Курс лекций Минск 2008 icon

Курс лекций Минск 2008


НазваниеКурс лекций Минск 2008
страница1/9
Размер0.62 Mb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ДИЗАЙНА


О.Ф. Таланцева


КУЛЬТУРОЛОГИя


Курс лекций


Минск

2008

СОДЕРЖАНИЕ


Введение


Тема 1. Понятие культуры. Дисциплинарный статус культурологии.


РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ


Тема 2. Становление культурологического знания в истории европейской философии


РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ


Тема 6. Структура и функции культуры


Тема 7. Культурная динамика


Тема 8. Типология культуры


Заключение


Список литературы


Словарь основных понятий и терминов

ВВЕДЕНИЕ


Тема 1. Понятие культуры. Дисциплинарный статус культурологии.


Вопросы для обсуждения


  1. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению культуры.

  2. Культурология как научная дисциплина.

  3. Культурология в системе гуманитарного знания.


Основные понятия темы: культура, культурология, структура культурологического знания, предмет культурологии, задачи культурологии, методы анализа культуры, функции культурологии.


    1. ^ Понятие культуры. Многообразие подходов к определению культуры.


Понятие культура стало сегодня фундаментальным понятием современ­ного мира. Оно — обязательная составная часть философских, социо­логических, антропологических и др. понятий и определений. Слово "культура" является также частью повседнев­ного языка и обыденного сознания, под которым имеется в виду все то, что связано с упорядоченностью повседневной жизни, красота и чистота человеческой речи, господство в обществе нравст­венных и юридических норм, наличие и посещение театров, музеев, библиотек и многое другое.

Но обыденное сознание не вырабатывает определений культуры понятийного уровня, ограничиваясь только представлениями эмпи­рического характера. Научные же понятия культуры многообразны и трактуется неоднозначно. Чтобы разобраться во множестве его смысловых оттенков и определений, а также понять, что же все-таки представляет собою культура, рассмотрим возможные варианты использова­ния этого понятия.

1. Больше 2 тыс. лет прошло с тех пор, как латинское слово «colere» было использовано для обозначения обработки почвы, земли. Но память об этом до сих пор сохранилась в языке в многочисленных сельскохозяй­ственных терминах — агрокультура, культура картофеля, окультуренные пастбища и т.п.

2.Уже в I в. до н. э. Цицерон применил это понятие к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. При этом считалось, что признаки культурного человека — это добровольное ограничение своих желаний, спонтанных действий и дурных склонностей. Поэтому термином «культура» тогда обозначали интеллектуальное, духовное, эстетическое развитие человека и общества, подчеркивая его специфику, выделяя мир, созданный челове­ком, из мира природы.

3. В повседневной жизни мы обычно вкладываем в слово «культура» одобрение, понимая это слово как некий идеал или идеальное состояние, с которым мы сравниваем оцениваемые факты или явления. Вот почему мы часто говорим о профессиональной культуре, о культуре исполнения не­кой вещи. С тех же позиций мы оцениваем поведение людей. Поэтому стало привычным слышать о культурном или некультурном человеке, хо­тя на самом деле чаще всего мы имеем в виду воспитанных или дурно воспитанных, с нашей точки зрения, людей. Так же иногда оценивают и целые общества, называя их культурными, если они основаны на праве, порядке, мягкости нравов, в противовес состоянию варварства.

4. Не стоит забывать также о том, что в обыденном сознании понятие «культура» в основном ассоциируется с произведениями литературы и искусства. Поэтому данным термином обозначают формы и продукты интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности.

5. И, наконец, мы используем слово «культура», когда говорим о раз­ных народах в те или иные исторические эпохи, указываем на специфику способа существования или образа жизни какого-то общества, группы людей или определенного исторического периода. Поэтому очень часто можно встретить словосочетания — культура Древнего Египта, культура эпохи Возрождения, русская культура и т.д.

Многозначность понятия «культура», а также различные его интер­претации в различных культурологических теориях и концепциях весьма ограничивают возможности дать его единственное и четкое определение. Это и обусловило многочисленность определений культуры, число кото­рых продолжает неуклонно расти. Так, в 1952 г. американские культуро­логи А.Крёбер и К Клакхон впервые систематизировали известные им определения культуры, насчитав их 164. В 1970-х гг. число определений достигло 300, в 1990-х — более 500. В настоящее время количество опре­делений культуры перевалило, вероятно, за 1000. И это не удивительно, ведь культурой называют все, созданное человеком, весь человеческий мир.

Разумеется, перечислить все известные определения культуры невоз­можно, да и не нужно, однако можно их классифицировать, выделив не­сколько важнейших групп.

В современной отечественной культурологии принято выделять три подхода в определении культуры — антропологический, социологиче­ский и философский.

Суть антропологического подхода заключается в признании само­ценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жиз­ни, как отдельного человека, так и целых обществ. Это означает, что куль­тура представляет собой способ существования человечества в виде мно­гочисленных локальных культур. Данный подход ставит знак равенства между культурой и историей всего общества.

Социологический подход рассматривает культуру как фактор образо­вания и организации жизни общества. Организующим началом выступает система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но затем они же и определяют развитие этого общест­ва. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.

Философский подход стремится выявить закономерности в жизни общества, установить причины зарождения и особенности развития культуры. В русле этого подхода дается не просто описание или перечис­ление явлений культуры, но предпринимается попытка проникнуть в их сущность. Как правило, сущность культуры видят в сознательной дея­тельности по преобразованию окружающего мира для удовлетворения человеческих потребностей.

Однако ясно, что каждый из названных подходов в свою очередь предлагает самые разные варианты определений понятия «культура». Поэтому была разработана более развернутая классификация, в основе которой лежит самый первый анализ определений культуры, проделан­ный А. Крёбером и К.Клакхоном. Они разделили все определения куль­туры на шесть основных типов, причем некоторые из них в свою очередь делились на подгруппы.

В первую группу они включили описательные определения, делав­шие упор на перечисление всего, что охватывает понятие культуры. Родо­начальник такого типа определений Э. Тайлор утверждает, что культура представляет собой совокупность знаний, верований, искусства, нравст­венности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привы­чек, усвоенных человеком как членом общества.

^ Вторую группу составили исторические определения, акцентирую­щие процессы социального наследования и традиции. В них подчеркива­ется, что культура есть продукт истории общества и развивается путем пе­редачи приобретенного опыта от поколения к поколению. Данные опре­деления исходят из представлений о стабильности и неизменности соци­ального опыта, упуская из виду постоянное появление новаций. Приме­ром подобных определений может служить определение, данное лингвистом Э. Сепиром, для которого культура — это социально унаследо­ванный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни.

В третью группу объединены нормативные определения, утвер­ждающие, что содержание культуры составляют нормы и правила, рег­ламентирующие жизнь общества. Эти определения можно разделить на две подгруппы. В первой подгруппе определения ориентируются на идею образа жизни. Подобное определение рассматривает культуру как образ жизни, которому следует община или племя. Определения второй подгруппы обращают внимание на идеалы и ценности общества, это — ценностные опреде­ления. Примером может служить определение социолога У. Томаса, для которого культура — это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции).

В четвертую группу вошли психологические определения, подчерки­вающие связь культуры с психологией поведения людей и видящие в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. Эти опре­деления можно разделить на четыре подгруппы.

В первой подгруппе упор делается на процесс адаптации человека к окружающей среде, к его жизненным условиям, поэтому такие опреде­ления могут быть названы адаптивными. Такое определение было дано социологами У. Самнером и А. Келлером, для которых культура — это со­вокупность способов приспособления человека к жизненным условиям, которое обеспечивается путем сочетания таких приемов, как варьирова­ние, селекция и передача по наследству.

В определениях второй подгруппы обращается внимание на процесс научения человека, т.е. получения человеком необходимых знаний и на­выков, которые он приобретает в процессе жизнедеятельности, а не на­следует генетически. Такие определения могут быть названы дидактиче­скими. В качестве примера можно привести определение антрополога Р. Бенедикт. Для нее культура — это социологическое обозначение для наученного поведения, т.е. поведения, которое не дано человеку от рож­дения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или соци­альных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением за­ново путем обучения.

^ Третья подгруппа определений говорит о формировании у человека привычек. Так, для социолога К. Янга культура — это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества и состоящие из материальных и нематериальных элементов.

И, наконец, четвертую подгруппу составляют собственно психологи­ческие, точнее, психоаналитические определения. Подобное определе­ние дал психоаналитик Г. Рохайм: культура — это совокупность всех суб­лимаций, всех подстановок или результирующих реакций, т.е. всего того в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность для их из­вращенной реализации.

^ Пятую группу составили структурные определения культуры, ста­вящие акцент на структурной организации культуры. Таково определе­ние антрополога Р. Линтона: культура — это организованные повторяю­щиеся реакции членов общества; сочетание наученного поведения и пове­денческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества.

В последнюю, шестую, группу входят генетические определения, рассматривающие культуру с точки зрения ее происхождения. Эти опре­деления также можно разделить на четыре подгруппы.

^ Первая подгруппа определений исходит из того, что культура — это продукты человеческой деятельности, мир искусственных вещей и явлений, противостоящий естественному миру природы. Подобные опреде­ления могут быть названы антропологическими. Примером может слу­жить определение П.Сорокина: культура — это совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной дея­тельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга.

Определения второй подгруппы сводят культуру к совокупности и производству идей, других продуктов духовной жизни общества, кото­рые накапливаются в социальной памяти. Их можно назвать идеационными определениями. В качестве примера можно привести определение социолога Г.Беккера, для которого культура — это относительно посто­янное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредст­вом процессов обобществления.

В третьей подгруппе генетических определений упор делается на символическую человеческую деятельность. В таком случае культуру счи­тают либо системой знаков, используемых обществом (семиотические определения), либо совокупностью символов (символические определе­ния), либо множеством текстов, которые интерпретируются и осмысли­ваются людьми (герменевтические определения). Так, культуролог Л. Уайт называл культуру именем для особого класса феноменов, а имен­но: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называ­ем символизацией.

Последнюю, четвертую, подгруппу составляют своего рода отрица­тельные определения, представляющие культуру как нечто, происходя­щее из не-культуры. Примером служит определение философа и ученого В.Оствальда, для которого культура — это то, что отличает человека от животных.

Со времени творчества Крёбера и Клакхона прошло почти полвека. С тех пор культурология ушла далеко вперед. Но работа, выполненная этими учеными, до сих пор не утратила своего значения. Поэтому совре­менные авторы, классифицирующие определения культуры, как прави­ло, лишь расширяют приведенный список. Учитывая современные ис­следования, в него можно добавить еще две группы определений.

Социологические определения понимают культуру как фактор орга­низации общественной жизни, как совокупность идей, принципов и со­циальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей. Такой тип определений акцентирует внимание не на итогах культуры, а на процессе, в ходе которого человек и общество удовлетво­ряют свои потребности. Они приводятся в русле деятельностного подхода. Эти определе­ния можно разделить на две группы: первая делает упор на общественную деятельность людей, а вторая – на развитие и самосовершенствование человека.

Таким образом, во всех рассмотренных определениях есть рациональное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее существенные черты культуры. В то же время можно указать и на недостатки каждого определения, на его принципиальную неполноту. Как правило, эти определения нельзя назвать взаимоисключающими, но простое суммирование их не даст никакого позитивного результата.

Тем не менее, данные представления о культуре может быть использовано для ответа на те или иные вопросы, встающие при изучении какой-то стороны или сферы культуры.


^ 2. Культурология как научная дисциплина.


Как мы убедились, понятие культура – одно из наиболее сложных понятий, используемых человеком, поскольку оно имеет мно­жество смыслов. Различные аспекты, связанные с явлениями культуры, довольно давно привлекли внимание философов, историков, психологов, социологов, эт­нологов, археологов, лингвистиков. Однако только в XX в. ученые осознанали потребность в специальном межпредметном исследовании куль­туры. Это и послужило основой для возникновения самостоятельной на­учной дисциплины о культуре, получившей название культурология.

Выделению культурологии в самостоятельную область знания пред­шествовали длительное развитие других наук о человеке и накопление многочисленных фактов о его духовной жизни. Таким образом, культу­рология как наука о культуре возникла в середине XX в. в ответ на потреб­ность сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообраз­ную информацию об истории разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.

Начало недолгой истории попыток дать научное объяснение феноме­ну культуры было положено в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуфендорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях: естественном (природном) и культурном Природное состояние человека является низшей ступенью его развития, поскольку оно творчески пассивно, а культурное состояние рассматривалось как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.

Значительные успехи в развитии учения о культуре были достигнуты на рубеже XVIII—XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера. Он стал рассматривать культуру в историческом аспекте. Развитие куль­туры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура раскрывает сущностные силы человека, причем у раз­ных народов они значительно различаются, и поэтому в реальной жизни мы можем наблюдать различные стадии и эпохи в развитии культуры. В это же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духов­ная жизнь человека, его духовные способности.

Происхождение термина «культурология» принято связывать с име­нем американского культурного антрополога ^ Лесли Алвина Уайта, предложившего название для новой науки о культуре. Именно он в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «По­нятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения этой облас­ти знания в отдельную науку и заложил ее общетеоретические основы. Настаивая на необходимости науки о культуре, Уайт предпринял попыт­ку вычленить предмет ее исследования, отграничив его от предметов смежных с нею наук, к которым он относил психологию и социологию. Если психология, как утверждал Уайт, изучает психологическую реак­цию человеческого организма на внешние факторы, а социология — за­кономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он прочил культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира.

Несмотря на то, что культурология постепенно заняла свое место сре­ди других социальных и гуманитарных наук, споры о ее научном статусе продолжаются до сих пор. Даже на Западе термин «культурология» был принят не сразу, и культура там продолжала изучаться такими дисципли­нами, как социальная и культурная антропология, социология, психоло­гия, лингвистика и др. В нашей стране этот термин утвердился лишь с на­чала 1990-х гг., когда культурология заменила устраненные из учебных программ исторический материализм и научный коммунизм. Тогда же культурология была введена в номенклатуру специальностей, стала учебной дисциплиной в вузах, были созданы соответствующие кафедры и фа­культеты. Однако процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины все еще не завершен. Культурологиче­ская наука находится сегодня в процессе становления, ее содержание и структура пока не обрели четких научных границ, исследования в ее рам­ках разноречивы, существует много методологических подходов к опре­делению предмета этой науки. И в наше время достаточно широко рас­пространена точка зрения, что своего предмета исследования у культуро­логии нет, он «растекается» по другим научным дисциплинам — истории, психологии, социологии, антропологии, искусствоведению и т.д. Только в одном из немногих пунктов безусловно согласны все — предме­том культурологии является культура. Споры вокруг предмета культуро­логии происходят и сегодня, в борьбе различных мнений и точек зрения.

^ Предмет культурологии.

Знания о культуре мы черпаем из множества источников. В повсе­дневной жизни многие предметы и явления культуры представляются индивиду очевидными, знакомыми и понятными. Но это не значит, что каждый человек постигает всю глубину любого культурного явления и может верно судить об их роли, значении, ценности. Оставаясь в рамках обыденного сознания, человек чаще всего воспринимает окружающие его предметы и явления поверхностно, не всегда отчетливо осознавая их сущность. Настоящее знание, аргументированные суждения возможны только тогда, когда каждое культурное явление рассмотрено во всей его полноте, когда выявлены причины, источники, тенденции изменения, возможные результаты его функционирования. Исследованием этих во­просов и призвана заниматься культурология.

В широком смысле культурология представляет собой собиратель­ное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук, а также богослов­ских и философских концепций культуры. Другими словами, это все те учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функциони­рования и развития, которые представляют различные варианты осмыс­ления феномена культуры. В центре внимания культурологических наук также находятся те же самые механизмы социальной организации и ре­гуляции деятельности, но не какого-то конкретного вида деятельности, а всей социальной практики человека, которая изучается с точки зрения ее мотивации и регуляции. Кроме того, культурологические науки занимаются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые произво­дят, хранят и передают культурную информацию.

С этой точки зрения предметное поле культурологии заполнено мно­гочисленными дисциплинами. Среди них:

история культурологии, которая занимается изучением многочис­ленных культурологических концепций, существовавших в про­шлом;

кулътуроведение — практическое руководство культурой, сущест­вующее в конкретных прикладных дисциплинах (например, в му­зееведении, литературоведении, театроведении и т.д.);

социология культуры изучает реальные процессы функционирова­ния культуры в том или ином обществе. Она позволяет понять за­висимость многих явлений культуры от различных форм общности людей, типа социальных связей и форм культурных коммуникаций. Она связана со сбором, обработкой, анализом разнообразной со­циологической информации и составляет ту часть культурологиче­ского знания, которое предполагает эмпирическое исследование процессов культуры;

экология культуры охватывает все области жизнедеятельности со­временного человека, прежде всего его взаимоотношения с приро­дой. Ведь культура — это та искусственная среда, которая создана человеком, и у нее очень сложные и неоднозначные отношения с миром природы — естественной средой нашего обитания. Отсюда важная задача культурологии — изучение активных связей челове­ка с окружающим миром, влияние природы на образ жизни, нор­мы и ценности людей, типы культуры;

психология культуры в центр внимания ставит человека, процесс его приобщения к культуре, усвоения им норм и ценностей своего общества. Кроме того, большое внимание уделяется изучению цен­ностей разных типов культур;

этнология изучает общие закономерности развития культур разных народов, а также состав, происхождение, расселе­ние и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру;

история культуры изучает каждую отдельную культуру как уни­кальное и оригинальное явление, а также сравнивает культуры ме­жду собой, выявляя их взаимосвязь и взаимозависимость, их разли­чия во времени и пространстве, в ценностях и нормах, знаниях и умениях, традициях и обычаях;

изучение художественной культуры разных народов позволяет по­казать всю совокупность процессов и явлений духовной практиче­ской деятельности по созданию, распространению и освоению произведений искусства. В изучении искусства культурологию ин­тересуют прежде всего художественные вкусы того или иного об­щества, типичные художественные образы и символы. При таком широком подходе к предмету культурологии она пред­стает как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру. В данном варианте она может отождествляться с философией культуры, социологией культуры, культурной антропологией и другими теориями среднего уровня. В таком случае она лишается своего собствен­ного предмета исследования и становится частью названных выше дис­циплин.

Поэтому более взвешенным представляется второй подход, пони­мающий предмет культурологии в узком смысле и представляющий ее в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы зна­ний. При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, а именно теории художественной культуры, истории культуры и других частных наук о культуре. В этом случае культурология также выступает в качестве их методологической основы. При таком подходе необходимо начинать с рассмотрения культуры в ее конкретных формах, в которых она выступает как сущностная характеристика чело­века, условие и способ его жизнедеятельности.

Это означает, что предметом культурологии является совокуп­ность вопросов происхождения, функционирования и развития куль­туры как специфически человеческого способа жизни, отличного от ми­ра живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерно­сти развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству типах цивилизации.

^ Целью культурологии становится такое изучение культуры, на осно­ве которого формируется ее понимание.

Основными задачами культурологии являются:

• глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

• изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

• определение места и роли человека в культурных процессах;

• разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

• типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды);

• динамику культурных систем;

• исследование развития отдельных культур.

С задачами культурологии связаны ее функции.

Познавательная функция культурологии имеет своей це­лью и содержанием изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества.

^ Концептуально-описательная функция культурологии включает в себя разработку теоретических систем, поня­тий и категорий, позволяющих составить целостную кар­тину становления и развития культуры.

^ Оценочная функция представляет собой осуществление адекватной оценки того, в какой мере целостный фено­мен культуры и ее различные типы, отрасли, виды и фор­мы оказывают влияние на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, об­щества в целом.

^ Объясняющая функция дает научное объяснение осо­бенностям культурных комплексов, явлений и событий, их социализирующего воздействия на формирование личности.

^ Мировоззренческо-идеологическая функция претворяет в жизнь определенные общественно-политические идеалы в разработке фундаментальных и прикладных проблем раз­вития культуры, регулирующих влияние ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей.

^ Образовательная (обучающая) функция вытекает из того, что культурология, определив социальную сущность куль­туры, способна распространять культурологические зна­ния и оценки, помогая тем самым студентам, специали­стам, а также всем людям, интересующимся проблемами культуры, лучше узнать особенности этого социального феномена, его роль в развитии человека и общества.

Множественность функций культурологии связана с полифункциональностью культуры как сложного соци­ального явления, формирующегося человеком и общест­вом и формирующего их.

^ Структура культурологии.

Культурология выделилась из философии культуры так же, как ранее физика, биология — из философии природы, а социология и политоло­гия — из социальной философии. Соответствующая отрасль научного знания традиционно «отпочковывается» от философии, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис. Культурологическое по­знание, как всякое научное познание, происходит на двух уровнях: эмпи­рическом и теоретическом. На эмпирическом уровне обобщают и пред­варительно систематизируют знания о том или ином явлении культуры. На теоретическом — формируют теории, концепции и законы.

Кроме того, в соответствии с задачами культурологической науки вся совокупность полученных в ее рамках знаний подразделяется на два ви­да — фундаментальные и прикладные знания.

Фундаментальная культу­рология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и на их основе изучать социокультурные процессы, протекающие в том или ином обществе.

Прикладная культурология предназначена для разработки методики целенаправленного прогнозирования и управления социокуль­турными процессами в русле социальной и культурной политики того или

иного государства.

Решением прикладных проблем традиционно занимаются так назы­ваемые культурные институты: государственные учреждения полити­ко-идеологического и законотворческого профиля, разнообразные обще­ственные организации (политические партии, профсоюзы), воспитатель­ные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, издательства, рекламные и туристические структуры, вся система физкультуры и профессионального спорта. Все эти культурные институты задают нормативные образцы и призваны регулировать цен­ностные ориентации людей.

Важнейшей задачей при этом является выработка общей культур­ной политики государства и общества. Для этого нужно разработать цен­ностные ориентиры общества, социальные нормы взаимодействия меж­ду людьми, сформулировать конкретные цели для каждого культурного института. Результатом становится принятая национальная и религиоз­ная политика государства, узловые моменты национально-государствен­ной идеологии.

Итак, структура культурологии достаточно сложна и еще оконча­тельно не сформировалась. Тем не менее, большая часть культурологи­ческого знания вписывается в приведенную классификацию и подробнее будет рассмотрена в последующих темах и разделах данного курса лекций.

^ Методы культурологии.

Любая наука предполагает наличие своего организующего начала, которым обычно выступает исследовательский инструментарий, или ме­тод познания, т.е. совокупность приемов теоретического освоения дейст­вительности. Содержание знаний во многом зависит от правильно из­бранного метода исследования.

Следует отметить, что в науке не существует единого универсального, пригодного для решения любых задач, метода. Каждый из общенаучных методов имеет как достоинства, так и недостатки и может решать только соответствующие ему научные проблемы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки.

В отличие от частнонаучных дисциплин культурология ставит своей целью понять как отдельные сферы, составляющие культуру, так и ос­мыслить сущность культуры в целом. Решение такого рода задач предпо­лагает применение самых различных общенаучных методов познания — наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов.

Но наряду с методами, используемыми любыми науками, существу­ют и собственно культурологические исследовательские методы и подхо­ды. Эти методы познания можно отнести к нескольким основным ти­пам.

1. Генетический — позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Иными словами, это прин­цип научного историзма, без которого объективный анализ культуры не­возможен. Его использование позволяет сделать диахронный «срез» изу­чаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента возникновения до угасания или гибели.

2. Компаративный — требует сравнительно-исторического анализа различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в оп­ределенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схо­жие элементы разных культур, что дает возможность показать их специфику. Компаративный и генетический подходы тесно взаимосвязаны, часто выступая в качестве единого метода познания культуры.

3. Системный — предлагает рассматривать культуру как универсаль­ное свойство общества. Культура в целом, а также любой культурный фе­номен с точки зрения системного подхода представляются целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов и подсистем, находящихся в отношениях иерархического соподчинения. Системный подход позволяет осмыслить культуру, показав ее в настоя­щий момент времени во всей полноте ее связей и отношений. Этот ме­тод ориентирован на изучение конечного результата культуры — материальных и духовных ценностей. Кроме того, анализируя культуру как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социаль­ными явлениями, оценить ее роль в жизни общества.

4. Структурно-функциональный — рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выступает носителем ценностных отношений и выполняет слу­жебную роль в общей системе регуляции общественной жизни. Это по­зволяет вычленить все структурные элементы, все сферы культуры, по­нять, как они взаимосвязаны между собой и всем целым культуры. Кро­ме того, появляется возможность выяснить, какую роль эти феномены играют в культуре, как они связаны с выполнением основной задачи культуры — обеспечить специфически человеческий способ жизни и удовлетворить все потребности человека,

5. Социологический — изучает культуру и ее феномены как социаль­ный институт, придающий обществу системное качество и позволяю­щий рассматривать культуру с точки зрения конкретной целесообразно­сти для тех или иных социальных слоев или социальных групп. При та­ком подходе любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и его способности выражать ее интересы.

6. Деятелъностный — понимает культуру как специфический спо­соб творческой человеческой деятельности, который реализуется в созда­нии разнообразных предметов культуры и в развитии самого человека. В рамках этого подхода изучаются процессы духовного прогресса обще­ства, саморазвития человека как субъекта культурно-исторического про­цесса, механизмы сохранения и воспроизведения культуры.

^ 7. Аксиологический (ценностный) — заключается в выделении той сферы жизнедеятельности человека, которую можно назвать миром цен­ностей, понимаемых как идеалы, к достижению которых стремится дан­ное общество. В этом случае культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, сложная иерархия идеалов, смы­слов, имеющих соответствующее значение для какого-то конкретного общества. При данном подходе все изучаемые феномены соотносятся с человеком, его потребностями и интересами. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация целей человека, имеющих значение для его жизни.

8. Семиотический — исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи опыта от поколения к поколе­нию, как символической системы, обеспечивающей социальное наследо­вание. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духов­ной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание — текст, который и должен быть прочитан исследователем.

9. Герменевтический — характерен для большинства гуманитарных наук, поскольку отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания, так как знание и понимание отлича­ются друг от друга. Только понимание тех или иных культурных феноме­нов позволяет проникать в сущность протекающих процессов. Изначаль­но герменевтика была связана с навыками толкования сложных, много­значных текстов, теперь этот метод распространяется на исследование любых культурных феноменов.

10. Биосферный — характеризуется глобальным пониманием про­блем культуры. Он рассматривает нашу планету как единую всеохваты­вающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и че­ловеческое общество. При таком рассмотрении культура предстает зако­номерным результатом развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете и, возможно, во Вселенной.

11. ^ Просветительский (гуманитарный) — основывается на пред­ставлении о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельно­сти, имеющей решающее значение для общества. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека, предстает как процесс созидания человеком своих чело­веческих качеств. Культура рассматривается как духовное богатство об­щества и внутреннее достояние человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру и красоте. Через культуру человек преодоле­вает свою природную ограниченность и однократность своего существо­вания, осознает свое единство с природой, обществом, другими людьми, с прошлым и будущим.

Применяя названные выше методы к исследованию культурных явлений, следует помнить, что серьезное исследование не должно базиро­ваться на слепом преклонении перед авторитетами, на механическом за­учивании их идей и взглядов. Только творческое, критическое отношение к любой из исследуемых концепций позволяет понять тот или иной феномен. Отсюда — необходимость знать не одну, а несколько различных точек зрения на интересующий нас вопрос, только так можно сформи­ровать свое собственное к нему отношение.


3. ^ Культурология в системе гуманитарного знания.


Культурология — сравнительно молодая наука. Она возникла на пересечении истории, философии, социо­логии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствозна­ния и других гуманитарных наук. В связи с этим культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Ее возникновение отражает общую тенденцию движения современного научного знания к междисципли­нарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре. При этом каждая из наук, с которой культурология контактирует, углубляет представление о культуре, дополняя его собственными иссле­дованиями и знаниями.

^ Культурология и философия. Культурология неразрывно связана с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культуро­логии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований. Она ставит перед культу­рологией целый ряд проблем, значимых для жизни человека, например: о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений.

Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах. Здесь акцент ставится на объяснение различных форм культуры с помощью теорий среднего уровня, основы­вающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет увидеть целостную картину человече­ского мира во всей многоликости и разнообразии происходящих в нем процессов.

^ Культурология и история тесно взаимосвязаны. История изучает че­ловеческое общество в его конкретных формах и условиях существова­ния. Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными для всего человечества. Они постоянно из­меняются, и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому она выделяет исторические типы культур, сопоставляет их ме­жду собой, выявляет общекультурные закономерности исторического процесса. Исторические данные позволяют описать и объяснить кон­кретно-исторические особенности изменения и развития культуры.

Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулиро­вать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматри­вается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, находящихся в движении и сменяющих друг друга. От­сюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозны­ми и историческими факторами и поэтому представляет собой относи­тельно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригиналь­ную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее су­ществования.

Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и вы­являет ее типологические особенности, разрабатывает систему собствен­ных категорий. В этом контексте исторические данные помогают по­строить теорию возникновения культуры, выявить законы ее историче­ского становления, движения и развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и на­стоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру

^ Культурология и социология. Среди ученых самых разных направлений не вызывает возражения утверждение, что культура является поро­ждением общественной жизни человека и вне общества она невозможна Таким образом, культура есть социальное явление, развивающееся по своим собственным законам. И в этом значении культура выступает предметом изучения социологии. Социология исследует, например, осо­бенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе, различные типы межличностных отношений, или, иначе — культуру в контексте социальных процессов, причем последние рассматриваются как существенный фактор культур­ных изменений, затрагивающих не только количественные параметры культуры, но и само ее содержание.

^ Культурология и культурная антропология. Культурная антрополо­гия занимается изучением человека как субъекта культуры. Она дает описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д. Антропологи изучают конкрет­ные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Можно сказать, что культурная антропология занимается исследованием этнических культур, тщательно описывая их культурные феномены, систематизируя и сравнивая их. По сути дела, она исследует человека в аспекте выраже­ния его внутреннего мира в фактах культурной деятельности. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретно-исторические, со­циальные или личностные формы.

Таким образом, взаимосвязь культурологии с другими науками но­сит двойственный характер. С одной стороны, каждая наука изучает свой предмет и обобщает полученные знания на трех уровнях.

^ Высшим уров­нем традиционно считают философию данной области познания или сферы деятельности — философию истории, философию экономики, фи­лософию искусства и т.п. На этом уровне, как правило, решаются задачи наи­более общего осмысления предмета познания, вскрывается его суть, место в системе мироздания и в мировоззрении человека.

Низший (пер­вый, или эмпирический) уровень познания связан с нахождением фак­тов и их первичной систематизацией и классификацией. Эмпирический уровень познания позволяет увидеть интересующие нас факты в их кон­кретно-исторической неповторимости.

Между этими двумя уровнями изучения лежат теории среднего уровня, позволяющие анализировать устойчиво повторяющиеся, упорядоченные последовательности явлений человеческого бытия, имеющие системный характер. Это и есть культурологический аспект исследования, существую­щий в любой области знаний о человеке и его деятельности.

На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описывающие то, как культура адаптируется к меняющимся усло­виям, как себя воспроизводит, каковы причины и механизмы ее упоря­доченности, способы организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Такие области культуры принято называть «экономической, политической, религиозной, языковой и т.д. культурой». Отсюда в любой области социального и гуманитарного позна­ния может иметь место культурологический подход к исследованию их содержательного уровня, выступая методологической основой.

Вместе с тем культурология представляет и самостоятельную область знания, являясь интегративной научной и учеб­ной дисциплиной, изучающей культуру как сложный со­циальный феномен, возникший вместе с обществом и создаваемый людьми в процессе их совместной деятель­ности. Она характеризуется целостностью, системностью и комплексным подходом к изучению культуры, где целостность предполагает рассмотрение культуры (как объекта исследования) в ее внутреннем единстве, когда свойства целого не сводятся к свойствам его частей. Принцип системности позволяет проанализировать культуру как систему, раскрывающую целостность, выявить типы связей между элементами культуры.

Культурология, как социогуманитарная дисциплина является необходимой составляющей профессиональной подготовки специалистов практически во всех областях человеческой деятельности, так как поиск и принятие адекватных решений, их оптимальная реализация настоятельно требуют сегодня анализа и учета всего комплекса социокультурных факторов, а также знания истории их становления и развития.


Контрольные вопросы


    1. В каких основных аспектах изучается культура в культурологии?

    2. Как можно объяснить причину многообразия подходов к определению культуры?

    3. В чем заключается предмет, основные задачи и функции культурологии?

    4. В чем отличие культурологии как научной дисциплины от других наук, изучающих культуру?

    5. С какими смежными науками связана культурология?



^ Темы докладов и рефератов


Строение и функции культурологического знания.

Связь культурологии с другими гуманитарными дисциплинами.

Человек как творец, носитель и потребитель культурных ценностей.

Культура и цивилизация.

Роль государства в поддержании культурной жизни общества.

Роль ЮНЕСКО как межгосударственного органа регуляции культурной деятельности.

Место культуры Беларуси в европейском социокультурном пространстве

Образование как институт культуры.

Культура профессиональной деятельности.

Культурные факторы формирования личности

Роль и значение современной техники и технологий в развитии культуры ХХ века.


Литература


Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.

Садохин А.П. Культурология. Теория и история культуры. – М., 2007.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2002.

Культура: Теории и проблемы. – М., 1995.

Культурология. ХХ век. – М., 1995.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: учебник для студентов высших учебных заведений. – Изд. 3, допол. и перераб. – М., 2000.

Михайлова Л.И. Социология культуры. – М., 1999.

Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М., 1993.

Мартынов В.Ф. Культурология. Теория культуры. – М., 2008.

Антология исследований культуры. В 2 т. – СПб., 1997. – Т.1.

Иконникова С.Н. История культурологии. – СПб, 1997.


^ РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Курс лекций Минск 2008 iconКурс лекций Минск 2008
Основные понятия темы: культура, культурология, структура культурологического знания, предмет культурологии, задачи культурологии,...
Курс лекций Минск 2008 iconКурс лекций Повышай свои навыки задаром!
Объединенное студенческое научное общество приглашает всех желающих на курс лекций
Курс лекций Минск 2008 iconЛекция 12. Эволюция Российского государства и общества в первой половине XIX века проф. Миненко Н. А., асс. Шалымов А. Ю. История России с древнейших времен до второй половины XIX века Курс лекций. Ч. 1
Курс лекций. Ч. Под ред академика Личмана Б. В. Уральский гос тех ун т, Екатеринбург, 1995
Курс лекций Минск 2008 iconУниверситет Дмитрия Пожарского рад пригласить Вас на курс лекций
Дмитрия Пожарского рад пригласить Вас на курс лекций, посвящённых латинской палеографии и истории письма в Западной Европе эпохи...
Курс лекций Минск 2008 iconКурс лекций по ароматерапии в италии (Регион тоскана) + вводный курс итальянского языка
Средневековый городок, термальные источники в котором известны еще со времен этрусков и римлян
Курс лекций Минск 2008 iconКурс лекций по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. В 2 частях: Учебное пособие. Омск, 2002. с
Рудаков Н. В. Краткий курс лекций по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. В 2 частях: Учебное пособие. Омск, 2002....
Курс лекций Минск 2008 iconЗаконодательство о правоохранительных органах
Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: Курс лекций: в 2 ч. Краснодар, 2010
Курс лекций Минск 2008 iconКурс лекций хт классификация природных ресурсов
Добыча полезных ископаемых на Земле приводит к быстрому истощению невозобновляемых
Курс лекций Минск 2008 iconКурс лекций Алматы 2007
Значение и роль маркетинговых исследований, связь дисциплины с другими экономическими и маркетинговыми курсами
Курс лекций Минск 2008 iconМетодические указания по профилактике стоматологических заболеваний у детей, Москва, 2008
Мельниченко Э. М. «Профилактика стоматологических заболеваний у детей». Минск,1999
Курс лекций Минск 2008 icon2. Варианты заданий Задание Реферат
Для выполнения задания 1необходимо изучить курс лекций, а также дополнительную научную литературу
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы