Курсовая работа \"Своеобразие поучений Симеона Полоцкого\" icon

Курсовая работа "Своеобразие поучений Симеона Полоцкого"


Скачать 496.55 Kb.
НазваниеКурсовая работа "Своеобразие поучений Симеона Полоцкого"
страница1/3
ф. н. проф
Дата публикации08.05.2013
Размер496.55 Kb.
ТипКурсовая
  1   2   3

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Направление "Филология"


КУРСОВАЯ РАБОТА


"Своеобразие поучений Симеона Полоцкого"

Выполнила: Мухарёва Яна Александровна

Группа 350

Научный руководитель:

д. ф. н. проф. Трофимова Нина Владимировна


Рецензент:


Оценка_________

"__" _____ 2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………….………………………..………............3

Глава 1. Теория жанра поучений……………………..…….…………………5

1.1. История развития ораторской прозы ……………………..…………5

1.2. История развития и становления проповеди как жанра

ораторской прозы…………………………………………….............8

1.3. Основные требования к проповеди как жанру ораторской прозы и к проповедникам……………………...................................9

1.4. Красноречие Древней Руси………………………………................10

1.5. Симеон Полоцкий как один из самых ярких

деятелей культуры 17 века…………………………………................12

1.6. Симеон Полоцкий как проповедник………………………..............15

1.7. Общий план проповедей Симеона Полоцкого…………….............19

Глава 2. Своеобразие поучений Симеона Полоцкого………………............20

2.1 Замысел «Слова о взыскании премудрости», его воплощение.......20

2.2 Идеи, образы «Слова в неделю 34-ю по сошествии Святаго Духа.25

2.3 Своеобразие стиля «Слова о суеверии или суечестии»……..…….25

Заключение……………………………………..………………………..............43

Библиография……………………………………………………….…………...45

Введение

Поучения Симеона Полоцкого недостаточно полно и детально рассмотрены исследователями древнерусской литературы. К их изучению обращались немногие. Самые известные исследователи поучений вообще и поучений Симеона в частности – И.П. Ерёмин и В.Е. Попов. И. П. Ерёмин в книге «Лекции и статьи по истории древнерусской литературы» рассказывает о красноречии Древней Руси, раскрывает его основные особенности, называет имена самых известных авторов, которые писали произведения ораторской прозы, приводит анализ некоторых произведений этих авторов. В.Е. Попов – автор книги под названием «Симеон Полоцкий, как проповедник». Его книга посвящена разбору поучений этого проповедника.

Актуальность.

В своих поучениях Симеон Полоцкий затрагивал актуальные для своего времени проблемы, но оказывается, что все они не потеряли своей актуальности и в наши дни. Так, например, говоря о том, как подобает христианину вести себя в храме, Симеон Полоцкий обращал свои поучения не только к тем, кто непосредственно слушал его проповеди, но и ко всем христианам вообще, даже к будущим поколениям. Ситуации, описанные в его проповедях, мало разнятся с нынешним временем. Проблемы, оговоренные в его поучениях, до сих пор не решены, поэтому остаются актуальными и по сей день, требуя решений.

Изучение проповедей остаётся актуальным, несмотря на то, что во второй половине 18 века проповедь как литературной жанр приходит в окончательный упадок, ещё и потому, что в церковной сфере проповедь до сих пор занимает важное место, играет большую роль. А проповеди литературных деятелей Древней Руси могут быть образцом для современных проповедников. Ведь традиции составления проповедей складывались веками и были доведены до совершенства.

Объектом исследования нашей работы являются поучения Симеона Полоцкого.

^ Цель исследования – выявить своеобразие поучений Симеона Полоцкого. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: изучить научную литературу по теме исследования, обобщить существующие знания о поучении как жанре ораторской прозы, проанализировать поучения Симеона Полоцкого, выявив основные идеи, охарактеризовать особенности образов, своеобразие построения, языковые и стилистические черты.

^ Теоретическая значимость работы состоит в обобщении сведений о поучениях Симеона Полоцкого.

Материалом для исследования послужили тексты трёх поучений: «Слово в неделю 34-ю по сошествии Святаго Духа», «Слово о суеверии и суечестии» и «Слово о взыскании премудрости», опубликованные в сборнике «Красноречие Древней Руси». (XI – XVII вв.) / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Т.В.Черторицкой. – М., 1987. – С. 366-386.

Научная новизна заключается в системном анализе поучений Симеона Полоцкого и выявлении их особенностей.


Глава 1. Теория жанра поучений.

1.1.История развития ораторской прозы

Ораторская проза – живая речь, получившая художественную разработку, благодаря которой она оказывает влияние на развитие всех типов прозы. Известно, что развитые каноны красноречия существовали у многих племён ещё на стадии родового строя. Так, например, в древней литературе Ближнего Востока речь советника к царю или отца к сыну стала классической формой дидактической литературы. А в древней литературе Китая речи царей, советников, полководцев (часто вымышленные) составляли целые сборники («Речи царств» и др.).

Проследим историю развития и становления ораторской прозы. Для этого обратимся к литературному энциклопедическому словарю1.

Своего наивысшего развития древняя ораторская проза достигла в Греции 5- 4 вв. до н.э. и в Риме 1 в. до н.э. Самым важным достижением этого времени стала подробная разработка теории риторики. Впоследствии именно эта развитая система риторики с её тремя целями красноречия (убедить, усладить, взволновать), пятью элементами (нахождение, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение), четырьмя частями речи (вступление, изложение, доказательство и заключение), тремя элементами стиля (отбор слов, сочетание слов и фигуры) почти без изменений была унаследована теориями словесности эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени.

Античность различала три вида ораторской прозы: торжественное красноречие, совещательное и судебное. Ведущая роль отводилась совещательной ораторской прозе, то есть политическому красноречию. С конца 5 в. до н.э. в Греции речи ораторов стали записываться и подвергаться стилистической обработке. Развивается теория речи: Горгий оформляет стилистические фигуры, Фрасимах – ораторский ритм, Исократ – построение периода. Постепенно средства ораторской прозы становятся всё разнообразнее. Апофеоза своего развития классическое красноречие достигает в творчестве Сократа, Демосфена, Эсхина (вторая половина 4 в. до н.э.).

С эллинистической эпохой, положившей конец греческой демократии, политическое красноречие пришло в упадок, уступив место торжественной ораторской прозе, которая и стала играть главную роль. Всё богатство художественных средств вырождается в нарочитую пышность, что приводит к появлению литературно-стилистического направления, получившего название азианизм. Стремясь к максимальной выразительности, ораторы-азианисты в своих речах использовали короткие предложения, украшенные такими фигурами, как параллелизмы и антитезы. Также в их речах наблюдались ассонансы и полные рифмы. Лексика и фразеология ораторской прозы тоже было подвергнута изменениям со стороны азианизма: в ней появляются неологизмы, варваризмы, элементы поэтической речи, прежде недопустимые в прозе. Яркая и звучная игра словами становится самоцелью. В противостояние азианизму появляется другое литературное направление - аттикизм Аттикисты стремились к подражанию классическим ораторам, но преимущественно их языку, а не стилю. У многих писателей поздней эпохи классической древности азианизм. и аттикизм синтезируются или просто соседствуют. Например, у Апулея, Элия и Аристида. Сочетание аттикизма языка и азианизма стиля характерно и для ораторской прозы «второй софистики », представителями которой являются, например, такие ораторы, как Дион Хрисостом, Элий Арести, Либаний.

В Риме сенатские речи начинают записываться с 3 века до н.э. Учителя риторики, первоначально греки, появляются в 2 в. до н.э., несмотря на сопротивление сторонников исключительно римской ораторской прозы, среди которых, например, был Катон Старший. В эпоху гражданской войны, накануне падения республики (конец 2 – начало 1 вв. до н.э.), римское классическое красноречие достигает своего расцвета. Крупнейший его представитель Цицерон был не только практиком, но и теоретиком ораторской прозы. («Об ораторе», «Оратор»).

В эпоху империи ведущую роль играет торжественное красноречие, а богатство стиля переходит в вычурность. Несмотря на попытки возвращения классической манеры Цицерона, этот стиль остаётся господствующим до конца античности. Например, у Фронтона, Апулея (2 в. до н.э.).

В Средние века ораторская проза развивается представителями христианской церкви, основным жанром становится проповедь, в меньшей степени полемическая речь на религиозные темы. Светское красноречие играет второстепенную роль и сводится к панегирикам в честь правителей. Классиками христианского красноречия были на греческом востоке Василий Великий, Григорий Назианзин и особенно Иоанн Златоуст, на латинском Западе – Амвросий, Августин, Григорий Великий.

В Древнюю Русь ораторское искусство пришло из Византии и отчасти из Болгарии (Климент Охридский, Иоанн Экзарх.) Уже в Киевскую эпоху ораторская проза достигает высокого мастерства (митрополит Иларион, Кирилл Туровский, в 13 в. Серапион Владимирский).

Эпоха Возрождения открывает античные памятники, практику и теории ораторской прозы и упражняется в подражаниях им, расширяется область светского красноречия (речи дипломатически, академические и пр.). Сильным толчком к оживлению и развитию ораторской прозы были предреформация, реформация и вызванная ими религиозная борьба в Европе.

В литературную систему классицизма ораторская проза входит как образец высокой торжественной речи, преимущественно панегирической, часто надгробной, наибольшее развитие это направление получило во Франции (Ф. де Саль, Ж.Б. Боссюэ, Ж.Б. Массийон и др.), но оказало влияние на всю Европу. В России ораторская проза возрождается в 17 в, виднейшими ораторами барроко и классицизма были Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, М.В. Ломоносов, Г. Конисский. В русской церковной ораторской прозе 18—19 вв. представлен синтез допетровских традиций с техникой барочной проповеди. (Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Платон Левшин).

^ 1.2. История развития и становления проповеди как жанра

ораторской прозы

Как было уже сказано выше, основным жанром ораторской прозы в средневековье становится проповедь - нравоучительное ораторское произведение, которое содержит религиозно окрашенные этические требования и побуждает слушателя к экспрессивному восприятию этих требований.

Теперь проследим историю становления проповеди как жанра ораторской прозы2.

Первоначально проповедь появляется в период великих духовных движений 9—5 вв. до н. э., прошедших через культуры Европы и Азии и создавших свой тип проповеди.

Христианство использует технику проповеди, заимствованную одновременно как у позднеантичного морализма, представителями которого являются, например, Сенека и Эпиктет, так и у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской).

В 4 в. сформировывается жанр церковной проповеди, для которой характерна эллинистическая традиция. Надо отметить, что церковный обиход заимствует термин позднеантичной философии «гомилия», русский - «гомилетика». Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На рубеже 4 и 5 веков греческое церковное красноречие достигает высшей точки в своём развитии благодаря Иоанну Златоусту, возродившему на новой основе демосфеновскую патетику.

На Западе основы церковной проповеди закладываются под сильным влиянием Цицерона Амвросием Медиоланский и Августином Блаженным. В четвёртой книге его сочинений «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской проповеди.

В течение эпохи Средневековья проповедь остаётся одним из важнейших и главнейших жанров и играет роль образца по отношению к другим формам: вся средневековая религиозная литература представляет собой в большей или меньшей степени проповедь. Начиная с Бернара Клервоского (1090—1153) в западной проповеди возникают мотивы самоуглубления, внутреннего самоанализа; эта тенденция нарастает к 13 в.

Сильный толчок для развития проповеди дала Реформация: М. Лютер объявил проповедь центром церковной жизни и поставил её выше Литургии. В 17 в. во Франции общий культурный подъём и необходимость полемики с гугенотами и вольнодумцами приводят к расцвету литературно-утончённой проповеди, использующей стилистические возможности барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.).

^ 1.3. Основные требования к проповеди как жанру ораторской прозы и

к проповедникам

В книге «Руководстве по гомилетике» архиепископ Аверкий Таушев пишет, что для того чтобы речь была не обычной речью, а ораторством, или красноречием, она должна обладать определёнными качествами.3

Речь должна иметь живой общественный интерес, следовательно, одна из отличительных черт красноречия - публичность: оратор обращается непременно к народу, при этом сам оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи

Выступая с речью, оратор должен иметь в виду определенную цель, которой он стремится достичь разными способами, используя в своих проповедях побудительные предложения, риторические вопросы и восклицания, художественные образы, тропы и фигуры, и заставить слушателей принять то или иное решение. Исходя из этого, можно утверждать, что работа оратора более сложная, чем работа ученого мыслителя-теоретика или работа поэта, потому что от теоретического ученого произведения требуется лишь здравая мысль, здесь все дело в уме; от поэта требуется способность художественного воображения, другими словами он должен уметь влиять на чувства. А для оратора нужно и то и другое - светлый ум и художественное чувство. Но одного этого мало.

Мысль не должна быть высказана в виде отвлеченного рассуждения. А одно художественное воображение и поэтическое излияние чувств, вызывающие определённую ответную эмоциональную реакцию со стороны слушателей, не поможет оратору достичь главной цели - склонить слушателей к определённому решению, побудить их к определённым действиям. Ведь вызвать чувства и направить их в нужное русло не есть одно и то же. Оратор должен не только вызывать чувства, но и уметь направлять их таким образом, чтобы они помогли ему достичь поставленной цели. Это требует особого напряжения воли оpaтора, которое должно отражаться в речи и передаваться слушателям. Эта воля собирает и мысли и чувства, чтобы произвести большее впечатление на слушателей и заставить их принять желаемое оратором решение. Отсюда мы видим, какой сложной работой отличается ораторское произведение. И, следовательно, по определению еще древних риторов, настоящим оратором может быть всякий человек с живою душою, способный чувствовать добро и носящий в себе горячее желание содействовать благу своих ближних, не может же быть оратором вялый человек, равнодушно относящийся к самым возвышенным интересам и безразличный к судьбе своих ближних. Речь такого человека будет, по образному выражению Слова Божия, как "медь звенящая", "кимвал звучащий".

^ 1.4. Красноречие Древней Руси

Проследив кратко историю становления ораторской прозы в общем, перейдём непосредственно к древнерусскому красноречию. Для этого обратимся к «Лекциям и статьям по истории древнерусской литературы» И.П. Ерёмина4. Красноречие – речи, называвшиеся на Руси «словами» и «поучениями».

Красноречие – область творчества, характерная для древнейшего периода развития древнерусской литературы. «Золотой век» древнерусского красноречия приходится на 12 столетие. К 13-14 вв. наблюдается его упадок, и вскоре оно совершенно исчезает из литературного обихода. В конце 17 – начале 18 веков происходит попытка возродить красноречие, но основательного результата она не дала: временный расцвет сменился окончательным упадком. И во второй половине 18 в. красноречие сохраняется только в сфере церковной проповеди.

В 11-12 веках перед нами совсем другая картина: «красноречие занимает одно из первых мест в литературе. Ораторские жанры – ведущие жанры в литературном обиходе, полной жизнью живёт и развивается красноречие не только церковное, но и светское»5.

Все дошедшие до нас памятники церковного и светского красноречия по содержанию и по форме можно разделить на две группы: дидактическое красноречие и эпидиктическое (торжественное), которые отличаются между собой также ещё и по объёму и языку.

Дидактическое красноречие не требовало от автора каких-то особых качеств и было доступно всем, кто хоть немного владел пером и даром речи, преследовал чисто практические цели (непосредственное назидание, информация, полемика, поучение, беседа). Произведения дидактического красноречия отличаются небольшим объёмом, отсутствием риторических украшений, общедоступностью, языком, близким к живому разговорному.

Эпидиктическое красноречие требовало глубины содержания, профессионального мастерства. Торжественное красноречие было определено строгими правилами, установленной литературной традицией – многовековым опытом византийского и античного эпидиктических произведений. Всё здесь: и композиция, и стилистика, и язык – результат тщательной работы.

Таким образом, можно говорить о том, что дидактичекое красноречие – это литературное ремесло, а эпидиктическое – искусство6.


^ Торжественное красноречие

Произведения торжественного красноречия, за редким исключением, композиционно строятся по одному плану.

Вступление – обязательная часть речи, более или менее самостоятельная, непосредственно ещё не связанная с содержанием речи. Главная функция вступления – привлечь внимание слушателя и наметить задачу, которую ставит себе автор.

Центральная часть речи содержит основные мысли автора, часто подтвержденные повествовательными элементами. Здесь мог содержаться рассказ о том или ином конкретном событии, всегда приподнятый, лиро-эпический по природе своей, прерываемый отступлениями, пояснениями и комментариями.

Заключение – часть, завершающая речь: в церковном красноречии это обычно молитва, в светском – похвала герою или обращение автора к слушателям с каким-либо призывом.

О единстве литературного строя поучений свидетельствуют такие стилистические приёмы, как риторические обращения, вопросы и восклицания, метафоры, повторы, антитезы, ритмический строй речи (чередования предложений одной и той же синтаксической конструкции с закономерными повторами первого и последнего слова).

^ 1.5. Симеон Полоцкий как один из самых ярких

деятелей культуры 17 века

Поэт, драматург, оратор, богослов и книгоиздатель, крупнейший представитель восточнославянского барокко, Симеон Полоцкий жил и творил в сложный переходный период в истории России: процесс становления новой дворянской культуры осложнялся острой идейной борьбой внутри Церкви, стремлением православного духовенства оградить себя от проникновения западного влияния и сохранить прежние господствующие позиции в обществе. Будучи поэтом по призванию, просветителем по духу, монахом по своему положению и служителем Церкви, он не мог остаться в стороне от этих событий.

Из биографии Симеона Полоцкого нам известно немного. Историки предполагают, что он родился в городе Полоцке и от этого получил своё будущее прозвище – Полоцкий. Но существует и другая точка зрения на его топономическое прозвище, утверждающая, что оно дано ему было по первому месту службы. Его гражданское имя – Самуил - стало известно учёным лишь в 20 веке, а отчество его до сих пор точно не установлено. Есть документы, где он сам называет себя Гавриловичем. Но есть и такие, из которых можно сделать выводы, что его отчество - Емельянович. «Выехал на твое великого государя имя из Литовския земли брат мой единоутробный Иоанн Емельянов сын»7. В связи с этим у исследователей имеется версия, что отцом его был Гавриил Ситнянович (или Ситнианович), но вскоре отец умер и у будущего просветителя появился отчим Емельян Петровский (или Пиотровский). Другая же версия говорит о том, что Гавриил и Емельян – два имени его отца, одно из которых церковное, другое мирское. 8Считающаяся настоящей фамилия Симеона Полоцкого имеет несколько вариантов написания: Петровский–Ситнянович, Петровский–Ситниянович, Петровский–Ситнианович, Ситнианович–Петровский.

Симеон Полоцкий учился в Киево-Могилянской коллегии - первом высшем учебном заведении на Украине. Коллегия была создана в 1632 году, когда школа Киевского Богоявленского братства, существующая с 1615 года, объединилась с духовной школой Киево-Печерской Лавры, основанной в 1631 году Петром Могилой. В 1701 Коллегия становится Академией.

В Киево-Могилянской коллегии Симеон Полоцкий изучал такие предметы, как славянский, греческий, латинский, польский языки, грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, риторику, пиитику (поэзию), философию, музыку и богословие. Во время обучения Симеона Полоцкого в Киево-Могилянской коллегии преподавали Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович, Епафаний Славинецкий, Игнатий Иевлевич, Арсений Сатановский, Иосиф Горбатский и другие. Киево-Могилянская коллегия была крупнейшим православным центром высшего гуманитарного и, конечно, богословского образования, готовила учителей для монашеских школ, деятелей Церкви и государства.

В 1656 году Симеон Полоцкий принял иноческий сан в Полоцком Богоявленском монастыре и стал учительствовать в школе тамошнего православного братства. Монашеский клобук он рассматривал, по его собственному признанию, не как самоцель, а как средство освобождения от забот о хлебе насущном и как средство достижения возможности заниматься учёно-литературной деятельностью.

После присоединения Смоленска и Малороссии к русской державе Симеон Полоцкий в 1664 году, вместе с юго-западными учёными, прибыл в Москву. Цель, с которой были вызваны из Киева учёные, состояла главным образом в обучении русских свободным наукам.

В Москве Симеон Полоцкий продолжал начатую на родине деятельность «дидаскала», педагога. Он воспитывал государевых детей, открыл латинскую школу неподалеку от Кремля, в Заиконоспасском монастыре, где обучались молодые подьячие Приказа тайных дел — собственной канцелярии царя Алексея Михайловича. Заслуги Симеона Полоцкого в области педагогической мысли очень велики.

Также Симеон Полоцкий учредил ещё одну должность — придворного поэта. Любое событие в царской семье становилось поводом для сочинения стихотворений «на случай». Эти стихотворения поэт к концу жизни собрал в огромный «Рифмологион, или Стихослов». Симеон стал первым профессиональным поэтом и основателем поэтической школы. С ним связано появление и развитие силлабического стихосложения. Он известен как автор множества виршей, собранных в книге «Вертоград многоцветный», которые должны были, развлекая, поучать и просвещать. Таким образом, сборник «Вертоград многоцветный» предназначен был стать своеобразным стихотворным энциклопедическим или толковым словарем.

Также Симеон Полоцкий первый переложил всю Псалтирь стихами. В дальнейшем его «Псалтирь рифмотворная» произвела огромное впечатление на М.В. Ломоносова.

С именем Симеона Полоцкого связана русская драматургия. Он является автором двух пьес: "Комедии о царе Навуходоноссоре, о теле злате и о триех отроках, в пещи не сожженных" и "Комедии притчи о блудном сыне". Из этого следует, что Симеон Полоцкий способствовал развитию в русской литературе не только поэзии, но и драматургии.

Симеон Полоцкий оставил после себя богатое литературное наследие. И, естественно, будучи церковным деятелем, Полоцкий уделял немалое внимание такому жанру, как проповедь, который занимает существенное место в его творчестве.

^ 1.6. Симеон Полоцкий как проповедник

С конца 1666 года Симеон Полоцкий начал выступать с устными проповедями, а за 10 лет составил два обширных сборника своих слов и поучений. На Руси к 16 веку устные проповеди почти не практиковались, в то время как на Западе были распространены. Симеон Полоцкий стал первым придворным проповедником. Регулярное проповедничество он начал, прежде всего, в Заиконоспасском монастыре, а затем произносил торжественные речи и в других московских церквях.

В 1675 году из проповедей на воскресные дни Симеон Полоцкий составил сборник «Обед душевный», а в 1676 году поучения на годичные праздники были собраны в «Вечере душевной»

В 17 веке по официальным церковным документам видно, что русские священники ленятся читать проповеди и стараются избежать этой обязанности, поэтому они начинают утренние службы специально с запозданием. Новгородский митрополит Макарий писал архимандриту Тихвинского монастыря Иосифу, что «православные в церковь не ходят, на службе несмирно, переговариваются, смеются, жены в белилах. Священники по лени молебнов не поют, проповедей не говорят»9.

Картину русского церковного обихода 17 века можно описать следующим образом: «в праздники и по воскресениям народ думает не о Христе, а веселятся. Русские люди тяготятся постами, мало заботятся о соблюдении церковных постановлений. Не любят ходить в церковь, а когда приходят туда, то вместо молитвы обсуждают свои дела, молодые люди переглядываются с девушками, а те нарядами и румянами стараются привлечь к себе внимание».10

Устная церковная проповедь, которая культивировалась в кружке активных представителей среднего провинциального духовенства, сгруппировавшихся вокруг царского духовника - протопопа Стефана Вонифатьева, стала возрождаться на Руси в 40-50-е гг. Одним из ярких проповедников того времени был нижегородский протопоп Иван Неронов, будущий учитель Аввакума, для его ораторского стиля характерны доступность изложения и эмоциональность.

С приходом к власти патриарха Никона демократическая проповедь подвергается гонениям. Просвещенные киевские монахи резко осудили простые проповеди русских священников. Проповедь становится торжественной, учительной, украшается всевозможной схоластической риторикой, сложными образами. Произноситься проповеди стали на церковнославянском языке, что, конечно же, осложняло слушателям понимание этих проповедей. Возрождение живой словесной проповеди связано с развитием богословской полемики на Украине между православными и униатами.

С разрешения патриарха Никона в Москве стал выступать с устными проповедями своего сочинения Епифаний Славинецкий. Но его проповеди были больше похожи на богословские труды: для них характерны были отвлечённые, далёкие от жизни рассуждения и символическое толкование различных тонкостей христианского вероучения.

Собор 1667 года особо подчеркнул обязанность священников произносить проповеди, поучая своих прихожан, во все воскресные праздничные дни, что и записано в «Деяниях об исправлении церковного благочиния»

Симеон Полоцкий свои проповеди не отдавал на духовную цензуру, а, пользуясь близостью к царскому двору, выпускал их в «Верхней» типографии, которую сам и основал. Стремясь обеспечить понимание проповедей, Симеон Полоцкий часто использует в них доступные для слушателей рассказы и примеры из повседневной жизни. Но помимо этого, он обязательно приводит примеры из канонических церковных источников - сочинений отцов Церкви и житий святых. Также он нередко ссылается на авторитет античных мыслителей и поэтов (Диогена, Гераклита, Диодора Сицилийского, Демокрита, Аристотеля, Эпикура, Платона, Демосфена и Гомера), приводит рассказы о Перикле и Александре Македонском. Получается, что даже такую форму общения со слушателями, как проповедь, Симеон Полоцкий использует для его просвещения. Отвлечённым рассуждениям Симеон предпочитал доходчивые рассказы. По его мнению, «простое слово понятнее и удобнее, чем слово скрытое среди художественных красок, так уж вылущенное ядро ореха легче съесть, чем находящиеся в скорлупе»11. Но это не означает, что Симеон Полоцкий вообще избегал образной речи. Являясь представителем русского барокко, он не мог не использовать в своих произведениях метафоры, символы, эмблемы, аллегории, сравнения, олицетворения и другие средства художественной выразительности.

^ 1.7. Общий план проповедей Симеона Полоцкого

Согласно теории В. Попова12, поучения Симеона Полоцкого условно можно разделить на пять частей: приступ, предложение, исследование, приложения и заключение.

Приступ начинается преимущественно с сопоставления одного явления, взятого либо из истории, либо из жизни, с другим явлением, описанным в евангельском чтении. Далее идёт предложение – основная часть, изложение. Изложение имеет целью обоснование главной мысли, раскрытие ее смысла, так что следующая часть проповеди – исследование. Основной чертой этой части является пунктуальность, т.е. деление главного предмета проповеди на пункты. Далее идёт так называемое приложение. Это особая самостоятельная часть речи (не те нравственные выводы, которые иногда появляются в самом исследовании). В этой части проповедник призывает выполнять выведенные правила, потому что нравственные выводы всегда должны носить практический характер и иметь непосредственное отношение к религиозно-нравственной жизни слушателей. К приложению тесно примыкает заключение. Вместе со вступлением оно является своеобразным обрамлением проповеди и несет важную логико-психологическую нагрузку. Заключение обычно заканчивается молитвой или славословием.

Благодаря делению проповеди на части достигается последовательность и ясность изложения её темы.

Не все проповеди Симеона Полоцкого отвечают этому пятичастному плану, но все можно рассмотреть с точки зрения трёхчастной структуры, свойственной торжественному красноречию, которая описана ранее.

  1   2   3



Похожие:

Курсовая работа \"Своеобразие поучений Симеона Полоцкого\" iconКурсовая работа "Своеобразие поучений Симеона Полоцкого"
Основные требования к проповеди как жанру ораторской прозы и к проповедникам
Курсовая работа \"Своеобразие поучений Симеона Полоцкого\" iconКурсовая работа
Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденному постановлением Правительства...
Курсовая работа \"Своеобразие поучений Симеона Полоцкого\" iconЮжно-Уральский государственный университет Заочный инженерно-экономический факультет Контрольная (курсовая)
Контрольная (курсовая) работа № по
Курсовая работа \"Своеобразие поучений Симеона Полоцкого\" iconПетрушко Екатерина Олеговна (109508) Мартынчук Николай Иванович курсовая работа курсовая
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности (оао «Новокузнецкий Опытный Завод Технологического Оборудования»)
Курсовая работа \"Своеобразие поучений Симеона Полоцкого\" iconКурсовая работа 2500 Дипломная работа *

Курсовая работа \"Своеобразие поучений Симеона Полоцкого\" iconImg src="2270669 html 58068a2d jpg" name="рисунок 23" alt="d:\adamovich\ работа\ сети пгс ун\ курсовая работа пгс\2 планы стройплощадок22

Курсовая работа \"Своеобразие поучений Симеона Полоцкого\" iconКурсовая работа

Курсовая работа \"Своеобразие поучений Симеона Полоцкого\" iconКурсовая работа

Курсовая работа \"Своеобразие поучений Симеона Полоцкого\" iconКурсовая работа

Курсовая работа \"Своеобразие поучений Симеона Полоцкого\" iconКурсовая работа

Курсовая работа \"Своеобразие поучений Симеона Полоцкого\" iconКурсовая работа

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы