Лекция № Тема Политико-правовая мысль Древнего Рима icon

Лекция № Тема Политико-правовая мысль Древнего Рима


Скачать 28.29 Kb.
НазваниеЛекция № Тема Политико-правовая мысль Древнего Рима
Размер28.29 Kb.
ТипЛекция

Лекция № 4.

Тема 1.4. Политико-правовая мысль Древнего Рима


  1. Учение Цицерона о государстве и праве

  2. Политические и правовые взгляды римских стоиков

  3. Учение о праве римских юристов

  4. Политико-правовая идеология раннего христианства

  5. Политико-правовые взгляды Августина


Публичное обучение юриспруденции началось в Др. Риме.

1. Учение Цицерона о государстве и праве


Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.)- единственный римский политический писатель. Его два главных труда – «Республика» и «Законы». Цицерон во многом подражает Платону и Аристотелю. Однако Платон и Аристотель никогда не шли дальше концепции города-государства. О человечестве они не думали: мир делился на греков и всех прочих – варваров, которых греки вправе порабощать (как прямо сказал Аристотель). Взгляд Цицерона более универсален, на него повлияла служба в Риме и провинциях, а также учение стоиков.

Цицерон считал, что весь мир – «одно общество, члены которого и боги, и люди» и что есть закон, «действительный для всех народов во все времена». В отличие от греков он говорил, что «человек любой расы может достичь высот, если найдет себе учителя».

Платон верил, что если главные принципы государства найдены, процесс правления можно предоставить правительству. Главное для него (и Аристотеля) – не закон, а философия.

Цицерон – римлянин, юрист, практик, опытный администратор – всегда твердит о законе. «Государство – это общество Закона». Он считал, что власть закона важна. Черпал веру в закон как основу цивилизованной жизни не только из римской действительности, но и из личных убеждений. «Без закона и правительства ни дом, ни город, ни нация, ни раса, ни природа, ни сама Вселенная не могут существовать».

Цицерон впервые дал юридическое определение государства, охарактеризовал сущность и природу правового государства. Государство (республика) – вещь общественная – дело (достояние) народа. Народ – не любое соединение людей, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

Если цели государства справедливы, говорил Цицерон, то неважно - монархия ли это, аристократия или демократия.

Эти формы не совершенны, но терпимы, и могут быть вполне прочными, если сохраняются те основы и связи, которые изначально объединили людей (согласие, договор). Однако Цицерон считал, что идеальна форма государства – смешанная (как у Полибия). Это такая форма, которая сочетает достоинства 3-х форм. Он употребляет такое выражение, как “равновесие” этих властей. Права должны быть разделены, чтобы было достаточно власти у всех.

Цицерон сформулировал требования, которым должен соответствовать деятель:

  1. мудрый;

  2. воздержанный;

  3. красноречивый;

  4. справедливый;

  5. должен видеть и предугадывать пути и повороты дел государства, чтобы воспрепятствовать негативным; всячески содействовать прочности и долговечности государства;

  6. должен владеть основами права.

Справедливость – вечное, неотъемлемое свойство человеческой природы  источником справедливости является космос (природа). Этой природе присущ божественный разум, законосообразность, порядок, т.е. духовное свойство природы, которое является подлинным носителем права. Оно является источником справедливости. Она заключается:

  1. никому не вреди, если только не будешь спровоцирован на это;

  2. все пользуются общей собственностью как общей, а частной – как своей;

Законы должны отражать естественное право, воплощающее справедливость, заложенную природой, а не человеческой волей.

Писаное право делит на частное, общее и право народов.

Примером смешанной формы правления у Цицерона была римская республика.

^

2. Политические и правовые взгляды римских стоиков


Стоицизм появился в период упадка Др. Греческой цивилизации. “Стоа” – пёстрый.

Основные римские стоики: Зенон из Китиона, Клеанф из Асса, Аристон из Хиоса. Стоики утверждали, что человек – не только отдельное, изолированное существо, но также и существо общественное и вместе с тем – часть мира, вследствие чего естественное стремление к самосохранению, изначально движущее его поведение, возвышается до заботы о благе государства. Мудрец ставит благо государства выше личного блага.

В государстве, по мнению стоиков, силу закона имеет естественное право, основанное на общем для всей природы разуме. Это естественное право выступает в качестве источника всякого положительного права в отдельных государствах. Стоики считали, что «положительное» право является истинным правом лишь в той степени, в какой оно согласовывается с естественным правом. В этом контексте все различия в законах разных государств трактовались стоиками исключительно как результат нарушений «естественного права». Согласно требованиям последнего, в государстве, обнимающем все человечество, отличия, имеющиеся между людьми, вытекают исключительно из нравственных преимуществ. В таком государстве боги и мудрецы – его аристократия, его полноправные граждане, в то же время каждому в нем предоставлена возможность достигнуть собственными усилиями наивысшего правового положения.

Также стоит сказать, что стоицизм требовал от своих последователей участия в государственной деятельности, активной и деятельной общественной жизни.

Нельзя не отметить и такого представителя стоицизма, как Сенека. Труды – “Письмо Пуцилию”, “О гневе”, “О душевном спокойствии”.

Основа – материя, из которой состоит мир. Она проникнута творческим огнём, разумным божеством, которое является самой сущностью  материя и бог неразделимы. В мире всё целесообразно, разумно, закономерно, обусловлено. Судьбы подчинены законам природы. Природа – руководитель. В следовании судьбе, природе заключается счастье, добродетель. Оно зависит от состояния души каждого индивидуума. Задача – не в преобразовании мира, совершенствовании государства, а в осуществлении преобразования своей души.

Сенека делит всех людей на:

  • стремящихся совершенствовать всё вокруг (глупцы, безумцы);

  • стремящихся совершенствовать себя (мудрецы).

Выработка апатии определяет независимость человека от окружающего мира вырабатывается невозмутимость духа.

Государство – это сама природа (истинное государство). Наряду с ним существует “своё государство”.

Все люди едины, у всех единая цель, все люди родные - осуждается рабство. Рабы живут под одним небом, что и остальные они люди, а не вещи. Рабство – порок. Свобода – добродетель.
  1. ^

    Учение о праве римских юристов


Основой практической деятельности римских юристов было толкование права.

Деятельность римских юристов оказала огромное влияние на разработку основ юриспруденции как самостоятельной отрасли знаний, учения о праве и его видах. “Римские юристы” создали теорию права, осуществили его классификацию, определили источники права, дали понятие закона, правовой нормы.

Наибольшую известность приобрели институции Гая (143 г. Н.э.), которые давали сжатое и логически выстроенное изложение обширного правового материала. Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского(цивыльного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту.

В 426г. до н.э. Императором Валентинианом III была придана юридическая обязательная сила сочинениям 5 римских юристов (Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина, Гая.) Позднее сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана, императора Восточной Римской империи (VI в н.э.). Чтобы навести порядок в судах, Юстиниан поручил немногочисленной коллегии выдающихся юристов составить Дигесты (собрание юридических текстов). Авторы включили в Дигесты наиболее значительные мнения и определения 39 выдающихся римских юристов II в до н.э. – III в. Н.э. Было изучено 2000 книг, из которых взято 150 тыс. строк. Более других цитируются Ульпиан, Павел, Целез-сын, Лабион, Эмилий Папиниан. Дигесты состоят из 50 книг.

Римские юристы выводили понятие права из мирового всеобщего закона природы. Источником права они считали мировой божественный разум. Ульпиан определял правосудие как 2познание божественных и человеческих дел, науку о справедливом и несправедливом».

Основанием правовых взглядов римских юристов было естественное право.

В составе права юристы выделяли три части:

1) естественное право (jus naturale), которое распространяется на людей и животных. К его установлениям относились брак и семья.

^ 2) право народов (jus gentium). Это право касалось только людей. Исходя из этого права, римляне строили свои отношения с покоренными народами, соседними государствами. Правом народов были введены война, основание царств, международная торговля…. Также к праву народов римские юристы относили установление рабства и отпущение рабов на волю.

^ 3) право граждан (jus civile). Регулировало отношения между свободными гражданами. Оно рассматривалось как «собственное право государства», а его источниками являлись законы, решения плебеев, постановления сената, декреты «принцепса» и мнения «мудрых».

По воззрениям римских юристов, всю совокупность правовых велений следует делить на 2 части:

  1. право частное. Это право касается «пользы отдельных лиц». Римские юристы уделяли частному праву основное внимание, заложив в своих трудах основы теории гражданского права – цивилистики. В данной отрасли права юристы занимались разграничением видов сделок, выработкой формул исков, определением правомочий собственников и других субъектов права.

  2. право публичное. Данному праву принадлежат все те нормы, которые «относятся к положению римского государства» как целого. Римские юристы занимались разработкой правового положения святынь и жрецов, полномочий государственных органов и должностных лиц, понятия власти (imperium), гражданства и ряда других институтов гражданского и административного права. В данном праве римскими юристами проводились идеи неограниченных полномочий принцепса, передачи ему законодательной власти.

Слово lex означает позитивный закон.

^

4. Политико-правовая идеология раннего христианства


В христианстве выделяют раннее и официальное.

Христианство на Руси было принято в 988 году.

^ Раннее христианство. Самым ранним памятником является Апокалипсис (Откровения Иоанна) (68-69 г.г.). Осуждается римская рабовладельческая система. Она именуется дьявольским миром зла и насилия. Ей предрекается гибель и установление тысячелетия. Существует 4 Евангелия, обосновывающих христианскую религию, содержащие послания апостолов. Часть произведений из них была канонизирована (послания Марка, Иоанна, Луки). Высказывается ненависть к богатым, знатным за то, что они угнетают бедных. Нищих ждёт блаженство, богатых – горе.

В ожидании пришествия ранние христиане объединялись в общины, в которых воплотилась идеология христиан. Они основывались на демократических началах. Все, кто вступал в них обобщали своё имущество с общинным. В них существовал общий труд, кто не работает, тот не ест. Апостолы и пророки не пользовались привилегиями. Они были первыми среди равных. Дьяконы, преститоры и епископы управляли имуществом общины, но льготами тоже не пользовались.

Устои общин сводились к общему труду, равенству всех в ожидании прихода мессии, руководству постулатами Христа. В них содержались революционные устремления не исключались определённые насильственные действия, но значение имело пассивное ожидание.

Основные идеи:

  • равенство;

  • непротивление насилию;

  • всеобщность труда;

  • воздаяние равным за равное.

Официальное христианство. Оно восприняло позицию непротивления насилию. Богатые пытались захватить власть в христианских общинах, раздуть мистический туман выделялось духовенство, которое стояло над верующими, господствовало над ними.

Учреждалась должность патриарха, архиерея, папы, митрополита. В раннем христианстве при возникновении иерархии всех, кто выступал против нового порядка, объявляли еретиком подготавливалась почва для превращения христианской религии в религию государственную. На первый план выдвигаются постулаты: всякая душа должна быть покорна господам, ибо нет власти, не данной от бога. Право рассматривалось как справедливость, идущая от бога.
^

5. Политико-правовые взгляды Августина


Официальный представитель идеологии раннего христианства Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354 - 430 г.г.), прозванного православной церковью “Блаженный”, а католической – признанного святым и учителем церкви. Жил на рубеже 2-х эпох – рабовладельческой и феодализма. Он родился в семье крупного негоцианта – отдал всё имущество бедным, принял сан и стал праведником.

В произведении “О граде божием” Августин писал, что в мире существует два государства: “божий град” (церковь) и “град земной” (государство). Церковь “странствует по земле, имея цель на небе”, “церковь и теперь есть царствие небесное”. Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви – право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божьему принадлежит первый праведник – Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; государство – создание человеческое, его цель – временная, оно создано насилием, держится принуждением: “При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре”.

Он утверждал, что природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. При этом он полагал, что правители не сами устанавливают свою власть, она не принадлежит им по воле бога, который делегирует ее каждому народу. В одних случаях, исключительных, бог прямо назначает правителя, - так это было с народом Израиля, в других его воля проявляется через, естественных ход событий, через действие норм позитивного права. По его мнению, бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него были необходимы. Что же касается формы власти и ее носителей, то они устанавливаются людьми.

К формам государства Августин проявлял некоторое безразличие, т.к. выбор формы он считал делом второстепенным: любая форма может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают бога и человека, т.е. соблюдают справедливость, верность заветам религии.

Отношение церкви к государству духовной власти к светской – вот главная проблема, занимавшая мыслителя. По его мнению, светская власть и церковная имеют различный характер, и каждая обладает суверенитетом, независимостью, но между ними есть точки соприкосновения, взаимодействия, они должны оказывать друг другу поддержку, т.к. вторжение одной власти в сферу другой опасно. Государство должно защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков. Церковь призвана воспитывать паству в духе лояльности, гражданственности.

Августин резко противопоставляет государство и церковь. Государство основано на любви человека к самому себе, на эгоизме. Государство – царство греха, т.к. это область непрерывной борьбы. Войны, конфликта.

Церковь основана на сомоотверженной любви человека к богу.

Похожие:

Лекция № Тема Политико-правовая мысль Древнего Рима iconЛекция № Тема Политико-правовая мысль Древнего Рима
О человечестве они не думали: мир делился на греков и всех прочих – варваров, которых греки вправе порабощать (как прямо сказал Аристотель)....
Лекция № Тема Политико-правовая мысль Древнего Рима iconЗарубежная политико-правовая мысль. Предмет и методология иппу
Особенности становления и развития политико-правовой мысли в Древней Греции. Основные этапы ей развития
Лекция № Тема Политико-правовая мысль Древнего Рима iconВопросы для экзамена по «Римскому праву» Правовая система Древнего Рима. Предмет и метод частного права
Физические лица в римском частном праве. Статусы правоспособности. Изменение правоспособности
Лекция № Тема Политико-правовая мысль Древнего Рима iconЛекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г
Тема № Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны...
Лекция № Тема Политико-правовая мысль Древнего Рима iconМосковский университет мвд россии кафедра административного права учебно-методические материалы по дисциплине
«Правовое обеспечение национальной безопасности» (специализации: гражданско-правовая, международно-правовая, уголовно-правовая)
Лекция № Тема Политико-правовая мысль Древнего Рима iconРоссия: движение к праву или хаосу? Социально-государственный кризис и правовая система
Сегодня необходимо внимательно рассмотреть тот, на мой взгляд, очень тревожный и, скажу резче, кризисный, глобальный и российский...
Лекция № Тема Политико-правовая мысль Древнего Рима iconЛекция 5 Христианская экономическая мысль
Христианская экономическая мысль общеэкономические воззрения «богословских отцов». Принципы христианской хозяйственной этики. Возможно...
Лекция № Тема Политико-правовая мысль Древнего Рима iconШри Пуньджа (Пападжи) Интервью, Сатсанг с Мастером «Кто вопрошает?»
Ум — не что иное, как мысль. Ты не можешь отде­лить мысль от ума. Так что вначале тебе надо найти, какая мысль появляется в уме раньше...
Лекция № Тема Политико-правовая мысль Древнего Рима iconЛекция 2 Тема 1 Физический и химический состав воздуха
Дисциплина: Гигиена и экология человека Лекция 2 Тема 1 Физический и химический состав воздуха
Лекция № Тема Политико-правовая мысль Древнего Рима iconIi. Философия Древнего Китая
Характеристика цивилизации древнего Китая. Особенности древнекитайской философии и медицины
Лекция № Тема Политико-правовая мысль Древнего Рима icon«гуцульськие коломыйки»
Экскурсия Галич Крылос. Здесь до прихода татаро-монгольской орды находилась столица Галицко-Волынского княжества. Осмотр остатков...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы