Лекции по дисциплине: «Основы права» Для дневной и заочной форм обучения icon

Лекции по дисциплине: «Основы права» Для дневной и заочной форм обучения


НазваниеЛекции по дисциплине: «Основы права» Для дневной и заочной форм обучения
страница1/10
Размер0.65 Mb.
ТипЛекции
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Кафедра интеллектуальной собственности и права


Лекции по дисциплине: «Основы права»

Для дневной и заочной форм обучения


преподаватель: Антонец П.Д.


Мариуполь 2006

Раздел I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема 1. Основные понятия теории государства.

Происхождение государства

Возникновение государства исторически обусловлено определенным этапом общественного развития. В первобытном обществе не было государства. Власть и общество практически совпадали. Жизнь человеческих сообществ строилась на основе родовых отношений. На их смену приходит территориальная община. Постепенно появляются группы людей с различными интересами. Возникает необходимость во внешней власти, в государстве как организации, способной обеспечить согласование интересов групп, единство, целостность, эффективность функционирования и развития человеческого сообщества. Параллельно рождается специфическая форма-социального регулирования - право. Государство и право имеют исторический характер, хотя в современной науке отсутствует единство в точках зрения на этот вопрос. Возможно выделение ряда факторов, влияющих на возникновение конкретных государств:

- социально-экономический - базируется на адекватной оценке об­ществом прогресса производительных сил. На абсолютизации этого фак­тора, построено марксистское учение о государстве как орудии клас­сового господства;

- экологический - основан на прямой зависимости характера среды обитания и способности человеческих сообществ к самоорганизации;

- демографический - возникновение государства возможно при наличии определенного количества населения на территории;

- психологический - способность населения, проживающего на определенной территории, обладать общими психическими чертами, ориен тированными на построение государства;

- внешний - конкретное влияние народов, обладающих государст­венностью, на народы, которые ее не имеют.

В истории возникновения практически всех государств в той или иной степени присутствовали все названные Факторы с различной степенью влияния.


^ Сущность и признаки государства.

Государство - это самоуправляющаяся политическая общность, за­нимающая собственною территорию.

Государство как сложная, многофункциональная, внутренне диффе -ренцированная целостная организация обладает рядом признаком:

- только государство может выступать официальным представите лем всего общества, все другие организации представляют только его часть;

- только государство обладает специфичным аппаратом, имеющим властные полномочия, и владеет материальными средствами для реализа­ции этих полномочий. Монополия на применение насилия принципиально отличает государство от других политических институтов и делает его основой политической системы;

- только государство может 'останавливать общеобязательные для всего населения правила поведения - правовые нормы;

- только государственная власть характеризуется суверенитетом. Суверенитет государства включает полноту власти, самостоятельность

и формальную независимость от какой-либо организации/или лица/ как в конкретной стране, так и за ее пределами;

- на определенной территории может существовать только одна государственная организация, других же организаций может быть не определенное количество; государство обладает относительной само стоятельностью в обществе. Оно должно выражать совокупные интересы как отдельных социальных слоев и групп, так и всего общества в цело; противостоять групповым интересам, способным подорвать функциониро­вание самой общественной системы.

^ Функции государства

1. Государство определяет "правила игры" политических сил и обеспечивает соблюдение таких правил:

- экономическая функция государства направлена на регулирование экономических отношений, включая структурные воздействия на, народное хозяйство /национализация и приватизация/;

- социальная функция государства осуществляется путем разработки и реализации широких государственных программ развития здравоохранения, образования, культуры, просвещения и т.п. К социальной функции относится также четкое регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом;

- идеологическая функция государства реализуется путем воспитания общества в духе гуманных общечеловеческих ценностей правового, морально-этического, культурного и гражданского характера. Эта функция осуществляется через систему государственного образования и через государственный контроль приватных учебных заведений;

- экологическая функция состоит в государственном обеспечении достойной человека среды обитания;

- юридическая функция направлена на защиту конституционного строя, обеспечение законности и правового порядка в обществе

2. По территориальному признаку выделяются внутренние и внеш­ние функции. К последним можно отнести развитие международных свя­зей на основе общепризнанных норм международного права, участие в создании мировой экономической системы, обеспечение обороны и на­циональной безопасности, миротворческие функции.

3. По времени исполнения - постоянные /осуществляются на про­тяжении всего времени существования данного государства/ и временные /осуществляются на протяжении определенного промежутка времени, на­пример в период стихийного бедствия, войны/.

^ По типам государственного устройства все существующие государства могут быть условно поделены на простые /унитарные/ и сложные /Феде­рации и конфедерации/.

Унитарное государство имеет преимущественно /или пол­ностью/ в своем составе такие части, которые не имеют признаков го­сударственности и являются только административно-территориальными единицами /например, департаменты - во Франции, воеводства - в Поль­ше, области - в Украине. Унитарность не исключает возможности вклю­чения в состав государства определенных автономных образований /на­пример в составе Испании из 17 областей 4 имеют более широкие права относительно других, Автономная Республика Крым - в составе нашего государства/.

Федеративное государство - это государство, состо­ящее из частей, обладающих отдельными элементами суверенитета. В частности, равноправные субъекты Федерации имеют свои представительские законодательные органы, собственное административно-территориальное деление. Федеральный парламент, как правило, двух­палатный. Имеет место двойная правовая система. Однако Федеральное право является приоритетным по отношении к праву отдельных частей Федерации, В Федеральных государствах отсутствует право на сецессию /отделение составляющих государство частей/. Сегодня в мире насчитывается 22 Федерации.

Конфедеративное государство - объединение cуверенных государств, сохраняющих независимость, но имеющих общие органы для решения каких-либо конкретных вопросов. Практика сви­детельствует о нестабильности таких государств, которые либо рас­падаются, либо более тесно объединяются в Федерации. В настоящее время наблюдается тенденция создания конфедеративных отношений между Беларусью и Российской Федерацией.

Империя - это государственное образование, состоящее из глав­ного государства - метрополии и колоний, насильно удерживаемых в ее составе.

Монархия - это преимущественно единоличное осуществление государственной власти, передаваемой, как правило, по наследству с од­ной из систем престолонаследия - салической, кастильской, австрий­ской и др. Это наиболее распространенная Норма правления в рабов­ладельческих и феодальных государствах, однако она сохраняет свое место и сегодня.

Республика характеризуется тем, что государственная власть осу­ществляется коллегиальным органом и главой государства, избираемыми всем населением или его частью. Исторически более ранними из известных форм правления были республики в Финикии, античных Греции и Риме. Республиканская форма правления наибольшее распространение получила в эпоху перехода от аграрных обществ к индустриальным в 18 - 20 вв. В настоящее время в рамках этих форм правления существует не­сколько промежуточных:

1. Президентская республика. Президент является главой государ­ства и правительства, как правило, избирается всем населением на основе прямых выборов. Правительство в основном находится вне пар­ламентского контроля, президент не имеет права распускать парла­мент, но может быть отстранен от власти путем импичмента. Президен­тской Норме правления присуще четкое разделение властей и сильная исполнительная структура.

2. Парламентская республика. При такой форме организации вла­сти глава государства избирается не всеми гражданами, а законода­тельным органом. Исполнительную власть возглавляет премьер-министр, предложенный политической партией или парламентской коалицией, об­ладающей большинством в законодательном органе. Весь состав каби­нета министров утверждается парламентом. Парламент может выразить недоверие правительству, что ведет к отставке последнего. Глава государства может при определенных обстоятельствах распустить пар­ламент и назначить новые выборы. Парламентская форма правления по­зволяет репрезентовать в правительстве различные политические силы, что, однако, способно привести к политической нестабильности.

3. Парламентски-президентская или президентски-парламент­ская республика. Главой государства является всенародно избранный президент, исполнительную власть возглавляет премьер-министр. Он предлагается президентом и утверждается парламентом. Состав кабине­та министров формируется главой правительства и назначается прези­дентом либо утверждается парламентом.

4.Сверхпрезидентская республика. Такую форму государственно­го правления избрали, опираясь на опыт авторитарного правления, в некоторых африканских странах. Президент обладает широким кругом полномочий и механизмом давления на парламент и судебную власть. Отстранить президента в порядке импичмента практически невозможно.

5. Парламентская монархия. Глава государства - монарх не мо­ет прямо влиять на состав и политику правительства /однако формально такие права может иметь/. Кабинет министров формируется парламентом и подотчетен ему. Эта форма государственного правле­ния практически аналогична парламентской республике.

6. Дуалистическая монархия. Монарх лично формирует состав пра­вительства и руководит им непосредственно либо через назначенного премьер-министра. Правительство может быть подотчетно одновремен­но и парламенту.

7. Абсолютная монархия. Глава государства осуществляет зако­нодательную и исполнительную власть единолично, опираясь на назна­ченный им и подотчетный ему же кабинет министров. Представительс­кие органы отсутствуют. Такая форма правления была характерна для средневековья.

Политический режим - это система приемов, методов, Норм, спо­собов осуществления политической власти /включая государственную власть/ в обществе. Политический режим обусловливает порядок поли­тических отношений, степень политической свободы, образ правления.

^ Исторические типы государств

В основе классификации исторических типов государств могут быть различные критерии. Так, преобладание той или иной сферы в экономи­ческой жизни позволяет говорить об аграрных, индустриальных и пост­индустриальных /информационных/ обществах /государствах/.

Более распространенным и традиционным является выделение исто­рических типов государств, основанное на социально-экономических критериях. Примером может служить марксистская /точнее - сталинская/ классификация: рабовладельческие, феодальные, капиталистические и со­циалистические государства. Более современные подходы в отечественном правоведении в целом совпадают, выделяя как исторические типы рабовладельческие государства / в том числе - как особый тип - древневосточ­ные /, Феодальные, буржуазные /капиталистические/, социалистические государства. Относительно классификации современного исторического типа развития государственности в мире единство в терминологии от­сутствует.

Каждый исторический тип государства имеет определенные характерные особенности.

1. Рабовладельческим государствам были присущи четкая социальная и классовая дифференциация, основанное на этом правовое неравенство, практически полное непризнание за рабами чело­веческих прав,

2. Феодальные государства также имели закрепление пра­вового неравенства людей как среди правящих, так и среди зависимых сословий; обусловленность монополии Феодалов на политическую власть наличием земельной собственности.

3. Буржуазные государства впервые реализовали и тике Формальное равенство всех граждан перед законом, определили комплекс естественных неотчуждаемых прав человека, провозгласили на­родный суверенитет, осуществили разделение ветвей власти на законодательную, исполнительною и судебную.

4. Социалистические государства представляли со­бой пример реализации тоталитарных политических доктрин. Огосударст­вленная партия подавляла личность, всецело руководила экономической политической, культурной сторонами жизни общества. Прежние правовые достижения человечества не воспринимались, приоритет отдавался так называемой /социалистической/ «революционной» законности.

Современный этап государственности характеризуется стремлением поставить в центр государственных интересов обеспечение всего комп­лекса прав человека /гражданских, политических, социально-экономи­ческих/, укреплением правовых основ демократического устройства и ус­пешного функционирования гражданского общества.

Типологизация государств возможна также на основе географических /государства Центрально-Восточной Европы, Ближнего Востока и т.п./, конфессиональных /исламские, католические государства/ признаков.


^ Политические режимы

Демократический политический режим характеризуется осуществ­лением прав человека, высокой степенью политической свободы, обес­печением легальных возможностей свободного волеизьявления и учета интересов всех rpvnn населения через демократические институты /референдумы, выборы/ и деятельностью разноооразных общественных объединений, гражданских инициатив. Политическая элита обычно в демократическом режиме немногочисленна, но она опирается на широкую со­циальную 6aзу. Органы публичной власти прибегают к силовым методам лишь в исключительных случаях.

Либеральный политический режим отличается значительной сте­пенью политической свободы, однако пользоваться ею в силу культур­ной и правовой отсталости большинства населения могут немногие. Государство чаще, чем при демократическом режиме, вынуждено использо­вать формы принудительного воздействия. Социальная база правящей элиты достаточно узкая. Низкий уровень жизни большинства населения обусловливает тенденцию к силовым методам достижения социальных: це­лей.

Авторитарный режим почти полностью не реализует демократиче­ских политических отношений, легальная оппозиция не допускается. Публичная власть широко использует силовые методы, администрирова­ние. Выборы, референдумы, деятельность общественных обьединений но­сят формальный характер и находятся под контролем властей. Реаль­но все функции государственной власти сосредоточены у диктатора ли­бо узкой правящей группы. Разновидность авторитарного режима -во­енные диктатуры.

Тоталитарный режим представляет собой логическое завершение авторитаризма, ибо претендует на всеобщий контроль всех сторон обще­ственной и личной жизни. Для всеохватного овладения всем обществом специфический политический институт - огосударствленная партия, по отношению к которой все Формально существующие органы власти явля­ются исполнительными, Для реализации этого используется система так называемой номенклатуры. Государственная власть осуществляется путем ограничения или нарушения основных прав человека. Декларируе­мое равноправие фактически превращается в сложную систему привиле­гий и дискриминаций. Неконтролируемая населением власть сосредото­чивается в рукax высшей партийной номенклатуры либо одного лица. Отсутствуют легальные механизмы свободного волеизьявления. Вся деятельность государственно-правовых институций, разрешенных общественных объединений заангажирована «единственно верной» идеологией.


^ Сущность правового государства

Под правовым государством следует понимать цивилизованную форму государства, основанного на верховенстве права и господстве закона. Верховенство права означает, что право не исчерпывается законом. Оно существует и помимо закона. Законы, в том числе консти­туционные, могут быть неправовыми.

Правовые государства опираются:

- на провозглашение нерушимости прав человека со стороны государетва;

- на приоритетность прав человека над правами человеческих сообществ /групп, классов, наций/ государства;

- на установление четкого механизма гарантий прав и свобод;

- на право граждан делать все то, что не запрещено законом;

- на обязанность государства, его органов и должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов;

- на конституционное правление, построенное на принципе разделения ветвей власти

- на принцип верховенства конституции по отношению к другим зако­нам;

- на развитую, четкую и непротиворечивуо правовую систему

- на принцип независимости суда;

- на социальный контроль политики и власти;

- на принцип приоритета норм международного права перед нормами национального;

- на независимость средств массовой информации.

Категория правового государства тесно связана и, как прави­ло, употребляется рядом с такими определениями государства, как демократическое, социальное и светское. Не обладая перечисленными качествами государство не может считаться правовым. Понятие социальное государство предполагает, что оно служит обществу и стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное государство означает:

- право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума;

- обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия

существования /в том числе - не бесплатно/;

- ограничение свободы договоров, включая регулирование цен на определенные товары;

- четкая социальная налоговая политика;

- принудительное социальное страхование отдельных групп населения.

Тема 2. Основные понятия о праве

Возникновение и сущность права. Связь государства и права.

^ Соотношение права и морали, права и политики, права и экономики.

В самом обобщенном виде понятие право может быть определено как совокупность конкретных общеобязательных правил, установленных или санкционированных государством. Государство обеспечивает их выполнение с целью регулирования общественных отношений. Разнообраз­ные подходы к категории право могут быть сведены к трем:

1. Нормативный подход к праву предполагает совпадение права и писаного закона. Право содержится в текстах нормативно-правовых актов, издаваемых и охраняемых государством.

2. Социологический подход обусловлен пониманием приоритетно­сти общественных отношений, то есть право проявляется не в законах, а в конкретных действиях и поведении людей.

3. Естественно-правовой подход рассматривает право как есте­ственный дар Бога / природы, получаемый каждым человеком при рождении

В понимании права как юридической категории принято выделять:

объективное право как систему общеобязательных и формальных норм, обеспеченных силой государства и являющихся критерием правомерного и неправомерного поведения;

субъективное право как возможность конкретного лица на юридически обеспеченное поведение.

^ Признаки права

Право как общественный институт обладает рядом признаков:

1 общеобязательная нормативность, правовые нормы распространяются на всех лиц, которым они адресованы9 и обязательны для исполнения независимо от субъективного отношения к ним. Право должно состоять из взаимосвязанных и согласованных между собой норм..

2 Формальная определенность. Правовые нормы отличаются четкостью и однозначностью Формулировок и помещаются в законах и других правовых источниках. Субъекты правовых отношений в силу этого знают возможные и требуемыe от них варианты поведения, а также по­следствия за нарушение юридических запретов,

3. Государственная обеспеченность. Реальность соблюдения правовых норм обеспечивается и гарантируется государственной властью Это дает уверенность в стабильном правовом порядке их функционирования, в том числе в обязательном привлечении к юридической ответ­ственности нарушителей норм права.

^ Принципы права

Право должно также характеризоваться определенными принципа­ми:

- гуманизмом;

- равенством граждан перед законом;

- законностью;

- внутренней согласованностью;

- демократизмом,

^ Функции права

Проявляется социальная роль права в его функциях. Главными являются регулятивная и охранительная

Регулятивная функция проявляется путем властного правового влияния на субъектов правоотношений с целью обеспечения такого их социального поведения, которое бы отвечало общественному правовому порядку,

Охранительная дикция осуществляется властным правовым влия­нием на субьектов правовых отношений с целью охраны и обеспечения их прав и свобод, их собственности, защиты государства и общества в целом.

^ Место и роль в системе социальных норм

Социальные нормы представляют всю совокупность норм, регулирующих взаимоотношения между людьми. К социальным нормам относятся нормы морали, обычаи, традиции, эстетические, религиозные, корпора­тивные и нормы права. В жизни общества есть и такие нормы, которые не могут считаться непосредственно социальными /санитарно-гигиени­ческие, технические, биологические/.

Эстетические нормы отображают отношения людей к предметам материальной и духовной культуры с точки зрения красоты, гармонии, элегантности и качества. Решающую роль при этом играют установившиеся в конкретно-исторических условиях стандарты и взгляды относительно того, что считать красивым, модным и т.д.

Корпоративные нормы устанавливаются определенными ассоциаци­ями людей, включая как объединения граждан на некоммерческой основе /политические партии, профессиональные союзы, общества по интере­сам и пр./,так и предпринимательские структуры. Такие нормы диктуются уставами объединений и являются обязательными для их членов. При этом уставы не должны противоречить действующему законодательству.

Религиозные нормы, подобно корпоративным, касаются определен­ной общности людей /в данном случае - связанных с приверженностью к той или иной конфессии/.

^ Правовые нормы - это правила, установленные или санкционированные государством. Они регулируют отношения определенных лиц, да­вая им соответствующие права и возлагая на них юридические обязанно­сти /в отличие от всех других социальных норм, правовые нормы под­креплены государственным принуждением/. Среди всех социальных норм правовые занимают приоритетные позиции. Другие социальные нормы не могут выходить за рамки правовых.

^ Понятие и структура правовой нормы

Правовая норма - это формально закрепленное общеобязательное правило физического поведения, остановленное или санкционированное государством с целью регулирования социальных отношений и обеспе­ченное организационной, воспитательной и принудительной деятельностью.


^ ПРАВОВАЯ НОРМА

1. Понятие

Самым общим образом правовая (юридическая) норма может быть определена в качестве исходящего от государства и охраняемо­го им общеобязательного правила поведения, которое представляет участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности. В другом опре­делении* норма права - установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое его принудительной силой правило, регулирующее взаимоотношения отдельных лиц, органов и органи­заций.

Регулирующая роль нормы права выражается как в том, что субъект права** действует в соответствии с ее предписаниями или требует от других лиц соответствующего поведения, так и в том, что нарушение ее требований вызывает применения мер воздействия государства в лице его органов к правонарушителю.

Нормы права, как правило, выполняются добровольно и соз­нательно в силу того, что их требования соответствуют интересам и потребностям лиц, их соблюдающих. Вместе с тем, будучи государ­ственно-обязательными велениями, нормы права обеспечиваются и принудительными мерами, применяемыми в случае нарушения пер­вых.

Норма права выражает объективно обусловленную меру и форму свободы. Эта мера определяется экономическими отноше­ниями, в которых коренится «правовая природа вещей», т.е. социальная норма, обладающая в силу своей объективной природы общеобязательностью и требующая законодательного закрепления.

Правовые нормы возникают на определенном этапе историче­ского развития, когда образование новых общественных отношений приводит к перераспределению собственности внутри общества, в условиях расслоения общества на классы, формирования частной собственности. Различные позиции классов по отношению к средст­вам производства определяют характер отношений к собственности, степень реальной свободы индивидов. Свобода индивидов, выражаемая в праве, предопределена их отношением к собственности, которое должно быть субъективно осознанно и получить законодательное закрепление. Иными слова­ми, правовые нормы проявляются как отношения собственности и предшествуют закону, их закрепляющему.

Норма права - не просто разновидность социальных норм, а разновидность особая, по ряду сторон наиболее развитая, выра­жающая ту, в известном смысле высшую, нормативность, которая присуща праву, что связано с государственно-властной природой права. Все это предопределяет отправные моменты общетеоретиче­ской характеристики нормы права.


^ 2. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Юридическая норма – общее правило, т.е. масштаб, образец, эталон поведения людей и их коллективов.

2. Юридическая норма - правило абстрактного, обобщенного харак­тера. Нормативные предписания содержат известные моменты обобщенности, абстрагирования тех или иных индивидуальных особенностей регулируемых отношений.

3. Юридическая норма – первичный исходный элемент права как системы

Право в пределах каждой страны образует целостное системное образование, отличающееся известными чертами ограниченности. Норма является частью этого целого, но в тоже время каждая из норм не может считаться полным, исчерпывающим выражением всех норм, качеств и характеристик права.

4. Юридическая норма - государственно-властное предписание. Норма исходит от государства, поддерживается его принудительной силой, и поэтому предписывающий характер нормы приобретает властный характер.

5. Юридическая норма - явление широкое, многоплановое и. в то же время, конкретное по содержанию. Понятие "норма" при общем оп­ределении права отражает все проявления нормативности, все стороны нормативного содержания правовой системы. Вместе с тем, необходимо с предельной четкостью разграничивать норму как кон­кретное формально-определенное правило.

6. Юридическая норма - воплощение единства фромы и содержания в праве. Норма права мыслима как реальный фрагмент права, фактическое предписание, находящее прямое выражение в тексте правового акта, однако она не существует вне определенного структурно выделенного подразделения в тексте акта. Юридиче­ская норма доведена до уровня формальной определенности, т.е. до такого уровня, когда содержание нормы существует только в формально (в самом тексте) закрепленном виде. Благодаря внеш­ней форме норма является частицей права как институционного образования и через внешнюю форму (нормативный акт) обретает силу юридической нормы.


3. СТРУКТУРА

Своим логическим построением норма права отвечает на во­просы, которые неизбежно возникают в процессе ее применения: в каких случаях она должна применяться, какое поведение в данных условиях является допустимым или недопустимым, каковы те небла­гоприятные последствия, которые ожидают нарушителя данной нормы. Ответы на эти вопросы даются в различных структурных подразделениях нормы: ГИПОТЕЗЕ, ДИСПОЗИЦИИ, САНКЦИИ. Все эти части находятся в тесной связи и взаимодействии.

Логическая структура нормы права, как правило, не совпадает со статьями нормативных актов, иногда ее надо конструировать от­дельно, поскольку статьи законов излагаются лаконично. В некото­рых статьях закона может быть не одна, а две-три нормы права, а в некоторых - только отдельные ее части: гипотеза - диспозиция, гипо­теза - санкция, диспозиция - санкция. Кроме этого, в запрещающих нормах гипотеза и санкция совпадают.

Так, нормы положительного регулирования состоят из:

гипотезы - указания на условие, при наличии которого эта норма должна действовать

диспозиции - самого правила, содержащего права и обязанности регулируемых нормой отношений.

Правоохранительные нормы также делятся на две части

диспозицию - указание на запрещенное правом действие

санкцию - мера ответственности за нарушение

Санкции, как правило, выполняют охранную функцию, а именно:

санкции «штрафного», карательного характера, свойства со­стоят в лишении правонарушителя определенных благ, в возложе­нии особых обязанностей, во властном осуждении, порицании его противоправного поведения. Такие санкции делятся на уголов­ные, административные, дисциплинарные и др.;

правовосстановительные санкции направлены на восстановле­ние нарушенного состояния (отмена незаконного акта, признание сделки недействительной, взыскание долга и т. д.)


Для иллюстрации всего вышесказанного можно использовать следующий пример. В ст. 147 Кодекса законов про труд Украины указывается: « За нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применен только один из таких способов наказания:

1. выговор,

2. увольнение ».

Эту статью с позиций логической структуры нормы права можно сформулировать так: если работник допустит нарушение трудовой дисциплины (гипотеза), то владелец имеет право приме­нить к нему согласно трудовому законодательству - уставу и поло­жениям о дисциплине (диспозиция) - только один из таких видов наказания:

1. выговор,

2. увольнение (санкция).


4. КЛАССИФИКАЦИЯ

1. По отраслям права:

- нормы государственного права;

- нормы гражданского права;

- нормы уголовного права;

- нормы материального права;

- нормы процессуального права;

2. По содержанию:

- основные, предусматривающие общие исходные положения ре­гулирования определенных отношений;

- конкретизирующие, развивающие исходные положения, регла­ментирующие более конкретные, частные вопросы на основе и в рамках общих норм права.

3. По характеру регулирования:

- нормы прямого регулирующего действия, устанавливающие новые самостоятельные правила и непосредственно направленные на регулирование общественных отношений;

- нормы вспомогательного регулирующего действия, преду­сматривающие отмену ранее действовавших норм, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта.

4. В зависимости от издающего органа:

- нормы законов и подзаконных актов;

- общегосударственные и местные нормы;

- нормы в указах Президента, Верховного Совета, в актах местных Советов и т. д.


5. В зависимости от действия в пространстве:

- нормы общего действия, действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органа, издавшего норму;

- нормы местного действия, действующие на определенной ука­занной в самом акте местности.

6. По действию во времени:

- нормы постоянного действия;

- временные.

7. По лицам:

- общие, касающиеся всех граждан или всех юридических лиц;

- специальные, распространяющие свое действие на четко очер­ченный круг лиц, органов, организаций, например, на работников милиции, пенсионеров и т. д.

- нормы, касающиеся конкретного субъекта права.

8. По характеру воздействия:

- управомочивающие - определяют правомочия граждан и других субъектов права, т.е. возможность действовать определенным об­разом;

- обязывающие - установлены в нормативном акте и обращены к субъектам права, выражают необходимость совершить какие-либо положительные действия;

- запрещающие - обязывают воздерживаться от поступков, кото­рые вредны для общества, противоречат интересам людей;

- поощрительные - используются для стимулирования полезных для общества действий, воспитания масс на положительных при­мерах;

9. Нормы права делятся также на:

- императивные - точно определяют права и обязанности субъек­тов права;

- диспозитивные - действуют в случае, если стороны правоотно­шения не установили свои права и обязанности путем соглаше­ния;

- бланкетные - отсылают к установленным в других актах прави­лам, которые необходимо исполнять.


5. ФУНКЦИИ

Нормы права исполняют общесоциальную и специальную функции в комплексе, объединяя функционирование других норма­тивных систем.

Общесоциальные нормы права составляют: экономические, политические, экологические, идеологические, информационные, организационные, ориентационные, познавательные, оценочные, гуманистические. К специально-юридическим функциям относятся регулятив­ные функции, которые в свою очередь делятся на:

- статические - юридически закрепляют определенные обществен­ные отношения;

- динамические - развивают и стимулируют развитие общества.

Нормы права также выполняют охранную функцию (государство охраняет общественные отношения и ценности).


^ Элементы правовой нормы

Правовая норма характеризуется наличием трех обязательных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза; определяет условия, описывает обстоятельства, при которых вступает в действие норма и что ею следует руководствоваться. Эти условия называют термином юридические факты

Диспозиция - это центральная часть нормы. В ней. указано возможное/дозволеное / обязательное /необходимое/ или запрещенное /не допустимое/ поведение субьекта правовых отношений

Санкция показывает способы государственного принуждения при невыполнении, нарушении диспозиции. Назначение санкции в обеспечении осуществления диспозиции правовой нормы.

Правовые нормы могут иметь и факультативный элемент - поощрения. ^ Речь идет об определении ценностей и благ, которые может получить субъект правоотношений при добровольном исполнении диспозиции нормы.

Правовые нормы различаются:

- по субьектам правотворчества /парламент, президент, правительство, судебные органы и т.д.

- по предмету регулирования /конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д./;

- по способу установления диспозиции: /императивные - формиру­ются исключительно государством и диспозитивные - субъекты правоотно­шений могут сами договориться о правилах взаимного поведения/;-

- по характеру диспозиции /уполномочивающие - указывают на возможное поведение, обязывающие - указывают на необходимое с точ­ки зрения государства поведение и запрещающие - указывают на недо­пустимое поведение/;

- по функциям в правовом регулировании /материальные - обозна­чают права, обязанности или "запреты и процессуальные - определяющие регламент, процедуру осуществления прав или исполнения обязанностей/;

- по времени действия /постоянные и временные/;

- по территориальному действию /общенациональные и местные, локальные/;

- по действию на круг субъектов /всеобщие - направленные на всех граждан, специальные - направленные на конкретную группу одно­именных субъектов, исключающие - отменяют предусмотренные законом нормы относительно определенных субъектов/;

- по роли в правотворчестве /первичные и вторичные/;

- по степени определенности содержания /абсолютно определенные и альтернативные, ситуационные/.


^ Источники права

Источники или формы права - это способы внешнего выражения и закрепления юридических норм. Виды источников права:

1. Правовой обычай - санкционированное и обеспечиваемое госу­дарством обычное правило поведения общего характера.

2. Правовой прецедент - решение судебного или административ­ного органа государства по конкретному делу, которому придается формальная обязательность при решении последующих аналогичных дел

3. Нормативно-правовой договор - формально обязательное правило общего характера, установленное на основе взаимной договоренности нескольких субъектов и обеспеченное государством.

^ 4. Нормативно-правовой акт - письменный документ правотворческого характера, принятый народом или компетентным органом государства, в котором помещены правовые нормы. Нормативно- правовые акты

делятся на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативно-правовой акт органа законодательной власти или самого народа, которые регулируют важнейшие общественные отношения, принимается в особом порядке и имеет высшую юридическую силу. Законы можно классифицировать следующим образом:

- основной закон /конституция/ - закрепляет правовой статус человека и гражданина, форму правления и государственного устрой­ства, система органов власти;

- конституционные или органические законы - конкретизируют и

развивают основные положения конституции;

- обычные законы по другим вопросам государственной и общест­венной жизни.

Законодательный процесс должен включать несколько стадий:

- подготовка законопроекта, его научная и финансовая экспертиза;

- законодательная инициатива - право субъектов законотворче­ской деятельности вносить проекты законов в парламент;

- обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях законода­тельного органа в первом, втором, третьем чтениях, внесение поправок и дополнений;

- работа над законопроектом в парламентских комитетах и комиссиях;

- всенародное обсуждение законопроекта в необходимых случаях;

- понятие, подписание главой государства и опубликование закона)

^ Подзаконные акты - это нормативно-правовые акты правотворче­ских органов государства, принимаемые в соответствии с законом, на основании закона и для исполнения закона. В нашей стране к под­законным актам относятся:

- постановление Верховной Рады;

- указы и распоряжения Президента Украины;

- постановления и распоряжения Кабинета Министров;

- приказы и инструкции министерств и ведомств;

- акты местных государственных администраций;

- решения органов регионального и местного самоуправления.


^ Система права

Система права - это система всех действующих юридических норм определенного государства. Система права имеет свою структуру - объективно обусловленную внутреннюю организацию права конкретного государства, которая состоит в единстве и согласованности всех юридических норм и в их распределении по институтам и отраслям права. Структурные элементы системы права: нормыJ, институты, отрасли.

Понятие система права следует отличать от категории правовая /юридическая/ система.

Правовая система - это система всех юридических явлений, существующих в определенном государстве или группе государств. Она состоит из разнообразных правовых актов, деятельности правотворческих субъектов, различных видов проявлений правосознания, состояния законности и правопорядка. В настоящее время в мире принято выделять 4 правовые системы:

1. Романо-германская /континентальная/ - включает страны Западной и Центрально-Восточноз Европы. Здесь юридическая наука сложилась на основе римского права.

2. Англо-американская /англосаксонская/ распространена в США,

Великой Британии и странах Британского Содружества наций. Это систе­ма общего права, в которой приоритетные позиции занимает судебный прецедент.

3. Социалистическая сохраняет свое значение в КНР, КНДР, Вьет­наме, Кубе. Ее характеризуют гипертрофированная роль публичного права, основанного на так называемой "революционной /социалистиче­ской/ законности", где критерием правомерности сложит марксистская идеология*

4. Религиозно-общинная имеет распространение в ряде стран Азии и Африки. Она объединяет юридические, религиозные, морально-философские элементы. Регулятором общественных отношений при этом являются религиозные концепции, традиции, обычаи. Например, мусульманское право, конфуцианство.


^ Систематизация законодательства и ее виды

Систематизация законодательства - это деятельность по сведению нормативно-правовых актов /или их элементов/ в целостный комплекс. Систематизация необходима для выяснения и устранения дефектов зако­нодательства, повышения его эффективности, содействия его изучению и исследованию. Систематизация законодательства осуществляется двумя основными способами: инкорпорацией и кодификацией.

Инкорпорация - это способ систематизации законодательства, состоящий в объединении по определенным критериям группы норматив­но-правовых актов в одном сборнике. Инкорпорация бывает:

- официальная - подготовка и издание сборников нормативно-правовых актов, осуществляемые правотворческими органами или по их ра­споряжению;

- неофициальная - подготовка и издание нормативно-правовых актов неправотворческими организациями или лицами.

По объему охвата нормативно-правовых актов инкорпорация может быть общей, отраслевой, межотраслевой, специальной. По критериям объединения - предметной, хронологической, субъектной.

Кодификация_законодательства - это способ систематизации законодательства, основанный на содержательной переработке и согласовании определенной, связанной общим предметом регулирования, группы юридических норм и объединении их в едином новом нормативно-правовом акте, Такая систематизация всегда имеет правотворческий и поэтому официальный характер. Кодификация различается по объему /отраслевая, межотраслевая, специальная/ и по форме выражения /основы законодательства, кодексы, уставы, законы, положения и т.д./. Становление собственной правовой системы в Украине требует проведения новой полномасштабной кодификации. 12 апреля 1994 года Постановлением Верховной Рады Украины была создана Национальная кодификационная комиссия.

Тема 3. Правоотношения. Законность и правопорядок


Понятие и признаки правоотношений

Правовые отношения - это предусмотренные диспозицией юридической нормы социальные отношения, которые выражаются во взаимных юридических правах и обязанностях субъектов права. Правоотношения отличаются:

- по отраслевому признаку /конституционные, гражданские, трудовые и т.п./;

- по определенности количества субъектов /общие - количество субъектов правоотношений не сказывается и конкретные - коли­чество субьектов четко определено/;

- по количественному составу субъектов /простые - правоотношения между двумя субъектами и сложные - между тремя и более субьектами

- по характеру действий субъекта /активные - субъект обязан совершить определенные действия и пассивные - субъект должен воздержаться от определенных действий

по распределению прав и обязанностей между сторонами правоотношений/ односторонние - каждый из субъектов имеет либо права, либо обязанности и двухсторонние - каждый из субъектов имеет как права, так и обязанности/;

- по зависимости от элемента юридической нормы /диспозиции или санкции/, на основании которого возникают правоотношения /ре­гулятивные и охранительные/»

Субъектом правоотношений может быть правоспособный субъект общественной жизни, являющийся носителем юридических прав и обязанностей. Юридической предпосылкой для приобретения статуса субъекта правоотношений является наличие правоспособности, а для определенных правоотношений также дееспособности и деликтоспособности.

Правоспособность - это способность конкретного лица иметь юридические права и обязанности. Правоспособность физического ли­ца возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью.

Дееспособность - это способность объекта правовых отноше­ний своими действиями осуществлять права и обязанности.

Деликтоспособность - это способность лица отвечать за свои поступки, прежде всего, за правонарушение.

Объектами правовых отношений могут быть:

- люди /физические лица/ - граждане конкретного государства и иностранцы /граждане других государств, бипатриды - граждане двух государств, апатриды - лица без гражданства какого-либо государства/;

- обьединения /юридические лица/ - государственные /государетвенные органы, учреждения, организации, предприятия/ и общественные //объединения граждан, коллективные и частные" предприятия, учрежде­ния, организации/;

- социальные общности - народ /нация/, государство в целом, территориальные коллективы граждан /в соответствии с административно-территориальным делением государства, делением на избирательные округа/, трудовые коллективы

^ Объекты правоотношений - это определенные личные или социальные блага, для приобретения и использования которых останавливаются взаимные юридические права и обязанности субъектов права» Объекты правоотношений делятся на материальные/физическое, состояние человека, Физические действия субъектов правоотношений/ вещи /средства производства, предметы потребления, деньги и т.д; состояние природных объектов, явлений/и нематериальные /морально-психологическое состояние человека, определенные социальные качества и черты объединений, общностей, духовные ценности/.

^ Юридические факты как основание возникновения,

изменения и прекращения правоотношений

Юридический факт - это предусмотренное гипотезой правовой нормы конкретное обстоятельство, с наступлением которого возникают изменяются или прекращаются правовые отношения. Но юридическим по следствиям юридические факты бывают правосоздающие, правоизменяющие, правопрекращающие.

Юридические факты подразделяются на деяния /обстоятельства, зависящие от воли людей/ и события /обстоятельства, возникающие не­зависимо от воли людей/. Деяния бывают правомерные /соответствую­щие юридическим предписаниям, в том числе не имеющие целью созда­ние правоотношений/ и неправомерные / не соответствующие правовым предписаниям, в том числе виновные, т.е. правонарушения, и невинов­ные - правовые аномалии.

Юридические факты могут быть обусловлены реальными обстоя­тельствами и предположениями /презумпциями/ Правовая презумпция -это закрепленное в законе допущение о наличии или отсутствии определенных юридических фактов, которое может привести к возникновению изменений или прекращению правовых отношений.


^ Понятие законности и правопорядка

Законность - это режим соответствия общественных отношений законам и подзаконным нормативно-правовым актам государства, кото­рый создается в результате их неукоснительного соблюдения всеми субъектами права.

Основными принципам законности в правовом государстве являются:

- единство - одинаковость нормативно-правового регулирования на всей территории страны, одинаковость применения юридических относительно всех одноименных субъектов права;

- соцально-демократическая целесообразность - соответствие закона целям прав человека и прав нации, социальной демократии. прогрессивного развития общества, необходимость выбора в рамках закона наиболее эффективного способа достижения цели закона;

- реальность - обеспеченность закона действенными совершенными гарантиями,

Следствием соблюдения законности является установление в общественной жизни правопорядка,

Правопорядок - это режим упорядоченности, организованности социальных отношений, который складывается при условии соблюдения законности.


^ Понятие и основные признаки правонарушения.

Виды правонарушений.

Правонарушение - это противоправное виновное деяние деликтоспособного субъекта, которое является точно или общественно вредным или опасным. Социальная сущность правонарушения состоит в при­чинении вреда тем личным, групповым или общесоциальным интересам, которые юридически защищены государством.

Правонарушение имеет следующие признаки /элементы/:

1. Субъект правонарушения - деликтоспособное физическое или юридическое лицо, которое совершило правонарушение.

2. Объект правонарушения - определенные блага, общественные отношения, защищаемые законом.

3. Объективная сторона - противоправное деяние, его вредный или опасный результат, необходимая причинная связь между ними. Противоправность деяния состоит в его несоответствии юридическим предписаниям. Оно может иметь активный /если субъект не соблюдает запрещающих норм/ или пассивный характер/если субъект не выполняет обязывающих норм/.

4. Объективная сторона - определенное психологическое от­ношение субъекта к своему противоправному поведению и его последствиям. Это отношение определяется категорией вина.

Вина может быть двух видов: умысел и неосторожность. Если субъект осознает противоправность своего деяния, предвидит и желает наступления его негативных последствий, то это - прямой умысел. Если субъект правонарушения осознает противоправность своего де­яния, предвидит его негативные последствия, то это - непрямой /кос­венный/ умысел.

Неосторожность проявляется в противоправной самонадеянности и противоправной небрежности. Противоправная самонадеянность состоит в осознании субъектом деяния его противоправного характера, пред­видении возможности наступления негативных последствий и наличии надежд, что эти последствия не возникнут» Противоправная небрежность возникает при условии, если субъект осознает противоправность своего деяния, но не предвидит наступления его негативных последствий, хотя в силу своего развития должен их предвидеть.

Правонарушения подразделяются по степени социальной или личной вредности на проступки /вредные правонарушения/ и преступления /опасные правонарушения.

Проступки бывают:

- конституционные /нанесения вреда основам конституционного строя, конституционным правам и свободам граждан, порядку органи­зации и деятельности органов государственной власти, -правления и самоуправления;

- дисциплинарные /нарушения учебной или производственной дисциплины, внутреннего распорядка предприятия, организации, учреж­дения;

- гражданско-правовые /нанесение материального ущерба, на­рушение других имущественных или личных неимущественных прав и ин­тересов люде , которые защищены законом.

- административные /нарушение правопорядка в общественных местах, порядка управления всеми сторонами общественной жизни, пре­дусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

Преступление - это общественно опасное правонарушение /де­яние или бездеятельность/, за которое в законе предусмотрено уголовное наказание.


^ Понятие, основание, цели и виды юридической ответственности

Юридическая ответственность - это закрепленная в законе и обе­спеченная государевом обязанность правонарушителя быть ограниченным или лишенным права обладать определенными благами, ему принадлежавшими.

Целью юридической ответственности является охрана от противоправных посягательств coциальных ценностей и благ, защищенных законом, изменение взглядов и сознания правонарушителя, направленное на недопущение в будущем подобных правонарушений, профилактика возможных правонарушений со стороны лиц, склонных в силу различных причин к противоправным деяниям/

^ Основания для применения

Наступление юридической ответственности в правовом государстве предусматривается при условии:

- наличия физического деяния, а не мыслей, мировоззрения, социальных и личностных особенностей/;

- юридически запрещенного деяния

- виновного деяния;

- личных действий правонарушителя

^ Принципы юридической ответственности

Юридическая ответственность применяется на основе соблюдения следующих принципов: законности, обоснованности целесообразности, неотвратимости, справедливости индивидуализации.

^ Стадии юридической ответственности:

Возникновение ответственности /с момента совершения правонарушения, как юридического факта, который создает соответствующие правоотношения/;

- установление компетентными государственными органами субъекта и других элементов правонарушения;

- определение вида и степени /размера/ ответственности;

- реализация конкретных методов юридической ответственности основании соответствующего правоприменительного акта.

Существуют следующие 6 видов юридической ответственности:

1. Конституционная - наступает за. нарушение конституционных норм,

2. Дисциплинарная - наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской дисциплины.. 3. Материальная - наступает при нанесении материального ущерба предприятию, учреждению, организацию,

4. Гражданская - наступает, главным образом, за неисполнение договорных обязательств, за причинение вреда.

5. Административная - наступает за совершение административ­ных правонарушений, предусмотренных кодексом об административных правонарушениях или другим административным законодательством.

6. Уголовная /криминальная/ - наступает за совершение преступления, предусмотренного уголовным кодексом.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Лекции по дисциплине: «Основы права» Для дневной и заочной форм обучения iconЛекции по дисциплине: «Основы права» Для дневной и заочной форм обучения
...
Лекции по дисциплине: «Основы права» Для дневной и заочной форм обучения iconДипломникам бакалаврам дневной и заочной форм обучения
Анкету, Заявку и Соглашение для поступления на 5 курс (только для студентов Дневной формы обучения)
Лекции по дисциплине: «Основы права» Для дневной и заочной форм обучения iconВопросы к экзамену по курсу «Гражданское процессуальное право» для студентов дневной и заочной форм обучения
Гражданское процессуальное право как отрасль права: понятие, предмет, метод и система
Лекции по дисциплине: «Основы права» Для дневной и заочной форм обучения iconРасчет стержней решетчатых конструкций
Сборник заданий предназначен для студентов энергетических специальностей дневной, вечерней и заочной форм обучения, изучающих курс...
Лекции по дисциплине: «Основы права» Для дневной и заочной форм обучения iconМетодические указания к лабораторной работе №4 тмо исследование нагрева образца при постоянной температуре в печи (для студентов специальности 05060101-Теплоэнергетика дневной и заочной форм обучения)
Методические указания к лабораторной работе «Исследование нагрева образца при постоянной температуре в печи» по курсу «Тепломассообмен»...
Лекции по дисциплине: «Основы права» Для дневной и заочной форм обучения iconКонспект лекций по дисциплине «социология» для студентов дневного и заочного отделения
Конспект лекций предназначен для самостоятельной работы студентов и имеет своей целью оказать теоретическую и практическую помощь...
Лекции по дисциплине: «Основы права» Для дневной и заочной форм обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения
Охватывает темы всей дисциплины, изученной за три семестра
Лекции по дисциплине: «Основы права» Для дневной и заочной форм обучения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «государственная служба республики казахстан» для специальностей «5B030100-Юриспруденция», «5B030200-Международное право» (для очной и заочной форм обучения)
Составитель: Мусилимова Карлыгаш Сериковна кандидат юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права,...
Лекции по дисциплине: «Основы права» Для дневной и заочной форм обучения iconМетодические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Организация, нормирование и оплата труда на предприятии» для студентов экономических специальностей
В методических указаниях даются рекомендации и пояснения к проведению лабораторных работ по дисциплине «Организация, нормирование...
Лекции по дисциплине: «Основы права» Для дневной и заочной форм обучения iconМетодические указания для студентов специальности 050501. 15 Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство) дневной и заочной форм обучения
Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Лекции по дисциплине: «Основы права» Для дневной и заочной форм обучения iconУчебно-методический комплекс по курсу «Гражданское право» рассмотрен, утвержден и рекомендован к опубликованию на заседании кафедры гражданского права и процесса. Протокол №9 от 31 марта 2005
Гражданское право: Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения / Авт сост.: В. Н. Паращенко, И. П....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы