Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения icon

Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения


Скачать 246.12 Kb.
НазваниеКонспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения
страница1/5
Размер246.12 Kb.
ТипКонспект лекций
  1   2   3   4   5


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«МОГИЛЁВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ»

Кафедра гуманитарных дисциплин


А.П. Костеров


ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА


Конспект лекций

для студентов всех специальностей

дневной и заочной формы обучения


Могилёв 2008




УДК 321 (476)


Рассмотрен и рекомендован

к изданию на заседании кафедры

гуманитарных дисциплин

Протокол № от 2008г.


Составитель к.и.н., доц. Костеров А.П.


Рецензенты: кандидат философских наук, доцент УО МГУП Кармазинов Л.С. кандидат исторических наук, профессор ЧУО БИП – институт

правоведения Макаревич В.А.


Костеров, А.П.

Основы идеологии белорусского государства: Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения. – Могилев: УО МГУП, 2008. – с.


В конспекте лекций, в соответствии с типовой программой для вузов излагаются вопросы по учебной дисциплине «Основы идеологии белорусского государства». Краткое и доступное изложение теоретического материала характеризует сущность идеологии, ее структуру, функции, особенности проявления и роль в современном белорусском обществе .


УДК 321 (476)

ББК


©УО «Могилёвский государственный университет продовольствия», 2008

содержание


Введение


Лекция 1. Предмет, теория и методология идеологии белорусского государства


Лекция 2. Современные идеологические концепции и доктрины


Лекция 3. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства


Лекция 4. Политическая культура и идеологические процессы


Лекция 5. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства


Лекция 6. Белорусская экономическая модель и белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства


Литература


Приложение


ВВЕДЕНИЕ

В конце ХХ века Республика Беларусь провозгласила полный суверенитет и оказалась перед выбором своего государственного и общественного развития. В этот период была разработана Конституция 1994 года, которая была принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года с изменениями и дополнениями, определены специфика белорусской модели социально-экономического развития, направления внутренней и внешней политики страны. На рубеже ХХ – ХХI веков формируется концепция идеологии белорусской государственности, которая опирается на многовековой опыт историко-культурного развития Беларуси. Идеологию государства можно соотнести с иммунной системой, наличие которой делает возможным существование самого феномена государства. Ее основными принципами являются:

  • стабильность, устойчивость социально-политического развития;

  • социальная справедливость;

  • народовластие;

  • трудовая и человеческая солидарность;

  • историческая и политическая преемственность;

  • дружба народов.

Особенности белорусской идеологии заключаются в следующем:

  • сильная государственная власть, персонифицированная Президентом РБ;

  • активная роль государства в реформировании экономики с целью ее постепенной интеграции в мировую хозяйственную систему;

  • сильная социальная политика с ориентацией экономики на повышение ее эффективности, направленной на развитие человеческого потенциала.

Курс «Основы идеологии белорусского государства» был введен в 2003 году. Его цель – формирование у граждан важных для белорусского общества идей, ценностей, представлений, убеждений, устремлений, которые должны поддерживаться силой государства, всеми его институтами. Учебной программой предполагается изучение феномена идеологии, истории, теории и динамики идеологических процессов, механизма реализации идеологических функций государства.

Главными задачами преподавания курса являются:

  • разъяснение приоритетов белорусской модели социально-экономического развития и политической системы;

  • получение систематизированных знаний на основе теории, изучение методологии с целью обретения студентами устойчивых идеологических ориентиров;

  • способствование формированию у студентов политической культуры и гражданско-патриотической позиции.

Конспект лекционного курса представляет анализ существующей научной и учебно-методической литературы и ее адаптацию к требованиям рабочей программы применительно к специфике вуза.


Лекция 1. Предмет, теория и методология идеологии белорусского государства


  1. Понятие «идеология» и его генезис.

  2. Структура и функции идеологии.

  3. Истоки и становление идеологии белорусской государственности.


1. Понятие «идеология» и его генезис

При рассмотрении первой лекции необходимо сделать краткое вступление. Следует констатировать, что республика находиться на пути перехода к новому качественному состоянию, как в экономике, политической жизни, так и в сознании, мышлении людей. Государственное строительство происходит одновременно с глубокими социально-экономическими преобразованиями. Научной основой на пути создания сильного государства может стать формирование идеологии белорусской государственности. Ее предназначение состоит в том, чтобы обеспечить жизнестойкость социальной системы от опасностей и угроз как извне, так и собственной внутренней среды. Цель идеологии - формирование сознания людей путем ее воздействия на их поведение.

Все отношения людей, их взаимодействия в обществе складываются на различных уровнях политического сознания: государственном, теоретическом, эмпирическом.

Идеология в процессе возникновения, развития и функционирования связана с философией, культурой, религией, нравственностью, политикой и другими формами общественного сознания. Само ее понятие многозначное, отсюда и множество различных определений.

Дословный перевод с греческого: учение об идеях. В научный оборот этот термин ввел француз Дестат де Траси в докладе «Проект идеологии» в 1796 году. В начале ХIХ века он в исследовании «Элементы идеологии» стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать «общую теорию» идей, чтобы исследовать естественное происхождение идей и разоблачать «иллюзорные мысли». Для чего это нужно? Известно, что коренное отличие общества от любой другой материальной системы состоит в том, что способом его существования, является деятельность людей и творят они свою историю, исходя из своих потребностей и интересов. Не случайно французские просветители заявляли, что «мнения правят миром». Если это так, стоит разобраться: какие из них мнения (идеи) являются истинными, а какие ложными? Возникает вопрос: где тот критерий, который позволял бы отличить истинные идеи от ложных? Таким критерием была объявлена «природа человека»; те идеи, которые противоречат ей – ложные и наоборот. С этих позиций идеологи подвергали критике феодальное общество и круг его идей, одновременно рекомендовали, как организовать общественную жизнь в соответствии с искомой «природой человека». В реквизите идеологов в XVIII веке появились термины: «права человека», «общечеловеческие ценности», «демократические стандарты» и т.п.

В ХIХ веке преобладало негативное отношение к идеологиям, когда идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращались в символы веры и потрясали общества. К. Маркс квалифицировал идеологию как «ложное сознание» по той причине, что природа человека не есть нечто раз навсегда данное и неизменное, оно изменяется в ходе общественного развития. К.Маркс сделал вывод, что любая идеология носит классовый характер, выражает интересы тех или иных общественных классов, а эти интересы, в свою очередь, детерминируются положением этих классов в системе общественного производства. С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией и утверждали, что сумели найти научный метод познания социальных процессов. Немецкий социолог К.Маннгейм считал, что идеология консервативна и в этом ее главное отличие от утопии. Утопия ориентирует сознание на действие и стремиться взорвать существующий порядок вещей.

В.И. Ленин придавал идеологии научное значение и считал, что она способна просветить, сплотить и мобилизовать пролетариат на революционную борьбу за свержение капитализма и построение социалистического общества. В его понимании идеология – это система идей, теорий, взглядов, отражающих социально-политическое и экономическое развитие общества и выражающих интересы определенного класса – буржуазии или пролетариата. Другие мыслители ХХ века (Э. Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс), давая идеологии свои оценки, подчеркивали ее систематизированность, способность сплачивать людей, аккумулировать их энергию для действий. Американский политолог японского происхождения Ф.Фукуяма писал, что мировая история как продукт соперничающих идеологий подошла к своему завершению, поскольку после крушения коммунистической идеологии концепция либеральной демократии утвердилась в качестве единственного принципа политической организации человеческого общества. По его мнению человечество перестало нуждаться в идеологических конструкциях. Политологи Т.Адорно и Ф.Бенетон утверждали, что идеология ведет к духовному закабалению человека, к опутыванию его ложными коллективными идеалами, в результате индивид становиться объектом манипулирования. Несмотря на явные расхождения ученых, большинство из них определяют предназначение идеологии так: идеология – это система идей, теорий, идеалов, взглядов, ценностей, политических и нравственных ориентиров, отражающих в систематизированной форме отношение больших социальных слоев и групп людей, отдельных личностей к окружающей действительности, описывающих положение, роль и место человека в современном обществе и осмысленных ими как цель жизнедеятельности. Белорусские ученые считают: идеология белорусского государства - это система взглядов, соответствующих целям и особенностям белорусского пути общественного развития.

В заключение вопроса следует пояснить соотношения понятий «идеология» и «мировоззрение». Мировоззрение представляет собой философско-теоретический синтез научных знаний (или религиозных верований), идеалов, ценностных ориентаций, убеждений, исторического и повседневного опыта человека и человечества. Именно в этом качестве оно становиться философско-теоретической основой идеологии.

Значимость мировоззрения как основы идеологии заключается в том, что именно от мировоззрения, от того какое оно, зависит и идеология.


^ 2. Структура и функции идеологии

Структура идеологии предполагает собой совокупность устойчивых внутренних связей, которые обеспечивают сохранение ее основных свойств. Структура имеет много граней и много уровней. Духовным ее основанием является мировоззрение, т.е. совокупность взглядов человека на мир в целом на свое собственное место в этом мире.

В горизонтальном разрезе она представляется как:

  • мировоззрение;

  • политические концепции;

  • экономические теории;

  • правовые нормы;

  • эстетические идеалы;

  • нравственные убеждения;

  • иерархия ценностей;

  • воля и решимость для достижения целей.

В вертикальном разрезе как:

  • воплощение идеалов и чувств в жизненных позициях людей;

  • практическая деятельность идеологических служб;

  • массовое сознание (представления, чувства, верования, ценностные ориентации);

  • лозунги, заповеди, установки;

  • мировоззренческие основы.

Следует различать функции политического сознания и идеологии.

Функции политического сознания:

  • регулятивная;

  • познавательно-информационная;

  • оценочная;

  • мобилизующая.

Функции идеологии:

  • ориентационная;

  • мобилизирующая;

  • интегративная;

  • амортизационная;

  • социальная;

  • познавательная;

  • легитимирующая;

  • нормативная.

Расшифровывая значение и суть каждой функции, важно отметить, что функции идеологии вытекают из того, насколько в ней выражено:

  • теоретически оформленные систематизированные социально-классовые интересы;

  • использованию власти для достижения этих интересов.

В целом, содержанием политической идеологии выступают: трактовка политической власти и соответствующих общественных порядков, отношения к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, о методах и средствах социальных преобразований.


^ 3. Истоки и становление идеологии белорусской государственности

Используя знания по отечественной истории, следует напомнить основные моменты развития белорусской государственности. Исторический путь Беларуси прошел важные этапы:

  1. Общественный строй на белорусских землях в Х-ХII веках.

  2. Создание Великого княжества Литовского. Общественный строй Речи Посполитой.

  3. Белорусские земли в составе Российской империи.

  4. Октябрьская (1917г.) революция и национально-государственное самоопределение Беларуси.

  5. Советский период государственности.

  6. Нынешний переходный период к белорусской государственности. Объединительный процесс России и Беларуси.

После распада СССР и краха коммунистической идеологии, которая 70 лет доминировала в сердцах и умах большинства советских людей, первая половина 90-х г. в РБ ознаменовалась развитием деидеологических процессов. Наблюдалось развенчивание прежней идеологии как пережитка бывшего режима. В дальнейшем была начата реидеологизация, т.е. восстановление идеологии. Политическая элита в Беларуси пришла к пониманию, что общество нуждается в некой объединяющей, скрепляющей его совокупности идей. К примеру, государственная идеология США цельно развивается с XVIII века до сегодняшних дней и представляет четкую конструкцию с отлаженным механизмом идеологической работы. Главным ее идейным постулатом является идея «пан-американ», т.е. государство – самое сильное, демократическое, а нация – самая великая, умная, образованная, которая способна жить достойно и не только в пределах своего государства, но и нести свой образ жизни на другие народы и страны.

Идеология белорусского государства в своем развитии прошла несколько этапов:

  1. Первая половина 90-х годов ХХ века. Деидеологизация.

  2. Середина 90-х годов. Реидеологизация.

  3. Конец ХХ века. – начало ХХI века. Создание новой идеологии и ее распространение в обществе.

Четкие ориентиры белорусской идеологии были обозначены в ряде докладов Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. По мнению Главы государства, выстраивая свои идеологические приоритеты, следует учитывать как опыт прошлых веков, так опираться и ориентироваться на все то новое и позитивное, что появилось у нас с момента провозглашения независимости. При этом необходимо четко осознавать тот факт, что нельзя искусственно идеологизировать общество, исходя из конъюнктурных соображений, подчинить общество корыстным потребностям отдельных личностей или социальных групп. Навязывание обществу мертвых идеологических схем приводит к упадку государственности, застою и переходу к регрессивному развитию. Президент РБ отметил: «Государственная идеология-это не изобретение коммунистов, а атрибут присущий…любому государству. Все государства… опирались и опираются на идеологические принципы, в концентрированном виде выражающие основные ценности своего общества, цели его развития».

Идеология государства, которую белорусский лидер считает «краеугольным камнем в государственном строительстве», -это национальная объединительная и мобилизующая идея. Ее главной задачей является воздействие посредством пропаганды национальной идеи на сознание людей, с тем , чтобы проживающее на территории государства население осознавало себя как единое общественно целое в государственно--политическом, территориальном, экономическом, культурно-историческом и нравственно-духовном планах. Идеология государства позволяет людям различных убеждений прийти к осознанию общих ценностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания. По определению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, «государство без идеологии, как человек без мысли не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для государства-то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая даже самая незначительная инфекция становиться смертельной. Точно так же и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным».

Идеология белорусского государства официально сформулирована в Основном Законе, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах человека. Соблюдение норм Конституции, реализация заложенных в ней принципов является на сегодняшний день важнейшей задачей, которая стоит перед органами государственной власти.

В заключение, важно отметить, что белорусская идеология аккумулирует все позитивное из исторического опыта народа Беларуси и его достижений на современном этапе. Важно подчеркнуть, что на политическом уровне идеология принимает форму идеологической доктрины, которая является мировоззренческой основой в современных конкретно-исторических условиях. Важнейший мировоззренческий стержень составляет в идеологии белорусская гражданственность, национальное самосознание и патриотизм.


Контрольные вопросы по теме к дискуссии:

  1. Воздействие каких факторов, испытывает массовое политическое сознание?

  2. Как соотносятся между собой понятия: идеология, философия, религия, мировоззрение, пропаганда?

  3. Какая функция идеологии служит ослаблению социальной напряженности?

  4. Определите сущность концепции деидеологизации.

  5. Каковы основные идеологические приоритеты в Республике Беларусь?


Лекция 2. Современные идеологические концепции и доктрины

  1. Основные типы идеологии.

а). Либерализм: принципы и цели

б). Консерватизм: принципы и цели

в). Социал-демократизм: характерные черты и идеи

г). Другие политические идеологии

2. Мировоззренческие основы и приоритеты идеологической политики белорусского государства.


  1. ^ Основные типы идеологии

Для правильного понимания и истолкования различных идеологий их сущностей, особенностей, функций, способов аргументации, сфер влияния важное значение имеет их типологизация.

Либерализм. Классический либерализм сформировался на заре буржуазного политического движения (XVII век). Основные положения данной идеологии сформулировали Д.Локк, Ш.Монтескье, А.Смит, Б.Франклин, Т.Джефферсон. Организационно либерализм оформился в ХIХ веке c появлением политических партий. Термин «либерализм» (от лат. «свободный») употреблялся как:

  • образ мышления и деятельности, для которого характерна независимость по отношению к традициям, привычкам, догмам, а также способность к активному самоопределению;

  • совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивидууму, или смягчения этих форм.

Носитель идеологии – буржуазия. Содержательное ядро идеологии:

  • безусловный приоритет индивидуальной свободы человека;

  • абсолютная ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей;

  • автономия индивидуальной воли;

  • неотчуждаемые права человека – на жизнь, свободу, собственность;

  • создание и функционирование государства на основе консенсуса с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека;

  • договорной характер отношений между государством и индивидуумом;

  • верховенство закона, как инструмента контроля над поведением людей;

  • разделение властей в государственном механизме и создание системы их сдержек и противовесов;

  • ограничение объема и сфер деятельности государства;

  • господство частной собственности и ее неприкосновенность, как гарантии независимости и достоинства личности;

  • идеалы свободного рынка, личной инициативы и честной конкуренции;

  • развитие гражданского общества, основанного на свободном рынке частной собственности независимой от государства и политических институтов;

  • защищенность частной жизни человека и свободы его действий в рамках закона во всех сферах общественной жизни.

В ХХ веке сформировалось течение неолиберализма. Неолиберализм признает допустимость и необходимость государственного вмешательства в экономику, а с целью общества провозглашает прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка. Государство должно активно регулировать экономику, устраняя «погрешности» рынка (экономические кризисы и неравенства в обществе); проводить политику активной социальной помощи безработным, нетрудоспособным, слабообеспеченным; поощрять многообразие и плюрализм мнений, реализуемых через осуществление многопартийности. Однако трансформация либерализма не устранила ограниченность данной идеологии.

Консерватизм (от лат. – сохранять, охранять) – идеология, ориентирующая на сохранении и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни. Впервые термин был употреблен французским писателем Ф.Шатобрианом и обозначал идеологию феодально-аристократической реакции на революцию конца XVIII века. Идеи консерватизма развили мыслители Э Берк, Л.Бональд и другие. Содержательное ядро консерватизма:

  • идея традиции, определяющей общественное бытие индивида; общество это система норм, обычаев, институтов, уходящих корнями в историю;

  • идея национального величия;

  • отказ от активного политического вмешательства в общественную жизнь; частные интересы более важны для человека, чем политика; политика-это сфера деятельности политических элит, участие масс в политической жизни должно быть ограничено и находится под контролем;

  • пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти;

  • ориентация на государственный авторитет;

  • пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума;

  • неверие в возможность социального равенства между людьми;

  • частная собственность – гарант личной свободы и социального порядка.

На рубеже 60-70-х годов ХХ века консерватизм стал выступать в обличье неоконсерватизма. Его представители: Д.Мойнихэм, Д.Белл, З. Бжезинский и другие. Следует отметить, что неоконсерватизм обогатился новыми идеями в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом. Праворадикальное течение консерватизма сегодня получило название либертаризма. Его содержательное ядро:

  • свобода отдельного человека во всех сферах его деятельности;

  • резкое ограничение регулирующей роли государства;

  • отсутствие государственного контроля над ценами, зарплатой, трудовыми отношениями, социальной сферой и экономикой в целом.

Проводники этих идей: Ф.Хайек. М.Фридмен. Уместно выделить основную суть российского дореволюционного консерватизма: православие монархия и народность (соборность). Эти идеи воздействовали на сознание белорусов, которые проживали с конца XVIII века в Российской империи.

Социал-демократизм. Социализм (от лат. - общественный) – сложный комплекс социально-философских, общественно-политических концепций, идеологических доктрин и установок, обосновывающих идеалы общественного устройства, основанного на приоритете общественной собственности, отсутствии эксплуатации, справедливом распределении материальных и духовных благ.

Основные идеи и принципы социализма:

  • господство общественной собственности;

  • искоренение эксплуатации;

  • утверждение социального равенства;

  • уничтожение противоположности между умственным и физическим трудом;

  • от каждого – по способностям, каждому – по труду;

  • свободное развитие каждого – условие свободного развития всех;

  • замена государства ассоциациями трудящихся;

  • устранение противоположностей между городом и деревней;

  • осуществление социальной справедливости;

  • отвержение индивидуализма.

Социалистическая мысль в современном мире представлена тремя основными направлениями: марксизм-ленинизм, социал-демократия, леворадикальные концепции социализма.

Марксизм-ленинизм (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин). В основе марксизма лежит утверждение о возможности познания окружающей действительности и формирования законов общественного развития. Согласно марксистского учения социализм – это закономерная фаза исторического становления этапа общества – коммунизма. Капитализм в процессе развития сам создает предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собственности и перехода к социализму. В теоретических положениях марксизма особая роль отводилась рабочему классу. Рабочий класс объективно является силой, призванной устранить господство буржуазии и всякое господство вообще; завоевание власти рабочим классом произойдет одновременно во всех развитых странах; придя к власти, рабочий класс преобразует политическую систему, приспособив ее к интересам трудовых слоев общества.

В начале ХХ века в марксизме возникло два основных направления: ленинизм (большевизм) и социал-демократизм.

В.И.Ленин принимал в марксизме учение о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции. Ленин сделал вывод, что в условиях резкого обострения противоречий между империалистическими государствами, возможно совершить революцию в отдельно взятой стране даже со средним развитием капитализма. На базе ленинизма осуществлялось строительство нового общества в СССР, однако со временем марксизм – ленинизм все больше превращался в идеологию тоталитарного общества, наблюдалось серьезное искажение марксистской философии.

Идеология современной социал-демократии своими корнями уходит в реформистское течение, представленное Э Бернштейном. Он отвергал неизбежность разрушения старого мира и крушения капитализма, а также неизбежность диктатуры пролетариата. Путь к социализму, в его истолковании – это не социалистическая революция и отмена частной собственности, а поиск новых «товарищеских форм производства» в условиях непрерывного мирного развития капиталистической экономики при непременном установлении социального равенства всех членов общества.

Социал-демократическое понимание социализма:

  • это не конкретный общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь;

  • это движение трудящихся за улучшение условий жизни общества, в котором обеспечены условия для свободного развития каждого;

  • это общество, основанное на научно-технологическом способе производства, многоукладной и регулируемой экономике, самоуправлении народа, социальном равенстве.

В современной социал-демократии наблюдается два течения: традиционное и модернистское. Традиционалисты считают своей социальной базой рабочий класс в тесной связи с профсоюзами. Социальная основа модернистов – новые средние слои, связанные с передовыми технологиями, работники умственного труда.

В ХХ веке выделилось социально-политическое учение – анархизм (от греческого - безвластие), в котором отрицается позитивная роль государства и политической борьбы, а проповедуется освобождение личности от всех форм власти. В анархизме наблюдается два ведущих направления: анархо-индивидуализм и анархо-коммунизм.

Одной из распространенной идеологией является национализм. Национализм – это система идей, взглядов, представлений и практических действий, основанных на этноцентризме (абсолютизация выдающейся роли своего этноса или нации, и ориентированных на дискриминацию прав и свобод людей и групп других наций). Существуют две формы национализма: этнический и государственный. Этнический национализм получил распространение в первой половине ХХ века в Германии и Италии, функционировал в ряде стран Азии и Африки, в конце ХХ века проявился в странах бывшей Югославии. В общественном сознании целенаправленно и активно утверждается чувство принадлежности к своей нации. Отношения в государстве строятся по принципу приоритетной ценности национальных компонентов, по приоритету национального интереса. Гражданский национализм, или государственный, направлен на обоснование легитимности национального государства, государственную экспансию или изоляционизм и широко использует в целях консолидации нации символику, средства массовой информации.

На стыке ХХ-ХХI веков развивается идеология глобализма. Глобализация представляет собой постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей, индивидумов, механизмы их взаимодействия.

Убедительную оценку проявления глобализма дал президент РБ А.Г.Лукашенко. Выступая в Белгосуниверситете в феврале 2007 года, он отметил, что смена тысячелетий стала временем зарождения и бурного развития нового мирового порядка. Его главные признаки – формирование однополюсного мира и глобализация. Это катастрофично для нашей планеты. По сути, начался новый передел мира, в ход идут любые средства со стороны тех, кто оказался на вершине однополярного мира. Однополярность – опасность, которая ведет к деградации и гибели мира, в корне убивает конкуренцию – основополагающий принцип развития человеческой цивилизации, лежащий в основе ее движения вперед. Соединенные Штаты Америки ставшие после краха СССР единственной сверхдержавой взяли жесткий курс на построение однополярного мира. Противовесом их имперской политики может быть Россия, Китай, Индия и поднимающиеся страны Латинской Америки. Мощными двигателями и ускорителями развертывания глобализации стали:

  • создание и стремительное усиление экономической и политической мощи транснациональных корпораций;

  • быстрое развитие и баснословное обогащение международных банков;

  • формирование и активная деятельность торговых сетей;

  • компьютерная революция.

Можно сделать вывод, что идеологическая панорама современного мира чрезвычайно сложна, многообразна, многогранна. В ней сосуществуют и сталкиваются, соперничают друг с другом идеологии различного масштаба, уровня, разных степеней влияния на людей.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения iconКонспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения
Рецензенты: кандидат философских наук, доцент уо мгуп кармазинов Л. С. кандидат исторических наук, профессор чуо бип – институт
Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения iconКонспект лекций по дисциплине «социология» для студентов дневного и заочного отделения
Конспект лекций предназначен для самостоятельной работы студентов и имеет своей целью оказать теоретическую и практическую помощь...
Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения iconКонспект лекций по дисциплине «Электроснабжение промышленных предприятий» для студентов специальности
Конспект лекций по дисциплине «Электроснабжение промышленных предприятий» для студентов дневной и заочной схем обучения специальности...
Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов дневной формы обучения неэкономических специальностей
Экономика. Методические указания к практическим занятиям для студентов дневной формы обучения неэкономических специальностей. / Сост....
Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения iconДипломникам бакалаврам дневной и заочной форм обучения
Анкету, Заявку и Соглашение для поступления на 5 курс (только для студентов Дневной формы обучения)
Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения iconКомитет Тульской области по спорту и молодёжной политике гоу спо то «Новомосковское училище (колледж) олимпийского резерва» Производит набор студентов дневной и заочной формы обучения по специальности: «Физическая культура»
Производит набор студентов дневной и заочной формы обучения по специальности: «Физическая культура» (050141)
Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения iconКонспект лекций по изучению дисциплины для студентов 4 курса заочной формы обучения специальности 120303 Городской кадастр высшего профессионального образования
Охватывает все звенья в цепи земельных отношений, начиная от конкретного собственника земли, землевладельца и землепользователя до...
Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения
Охватывает темы всей дисциплины, изученной за три семестра
Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения iconМетодические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Экономическое моделирование» для студентов заочной формы обучения
Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения направления 080100. 62 «Экономика»
Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения iconКонспект лекций по дисциплине «Психология» для студентов дневного и заочного отделения
Психология. Конспект лекций для студентов дневного и заочного отделения технических специальностей. / Пгту. Каф. Социологии и социальной...
Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения iconМетодические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Организация, нормирование и оплата труда на предприятии» для студентов экономических специальностей
В методических указаниях даются рекомендации и пояснения к проведению лабораторных работ по дисциплине «Организация, нормирование...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы