Конспект лекций по дисциплине \"Теория механизмов и машин и детали машин\" для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24. 05. 00 \"Эксплуатация судовых энергетических установок\" icon

Конспект лекций по дисциплине "Теория механизмов и машин и детали машин" для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24. 05. 00 "Эксплуатация судовых энергетических установок"


НазваниеКонспект лекций по дисциплине "Теория механизмов и машин и детали машин" для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24. 05. 00 "Эксплуатация судовых энергетических установок"
страница1/29
Размер1.39 Mb.
ТипКонспект лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29






[Введите название документа]



[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа.]


23.11.2011




Министерство транспорта Российской Федерации

^ Федеральное агентство морского и речного транспорта


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

^ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени адмирала СО. МАКАРОВА




Кафедра "Прикладная механика и инженерная графика"


^ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине "Теория механизмов и машин и детали машин"

для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24.05.00 "Эксплуатация судовых энергетических установок"


Санкт-Петербург 2011 г.


^ Буквы греческого алфавита

Буква

Название

Числовое значение

др.-греч.

визан-
тийское

совр. греч.

русское

Α α

ἄλφα

άλφα

альфа

1

Β β

βῆτα

βήτα

бета (вита)

2

Γ γ

γάμμα

γάμμα
γάμα

гамма

3

Δ δ

δέλτα

δέλτα

дельта

4

Ε ε

εἶ

ἒ ψιλόν

έψιλον

эпсилон

5

Ζ ζ

ζῆτα

ζήτα

дзета (зита)

7

Η η

ἦτα

ήτα

эта (ита)

8

Θ θ

θῆτα

θήτα

тета (фита)

9

Ι ι

ἰῶτα

ιώτα
γιώτα

йота

10

Κ κ

κάππα

κάππα
κάπα

каппа

20

Λ λ

λάβδα

λάμβδα

λάμδα
λάμβδα

лямбда (лямда)

30

Μ μ

μῦ

μι
μυ

мю (ми)

40

Ν ν

νῦ

νι
νυ

ню (ни)

50

Ξ ξ

ξεῖ

ξῖ

ξι

кси

60

Ο ο

οὖ

ὂ μικρόν

όμικρον

омикрон

70

Π π

πεῖ

πῖ

πι

пи

80

Ρ ρ

ῥῶ

ρω

ро

100

Σ σ ς

σῖγμα

σίγμα

сигма

200

Τ τ

ταῦ

ταυ

тау (таф)

300

Υ υ



ὖ ψιλόν

ύψιλον

ипсилон

400

Φ φ

φεῖ

φῖ

φι

фи

500

Χ χ

χεῖ

χῖ

χι

хи

600

Ψ ψ

ψεῖ

ψῖ

ψι

пси

700

Ω ω



ὦ μέγα

ωμέγα

омега

800



^ Архаические буквы

Нижеперечисленные буквы в классический греческий алфавит не входят, однако три из них (дигамма, коппа, дисигма) применялись в системе греческой алфавитной записи чисел, а две (коппа и дисигма) применяются и поныне(дигамма в византийское время была заменена стигмой). В некоторых же архаических греческих диалектах все эти буквы имели звуковое значение и употреблялись в записи слов.

Буква

Финикийский
прообраз


Название

Латинская
транслитерация

Произношение

Числовое значение

русское

архаич.

классич.

описание: ϝ ϝ
описание: Ͷ ͷ* (варианты)

описание: ваввав

дигамма
(вав)

ϝαῦ

δίγαμμα

w

[w]

6

описание: ϛ ϛ




стигма



στίγμα

st

[st]

6

описание: Ͱ ͱ

описание: хетхет

хета

ἧτα

ἧτα

h

[h]



описание: Ϻ ϻ

описание: цадецаде

сан

ϻάν

σάν

s

[s]



описание: ϙ ϙ
описание: ϟ ϟ* (варианты)

описание: кофкоф

коппа

ϙόππα

κόππα

q

[k]

90

описание: Ͳ ͳ
описание: ϡ ϡ* (варианты)

описание: цадецаде

сампи



σαμπῖ

ss

[ts], [sː], [ks],

900

^ По силам ли студентам немашиностроительных специальностей курс «Детали машин»? Конечно, да, если учащиеся умеют выполнять чертежи, усвоили основы сопротивления материалов и имеют понятия о машиностроительных конструкционных материалах.

В Средние века многие студенты университетов с трудом добирались до 5-й теоремы первой книги «Начал» Эвклида - о том, что в равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Что касается последней теоремы той же книги - теоремы Пифагора, доступной теперь 11-летним школьникам, то до неё доходили только магистры, в связи с чем она и получила название «магистерской». Этот пример показывает, что со временем люди сумели «приручить» трудные понятия и идеи, сделать малодоступное постижимым и понятным. Поэтому образование и наука всегда остаётся посильной для новых поколений.

Однако настоящее образование - только Самообразование. Любое обучение - только стимул к самообучению. Как бы ни трудились педагоги, преподнося учащимся духовные деликатесы, как бы ни разжёвывали, усвоить их или извергнуть - дело обучающихся и только их. Как говорят на Востоке: можно подогнать ишака к воде, но пить его не заставит даже шайтан.


Лекция №1

Общие принципы проектирования машин.

Любая машина состоит из деталей и узлов, соединённых между собой в определённом порядке. Множество разнообразных деталей и узлов, применяемых в разных машинах: крепежные винты, зубчатые колеса, валы, подшипники качения, муфты, называют деталями (узлами) общемашиностроительного применения и изучают в курсе «Детали машин». Другие детали: поршни, гребные винты, лопатки турбин и др. - применяют только в одном или нескольких типах машин. Их относят к деталям специального назначения и изучают в соответствующих курсах. Все детали машин можно разделить на две группы: детали общего и специального назначения. Мы будем рассматривать только детали машин общего назначения.

«Детали машин» - научная дисциплина по теории, расчету и конструированию деталей и узлов общемашиностроительного применения.

Механика (от греч. mechanike - «искусство построения машин») - наука о перемещении тел в пространстве и происходящих при этом взаимодействиях между ними. В настоящее время все основные рабочие процессы осуществляются механизмами и машинами.

История создания и использования машин и механизмов насчитывает около 25 веков. Примитивные зубчатые колеса, винты, кривошипы, полиспасты были известны ещё до Архимеда (287...212 гг. до н.э.) из города Сиракузы на острове Сицилия. Архимед установил свойства рычага (известно его изречение: «Дайте мне, где стать, и я сдвину Землю»), открыл закон гидростатики, изобрёл червячную передачу, решил задачу спуска построенного корабля на воду и извлечения его из воды... Он был убит римлянином при взятии Сиракуз. «Не трогай моих чертежей!» - воскликнул Архимед, увидев перед собой воина с поднятым мечом.

Машина - устройство для преобразования энергии, материалов и информации с целью облегчения труда человека. В зависимости от выполняемых функций различают:

энергетические машины, преобразующие в энергию механическую иные виды энергии и наоборот (двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели, электрогенераторы, турбины и др.);

технологические и транспортные машины, которые изменяют свойства, форму, состояние материалов и положение объектов труда (металлорежущие станки, конвейеры, подъёмные краны, самолёты и т.д.);

информационные машины, предназначенные для получения и преобразования информации (компьютеры и другие машины, выполняющие контрольно-измерительные операции, функции регулирования и управления технологическими процессами).

Ещё Леонард Эйлер установил, что машина обязательно должна иметь двигатель, который производит движение, и посредством механизмов преобразует и передаёт его дальше, к исполнительному механизму, выполняющему необходимую работу. Для приведения двигателя в движение необходимо приложение силы. В качестве источника силы сначала использовали энергию человека и животных, затем — энергию воды, ветра, тепла, электричества и т.д.

Таким образом, основными частями машины являются двигатель, передаточный и исполнительный механизмы, а также система управления. На рис. 1 показана блок-схема машины.

описание: описание: h砂w砂焑真㱸眭ۀꘘꗬğ砂뤈

Рис. 1. Блок-схема машины

Кратко можно сформулировать основные этапы эволюции машин:

1-й этап - от изобретения первых механизмов до середины XIX века - машина в основном заменяет физическую силу человека путём применения блока, полиспаста, ворота и винта. Машин с исполнительным механизмом техника тогда ещё не имела - их заменяли инструменты, приводимые в движение рукой ремесленника. В качестве источника энергии применялся «двигатель» в виде силы тяги животного или человека.

2-й этап - с середины XIX до середины XX века - в промышленность вводят машины, включающие в себя двигатель, передаточные механизмы и исполнительный механизм, который захватывает продукт труда и целесообразно его изменяет. Машина заменяет физическую силу человека и его умение. Развивается станкостроение, изобретены электродвигатели и способы передачи электроэнергии на расстояние, таким образом, производство освободилось от привязанности к источнику энергии. В состав машины дополнительно входят элементы регулирования и управления.

3-й этап - с середины XX века по настоящее время - машина заменяет не только физическую силу человека, но и его умение. В структуру машины вошли элементы искусственного интеллекта.

Механизм - система деталей для преобразования одного вида движения в другой с изменением скоростей, сил и вращающих моментов, а иногда и законов движения (например, редуктор, кривошипно-ползунный механизм, механизм подъёма грузоподъёмного крана и др.).

По конструктивным признакам механизмы классифицируются на:

рычажные (например, кривошипно-ползунный механизм);

фрикционные (колесо - дорога; колесо - рельс);

зубчатые (передачи с зубчатыми колёсами);

кулачковые (однозубое колесо и толкатель);

с гибкими звеньями (ремённая и цепная передачи, полиспаст);

винтовые (передача винт-гайка, домкрат, червячная передача, турбина);

комбинированные.

Машины и механизмы состоят из соединённых между собой деталей и узлов. Деталь ̶ часть машины, изготовляемая без сборочных операций (винт, гайка, шайба, литая станина станка). Узел ̶ сборочная единица, состоящая из деталей или простых узлов (подшипник качения, муфта, вал с сидящими на нём деталями). Из различных деталей почти двухсот наименований можно собрать около 5000 механизмов.

Среди общих правил конструирования можно отметить основные три:

Первое. При проектировании детали и узлы рассчитывают на нормальные условия эксплуатации. Так, если рассчитывать детали велосипеда из условий их неповреждения при наезде на непреодолимое препятствие, то получится перетяжеленная конструкция, которая будет трудна в эксплуатации.

Второе. Конструирование есть поиск оптимального компромиссного решения. Часто при проектировании должны быть удовлетворены противоречивые требования. Так, у боевого самолета должно быть обеспечено и достаточное бронирование кабины пилота (что требует увеличения массы) и необходимая дальность и скорость полета (что требует снижения массы).

Третье. При конструировании должно быть выполнено условие равнопрочности. Очевидно, что нецелесообразно конструировать отдельные элементы машины с излишними запасами несущей способности, которые все равно не могут быть реализованы в связи с отказом конструкции из-за разрушения или повреждения других элементов.

Все детали, из которых состоят машины, должны удовлетворять двум основным условиям: надежности и экономичности. Под экономичностью понимают минимально необходимую стоимость проектирования, изготовления и эксплуатации.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине \"Теория механизмов и машин и детали машин\" для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24. 05. 00 \"Эксплуатация судовых энергетических установок\" iconКонспект лекций по дисциплине "Теория механизмов и машин и детали машин" для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24. 05. 00 "Эксплуатация судовых энергетических установок"
Охватывает — общие нормы, классификацию и терминологию и методы
Конспект лекций по дисциплине \"Теория механизмов и машин и детали машин\" для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24. 05. 00 \"Эксплуатация судовых энергетических установок\" iconТехнологических машин
Теория механизмов и машин – наука, изучающая общие методы их проектирования (синтеза) и исследования (анализа). Эти методы пригодны...
Конспект лекций по дисциплине \"Теория механизмов и машин и детали машин\" для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24. 05. 00 \"Эксплуатация судовых энергетических установок\" iconТеория механизмов и машин
Создание новых машин, приборов, установок, автоматических устройств и комплексов, отвечающих современным требованиям эффективности,...
Конспект лекций по дисциплине \"Теория механизмов и машин и детали машин\" для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24. 05. 00 \"Эксплуатация судовых энергетических установок\" iconКурсовой проект по дисциплине «Теория механизмов и машин». Тема: Исследование плоских механизмов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Конспект лекций по дисциплине \"Теория механизмов и машин и детали машин\" для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24. 05. 00 \"Эксплуатация судовых энергетических установок\" iconКонспект лекций по дисциплине «Электроснабжение промышленных предприятий» для студентов специальности
Конспект лекций по дисциплине «Электроснабжение промышленных предприятий» для студентов дневной и заочной схем обучения специальности...
Конспект лекций по дисциплине \"Теория механизмов и машин и детали машин\" для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24. 05. 00 \"Эксплуатация судовых энергетических установок\" iconМетодическое пособие по курсовому проектированию по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов всех специальностей высшего профессионального образования
Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (пищевой и перерабатывающей промышленности)
Конспект лекций по дисциплине \"Теория механизмов и машин и детали машин\" для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24. 05. 00 \"Эксплуатация судовых энергетических установок\" iconКонспект лекций по курсу «Схемотехника эвм» Для студентов специальности 220100
Варзяев А. В. «Оперативное запоминающее устройство». Конспект лекций по курсу «Схемотехника эвм». Для студентов специальности 220100...
Конспект лекций по дисциплине \"Теория механизмов и машин и детали машин\" для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24. 05. 00 \"Эксплуатация судовых энергетических установок\" iconКонспект лекций по дисциплине «социология» для студентов дневного и заочного отделения
Конспект лекций предназначен для самостоятельной работы студентов и имеет своей целью оказать теоретическую и практическую помощь...
Конспект лекций по дисциплине \"Теория механизмов и машин и детали машин\" для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24. 05. 00 \"Эксплуатация судовых энергетических установок\" iconВопросы к экзамену по курсу «Теория механизмов и машин»
Структурный анализ. Машина и механизм. Звено, кп, кц и их классификация. Порядок. Класс
Конспект лекций по дисциплине \"Теория механизмов и машин и детали машин\" для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24. 05. 00 \"Эксплуатация судовых энергетических установок\" iconКонспект лекций по дисциплине «Психология» для студентов дневного и заочного отделения
Психология. Конспект лекций для студентов дневного и заочного отделения технических специальностей. / Пгту. Каф. Социологии и социальной...
Конспект лекций по дисциплине \"Теория механизмов и машин и детали машин\" для курсантов и студентов-заочников, обучающихся по специальности 24. 05. 00 \"Эксплуатация судовых энергетических установок\" iconКурс лекций по учебной дисциплине «Рынок ценных бумаг» для студентов, обучающихся по специальности
Охватывает отношения займа и совладения, возникающие через выпуск (эмиссию ценных бумаг)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы