Лекция №1 Тема сущность и функции финансов icon

Лекция №1 Тема сущность и функции финансов


Скачать 169.92 Kb.
НазваниеЛекция №1 Тема сущность и функции финансов
Дата публикации17.09.2013
Размер169.92 Kb.
ТипЛекция

Лекция № 1

Тема 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ


  1. История возникновения финансов

  2. Необходимость и содержание финансов, их назначение и основные признаки.

  3. Объекты и субъекты финансовых отношений.

  4. Денежные фонды – материальные носители финансовых отношений.

  5. Функции финансов.

  6. Роль финансов в экономической системе государства.

  7. Финансовые ресурсы, сущность, состав и методы формирования.

  8. Создание резервов финансовых ресурсов


1. История возникновения финансов

Финансы являются исторически сформированной, сложной и многогранной экономической категорией. Термин финансы происходит от латинского «finantia», что в переводе обозначает платеж. Впервые он был применен на практике в Италии в ХІІІ веке. В частности во Флоренции, Венеции, Генуе, где была хорошо развита торговля, денежные расчеты и банковское дело. Одним словом обозначены платежи и взносы, которые производились в пользу государства.

В науку термин финансы ввел французский профессор Ж. Боден в 1577 году в труде «Шесть книг о республике».

На ранних стадиях развития государства не существовало разногласий между ресурсами государства и ресурсами ее главы: монархи распоряжались средствами государства как своей собственностью.

С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникли понятия государственных финансов, государственного бюджета и государственного кредита. Налогоплательщики постепенно признавали за государством право взимания налогов, по мере того как государство со своей стороны, начинало предоставлять услуги населению и проводить эффективную финансовую политику.

С развитием государственного строя резко возросли расходы на международные взаимоотношения, оборону, охрану окружающей среды, социальную сферу, расходы на вмешательство государства в экономику и т.д.

Значительные размеры расходов вызывали необходимость увеличения налогов – главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственный и местные бюджеты.

В условиях командно-административной системы термин «финансы» в значительной мере был связан с системой доходов и расходов государства.

Главным концептуальным ядром определения финансов в такой системе был доминант отношений. Именно отношения в таких вариациях: экономические, денежные, общественные, производственные, специфические – подчеркивали стержень понимания категории финансов.

Чтобы обеспечить определенность понятия в современной западной литературе термин финансы в понимании специальной самостоятельной научной дисциплины, которая касается денежных средств и доходно-расходной деятельности государства, употребляется в уточненном варианте – государственные финансы; во всех других случаях употребляется более широкий термин финансы.


2. Необходимость и содержание финансов, их назначение и основные признаки

Основными экономическими категориями товарного производства, которые имеют стоимостную форму, являются деньги, цена, заработная плата, прибыль, кредит, финансы. Эти категории действуют в системе экономических отношений, связанных с движением денег.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, которая отображает экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной их появления служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, которые обеспечивают их деятельность.

Финансы выполняют свою роль в обществе с помощью форм и методов создания и использования финансовых ресурсов наряду с другими экономическими категориями, они связаны между собой, и в то же время каждая выражает специфические, присущие лишь ей стороны экономических отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий своим назначением, характером возникновения, становления и развития.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Тем не менее, не любые денежные отношения выражают финансовые. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по функциям, которые они выполняют.

Если деньги – это особый товар, в котором выражается стоимость всех других товаров, то финансы – это определенные экономические отношения, которые осуществляются с помощью денег.

Финансы выступают как экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, как орудия контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за использованием финансовых ресурсов.

^ Основные признаки финансов:

  1. Денежная форма выражения связана с движением денежных потоков от одного субъекта к другому. Инструментом финансовых отношений выступают деньги. Область финансов, охваченная системой денежных отношений между такими экономическими субъектами, как государство, предприятие, население.

  2. Обменно-распределительный характер. В сфере распределения и перераспределения доходов и накоплений совокупность денежных отношений принадлежит финансам. Как категория финансы являются экономическими отношениями, которые возникают на основе одностороннего, прямого, безвозмездного движения стоимости в процессе его перераспределения путем образования и использования денежных фондов. Обмен – это самостоятельная, отличная от финансов сфера экономических отношений, которой присуще двустороннее движение стоимости. Но в отношениях распределения можно увидеть элементы обмена и наоборот.

  3. Формирование доходов и осуществление расходов. Доходы и расходы являются исходными финансовыми категориями. Доходы одного из субъектов всегда являются расходами другого.


3. Объекты и субъекты финансовых отношений

В экономической жизни каждого государства финансы являются достаточно сложным явлением. С их помощью государство перераспределяет значительную часть ВВП, который выступает главным объектом финансовых отношений. В связи с этим финансы принято рассматривать как систему отношений, которые формируются в обществе в процессе распределения и перераспределения ВВП.

Объектом финансовых отношений является валовый внутренний продукт, т.е. стоимость товаров и услуг, изготовленных субъектами экономических отношений в сфере материального и нематериального производства за определенный период времени.

В финансовых отношениях принимают участие такие субъекты: государство, регион, субъект хозяйствования и гражданин.

В связи с этим субъектами финансовых отношений выступают:

  • Государство – общегосударственные и местные финансы;

  • юридические лица – финансы субъектов хозяйствования;

  • физические лица – финансы физических лиц.

Общегосударственные финансы – это централизованные денежные фонды, которые формируются с целью концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направления их на финансирование общегосударственных потребностей.

^ Местные финансы включают местные бюджеты и внебюджетные фонды, которые формируются на этой территории.

Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным звеном финансовой системы. Они обслуживают сферу материального производства, где создаются ВВП и национальный доход. Источники финансовых ресурсов государства формируются, главным образом субъектами хозяйствования.

^ Финансы населения включают денежные средства физических лиц. Гражданин, который получает доходы, имеет в своем распоряжении определенную сумму денег, но они еще не являются финансами. Финансами эти деньги станут тогда, когда их собственник создаст соответствующий фонд и вложит их в ценные бумаги, будет кредитовать физическое лицо и т.п.

Права и обязанности субъектов финансовых отношений устанавливаются и регламентируются финансово-правовыми нормами государства.


4. Денежные фонды – материальные носители финансовых отношений

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые приобретают форму финансовых ресурсов.

Все процессы экономической жизни, где принимают участие финансы, имеют денежное выражение. Экономическая жизнь государства постоянно требует создания денежных фондов для удовлетворения различных потребностей. Размер этих фондов характеризует количественно и качественно масштабами деятельности и финансовыми возможностями государства, хозяйственной структуры, гражданином. Эти фонды являются материальными носителями финансовых отношений.

Необходимость формирования денежных фондов разнообразные назначения возникают как у государства, так и у других субъектов распределительных отношений (предприятий, физических лиц). Эта необходимость предопределяет определенные экономические отношения.

Обеспечение с помощью финансов необходимых условий для создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стране достигается именно благодаря организации разнообразных фондов финансовых ресурсов на всех этапах деятельности государства, предпринимательских структур и каждого гражданина. Фонды финансовых ресурсов, которые обслуживают экономические процессы, отличаются методом создания, направлениями использования, интересами субъектов экономической деятельности и конечными целями соответствующего вида деятельности.

^ К централизованным денежным фондам относятся: государственный бюджет, местные бюджеты, другие бюджетные и внебюджетные фонды социального назначения, фонды государственного имущественного и личного страхования, государственный кредит, как специфическое звено государственных финансов.

На уровне предприятия формируются децентрализованные денежные фонды – амортизационный, фонды оплаты труда, специальные и прочие.

Существуют отличия в формах и методах образования и использования денежных фондов.

Образование денежных фондов предприятий осуществляется в децентрализованном порядке, то есть предприятия в процессе хозяйственной деятельности самостоятельно формируют и определяют размеры денежных фондов. На предприятиях фонды создаются для обеспечения расширенного воспроизводства, обеспечения мероприятий по экономическому и социальному развитию предприятия.

Общегосударственные финансы формируются путем перечисления средств от предприятий, организаций, учреждений и населения в виде налогов, сборов, обязательных платежей и добровольных взносов. Централизованные денежные фонды создаются с целью получения определенных финансовых ресурсов для финансирования функций государства, предусмотренных Законом «о Государственном бюджете Украины», а также для финансирования государственных экономических и социальных программ.


Лекция № 2

5. Функции финансов

Функции финансов отображают формы проявления финансов и назначения в обществе, их роль в народном хозяйстве. Сущность финансов проявляется в функциях, которые они выполняют.

Общепринято считать, что финансы выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. При этом распределительная функция подразделяется на две подфункции: регулирующая (связана с созданием денежных доходов и фондов); стимулирующая (связанная с использованием денежных доходов и фондов).

Суть распределительной функции заключается в том, что финансы выступают инструментом распределения и перераспределения ВВП. С помощью этой функции осуществляются возмещение стоимости средств производства и создание первичных доходов. Перераспределительная функция финансов проявляется при перераспределении денежных средств на межтерриториальном, межотраслевом, внутриотраслевом и внутрихозяйственном аспектах. Межтерриториальное и межотраслевое перераспределение осуществляется с помощью государственного бюджета (дотации, субсидии, субвенции), специальных фондов, которые являются средствами реализации структурной политики социального и экономического развития регионов страны. Внутриотраслевое и внутрихозяйственное перераспределение реализуется предприятиями путем образования и использования фондов целевого назначения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП состоит в укреплении государства, повышении эффективности производства, возрастании жизненного уровня.

Перераспределительная функция финансов действует во взаимосвязи с контрольной функцией, которая является внутренним свойством финансов и служит средством контроля за процессом перераспределения стоимости продукта путем образования и использования денежных фондов целевого назначения.

Контрольная функция охватывает всю финансовую деятельность государства (его учреждений, предприятий, организаций, населения).

В зависимости от субъектов, которые осуществляют финансовый контроль, различают государственный, ведомственный, внутренний, независимый и общественный контроль.

^ Государственный контроль – это контроль со стороны государства за финансовой деятельностью юридических и физических лиц. Его осуществляют органы государственной власти и управления.

^ Ведомственный контроль осуществляется отраслевыми министерствами, профильными ведомствами. Его объектом выступает финансовая деятельность предприятий.

^ Внутренний контроль осуществляется финансовыми службами предприятий и учреждений, в функции которых входят проверки финансово- хозяйственной деятельности предприятий.

^ Независимый финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторскими фирмами.

Общественный контроль – это контроль со стороны общества за финансовой деятельностью государства.

Обе функции финансов проявляются не автоматически, а в процессе активной общественно-производственной деятельности людей во всех звеньях финансовой системы.

Кроме основных функций финансов, сущность этой категории раскрывается и во второстепенных функциях, которые тоже показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов.

^ Функция эффективности предполагает установление государством таких налогов и льгот, которые регулируют денежное обращение и систему кредитования, оказывает содействие оживлению деловой активности, рациональному использованию ресурсов.

^ Функция стабильности – направленность финансовой и кредитной политики на избежание чрезмерных спадов и «перегревов» в экономике.

Функция справедливости – предполагает такую налоговую политику государства, которое предусматривает большее участие лиц с высокими доходами в формировании фондов для финансирования социальных программ.


6. Роль финансов в экономической системе государства

Финансы по своему смыслу – очень сложная, многогранная составная экономических явлений и процессов, экономической системы в целом; использование финансов дает возможность успешно реализовывать конечную цель экономического и социального развития.

Финансы – не только показатель уровня экономического развития общества, но и важный инструмент этого развития. В зависимости от познания экономической сути и роли финансов в государстве находится и их использование для достижения поставленной цели.

Финансы выполняют свою роль через формы, методы создания и использования финансовых ресурсов вместе с другими экономическими категориями.

Своего высочайшего развития и совершенства финансы достигают в условиях рыночной экономики, переход к которой характеризуется резким изменением влияния финансов на процесс воспроизводства. Происходит качественный и количественный переход на новый уровень использования финансов в экономической системе страны.

Выполнение государством комплекса задач, связанных с обеспечением его существования и эффективного функционирования вызвало появление широкого арсенала финансовых методов государственного регулирования экономики. Государство владеет для этого определенными рычагами, которые включают в себя перечень инструментов, способных влиять на определенные экономические процессы в стране в частности на перераспределение народнохозяйственных ресурсов, на экономику в целом, регулирует социально-экономические отношения с другими странами.

Важная роль принадлежит финансам хозяйственных структур. Создание и использование финансовых ресурсов в этой сфере подчинено цели повышения эффективности хозяйственной деятельности. Это возможно при направлении фондов финансовых ресурсов на новые технологии, лучшем использовании основных фондов, ускорении оборота оборотных средств.

С помощью финансов субъекты хозяйствования имеют возможность обеспечивать решение производственных и социально-экономических проблем своего функционирования.

Активное и действующее использование финансов для повышения эффективности экономики становится возможным, когда фонды финансовых ресурсов на уровне предпринимательских структур дополняют соответствующие фонды на уровне государства.

Роль финансов существенна и при решении социальных проблем. Государство осуществляет мероприятия по социально-экономическому развитию через финансовое обеспечение социальных процессов, реализацию его социальной политики (на уровне каждого гражданина, хозяйственных структур, а также фондов финансовых ресурсов в составе бюджетов).


7. Финансовые ресурсы, сущность, состав и методы формирования

Финансы общества как экономическая категория характеризуются не только экономическими отношениями, но имеют и материальное содержание. Денежные фонды и накопления, которые создаются государством, предприятиями, учреждениями, организациями в процессе распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, представляют собой финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состояние экономики и вместе с тем источник их развития.

Финансовые ресурсы государства охватывают ресурсы всех секторов экономики. В каждом секторе финансовые ресурсы распределяются по уровням управления. В распоряжении государства находятся ресурсы бюджетной системы, различных централизованных и децентрализованных фондов, государственных финансовых институтов (Национального банка, государственных страховых органов, государственных кредитных учреждений).

Принимая во внимание определение финансов как системы специфических экономических отношений, можно утверждать, что финансовые ресурсы – это централизованные и децентрализованные денежные фонды целевого назначения, которые формируются в процессе распределения и перераспределения национального богатства, валового внутреннего продукта и национального дохода и предназначены для решения задач социально-экономического развития общества и коллективов отдельных предприятий.

Централизованные денежные фонды концентрируются в государстве и представляют собой общегосударственные финансовые ресурсы. Ведущее место в системе общегосударственных финансовых ресурсов принадлежит государственному бюджету.

Основным источником формирования государственного бюджета выступает создаваемый в областях материального производства чистый доход, который поступает в бюджет в виде платежей из прибыли, налога на добавленную стоимость и других налоговых и неналоговых платежей. Определенная часть доходов государственного бюджета формируется за счет налоговых и других платежей населения. Из бюджета финансируются расходы на развитие науки, культуры, образования, здравоохранение, управления, оборону, социальную защиту населения и прочие общегосударственные потребности.

К системе общегосударственных финансовых ресурсов Украины принадлежат Пенсионный фонд, Фонды социального страхования, другие бюджетные и внебюджетные фонды социального назначения.

Децентрализованные финансовые ресурсы представляют собой денежные средства, которое имеют в своем распоряжении субъекты хозяйствования. Эти средства могут быть направлены на развитие производства, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, личное потребление работников и резервный фонд.

Общая сумма финансовых ресурсов субъекта хозяйствование состоит из таких элементов, как уставный фонд, резервный фонд, амортизационный фонд, специальные фонды и прочие фонды.

Основным источником формирования финансовых ресурсов является валовой внутренний продукт. Наибольшая их часть создается за счет прибыли, отчислений на социальное страхование и прочие социальные потребности.

Основные методы, с помощью которых формируются финансовые ресурсы:

  • взыскание налогов;

  • отчисление части прибыли государственных предприятий;

  • отчисление в централизованные фонды;

  • продажа имущества и ценных бумаг;

  • получение кредитов;

  • эмиссия денег.

Большинство финансовых ресурсов является денежным выражением стоимости чистого дохода, созданного в государстве. Это – прибыль, отчисления в государственные целевые фонды, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Второй частью финансовых ресурсов является часть фонда потребления. Сюда относят прямые и косвенные налоги, которые взимаются с населения, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, плата за землю, налог с собственников транспортных средств, местные налоги и сборы.

Третью часть финансовых ресурсов составляют различные отчисления, которые включаются в себестоимость продукции. Это – амортизационные отчисления, отчисления на геологоразведочные работы, плата за воду и прочее.

Полученные в результате экономической деятельности доходы расходуются по основным направлениям их использования.

Финансовые ресурсы используются на расширенное воспроизводство, финансирование научно-технического прогресса, проведение природоохранных мероприятий, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Формы и методы, с помощью которых формируются и используются финансовые ресурсы не являются постоянными и изменяются в зависимости от изменения социальной природы общества.

Созданные и используемые обществом финансовые ресурсы объединяются системой показателей и приобретают форму финансового баланса государства.

К системе финансовых балансов относят:

  • баланс финансовых ресурсов и затрат государства;

  • государственный и местные бюджеты;

  • балансы финансовых ресурсов и затрат областей, районов, городов;

  • балансы доходов и затрат министерств, ведомств, отдельных финансовых институтов, предприятий, организаций, населения.

Финансовый баланс имеет важное значение в системе управления экономикой государства. Он характеризует возможности государства или отдельного, региона относительно финансового обеспечения их экономического и социального развития.


8. Создание резервов финансовых ресурсов

Одним из элементов финансовых ресурсов являются финансовые резервы, представляют собой денежные средства, которые умышленно извлекаются из хозяйственного оборота и предназначены для использования в случаях сбоев в процессе общественного воспроизводства.

Финансовые резервы создаются только в денежной форме, и их создание является необходимым условием нормального развития экономики.

^ Основные методы формирования финансовых резервов:

  • Бюджетный (создание в составе каждого бюджета резервного фонда. В Государственном бюджете Украины резервный фонд предусматривается обязательно. Решение о необходимости создания резервного фонда местного бюджета принимает соответствующая власть);

  • Отраслевой (создание резервов на уровне министерств, отраслей, ведомств на основе отчислений из прибылей подчиненных предприятий и затрат на помощь этим предприятиям);

  • Хозрасчетный (формирование финансовых резервов предприятий, организаций, учреждений. Наиболее распространены такие резервы в сельском хозяйстве. Государство законодательно устанавливает обязательный порядок формирования резервного фонда для акционерных обществ в размере 25 % от величины уставного капитала);

  • Страховой (создание фондов страховых организаций. Фонды создаются за счет вкладов участников страхования, и только эти участники могут претендовать на выплаты со страховых фондов).

Одним из видов бюджетных резервов является резервный фонд Государственного бюджета Украины. Его создание, в отличие от местных резервов, является обязательным. Формируется он для осуществления непредвиденных расходов, которые не имеют постоянного характера и не могли быть предвидены при составлении проекта Государственного бюджета на соответствующий год. Этот фонд создается в размере не менее 1 % объема расходов общего фонда Государственного бюджета и входит в состав расходов Государственного бюджета.

Порядок использования средств из резервного фонда Государственного бюджета определяется Кабинетом Министров Украины.

Главным направлением использования средств резервного фонда Государственного бюджета Украины является:

  • Финансирование затрат, связанных с чрезвычайными ситуациями;

  • Финансирование работ по ликвидации последствий стихийных явлений и аварий;

  • Непредвиденные затраты, связанные с введение новых законов;

  • Другие мероприятия, которые не могли быть предвидены во время утверждения Государственного бюджета.

Одновременно установлено требование, согласно с которым средства резервного фонда Государственного бюджета Украины не могут использоваться на погашение долгов власти и на увеличение сумм по статьям расходов, предвиденных в Государственном бюджете.

Кабинет министров Украины ежемесячно отчитывается перед Верховной Радой об использовании средств резервного фонда Государственного бюджета.

Одним из видов финансовых резервов является золотой и валютный запас страны.



Похожие:

Лекция №1 Тема сущность и функции финансов iconЛекция: «Основы организации финансов экономических субъектов»
Понятие финансов организаций, их функции. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий
Лекция №1 Тема сущность и функции финансов iconВопросы к экзамену сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства Основы использования финансов в общественном воспроизводстве
Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
Лекция №1 Тема сущность и функции финансов iconТематический план дисциплины: Введение
Тема 1: Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики
Лекция №1 Тема сущность и функции финансов iconЛекция №1 Тема сущность и функции финансов
«finantia», что в переводе обозначает платеж. Впервые он был применен на практике в Италии в ХІІІ веке. В частности во Флоренции,...
Лекция №1 Тема сущность и функции финансов icon1. Содержание финансов предприятий, их сущность и выполняемые функции, принципы организации
Содержание финансов предприятий, их сущность и выполняемые функции, принципы организации
Лекция №1 Тема сущность и функции финансов iconСеминар " Финансы и их функции, финансовая система"
Раскройте сущность распределительной и воспроизводственной концепции сущности финансов
Лекция №1 Тема сущность и функции финансов iconФинансы: сущность и функции
Сущность и назначение внебюджетных фондов, их целевой характер и оперативность использования
Лекция №1 Тема сущность и функции финансов iconII. Понятие, сущность, функции государства. Сущность и признаки государства
Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм бытия. Познать сущность...
Лекция №1 Тема сущность и функции финансов iconЛекция 12 тема: Бюджетная система. Государственный долг
Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, функционирующих на территории страны. Вместе с системой внебюджетных фондов она...
Лекция №1 Тема сущность и функции финансов iconТема Сущность, функции и основные задачи инвестиционного анализа
До недавнего времени в экономической̆ науке еще не было сформировано четкого целостного представления об анализе инвестиций как...
Лекция №1 Тема сущность и функции финансов iconЛабораторная работа №8 Тема: «Уплотнение таблицы функции с использованием интерполяционного многочлена Лагранжа»
Интерполирование может применяться для уплотнения заданной таблицы функции, т е вычисления по исходной таблице функции ее новой таблицы,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы