Курсовая работа дисциплина: Международные отношения На тему: Интеграция Латиноамериканских стран icon

Курсовая работа дисциплина: Международные отношения На тему: Интеграция Латиноамериканских стран


Скачать 290.92 Kb.
НазваниеКурсовая работа дисциплина: Международные отношения На тему: Интеграция Латиноамериканских стран
Володин И.А
Дата публикации30.03.2013
Размер290.92 Kb.
ТипКурсовая


Московский Гуманитарный Университет

Международные отношения


КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Международные отношения

На тему: Интеграция Латиноамериканских стран .


Выполнила студентка 4го курса, группы МО 402

Данилейко Мария.


Преподаватель: Володин И.А.


Москва 2012 год


Содержание:

Введение 3

1. Экономическая интеграция. История 5

1.1 Понятие, история и значение интеграции в Мировой Экономике. 5

1.2 Предпосылки интеграции стран Латинской Америки 7

2. Особенности интеграционных объединений стран Латинской Америки 11


2.1. Основные объединения стран Латинской Америки. 11

2.2 Латиноамериканская ассоциация свободной торговли 14

2.3 Андский пакт 16

2.4. Центральноамериканский общий рынок ЦАОР 19

2.5.МЕРКОСУР 23

3.1 Новое объединение – УНАСУР – «исторический шаг в правильном направлении» 28

Список литературы 34






Введение




Процессы экономической и политической интеграции в мире продолжают набирать обороты – разнообразные проекты существуют на постсоветском пространстве, к стадии реализации приближается создание объединения государств Восточной Азии. Не остается в стороне и Латинская Америка. Здесь интеграция развивается уже достаточно долго. Объективной основой этого процесса на континенте служат общие исторические судьбы и практически единый язык (точнее два родственных языка, на которых говорит большинство населения). В настоящее время в Латинской Америке и Карибском бассейне осуществляется ряд инициатив в области региональной интеграции, отчасти в результате охватившей этот регион в последние годы волны либерализации торговли и отчасти в ответ на соглашение стран Севера о создании Североамериканской зоны Свободной торговли.

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности экономической интеграции стран Латинской Америки, выявить сильные и слабые стороны этих объединений, понять, насколько крепок может быть союз латиноамериканских государств в современном мире и какова вероятность возникновения полноценного экономического союза сопоставимого с Европейским Союзом.

Задачи курсовой работы:

  1. Разобраться в сути и предпосылках интеграции в Латиноамериканской регионе;

  2. Рассмотреть наиболее крупные интеграционные блоки Латинской Америки и их взаимодействие с внешним миром;

  3. Выявить перспективы развития экономической интеграции на интересующем нас латиноамериканском континенте.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что в последнее время страны Латинской Америки приобретают всё большую и большую значимость, особенно для России. Визиты Президента Российской Федерации в ряд стран Латинской Америки в конце 2008 года подтверждает важное место региона в шкале внешнеполитических приоритетов нашей страны, эти визиты придали импульс всему комплексу российско-латиноамериканских связей.
^

1. Экономическая интеграция. История

1.1 Понятие, история и значение интеграции в Мировой Экономике.



Прежде чем мы приступим к основательному рассмотрению форм экономической интеграции стран Латинской Америки, будет целесообразным выяснить, что такое интеграция, как давно она зародилась, каковы её цели, а также какие положительные и отрицательные стороны она имеет.

Интеграция (от лат. integer — целый) — объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия и развитие связей между ними. Экономическая интеграция – это высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной экономики и политики. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями и корпорациями. Она проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. [8]

К основным формам интеграционных объединений относятся:

  • зона свободной торговли, которая означает взаимную либерализацию экспортно-импортных операций стран-участниц;

  • таможенный союз, в результате которого внутри группировки свободно перемещаются товары и услуги, а в отношении третьих стран проводится единая таможенная политика;

  • общий рынок, означающий ликвидацию таможенных барьеров не только для движения товаров и услуг, но и для перемещения других факторов производства (миграции рабочей силы и капитала);

  • экономический союз, предполагающий проведение странами-участницами единой экономической политики и создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов;

  • валютный союз, означающий общие для всех стран-участниц валюту, центральный банк, единую экономическую и валютно-финансовую политику;

  • единое экономическое пространство, в рамках которого устраняются, все ограничения в торговле, устанавливается свобода передвижения людей, капиталов, товаров, услуг, гармонизируются стандарты и технические нормы. [1]

В экономической теории и международной политической экономии принято выделять два аспекта региональной интеграции: регионализм и регионализацию. Регионализм, или "интеграция сверху", реализуется через формальные институты и договоренности на межгосударственном уровне, а регионализация, или корпоративная интеграция, - через спонтанное сближение и взаимопереплетение экономик стран региона. Регионализация охватывает процессы инвестиционного и торгового взаимодействия бизнес-структур, миграцию трудовых ресурсов, а также сотрудничество на уровне субнациональных органов власти (например, приграничное).

Возрастает взаимозависимость производителей отдельных стран на основе не только обмена результатами труда, но и организации совместного производства на базе кооперирования, комбинирования, взаимодополняемости производственно-технологических процессов. Интенсивное развитие кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК.

Наиболее зрелую форму международной интеграции представляет ЕС; достаточно успешно развиваются интеграционные процессы в Североамериканском и Азиатско-Тихоокеанском регионах. А вот Латинской Америке, интеграционным процессам которой посвящена данная работа, слишком различные стартовые условия и разнообразные интересы не позволяют странам этих континентов наладить эффективное прочное межгосударственное сотрудничество. Более того, периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Функционирование зон свободной торговли, либерализация импорта усиливают конкуренцию на внутреннем рынке, что создает, как уже отмечалось, угрозу для национальных производителей товаров. [11]

И, тем не менее, представить современные мировые экономические отношения без интеграционных процессов невозможно.

Развивающиеся государства пытаются не отстать, пусть и интеграционные тенденции здесь выражены слабее. Докажем это на примере интеграционных процессов, проходящих в Латинской Америке.
^

1.2 Предпосылки интеграции стран Латинской Америки



Симон Боливар, завоевывая независимость для латиноамериканских республик, верил, что на месте испанских колоний появится не множество разрозненных и часто враждующих между собой государств, а единая семья братских народов, строящих свою судьбу самостоятельно, но совместно.

Этим мечтам не дано было воплотиться в жизнь, хотя, казалось бы, все предпосылки для этого были. Латинскую Америку объединяет испанский язык (за исключением, конечно, говорящей на португальском Бразилии), католическая религия, общие исторические корни и сходная культура, в том числе политическая. К тому же все страны региона на протяжении большей части своей истории находились под внешним влиянием – сначала это была европейская метрополия – Испания или Португалия, потом неформальное господство США, экономическое, а порой и политическое. [16] Непосредственная близость к главной мирохозяйственной державе не только не создала преимущество, но, наоборот, ухудшила возможности развития потенциально богатого континента, превратив его в ресурсно-энергетического сателлита.

Латиноамериканская интеграция как фактор установления общих экономических и социально политических ориентиров развивалась по сложному и противоречивому пути, у неё были периоды и подъёма, и спада, и прорывов, и кризисов. Однако страны Латинской Америки приступили к объединительным процессам раньше других развивающихся стран. Первые организации были созданы уже в 1960 году. 18 февраля 1960 г. в Монтевидео Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай подписали договор о создании Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), позже преобразованной в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ). 13 декабря 1960 г. на конференции в Манагуа было заключено соглашение о создании общего рынка Гватемалы, Сальвадора, Гондураса и Никарагуа – Центральноамериканского общего рынка (позже – ЦАИС). В мае 1969 г. представители Боливии, Колумбии, Чили, Эквадора и Перу подписали учредительный документ – “Договор Картахены” или “Андский пакт”, образовав Андскую группу стран. В 1973 г. в соответствии с договором Чагуарамас было образовано Карибское сообщество (КАРИКОМ). Основной стратегической целью всех этих организаций так или иначе было гармоничное и сбалансированное развитие экономик латиноамериканских стран, которое, в конечном итоге, должно привести к созданию единого экономического пространства. Они внесли существенный вклад в становление процессов экономической интеграции в Латинской Америке, создав международно-правовые предпосылки возникновения и эволюции крупнейших субрегиональных объединений – Андского сообщества и МЕРКОСУР, а также способствовав заключению и унификации двусторонних экономических соглашений. [10]

В основе Латиноамериканской интеграции изначально лежали как хозяйственные, так и политические мотивы. 18 декабря 1986 года в Рио-де-Жанейро была образована Группа Рио, куда в настоящий момент входят 23 государства Латинской Америки. Эта группа является наиболее представительным и влиятельным объединением латиноамериканских государств, играющим важную роль в развитии региональной интеграции, укреплении международного авторитета Латинской Америки и повышении её удельного веса в мировых делах. Основными направлениями деятельности организации стали поддержка мира в странах Центральной Америки, переговоры с должниками и кредиторами стран-участниц Группы, разработка концепции создания единого американского рынка, препятствие деятельности международной наркомафии, террористов и торговцев оружием, а также охрана окружающей среды.

Реальные предпосылки интеграции возникли в Латинской Америке после Второй Мировой Войны, когда в результате национально-освободительного движения укрепились позиции государства в экономике (национализация иностранной собственности в первые послевоенные годы). В 1948 г. создана Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки, сплотившая вокруг себя немало выдающихся национальных аналитиков; были разработаны программы индустриализации. [4, стр.88] К самостоятельности, индустриализации, догоняющему развитию добавились стабилизационно-оборонительные, восстановительные задачи. Если на первых этапах речь шла в основном о расширении рынков сбыта, "облагораживании" производства и структуры экспорта, а также о самодостаточном кредитовании, то в последнее время вопрос об углублении регионального сотрудничества рассматривается в более широком плане, с позиций обеспечения экономической безопасности. Региональная интеграция, основывающаяся на регулируемом сотрудничестве и приспособлении национальных хозяйств к новым мирохозяйственным отношениям, представляет собой коллективный механизм обеспечения экономической безопасности стран Латинской Америки. [17]

В любом случае интеграция имеет огромное значение, как для настоящего, так и для будущего развития Латинской Америки. Ныне, когда идут поиски оптимальной стратегии развития региона, она приобретает особую значимость и актуальность. [4, стр.97]

^

2. Особенности интеграционных объединений стран Латинской Америки


2.1. Основные объединения стран Латинской Америки.



Страны Л.А. первыми в "третьем мире" стали на путь экономической интеграции, когда в 1960 г. были организационно оформлены торгово-экономические группировки - Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Эквадор, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай и Чили) и Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор). С созданием в 1968 г. Карибской ассоциации свободной торговли, объединившей как самостоятельные в то время государства (Барбадос, Гайана, Тринидад и Тобаго, Ямайка), так и британские владения (Антигуа, Белиз, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент - Винсент, Сент-Люсия, Сент-Кристофер и Невис), в интеграционном процессе приняли участие почти все страны Латинской Америки.
Его конечной целью было формирование общего латиноамериканского рынка путем постепенного снижения взаимных таможенных пошлин, ликвидации торговых, валютных и иных ограничений во взаимной торговле, введение единого внешнего тарифа в отношении третьих государств. Финансировать региональные проекты имел право Межамериканский банк развития (создан в декабре 1959 г. странами - членами ОАД), при котором в 1964 г. был основан Институт интеграции Латинской Америки.
Но уже с середины 60-х г. интеграционный процесс начал меняться и пошел не путем слияния существующих группировок, а их фрагментации. Вследствие разногласий внутри ЛАВТ возникло два формирования: Лаплатская (Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай и Уругвай) и Андская (Боливия, Венесуэла, Эквадор, Колумбия, Перу и Чили) группы. В 1978 г. был создан Амазонский пакт (Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Эквадор, Колумбия, Перу и Суринам), во многом похожий по своим задачам на Лаплатскую группу. В 1980 ЛАВТ была реорганизована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (наблюдателями в ней стали Португалия и Куба), которая ставила более скромные цели.

К началу 90-х гг. интеграционные процессы в регионе начинают усиливаться, выделяются два направления интеграции: первое направлено на сотрудничество с США (к нему относятся организации, созданные 60-70-е гг. – ЦАОР, КАРИКОМ), а второе – на укрепление отношений между странами региона, создание экономики, независимой от США (сюда можно отнести МЕРКОСУР).[21,22]


Из числа значимых интеграционных объединений континента можно выделить:

* Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор). Предусматривается в 1997 г. трансформировать эту организацию в Андскую систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям импульс к «более высокой степени интеграции»;

* Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли, предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении третьих стран;



* Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ)

Была образована на основе Договора Монтевидео I, подпи­санного Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Парагваем, Перу, Чили и Уругваем и вступившего в силу в 1961 г. (сроком на 20 лет). Присоединились: Колумбия и Эквадор (1961), Венесуэла (1966), Боливия (1967).

Была создана для устранения ограничений и пошлин в торговле. В рам­ках ЛАСТ были созданы 3 субрегиональных союза: Ла-Платская и Андская группы (1969 г.), Амазонский пакт (1978 г.).

В 1980 г. ЛАСТ была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ).


* МЕРКОСУР общий рынок стран Южной Америки. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента.

В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай , а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой.


Рассмотрим подробнее эти организации .


^

2.2 Латиноамериканская ассоциация свободной торговли




Латиноамериканская Ассоциация Интеграции (ЛАИ) (Asociacion Latinoamericana de Integracion, ALADI).

Создана в 1980 г. согласно Договору Монтевидео II в составе Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Мексики, Парагвая, Перу, Уругвая, Чили, Эквадора. Заменила существовавшую в 1961—1980 гг. Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли. Местопребывание — Монтевидео (Уругвай).

Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), учрежденная в 1960 г. и приступившая к деятельности в 1961 г. по договору Монтевидео I, ставила в качестве основной задачи создание к 1973 г. зоны свободной торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров. Страны ЛАСТ составляли национальные списки товаров, на которые они снижали пошлины в размере не менее 8% средневзвешенной величины сборов, применяемых в торговле с «третьими» государствами. Такие таможенные уступки согласовывались на двусторонней основе и распространялись на всех членов Ассоциации. В конце каждого трехлетнего периода предполагалось согласование на многосторонней основе всеми странами ЛАСТ общих списков товаров, на торговлю которыми полностью снимались ограничения. Разработка общих списков велась независимо от национальных. Первый общий список из 174 товаров, на которые приходилось более зонального товарооборота, был утвержден в 1964 г.

Договор Монтевидео II признает разделение стран Ассоциации на три группы: 1) более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика); 2) среднего уровня развития (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили); 3) и менее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор).

Предусматривается предоставление преференций менее развитым странам со стороны более развитых.

ЛАИ приступила к практической деятельности в 1981 г. Заключено 29 частичных соглашений, согласно которым предоставлено 5800 таможенных уступок. Одобрен первый список преференций для наименее развитых стран. Подписаны соглашения о сотрудничестве с ЛАЭС, Андской группой, ЭКЛА, ПРООН.

В рамках ЛАИ существуют 3 субрегиональные группировки: 1) Ла-Платская группа в составе Аргентины, Боливии, Бразилии, Парагвая, Уругвая, подписавших в 1969 г. договор бассейна реки Ла-Плата; 2) Андская группа в составе Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу, Эквадора, принявших в 1969 г. Картахенское соглашение; 3) Амазонский пакт, куда вошли Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам и Эквадор (1978).

^

2.3 Андский пакт


Андское сообщество (АС) появилось в соответствии с Картахенским соглашением в 1969 г. В него вошли Боливия, Венесуэла, Ко­лумбия, Перу и Эквадор.

Андское сообщество было создано в момент застойного развития первого латиноамериканского интеграционного объединения - Латино­американской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), куда входили и андские страны.

Основные цели интеграции : индустриализация, повышение степени независимости от промышленных центров, замена значительной части торговли с США внутризональным товарооборотом, создание таможенного союза.

На первом этапе интеграции (1969 - начало 1980-х гг.) андские стра­ны пытались осуществить "этатистскую" модель интеграции, предпо­лагающую активное участие государства в экономической жизни об­щества.

Важную роль на первом этапе интеграции играл принятый в 1970 г. общий режим в отношении иностранного капитала, который первона­чально был призван установить эффективный контроль над деятель­ностью иностранных компаний, сохранить за национальным капита­лом основные отрасли экономики.

На втором этапе (1982-1988 гг.) Андские Стран , как и регион в целом, испытало глубокий кризис интеграции. Объем внутризональной торговли сокра­тился.

В результате кризиса все латиноамери­канские страны пошли на смену модели экономического развития и ин­теграции, перейдя к либерализации внутренней экономической политики и к большей открытости в отношении мирового рынка.

В 1989 г. начался третий этап развития группировки. Предполага­лось двигаться в направлении создания сообщества стран по примеру ЕС. Была разработана новая программа интеграции АС, включавшая создание в субрегионе к 1991 г. зоны свободной торговли и образование в 1995 г. таможенного союза.

В 1992 г. в основном было закончено создание Зоны Свободной Торговли андских стран, что привело к росту внутризональной торговли, введе­нию единого внешнего таможенного тарифа (ЕВТТ) с 1 января 1992 г. Однако переговоры о введении ЕВТТ проходили трудно. Перу и Бо­ливия настаивали на более низком уровне ЕВТТ на ряд товаров, по­скольку стремились к удешевлению их импорта, в то же время Колум­бия и Венесуэла, располагающие более диверсифицированной эконо­микой, хотели защитить свое национальное производство и выступали за более высокие внешние тарифы. Политический кризис в Перу в апреле 1992 г. (роспуск парламента) повлек за собой отмену преференциального режима в торговле с парт­нерами по АС. В итоге в середи­не 1992 г. образовался таможенный союз в составе Боливии, Венесуэ­лы, Колумбии и Эквадора (первый в Латинской Америке, хотя и несо­вершенный, с большими изъятиями из ЕВТТ). Перу не принимала уча­стия в работе руководящих органов АС до конца 1995 г. Сфера действия андского ЕВТТ ограничена. Он рас­пространяется на 88% согласованной таможенной номенклатуры, вклю­чающей 6650 товаров. Внутри АС успешно развивается интеграция между наиболее развиты­ми Колумбией и Венесуэлой. Их взаимный товарооборот составляет более половины внутризональной торговли в группировке. Кроме того, в последние годы быстро возрастает торговля между Колумбией и Эквадором. Выбор между НАФТА и МЕРКОСУР оказывается для АС нелегким. Венесуэла, Колумбия и Эквадор в своей торговле ориентируются в ос­новном на США и объективно тяготеют к НАФТА. В конце 1996 г. страны АС приступили к переговорам с МЕРКОСУР о создании Зоны Свободной Торговли в течение ближайших 10 лет. Переговоры должны были вестись на уровне блоков. Подписание в Буэнос-Айресе в апреле 1998 г. после длительных и труд­ных переговоров рамочного соглашения между МЕРКОСУР и АС про­демонстрировало сближение их позиций и заложило реальную основу со­здания объединенной ЗСТ двух интеграционных группировок. Договор пре­дусматривает два этапа формирования ЗСТ. На первом этапе (с января 1999 г.) вступили в действие фиксированные таможенные преференции во взаимной торговле. На втором этапе (с 2000 г.) предусматривается постепенное сниже­ние таможенных пошлин в соответствии с программой либерализации тор­говли.

2001 – принято решение что для пересечения границы гражданину необх. только паспорт(если путешествует), 2005-2006 – кризис АС, Боливия недовольна, т.к. страны вели переговоры о свобод. торговле с США. 2005 – Венесуэла подала заявку о вступлении в МЕРКОСУР. В итоге Венесуэла осталась ассоциированным участником АС.

^

2.4. Центральноамериканский общий рынок ЦАОР



ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК - торгово-экономическое объединение пяти стран (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор).

Создан в 1960 г. с целью ускорения экономического развития стран-членов путем объединения их материальных и финансовых ресурсов, координации экономической политики, индустриализации, устранения таможенных и валютных ограничений, создания общего рынка.

В 90-е гг. наблюдается возрождение интеграционного процесса после кризиса 70-80-х гг., вызванного как экономическими противоречиями между пятью странами-членами, так и военно-политическими конфликтами в регионе. После подписания в Гватемале в 1987 г. президентами Гватемалы, Гондураса, Коста-Рики, Никарагуа и Сальвадора документа "Пути установления прочного и длительного мира в Центральной Америке" существенно оживилась взаимная торговля, активизировали свою деятельность интеграционные органы в регионе.

Высшим органом ЦАОР является Центральноамериканский экономический совет, состоящий из министров экономики пяти стран-членов; он определяет основные направления интеграции. Административные функции осуществляет Исполнительный комитет. Рабочий орган, выполняющий технические и административные функции, - Постоянный секретариат, функционирующий в столице Гондураса г. Тегусигальпа.

В октябре 1993 г. президенты стран региона подписали Генеральное соглашение Центральноамериканской интеграции (Протокол Гватемалы), которое рассматривается как юридическая база процесса Центральноамериканской интеграции и содержит договоренности для возрождения Центральноамериканского "Общего рынка". Среди них важнейшая - решение о принятии Унифицированной тарифной шкалы и введении единого внешнего тарифа, максимальная ставка которого не должна превышать 20%.

Единый таможенный тариф был введён в 1965. К началу 70-х гг. торговля товарами, составляющими 98% единой Центральноамериканской таможенной номенклатуры, была полностью либерализована. (В то же время оставшиеся 2% составляют по стоимости 1/5 внутризонального товарооборота стран ЦАОР и включают такие товары, как нефтепродукты, пшеница, сахар, кофе, электрооборудование, средства транспорта.) В 1974 товарооборот в рамках ЦАОР составил 535 млн. долл. по сравнению с 80 млн. долл. в 1961. Удельный вес внутризонального экспорта в общем экспорте стран — членов ЦАОР возрос за тот же период с 7% до 29%. Значительно возросла торговля готовыми промышленными изделиями, особенно тех отраслей промышленности, которые перерабатывают сырьё несельскохозяйственного происхождения.

Интеграция в промышленности, сельском хозяйстве, электроэнергетике, транспорте и связи развивается медленно. Интегрируются прежде всего отрасли промышленности, по которым возможно самообеспечение в рамках ЦАОР. Согласованы меры по созданию интегрированных предприятий по производству автопокрышек, каустической соды, инсектицидов, удобрений, фанеры, муки, координируется производство зерновых, разработаны 4 проекта объединения энергосистем. Создана система взаимных расчётов на основе общей расчётной валюты — центрально-американское песо, равного по курсу доллару США (введена с 1962).

С начала 70-х гг. процесс центрально-американской экономической интеграции переживает период трудностей и противоречий. Они связаны с относительно низким уровнем мировых цен на товары центрально-американского экспорта, с недостатком стимулов для осуществления капиталовложений в многонациональные проекты, корыстной деятельностью империалистических монополий. Правящие круги, прежде всего наиболее развитых в промышленном отношении Гватемалы и Сальвадора, и стоящие за ними иностранные монополии пытаются решить ряд задач интеграции за счёт более слабых в экономическом отношении партнёров.

О кризисном положении ЦАОР свидетельствуют разрыв торговых отношений между Гондурасом и Сальвадором после вооруженного конфликта между ними в 1969 и развернувшаяся "торговая война" между партнёрами по ЦАОР.

В связи с тем, что ЦАОР основан на принципе "равных возможностей" иностранного и национального капитала, монополии США получили новый, более широкий рынок, а также возможность обходить импортные ограничения, использовать низкие налоги и дешёвую рабочую силу. Это привело к резкому росту прямых инвестиций США в Центральной Америке — с 37 млн. долл. в 1960 до 750 млн. долл. в 1972. Более 75% промышленных предприятий, на которые распространяются договоры ЦАОР, принадлежат иностранному капиталу, главным образом капиталу США. Имея в своих руках мощные экономические рычаги, американский империализм пытается также использовать интеграционный процесс в целях сколачивания военно-полицейского блока в Центральной Америке.

В целях поиска выхода из кризисного положения, сложившегося в ЦАОР, было решено создать Комитет на высшем уровне из представителей всех 5 стран. Однако состоявшиеся в 1973—75 тринадцать заседаний этого комитета окончились по существу безрезультатно. Основной пункт разногласий — различное отношение стран к иностранному капиталу.

На проведённом в июле 1975 совещании президентов Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики было принято решение "разработать новый договор, который должен, среди прочих аспектов, отвечать критериям технической и политической осуществимости и гарантировать соответствующее участие каждой из пяти стран в процессе интеграции".

Создание ЦАОР не способствовало решению наиболее насущных проблем социально-экономического развития стран Центральной Америки: преодолению монокультурного характера их экономики, ослаблению зависимости этих стран от диктата американских монополий, проведению аграрных реформ, повышению жизненного уровня трудящихся масс.


2.5.МЕРКОСУР


Южноамериканский общий рынок МЕРКОСУР образован Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем на основе Асунсьонского договора, подписанного в 1991 году. По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР – второй в мире после ЕС и крупнейший в развивающемся мире таможенный союз. Он объединяет страны с населением более чем в 250 млн.чел., на долю которых приходится более 75% совокупного ВВП региона.

Главной целью при создании таможенного союза являлись либерализация взаимной торговли, открытие рынков как средства проведения структурных реформ и модернизации национальных экономик.

МЕРКОСУР имеет шесть ассоциированных членов. Первыми ассоциированными членами группировки в 1996 году стали Боливия и Чили, а с 2003 года – Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла и Мексика. В июле 2006 г. был подписан протокол о вступлении последней в МЕРКОСУР, однако, полноправным членом группировки Венесуэла станет только после ратификации соответствующего соглашения парламентами всех стран-участников. В декабре 2009 г. указанный договор был ратифицирован Бразилией, третьей участницей МЕРКОСУР (остался Парагвай).

Асунсьонский договор предусматривал отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле стран-членов, а также введение единого внешнего тарифа. Таможенный союз МЕРКОСУР, ставший практически первым таким союзом в Южной Америке, вступил в силу с 1 января 1995 г. (в соответствии с подписанным президентами четырех стран в декабре 1994 г. протоколом Оуру-Прету). Была утверждена таможенная номенклатура, единый внешний тариф, списки исключений, правила происхождения товаров.

Темпы создания таможенного союза МЕРКОСУР – всего за 3-4 года – беспрецедентны в мировой практике. Вместе с тем, необходимо отметить, что ликвидация пошлин во взаимной торговле и единый внешний тариф охватывают не все товары, поэтому таможенный союз группировки является не полным. В частности, определенное количество товаров во взаимной торговле стран-членов МЕРКОСУР пока не освобождены от тарифов. Эти товары вошли в списки исключений, на основании того, что они не считаются достаточно конкурентоспособными. Для них установлен переходный период устранения пошлин. Таким образом, либерализованная торговля распространяется на 90% товаров таможенной номенклатуры (10% вошли в списки исключений). К 2000 году режим свободной торговли должен был распространиться на весь взаимный товарообмен, однако, некоторые исключения до сих пор сохраняются, и периодически то одна, то другая страна вводит нетарифные барьеры.

В то же время нельзя не отметить, что в результате либерализации внутризональная торговля активизировалась: ее объем увеличился в 1991-2008 гг. в 8 раз и превысил 30 млрд.долл.

Что касается единого внешнего тарифа, то он распространяется на 85% товаров согласованной таможенной номенклатуры. Каждая страна имеет списки исключений из внешнего тарифа, более обширные, чем списки, касающиеся взаимной торговли. Списки исключений из внешнего тарифа планировалось отменить к 2006 году, но в 2005 году было решено их продлить до 2011 года. Вопрос о введении единого тарифа с самого начала вызывал много трений и противоречий в МЕРКОСУР, поскольку его структура отвечала в основном интересам Бразилии (последняя фактически навязала другим членам таможенного союза свои внешние тарифы в качестве общих). На практике единый внешний тариф распространяется не более, чем на 50% стоимостного объема импорта. В 2007 году была разработана программа приближения к единому внешнему тарифу для крупных стран к 2011 году, а для малых – к 2015 году.

Одним из существенных недостатков таможенного союза МЕРКОСУР является то, что объединение до сих пор не имеет таможенного кодекса и практикует двойное таможенное обложение. Если товар импортируется из третьей страны в одну из стран-членов МЕРКОСУР, а затем продается в другую страну объединения, то он облагается пошлинами дважды. Не выработан также механизм распределения доходов от таможенных сборов.

Руководящие органы МЕРКОСУР состоят из межправительственных структур – Совета Общего рынка в составе министров иностранных дел и экономик – высшего политического органа, и Группы общего рынка, в которую входят по четыре официальных представителя от каждой страны (от министерства иностранных дел, торговли, экономики и центрального банка), являющейся исполнительным органом. И только в последние годы начали создаваться наднациональные органы – Парламент МЕРКОСУР и Высший Арбитражный Суд.

Решения руководящих органов не являются строго обязательными. Они принимаются на основе консенсуса. В целом органы управления МЕРКОСУР отличаются децентрализованной и не всегда эффективной организационной структурой.

МЕРКОСУР как региональное объединение заключил внешнеторговые преференциальные соглашения с различными странами – с Индией, Израилем, а также с другими экономическими группировками – Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Южноафриканским таможенным союзом. С ЕС в 1995 году подписано рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве и ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли.

За годы своего существования объединение превратилось в наиболее влиятельный торгово-экономический союз развивающихся стран, при этом особенно успешно интеграционные процессы развивались в первые годы его деятельности.

Однако нечеткая организационная структура таможенного союза и недостатки разработанных механизмов управления не давали возможности эффективно преодолевать возникающие между странами-членами противоречия. В результате развития таможенного союза укрепилось влияние его лидера - Бразилии, которая стала центром притяжения для других стран региона, стремящихся к региональной интеграции, в том числе и с целью ослабления экономической зависимости от США.

Сейчас на повестке дня организации стоят вопросы углубления интеграции, распространение ее на область инвестиций, валютную и общеэкономическую политику.

В 2008 году Аргентина и Бразилия приняли решение об отказе от использования американского доллара в межгосударственных платежах, что несомненно позитивно сказалось на дальнейшем сближении двух стран. Новая схема расчетов, с использованием бразильских реалов и аргентинских песо, вступила в силу с конца 2008 года. Эксперты усматривают в случившемся желание лидеров стран Латинской Америки обезопасить национальные экономики от американской финансовой системы.

^


3. Перспективы развития

3.1 Новое объединение – УНАСУР – «исторический шаг в правильном направлении»




23 мая 2008 года президенты двенадцати государств Латинской Америки подписали договор о создании Южноамериканского союза наций (УНАСУР) в бразильской столице, городе Бразилиа. В состав союза вошли: Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Гаяна, Парагвай, Уругвай, Перу, Суринам, и Венесуэла. Таким образом, формально завершён процесс создания объединения, основанного ещё в 2004 году, а страны южноамериканского континента получили новый инструмент для решения возникающих проблем собственными силами.

Главная цель нового регионального объединения – усиление политического сотрудничества, экономическая интеграция и защита общих интересов. Президент Чили Мишель Бачелет, избранная временным председателем УНАСУР, назвала подписанный учредительный договор "историческим шагом в правильном направлении". По её мнению, новый блок усилит позиции региона в ХХI веке, к 40-м годам которого, сообщила Бачелет, более 60 % мировой экономики будут сосредоточены в развивающихся странах, и не в последнюю очередь - в южноамериканских. "Мы хотим быть главными актёрами" в этом процессе, добавила чилийский лидер, призвав своих коллег "приложить все силы для того, чтобы УНАСУР заработал".

УНАСУР – самое крупное интеграционное сообщество в Латинской Америке. Блок охватывает территорию в 17,6 млн. кв. км с населением свыше 377 млн. человек и совокупным ВВП более 1,23 трлн. долларов. Его основная задача – объединить усилия всех стран континента для решения проблем региона в различных сферах – экономической, энергетической, военной и социальной, используя уже имеющиеся механизмы Андского сообщества наций (АСН) и Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР). [15]

Основными вызовами южноамериканцев на данном этапе являются гарантии устойчивого энергетического снабжения с учетом безопасности, эффективности эксплуатации ресурсов и регионального потребления. Такой тип интеграции может позволить осуществить эффективный ответ на любой спрос, а в случае с энергетикой он возрастет к 2018 году, согласно данным ОЛАДЕ, на 73%. Также ожидается улучшение баланса каждой из южноамериканских стран благодаря внутрирегиональному обмену, рыночной экспансии, диверсификации источников сырья, сокращения последствий разрушительных засух и наводнений, роста цен на энергоносители.

Однако для этого, считают местные наблюдатели, необходимо многое сделать. По данным Межамериканского банка развития, чрезвычайно возрастает необходимость внешних инвестиций в эту сферу в Латинской Америки, которые должны составить не менее 1,38 триллионов долларов. Только в развитие энергетики необходимо вложить 720 млрд. долларов. Примером успешной региональной энергетической интеграции может служить Бразилия, которая поддерживает соответствующие проекты почти со всеми соседними странами и ее опыт может быть учтен в рамках УНАСУР. Сотрудничество Бразилии с соседними странами имеет взаимовыгодную основу. Так, в соответствии с соглашением о строительстве в Парагвае плотины “Итаип” Бразилия будет получать 20% всей потребляемой электроэнергии.

Второе соглашение – с Боливией о сооружении двустороннего газопровода, предусматривает поставки в Бразилии 60% его пропускной способности, что равноценно всему объема потребления газа в этой стране. [14]



Заключение

Страны Латинской Америки прошли сложный и тернистый социально-экономического развития -- от бывших колоний конгломерата независимых государств, различающихся по уровню социально-экономического развития, характеру и степени участия в мирохозяйственных связях. Ныне данный регион, прежде всего его ведущие государства и в первую очередь три гиганта - Бразилия, Мексика и Аргентина, занимает промежуточное положение между развитыми государствами Севера и развившимися странами Юга. Причем состояние экономики трех латиноамериканских гигантов (На них приходится 2/3 регионального ВВП, в том числе на долю Бразилии 31%) оказывает решающее воздействие на динамику региональных макроэкономических показателей.

К сожалению, на пути к успешному и эффективному функционированию этих блоков стоит несколько препятствий:

  • территориально-ресурсные различия, блоковые и национальные расхождения в целях развития, преобладание частнопредпринимательских субъективных интересов участников объединений;

  • недостатки организационно-практической работы при распределении издержек производства и выгод от интеграции, при формировании коллективной схемы разделения труда внутри сообществ; отсутствие синхронизации в объединительных усилиях и осуществлении принятых решений;

  • традиционное политическое и финансово-экономическое давление со стороны США, прежде всего через сеть своих дочерних предприятий, особенно в ключевых отраслях хозяйства;

И, тем не менее, накопленный созданными блоками опыт неоценим и, так или иначе, должен привести к полноценному выходу Латиноамериканского региона на Мировую сцену. Доказательством тому может послужить расширение экономических связей южноамериканских стран с Европейским союзом, странами АТЭС, Африки, а также с Россией.

Надо полагать, что при возможных будущих трудностях и даже отступлениях экономическая интеграция стран Латинской Америки будет носить в целом необратимый характер.

^

Список литературы


1. «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность; уч.пособие/С.Ю.Кричевский, М.И.Плотницкий, Г.В.Турбан, 2006

2. Кудрявцева Е. «Энергетическая составляющая экономической интеграции стран МЕРКОСУР», МЭиМО, 2008 № 2.

3. Либман А. «Модели корпоративной интеграции. Региональные особенности», МЭиМО, 2008 №5.

4. Романова З. «Латинская Америка: региональная интеграция на новом витке развития», МЭиМО, 2005 № 10.

5. 40a.kiev.ua/ideas/society/495e8b7fee008/ - 3.01.09.

6. es.wikipedia.org/wiki/CAFTA-RD – 22.02.09.

7. es.wikipedia.org/wiki/Mercosur

8. finanzas-economia.ru/text/1044

9. ilaran.ru/?n=149

10. mid.ru/ns-rlat.nsf/ - 16.06.06.

11. nuru.ru/ek/general/040_1.htm

12. podrobnosti.ua/economy/foreign/2005/11/06/259115.html – 6.11.05.

13. polit.ru/analytics/2007/06/08/integracion.html – 8.06.07.

14. rodon.org/polit-080526111749

15. rus.newsru.ua/world/24may2008/sojuz.html – 25.05.08.

16. scepsis.ru/library/id_1050.html – 27.01.07.

17. ukraine-ir.narod.ru/library/LA_integration.htm

18. http://www.ng.ru/courier/2007-10-22/23_latinos.html

19. http://www.ng.ru/courier/2008-11-24/15_latinamerica.html

20. http://hispanidad.ru/publ/5-1-0-178

21.Романова З. И., Проблемы экономической интеграции в Латинской Америке, М., 1965;

22. Зафесов Г. Р., Латинская Америка: объединение или разобщение?, М., 1971;

23.Леонов Н. С., Очерки новой и новейшей истории стран Центральной Америки, М., 1975;

24.Latin American economic integration, N. Y. — [a. o.], [1966];

25.Factores para la integración Latinoamericana, Мéх. — В. Aires, 1966.



Похожие:

Курсовая работа дисциплина: Международные отношения На тему: Интеграция Латиноамериканских стран iconКурсовая работа дисциплина: Международные отношения На тему: Интеграция Латиноамериканских стран
Латинской Америке и Карибском бассейне осуществляется ряд инициатив в области региональной интеграции, отчасти в результате охватившей...
Курсовая работа дисциплина: Международные отношения На тему: Интеграция Латиноамериканских стран icon«Международные отношения» (031900. 62) Уфа 2014 Подготовка бакалавров по направлению «Международные отношения»
«Международные отношения» осуществляется в сотрудничестве с российскими и международными организациями. Среди них Министерство иностранных...
Курсовая работа дисциплина: Международные отношения На тему: Интеграция Латиноамериканских стран iconДисциплина «метрология, стандартизация и сертификация» Курсовая работа пгта 151001. 02. Пз

Курсовая работа дисциплина: Международные отношения На тему: Интеграция Латиноамериканских стран iconКурсовая работа по дисциплине: «Менеджмент» На тему: «Деловое и управленческое общение»

Курсовая работа дисциплина: Международные отношения На тему: Интеграция Латиноамериканских стран iconКурсовая работа по мастерству телеведущего на тему: «Параллели (Ток-шоу)»

Курсовая работа дисциплина: Международные отношения На тему: Интеграция Латиноамериканских стран iconКурсовая работа по дисциплине «безопасность жизнедеятельности» на тему: терроризм. История и свовременность

Курсовая работа дисциплина: Международные отношения На тему: Интеграция Латиноамериканских стран iconКурсовая работа по дисциплине «Теория отраслевых рынков» на тему: дифференциация продукции на отраслевом рынке

Курсовая работа дисциплина: Международные отношения На тему: Интеграция Латиноамериканских стран iconПрограмма по дисциплине «Международные валютно-кредитные отношения» Составитель: доктор экон наук, профессор В. Г. Чаплыгин
Программа курса «Международные валютно-кредитные отношения» разработана в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного...
Курсовая работа дисциплина: Международные отношения На тему: Интеграция Латиноамериканских стран iconКурсовая работа по физике на тему
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Курсовая работа дисциплина: Международные отношения На тему: Интеграция Латиноамериканских стран iconКурсовая работа по дисциплине: Право социального обеспечения на тему: «Пособие по безработице понятие, размеры сроки выплат»
Список использованной литературы введение
Курсовая работа дисциплина: Международные отношения На тему: Интеграция Латиноамериканских стран iconКурсовая работа
Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденному постановлением Правительства...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы