Курсовая работа по нхк домашний быт русских царей и народа в 16-17 века icon

Курсовая работа по нхк домашний быт русских царей и народа в 16-17 века


Скачать 195.37 Kb.
НазваниеКурсовая работа по нхк домашний быт русских царей и народа в 16-17 века
Алексеев П.Г
Дата публикации02.12.2014
Размер195.37 Kb.
ТипКурсовая

ФГБО УВПО

ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ


Курсовая работа по НХК

Домашний быт русских царей и народа в 16-17 века


Выполнил:

студент группы «РТК-12-1»

Алексеев П.Г.

Руководитель:

Дудоладова М.М.,

преподаватель, аспирант.


2013

Содержание


Введение3

1. Домашний быт русских царей 4

1.1. Государев двор или дворец 4

1.2. Обычный день 7

1.3 Выходной день 9

1.4 Рождество 11

2. Быт русского народа 12

2.1 Быт 16-17 века 12

2.2 Праздники 15

2.3 Прогресс русского народа 16-17 века 16

2.4 Влияние церкви 17

2.5 Перемены в области культуры 19

Заключение 20

Список использованной литературы 21

Приложение 22


Введение

Цель моей курсовой работы: Закрепить и углубить теоретические знания в области повседневности средневековой Руси. В данной работе я соединяю рассказ о царях и народе для соотношения высшего и среднего слоя общества и влияния друг на друга.

Задачи:

  1. Изучить литературу по повседневности Средневековой Руси.

  2. На основе прочитанного материала раскрыть особенности жилого пространства

  3. Раскрыть роль государя его обязанности и особенности повседневной жизни.

  4. Раскрыть особенности культуры простого народа

  5. Узнать о достижениях русского народа

  6. Изучить влияние власти на культуру и быт русского народа

К началу XVI века определяющую роль во влиянии на культуру и быт русского народа играло христианство. Оно сыграло положительную роль в преодолении суровых нравов, невежества и диких обычаев древнерусского общества. В частности, нормы христианской морали оказывали огромное влияние на семейную жизнь, брак, воспитание детей. Правда богословие придерживалось тогда дуалистического воззрения на разделение полов - на два противоположных начала – «доброе» и «злое». Последнее олицетворялось в женщине, определяя ее положение в обществе и семье.
Нормы поведения, семейные устои, нормы морали в XVI-XVII вв. ассоциируются с таким понятием как – «домострой». «Домострой» – это домоводство, собрание полезных советов, поучений в духе христианской морали. В семейных же отношениях домострой предписывает главе семьи наказывать детей и жену в случае непослушания.

^ Актуальность темы: я считаю, что данная тема очень актуальна. У любого человека кроме родителей должна быть родная история, родная земля, родной язык, родная культура. Но самым главным из этих корней является родная история.

Почему же сегодня так важно знать и изучать историю. Да потому, что, не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру.

^ Глава 1. Домашний быт русских царей

1.1 Государев двор или дворец

Великокняжеские хоромы, как древнейшие, так и строенные во времена

царей, можно рассматривать как три особых отделения. Во-первых, хоромы

постельные, собственно жилые, или, как их называли в XVII в., покоевые. Онибыли не обширны: три, иногда четыре комнаты, служили достаточным помещениемдля государя. Одна из этих комнат, обычно самая дальняя, служилаопочивальней царю. Рядом с ней устраивалась крестовая или моленная. Другая,имевшая значение современного кабинета, называлась комнатой. И, наконец,первая именовалась передней и служила в качестве приемной. Передней внынешнем понятии служили сени.Княжнина половина, хоромы государевых детей и родственников ставились отдельно от жилых хором государя и, с небольшими изменениями, во всемпоходили на последние.Ко второму отделению государева дворца относились хоромы не покоевые,предназначенные для торжественных собраний. В них государь, следуятогдашним обычаям, появлялся только в торжественных случаях. В нихпроходили духовные и земские соборы, давались праздничные и свадебныегосударевы столы. Что же касается названия, они были известны как столовыеизбы, горницы и повалуши.К третьему отделению принадлежали все хозяйственные постройки, которыетоже назывались дворцами. Известны дворцы конюшие, житный, кормовой (он жеповаренный), хлебный, сытный и т.д. Что же касается великокняжеской казны,состоявшей обычно из золотых и серебряных сосудов, драгоценных мехов,дорогих материй и тому подобных предметов, то великий князь, следуя весьмадревнему обычаю, сохранял эту казну в подвалах или подклетах каменныхцерквей. Так, например,тказна Ивана Грозного хранилась в церкви св. Лазаря,а его супруги, великой княжны Софьи Фоминичны – под церковью ИоаннаПредтечи у Боровицких ворот.

Что касается внешнего вида, дворец в конце XVII столетия представлял

чрезвычайно пеструю массу зданий самой разнообразной величины, разбросанныхбез всякой симметрии, так что в конкретном смысле дворец не имел фасада.Здания теснились друг против друга, возвышались одно над другим и ещебольше увеличивали общую пестроту своими разнообразными крышами в видешатров, скирдов, бочек, с прорезными золочеными гребнями и золоченымимаковицами наверху, с узорчатыми трубами, сложенными из изразцов. В иныхместах возвышались башни и башенки с орлами, единорогами, львами, вместофлюгеров.

Войдем теперь внутрь хором. Все, что служило украшением внутри хоромили составляло их необходимую часть, называлось нарядом. Существовало двавида наряда: хоромный и шатерный. Хоромный еще назывался плотничьим, т.е.оттесывали стены, потолки и стены обшивали красным тесом, делали лавки,подати и проч. Этот простой плотничий наряд получал особую красоту, есликомнаты убирались столярной резьбой. Шатерный же наряд состоял из уборкикомнат сукном и другими тканями. Большое внимание уделялось потолкам.

Существовало два вида украшения потолков: вислый и слюдяной. Вислый –деревянная резьба с рядом навесных деталей. Слюдяной – убранство слюдой срезными украшениями из жести. Украшение потолков сочеталось с украшениемокон. Пол настилали досками, иногда мостили дубовым кирпичом.Перейдем теперь к меблировке комнат. Основные комнаты царской половиныбыли: Передняя, Комната (кабинет), Крестовая, Опочивальня и Мыленка. Мнехотелось бы остановить свой взгляд на опочивальне, потому что эта комнатаимела самое богатое убранство по тем временам. Итак, опочивальня. Главнымпредметом убранства постельной комнаты была кровать (постеля)Кровать соответствовала прямому значению этого слова, т.е. она служилакровом и имела вид шатра. Шатер расшивался золотом и серебром. Завесы былиотделаны бахромой. Помимо завесов, в головах и в ногах кроватипривешивались застенки (род драпировки). Застенки тоже вышивались золотом исеребряным шелком, украшались кистями, на них изображали людей, зверей иразные диковинные травы и цветы. Когда в XVII в. пошла мода на немецкуюфигурную резьбу, кровати стали еще более красивыми. Их стали украшатькоронами, венчавшими шатры, гзымзами (карнизы), шпренгелями, яблоками и

пуклями (род шара). Вся резьба по обыкновению золотилась, серебрилась,расписываясь краской.

Такую кровать можно посмотреть в Большом Кремлевском дворце, и хотя,та кровать относиться к более позднему времени, но идея, в общем, отражена.

Цены на царские кровати колебались от 200р. до 2р. Два рубля стоила

разборная походная кровать, обшитая красным сукном – аналог раскладушки.Самая дорогая и богатая кровать в Москве семнадцатого столетия стоила2800р. и была послана Алексеем Михайловичем в дар персидскому шаху. Этакровать была украшена хрусталем, золотом, слоновьей костью, черепаховымпанцирем, шелком, жемчугом и перламутром. Если так богато устраивались кровати, то не с меньшей роскошьюубиралась и сама постель. Причем для особых случаев (свадьба, крестины,рождение ребенка и т.д.) существовала своя постель. Итак, постель состояла:х/б тюфяк (бумажник) в основании, взгловья (длинная подушка во всю ширинупостели), две пуховые подушки, две маленькие пуховые подушечки, одеяло,покрывало, под кроватью стелился ковер. К кровати приставлялись колодки.Они нужны для того, что бы залазить на ковер. Причем застеленные кроватибыли настолько высоки, что без этих приступных колодок залезть на кроватьбыло тяжело.

У многих существует представление, что опочивальни тех времен были

увешаны иконами. Это не так, для молебна служили крестовые комнаты, которыевыглядели как маленькие церкви из-за количества икон. В опочивальне же былтолько поклонный крест.



    1. ^ Обычный день


День государя начинался в комнатном или покоевом отделении дворца. А

конкретнее говоря, ранее утро заставало государя в Крестовой, с богато

украшенным иконостасом, в котором уже до появления государя зажигалисьлампады и свечи. Государь вставал обыкновенно в четыре часа утра.Постельничий подавал ему платье. Умывшись в Мыленке, государь тот же часшел в Крестовую, где его ждали духовники. Священник благословлял государякрестом, утренняя молитва начиналась. По совершении молитвы, котораядлилась обычно около четверти часа, выслушав заключительное духовное слово,читавшееся дьяком, государь посылал особо доверенного человека к государынепроведать о ее здоровье, узнать как почивала?, потом сам выходилздороваться. После этого они вместе слушали заутреннюю. Между тем вПередней собирались окольничие, думные, бояре, ближние люди «челом ударить

государю». Поздоровавшись с боярами, поговорить о делах, государь в

сопровождении придворных шествовал в часу девятом в одну из придворныхцерквей слушать позднюю обедню. Обедня продолжалась часа два. После обеднив Комнате, царь слушал в обыкновенные дни доклады и челобитные изанимался текущими делами. После того, как бояре разъезжались, государь(иногда с особо приближенными боярами) шел к столовому кушанью, или обеду.Несомненно, праздничный стол разительно отличался от обыкновенного. Но дажеобеденный стол не шел в никакое сравнение со столом государя во времяпоста. Набожности и аскетичности в соблюдении постов государями можно былотолько удивляться. Например, царь Алексей во время поста ел только 3 раза внеделю, а именно в четверг, субботу и воскресенье, в остальные дни ел покуску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил пополстакана пива. Рыбу он ел только 2 раза за весь семинедельный Великийпост. Даже, когда не было поста, он не ел мясного по понедельникам, средам

и пятницам. Впрочем, несмотря на такое постничество, в мясные и рыбные дни,за обыкновенным столом подавалось до 70 разнообразных блюд. После обедагосударь обычно ложился спать и почивал до вечера, часа три. Вечером водворе снова собирались бояре и прочие чины, в сопровождении которых, царьшел к вечерне. Иногда после вечерни также слушались дела или собираласьДума. Но чаще всего время после вечерни до вечернего кушанья царь проводилв кругу семьи. Царь читал, слушал бахарей (рассказчики сказок и песен),играл. В числе самых любимых развлечений царей были шахматы. О силе этойтрадиции говорит тот факт, что при Оружейной палате состояли особые мастера-шахматники.

Вообще развлечения того времени не были так бедны, как мы думаем. При

дворе существовала особая Потешная палата, в которой всякого рода потешникизабавляли царское семейство. В числе этих потешников были скоморохи,гусельники, домбрачи. Известно, что при дворовом штате были дураки-шуты – уцаря, дурки-шутихи, карлицы и карлики – у царицы. Зимой, особенно попраздникам, царь любил смотреть медвежье поле, т.е. бой охотника с дикиммедведем. Ранней весной, летом и осенью царь нередко выезжал на соколинуюохоту. Обычно эта потеха

длилась целый день и сопровождалась особымритуалом.День царя оканчивался обычно также в Крестильной, так же 15-минутной

вечерней молитвой.



    1. ^ Выходной день

К обедне государь выходил обыкновенно пешком, если было близко и

позволяла погода, или в карете, а зимою в санях, всегда в сопровождении

бояр и прочих служилых и дворовых чинов. Великолепие и богатство выходнойодежды государя соответствовали значению торжества или праздника по случаюкоторого делался выход, а также и состоянию погоды в тот день. Летом онвыходил в легком шелковом опашне и в золотой шапке с меховым околом, зимою– в шубе и лисьей шапке, осенью и вообще в ненастную погоду – в суконнойоднорядке. В руках всегда был посох единороговый или индийский из черногодерева. Во время больших празднеств и торжеств, каковы были Рождество,Богоявление, Светлое Воскресение, Успение и некоторые другие государьобличался в царский наряд, которому принадлежали: царское платье, царскийстановый кафтан, царская шапка или корона, диадема, наперстный крест иперевязь, которые возлагались на грудь; вместо посоха царский жезл. Все это

блистало золотом, серебром, драгоценными каменьями. Башмаки, которыенадевал государь в это время, были также богато вынизаны жемчугом иукрашены каменьями. Тяжесть этого наряда была без сомненья оченьзначительна, и поэтому в подобных церемониях государя всегда поддерживалистольники, а иногда ближние бояре.Вот как описывает подобный выход итальянец Барберини (1565г.): «Отпустя послов, государь собрался к обедне. Пройдя залы и другиедворцовые покои, он сошел с дворового крыльца, выступая тихо иторжественно, опираясь на богатый серебряный вызолоченный жезл. За нимследовало больше восьмисот человек свиты в богатейших одеждах. Шел онпосреди четырех молодых людей, имевших от роду лет тридцать, сильных и

рослых: это были сыновья знатнейших бояр. Двое из них шли впереди его, адвое других позади, но в некотором отдалении и на ровном расстоянии отнего. Все четверо были одеты одинаково: на головах у них были высокиешапки из белого бархата с жемчугом и серебром, подбитые и опушенные кругомрысьим мехом. Одежда на них была из серебристой ткани до ног, подбита онабыла горностаями; на ногах были белье сапоги с подковами; каждый нес наплече большой топор, блестевший серебром и золотом».



    1. Рождество

В сам праздник Рождества Христова государь слушал заутреню в Столовойили Золотой палате. Во втором часу дня, в то время как начинали благовест клитургии, он делал выход в Столовую, где ожидал пришествия патриарха сдуховенством. Для этого Столовая наряжалась большим нарядом, сукном иковрами. В переднем углу ставилось место государя, а подле него креслопатриарха. Патриарх в сопровождении митрополитов, архиепископов, епископов,архимандритов и игуменов, приходили к государю в Золотую палату славитьХриста и здравствовать государя, принося с собой целовальный крест и святуюводу. Государь встречал это шествие в сенях. После обычных молитв, певчиепели государю многолетие, а патриарх говорил поздравление. Затем патриарх

шел таким же порядком славить Христа к царице, в ее Золотую палату, а потомпо все членам царской семьи, если они не собирались у царицы. Отпустя патриарха, государь в Золотой или в Столовой облекался в

царский наряд, в котором и шествовал в собор к обедне. После литургии,

переменив царский наряд на обыкновенное выходное платье, государь шел водворец, где потом в Столовой или Золотой палате приготовлялся праздничныйстол. Так Этим оканчивалось праздничное торжество. В день Рождества царь не садился за стол без того, чтобы не накормитьтак называемых тюремных сидельцев и пленных. Так в 1663 г. в этот праздник

на большом тюремном столе кормлено было 964 человека.


Глава 2. Быт русского народа

^ 2.1 Быт 16-17 века

Долгое время у русских народов была большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковым линиям. Отличительными чертами большой крестьянской семьи являлось коллективное хозяйство и потребление, общее владение имуществом двумя и более самостоятельными брачными парами. У городского же населения семьи были меньше и состояли, как правило, из двух поколений родителей и детей. Семьи феодалов были обычно малыми, так сын феодала, достигнув 15 лет, должен был служить государеву службу и мог получить как свой собственный отдельный поместный оклад, так и пожалованную вотчину. Это способствовало ранним бракам и выделению самостоятельных малых семей.

С введением христианства браки стали оформляться через обряд церковного венчания. Но традиционный христианский свадебный обряд сохранялся на Руси еще примерно в течении шести-семи веков. Церковные правила не оговаривали препятствий для вступления в брак, кроме одного: «бесноватость» жениха или невесты. Но в реальной жизни ограничения были довольно жесткими, прежде всего в социальном отношении, которые регулировались обычаями. Закон формально не запрещал феодалу жениться на крестьянке, но фактически это случалось очень редко, так как класс феодалов представлял собой замкнутую корпорацию, где браки поощрялись не просто с лицами своего круга, а с ровней. Вольный человек мог жениться на крепостной, но должен был получить разрешение у барина и уплатить определенную сумму по договоренности. Таким образом, и в древне, и в городе браки могли совершаться, в основном,  только внутри одного класса-сословия.


Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (с XVI века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов.

Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещался.

Новорожденного ребенка надлежало крестить в церкви на восьмой день после крещения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Ребенка, умершего не крещенным, церковь запрещала хоронить на кладбище.

Следующий обряд – «постриги» - проводился год спустя после крещения. В этот день кум или кума (крестные родители) выстригали у ребенка прядь волос и дарили рубль. После подстрижек праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого был назван человек (позже стал называться «днем ангела»), а потом – день рождения. Царские именины считались официальным государственным праздником.

В эпоху средневековья чрезвычайно велика была роль главы. Он представлял семью в целом во всех ее внешних функциях. Только он имел право голоса на сходках жителей, в городском вече. Внутри семьи власть главы была практически неограниченной. Он распоряжался имущества и судьбами каждого из его членов. Это касалось даже личной жизни детей, которых он мог выдать замуж или женить против воли. Церковь порицала его только в том случае, если он доводил их при этом до самоубийства. Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических. «Домострой» - энциклопедия русского быта XVI века - прямо указывал, что хозяину следует бить в воспитательных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением.

Внутри усадебный семейный быт был долгое время сравнительно замкнутым. Однако простые женщины - крестьянки, посадские - вовсе не вели затворнический образ жизни. Свидетельства иностранцев о теремном затворничестве русских женщин относится, как правило, к быту феодальной знати и именитого купечества. Их редко выпускали даже в церковь.

Сведений о распорядке дня людей в средневековье осталось немного. Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон, затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

Общественный быт включал проведение игр и забав - как военных, так и мирных, например, взятие снежного города, борьбу и кулачный бой, городки, чехарду и т.п.. Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с 16 века - в карты, привезенные с запада. Любимым развлечением царей и знати была охота.


2.2. Праздники

С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение, Троица и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам, работать в праздничные дни считалось грехом. Однако беднота работала и по праздникам.

Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приемами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение - 6 января ст. ст. В этот день патриарх освящал воду Москва - реки, а население города совершало обряд Иордани (омовения святой водой). По праздникам устраивались и уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи, известны еще в Древней Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, песен представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, гаер (акробат), кукольник.

Праздники, как правило, сопровождались общественными пирами - братчинами. Однако расхожие представления о беспробудном пьянстве русских явно преувеличены. Только во время 5-6 наиболее крупных церковных праздников населению разрешалось варить пиво, а кабаки являлись государственной монополией. Содержание частных кабаков строго преследовалось.


^ 2.3. Прогресс русского народа в 16-17 века

Расширялись не только исторические, но и географические знания людей средневековья. В связи с усложнением административного управления выросшей территорией Русского государства стали составляться первые географические карты («чертежи»). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России. Русские мореплаватели внесли большой вклад в географические открытия на Севере. К началу XVI века ими были обследованы белое, Студеное (Баренцево) и Карское море, открыто много северных земель - острова Медвежий, Новая Земля и др. Русские поморы первыми проникли в ледовитый океан, создали первые рукописные карты обследованных северных морей и островов. Они одними из первых освоили Северный морской путь вокруг Скандинавского полуострова.

Определенный прогресс наблюдался в области технических и естественно - научных знаний. Русские мастера научились производить довольно сложные математические расчеты при строительстве зданий, были знакомы со свойствами основных строительных материалов. При постройке зданий использовались блоки и другие строительные механизмы. Для добычи соляных растворов применялось глубокое бурение и прокладка труб, по которым жидкость перегонялась при помощи поршневого насоса. В военном деле было освоено литье медных пушек, получили распространение стенобитные и метательные орудия.


^ 2.4. Влияние церкви

В XVII веке роль церкви во влиянии на культуру и быт русского народа усилилась. В то же время государственная власть проникала всё больше и больше в дела церкви.

Целям проникновения государственной власти в церковные дела должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель, необходимых для обеспечения энергично создававшегося дворянского войска.

Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его постановлений, состоявшему из ста глав («Стоглав»).

На первый план в работах Стоглавого собора были выдвинуты вопросы внутри церковного порядка, прежде всего связанные с жизнью и бытом низшего духовенства, с отправлением им церковной службы. Вопиющие пороки духовенства, небрежное выполнение церковных обрядов, к тому же лишенных какого-нибудь единообразия - все это вызывало в народе отрицательное отношение к служителям церкви, порождало вольномыслие.

Продажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространенными в церковных кругах, что Стоглавый собор вынужден был принять ряд постановлений, несколько ограничивающих произвол как высших иерархов по отношению к рядовому духовенству, так и последнего по отношению к мирянам. Пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими своим положением, а земскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях.
Своими постановлениями Стоглавый собор пытался наложить печать церковности на всю народную жизнь. Под страхом царского и церковного наказания запрещалось читать так называемые «отреченные» и еретические книги, то есть книги, составлявшие тогда почти всю светскую литературу. Церкви предписывалось вмешиваться в повседневный быт людей - отвращать от брадобрития, от шахмат, от игры на музыкальных инструментах и т.д., преследовать скоморохов, этих носителей чуждой церковности народной культуры.


^ 2.5. Перемены в области культуры

Одним из наиболее крупных достижений XVI века явилось книгопечатание. Первая типография появилась в Москве в 1553 году, и вскоре здесь были напечатаны книги церковного содержания. К числу наиболее ранних печатных книг относятся «Триодь постная», изданная около 1553г., и два Евангелия, напечатанные в 50-х гг. 16 века.

В 1563г. организация «государева Печатного двора» была поручена выдающемуся деятелю в области книгопечатания в России Ивану Федорову. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем 1 марта 1564г. он выпустил книгу «Апостол», а в следующем году «Часовник». С именем Ивана Федорова мы связываем и появление в 1574г. в Львове первого издания российского Букваря.

Под влиянием церкви было создано и такое своеобразное произведение, как «Домострой», окончательная редакция которого принадлежала протопопу Сильвестру. «Домострой» - это кодекс морали и житейских правил, предназначенных для зажиточных слоев городского населения. Он пронизан проповедями смирения и беспрекословного подчинения властям, а в семье - повиновения домовладыке.

Для возросших потребностей Русского государства нужны были грамотные люди. На созванном в 1551г. Стоглавом соборе был поставлен вопрос о принятии мер к распространению просвещения среди населения. Духовенству предложили открыть школы для обучения детей грамоте. Обучали детей, как правило, при монастырях. Помимо этого среди богатых людей было распространено домашнее обучение.

Напряженная борьба с многочисленными внешними и внутренними врагами способствовали возникновению в России обширной исторической литературы центральной темой, которой, являлся вопрос о росте и развитии русского государства. Наиболее значительным памятником исторической мысли рассматриваемого периода были летописные своды.

Одним из крупных исторических произведений этого времени является Лицевой (т.е. иллюстрированный) летописный свод: он насчитывал 20 тыс. страниц и мел 10 тыс. прекрасно выполненных миниатюр, дающих наглядное представление о различных сторонах русской жизни.


В 1553-54 годах был построен храм Иоана Предтечи в селе Дьякове (неподалеку от села Коломенского), исключительный по оригинальности декоративного убранства и архитектурного замысла.


Заключение

Церковь очень сильно влияла на культуру и быт русского народа, поэтому государство в своих целях, осуществления реформ, все больше проникало в дела церкви, что предписывало вмешательство в повседневный быт людей.

В тяжёлых условиях средневековья культура всё же достигла больших успехов в различных областях. Составляются первые географические карты, развиваются торговые дипломатические связи. Русские мастера научились производить сложные математические расчёты при строительстве зданий. В 16 веке появилось книгопечатание. Открылись школы для обучения грамоте.

Таким образом, жизнь русского человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально политической сферами. Не смотря на все  домашние заботы и тяготы семейной жизни, у русского народа также были  праздники, свои обычаи, время на отдых и веселье.

На первый взгляд современная жизнь с ее молниеносным темпом, развитыми коммуникациями, многочисленными средствами информации с интернетом и всеохватным телевидением, широким участием населения в политическом процессе мало похожа на неторопливую жизнь наших предков в XVIXVII веке. Однако её основы (государственная служба, традиции семейных отношений, устройство дома, привычки или то, что называется повседневным укладом), закладывалось именно в те далёкие времена. И знание этих основ существенно расширяет кругозор современного человека





Список литературы

  1. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. / Г.Я.  Таратоненков / М.: 1998г.

  2. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. Забылин / Симферополь.: 1992г.

  3. Забелин / И.Е. Домашний быт русских царей в 16 и 17 столетиях.



Приложение

http://21region.org/uploads/posts/2009-09/1253355754_7.jpg

Царь Михаил Федорович

http://www.novosel.ru/i/375596.jpg

Церковная книга 16-17 век

http://www.booksite.ru/enciklopedia/clothes/152.jpg

Ферязь - верхняя распашная одежда



Похожие:

Курсовая работа по нхк домашний быт русских царей и народа в 16-17 века iconКурсовая работа по нхк домашний быт русских царей и народа в 16-17 века
Цель моей курсовой работы: Закрепить и углубить теоретические знания в области повседневности средневековой Руси. В данной работе...
Курсовая работа по нхк домашний быт русских царей и народа в 16-17 века iconКурсовая работа
Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденному постановлением Правительства...
Курсовая работа по нхк домашний быт русских царей и народа в 16-17 века iconПриложение Династия Бахрушиных
Трудами и верой русских купцов и промышленников Россия XIX-ХХ века бурно развивалась, вызывая страх и зависть у своих западных конкурентов....
Курсовая работа по нхк домашний быт русских царей и народа в 16-17 века iconЮжно-Уральский государственный университет Заочный инженерно-экономический факультет Контрольная (курсовая)
Контрольная (курсовая) работа № по
Курсовая работа по нхк домашний быт русских царей и народа в 16-17 века iconПетрушко Екатерина Олеговна (109508) Мартынчук Николай Иванович курсовая работа курсовая
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности (оао «Новокузнецкий Опытный Завод Технологического Оборудования»)
Курсовая работа по нхк домашний быт русских царей и народа в 16-17 века iconАпокрифический Трансерфинг – 2 Вадим Зеланд
Однако за звездами не угонишься, не каждому даны с рождения таланты, здоровье и модельная внешность. Да и некогда собой заниматься,...
Курсовая работа по нхк домашний быт русских царей и народа в 16-17 века iconКурсовая работа 2500 Дипломная работа *

Курсовая работа по нхк домашний быт русских царей и народа в 16-17 века iconImg src="2270669 html 58068a2d jpg" name="рисунок 23" alt="d:\adamovich\ работа\ сети пгс ун\ курсовая работа пгс\2 планы стройплощадок22

Курсовая работа по нхк домашний быт русских царей и народа в 16-17 века iconС. Д. Xвощинская
Нло", в предисловии есть упоминание этой книги. Случайно я обнаружила повесть Хвощинской в сборнике "Две столицы". Проза русских...
Курсовая работа по нхк домашний быт русских царей и народа в 16-17 века iconКурсовая работа

Курсовая работа по нхк домашний быт русских царей и народа в 16-17 века iconКурсовая работа

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы