРЕТИЙ ЭТАП. УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ, КАКИЕ МЫШЦЫ НЕСУТ НАГРУЗКУ ПРИ ДАННОМ ФИЗИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ, И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМИ РОВНО НАСТОЛЬКО, НАСКОЛЬКО БЫВАЕТ ЭТО НЕОБХОДИМО В ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ДАННОГО ДЕЙСТВИЯ 164

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. КАЖДОЕ ДВИЖЕНИЕ, ПОЛОЖЕНИЕ, ПОЗА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПРАВДАНЫ, ЦЕЛЕСООБРАЗНЫ, ПРОДУКТИВНЫ 167

ДЕЙСТВИЕ, «ЕСЛИ БЫ», ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА 169

ПЕРВЫЙ ЭТАП. ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ, ОБОСНОВАННОЕ, ПРОДУКТИВНОЕ, ПОДЛИННОЕ ДЕЙСТВИЕ 170

ВТОРОЙ ЭТАП. «ЕСЛИ БЫ», ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА 173

ВООБРАЖЕНИЕ 180

ПЕРВЫЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ В РЕАЛЬНОЙ И ВООБРАЖАЕМОЙ ПЛОСКОСТЯХ 180

ВТОРОЙ ЭТАП. ВИДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ЗРЕНИЯ-КИНОЛЕНТА ВИДЕНИИ 186

ТРЕТИЙ ЭТАП. ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПОМОЩНИК ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ ИЗНОСИВШЕГОСЯ, ИСТРЕПАННОГО 188

СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ 189

ПЕРВЫЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ 189

ВТОРОЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ В ВООБРАЖАЕМОЙ ПЛОСКОСТИ 198

ТРЕТИЙ ЭТАП. МНОГОПЛОСКОСТНОЕ ВНИМАНИЕ (ИЛИ РАЗДВОЕННОЕ ВНИМАНИЕ) 200

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДОБЫВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 201

ЧУВСТВО ПРАВДЫ, ЛОГИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ 203

ПЕРВЫЙ ЭТАП. НАЙТИ, ВЫЗВАТЬ И ПОЧУВСТВОВАТЬ ПРАВДУ И ВЕРУ В ОБЛАСТИ ТЕЛА (В МАЛЫХ, ПРОСТЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЯХ) 203

ВТОРОЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ 205

ВЕРА И СЦЕНИЧЕСКАЯ НАИВНОСТЬ 212

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ 215

ПЕРВЫЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ПЯТИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ 216

ВТОРОЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ 219

ТРЕТИЙ ЭТАП. МАНКИ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ (ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ) 223

ПЕРВЫЙ ЭТАП. ОРГАНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ 229

ВТОРОЙ ЭТАП. УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ 230

ТРЕТИЙ ЭТАП. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОРГАНИЧЕСКОГО НЕПРЕРЫВНОГО ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ 237

ТЕМПО-РИТМ 239

ПЕРВЫЙ ЭТАП. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМПО-РИТМА ДЕЙСТВИЯ 240

ВТОРОЙ ЭТАП. ТЕМПО-РИТМ В ЭТЮДАХ, ОТРЫВКАХ, СПЕКТАКЛЯХ 244

ОТ ЭТЮДА ДО СПЕКТАКЛЯ 260

СВЕРХЗАДАЧА, СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ 273


Автор книги — Лидия Павловна Новицкая, старейший педагог мастерства актера и режиссуры, непосредственная ученица К. С. Станиславского по его Оперно-драматической студии.

За свою длительную режиссерско-педагогическую деятельность она сама воспитала немало актеров и режиссеров, успешно работающих в разных театрах нашей страны.

Предлагаемая книга представляет собой переработанное и дополненное издание двух прежде изданных ею книг — «Тренинг и муштра» и «Эстафета молодым». Соответственно она состоит из двух частей, отличающихся друг от друга по жанрам, но, как нам представляется, будет чрезвычайно ценным пособием для театральных педагогов и практиков театра.

Первая часть книги — это, что называется «сведения из первых рук» о том, как работал К. С. Станиславский в своей последней Студии.

Если вспомнить, сколько существует всякой путаницы, недоумений, всевозможных толкований вокруг метода Константина Сергеевича, получившего название «метода физических действий», сколько было опубликовано неясных изложений этого метода его ближайшими учениками и помощниками последних лет жизни, то невольно радуешься тому, что почти стенографическое изложение репетиций Станиславского по этому методу становится нашим общим достоянием.

Все, что в книге связано с протоколами студии, с записями уроков Станиславского, имеет огромную ценность. Его образ, его художественные и этические искания, его граничащая с фанатизмом одержимость в работе, детская наивность и мудрость, очарование его неповторимой личности предстают перед читателем

5

очень живо. Всякий, кто сталкивался с практикой преподавания, знает, какая огромная, постоянная необходимость имеется в практических пособиях по освоению системы Станиславского.

Л. П. Новицкая во второй части книги дает большое количество упражнений по овладению актерской психотехникой. Это своего рода задачник с комплексом упражнений по каждому элементу системы.

К. С. Станиславский в предисловии к «Работе актера над собой» писал: «Одновременно с этой книгой я должен был бы выпустить ... своего рода задачник с целым рядом рекомендованных упражнений».

Работа Л. П. Новицкой является в какой-то степени попыткой осуществления этого желания К. С. Станиславского. И это основное устремление автора крепко спаивают воедино обе части книги. Л. П. Новицкая особенно близка нам, работникам Малого театра, где она активно участвовала в качестве режиссера в таком этапном спектакле, как «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, помогая Б. И. Равенских, и много лет воспитывала учеников нашей школы — Театрального училища имени М. С. Щепкина.


Заслуженный артист РСФСР,
профессор ^ М. М. Новохижин





  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36



Похожие:

К. С. Станиславского в действии Всероссийское театральное общество 1984 Редактор Ю. С. Калашников на контртитуле портрет К. С. Станиславского работы В. П. Ефанова. Художник В. Н. Михайлов Новицкая Л. П. Н-73 Урок iconК. С. Станиславского в действии Всероссийское театральное общество 1984 Редактор Ю. С. Калашников на контртитуле портрет К. С. Станиславского работы В. П. Ефанова. Художник В. Н. Михайлов Новицкая Л. П. Н-73 Урок
Новицкая Л. П. Н—73 Уроки вдохновения/[Ред. Ю. С. Калашников]. — М.: Всерос театр, о-во, 1984. — 383 с, ил
К. С. Станиславского в действии Всероссийское театральное общество 1984 Редактор Ю. С. Калашников на контртитуле портрет К. С. Станиславского работы В. П. Ефанова. Художник В. Н. Михайлов Новицкая Л. П. Н-73 Урок iconК. Куракина Основы техники речи в трудах К. С. Станиславского. Всероссийское театральное общество. М., 1959
Как не бывает двух совершенно одинаковых лиц, рук, ног, так не бывает и совершенно схожих голосов. Всякий голос и манера речи отличаются...
К. С. Станиславского в действии Всероссийское театральное общество 1984 Редактор Ю. С. Калашников на контртитуле портрет К. С. Станиславского работы В. П. Ефанова. Художник В. Н. Михайлов Новицкая Л. П. Н-73 Урок iconБеседы К. С. Станиславского
Но все же я решаюсь хотя бы несколькими чертами наметить здесь образ Константина Сергеевича Станиславского, каким он явился в занятиях...
К. С. Станиславского в действии Всероссийское театральное общество 1984 Редактор Ю. С. Калашников на контртитуле портрет К. С. Станиславского работы В. П. Ефанова. Художник В. Н. Михайлов Новицкая Л. П. Н-73 Урок iconКнига для всех, кто хочет добиться мастерства в общении любого рода
«Э. Сарабьян / Актерский тренинг по системе Станиславского. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер....
К. С. Станиславского в действии Всероссийское театральное общество 1984 Редактор Ю. С. Калашников на контртитуле портрет К. С. Станиславского работы В. П. Ефанова. Художник В. Н. Михайлов Новицкая Л. П. Н-73 Урок iconПоложение о Межрегиональном конкурсе актёрского мастерства молодых исполнителей имени К. С. Станиславского
Межрегиональный конкурс актёрского мастерства молодых исполнителей имени К. С. Станиславского «Верю!», является проектом поддержки...
К. С. Станиславского в действии Всероссийское театральное общество 1984 Редактор Ю. С. Калашников на контртитуле портрет К. С. Станиславского работы В. П. Ефанова. Художник В. Н. Михайлов Новицкая Л. П. Н-73 Урок iconСистема станиславского как наука
Художник находится в двойственном отношении с природой: он ее господин и вместе с тем раб. Он ее раб, поскольку он должен действовать...
К. С. Станиславского в действии Всероссийское театральное общество 1984 Редактор Ю. С. Калашников на контртитуле портрет К. С. Станиславского работы В. П. Ефанова. Художник В. Н. Михайлов Новицкая Л. П. Н-73 Урок iconСписок литературы: Аристотель. «О поэзии»
Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-22 гг., записанные К. Е. Антаровой
К. С. Станиславского в действии Всероссийское театральное общество 1984 Редактор Ю. С. Калашников на контртитуле портрет К. С. Станиславского работы В. П. Ефанова. Художник В. Н. Михайлов Новицкая Л. П. Н-73 Урок iconСтаниславского
Стал тщательно разрабатываться зримый фон представлений, что вызвало к жизни знаменательную для европейского театра 17-19 веков фигуру...
К. С. Станиславского в действии Всероссийское театральное общество 1984 Редактор Ю. С. Калашников на контртитуле портрет К. С. Станиславского работы В. П. Ефанова. Художник В. Н. Михайлов Новицкая Л. П. Н-73 Урок iconЛегенда снова в действии!
Миссия Зодиак. Как уже все знают, Джеки умудрился при создании своего детища совместить аж 15 должностей – в том числе он режиссер,...
К. С. Станиславского в действии Всероссийское театральное общество 1984 Редактор Ю. С. Калашников на контртитуле портрет К. С. Станиславского работы В. П. Ефанова. Художник В. Н. Михайлов Новицкая Л. П. Н-73 Урок icon"Актерские техники. Беседа с Дени Бабле" Ежи Гротовский
Станиславского, Арто и Брехта. А также я просил бы Вас объяснить, как Вы, исходя из размышлений над этими техниками, но и, естественно,...
К. С. Станиславского в действии Всероссийское театральное общество 1984 Редактор Ю. С. Калашников на контртитуле портрет К. С. Станиславского работы В. П. Ефанова. Художник В. Н. Михайлов Новицкая Л. П. Н-73 Урок iconРоссийская федерация челябинская региональная организация общественно-государственного объединения «всероссийское физкультурно-спортивное общество «динамо»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы