Лекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. icon

Лекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками.


Скачать 137.06 Kb.
НазваниеЛекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками.
страница1/3
Размер137.06 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3

Лекция № 1 (4 часа)


Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. Методы исследования языка: эмпирический/дедуктивный, пассивный/активный, интроспективный/аналитический/экспериментальный, инструментальный, статистический, сравнительный. Методы исследования в методике. Основные тенденции развития теории и методики языка.


Цель: Формирование научного представления о теории и методике языка как учебной дисциплине, методике научной и практической единице: 1) дать представление о теории и методике языка как учебной дисциплине; 2) охарактеризовать методику как науку и практическую единицу; 3) описать связь методики с другими науками; 4) познакомить студентов с методами исследования в методике; 5) раскрыть основные тенденции развития теории и методики языка.


^ Ключевые понятия: методика, обучение, овладение, владение, стратегии усвоения, лингводидактика, предмет обучения, объект исследования, понятийный аппарат, предмет исследования, технология обучения (научная организация труда), технология в обучении, методы исследования, общие и специальные методы,


^ 1.1 Теория и методика преподавания языка как учебная дисциплина


Термин «методика», в переводе с греческого означающий отрасль педагогической науки, исследующей закономерности обучения определенному учебному предмету, в современной теории и практике обучения употребляется в 3-х значениях:

  • методика как учебная

  • методика как научная

  • методика как практическая дисциплина.

Теория и методика преподавания языка - учебная дисциплина, обеспечивающая специальную подготовку будущих специалистов в области теоретической и прикладной лингвистики.

Особенностью данного курса является изучение закономерностей обучения языкам в трех аспектах: русскому языку как родному, русскому языку как иностранному и иностранным языкам.

^ Цель преподавания дисциплины формирование у студентов-лингвистов профессиональной компетенции (т.е. способности к обучению языку в результате знакомства с приемами и методами его преподавания) и коммуникативной компетенции у их будущих учеников (т.е. способности к практическому применению изучаемого языка).

^ Основная задача – провести студента-лингвиста через основные стадии формирования его профессиональной компетенции: от умения применять определенные теоретические знания по методике преподавания языка сначала абстрактно (при решении методических задач) к наблюдению и анализу их применения на конкретных образцах проведения уроков и наконец к практике их самостоятельного применения в ходе составления конспектов и проведения микроуроков (А.Л.Бердичевский).

^ Задачи преподавания дисциплины:

  • познакомить студентов с основными положениями современной методики преподавания языков;

  • показать связь методики с другими науками, являющимися для нее базисными и во многом определяющими ее содержание и статус среди других общеобразовательных и специальных дисциплин;

  • сформировать у студентов умение критически оценивать существующие концепции обучения языкам;

  • дать целостное представление о характере и специфике профессиональной деятельности преподавателя языка.

В результате знакомства с основными положениями методики как учебной дисциплины студенты должны получить представление

  • о целях обучения языку (каким должен быть результат учебной деятельности),

  • о содержании обучения (чему следует учить),

  • о том, с помощью каких приемов и методов обеспечивается овладение языком в отведенный для этого времени интервал (как учить),

  • какие средства необходимо использовать для достижения поставленных целей и реализации планируемого содержания обучения (с помощью чего учить).

Чему учить – как учить – с помощью чего учить

Курс реализуется в форме лекций, практических и лабораторных занятий, объем и содержание которых определены соответствующей программой, а также при написании и защите курсовой работы (9 семестр), в ходе сдачи зачета (8 семестр) и экзамена (9 семестр).

^ Лекционный курс (изучается в 8 семестре) включает рассмотрение следующих проблем: теория и методика языка как учебная дисциплина; межкультурная коммуникация и образование XXI века; процесс становления современного представления о языковой личности; понятие компетентности и компетенции, цели и задачи, содержание, средства обучения; организационные формы обучения; принципы и методы обучения; реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики; общие вопросы теории преподавания русского языка как иностранного; методический портфель учителя иностранного языка; международные экзамены и сертификаты по иностранным языкам/РКИ.

Кроме лекционных занятий учебный план дисциплины включает практические (8-9 семестр) и лабораторные занятия (9 семестр).


1.2 Методика языка как научная и практическая дисциплина

1.2.1 Особенности овладения языком как учебным предметом

Язык, родной или иностранный, изучается ради реализации его важнейшей функции – служить орудием выражения мысли и средством общения между людьми. Однако между познанием родного и иностранного языков существуют значительные отличия.

1. Родным языком человек овладевает не в силу сознательного стремления знать язык, а в силу стихийного развития мышления еще в раннем возрасте. Родной язык сначала является средством усвоения общественного опыта, и лишь затем – средством выражения собственных мыслей. Такой путь усвоения родного языка известный психолог Л.С.Выготский определил как путь «снизу – вверх», т.е. путь неосознанный и ненамеренный.

В школе язык изучается как система и совокупность правил (в дополнение к уже изученному практически или на его основе). Для такого овладения языком характерен путь «сверху-вниз», т.е. сознательный, намеренный.

2. Путь изучения языка «сверху – вниз» типичен и для изучения иностранного языка, когда учащимся сообщаются необходимые для практического владения языком знания в виде правил и инструкций и предусматривается выполнение специальных упражнений, обеспечивающих закрепление усвоенных знаний и образование на их основе речевых навыков и умений.

Особенностью предмета «иностранный язык» является также то, что целью обучения является не столько приобретение знаний о самом предмете, т.е. о языке, сколько формирование навыков и умений в разных видах речевой деятельности.

По признаку соотношения между знаниями – навыками – умениями иностранный язык занимает промежуточное место между теоретическими дисциплинами (гуманитарного, естественно-научного и образовательного циклов) и дисциплинами практическими (музыка, рисование, спорт).

Как и другие практические дисциплины иностранный язык предполагает для своего усвоения выполнение большого объема тренировочных упражнений, которые ведут к формированию речевых навыков и умений. Как и в теоретических научных дисциплинах он предусматривает значительный объем языковых знаний в виде правил и инструкций (однако правила и инструкции должны иметь практически значимый характер и занимать достаточно скромное место в общей системе занятий при практической направленности обучения).

И еще две особенности изучения иностранного языка (отличающего его от изучения родного языка):

  • освоение иностранного языка не дает само по себе непосредственных знаний о реальной действительности (в отличие от математики, истории, химии и др.). Таким образом, овладение средствами изучаемого языка (его лексикой, грамматикой, фонетической системой) – лишь одна сторона. Главное – для чего эти средства будут использоваться в будущей профессиональной деятельности изучающего язык;

  • иностранный язык как учебный предмет беспределен, т.е. границы в овладении языком отсутствуют. Эта беспредельность языка вынуждает преподавателей стремиться к ограничению объема языка, учитывая при этом потребности обучающихся. Так, владение 2000 лексическими единицами считается достаточным для понимания 75% любого иноязычного текста. В результате создаются языковые минимумы для разных этапов и профилей обучения (например, для РКИ – это общее владение языком, которое имеет следующие сертификационные уровни: элементарный (1 уровень), базовый (2 уровень), 3 уровень)1.


^ 1.2.2 Методика как научная дисциплина


Методика – научная дисциплина, которая относится к педагогическим наукам и является по отношению к педагогике частной дидактикой – теорией обучения конкретному учебному предмету.

Методика языка – это наука о законах и правилах обучения языку и способах овладения и владения языком.

Методика языка – это наука, изучающая цели, содержание, средства, методы, организационные формы обучения языку (родному, иностранному) и ознакомления с культурой страны изучаемого языка, а также способам учения, воспитания и овладения языком в процессе его изучения.

Таким образом, основополагающими понятиями, составляющими суть содержания термина «методика», являются: обучение, овладение, владение.

Обучение – совместная деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание. На занятиях по языку обучение реализуется в ходе передачи преподавателем своих знаний, умений, навыков в области изучаемого языка, а учащиеся овладевают таким речевым опытом и приобретают способность владеть языком, т.е. пользоваться им как средством общения в различных ситуациях.

Основу такого владения языком составляют приобретаемые в ходе обучения знания, речевые навыки, умения, входящие в состав коммуникативной компетенции учащихся.

В процессе овладения языком обучающиеся пользуются различными стратегиями усвоения - присущими им индивидуальными различиями и особенностями в способах получения, переработки и применения усвоенной информации.

В современной методике стратегии усвоения разрабатываются с позиции когнитивной теории обучения языку и подразделяются на:

  • стратегии, обеспечивающие овладение языком (связаны с ходом учебного процесса);

  • стратегии, обеспечивающие владение языком.

В настоящее время описано более ста стратегий овладения и владения языком [см.: Акишина А.А., Каган Д.Е. Учимся учить. Что надо знать о преподавании русского языка. – М., 1986], среди которых можно выделить:

  • эмоционально-волевые стратегии, позволяющие снизить уровень волнения, управлять эмоциональным состоянием во время занятий;

  • социальные стратегии, включающие в себя умение и желание задавать вопросы, получать информацию, сотрудничать;

  • компенсаторные стратегии, включающие в себя способы поиска обучаемым выхода из положения, когда он не располагает необходимыми языковыми средствами и ищет им замену.

Говоря о методике как научной дисциплине, необходимо обратить внимание на то, что в 80-е годы ХХ века в методике обучения неродному языку наряду с термином «методика» стал широко использоваться термин лингводидактика. В научный обиход он введен академиком Н.М.Шанским для описания языка в учебных целях.1

Лингводидактика включает в себя:

  • исследование сходства и различия языков,

  • определение содержания и структуры изучаемого языка,

  • составление языковых минимумов в целях обучения и др.

На протяжении всей истории существования методики как научной дисциплины широко дискутировался вопрос: является ли методика самостоятельной наукой или опирается на данные других наук? В ХХ столетии существовали следующие точки зрения на эту проблему:

  • методика не является самостоятельной наукой, а опирается на данные языкознания, будучи прикладной лингвистикой, «приложением» к различным областям общего языкознания (Л.В.Щерба, И.В.Рахманов, В.Д.Аркин, О.С.Ахманова, Д.Блумфилд и др.)2;

  • методика - прикладная область психологии. Задача психолога – помочь методистам в научной разработке основных методов обучения языку и в обосновании индивидуально-психологических особенностей изучающих язык (Б.В.Беляев, В.А.Артемов, Б.А.Бенедиктов, И.В.Карпов3;

  • методика – раздел педагогики (частная дидактика) и опирается на дидактические принципы, разрабатываемые в этой области знания (Ю.К.Бабанский, А.В.Текучев, В.С.Цетлина, Э.П.Шубина)4;

  • методика – самостоятельная научная дисциплина. Аргументы:

1. Наличие предмета обучения. Это – язык (русский, иностранный), являющийся одновременно и целью, и средством обучения. Как цель обучения овладение языком позволяет обучающимся познакомиться с его системой и способами пользоваться этой системой в практической и научно-исследовательской деятельности. Как средство обучения язык дает возможность извлекать информацию из текстов и создавать свои тексты.

2. У методики есть свой понятийный аппарат, т.е. система терминов, отражающих содержание данной отрасли знаний. О богатстве понятийного аппарата и широте терминологического состава методики свидетельствуют словари методических терминов.2

3. У методики есть свой объект исследования – процесс обучения языку. В ходе обучения, протекающего в форме взаимодействия преподавателя с обучающимися на уроке (занятии), самостоятельной работы обучающихся, внеаудиторной работы с ними решаются задачи обучения, воспитания и общего развития средствами изучаемого языка.

Изучение объекта исследования как процесса овладения языком предполагает:

  • оценку и описание исходного уровня владения языком и меры готовности к овладению им (проведение анкетирования, тестирование и др., что позволяет сформировать учебные группы из учащихся одного исходного уровня владения языком, способностей к языкам и индивидуальных особенностей личности);

  • описание конечного результата обучения (уровня компетенции, достигаемого в ходе обучения). Содержание такого уровня задается Госстандартом и программами;

  • описание приемов и методов работы преподавателя и обучающихся, с помощью которых обеспечивается наиболее эффективный и экономный по затрате усилий переход от исходного уровня владения языком к завершающему.

4. У методики есть предмет исследования – это совокупность знаний, накопленных за время существования методики как науки в виде различных теорий обучения, методических рекомендаций о процессе, методах и средствах обучения и способах повышения их эффективности. Предмет исследования в методике реализуется в форме публикации как самих методик, так и методических рекомендаций по преподаванию языка.


^ 1.2.3 Методика как практическая дисциплина

Как практическая дисциплина методика дает представление о совокупности приемов работы преподавателя, обеспечивающих достижение поставленных целей обучения. Этому значению термина соответствует понятие технология обучения или научная организация труда. Преподаватель должен стремиться к повышению уровня своей технологии преподавательского труда, что достигается опытом работы и определяется стремлением к совершенствованию профессиональной деятельности.

Термин «технология обучения» не следует смешивать с понятием технология в обучении, что означает использование преподавателем на занятии технических средств.

Резюме. Термин методика в современной теории и практике обучения языку рассматривается в трех значениях: как учебная дисциплина, дающая совокупность сведений по теории и практике преподавания этой дисциплины; как научная дисциплина – теория обучения языку (или лигводидактика); как практическая дисциплина (или технология обучения), представляющая собой совокупность приемов работы учителя (преподавателя).

В теории и методике языка выделяются следующие специфические методики: преподавание русского языка как родного и как второго языка, преподавание русского языка как иностранного, преподавание иностранных языков (все эти методики опираются на единые закономерности речи, языка, дидактики и психологии).

Согласно номенклатуре наук, утверждённой Высшей Аттестационной Комиссией Российской Федерации в 1994 г. методика языка рассматривается как единая наука и называется «Теория и методика обучения и вос­питания (русский язык, литература)» (шифр 13.00.02), и по этой специальности присуждаются степени кандидата или доктора педагогических наук

^ Методика русского языка – педагогическая наука, изучающая закономерности обучения школьников русскому языку, т.е. содержание обучения, методы работы учителя и учащихся, процессы усвоения материала и их трудности, определяющая эффективность рекомендуемых методов и приемов. Методика русского языка, определяя содержание обучения русскому языку, обеспечивает школу учебными программами, учебниками и другими пособиями; разрабатывает методические пособия для учителей и методические указания для учащихся, исследует процессы усвоения материала учащимися и на этой основе дает оценку методам и приемам.

В методике русского языка выделяются частные методики: методика начального обучения, методика обучения чтению (грамоте), методика фонетики (орфоэпии, грамматики, орфографии), методика развития речи, методика внеклассной работы и факультетов.

^ Методика обучения РКИ (13.00.02) – самостоятельная педагогическая дисциплина о законах и правилах обучения языку и способах овладения языком, а также об особенностях образования и воспитания средствами языка. В процессе занятий обучающиеся овладевают русским языком как средством общения, а в их сознании формируется представление о системе изучаемого языка, что делает владение языком сознательным.

^ Обучение иностранному языку имеет свои особенности, отличающие его как от овладения родным языком, который усваивается в раннем возрасте неосознанно и стихийно, так и от обучения другим общеобразовательным и специальным предметам.


^ 1.3 Связь методики с другими науками


Ключевые понятия: принципы обучения, процесс обучения, закономерности обучения, методы обучения, организационные формы обучения, общедидактические принципы обучения, и специфичные положения, специаль­ные методические принципы, мотив, субъективные и объективные мотивы, внешняя и внутренняя мотивация,


^ 1.3.1 Методика и педагогика

Прежде всего, методика тесно связана с педагогикой, будучи одним из ее разделов — частной дидактикой. Если дидактика — это теория обучения любому предмету, то частные дидактики используют положе­ния применительно к обучению конкретному предмету, в нашем слу­чае – языку (русскому как родному, русскому как иностранному, иностранному языку).

Это обстоятельство дало основание француз­ским методистам назвать свой предмет дидактикой обучения языку (didactique des languages).

Из педагогики методика заимствовала многие понятия и положения: представление о принципах, процессе обучения и его закономерностях, методах и организационных формах обучения и др.

^ Главные категории педагогики: обучение, образование, воспитание, учение, развитие, ус­воение — стали определяющими и для методики, хотя многие педагоги­ческие понятия в методике обучения языку получили новое содержание в соответствии со спецификой предмета обучения.

По этой причине в ме­тодике наряду с общедидактическими используются и свои, специфичные для этой дисциплины, положения. Например, помимо общедидактиче­ских принципов обучения (наглядность, сознательность, доступность, посильность) в методике получили обоснование и разработку специаль­ные методические принципы (коммуникативность, устная основа обуче­ния, опора на родной язык учащихся, взаимосвязное обучение видам ре­чевой деятельности и др.).


^ 1.3.2 Методика и психология

Другая базисная для методики наука — это психология, раскрываю­щая закономерности развития и формирования психической деятельно­сти живых существ.

Из психологии методика черпает сведения об осо­бенностях усвоения языка, индивидуально-психологических особенно­стях учащихся, которые следует учитывать в процессе обучения, характе­ре формирования знаний, речевых навыков, умений.

Психология дает методисту представление о мотивах овладения языком, видах и роли па­мяти в обучении, особенностях учащихся с точки зрения характера учеб­ной деятельности.

Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека.

На занятиях по языку мотивы могут быть осознанными и неосознанными. В качестве осознанных моти­вов деятельности выступают интересы, убеждения, стремления лично­сти.

Так, мотивы в изучении языка могут быть субъективными (полу­чить хорошую оценку, поощрение) и объективными (использовать язык в работе, получить доступ к информации на изучаемом языке, общаться с носителями языка, слушать радио, смотреть фильмы).

Иногда говорят о внешней и внутренней мотивации при изучении языка:

  • первая определя­ет причины, побудившие к изучению языка,

  • вторая связана с организаци­ей самого учебного процесса по овладению языком (выбор способов обу­чения, учебных пособий, времени занятий и др.).

Рассмотрим, каковы, например, внешние мо­тивы для изучения русского языка как иностранного можно выделить следующие:

  1. широкое распространение языка в мире и его использование в

ка­честве международного средства общения (по данным ООН 2000 года, русским языком как неродным в мире владеют более 215 миллионов человек, а для 288 миллионов человек он является родным или вто­рым родным языком;

  1. желание приобщиться к культуре говорящих на изучаемом языке

часто становится немаловажным стимулом для выбора языка изучения (русская культура всегда рассматривалась как часть мировой культуры, которая определяет роль России в мировом сообществе);

  1. «эстетическая ценность» — красота его звучания, по мнению многих

ученых, также является причиной возникновения интереса к язы­ку и массового его распространения в иноязычной среде;

  1. представление о «легкости — трудности» языка также относится к

субъективно-психологическим факторам возникновения мотивов в изучении языка;

  1. возможность применения языка в практической деятельности в

соответствии с коммуникативными потребностями личности является важным мотивом его изучения.

В качестве дополнительных факторов, влияющих на мотивацию в изучении языка, могут быть названы следующие:

  • привлекательность ма­териала, используемого в процессе обучения; характер методических приемов, используемых преподавателем в процессе занятий;

  • психологи­ческая обстановка в группе и умение преподавателя найти подход к каж­дому учащемуся, заинтересовать его в работе;

  • субъективные свойства и состояние самого учащегося: сформированность умения и готовность учиться; личные свойства преподавателя (его профессионализм, педаго­гическое мастерство, внешность, такт).

Преподавателю важно знать и изучать мотивы учебной деятельности учащихся и по возможности их расширять.

При этом главными стимула­ми в мотивации обучения всегда являются: новизна учебного материала, интерес к занятиям, умение преподавателя подчеркнуть важность мате­риала для практической деятельности.

Преподавателю важно стремить­ся к согласованию и, координации индивидуальных мотивов всех членов группы, поддерживать и развивать имеющиеся мотивы.

Важно также умение преподавателя мобилизовать волевые ресурсы учащихся путем развития чувства ответственности за результат решаемых учебных задач. Немаловажной представляется также мобилизация собственных, прису­щих педагогу мотивационных процессов.

Большое значение для оптимизации обучения имеет знание препода­вателем типа памяти учащихся, роль которой в овладении языком исклю­чительно велика. Память может быть зрительной, слуховой либо комби­нированной, логической или образной, произвольной (сознательной) или непроизвольной (интуитивной).

Учащиеся по своим психологическим особенностям могут быть

  • экстравертами (легко вступают в общение, любят группо­вые занятия, охотно участвуют в ролевых играх, широко пользуются язы­ковой догадкой);

  • или интравертами (склонны к анализу языкового материала, сознательному заучиванию правил, неохотно всту­пают в общение, их трудно «разговорить», так как учащийся боится сде­лать ошибку. Таким учащимся больше нравятся уроки, где объяснение преобладает над речевой практикой, а чтение и выполнение письменных заданий являются основными формами работы).

Из других особенностей, определяющих психологические различия между учащимися, выделяют:

а) характер предпочтений при сборе ин­формации (зрительный, слуховой, моторный);

б) аффективный тип в учебном процессе (беспокойный, терпимый);

в) чувствительность к ок­ружающей среде (шум, освещение, комфорт, обустроенность аудито­рии);

г) доминирующее полушарие головного мозга в процессе обучения (левое — определяет склонность учащегося к анализу материала, пра­вое — к его синтезу).

^ При доминировании левого полушария головного мозга, что позволяет относить учащегося к некоммуникативному, или аналитическому типу изучения языка, у него лучше развита произвольная и визуальная память. Учащиеся склонны к заучиванию материала, их трудно вовлечь в общение, они отдают предпочтение учебным пособиям грамматико-переводного типа.

^ Учащиеся с доминированием правого по­лушария головного мозга, которых относят к коммуникативному типу изучающих язык, наоборот, склонны к слуховому восприятию материала, охотно вступают в общение, с удовольствием участвуют в ролевых играх и составлении диалогов. Они не стремятся контролировать свою речь, поэтому делают много ошибок. Такие учащиеся отдают предпочтение учебникам коммуникативного типа.

Связь методики с психологией особенно ощутима в общей, возрас­тной психологии, психологии общения и двух дисциплинах, возникших на стыке психологии с другими дисциплинами: психолингвистике и педа­гогической психологии.

  1   2   3

Похожие:

Лекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. iconЛекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками.
Связь методики с другими науками. Методы исследования языка: эмпирический/дедуктивный, пассивный/активный, интроспективный/аналитический/экспериментальный,...
Лекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. iconВопросы к экзаменам по политологии для студентов всех факультетов
Политология как наука и учебная дисциплина: становление и развитие. Функции и методы политологии, ее связь с другими науками
Лекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. iconПрограмма по иностранным языкам для различных типов школ. Государственный образовательный стандарт по иностранному языку
Методика обучения иностранным языкам как наука. Связь методики с другими науками. Лингводидактика как общая теория обучения иностранным...
Лекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. icon1. понятие особенной части уголовного законодательства. Единство общей и особенной частей уголовного законодательства особенная часть уголовного права как учебная и научная дисциплина включает в себя
Особенная часть уголовного права как учебная и научная дисциплина включает в себя
Лекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. iconЛекция. Методика преподавания биологии как наука
Методика рассматривает содержание учебного предмета, методы и формы обучения и воспита­ние. Методикой определяются обору­дование...
Лекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «зоология» (раздел зоология позвоночных)
Место зоологии в системе биологических наук. Зоология позвоночных как учебная дисциплина. Связь зоологии с другими учебными
Лекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. icon1. Психодиагностика как научная дисциплина и как практическая деятельность. Базовые основы психодиагностики
Общая классификация тестов интеллекта. Возможности теста Векслера и теста Амтхауэра
Лекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. icon1. Тимфв как учебная и научная дисциплина, содержание, источники и этапы
Как наука тмфв относится к системе пед наук. Объектом научного исследования тмфв явл тот или иной изучаемый пед фактор(система физ-х...
Лекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. iconКультурология как учебная дисциплина. Культура как объект познания. Историческая классификация культур

Лекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. iconТеория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании
То- наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения орг., как явления, ее эволюции., механизмы функционирования,...
Лекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками. iconТеория организации как область научных знаний и учебная дисциплина, ее место в системе научных знании
То- наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения орг., как явления, ее эволюции., механизмы функционирования,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы