Курсовая работа Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста icon

Курсовая работа Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста


Скачать 295.8 Kb.
НазваниеКурсовая работа Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дата публикации20.07.2013
Размер295.8 Kb.
ТипКурсовая


Министерство образования и науки Самарской области

ГБОУ СПО Тольяттинский социально – педагогический колледж


Курсовая работа


Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста



Специальность: 050704 Дошкольное образование


Студента: Ванцына Ангелина Валерьвна




Руководитель: Габова И.А.










Курсовая работа

Защищена с оценкой «______________»

«_____»______________2013 г.

Руководитель курсовой работы




личная подпись







Тольятти, 2013 г.

Содержание


Введение

3

1. Психолого-педагогические основы воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста


5

1.1. Характеристика особенностей развития речи у детей дошкольного возраста


5

1.2. Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста


10

^ 2. Практическое исследование проблем воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

17


2.1. Изучение уровня воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста


17

2.2. Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей по проведению эффективной работы по воспитанию звуковой культуры речи



20

Заключение

21

^ Список использованной литературы

22

Приложения

24



Введение


Актуальность исследования. Развитие речи во все времена было важным для детей дошкольного возраста. Е.И. Тихеева дает следующее определение речи - это специфически человеческая норма деятельности, использующая средства языка.

Одной из центральных задач развития речи детей, является воспитание звуковой культуры речи. Именно на решение данной задачи будет направлена основная часть нашего исследования, так как именно систематическая работа над воспитанием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической сторонами речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с недостатками речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Эти данные позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Поэтому все недостатки речи нужно устранять в дошкольном возрасте, пока они не превратились в стойкий и сложный дефект.

Важность рассматриваемой проблемы, послужила основанием для определения темы исследования: «Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста».

^ Объект исследования – воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования – теоретически обосновать влияние выделенных педагогических условий на воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с предметом, объектом и целью были сформированы задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.

  2. Определить уровни и показатели воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

  3. Разработать психолого-педагогические рекомендации для воспитателей по проведению эффективной работы по воспитанию звуковой культуры речи.

^ Экспериментальной базой исследования являлось муниципальное

дошкольное образовательное учреждение № 204 «Колокольчик», г.о. Тольятти.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении диагностической, развивающей работы по воспитанию звуковой культуры речи детей.

Структура работы:  работа состоит из введения, содержания, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.


^ 1. Психолого-педагогические основы воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста


    1. Характеристика особенностей развития речи у детей дошкольного возраста


Решение вопросов развития речи во мно­гом зависит от понимания соотношения языка и речи. В обыденной жизни эти слова нередко употребляются как синонимы, однако это неправильно. Данная проблема являлась предметом рассмотрения многих психологов и лингвистов. Не вдаваясь в подробности, отметим самое существенное для методики. Характеристика речи обычно дается через ее противопоставление языку. Язык это система объек­тивно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости. Речь это психофизиологический процесс, это реализа­ция языка, который только через речь выполняет свое ком­муникативное назначение. Язык средство общения, а речь сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроиз­водим, объективен по отношению к говорящему. Речь кон­кретна и неповторима, материальна, состоит из артикули­руемых знаков, воспринимаемых чувствами, динамична, субъективна, является видом свободной творческой дея­тельности индивида. Она контекстна и ситуативно обус­ловлена, вариативна.

В своих трудах Е.И. Тихеева определила развитие речи как, способность развивать личность в целом, а так же развивать и язык [5,C.34]. Развитие речи очень важно для всестороннего развития ребенка. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и речевого общения одна из

Одно главных задач. Эта общая задача состоит из ряда других специальных задач, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепления и активизации словаря, развитие связанной речи, формирование грамотической стороны речи.

Речевому общению ребенка с взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Это именное эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закалываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

В своих работах Ж. Пиаже определяет развитие речи как широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества [6,C.28].

Методы развития речи: наглядные. Если объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдение или его разновидности: осмотр, экскурсию, рассматривание. Словесный: в детском саду применяется реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связанные с художественном словом. Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Практические: Цель этих методов обучать детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые навыки и умения.

Приемы развития речи: наглядные показ картинок, игрушек, движения или действия, показ положения органов артикуляции; прямые можно выделить на определенном занятие; косвенные напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

В дошкольном возрасте (3-7 лет) начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи.

Наряду с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; знакомится с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр. В старшем дошкольном возрасте он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Все это заставляет обратить серьезное внимание на развитие речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Нормально развивающийся ребенок активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. 

Речевой навык это речевое действие, достигшее сте­пени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее офор­мление произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее выбор падежа, рода, числа).

Речевое умение особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых на­выков. А. А. Леонтьев считает, что навыки это «складыва­ние речевых механизмов», а умение это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование язы­ковых единиц, применение последних в любых ситуациях об­щения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.

Основанием для выделения частных задач развития речи является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

– структурный (формирование разных структурных уровней системы языка фонетического, лексического, грамматического);

– функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога);

– когнитивный, познавательный (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи).

1 этап подготовительный (с момента рождения до года) [8, C. 18]. В это время появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию движений дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Через две недели ребенок начинает реагировать на голос говорящего: прислушивается, перестает плакать.

К концу 1- го месяца ребенка можно успокоить мелодичной песней. Далее он поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.
Вскоре малыш начинает реагировать на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2-х месяцев появляется гуление, к началу 3-его – лепет (агу, тя-тя и т.п.).

С 5-ти месяцев ребенок слышит звуки, видит артикуляцию, пытается подражать. С 6-ти месяцев путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). В дальнейшем перенимается тон, ритм, мелодика, интонация речи. Во 2-ом полугодии звукосочетания воспринимаются и связываются с предметами и действиями (тик-так, бух и т.п.), запоминаются слова, появляются реакции на них. С 7-9 месяцев ребенок повторяет за взрослыми разнообразные звукосочетания. К концу 1-го года жизни появляются первые слова.

2 этап – преддошкольный (от 1 года до 3-х). Этап становления активной речи. В это время ребенок много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом путает звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает. С 1,5 лет появляется понимание словесного объяснения взрослого, накопление новых слов, усвоение знаний.

К 2-м годам дети овладевают навыками употребления единственного и множественного числа существительных,  времени и лица глаголов, используют падежные окончания. На второй-третий год жизни происходит значительное накопление словаря, формируется грамматический строй речи, появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К трем годам у детей должны быть сформированы все основные грамматические категории. На этом этапе понимание речи превосходит произносительные возможности.

3 этап дошкольный   (от 3 до 7 лет). На этом этапе у детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Но уже развивается звуковой контроль за собственным произношением, Умение исправлять его (т.е. формируется фонематическое восприятие). В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса, происходит развитие грамматического строя речи, овладение связной речью, усложняется структура предложений. На пятом году жизни высказывания детей напоминают краткий рассказ. В пять лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об овладении монологической речью. В этот же период улучшается фонематическое восприятие: различаются гласные и согласные звуки; мягкие и твердые согласные; сонорные, свистящие, шипящие звуки. К пяти годам заканчивается формирование правильного произношения и ребенок говорит чисто.

Таким образом, звуковая культура речи начиная с младшего дошкольного возраста мы формируем у них правильное произношение, дикцию, речевой навык и речевые умения которые они в дальнейшем будут развивать.


^ 1.2. Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста


В воспитании звуковой культуры речи, ученые отмечают некоторое противоречие: с одной стороны, особую чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны несовершенство произношения многих звуков (Е.И. Радина, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева, Г.А. Тумакова).

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких. Исходя из этого важно начинать работу уже с младшего дошкольного возраста. В работе с детьми средней группы используют термины «звук» и «слово». Дети начинают понимать, что звуки в слове разные. Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. У детей развивается осознание произносительной стороны речи.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми. Большое влияние на воспитание звуковой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О.И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения звуков в слове, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии , воспитания отчетливого произношения, воспитания выразительности детской речи» [10,C.48]

Звуковая культура речисоставная часть общей речевой культуры. Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, связанные с ними двигательные средства выразительности, а так же элементы культурного речевого общения. Составные компоненты звуковой культуры речи речевой слух и речевое дыхание являются предпосылкой и условием для возникновении звучащей речи.

Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат у ребенка сформирован, функционирует и фонематический слух.

Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура».

Содержание работы стоится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при это необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Можно выделить следующие задачи воспитания звуковой культуры речи:

  1. Формирование правильного произношения звуков. Звуки речи – минимальная, нечленимая речевая единица. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. В связи с этим и содержание указанной задачи входит следующее: совершенствование движение органов артикуляционного аппарата.

  2. Выработка дикции. Дикция внятное, четкое произношение слов и их сочетание. Работа над дикцией производится в соответствие с Выработка внятности произношения выдвигается специальной задачей по развитию речи. Для её решения в младшей группе используются специальные методы и приемы.

  3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением. Словообразование речи дошкольника диктует необходимость выдвинуть формирование правильного словопроизношение как отдельную задачу. Иногда ребенок четко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношение отдельных слов.

Воспитатель должен знать типичные особенности в словопроизношение детей: сокращение слов направленность произношение трудных слов. Ребенка иногда затрудняет постановка словесного ударения. Ударение-выделение силой голоса из группы слогов одного слога. Ударение в развитие речи является средством различия грамматической формы. При формирование грамматического строя детской речи воспитатель должен следить за правленой постановкой ударения.

  1. Работа над орфоэпической правильности речи. Орфоэпия совокупность правил образцового литературного произношения. В детском саду необходимо создавать благоприятные условия для формирования литературного произношения, активно устранять отступления от орфоэпических нор в речи детей. Легче в детстве сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому человеку исправлять ошибки подобного рода. Особое значение приобретает эта задача в тех областях, где распространенно диалектное произношение.

  2. Формирование темпа речи и качества голоса. Важно приучать детей к речи среднего темпа, плавной, без лишних остановок. Для формирование силы и высоты голоса можно использовать подвижные игры.

  3. Воспитание выразительности речи. Говоря об воспитание выразительности речи, мы имеем две стороны этого понятия: 1) естественная выразительность повседневной детской речи; 2) произвольная, осознанная выразительность при передачи заранее обдуваемого текста( предложения, рассказа, составленного самим ребенком по заданию воспитателя).

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средство общения, в ней проявляются субъективность отношения ребенка к окружающем. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность является пониманием того, о чем говориться.

Эмоциональность проявляется, прежде всего в интонация, в подчеркивании отдельны слов, пауза, мимике, выражение глаз, смене силы и темпа голоса. Очень важная задача развитие у ребенка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть и пересказе.

  1. Воспитание культуры речевого общения. В этом понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. Большое внимание нужно обращать на выработку правильной позы ребенка в момент публичной речи: отвечая на непосредственно образовательной, выступая со стихотворением. Все эти навыки должны быть прочными.

  2. Развитие речевого слуха и речевого дыхания. Ведущим анализатором в усвоение звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развивается слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. У ребенка младшего дошкольного возраста нужно развивать более высокую ступень речевого слуха фонематическое восприятие, то ест умение вычленять звуки «ы» слове, определять их порядок и количество.

Речевое дыхание одна из основ голосообразования и речи( речь представляет собой озвученный выдох).Задача воспитателя помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию.

Особое внимание уделяется длительности и силе выхода. В связи с этим необходимо отметить, что лишь прослеживается нарастание ведущих задач работы.

Воспитателю - методисту нужно следить, чтобы педагоги не служили объектами работы.

Фонематический слух способность четко отличать одни речевые слухи от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются.

Развитие речевого слуха тесно связанно с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата.

Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов.

Дети, хорошо слышащие, правильно воспринимающие речевые звуки (фонемы) и имеющие при этом достаточно подвижный артикуляционный аппарат, как правило, не испытывают трудностей в усвоении звуков. Сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты.

Достаточно развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса в речи взрослых, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности. Многие дети неплохо подражают взрослым, точно передавая их интонацию, улавливая на слух различные оттенки их речи. Все это указывает на сравнительно высокий уровень развития у детей речевого слуха, который дает им возможность и самим шире применять разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов.

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Часто это не даёт положительного результата, а иногда ведёт к тому, что малыш старается вообще не употреблять какие-то слова, заменяя их другими (порою неудачными), или вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесённое ребёнком слово. Лучше дать образец его произношения. Например, ребёнок научился правильно произносить звук «р», но употребляет его не всегда или не во всех словах.

Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.

Коллективная непосредственная образовательная деятельность. В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы. Продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Они впервые были разработаны Ф. Фребелем и М. Монтесори, для начального обучения О. Декрали. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дети любят играть и даже к знакомым играм проявляют интерес. Дидактическая игра незаменимое средство обучения детей преодоление различных затруднений в речи. Полноценное развитие сторон речи (звукопроизношение звуков, слов, фраз, речевой слух и так далее) необходимое условие подготовки ребенка к обучение грамоте. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в этом. Но все это может сыграть положительно только при правильном подборе игр и их провидении. Если игры по своей сложности не соответствует возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Таким образом, главными условиями воспитания звуковой культуры речи будет является правильно подобранный комплекс отражающий единство воспитательных задач и состоящий из: дидактических игр, непосредственной образовательной деятельности.

^ 2. Практическое исследование проблем воспитания звуковой

культуры речи у детей младшего дошкольного возраста


2.1 Изучение уровня воспитания звуковой культуры речи у детей

младшего дошкольного возраста


Изучив теоретические основы проблемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, мы приступили к осуществлению экспериментальной части исследования. Экспериментальная база исследования – Д/с №204 «Колокольчик» г. Тольятти. Количество испытуемых – 18 детей 3-4 года.

Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностическая карта констатирующего этапа исследования

Таблица 2.1

Задачи

Критерии и показатели

Методики

I Этап

Выявить уровень развития звуковой культуры речи



-четкая дикция

-пользуется умеренным темпом речи

-различать на слух

-правильно произносить гласные и согласные звуки



Методика № 1 Проверка звукопроизношения

Методика№2 Выевление внятного произношение звуков

Методика №3. Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность


Диагностика воспитанности звуковой культуры речи проводилась с помощью тестовых и игровых заданий, подробнее рассмотрим их.

Диагностика.M. Юртайкина): эта диагностика состоит из 3 заданий.

1. Предложив детям посмотреть на картинку, дети должны были назвать что изображено на картинке одним словом. При том ребенок проговаривает звуки.

2. Второе задание я дала детям на определение внятного произношение гласных, согласных и шипящих звуков (дети произносили слова выделяя при этом звуки).

3. В третьем задание я предложила детям произнести скороговорки, потешки, чистоговорку в разном темпе.

Испытуемые легче справились с методикой 2 выявление внятного произношения слов.

Достаточному уровню соответствует 1 человек (4%) - Артем.О.

Близкий к достаточному уровню показали 7 человек (36%): Юлия.А, Руслан.Б, Ваня.Ф, Никита.М., Руслан.Ш, Дарья.П и Егор.К.

Не достаточный уровень продемонстрировал: 6 детей( 28%) - Дарья.М., Ксения.К., Данил.А., Егор.К., Вика.Б., Валентина.Д.

Сводная таблица первичной диагностики развитие звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраст в процентах

Таблица 2.2

Уровень звуковой культуры речи

Итоговый результат

Выше нормы

4 %

Возрастная норма

36 %

Ниже нормы

28 %


Анализ результатов исследования показал, что высшей нормой уровня воспитанности звуковой культуры речи имеет только один ребенок, на уровне возрастной нормы находиться 7 человека, что составляет 36%, ниже нормы уровня развития звуковой культуры речи имеют 6 детей – это 28% .

Подробнее остановимся на результатах обследования состояния звуковой культуры речи Руслана Б. По окончанию диагностики стало ясно, что Руслан общительный ребенок, но фонематический слух не развит, ниже среднего уровня: звукопроизношения, темп речи и сила голоса показаны в норме. Чистоговорку произнес достаточно громко; скорость(темп) речи: умеренно; интонационая выразительность: ритмично, с паузами.


Графически общие результаты представлены на дистограмме



Таким образом для проведения работы последующей работы по воспитанию звуковой культуры речи будут взяты дети младшего дошкольного возраста с низким уровнем воспитанности звуковой культуры речи.


^ 2.2 Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей по проведению эффективной работы по воспитанию звуковой культуры речи


Задача развития голосового аппарата состоит в том, чтобы научить дошкольников в повседневном общении и на занятиях четко отвечать на вопросы, произносить звуки, звукосочетания, слова и фразы с различной громкостью.

1.Во время НОД педагог следит за тем, чтобы дети произносили звук чисто, громко, на одном выдохе.

2.Дети, которые резко отстают в речевом развитии, совсем не говорят, имеют лепетную речь, направляются к специалистам (врачу, логопеду), а при обнаружении у них снижения слуха, каких-либо органических нарушений (алалия' и др.) - в специальные детские учреждения

3. НОД по воспитанию звуковой культуры речи дожно состоять из нескольких частей, обычно связанных между собой общим содержанием. Каждая из частей посвящается закреплению правильного произношения определенных звуков: звуков по месту образования: губно-губные ([м], [п], [б]), переднеязычные ([т], [д], [н]), губно-зубные ([ф], [в]) и др. Так как закрепление правильного произношения зависит от места образования звуков, то нередко они оказываются и акустическими

4.Во младшей группе желательно проводить не менее одного НОД по воспитанию звуковой культуры речи в месяц ([п] и [б], [т] и [д], [ф] и [в] и пр.).

5. Планировать упражнения на совершенствование слухового внимания, речевого дыхания, артикуляции, включая их в содержание НОД по развитию речи, музыкальных НОД.

6. Длительность упражнений в зависимости от поставленных задач должна составлять 5-7 минут.

7. Воспитатель должен включить в НОД игры и упражнения, направленные на дифференциацию этих звуков ([п] и [б], [т] и [д], [ф] и [в] и пр.) на слух.

8. Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми.

9. НОД должны проходить непринужденно, живо.

Таким образом…… (примерно половина странички)


Заключение


Таким образом, мы выяснили, что звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее четкую дикцию. Воспитание звуковой культуры речи предполагает:

-формирование правильного звукопроизношения и словопроизношение для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

-воспитание орфопческой правильности речи;

-формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности;

-выработки дикции - отчетливого, внятного произношение каждого звука и слово в отдельности, а так же фразы в целом.

Исследование детской речи показало, что правильно произношение звуков важно для детей дошкольного возраста в первую очередь для воспитания звуковой культуры речи, и установление контактов со сверстниками.

Младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Основное внимание направленно на формирование правильного произношение гласных а,о,у,и,ы,э и согласных п,б,т,к,г,м,в,ф,ц.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи младших дошкольников в д/c № 204 «Колокольчик» ведется системно воспитателями. Диагностика и учет сфомированности и воспитании звуковой культуры речи детей проводиться в 2 раза в год.


Список использованной литературы


  1. Бородич, А.М. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : учебник для пед.колледжей / А.М.Бородич. - М.: просвещение, 1981. – 57 с.

  2. Бордовская, Н.В.Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПБ.: Питер, 2000 - 304 с.

  3. Болотина, Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи [Текст]: учебное пособие для воспитателей / Л.Р.Болотина, Н.В.Микляева, Ю.Н.Родинова. - М.: Айрис-Пресс, 206. - 84 с.

  4. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст]: учебник для студентов и пед. вузов /Ж.Пиаже. - М.: 1994. - 129 с.

  5. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов и учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школьная пресса, 2002 - 512 с.

  6. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей/под редакцией П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с.

  7. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]: гл. редактор Б.М.Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

  8. «Придумай слово» [Текст] Учебная литература. Речевые игры и упражнения для дошкольников / под редакцией О.С. Ушаковой. М.: «Просвещение», 2006. - 192 с.

  9. «Скажи по-другому» [Текст]: речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / под редакцией О.С.Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. -198 с.

  10. Сохина, Ф.А. Развитие речи [Текст]: учебное пособие для воспитателей детского сада / А.Ф. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. - 223 с.

  11. Соловьева, О.Т. Методика развитие речи детей и обучение родному языку в детском саду [Текст]: учебник для вузов / О.И.Соловьева. -М.: 1966. – 51 с.

  12. Тихеева,Е.И. Развитие речи детей [Текст]: учебник для студентов пед.колледжей и вузов / Е.И.Тихеева. - М.: Просвещение, 1992.-122 с.

  13. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста) [Текст]: пособие для педагогов/Е.И.Тихеева. - М.: «Просвещение», 2007. - 216 с.

  14. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст]: книга для воспитателей / О.С.Ушакова. - М: ТЦ Сфера, 2009. -281с.

  15. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов/Е.И.Струнина.-М.: Владос, 2007. -195 с.

  16. Ушакова,О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» [Текст] пособие для педагогов / А.Г.Арушанова, А.И.Максаков. -М.: «Совершенство», 2008. – 248 с.



Приложение 1

Диагностика (Т.M. Юртайкина)


В младшем дошкольном возрасте работа по обучению правильному произношению всегда выделялась как ведущая. Поэтому важно выявить состояние звукопроизношения каждого ребенка. Наибольшее количество недостатков встречается в произношении трех групп звуков: сонорных (р> л), шипящих (ж, шу Чу щ), свистящих (з, с). Эти группы звуков проверяются в первую очередь.

Во второй младшей группе уже с первых занятий ребенка знакомят с термином звук, воспитатель произносит слова с выделением того или иного звука, просит повторить детей. Со второй половины учебного года дети легко справляются с заданием типа: «Какой звук в слове ссстул?», «Повтори за мной слово ссстул» или «Скажи стул, чтобы слышен был звук с». Поэтому умения вычленить звук в слове (первый звук), повторить слово с выделением звука включены в систему проверки речевого уровня детей четвертого года жизни.

Задание 1. Проверка звукопроизношения.

Материал — картинки:

1) шкаф, стол, стул, кровать

2) красная чашка, блюдце, тарелка зеленый, кастрюля

3) желтое платье, синяя шапка, шарф, черное пальто

Проверяющий и ребенок сидят за столом.

— Посмотри, какие у меня есть картинки. Черныш тоже любит рассматривать картинки. А ты? Хочешь я тебе их покажу? Я буду показывать, а ты назови, что нарисовано! Если тебе будет трудно, то Черныш поможет. (Собака «кивает» головой.) В дальнейшем она может каждый раз приходить на помощь (собака называет предмет, обобщающее слово или цвет, произносит слово с выделением звука и т. д.).

Предъявляется первый лист, на котором изображены предметы мебели.


— Назови, что здесь нарисовано!

Если ребенок не называет самостоятельно, то проверяющий показывает на предмет: «Это ...(шкаф), это ... (стул)» и т. д.

— Шкаф, стол, стул, кровать ... Что это? Как можно назвать одним словом? Правильно, мебель (если ребенок не называет, проверяющий говорит слово сам).

Затем предъявляется второй лист, на котором изображены предметы посуды, третий лист с одеждой. Методика такая же, как и в первом случае. При назывании предметов посуды и одежды ребенок должен назвать и цвет.

— Правильно, это чашка. Какого она цвета? Какая чашка?

Старайтесь так задавать вопросы, чтобы ребенок употреблял имя существительное с именем прилагательным в именительном падеже: чашка красная, шарф зеленый, платье желтое. Так как в этом задании одновременно проверяется и звукопроизношение, то ребенок должен назвать (или повторить за проверяющим) все слова: шапка — чашка — желтый; стол — зеленый —синий; кровать — пальто — стол и т. д.

— Послушай, я тебе скажу слово шшшапка. Какой звук я произнесла долго? Теперь сам скажи слово шшшапка так, чтобы я услышала звук ш.

Звукопроизношение

3 балла ставится ребенку, если у него правильное произношение всех звуков в трех группах. 2 балла — если правильное произношение в двух группах. 1 балл — если правильное произношение лишь в одной из трех групп проверяемых звуков.

3 балла получает ребенок, если он вычленяет заданный звук в слове и правильно произносит слово с выделением звука самостоятельно. 2 балла — если он вычленяет звук со значительной помощью проверяющего. 1 балл — если повторяет звук и слово за проверяющим.

2. задание. На выявление внятного произношения гласных звуков (а,у,и,о,э), согласных звуков (п-б-т-д-к-г;ф-в;т-у) и свистящиз звуков (с,з,ц).

-Назови как одним словом называется

Если ребенок не называет, то воспитатель сам говорит (мебель). Третий лист с одеждой. Методика такая же, как и в первом случае. При назывании предметов посуды и одежды ребенок должен назвать и цвет.

— Правильно, это чашка. Какого она цвета? Какая чашка?

Старайтесь так задавать вопросы, чтобы ребенок употреблял имя существительное с именем прилагательным в именительном падеже: чашка красная, шарф зеленый, платье желтое. Так как в этом задании одновременно проверяется и звукопроизношение, то ребенок должен назвать (или повторить за проверяющим) все слова: шапка — чашка — желтый; стол — зеленый —синий; кровать — пальто — стол и т. д.

3 балла ставится ребенку, если у него правильное произношение всех звуков в трех группах. 2 балла — если правильное произношение в двух группах. 1 балл — если правильное произношение лишь в одной из трех групп проверяемых звуков.

3 балла получает ребенок, если он вычленяет заданный звук в слове и правильно произносит слово с выделением звука самостоятельно. 2 балла — если он вычленяет звук со значительной помощью проверяющего. 1 балл — если повторяет звук и слово за проверяющим.


3.Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность. Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо.
1) Ребенок произносит текст отчетливо.
2) Нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса.
3) Имеет серьезные недостатки в произнесении текста.


Приложение 2.


Список детей



1.

Юлия.А.

12.09.2009

2.

Руслан.Б.

02.10,2009

3.

Егор.Г.

04.04.2009

4.

Елизавета.Е.

14.03.2010

5.

Динал.З

20,04,2009

6.

Никита.М.

25.05,2010

7.

Руслан.Ш.

01,02,2010

8.

Дарья.П.

05,04,2009

9.

Дарья.М.

28,06,2009

10.

Ксения.К.

04,05,2010

11.

Данил.А.

30,05,2010

12.

Егор.К.

01,01,2009

13.

Вика.Б.

02,03,2010

14.

Валентина.Д

29,02,2009

15.

Артем.О.

06,08,2009

16.

Ваня.Ф.

31,04,2010

17.

Егор.П.

01,01,2010

18.

Владислав.Т.

01,05,2009





Похожие:

Курсовая работа Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста iconКурсовая работа Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Практическое исследование проблем воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Курсовая работа Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста iconПримерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста
Разработчики Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста iconНина Сергеевна Ежкова Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1
Целью настоящего пособия является обогащение эмоционального опыта детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на уровне...
Курсовая работа Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста iconВопросы для самостоятельного изучения по дисциплине «мдк 01. 02 Теоретические и методические основы воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»
«мдк 01. 02 Теоретические и методические основы воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»
Курсовая работа Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста iconПрактикум в г. Набережные Челны «Нейропсихологическое сопровождение развития детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Ведущая: Костарева Светлана Владимировна (Ижевск), практикующий психолог, действительный член Профессиональной Психотерапевтической...
Курсовая работа Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста iconПрактикум в г. Набережные Челны «Нейропсихологическое сопровождение развития детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Ведущая: Костарева Светлана Владимировна (Ижевск), практикующий психолог, действительный член Профессиональной Психотерапевтической...
Курсовая работа Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста icon«РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ!!!» г. Суздаль, Россия
...
Курсовая работа Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста iconПрограмма для специальных дошкольных учреждений воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи
Программа отражает современные подходы к организации коррекционно-образовательного процесса в группах для детей дошкольного возраста...
Курсовая работа Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста iconМетодические рекомендации по организации игр в процессе воспитания и обучения детей всех возрастных групп детского сада
К 78 Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. Изд. 3-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 251 с. (Школа...
Курсовая работа Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста iconПротокол конкурса «Новогодняя сказка»
Театральная постановка должна быть сыграна лаконичным и доступным детям дошкольного и младшего школьного возраста языком
Курсовая работа Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста iconВопросы по логопедии, заочники, гос – 2012/13 уч г
Структура речевого дефекта при дизартрии у детей у детей дошкольного и школьного возраста. Классификация дизартрии у детей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы