ЛЕКЦИЯ\n – АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ\nКОМПЛЕКС icon

ЛЕКЦИЯ – АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС


Скачать 362.82 Kb.
НазваниеЛЕКЦИЯ – АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
страница1/6
Размер362.82 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6
2a7690f7.gif" ALIGN=LEFT>ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ГЭК, ПО «ЭКОНОМИКЕ АПК»


ЛЕКЦИЯ – АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

56

Агропромышленный комплекс — приоритетная отрасль национальной экономики. Агропромышленный комплекс Республики Беларусь выполняет экономическую, социальную, экологическую, историческую функции и является приоритетной отраслью национальной экономики. Он призван обеспечить продовольственную безопасность страны, создать необходимые резервы питания и сельскохозяйственного сырья для повышения уровня продовольственного обеспечения и покупательского спроса населения, обеспечить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

АПК Беларуси является крупной межотраслевой подсистемой объединяющей 9 отраслей народного хозяйства - сельское хозяйство, пищевая промышленность, молочная, мясная, комбикормовая, легкая (в части переработки сельскохозяйственного сырья), тракторное машиностроение строительство, материально-техническое обеспечение и агросервис. В АПК производится 1/3 валового внутреннего продукта. В отраслях АПК занято 1,5 млн. человек или 30% всех работающих в народном хозяйстве, в нем формируется 1/3 национального дохода. В сельском хозяйстве занято 450 тыс. человек, что составляет окло 10 % занятых. За счет продукции аграрного сектора и промышленных товаров, получаемых из сельскохозяйственного сырья, обеспечивается 96% продуктов питания, формируется почти 75% розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли.

В свою очередь сельское хозяйство – крупный потребитель промышленных товаров. Промышленность поставляет селу трактора, автомобили, оборудование, ГСМ, мин.удобрения, комбикорма и. т.д. Т.о., развитие целого ряда отраслей промышленности в значительной мере зависит от спроса со стороны сельского хозяйства и в то же время успешное функционирование сельскохозяйственных предприятий во многом определяется уровнем индустриального развития.

Агропромышленный комплекс – сложившаяся единая система сельского хозяйства и промышленных отраслей и предприятий, интегрированных общей задачей обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, которые связаны стабильными, долговременными производственными и коммерческими связями, охватывающими производство средств производства для с/х, само сельское хозяйство, хранение, переработку, транспортировку и сбыт готовой продукции.


^ Структура АПК и соотношение отраслей

АПК характеризуется особой сложностью. Соотношение отраслей, входящих в него, выражает его структуру. Ее можно рассматривать с разных сторон.

Организационно-экономическая (организационно-функциональная) структура АПК включает в себя три сферы:

1. Отрасли, производящие средства производства для всех звеньев АПК.

2. Сельское хозяйство, осуществляющее производство продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

3. Отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка сельскохозяйственной продукции, ее хранение, транспортировка и реализация). В третью сферу агропромышленного комплекса входят предприятия и организации, занятые хранением, переработкой, транспортировкой и реализацией сельскохозяйственной продукции. В их число входят: пищевая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая, а также легкая промышленность, работающая на сельскохозяйственном сырье, торговля продовольственными товарами. Здесь создается конечный продукт – на уровне АПК это продукция, созданная во всех сферах производства, используемая на конечное потребление и на экспорт.

Первая сфера агропромышленного комплекса включает следующие отрасли промышленного производства:

тракторное и сельскохозяйственное машиностроение;

машиностроение для животноводства;

машиностроение для кормопроизводства;

машиностроение для пищевой промышленности;

производство минеральных удобрений;

микробиологическая промышленность;

производство химических удобрений и других средств химизации, а также средств защиты растений;

сельское строительство;

сельскохозяйственная авиация;

ремонт и техническое обслуживание основных средств сельскохозяйственного назначения и т. п.

Пищевая промышленность РБ представлена 787 предприятиями. В т.ч. 45 молочных комбинатов и заводов, мясокомбинатов – 25, сахарных комбинатов — 4, предприятий мукомольной, крупяной и комбикормовой промышленности — 50. На базе перерабатывающих предприятий созданы 5 объединений.

Воспроизводственно-функциональная структура АПК состоит из пяти стадий агропромышленного воспроизводства:

1. Производства средств производства.

2. Сельскохозяйственного производства.

3. Производства продовольствия, предметов потребления из сельскохозяйственного сырья.

4. Производственно-технического обслуживания всех стадий воспроизводственного процесса.

5. Реализации конечного продукта АПК потребителю.

Воспроизводственно-функциональная структура АПК показывает соотношение основных технологических стадий производства конечного продукта АПК и роль каждой из них в формировании его стоимости. Основным направлением совершенствования воспроизводственно-функциональной структуры АПК является оптимизация пропорций развития между отдельными и всеми вместе стадиями единого процесса воспроизводства конечного продукта АПК.

Территориальная (региональная) структура АПК включает совокупность соответствующих отраслей в рамках данной территории, т.е. в масштабах республики, области и района. Территориальные АПК районов и областей являются составными элементами единого агропромышленного комплекса республики. Их главная функция – оптимизация размеров производства сельскохозяйственной и промышленной продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства для нужд местного населения и для продажи и обмена с потребителями других региональных АПК. Отличительной особенностью региональных АПК является то, что специализация сельскохозяйственного производства того или иного региона соответственно влияет на специализацию их АПК.

Продуктово-сырьевая структура АПК включает продовольственный комплекс и комплекс непродовольственных товаров. Продовольственный комплекс включает подкомплексы: зернопродуктовый, картофелепродуктовый, свеклосахарный, плодоовощеконсервный, водочно-винодельный, мясной, молочный, масложировой. Комплекс непродовольственных товаров включает следующие подкомплексы: кормовой, текстильный, кожевенный, меховой и др.

В каждый из этих комплексов и подкомплексов входят предприятия по производству соответственно специализированных средств производства, сельскохозяйственного сырья и его промышленной переработке, хранению и реализации готовой продукции.

Основная целевая функция продуктово-сырьевых комплексов и подкомплексов — максимальное удовлетворение потребностей населения в соответствующих видах продукции.

^ Производственная и социальная инфраструктуры АПК

Инфраструктура включает в себя предприятия и организации, обслуживающие АПК. Они обеспечивают общие условия развития производства и жизнедеятельности людей. По своему целевому назначению инфраструктура как целостная система подразделяется на производственную и социальную.

^ Производственная инфраструктура включает: систему материально-технического обслуживания (электро-, газо-, водоснабжение и т.д.); систему материально-технического снабжения и заготовок сельскохозяйственной продукции, элеваторное, холодильное и складское хозяйство; систему доведения продукции до потребителя (распределительные холодильники, оптовые базы и т.д.); транспорт и связь по обслуживанию производственных нужд всех отраслей и предприятий АПК.

Производственная структура АПК обеспечивает взаимосвязь всех фаз процесса воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления. Задачей производственной инфраструктуры являются обеспечение нормального функционирования сельскохозяйственных предприятий, освобождение от несвойственных им функций и сосредоточение их усилий на основной деятельности. Эффективность функционирования производственной инфраструктуры выражается в увеличении производства, сохранении качества и устранении потерь сельскохозяйственной продукции.

^ Социальную инфраструктуру образуют: дошкольные учреждения, органы просвещения, образования, науки; учреждения здравоохранения, спорта, охраны окружающей среды; жилищно-коммунально-бытовое хозяйство; розничная торговля и общественное питание; общественный транспорт, связь; информационная служба; служба охраны и техники безопасности труда. Задачей социальной инфраструктуры является обеспечение нормальной жизнедеятельности, воспроизводства и закрепления рабочей силы. Эффективность функционирования социальной инфраструктуры АПК выражается в повышении производительности труда и уровня жизни его работников.

Следовательно, производственные и социальные инфраструктуры обслуживают все стадии агропромышленного производства. Поэтому их роль в повышении уровня интенсификации и эффективности АПК неуклонно растет.



  1. ^ Основные задачи развития АПК

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1 августа 2011 г. № 342 О Государственной программе устойчивого развития села на 2011–2015 годы

^ Основные задачи

создание комплекса экономических и правовых условий для мотивированного, эффективного и беспрепятственного хозяйствования субъектов в сельской местности за счет реализации мер по повышению эффективности государственной поддержки АПК, развитию государственно-частного партнерства, стимулированию привлечения инвестиций, в том числе иностранных, развитию предпринимательства, усилению мотивации труда, стимулированию развития крупнотоварного производства, созданию кооперативно-интеграционных формирований, поддержке малых форм хозяйствования, техническому и технологическому переоснащению АПК, обеспечению устойчивых темпов роста объемов производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия исходя из экономической целесообразности и повышению эффективности их продаж, в том числе на экспорт, совершенствованию кадрового и научного обеспечения АПК

^ Поставленные цели носят комплексный характер и могут быть достигнуты при условии одновременной реализации двух приоритетных направлений, к которым относятся:

формирование рыночного экономического механизма хозяйствования, обеспечивающего повышение эффективности агропромышленного производства, развитие предпринимательской инициативы, привлечение и рациональное использование инвестиций в сельской местности;

обеспечение возможностей для повышения доходов сельских жителей, сближение уровня выполнения социальных стандартов в городах и на селе, стимулирование закрепления населения в сельской местности.

Для решения производственных задач предусмотрены:

совершенствование государственного регулирования АПК с учетом международной практики и нормативной правовой базы Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;

совершенствование государственной поддержки АПК, первоочередное ее оказание производствам и организациям, обеспечивающим высокую окупаемость ресурсов, рост добавленной стоимости, а также имеющим важное социально-экономическое значение для экономики страны и региона;

развитие рыночных механизмов ценообразования, интервенционного регулирования сбалансированности рынка, мотивации труда работников и трудовых коллективов, увязанных с результатами финансово-экономического положения организаций;

совершенствование организационной структуры АПК на основе государственно-частного партнерства, развития продуктовых кооперативно-интеграционных формирований регионального и республиканского уровней, объединяющих (кооперирующих) перерабатывающие, производящие и торговые организации;

увеличение объемов производства и сбыта продукции исходя из экономической целесообразности, выхода товарной продукции с высокой добавленной стоимостью из единицы производимого сырья.

В 2015 году производство зерна планируется в объеме 12 млн. тонн, молока – 10,7 млн., сахарной свеклы – 5,5 млн., реализация скота и птицы (в живом весе) – 2 млн. тонн.

обеспечение безопасности и высокого качества продукции сельского хозяйства и продовольствия;

укрепление продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны с выходом на оптимальные параметры продовольственного снабжения населения;

активизация инновационной деятельности в АПК, его техническое переоснащение с переходом на адаптивные ресурсосберегающие технологии в растениеводстве, животноводстве и переработке сельскохозяйственной продукции, приведение затрат на производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия к нормативному уровню. В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, прирост производительности труда составит 67 процентов, уровень рентабельности продаж – 10–11 процентов.

формирование эффективной внешнеторговой политики, обеспечивающей рост экспорта, достижение положительного сальдо внешнеторгового баланса за счет рационального использования экспортного потенциала, оптимизации структуры внешней торговли, создания системы продвижения продукции сельского хозяйства и продовольствия на внешние рынки, включающей информационно-аналитические маркетинговые и логистические центры, совместные предприятия, биржи, финансово-промышленные группы, производственные и торгово-сбытовые корпорации, торговые представительства за рубежом и другое. Экспортные поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия в 2015 году достигнут 7,2 млрд. долларов США, положительное сальдо – 4 млрд. долларов США.

структурировать бюджетное финансирование сельского хозяйства на:

финансирование государственных мероприятий по развитию села, реализация которых имеет важные социально-экономические последствия и по принятой в международной практике классификации не оказывает искажающего влияния на производство и торговлю (сохранение почвенного плодородия, мелиорация, подготовка кадров, научные исследования, противоэпизоотические и фитосанитарные меры и другие направления);

государственную поддержку развития сельскохозяйственных организаций, включающую субсидии, направляемые на:

реализацию целевых программ развития АПК и крупных инвестиционных проектов, требующих привлечения значительных ресурсов, аккумулирование которых не может быть обеспечено организациями самостоятельно, и имеющих длительные сроки окупаемости;

поддержку текущей деятельности сельскохозяйственных организаций;

выделять субсидии на закупку удобрений, средств защиты, горюче-смазочных материалов, запасных частей и других товарно-материальных ценностей непосредственно сельскохозяйственным организациям по нормативам, устанавливаемым к объемам производства сельскохозяйственной продукции и площади земель сельскохозяйственного назначения с учетом их кадастровой оценки. Это позволит обеспечить доступ к получению государственных средств производителям сельскохозяйственной продукции независимо от формы собственности, подчиненности, размера. Производителям сельскохозяйственной продукции будет предоставлена возможность самостоятельно использовать государственные средства в соответствии с установленным Министерством сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с заинтересованными перечнем разрешенных направлений расходования бюджетных ресурсов;

увеличить в общем объеме бюджетных трансфертов селу долю государственных мероприятий (меры «зеленой корзины») в целях обеспечения развития механизма бюджетного финансирования сельского хозяйства в соответствии с принципами Всемирной торговой организации и условиями Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;

обеспечить поэтапное сокращение государственного финансирования мероприятий, оказывающих искажающее влияние на торговлю. В соответствии с соглашениями о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации уровень государственной поддержки развития сельскохозяйственных организаций, оказывающей искажающее влияние на торговлю, рассчитываемый как процентное отношение объема такой поддержки к валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров, будет поэтапно снижен в течение периода реализации Государственной программы до 12 процентов, в том числе в 2011 году – до 16 процентов, 2012 году – до 15, 2013 году – до 14, 2014 году – до 13, 2015 году – до 12 процентов. В последующем уровень такой поддержки не должен превышать 10 процентов;

осуществлять выбор юридических лиц для реализации крупных инвестиционных проектов (строительство животноводческих объектов, инфраструктуры по хранению, переработке и продвижению на рынок сельскохозяйственной продукции) с государственной поддержкой путем проведения открытого конкурса с предоставлением бизнес-планов, подтверждающих эффективность вкладываемых государственных средств.

Предусматривается обеспечить развитие рынка кредитования мероприятий в области АПК посредством привлечения различных финансовых институтов (банки, небанковские кредитно-финансовые организации) на условиях конкурсного размещения заявок и перехода к удешевлению стоимости заемных средств, направляемых на финансирование мероприятий в АПК, через возмещение организациям-заемщикам части процентов по банковским кредитам.

Совершенствование системы налогообложения в дальнейшем будет осуществляться в целях формирования рациональных экономических связей, активизации инвестиционных процессов в сфере АПК.

Сохранится возможность выбора юридическими лицами предпочтительного для них режима налогообложения – общей системы с применением налоговых льгот или единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, ставка которого снижена с 2 до 1 процента.

Кроме того, планируется:

предусмотреть механизмы налогового стимулирования реализации продукции сельского хозяйства на экспорт;

расширить сферу применения льготного налогообложения, установленного для сельскохозяйственных организаций. В этих целях необходимо:

отнести для условий налогообложения к сельскохозяйственной продукции продукцию пушного звероводства;

позволить организациям, оказывающим услуги сельскохозяйственным организациям в части изготовления концентрированных кормов для сельскохозяйственных животных, применять налоговые преференции, предусмотренные для сельскохозяйственных организаций по исчислению налога на добавленную стоимость и платежей в Фонд социальной защиты населения;

рационализировать механизмы налогообложения участников кооперативно-интеграционных формирований.

Совершенствование механизма ценообразования осуществляется путем либерализации порядка установления и согласования цен (тарифов), сокращения объемов товарооборота и номенклатуры товаров, цены по которым регулируются государственными органами, развития механизма рыночного регулирования цен.

Цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, планируется устанавливать с учетом конъюнктуры цен на рынке Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В отношении сельскохозяйственной продукции, поставляемой не для государственных нужд, применяется механизм свободного ценообразования в соответствии с законодательством.

Государственными органами антимонопольного регулирования предпринимаются меры по обеспечению свободного перемещения на территории страны сельскохозяйственного сырья и продовольствия, недопущению необоснованного ограничения поставок за пределы регионов товаров сельскохозяйственного происхождения и ввоза таких товаров на территорию региона.

^ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕШЕНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Повышение эффективности сельскохозяйственного производства будет обеспечено за счет реализации системных мер, предусматривающих:

приведение затрат на производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия к нормативному уровню;

повышение продуктивности отраслей сельского хозяйства;

развитие материальной базы и технико-технологическое переоснащение агропромышленного производства;

установление приоритета экономических показателей, характеризующих доходность производства, рентабельность продаж товаров, продукции, работ, услуг, окупаемость инвестиций, что позволит создать эффективный механизм оценки результатов хозяйствования, ориентирующий организации АПК на укрепление экономики, способствующий наращиванию производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия на основе использования наиболее экономически выгодных организационных, технических и технологических подходов.

В целях приведения затрат на производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия к нормативному уровню предусматривается:

реализовать научно обоснованные схемы размещения по регионам республики экономически целесообразных видов производства сельскохозяйственной продукции для удовлетворения внутреннего и внешних рынков;

сформировать целевые региональные системы земледелия, обеспечивающие снижение уровня удельных затрат на производство продукции и повышение экономической отдачи земли;

внедрить интенсивные системы кормопроизводства, обеспечивающие получение сбалансированных по элементам питания кормов;

реализовать ресурсосберегающие технологические процессы в земледелии и животноводстве на основе использования новейших технических средств;

обеспечить строгое исполнение технологических регламентов производства продукции растениеводства и животноводства с установлением мер ответственности юридических лиц за их нарушение.

За счет приведения затрат к нормативному уровню будет обеспечена экономия ресурсов около 1 трлн. рублей.

Повышение продуктивности отраслей растениеводства и животноводства позволит снизить удельные затраты на производство сельскохозяйственной продукции на 5–10 процентов, что в текущих условиях оценивается в сумме 1,5 трлн. рублей. В этих целях намечается к 2015 году довести урожайность зерновых и зернобобовых до 43 центнеров с гектара, сахарной свеклы – до 524, картофеля – до 300, рапса – до 21,5, льнотресты – до 44 центнеров с гектара средним номером 1,75.

^ Удой молока на корову достигнет не менее 6,3 тыс. килограммов, среднесуточный прирост крупного рогатого скота и свиней составит соответственно 850 и 650 граммов.

Рентабельность продаж к 2015 году зерна достигнет 25 процентов, картофеля и овощей – 30, сахарной свеклы – 18, льнопродукции – 5, молока – 13, свиней – 10, мяса птицы и яиц – 15 процентов.

Планируется обеспечить безубыточное производство мяса крупного рогатого скота.

Для решения этих задач предусматривается:

довести в 2015 году внесение удобрений: органических – до 55,7 млн. тонн в год (до 12 тонн на гектар пашни)

минеральных – до 1931 тыс. тонн действующего вещества, в том числе азотных – до 767 тыс., фосфорных – до 316 тыс., калийных – до 848 тыс. тонн действующего вещества (не менее 270 килограммов действующего вещества на гектар сельскохозяйственных земель и 330 килограммов на гектар пашни) (рис. 2);

стабилизировать посевные площади зерновых и зернобобовых культур в сельскохозяйственных организациях на уровне 2,5–2,6 млн. гектаров, обеспечив в ее структуре посевные площади кукурузы, высеваемой на зерно, на уровне 150–200 тыс. гектаров, зернобобовых культур – 150–180 тыс. гектаров;

оптимизировать структуру посевов многолетних трав и довести посевы бобовых и бобово-злаковых до 90 процентов, в том числе клевера лугового в чистом виде до 250 тыс. гектаров, люцерны – до 100 тыс. гектаров, бобово-злаковых травосмесей – до 320 тыс. гектаров;

сохранить посевную площадь кукурузы на силос – 630–650 тыс. гектаров, в южной и центральной частях республики перейти на сев среднеспелых, а в северной части – скороспелых гибридов кукурузы и обеспечить производство силоса в объеме 14 500 тыс. тонн с содержанием обменной энергии не менее 10 МДж на килограмм сухого вещества;

увеличить посевы однолетних культур, в том числе в поукосных, пожнивных и других промежуточных посевах, до 400 тыс. гектаров;

довести объемы заготовки сенажа и силоса с упаковкой в полимерные материалы (рукава, пленка) до 10–15 процентов от общего объема заготовки в 2015 году;

создать крупнотоварное производство плодов и ягод десертного назначения на площади 6,3 тыс. гектаров;

создать сырьевые зоны организаций обрабатывающей промышленности с использованием сортов плодов и ягод, пригодных для механизированной уборки;

^ В целях развития производственного потенциала сельскохозяйственного производства предусматривается:

построить 875 и провести реконструкцию и модернизацию 1358 молочнотоварных ферм с внедрением современных технологий (рис. 3);построить, реконструировать и модернизировать 2846 помещений для содержания молодняка крупного рогатого скота; построить 55 помещений по выращиванию и откорму крупного рогатого скота мясного направления; обеспечить строительство 72 современных комплексов по выращиванию свиней с законченным циклом производства и 38 репродукторов на действующих комплексах с использованием на них прогрессивных технологических решений; создать 11 специализированных индустриальных комплексов для выращивания товарной продукции лососевых рыб мощностью до 1,5 тыс. тонн, осетровый комплекс мощностью до 100 тонн.

Предполагается поставить сельскому хозяйству 7,7 тыс. зерно- и 2,1 тыс. кормоуборочных комбайнов, 11 тыс. тракторов (из них 3,1 тыс. с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил), 2,7 тыс. погрузчиков, 4,4 тыс. автомобилей грузовых общего и специального назначения, и другой сельскохозяйственной техники.



52

^ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ


Эффективность производственной деятельности – это результативность хозяйствования.

Поскольку основной целью предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений является прибыль, то в качестве критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат капитала (ресурсов) при обеспечении конкурентоспособности продукции. При внедрении ресурсосберегающих технологий критерием эффективности является минимизация затрат и ресурсов на единицу конечного результата. В рыночных условиях сохраняется и общий народнохозяйственный критерий эффективности: максимизация национального дохода, валового внутреннего продукта на единицу затрат и ресурсов для повышения уровня жизни народа.

Различают общую (абсолютную), сравнительную (относительную) и социально-экономическую эффективность. Первый показатель применяется для оценки результатов производственной деятельности на макро- и микроуровнях за определенный период и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям, отраслям, межотраслевым комплексам, а также по районам, областям и республике в целом.

Сравнительная (относительная) эффективность используется при обосновании вариантных решений и отборе среди них наиболее оптимального.

Социальная эффективность – соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества. Она выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей за счет создаваемого продукта и связана с уровнем жизни населения, содержанием и условиями труда, состоянием среды обитания человека, масштабами свободного времени.

Для определения абсолютной эффективности производства применяются обобщающие и дифференцированные показатели.

Абсолютная эффективность использования какого-либо одного вида затрат и ресурсов выражается в системе дифференцированных показателей. Формулы расчета прямых показателей данной системы на сельскохозяйственных предприятиях приведены в табл.

^ Таблица 1. – Система дифференцированных показателей оценки эффективности производства в сельском хозяйстве



Ресурс


Результат производства

Валовая продукция (ВП)

Товарная продукция (ТП)

Валовой доход (ВД)

Чистый доход (ЧД)

Земельные угодья (Ѕ)

ВП/ Ѕ

ТП/ Ѕ

ВД/ Ѕ

ЧД/ Ѕ

Живой труд (Т)

ВП/ Т

ТП/ Т

ВД/ Т

ЧД/ Т

Овеществленный труд (Ф)

ВП/ Ф

ТП/ Ф

ВД/ Ф

ЧД/ Ф

^ Описать показатели в таблице


Объемные показатели экономического эффекта включают натуральные и стоимостные измерители. Последние имеют не только учетное, но и экономическое значение, так как с их помощью опосредуются товарно-денежные отношения.

Обобщающими показателями эффективности производства в являются себестоимость, прибыль и рентабельность. Данные показатели отражают эффективность работы отраслей, предприятия и отдельных хозрасчетных подразделений.

Себестоимость продукции складывается из нескольких видов затрат, имеющих разное производственное назначение. Себестоимость отдельных видов продукции колеблется по отдельным хозяйствам и районам страны. Поэтому изучение тенденций изменения себестоимости и ее структуры позволяет вскрыть неиспользованные внутрихозяйственные резервы, соотношение отдельных видов и элементов затрат и наметить направления, в которых в хозяйствах должны приниматься практические меры по снижению себестоимости продукции.

Структура себестоимости сельскохозяйственной продукции показывает процентное соотношение отдельных элементов (видов) расходов в общей сумме затрат на производство и реализацию продукции. Различия в структуре себестоимости одинаковых сельскохозяйственных продуктов на разных сельхозпредприятиях отражают различия в уровне ведения хозяйства, технической оснащенности производства, урожайности культур и продуктивности животных, производительности труда и т.д.

Изучение тенденций изменения структуры себестоимости в динамике позволяет более качественно управлять затратами, выявлять виды (элементы) затрат, сокращению которых следует уделить первостепенное внимание. Однако необходимо оговориться, что в условиях высоких темпов инфляции, выражающейся в постоянном росте цен на потребляемые в аграрном секторе ресурсы, снижение себестоимости продукции в абсолютном выражении не представляется возможным. Поэтому основная задача деятельности сельскохозяйственных предприятий заключается в недопущении непроизводительных расходов и экономии ресурсов.

Важнейшими показателями, объективно влияющими на себестоимость продукции растениеводства, являются: качественная оценка сельскохозяйственных угодий в баллах; оснащенность предприятия основными фондами в расчете на каждые 100 га сельскохозяйственных угодий; оснащенность предприятий энергоресурсами в расчете на 100 га тех же угодий в л.с.; обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами в расчете на 100 га земельных угодий; уровень интенсивности использования сельскохозяйственных угодий по удельной величине производственных затрат, в том числе удобрений, на 100 га угодий; уровень специализации земледелия по удельной величине выручки от реализации растениеводческой продукции в общей ее сумме по хозяйству.

В животноводческих отраслях факторными показателями, влияющих на себестоимость, являются: уровень кормления по годовому расходу кормов в расчете на одну голову, т корм, ед.; себестоимость 1 т корм. ед. годового рациона продуктивного стада; сбалансированность кормов по переваримому протеину в кг на 1 ц корм, ед.; уровень концентрации производства по плотности поголовья продуктивного стада в расчете на каждые 100 га сельскохозяйственных угодий; уровень специализации по удельному весу выручки от реализации продукции отрасли в общей выручке по хозяйству и др.

На себестоимости агропромышленной продукции отражаются результаты всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Однако себестоимость не показывает, как изменяется доходность производства, насколько оно эффективно, как прибыль предприятия соотносится с затратами.

Прибыль – один из важнейших показателей, характеризующих экономическую эффективность сельскохозяйственного производства. В нем отражаются результаты затрат не только живого, но и прошлого, овеществленного труда, качество реализуемой продукции, уровень организации производства и его управления. Прибыль зависит от цен на продукцию предприятия, покупные материалы и сырье, уровня оплаты труда, а также структуры производственных затрат.

Прибыль часть чистого дохода, исчисляемая как разность между выручкой предприятия за реализованную продукцию и затратами на ее производство.

Рассмотрим, что включают в себя понятия «выручка от реализации готовой продукции, работ, услуг», а также «операционные доходы и расходы», «внереализационные доходы и расходы».

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг – денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договором.

Согласно нормативным документам в учетной политике организации отражается метод признания выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг – либо «по оплате» либо «по отгрузке».

В составе операционных доходов отражают: доходы от продажи внеоборотных активов и иного имущества; арендную плату; платежи по лизинговым договорам за пользование объектами интеллектуальной собственности; доходы от вкладов в уставные фонды других организаций и иное.

Операционные расходы представляют собой:

– затраты, соответствующие операционным доходам, полученным организацией в отчетном периоде;

– затраты, не приводящие к появлению в будущем экономических выгод, и признаваемые расходами в период осуществления.

Внереализационные доходы – штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков, когда получены от должника, т.е. когда судом вынесено решение об их взыскании и они признаны должником.

Внереализационные расходы – штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков, когда они фактически уплачены, т.е. когда судом вынесено решение об их взыскании и они признаны организацией.

Различают валовую прибыль, прибыль от реализации продукции, работ, услуг, чистую прибыль.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг – превышение выручки от реализации готовой продукции, работ, услуг над себестоимостью реализованной продукции, работ, услуг.

Сопоставление выручки от реализации готовой продукции, работ, услуг с себестоимостью реализованной продукции, работ, услуг, операционных доходов с операционными расходами, внереализационных доходов и внереализационных расходов согласно отчетам предприятия позволяет определить величину балансовой (валовой) прибыли (убытка).

Чистая прибыль – балансовая прибыль за минусом уплаченных налогов.

Как экономическая категория прибыль в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования, но не дает представления о степени данной эффективности. Для определения сравнительной экономической эффективности производства отдельных видов продукции, отраслей и хозяйств в целом необходимо полученную прибыль сопоставить с себестоимостью реализованной продукции.

Рентабельность – важнейшая экономическая категория, которая означает доходность, прибыльность предприятия.

Уровень рентабельности определяется в процентах как отношение полученной предприятием прибыли к себестоимости реализованной продукции.

В тех случаях, когда производство продукции является для сельскохозяйственного предприятия убыточным (себестоимость реализованной продукции превышает выручку), определяется уровень убыточности. Данный показатель рассчитывают как отношение величины убытка от реализации продукции к себестоимости и выражают в процентах.

Другим показателем рентабельности производства является норма прибыли, которая позволяет выявить, насколько эффективно используется вся сумма участвующих в производстве средств. Этот показатель исчисляют в целом по предприятию как отношение полученной прибыли к стоимости основных производственных фондов и оборотных средств, выраженное в процентах.

Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:

рентабельность продукции – определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости реализованной продукции;

рентабельность продаж – определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к выручке от реализации продукции, работ, услуг;

Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов и ресурсов.

Рентабельность собственного капитала определяется как отношение прибыли предприятия к величине собственного капитала; рентабельность инвестированного капитала определяется как отношение прибыли предприятия к сумме инвестированного капитала; рентабельность активов определяется как отношение прибыли предприятия к средней величине активов и др.

Наиболее полное представление об экономическом уровне хозяйствования, эффективности производства и использования производственных ресурсов, финансовых результатах работы за год дает одновременный анализ всех показателей рентабельности.


57
^

ЛЕКЦИЯ – ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ АГРОПРЕДПРИЯТИЯ




Для успешного ведения сельскохозяйственного производства все аграрные формирования должны располагать соответствующей материально-технической базой, важнейшей составной частью которой являются основные производственные фонды.

Главными определяющими признаками основных средств являются срок полезного использования и способ перенесения их стоимости на создаваемый продукт.

^ Основные фонды – это средства труда, которые

неоднократно участвуют в производственном процессе, • сохраняя при этом на протяжении всего периода свою натурально-вещественную форму, выполняют одну и ту же функцию в течении нескольких производственных циклов и переносят свою стоимость на произведенную продукцию частями, по мере износа и утраты своей потребительной стоимости в виде амортизационных отчислений.

Основные фонды (средства) – это решающий фактор развития экономики страны, всех отраслей агропромышленного комплекса. Они являются основой увеличения валового внутреннего продукта, объемов продукции предприятий, благосостояния населения. Основные фонды определяют уровень развития материально-технической базы агропромышленных предприятий, фондовооруженность труда, его квалификацию и производительность.

Основные фонды учитываются в натуральном и стоимостном выражении.

Стоимостная оценка основных фондов необходима для определения их общего объема, учета их динамики, планирования их воспроизводства, установления износа, начисления амортизации, расчета себестоимости продукции, рентабельности предприятий и т. д.

В практике учета и планирования применяются три вида оценки основных средств: первоначальная стоимость, восстановительная и остаточная стоимость.

Первоначальная стоимость основных фондов представляет собой сумму затрат на приобретение, возведение (сооружение) основных средств, включая расходы на их доставку, монтаж и иные расходы, необходимые для доведения объекта до состояния готовности к эксплуатации.

Восстановительная стоимость основных средств – это стоимость их воспроизводства в современных условиях независимо от времени ввода их в эксплуатацию, т. е. это стоимость основных фондов, вступивших в эксплуатацию в различные годы, оцененных по их современным ценам. Выступает как полная и остаточная.

Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной или восстановительной стоимостью и суммой износа.

^ Экономические основы воспроизводства основных фондов: износ, амортизация, воспроизводство.

Участвуя в процессе производства, основные фонды подвергаются износу, то есть теряют свои первоначальные качества и утрачивают потребительскую стоимость и стоимость.

Различают два вида износа: износ физический и износ моральный.

Физический износ отражается на ухудшении технических параметров (экономический – на уменьшении стоимости). Физический (технический или материальный) износ зависит прежде всего от степени загрузки и качества основных фондов, а также от порядка содержания и ухода за ними, уровня квалификации обслуживающего персонала и темп. режима. На практике принимаются во внимание наиболее важные из них, при этом также учитываются экономически целесообразные сроки службы.

Физический износ – это материальное изнашивание основных фондов в процессе их использования пропорционально интенсивности и продолжительности их функционирования, а также в результате влияния на них различных факторов производства.

Под моральным износом понимается уменьшение стоимости основных фондов до окончания срока службы вследствие снижения затрат на их воспроизводство, по мере того как новые виды основных фондов начинают производиться дешевле, имеют более высокую производительность и технически более совершенны. Поэтому применение морально устаревших машин и оборудования становится экономически невыгодным в результате их низкой производительности и высокой стоимости.

Различают две формы морального износа. Первая характеризуется уменьшением стоимости воспроизводства средств труда. В этом случае машины той же конструкции производятся дешевле и переносят меньшую стоимость на готовый продукт. Вторая форма морального износа связана с внедрением новых, более совершенных средств труда, применение которых дает больший экономический эффект. Моральному износу подвергаются почти все основные фонды, но в наибольшей степени – рабочие машины. Определяющим фактором морального износа выступает научно-технический прогресс.

Амортизацияэто плановое денежное погашение стоимости основных производственных фондов по мере их износа путем ежегодного перенесения части стоимости на издержки производства.

Таким образом, если износ отражается в уменьшении первоначальной (восстановительной) стоимости основного капитала, то годовые амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции.

Исходя из срока службы каждой единицы основных фондов определяется норма амортизационных отчислений:

На= 100/ Т, %,

где Т– срок службы основного средства.

Нормативные сроки службы устанавливаются только по объектам, не используемым в предпринимательской деятельности, и включенным в их классификацию.

Для объектов, используемых в предпринимательской деятельности, предусматривается применение диапазонных сроков полезного использования. Эти сроки и произведенные от них нормы амортизации устанавливаются по 7 группам основных средств.

Организация может пересматривать нормативные сроки службы и сроки полезного использования основных средств в случаях: модернизации оборудования, технического перевооружения; дооборудования; реконструкции, достройки; восстановления или изменения сроков службы по результатам технического диагностирования; изменение условий эксплуатации.

^ Способы начисления амортизации: линейный (равномерный), нелинейный (ускоренный), производительный.

По объектам, используемым в предпринимательской деятельности, амортизация основных средств начисляется исходя из выбранного способа: линейного и нелинейного способами, а по основным средствам, не используемым в предпринимательской деятельности, – линейным способом.

^ Линейный способ заключается в равномерном (по годам) начислении амортизации в течении всего срока службы (амортизации основных средств). Амортизационные нормы в первом году и каждом из последующих одинаковы.

Ускоренная амортизация позволяет:

– ускорить процесс обновления активной части основных производственных фондов на предприятии;

– накопить достаточные средства (амортизационные отчисления) для технического перевооружения и реконструкции производства;

– уменьшить налог на прибыль;

– избежать морального и физического износа активной части основных производственных фондов, т.е. поддерживать их на высоком техническом уровне.

При нелинейном способе начисления амортизации применяют методы:

– метод суммы чисел лет:

– метод уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения от 1 до 2,5.

Начисление амортизационных отчислений методом суммы чисел лет предполагает определение нормы амортизации (в %) как отношения: в числителе – количество лет, остающихся до конца срока эксплуатации объекта, в знаменателе – сумма чисел лет эксплуатации объекта.

При начислении амортизационных отчислений методом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения до 2,5 норма амортизации, исчисленная как и при линейном способе начисления амортизации, умножается на установленный на предприятии коэффициент ускорения. Норма амортизации при линейном способе определяется как отношение 1 к числу лет эксплуатации объекта и выражается в процентах.

Модель простого и расширенного воспроизводства основного капитала представлена рис.1.


Основные фонды

(первоначальная стоимость)

Амортизационный фонд

Амортизационные

отчисления




Себестоимость

продукции

Прибыль


Выручка от реализации прод-ии



Рис. 1. Модель простого и расширенного воспроизводства основных фондов

Т.о. источниками простого воспроизводства является амортизационный фонд. Источником расширенного воспроизводства СОБСТВЕННЫМ является прибыль предприятия (точнее часть прибыль предприятия, называемая фондом накопления). Также расширенное воспроизводство фондов обеспечивается заемными средствами – кредит, лизинг, бюджетные ассигнования, иностранные инвестиции и др.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

ЛЕКЦИЯ\n – АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ\nКОМПЛЕКС iconЛЕКЦИЯ – АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
За счет продукции аграрного сектора и промышленных товаров, получаемых из сельскохозяйственного сырья, обеспечивается 96% продуктов...
ЛЕКЦИЯ\n – АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ\nКОМПЛЕКС iconКомплекс неполноценности и комплекс превосходства
Нас не должно удивлять, если в случае, в котором мы рассматриваем комплекс неполноценности, мы обнаруживаем более или менее скрытым...
ЛЕКЦИЯ\n – АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ\nКОМПЛЕКС iconЛекция № Вопросы к изучению
Пк это аппаратно-программный комплекс, включающий в себя аппаратную часть, программное обеспечение и документацию, описывающую их...
ЛЕКЦИЯ\n – АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ\nКОМПЛЕКС iconАгропромышленный компл
В него входят отрасли обеспечивающие производство сх продукции, ее переработку, хранения и реализацию, производство средств для апк...
ЛЕКЦИЯ\n – АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ\nКОМПЛЕКС iconКомплекс 1 Упражнения для рук Упражнение 1
Перед тем, как проводить с детьми или одним ребенком комплекс представленных упражнений, необходимо познакомить их (его) с названием...
ЛЕКЦИЯ\n – АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ\nКОМПЛЕКС iconЛекция по теории питания Любовь Симакова. 16: 00 17: 00 лекция по фитнесу Елена Данилова

ЛЕКЦИЯ\n – АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ\nКОМПЛЕКС iconЛекция 1 юридическая психология
Лекция – 2 личность в юридической психологии понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая
ЛЕКЦИЯ\n – АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ\nКОМПЛЕКС iconУчебно-методический комплекс учебно-методический комплекс дисциплины
Кафедра Автомобили и автомобильное хозяйство и методики преподавания технических дисциплин
ЛЕКЦИЯ\n – АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ\nКОМПЛЕКС iconУчебно-методический комплекс учебно-методический комплекс дисциплины
...
ЛЕКЦИЯ\n – АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ\nКОМПЛЕКС iconЛекция 13. 25 Экономическая геология (Сухов) лекция 15. 15 Украинский язык (Уманцева) 6/60
Региональная инженерная г/г и инженерная г/г Украины (Решетов) /Техническая мелиорация (Завальный)
ЛЕКЦИЯ\n – АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ\nКОМПЛЕКС iconАссоциация современного и эстрадного танца Украины Херсонское областное отделение воо асэту танцевальный клуб «Мастер-класс» и Студия танца «Яны Башмаковой» Гостиничный комплекс «Фрегат»
Место проведения: г. Херсон, гостиничный комплекс «Фрегат», Проспект Адмирала Ушакова 2
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы