Лекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии icon

Лекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии


Скачать 80.39 Kb.
НазваниеЛекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии
Дата публикации07.08.2013
Размер80.39 Kb.
ТипЛекция



ТСП Лекция № 5. Страница

Лекция № 5.


Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины

Тема 1. Исходные материалы для разработки технологии



Разработка технологии сборки машины является составной частью технологической подготовки ее производства. Главными принципами проектирования процесса сборки является обеспечение высокого качества изделий, достижение наибольшей производительности и экономичности процесса на основе возможно более широкого применения механизации и автоматизации сборочных работ. Технический и организационный уровень сборки в значительной мере определяет надежность и долговечность машины, а увеличение срока службы и повышение надежности работы машины в период ее эксплуатации – это один из важнейших путей более быстрого оснащения техникой всех отраслей народного хозяйства.

Основой проектирования ТП сборки является определение наиболее рациональной последовательности и установление методов сборки; планирование сборочных операций и режимов сборки по элементам; выбор и конструирование необходимого инструмента, приспособлений и оборудования; назначение технических условий на сборку элементов и общую сборку изделия по операциям; выбор методов и средств технического контроля качества сборки; установление норм времени на выполнение сборочных операций; определение рациональных способов транспортировки деталей, полуфабрикатов и изделий; выбор и проектирование транспортных средств; разработка технологической планировки сборочного цеха и необходимой технической документации.

Разработка ТП и его технологического оснащения должна осуществляться в соответствии со стандартами: ЕСТД и ЕСТПП (расшифровать). ЕСТПП – это система методов и средств технологической подготовки производства, разработанная на основе комплексного использования прогрессивных технологических и организационных решений.

С внедрением этом системы можно повысить уровень применения типовых технологических процессов с 10 – 12% до 50 – 60%, стандартной переналаживаемой оснастки с 20 до 50 – 60% и т.д.

Внедрение ЕСТПП позволяет повысить производительность труда на 30 – 35% в мелкосерийном, на 10 – 15% в крупносерийном и массовом производстве, сокращает в 1,5 – 2,5 раза сроки технической подготовки производства и затраты на ее проведение.

Для разработки ТП сборки машины или СЕ технологу необходимо иметь: сборочные чертежи, характеризующие машину или СЕ с полнотой, необходимой для отчетливого представления конструкции; чертежи деталей; спецификацию деталей по СЕ, технические требования на приемку; годовой план выпуска изделий. Сборочные чертежи, а также чертежи деталей и поузловые спецификации необходимы технологу для изучения конструкции собираемого изделия.

Чертежи, предназначенные для разработки ТП сборки изделия, должны содержать необходимое и достаточное количество проекций и разрезов, позволяющих быстро разобраться в конструкции изделий; подетальную нумерацию; спецификацию деталей; размеры которые должны быть соблюдены в процессе сборки; зазоры и натяги в сочленениях; массы деталей, изготовляемых с допусками по массе, и массу изделия; особые технические требования, которые необходимо выполнить в процессе сборки.

Если наряду со сборочными чертежами технологу будут представлены образец изделия или его узлы, то это ускорит не только изучение конструкции, но и разработку ТП сборки.

После получения перечисленной выше документации технолог изучает чертежи и технические требования к изделию. Эти требования весьма разнообразны, поэтому необходимо выделить и проанализировать только те, от которых зависит качество сборки изделия.

При сборке машин и механизмов основные требования сводятся, как правило, к соблюдению точности положения, вращения, линейного перемещения и т.д. основных их узлов и деталей относительно каких-либо базовых поверхностей или относительно друг друга, причем точностные характеристики машин не всегда задаются в явном виде, т.е. в цифрах.

Точностные характеристики машины определяют либо составлением и решением соответствующих размерных цепей, либо требованиями стандарта, либо экспериментальным путем. Для того, чтобы правильно оценить точностные требования к машине, необходимо перед изучением чертежей конструкции выяснить следующее: целевое назначение машины и технические требования к ней; выходные параметры машины или основные ее характеристики; на какой срок службы рассчитана машина; условия эксплуатации; возможность замены деталей в СЕ машины во время ее эксплуатации; к какому механизму или агрегату будет присоединена данная машина и какие дополнительные нагрузки будет она испытывать в зависимости от этого; программу выпуска машины; техническую оснащенность предприятия, которое будет выпускать машину.

При необходимости следует уточнить и дополнить технические требования к машине, если выяснится какое-либо несоответствие этих требований ее служебному назначению.

После выяснения всех этих вопросов можно приступать к анализу самой конструкции.

При решении сформулированных задач можно рекомендовать следующую последовательность:

  1. Определить точностные требования к конструкции.

  2. Выявить основные точностные параметры конструкции, которые подлежат определению, к ним относятся такие показатели ее точности, которые определяют способность СЕ и машины выполнять заданные им функции или влияют на надежность их работы.

  3. Выявить наихудшие в точностном смысле возможные положения элементов конструкции. Многие детали машин и механизмов в процессе работы перемещаются. Точностные характеристики конструкции будут различными при разном положении звеньев.

  4. Определить заложенные в конструкции методы компенсации погрешностей.

  5. Выбрать способ установки и настройки элементов конструкции.

  6. По выявленным наихудшим взаимным положениям и выбранным способам регулировки конструкции составить ее схему. Последняя должна содержать только те элементы, которые влияют на основные точностные параметры или без которых затруднено понимание конструкции.

  7. Изучить размерные цепи, определяющие основные точностные элементы конструкции.

  8. Сопоставлять полученные значения основных параметров с допусками.

  9. Определить способы контроля основных параметров конструкции и необходимые для этого инструменты и приспособления. Составить схему контроля, на которой показывают измерительный инструмент в его рабочем положении. Следует стремиться к тому, чтобы все основные элементы проверялись раздельно. Для того, чтобы отклонения от какого-либо основного параметра не повлекло за собой разборку всей машины, необходимо предусматривать проверку сразу же, как только собрана группа элементов конструкции, определяющая эти параметры.

  10. Если основные параметры в производстве не могут быть выдержаны в заданных пределах, а также в случае невозможности или большой сложности проведения регулировки и контроля следует совместно с конструкторским отделом откорректировать конструкцию, сделав ее более технологичной, и после этого внести соответствующие изменения в схемы и расчеты.


Последовательность разработки

технологического процесса сборки


  1. В зависимости от программного задания устанавливается целесообразная организационная форма сборки, определяется ее такт и ритм.

  2. Производится технологический анализ сборочных чертежей и рабочих чертежей деталей с позиций отработки технологичности конструкции.

  3. Производится размерный анализ конструкции собираемых изделий с выполнением соответствующих размерных расчетов и устанавливаются рациональные методы обеспечения требуемой точности сборки. Определяется вероятное количество деталей и узлов, непригодных для взаимозаменяемой сборки, размеры регулирования и пригонки.

  4. Определяется целесообразная в данных условиях производства степень дифференциации проектируемого процесса сборки.

  5. Устанавливается последовательность соединения всех сборочных единиц и деталей изделия и составляются схемы общей сборки и узловых сборок изделия.

  6. Определяются наиболее производительные, экономичные и технически целесообразные способы соединения, проверки положений и фиксации всех составляющих изделие СЕ и деталей. Определяется содержание технологических операций сборки и окончательных испытаний изделия.

  7. Разрабатывается необходимая для выполнения ТП технологическая оснастка (приспособления, режущий, монтажный, контрольно-измерительный инструмент и оборудование).

  8. Производится техническое нормирование сборочных работ и рассчитываются экономические показатели процесса сборки.

  9. Оформляется техническая документация процесса сборки.



^

Тема 2. Разработка последовательности процесса сборки машины




Выбор вида и организационной формы производственного


процесса сборки машины

На основе изучения служебного назначения машины, ее сборочных и рабочих чертежей, размерного анализа и намеченного количества машин, подлежащих изготовлению в единицу времени и по неизменяемым чертежам, выбираются вид и организационная форма процесса сборки машины. Решающим фактором является количество машин, подлежащих изготовлению, причем к вопросу о выборе вида и организационной формы ТП сборки необходимо подходить с точки зрения экономической эффективности.

При больших количествах подлежащих изготовлению машин и СЕ следует выяснить экономичность использования поточного вида сборки. Если конструкция машины обладает достаточной жесткостью базирующей детали и отличается сравнительно небольшим весом, целесообразно выбрать подвижную сборку с непрерывным перемещением собираемой машины; в противном случае следует остановиться на подвижной сборке с прерывистым перемещением собираемой машины.


Машины большого веса при относительно небольших количествах экономично собирать с использованием поточного вида сборки и с перемещающимися бригадами рабочих от одного собираемого объекта к другому.

С уменьшением количества машин подлежащих изготовлению, когда использование поточного вида сборки становится неэкономичным, следует применить непоточный вид сборки с перемещающимися объектами. При единичном изготовлении машины или малых количествах их приходится использовать непоточный вид стационарной сборки.

^

Деление машины на СЕ



Разбивка машины на СЕ – это основная работа при проектировании ТП сборки.

При выполнении этой работы целесообразно исходить из следующих принципов:

  1. СЕ не должна быть слишком большой по габаритным размерам и массе или состоять из большого количества деталей и сопряжений; в тоже время излишнее дробление машины на СЕ нецелесообразно, т.к. это усложняет процесс комплектования при сборке, создает дополнительные трудности в организации сборочных работ;

  2. если в процессе сборки требуется проведение испытаний, обкатка, специальная слесарная пригонка СЕ, то она выделяется в особую СЕ;

  3. СЕ при последующем монтировании ее в машине не должна подвергаться какой-либо разборке, а если этого избежать нельзя, то соответствующие разборочные работы необходимо предусмотреть в технологии;

  4. большинство деталей машины, исключая ее главные базовые детали (станину, раму и пр.), а также детали крепления, резьбовых соединений, должны войти в те или иные СЕ, с тем чтобы сократить количество отдельных деталей, подаваемых непосредственно на общую сборку;

  5. трудоемкость сборки должна быть примерно одинакова для большинства СЕ.

Конструктивная СЕ – это единица, спроектированная лишь по функциональному признаку, без учета особого значения условий независимой сборки (механизм газораспределения …).

Технологическая СЕ – это СЕ, которая может собираться отдельно от других и выполнять определенную функцию в изделиях одного назначения только совместно с другими составными частями.

Наилучшим вариантом конструкции является СЕ, которая отвечает условию функционального назначения ее в изделии и условию самостоятельной независимой сборки. Это конструктивно-технологическая СЕ (насосы, вентили, коробки передач …)





Похожие:

Лекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии iconЛекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии
Технический и организационный уровень сборки в значительной мере определяет надежность и долговечность машины, а увеличение срока...
Лекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии iconЛекция № Страница Лекция № Раздел I. Основные понятия технологии сборки машин Тема Общие положения Процесс сборки
Это связано с тем, что в процессе сборки вполне доброкачественных изделий по разным причинам могут возникать погрешности взаимного...
Лекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии iconЛекция №4 Страница Лекция № Тема Качество и точность сборки Конструкторские базы (напомнить основные определения )
При этом одним из важнейших технологических факторов являются погрешности, допущенные при сборке механизмов, т е в процессе формирования...
Лекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии iconЛекция №8 Страница Лекция №10. Нормирование технологического процесса сборки Нормированием
Нормированием – называется установление норм времени на выполнение как тп в целом, так и отдельных операций, переходов и приемов
Лекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии iconЛекция №7 Страница Лекция № Технологическая схема сборки (тсс)
Определение: тсс – вспомогательный технологический документ (не входящий в число обязательной технологической документации), который...
Лекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии iconЛекция №9 Страница Лекция №12. Формирование операций сборки и организация участков сборочных операций
Формирование операций производится по 2-м принципам: 1) для поточного производства – по такту выпуска; 2) для непоточного – по специализации...
Лекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии iconЛекция №12. Страница Лекция №12. Раздел III. Сборка типовых соединений Тема 1: Сборка неподвижных разъемных соединений Сборка резьбовых соединений
Это объясняется тем, что от доброкачественности наживления зависит правильная первоначальная установка одной детали по другой, а...
Лекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии icon5. Экспертное заключение методической комиссии по специальности «Безопасность технологических процессов и производств»
«Безопасность технологических процессов и производств» о рабочей программе по дисциплине «Вредные факторы производственной среды»...
Лекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии iconМетодические указания подготовлены на кафедре «Вычислительные машины и системы» ипредназначены для студентов специальности 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»
Даны варианты заданий на проектирование, рекомендации по выполнению курсовой работы. Рассматриваются вопросы обработки динамических...
Лекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии iconЛекция №13. Страница Лекция №13
Размеры шпонок выполняются по системе вала т к посадки в пазах вала и ступицы как правило различны. При неподвижных соединениях шпонку...
Лекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии iconЛекция по учебной дисциплине «Химическая технология» Развитие новых поколений высокоэффективных химико-технологических процессов
Многие химические производства, в особенности крупнотоннажные, относятся к числу наиболее консерватив­ных в отношении существа химического...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы