Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права icon

Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права


НазваниеЛекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права
страница1/12
Размер0.61 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Курс лекций по Уголовно-исполнительному праву (2012-2013 гг.)

(бакалавры).


Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права.


Вопросы:

1. Понятие уголовно-исполнительной политики государства и её зна­чение.

2. Понятие уголовно-исполнительного права и его связь с уголовно-исполнительной политикой государства.

3. Принципы, цели и задачи уголовно-исполнительного права.

4. Предмет и система уголовно-исполнительного права.

5. Наука Российского уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, задачи.


Литература и нормативно-правовые акты к теме 1. см. УМП УИП РФ. Воронеж, 2007. Сост. Маслов, Ретюнских, Кошкин.


1. Понятие уголовно-исполнительной политики государства и её зна­чение.


Исполнение уголовных наказаний — фундаментальная современная социально-правовая проблема, имеющая несомненную актуальность и все возрастающее значение.

Уголовно-исполнительная деятельность — это конечный этап, правоприменения, подводящий итог всему функционированию уголовной юстиции. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социально необходимых, оправданных задач, включу «санитарную» функцию. Недаром в старину говорили: «Худое дело тюрьма, а без неё нельзя».

Уголовно-исполнительное законодательство являются общепризнанным и реально действующим средством воздействия на преступность.

Прежде чем говорить об уголовно-исполнительном праве, мы должны отметить, что оно является частью государственной политики в определённой сфере деятельности.

Единство и взаимосвязь отраслей законодательства основаны на соответствующих политических воззрениях, господствующих идеях и установках в этой области.

Нас интересует не вся, а часть государственной политики, направление, которое принято называть социальным.

Под социальной политикой принято понимать принципы, стра­тегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество, политические и го­сударственно-властные структуры, его представляющие.

Полити­ка государства в рассматриваемой сфере многопланова.

Ее мож­но условно разделить на политику:

- в сфере профилактики пре­ступности;

- уголовную (уголовно-правовую) политику,

- полити­ку в сфере исполнения наказаний (т. е. уголовно-исполнительную).

Все направления политики тесно связаны между собой.

Лидирующая роль принадлежит уголовно-правовой политики.

Политика в области исполнения наказаний имеет более узкое, специальное, но не менее важное содержание.

Реализуется уголовно-исполнительная политика в директивно-установочных документах, уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве и правоприменительной практике.

^ Уголовно-исполнительная политика определяет: цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению: 1) исполнения наказания; 2) исправлению осужденных; 3) предупреждению новых преступлений, как осужденными, так и другими лицами.

^ Все схемы приводятся по пособию А.В. Бриллиантова, С.И. Курганова Уголовно-исполнительное право 2007г.




^ Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения наказания являются:

Президент – Федеральное собрание.

Субъектами реализации политики выступают: Правительство, Центральный и территориальные органы УИС, органы управления военной УИС, Учреждения и органы, исполняющие наказания, федеральные субъектов и местные органы власти и управления.

Уголовно-исполнительная политика динамична, она постоянно корректируется. Пример тому - 8 декабря 2003 г. в УК РФ внесены изменения в 261 статью, соответственно порядка 65 статей УИК РФ также подверглись изменениям. Другой пример: в последние годы Россия пытается корректировать карательную политику, которая, как известно реально привела нас к плачевному состоянию. Уже к 2004 году каждый третий взрослый мужчина имел клеймо судимости лично сам или через своих ближайших родственников. Численность тюремного населения в УИС РФ превысила уровень этого контингента в бывшем СССР.

По численности заключённых на 100 тыс. человек Россия занимает 8-е место в мире (около - 500), к примеру, в Финляндии этот показатель равен 50 чел. Отсюда в России были бесконечные амнистии, хотя наш порог понимания социальной опасности отличен и от европейского и от американского.

Важнейшим проявлением уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право.


2. Понятие уголовно-исполнительного права и его связь с уголовно-исполнительной политикой государства.


Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право.

Дать понятие уголовно-исполнительного права – значит определить его цели, задачи, предмет и метод регулирования, что в свою очередь требует раскрытия понятия уголовно-исполнительных отношений, норм и системы уголовно-исполнительного законодательства.

Уголовно-исполнительное право понимается в 3-х значениях:

  1. - как отрасль права

  2. - как отрасль науки

  3. - как самостоятельная учебная дисциплина.

Как отрасль права – УИП это государственная воля, возведённая в систему юридических норм, предусматривающих основания, принципы и другие общие положения исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, виды учреждений и органов исполняющих наказания.

^ Как отрасль науки – представляет собой систему взглядов и знаний о закономерностях развития уголовно-исполнительной политики государства, уголовно-исполнительном законодательстве, практике его применения, а также правовом регулировании порядка и условий исполнения уголовных наказаний, осуществлении исправительного воздействия на осужденных.

^ Уголовно-исполнительное право (курс) – это преподаваемый в ВУЗе курс, построенный на систематизированном отражении уголовно-исполнительного законодательства и основных положений науки уголовно-исполнительного права.

Коренные преобразования в экономике, поли­тике, идеологии и праве российского государства последних лет, адекватно отражаются в уголовно-исполнительной политике. Хотя всегда следует помнить замечание Томаса Джефферсона, а именно: «Не пытайтесь сделать добра больше, чем люди способны выдержать».

Однако, в рассматриваемой сфере немало про­блеем. Главная: по состоянию на конец 2012 года, в местах лишения свободы и предварительного заклю­чения содержится у нас, вдумайтесь в эту цифру, 700 тыс. человек.

Причем существенная часть этих людей изоли­рована от общества по статьям Уголовного кодекса, которые предусматривают и иные наказания, а не только лишение свободы.

Государство не в состоянии обеспе­чить этим людям ни нормальные условия содержания, ни пос­ледующую социальную реабилитацию.

Следствием этого ста­новится разрушение семей, ухудшение здоровья населения и морального климата в обществе.

^ Проблема из юридической, - переросла в социальную.

Уголовно-исполнительное право одно из важнейших отраслей права, которое выступает средством противодействия преступности, особенно в таком его крайнем проявлении, как рецидивная преступность.

Это единственная отрасль, регулирующая исполнение всех видов уголовных наказаний, предусмотренных УК РФ.


^ 3. Принципы, цели и задачи уголовно-исполнительного права.


Принципы – это основополагающие идеи, начала.

Система принципов уголовно-исполнительного права тес­но связана с принципами отраслей права, призванных обеспе­чивать борьбу с преступностью, обнаруживает единство и вза­имосвязь с ними. Некоторые принципы даже совпадают по названию.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство (ст. 8 УИК РФ) называет следующие общеправовые, межотраслевые и отраслевые прин­ципы:

законность; гуманизм; демократизм; равенство осуж­денных перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний; рациональное применение мер при­нуждения, средств исправления осужденных и стимулирова­ния их правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.





Ряд отраслевых принципов являются производными от со­ответствующих уголовно-правовых. Это касается равенства осужденных перед законом, дифференци­ации и индивидуализации исполнения наказаний.

^ Истоком первого является положение о равенстве всех перед законом, не допускающим дискриминацию по призна­кам расы, цвета кожи, пола, имущественного либо социального положения.

^ Принцип дифференциации и индивидуализации исполне­ния наказания углубляет уголовно-правовые установления. Так, дифференциация исполнения (отбывания) наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенного преступления, прошлой преступной деятельности (в частности, судимости), частично формы вины, поведения в процессе отбывания наказания, состояния здоро­вья приме­няется карательное воздействие различного объема.

^ Индивидуализация исполнения наказания базируется на учете не групповых, а конкретных, персонифицированных особенностей осужденных. Так, ст. 9 УИК РФ указывает, что средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности со­вершенного преступления, личности осужденных и их пове­дения.

^ Соединение наказания с исправительным воздействием как специальный отраслевой принцип предполагает, что исполне­ние всех без исключения наказаний должно сопровождаться применением к осужденным разнообразных мер воздействия.

Принцип рационального применения мер при­нуждения, средств исправления осужденных и стимулирова­ния их правопослушности предполагает целесообразный подход к вопросам исполнения наказаний, экономию мер принудительного воздействия с учетом конкретных объективных и субъек­тивных факторов.

Принципы уголовно-испол­нительного права призваны, обеспечить системность правового регулиро­вания пенитенциарных отношений (Пенитенциа́рная (уголовно-исполнительная) система (от лат. poenitentia — раскаяние) — государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний). Все они взаимосвязаны, дополняют друг друга, поэтому и реализуются комплексно.

^ Под целями уголовно-исполнительного законодательства по­нимаются наиболее общие социальные результаты, на достижение которых на­правлено исполнение наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия.

^ Цели уголовно-исполнительного законодательства, сформулированные в ч. 1 статьи 1 УИК РФ, в основном совпадают с целями уголовного на­казания, указанными в ч. 2 ст. 43 УК РФ.

Ими являются: а) исправление осужденного; б) предупреждение совершения новых преступлений осужденным; в) преду­преждение совершения новых преступлений иными лицами.

Исправление осужденного обеспечивается целенаправленным психолого-педагогическим воздей­ствием на сознание лица, совершившего преступление, и предполагает со­здание у него внутренних убеждений, стимулов к отказу от противоправного поведения. Понятие «исправления» раскрыва­ется в ч. 1 ст. 9 УИК РФ.

^ Понятие предупреждения преступлений сформулировано наукой кри­минологией. Оно обеспечивается применением мер, направленных на устра­нение или нейтрализацию действия причин и условий, способствующих со­вершению преступлений. Предупреждение бывает специальное и общее.

^ Специальное предупреждение преступле­ний достигается, главным образом, за счет правоограничений, применяемых в процессе исполнения наказания.

Осужденный, во-первых, может быть ог­раничен или вовсе лишен возможности совершать новые преступления в пе­риод отбывания наказания. Во-вторых, воспоминания о лишениях и страда­ниях, перенесенных лицом в связи с применением наказания, могут и в последующем удерживать его от совершения преступлений.

^ Общее предупреждение обеспечивается самим наличием уголовно-исполнительного законодательства и информированием граждан о правоограничениях, которые могут применяться к осужденным.


^ Задачи УИЗ - это более конкретные направления правоприменительной деятельности, обеспечивающие достижение целей. Они перечислены в ч. 2 статьи 1 УИК.

Ими являются: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания раскрывается во всех разделах и главах Особенной части УИК РФ. В каждой главе Особенной части, посвященной исполнению конкретного вида наказания, содержатся статьи, в которых регламентируется порядок исполнения наказания, а также условия его исполнения и отбывания.

Задача определения средств исправления осужденных раскрывается в общей форме - в ч. 2 ст. 9 УИК РФ.

Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных нахо­дит свое отражение в главе 2 Общей части УИК РФ.

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации по­ставлена перед уголовно-исполнительным законодательством в связи с не­обходимостью предупреждения новых преступлений со стороны лиц, от­бывших наказание. Она включает в себя консультации со­циального работника, психолога, помощь в трудовом и бытовом устройстве, а также, контроль за поведением этих лиц, после освобождения от наказания.


^ 4. Предмет и система уголовно-исполнительного права.


Каждая отрасль права имеет специфический, только ей присущий предмет регулирования.

К предмету (ст. 2 УИК РФ) можно отне­сти регулирование общественных отношений, связанных с:

а) исполнением всех видов наказаний (включая специаль­ные воинские) и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ;

б) применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;

в) регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

г) порядком участия органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;

д) процедурой освобождения от наказаний и помощи осво­бождаемым лицам.


Самостоятельность отрасли права характеризуется нали­чием собственного метода правового регулирования.

Поскольку уголовное наказание представляет собой наи­более строгую форму государственного принуждения, его ис­полнение характеризуется основным методом императивного, властного приказа, предполагающего неравенство субъектов правоотношения ("властеотношения").

Это не исключает применение и других извест­ных праву методовдиспозитивного, поощрения и т. д.


В качестве признака само­стоятельной отрасли права также выделяется наличие особой комплексной системы правовых норм (источников), регулиру­ющих уголовно-исполнительные отношения.





^ Исходной базой законодательства об исполнении нака­заний выступают общепризнанные принципы и нормы между­народного права (на уровне имеющих юридическую силу кон­венций, пактов, договоров). Всего их насчитывается более 20.

^ На втором месте по юридической силе в рассматривае­мой системе источников находится отечественное федераль­ное законодательство, и прежде всего Конституция. Уголов­ный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ.

В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнитель­ное законодательство Российской Федерации состоит из ука­занного Кодекса и других федеральных законов. В общей сложности имеется более 20 федеральных законов уголовно-исполнительного и комплексного, междисциплинарного ха­рактера.

Третий уровень. Статья 4 УИК РФ к источникам уголовно-исполнитель­ного права относит также основанные на законе нормативные акты высших федеральных органов исполнительной власти (под­законные акты). Это указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ в об­ласти борьбы с преступностью в целом и в уголовно-исполнительной сфере в частности.

Четвертым уровнем источников является ведом­ственная и межведомственная нормативная база: совместные приказы, инструкции Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры РФ, Минюста и Минобразования РФ, Минобороны.

^ Локальные нормативные акты, издаваемые, например, начальниками конкретных учреждений уголовно-исполнитель­ной системы, не принадлежат к числу источников уголовно-исполнительного права, а представляют собой акты о применении норм права.

Например, правила внутреннего распорядка в конкретном уч­реждении, а также приказы, постановления о наложении взысканий на осужденных и т. д.

Таким образом, самостоятельность уголовно-исполнитель­ного права как отрасли отечественного права определяется специфическим предметом регулирования, методами правово­го регулирования и самостоятельной, частично кодифициро­ванной и иерархически выстроенной системой нормативных актов.


^ 5. Наука Российского уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, задачи.


Предмет науки уголовно-исполнительного права — ос­нование и принципы исполнения уголовных наказаний, правовое положение осужденных и основные средства их исправления.

^ Цен­тральной проблемой этой отрасли науки является учение об исполнении уголовных наказаний.

Как и любая другая, наука уголовно-исполнительного права выполняет описательную, объяснительную и про­гностическую функции.

Указанные функции являются об­щими.

Метод науки уголовно-исполнительного права можно оп­ределить как совокупность способов и приемов исследова­ния явлений и процессов, составляющих предмет этой от­расли науки.

К числу методов исследования относятся: все­общий метод познания — диалектический и исторический материализм; общие методы научного познания (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.); частные методы позна­ния (конкретно-социологические исследования и др.).

^ Задачи науки уголовно-исполнительного права определя­ются задачами уголовно-исполнительного законодательства, закрепленными в ч. 2 ст. 1 УИК РФ, и заключаются в тео­ретическом обосновании регулирования исполнения уголовных наказаний.


Лекция 2-13. История развития Российского уголовно-исполнительного законо­дательства.


Вопросы:

1. История становления и развития пенитенциарного законодательст­ва в России до 1917 года.

2. Этапы становления и развития советского исправительно-трудово­го законодательства.

3. Кодификация уголовно-исполнительного законодательства. Первый Российский Исправительно-трудовой кодекс I924 г., его общая характе­ристика и значение.

4. Исправительно-трудовой кодекс Российской Федерации 1933 г., его общая характеристика, значение и особенности.

5. Принятие Основ исправительно-трудового законодательства 1969 г. ИТК Российской Федерации I970 г. Положения о порядке и условиях испол­нения в РФ уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных 1984 г., их общая характеристика и значение.

6. Принятие Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации 1997 года и перспективы дальнейшего развития уголовно исполнительного законодательства.

^ 1. История становления и развития пенитенциарного законодательст­ва в России до 1917 года.


Изучение прошлого, как утверждают Великие, может служить средством познания настоящего.

Рассмотрение истории УИП связано с определенной периодизаций, отражающей коренные вехи развития Россий­ского государства и его права.

^ В качестве первого этапа выделяется пенитенциарное зако­нодательство и право России допетровского периода (X—XVII вв.).

Формирование уголовно-исполнительного законодатель­ства началось при становлении государственности Древней Руси. ^ Самый известный памятник древнерусского права, содержа­щий нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, — Рус­ская Правда — комплексно рассматривается в курсе истории государства и права России.

^ Предписания Русской Правды основывались на обычаях и сложившейся прак­тике наказания за опасные деяния. В большинстве статей Правды предусматривался денежный штраф.

Правоустановления об уголовных наказаниях и их испол­нении носили единый характер и получили развитие в период образования и укрепления Русского централизованного государства, в комплексных законодатель­ных источниках таких как: Судебник 1497 и 1550 гг., в которых, были объединены видоизмененные предписания Русской Правды, обычного права и судебно-прецедентной практики.

^ Источник 1550 г. именовался Судебником Царя и Великого Князя Иоанна IV (Грозного) ("Царским судебником") и действовал длительное время с учетом последующих изменений и дополнений.

^ Система наказаний и процесс их исполнения по Судебни­кам носила суровый характер, направленный на устрашение и предполагала публично-позорящий характер, "чтобы на то смотря иным не повадно было так делать".

Следующим этапом в формировании предписаний об уголовных наказаниях было ^ Соборное Уложение Царя и Великого Князя Алек­сея Михайловича 1649 г., которое пошло по пути дальнейшего нара­щивания устрашающего, сословного начал наказания и его исполнения. Более 50 разновидностей пре­ступных деяний могли караться смертной казнью, простой либо квалифицированной. Широкое распрос­транение получили различные виды телесных наказаний: бо­лезненных, членовредительских, позорящих и др. Дей­ствовали принципы талиона и неопределенности наказаний.

^ Важным историческим этапом становления уголовно-исполнительного законодательства являлся период правле­ния Петра I (1699—1725 гг.)

В этот период было принято более 100 специальных ак­тов пенитенциарного, в том числе военно-пенитенциарного характера и создан прообраз основ цивилизованной регламен­тации уголовно-исполнительных отношений. Об этом свидетель­ствует тот факт, что наиболее важные из них действовали без значительных изменений около 100 лет.

^ Основным комплексным источником предписаний о систе­ме наказаний и их исполнении стал Артикул Воинский и Крат­кое изображение процессов или судебных тяжб 1716 г., в ко­тором была произведена первая систематизация уголовно-правовых и уголовно-исполнительных норм.

Этот акт с учетом реалий того времени усиливал суровость наказаний, внес в них раз­нообразие и построил в определенной последовательности, т. е. системе (лестнице).

Существенный вклад в развитие пенитенциарного права внесла Екатерина Великая, ее проект об устрой­стве тюрем (Наказ Екатерины II 1782 г.) и другие просвети­тельские идеи и взгляды, многие из которых были востребо­ваны к жизни, но позднее.

В правление Александра 1 и Николая 1 совершенствуется и систематизируется законодательство об исполнении лишения свободы. Принимается в 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в, соответствии с которым, все наказания делились на два разряда: уголовные и исправительные.

В 1864 г. в контексте буржуазных реформ принимается^ Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. К этому времени были отменены клеймение, телесные наказания для женщин, шпицрутены в армии, ограничивалось применение розг.

Дальнейшим развитием идей демократизма и гуманизма стало^ Уголовное Уложение 1903 г., предусматривающее сле­дующую новую систему наказаний: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, зак­лючение в крепости, заключение в тюрьме, арест, денежный штраф.

К моменту Октябрьской революции 1917 г. пенитенциар­ная политика и право России получили дальнейшее развитие и впитали целый ряд прогрессивных демократических идей. К началу советского периода истории была создана законченная отечественная теория и законодательная основа уголовно-исполнительного права.


^ 2. Этапы становления и развития советского исправительно-трудово­го законодательства.


Советский период отечественного уголовно-исполнитель­ного права продолжался с 1917 по 1993г.

Основными положениями, исходя из которых началась трансформация пенитенциарного права в исправительно-тру­довое, были благородные идеи об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления.

Основные руководящие идеи советской уголовной и ис­правительно-трудовой политики того времени были отражены в разделе "О наказаниях" судебного пункта программы РКП(б) 1919г.

В этом документе, а также в ряде работ В. И. Ленина и его соратников предусматривались отказ от наказаний, не со­вместимых с достоинством человека; усиление воспитатель­ной стороны наказания; введение общественного порицания; замена лишения свободы принудительным трудом с прожива­нием на дому; замена тюрем воспитательными учреждениями; введение товарищеских судов для некоторых категорий рабо­чих и в армии. Первые нормы в области определения и исполнения уго­ловных наказаний появились уже в конце 1917 — начале 1918г. Они содержались в ряде общих и специальных уголовно-правовых декретов и обращений СовНарКома, съездов Советов и ВЦИК РСФСР (например, "Положе­ние об общих местах заключения" 1921 г. и др.). Как выглядят этапы становления советского ИТЗ.

^ 3. Кодификация уголовно-исполнительного законодательства. Первый Российский Исправительно-трудовой кодекс I924 г., его общая характе­ристика и значение.


С появлением значительного числа подзаконных актов в сфере исправительно-трудового права возникла необходимость их систематизации. В 1922г. был введен в действие Уголовный кодекс РСФСР, в соответствии с которым был разработан первый в истории России Исправительно-трудовой ко­декс. 16 октября 1924г. ВЦИК утвердил Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК), который подробно регламентировал вопросы организации режима прогрессивной системы и применения дисциплинарных мер воздействия.

В зависимости от особенности личности, социального положения, мотивов преступления, а также в целях исключения вредного влияния отрицательно-настроенной части преступников на других заключенных, осужденные распределялись по разрядам. Это позволяло исправляющихся заключенных переводить из низших в высшие разряды.

При переводе из одного разряда в другой различали 3 категории заключенных: 1) подлежащие лишению свободы со строгой изоляцией; 2) профессиональные преступники, а также лица не принадлежащие к классу трудящихся; 3) все остальные заключенные. ИТК 1924 г. закрепил следующую систему мест заключения: 1) места заключения для применения мер социальной защиты исправительного характера; 2) медико-педагогического характера; 3) медицинского характера.

Систему учреждений для применения мер социальной защиты по ИТК РСФСР 1924 г. составляли: 1) дома заключения для подследственных, приговоренных к лишенных свободы на срок до 6 месяцев; 2) исправительно-трудовые дома для лишенных свободы на срок свыше 6 месяцев; 3) трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные) для лишенных свободы на срок не свыше 5 лет принадлежавших к классу трудящихся, совершивших преступления по несознательности в первый раз или в силу тяжелых материальных условий, случайно, и не склонны к побегу; 4) изоляторы специального назначения для лишенных свободы со строгой изоляцией, не принадлежащих к классу трудящихся, а равно лиц особо опасных для Республики; 5) переходные исправительно-трудовые дома для лиц, обнаруживших способность к трудовой жизни (полусвободный режим).

Новый этап истории пенитенциарной системы советского государства открывает Постановление СНК СССР от 7 апреля 1930 г. об утверждении «Положения об исправительно-трудовых лагерях».


^ 4. Исправительно-трудовой кодекс Российской Федерации 1933г., его общая характеристика, значение и особенности.


ИТК 1933 г. устанавливал 5 видов мест лишения свободы: 1) изоляторы для подследственных; 2) пересыльные пункты; 3) исправительно-трудовые колонии (фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные); 4) учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера (институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и других больных); 5) учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы (школы ФЗО индустриального и сельскохозяйственного типа). Система деления заключенных на разряды и категории отменялась.

Предусматривалось создание самодеятельных организаций осужденных, таких, как массово-производственные, культурно-массовые, санитарно-бытовые, товарищеские суды.

Существенным недостатком ИТК 1933 г. явилось то, что он не регламентировал деятельность всех мест заключения, т.к. не распространялся на ИТЛ, не включал содержащихся в ИТК 1924 г. норм, касающихся трудоустройства, оказания помощи освобождающимся.

Начиная с 30-х годов в целях изоляции отрицательно настроенных заключенных и борьбы с внутрилагерной преступностью в ИТЛ создавались штрафные изоляторы, злостные нарушители режима этапировались для дальнейшего отбывания на острова Северного Ледовитого океана.

Следует отметить, что нормы ИТК 1933 г. несли на себе отпечаток временного отступления в осуществлении карательной политики от наиболее суровых репрессивных мер.

Вместе с тем эта «передышка» носила кратковременный характер. С образованием общесоюзного НКВД и в соответствии с Постановлением ЦИК от 10 июля 1934 г. и передачи ему в ведение ИТК из ведения НКЮ союзных республик ИТК РСФСР 1933 г. фактически утратил свое назначение и силу.


5. Принятие Основ исправительно-трудового законодательства 1969 г. ИТК Российской Федерации I970 г. Положения о порядке и условиях испол­нения в РФ уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных от 16 июля 1984 г., их общая характеристика и значение.


Следующий исторический этап характеризуется восста­новлением правовых начал регулирования уголовно-исполнительных отношений, возрождением исправительно-трудового права на базе мер по укреплению законности в деятельности правоохранительных органов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 октября 1969 г. вводились в действие «Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а 19 декабря 1970 г. был утвержден и 1 июля 1971 г. вступил в действие новый ИТК РСФСР.

Основы и кодексы расширили предмет исправительно-трудового законодательства так как они регулировали 4 вида наказаний - лишение свободы, исправительные работы, ссылку и высылку.

15 марта 1983 г. Указом ПВС СССР было принято Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Положение определяло правовые основы в виде лишения права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, штрафа, общественного порицания, конфискации имущества, лишения воинского или специального звания. В качестве основных средств исправления и перевоспитания осужденных ИТК называет: режим отбывания наказания, общественно полезный труд, политико-воспитательную работу, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных. В ИТК 1970 г. впервые были определены основы правового положения лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ. Кодекс закрепил принцип участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных.

ИТК отразил существовавшую ранее систему лишения свободы которая была установлена Положением об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МООП РСФСР 1961 г. ИТК предусматривал случаи временного оставления осужденных в следственных изоляторах или тюрьме, если это было необходимо для производства следственных действий, а также для выполнения хозяйственных работ.

Указом ПВС СССР от 8 февраля 1977 г. был введен новый вид колоний-поселений, для лиц, совершивших преступления по неосторожности, осужденных к лишению свободы на срок не свыше 5 лет. В дальнейшем в ИТК-поселениях стали направляться все лица, впервые осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности. В 1985 г. создается новый вид ИТК-поселений для осужденных впервые за умышленные преступления.

Тюрьмы по ИТК 1970 г. предназначались для содержания особо опасных рецидивистов. ИТК предусматривал исполнение наказания в отношении несовершеннолетних в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.

Начиная с 1968 г. стало практиковаться единовременное условное освобождение из ИТУ отдельных категорий осужденных с направлением их на предприятия народного хозяйства. В 1977 г. Основы уголовного законодательства закрепили порядок условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.

Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, утверждённое Указом ПВС РСФСР от 16 июля 1984 г., регулировало исполнение наказаний в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, штрафа, увольнения от должности, возложения обязанности загладить причинённый вред, общественного порицания, конфискации имущества, а также лишения воинского или специального звания.


^ 6. Принятие Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации 1996 года и перспективы дальнейшего развития уголовно исполнительного законодательства.


К середине 80-х гг. в стране образовались фактически две ветви законодательства, регулирующего исполнение уголов­ных наказаний: исправительно-трудовое законодательство и законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.

Встал вопрос о создании единой, кодифицированной, ос­нованной на общей теоретической базе, отрасли законодатель­ства — уголовно-исполнительного.

Началась работа по созда­нию соответствующих законопроектов, завершившаяся уже после распада Союза ССР и образования СНГ принятием и введением в действие с 1997г. принципиально новых Уголов­ного и Уголовно-исполнительного кодексов России.

^ С ликвидацией СССР и принятием Конституции РФ 1993г. советский период истории отечественного права завершается. Дальнейшее, современное нам развитие уголовно-испол­нительного права продолжает осуществляться в рамках новой российской государственности.

После вступления России в Совет Европы формируется и с 1998г. начинает реализовываться концепция совершенство­вания уголовно-исполнительной системы под эгидой Министер­ства юстиции России.


^ Лекция 3-13. Действующее Российское уголовно-исполнительное законодательство.


Вопросы:

1. Понятие уголовно-исполнительного законодательства и его источ­ники.

2.Структура и содержание уголовно-исполнительного законодатель­ства Российской Федерации.

3.Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты.

4. Принципы, цели и задачи уголовно-исполнительного законодатель­ства.

5.Понятие, содержание, виды и структура норм уголовно-исполни­тельного законодательства.

6.Действие уголовно-исполнительного законодательства в простран­стве и во времени.

7.Действие уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих.


^ 1. Понятие уголовно-исполнительного законодательства и его источ­ники.


Уголовно-исполнительное законодательство по своему содержа­нию может рассматриваться в узком и широком смыслах.

^ В узком смысле в соответствии с ч. 1 ст. 2 УИК РФ оно представлено только законами, в широком — всей системой нормативных правовых актов.

Уголовно-исполнительное законодательство составляет система различных нормативных правовых актов в виде законов, указов Президента РФ, постанов­лений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (Минюста РФ, МВД РФ, Минобороны РФ и др.).

Источники: Конституция РФ. Уголовно-исполнительное законодательство: Федеральные законы (УИК, «Об исполнительном производстве от 8.01.97); Законны РФ (Об учреждениях и органах, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы от 21.07.93);нормативные правовые акты министерств и ведомств; постановления Правительства РФ (Об утверждении положения о дисциплинарной воинской части от 8.07.97).

Как источники УИЗ соотносятся с международно-правовыми актами. В соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 3 УИК РФ «об­щепризнанные принципы и нормы международного права и между­народные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Рос­сийской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрен­ные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, закрепляется приоритет действия международных норм перед национальными. Приоритет касается только тех, которые Россия в силу Договора взяла на себя обязательство исполнять.

^ Международные нормы по своему характеру и формам весьма разнообразны: различают общие, универсаль­ные и специальные; обязательные к исполнению и носящие рекомен­дательный характер; межгосударственные договоры (пакты, конвен­ции) и нормы-принципы; общемировые и региональные, распростра­няющие свое действие в отношении всех или отдельных категорий правонарушителей.

Среди универсальных следует выделить принятые ООН ^ Всеобщую де­кларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Декларацию о защите всех лиц от пы­ток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г), Конвенцию о принудительном или обязательном труде, принятую МОТ еще в 1930 г., а также Кодекс по­ведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ООН - 1979 г.

Среди специальных международных стандартов следует назвать принятые ООН ^ Минимальные стандартные правила обращения с за­ключенными (1955 г.), Свод принципов за­щиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.); Основные принципы обращения с заключен­ными (1990 г.).

В 1987 г. Совет Европы принял Европейские тюремные правила. Россия в связи с принятием в Совет Европы взяла на себя обязательство следовать им.

В 1985 г. ООН были приняты ^ Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершенно­летних (Пекинские правила), в 1990 г. — Правила ООН по защите не­совершеннолетних, лишенных свободы. (Токийские правила).


^ 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодатель­ства Российской Федерации.

В ст. 2 УИК РФ, которая так и называется «Структура и содержание УЗ РФ» в части первой определено:

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов.

Что касается других федеральных законов, то о них мы будем говорить по мере изучения конкретных вопросов.

Структура уголовно-исполнительного кодекса по аналогии с УК РФ также разделена на Общую и Особенную часть.

В Общей части три главы, соответственно освещающие общие положения УИК, правовое положение осужденных и характеризующие систему учреждений и органов, исполняющих наказание.

В Особенной части подробно регламентированы вопросы исполнения всех без исключения видов наказания предусмотренных УК РФ.


^ 3.Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты.


Статья 3 УИК РФ закрепляет правило, согласно которому уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры нашей страны, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями. Такая позиция, исходящая из реалий российской действительности, отражена по все­му тексту УИК РФ (например, сейчас Россия не может предоставить каждому осужденному в местах лишения свободы отдельную комнату или жилую площадь не менее 12 м2).


^ 4. Принципы, цели и задачи уголовно-исполнительного законодатель­ства.


Принципы, цели и задачи УИЗ РФ в целом соответствуют принципам целям и задачам уголовно-исполнительного права.

^ Содержание принципов закреплено в ст. 8 УИК РФ и было раскрыто нами в теме № 1.

Отметим лишь, что в отличии от УК РФ, определяющего целям наказания восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, УИК РФ (ст.1) называет таковыми две последние. Цель восстановления социальной справедливости на стадии исполнения наказания подразумевается при реализации таких принципов, как гуманизм, равенство осужденных перед законом, рациональное при­менение мер принуждения.

Для УИЗ реально выполни­мыми целями являются: исправление осужденных и предупреждение со­вершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Исправление осужденных — это генеральная линия законодательства об исполнении уголовных наказаний (кроме смертной казни). Исправление но не перевоспитание, как это было ранее.

^ Цель предупреждения преступлений реализуется в двух направле­ниях. Первое направление — недопущение преступлений со сторо­ны осужденных во время отбывания наказания (вооруженная охрана, надзор, контроль, обыски, досмотры). Другим направлением является предупреждение преступлений, как бывшими осужденными, так и иными лицами.

Поставленные цели, как известно, реализуются благодаря реше­нию конкретных задач. В соответствии с ч. 2 ст. 1 УИК РФ ими являются: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным по­мощи в социальной адаптации.


^ 5. Понятие, содержание, виды и структура норм уголовно-исполни­тельного законодательства.





Нормы уголовно-исполнительного права ориентированы на регули­рование возникающих отношений по поводу исполнения и отбывания уго­ловных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Они пред­писывают, учреждениям и органам, исполняющим наказания, а также должностным лицам, каким образом они должны исполнять наказания и осуществлять иные, свя­занные с этим мероприятия. В отношении осужденных данные нор­мы определяют, в каких условиях, с каким правовым статусом они будут отбывать наказания, и что их может ожидать, на какую помощь они могут рассчитывать после отбытия наказания.

^ Нормы уголовно-исполнительного права, законодательства в тради­ционном его понимании представляют собой правила поведения субъектов уголовно-исполнительных отношений, выраженные в виде их прав и обязанностей; в этом плане выделяют регулятивные (обязы­вающие, управомочивающие и запретительные), поощрительные и правоохранительные нормы.

Кроме того, выделяют еще нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи.

Структура норм уго­ловно-исполнительного права не имеет существенных отличий от норм других отраслей права, за исключением того, что санкции за их нарушения сосредоточены в одном месте, в ряде статей УИК РФ, специально посвященных этому вопросу.

^ Уголовно-исполнительные отношения.

С момента вступления приговора суда в законную силу у государства возникает право подвергнуть осуж­денного государственному принуждению, соответственно возникают уголовно-исполнительные правоотношения.

^ Уголовно-исполнительные правоотношения можно определить как урегулированные нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, возника­ющие между государством в лице учреждений и органов, исполняющих наказания, и осужденным, а также иными лицами в связи и по поводу исполнения и отбывания уго­ловного наказания.

Уголовно-исполнительные правоотношения состоят из нескольких элементов.

Совокупность взаимосвязан­ных элементов называют составом уголовно-исполнительных правоотношений.

В состав уголовно-исполнительных правоотношений входят: субъекты и иные участники правоотношений, содержание правоотношений, объект (объекты) правоот­ношений и юридические факты.

^ Субъектами правоотношения являются его стороны, с одной стороны — осужденный, с дру­гой — государство в лице учреждений и органов, исполня­ющих уголовные наказания.

^ В качестве участников уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать лица, посещающие учреждения и органы, исполняющие наказания, родственники осужденно­го к лишению свободы, прибывшие на свидание, священно­служитель, посещающий осужденных, и др.

^ Под содержанием уголовно-исполнительных правоот­ношений понимается фактическое поведение субъектов, а также совокупность их прав и обязанностей. Права и обязанности субъектов образуют взаимосвязанную систе­му: если один из субъектов несет какую-либо обязан­ность, то другой наделен правом требовать выполнения данной обязанности.

^ Объект уголовно-исполнительных правоотношений составляют те реально существующие обстоятельства, по поводу которых возникают правоотношения. Объектом правоотношений могут быть определенные законные ин­тересы его субъектов или участников.

Юридические фактыэто жизненные обстоятель­ства, вызывающие возникновение, изменение или пре­кращение уголовно-исполнительных правоотношений.

В зависимости от характера правовых последствий юридические факты делятся: на правообразующие, право-изменяющие и право-прекращающие. Правообразующим является вступление обвинительно­го приговора в законную силу. Примером право-изменяющего может быть замена наказания более мягким видом. Право-прекращаю­щие - смерть осужденного, окончание срока наказания и т. п.

В зависимости от волевого момента юридические фак­ты подразделяются на события и действия.

События — юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотноше­ний (вступление приговора в законную силу, наступление совершеннолетия и др.).

Действия — юридические факты, наступление которых зависит от воли субъектов правоот­ношений. Они делятся: на - правомерные и неправомерные, на - простые и сложные. Окончание срока наказания, внесение суммы штрафа — простые. Юридические факты, связанные с несколькими обстоя­тельствами, — сложные (УДО).


^ 6. Действие уголовно-исполнительного законодательства в простран­стве и во времени.


В соответствии с ч. 1 ст. 6 УИК РФ нормы уголовно-исполнительного за­конодательства применяются на всей территории Российской Федера­ции. Акты, принятые по вопросам исполнения наказаний субъектами РФ и противоречащие УИК РФ - подлежат отмене. Принятие законодательства уголовно-исполнительного профиля - компетенция Российской Фе­дерации.

В отличие от уголовного законодательства УИК РФ исходит из принципа, что исполнение наказаний, применение средств исправ­ления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осу­ществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения. Следовательно, если происходит ужесточение порядка и условий отбывания наказания во время его исполнения, то применяется последняя правовая норма, предусматривающая та­кое ужесточение.


^ 7. Действие уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих.


В данной теме ограничимся лишь констатацией положений закреплённых в статье 5 УИК РФ, в которой определено, что:

«1. Наказания осужденных военнослужащих исполняются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утверждаемыми Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

2. Осужденные военнослужащие отбывают наказания и проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации. На них распространяются ограничения, предусмотренные нормативными правовыми актами, указанными в части первой настоящей статьи».


Лекция 4-13. Правовое положение осужденных к уголовным наказаниям.


Вопросы:

1. Понятие и содержание правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания.

2. Основные обязанности осужденных, отбывающих наказание.

3. Основные права осужденных, отбывающих наказание.

4. Международные правовые акты о правах осужденных к уголовным наказаниям.





^ 1. Понятие и содержание правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания.


Лица, попадающие в сферу регулирования отношений, возникающих при исполнении наказания, имеют определённое правовое положение (статус).

В этой связи следует говорить о правовом положении осужденного, правовом положении персонала УИС, правовом положении близких родственников осужденного. Особого внимания заслуживает правовое положение осужденных, социально-правовое значение, которых выражается в следующем.

^ Лица отбывающие наказания, как граждане обладают правами и свободами человека и гражданина, которые согласно ст. 2 Конституции являются высшей ценностью.

В самом общем виде правовой статус (положение) лиц отбывающих наказания можно определить как закреплённое нормами различных отраслей права положение осужденных, выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей.





В содержание правового статуса осужденных входят права, законные интересы и обязанности.




^ Субъективное право осужденного следует определить как закреплённую законом и гарантируемую государством реальную возможность определённого поведения осужденного или пользования им социальными благами.

^ Законные интересы осужденного можно определить как закреплённые в правовых нормах конкретного действия стремления осужденных к обладанию теми или иными благами.

Виды интересов разнообразны, в том числе это:

- направленные на получение поощрения (условно-досрочное освобождение);- направленные на получение льгот осужденным (льготы не в связи с заслугами, а в связи с обстоятельствами – например освобождение от работы в связи с достижением возраста 60 лет);

- направленные на получение благ.

^ Сущность юридических обязанностей осужденного выражается в требовании необходимого с точки зрения государства, власти и закона – поведения. Это поведение осужденных обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения. Это во-первых, необходимость совершения определённых действий, во-вторых, необходимость воздержаться от установленных законом действий.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права iconЛекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права
Понятие уголовно-исполнительного права и его связь с уголовно-исполнительной политикой государства
Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права iconКонтрольные вопросы по Уголовно-исполнительному праву
Предмет и метод уголовно-исполнительного права и его связь с иными отраслями российского права
Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права iconПонятие и цели наказания
Наказание как мера уголовно-правового характера: понятие, признаки, основания применения
Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права iconЗакон. Понятие о традиционном обществе. Обычай как источник права Понятие о правовой семье Расслоение права Сакрализация власти на примере культур Востока
Крепостное право и его роль в общественной и экономической жизни России. Права и обязанности крепостных
Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права iconПрактическое занятие №4 Понятие, виды, субъекты права экологопользования. Вопросы
Понятие права природопользования и права экологопользования. Право экологопользования в субъективном и объективном смысле
Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права iconВопросы к экзамену по международному праву международное право: понятие, предмет регулирования. Участие ме­ждународного права в регулировании внутригосударственных от­ношений
Принципы международного права: понятие, акты, их закреп­ляющие и конкретизирующие
Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права iconСеминар Общие положения уголовного судопроизводства 2 часа
...
Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права icon1. Понятие, предмет и метод конституционного права. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь
Понятие, предмет, источники конституционного права Республики Беларусь. Наука конституционного права
Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права iconIii. Право: основные категории. VIII. Понятие, функции, принципы, ценность права. Понятие и признаки права
Право это сложное явление общественной жизни. С ним имеет дело каждый человек. В теории государства и права термин «право» употребляется...
Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права iconЗадания к семинарским занятиям по дисциплине Экологическое право
Понятие экологического права. Соотношение экологического права с иными отраслями права. Система экологического права
Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права iconОтветы для подготовки к экзамену по Уголовному Праву РФ
Понятие, предмет, метод, задачи и система уголовного права РФ. Соотношение уголовного права с другими отраслями права. Принципы уголовного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы