Лекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса» icon

Лекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса»


Скачать 360.43 Kb.
НазваниеЛекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса»
Дата публикации06.01.2014
Размер360.43 Kb.
ТипЛекция

Лекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса» и

«Моральные основы экономики и предпринимательской деятельности».

Экономическая (хозяйственная) деятельность как единство экономического и неэкономического, природного и нравственного начала. Антропологический характер экономики. Необходимость курса «Моральные основы экономики и предпринимательской деятельности». Цель, предмет, структура курса, взаимосвязь с другими дисциплинами. Экономика как домостроительство. Источники первых нравственных и хозяйственных законов.

  1. Экономическая (хозяйственная) деятельность как единство экономического и неэкономического, природного и нравственного начала. Антропологический характер экономики. Необходимость курса.

Экономика по своей сути антропологична, ведь она существует не для самой себя, а для человека, все в хозяйственной деятельности идет от человека и к человеку. А человек – существо не только биологическое, индивидуальное, хозяйствующее, но и социальное, традиционное, культурное, духовное. Однако экономическая наука очень медленно поворачиваясь лицом к человеку, видя в нем чаще лишь производителя и потребителя, а в лучшем случае интеллектуальный капитал.

В хозяйственно-экономическом и социальном опыте прошлого безраздельно господствовала установка на полезность, выгодность, богатство. «Сущность хозяйственного процесса почти непроницаемо занавешивается всеобщим соревнованием, конкуренцией, раздробляющей единый и целостный процесс на отдельные дробные единицы» – отмечает С.Н. Булгаков.

Рыночная трактовка современной экономической науки сводит ее предмет к изучению закономерностей размещения редких благ, в основном материального характера, выраженных во всеобщем денежном эквиваленте. Речь идет о выборе направлений их выгодного использования для удовлетворения конкурирующих целей.

Далее мы будем проводить более подробный анализ основных экономических школ, выявляя, прежде всего их отношение к человеку и его роли в экономике. А пока остановимся только на общем анализе.

^ Забегая вперед необходимо отметить, что практически все европейские и американские школы экономической теории рассуждали о человеке в экономике в духе материализма.

К счастью сейчас в современном обществоведении сложилась ситуация, когда экономика оставляет свои претензии на доминирование над философией и историей хозяйства и обращаться к живой человеческой личности, проблемам ее личной ответственности и творческой воли. Далее мы будем говорить об истории возникновения экономических доктрин, отмечая, что первые их источники имеют философское и религиозное происхождение. И вот теперь, спустя много веков ученые возвращаются к истокам понимания, что экономика вне философского, религиозного постижения и духовного измерения предстает не только неполной и незавершенной, но и неполноценной. Такой подход к пониманию экономики предложили в начале ХХ в. представители либеральной русской экономической мысли – исторического нравственно-этического направления, у истоков которого стоял С.Н. Булгаков, предвосхитивший развитие многих направлений социально-экономических наук. Данный подход рассматривает экономику как часть науки о человеке, а хозяйство – не только как процесс индивидуальный, но и родовой, исторический, как реализацию деятельного, творческого отношения человека к миру и исходит из положения о наследовании социальных и духовных явлений, определяющих тип хозяйствования. В центре такого исследования стоит человек как конкретный духовный тип со всей сложностью и многообразием психологических мотиваций.

С.Н. Булгаков вводит понимание хозяйства как явления духовной жизни, вводит понятие «дух хозяйства». Степень своей духовности (состояние своей души) человек переносит на весь внешний мир, на свои отношения с людьми, свое отношение к труду, богатству, собственности.

Так, к сожалению, мы знаем, что история богатства и огромных состояний ничтожного числа людей писалась кровью и вероломством, путем попрания жизненных интересов большинства. И причины тому необходимо искать не столько в экономике, сколько в самом человеке. Именно по его «образу и подобию» выстраивалось хозяйство и труд, распределение, обмен и потребление, «отливались» институциональные формы собственности, экономического права, инструменты финансовой, кредитной и денежной политики.

^ Многие экономические категории, к примеру, такие как собственность, труд, финансы и т.д. нельзя сводить только к области хозяйственных отношений. Собственность более принадлежит к сфере права, нравственности, психологии и социальных отношений. Финансы – это не просто деньги, ценные бумаги, как правило, виртуальные, и даже не золото и драгоценности, а, прежде всего, – отношения по распределению и потреблению богатства.

Западная экономическая наука на протяжении многих веков, но особенно в ХVIII–ХХ вв. рассматривала человека (homo economicus) как рациональное существо, стремящееся к собственному благополучию и прибыли и напрочь забывающее такие понятия как мораль, любовь, жертвенность. При такой постановке вопроса хозяйственная забота становится основной целью его жизнедеятельности. В свою очередь, она превращается в самоцель, потом экономика и ее структуры начинают функционировать ради самих себя, а хозяйство, выйдя из повиновения, может стать античеловеческим. Это ярко демонстрирует сегодняшний мировой социально-экономический кризис

Но если человек выбирает и обосновывает эгоистическую цель обеспечения своего личного благополучия любой ценой и за чужой счет, неограниченного потребления невозобновляемых природных ресурсов и биологических структур, путем ущемления жизненных интересов других людей – такая цель лишена не только нравственных, но и рациональных экономических оснований.

О том, что социально-экономическое положение и развитие определяется, прежде всего, духовно-нравственным миропорядком хозяйства мы теперь знаем не понаслышке. Кризис, переживаемый постсоветсткими государствами, рекордный по продолжительности и глубине социально-экономической деградации общества и человека убедительно выявляет разрушительную силу бездуховности, как говорил один из героев Ф.М. Достоевского – если нет Бога, то разрешено все. Кризисы ХХI века также имеют духовно-нравственную основу.

И только от поверхностного взгляда, «за корой» хозяйствен­ных явлений скрыта духовная сущность и принципиальная неэко­номическая природа всеобъемлющего, системного, самого дли­тельного по продолжительности и остроте общественного кризиса, переживаемого Россией, Украиной на рубежах XX и XXI веков. Сегодня, уже с позиции некоторой исторической дистанции можно оценить ито­ги и уроки пятнадцатилетнего радикально-либерального реформирова­ния российского, украинского общества, которое отмечено тяжелыми экономи­ческими и социальными потрясениями. Процесс саморазрушения народно-хозяйственного комплекса и воспроизводственного по­тенциала достигает пороговых значений. Экономика несет потери не только в объемах, количестве, но и в качественных показателях: по эффективности, производительности труда, наукоемкости, кон­курентноспособности, не говоря уже о социальной справедливости и человечности.

Произошло чудовищное искажение мотивов экономической деятельности и ценностей самого труда. Они все более переключа­ются не на создание полезных благ, а на извлечение прибыли, любой ценой и за чужой счет. Рентные, статусные, спекулятивные, теневые доходы уродуют экономику, развертывают ее в сторону от реального и производительного сектора. Созидательный труд с достойной оплатой подменяется на участие, как правило - пре­ступное, в перераспределении и переделе собственности, доходов, власти. Недопустимо высокой степени достигла имущественная дифференциация, рассогласование экономических и социальных интересов общества, государства в целом и подавляющего боль­шинства хозяйствующих субъектов.

Стремительно радикальную псевдолиберализацию и «рынко-низацию» независимо от устремлений наших «младореформаторов» следует квалифицировать по названию работы крупного идеолога современного либерализма Ф. Хайека как «пагубную са­монадеянность». По его известному признанию, «вести счет в ры­ночных ценностях - значит вести счет на человеческих жизнях».

Самый процесс демографического воспроизводства населения Украины принимает угрожающий характер. Страна переживает беспрецендентный демографический кризис, все более явственно про­ступает нехватка человеческих ресурсов или говоря простым эко­номическим языком - кадров квалифицированных работников, особенно, в материальном производстве. Украина вступала в полосу социально-экономических реформ с населением в 51,94 млн. чело­век. За годы реформ численность населения сократи­лась почти до 46 млн. человек. Разрыв в продолжительности жизни украинского мужчины в сравнении с аналогичным показателем разви­тых стран Запада превышает 13 лет, а с Японией - 17 лет.

Наиболее опасной и разрушительной зоной деградации вос­производственного процесса являются необратимые потери в са­мом человеке, образовании, воспитании, физическом и нравствен­ном здоровье нации. И они даже несопоставимы с большими, но все же временными утратами в экономике, социальной сфере, по­литике.

Сегодня экономисты, социологи, демографы, статистики серь­езно занимаются изучением, исчислением и прогнозированием главного богатства стран и народов - их человеческого ресурса. В основу такой оценки положен индекс человеческого развития (ИРЧП). Определяется этот показатель достаточно просто. В его ос­нову берутся три главные компонента: индекс продолжительности жизни, синтезирующий состояние здоровья человека и общества; индекс образовательного уровня и индекс благосостояния, выражающийся долей валового внутреннего продукта на душу населе­ния. Каждый из обозначенных показателей составляет одну треть, а их сумма и будет равна общему индексу человеческого развития. Подсчет несложен и позволяет наглядно представить, каких успе­хов достигла та или иная страна, как развивается ее человеческий потенциал, какое место она занимает в экономической «табели рангов».

Специалисты и эксперты ООН фиксируют общемировую тен­денцию значительного роста человеческого потенциала по данному индексу во всех странах мира. С 1960 по 1995 г.г. по 174 странам мира уровень ВВП на среднемировую душу населения возрос в 1,8 раза. Продолжительность жизни увеличилась с 50 до 64 лет. В раз­витых странах экономический рост нацеливается на нужды соци­альной сферы, серьезное значение придается перераспределению ресурсов и прогрессивному налогообложению на сверхдоходы (в Швеции такой налог достигает 70%). И это вполне понятно. Фор­мирование и развитие личностного потенциала, воспроизводство самого человека осуществляется именно в социальной сфере.

По индексу человеческого развития наша страна в составе СССР до начала ре­форм входила в первую мировую десятку. А в 2003 году она скати­лась на 78-е место. И падение пока даже не приостановлено. По одному из важнейших экономических пока­зателей - объему ВВП на душу населения в 2003 году Украина оказалась на 90-92 месте среди 177 стран мира, а по ожидаемой продолжительности жизни на 111-113 месте. Как следует из доклада о развитии человека за 2007-2008 Украина занимает 76-е место в рейтинге индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), а в 2008 году заняла последнее 177 место.

В стране наблюдается высокая степень дифференциации населения по уровню доходов и соответственно низкая степень социальной защищенности, что порождает социально-экономическую нестабильность. Так соотношение доходов 10% наиболее богатых и 10% наиболее бедных граждан в Украине составляло в 2004 году? 13:1 ,что выше, чем критическое значение этого показателя в мировой практике – 10:1. Часть населения, находящегося за чертой бедности составила в 2004 году 26,7%, что превышает в 2,67 раза критическое значение этого показателя в мировой практике, а в 2007 году в Украине этот показатель составил 40:1.

За равный по напряженности труд украинцы получают во много раз меньше, чем жители Западной Европы или Америки. Так, минимальное критическое значение часовой ставки оплаты труда составляет 3 американских доллара, тогда как у нас часовая оплата труда составляет 20 американских центов.

Согласно исследованиям международной организации Transparency International в 2001 году индекс коррумпированности Украины составлял 2,1, а в 2000 году он был рекордно низким — 1,5. Наилучший рейтинг Украина имела в 1998 году, когда ее индекс составил 2,8, однако уже в 1999 году он снизился до 2,6.

По результатам, обнародованным 28 августа 2007 года, сейчас ^ Украина находится в списке наиболее коррумпированных стран и стоит на 85-м месте из 102 (чем ниже позиция в рейтинге, тем выше уровень коррупции).

Кроме Украины, на 85-й позиции находятся Грузия и Вьетнам. ^ Индекс коррумпированности этих стран составляет 2,4.

В списке Transparency International в этом году менее 5 (из 10 возможных) баллов получили 70 стран, включая беднейшие государства мира. В таких странах, как Индонезия, Кения, Ангола, Мадагаскар, Парагвай, Нигерия и Бангладеш, получивших менее 2 баллов, коррупция воспринимается как сильно распространенная. Страны с очень низким уровнем коррупции, чей балл составляет 9 и выше, а именно возглавляющая список Финляндия и следующие за ней Дания, Новая Зеландия, Исландия, Сингапур и Швеция, — преимущественно богатые страны.

Анализируя, ошибки прошлого, сегодня многие ученые и практики понимают:

  1. Дальнейшие преобразования в экономике нужно все-таки осуществлять с учетом культурно-нравственных особенностей нации.

  2. Чтобы экономика была эффективной вся государственная машина должна быть повернута лицом к человеку.

  3. Экономично и эффективно все то, что человечно, нравственно и духовно.

  4. Чтобы поднять экономику нужно поднимать уровень культуры, образования и, прежде всего нравственности населения, конечно обеспечив при этом эффективное законодательство. Еще раз подчеркнем, что в программах экономического развития нужно учитывать национальную самобытность народа: особенности национального характера, фундаментальные ценности.

Ценности заключаются в обычаях и нравах народа его языке, религии. Эти базовые ценности отличаются высоким потенциалом самосохранения, поскольку они представляют собой своего рода закодированный ген духовно-исторического опыта нации. И этот потенциал самобытности в высшей степени проявляется в переломные, смутные периоды истории.

^ 2. Цель, предмет, структура курса, взаимосвязь с другими дисциплинами

Таким образом, целью курса является формирование у будущих специалистов представлений об экономике и предпринимательской деятельности, как сложных сферах в центре которых стоит одухотворенный человек и состояние которых в первую очередь зависит от неэкономических факторов таких как исповедуемая религия, мораль, культура, традиции , духовно-нравственное состояния человека и общества как совокупности отдельных личностей); обоснование того, что неэкономичные факторы, особенно в условиях кризиса, выполняют решающую роль в экономике и поэтому их обязательно необходимо учитывать в принятие экономических решений, разработке стратегии социально-экономического развития как на уровне государства так и на уровне отдельных предприятий ; обоснование необходимости соблюдения моральных норм и принципов в предпринимательской деятельности.

^ Предмет курса: моральные ценности этические принципы и нормы в экономике в т.ч. бизнесе и предпринимательской деятельности в отечественной и западной культурах.

^ В структуру курса входит изучение следующих основных вопросов:

  • взгляды ученых разных экономических школ относительно взаимосвязи экономики и морали, культуры, религии ;

  • особенности представлений ученых разных экономических школ о человеке в экономике;

  • источники первых экономических законов и их особенности;

  • особенности формирования и моральные основы российской экономической школы;

  • особенности взглядов представителей российской экономической школы;

  • особенности формирования и основные черты менталитета восточных славян, и их влияние на хозяйственную деятельность, особенности менеджмента;

  • особенности формирования и основные черты менталитета человека западноевропейской цивилизации и их влияние на хозяйственную деятельность, особенности менеджмента;

  • принципы христианской хозяйственной этики;

  • особенности духовно-нравственной оценки экономических решений, проектов; духовно-нравственные критерии оценки эффективности хозяйственной деятельности;

  • представление об основных экономических категориях (труд, собственность, богатство, бедность, предпринимательство) в христианских экономических школах разной конфессиональной направленности;

  • особенности взглядов современных западных теоретиков немецкой школы на экономическую и предпринимательскую этику;

  • особенности исламской хозяйственной этики;

  • социально экономические последствия демографического кризиса;

  • разные подходы к объяснению причин демографического кризиса; роль социально-экономических и духовно-моральных факторов в причинах и способах ее преодоления ;

  • место семейной политики в экономическом росте;

  • основные черты западной цивилизации и их влияние на социально-экономическое развитие;

  • духовно-моральные основы социально-экономических кризисов ХХ века в России, Украине;

  • особенности социально-экономического состояния и морально-психологического климата общества на современном этапе развития Украинского государства;

  • особенности взглядов современных украинских и российских ученых, политических деятелей, бизнесменов на моральные основы развития экономики и предпринимательской деятельности;

  • социально-экономические и духовно-моральные основы развития Украины;

  • основные особенности и тенденции развития современной мировой экономики;

  • содержание и направления социальной ответственности бизнеса;

  • ценности, мотивы поведения, принципы управления персоналом, сформированные в западной культуре управления;

  • ценности, мотивы поведения, принципы управления персоналом, сформированные в восточно-славянской культуре управления;

  • моральные принципы работы менеджера с коллективом.

Курс базируется на таких, традиционно изучаемых студентами экономических специальностей дисциплинах как: «Основы духовной культуры», «Экономическая психология», «Философия», «Этика», «Религиоведение», «Психология»,«Менеджмент», «Экономика предприятия», «Экономика труда», «Макроэкономика», «История экономических учений», «Экономическая история».Кроме того он связан с некоторыми теологическими дисциплинами такими как: «Основное богословие»,«Нравственное богословие», «Антропология», «Сравнительное богословие ».

^ Лекция 2 Духовно-нравственные основы развития социально-экономических систем.

Экономика, философия и религия. Зарождение экономического инструментария. Источники первых нравственных законов ведения хозяйства (экономической деятельности).

Экономика, философия и религия. Цивилизация.

Экономика как наука социальная, непосредственно связанная с существованием человека и общества, и как институт «созданный человеком и для человека»[] не может по своей природе быть оторванной от мировоззрения. Найти ответ на вопрос о сути, целях экономики, принципах ведения хозяйственной деятельности не возможно без определенных представлений о природе, происхождении и смысле жизни человека, его предназначении, целях, ценностях, потребностях. А это, как известно, вопросы мировоззренческие.

Напомним, что мировоззрение- это совокупность взглядов на основные вопросы бытия в целом и человека в частности (сущность бытия, смысл жизни, понимания добра и зла, существования Бога, души, вечности). Мировоззрение всегда представлено либо в виде религии, либо философии, только не науки как таковой. Как религия, так и философия стремятся к тому, чтобы дать целостную картину мира, целостную систему ориентации личности, целостное мировоззрение.

Поэтому понимание сути экономики базируется на философском или религиозном ее осмыслении. Отдельный ученый, каждая научная школа, в том числе экономическая, так или иначе, базируются в своих идеях и теориях на той или иной мировоззренческой системе: религиозной; философской; религиозно-философской.

История человеческой мысли не менее увлекательна и драматична, чем история человеческой деятельности, и обе эти формы активности развивались взаимосвязано. В своем познании бытия человечество последовательно проходило ступени, которые можно сравнить с начальной, средней и высшей школой. Вначале осмысление общих принципов бытия мироустройства протекало исключительно в рамках религии, позже к ней стала подключаться и философия.

Замечательный русский мыслитель Николай Яковлевич Данилев­ский (1822-1885), в своей книге «Россия и Европа» показал, что действующими лицами всемирной истории являются не народы и нации, как думали раньше, а большие наднациональные и многона­циональные группы людей, которые он назвал «культурно-истори­ческими типами». Сегодня такие группы получили название циви­лизаций.

Ныне понятие цивилизации является основным для соци­альных наук, по выражению знаменитого английского историка Арнольда Тойнби (1889-1975), «умопостигаемым полем истори­ческого исследования», т.е. той исходной единицей, использова­ние которой в науке позволяет наилучшим образом понять разви­тие человечества. Это развитие есть не что иное, как рождение, созревание и закат различных цивилизаций и их взаимодействие, диапазон которого простирается от плодотворного сотрудничества до смертельной вражды. Эта модель истории фактически общепризнанна и находит свое политическое отражение в докт­рине многополярного мира.

Всякая цивилизация начинается с образования ядра, в котором заложен ее «генетический» фонд. Что это такое? Это основы миро­воззрения, иерархия ценностей, представления о добре и зле, о воз­можном и невозможном, правила поведения, регламентация семей­ных и общественных отношений, критерии приличного и неприлич­ного. Коротко говоря, ядро - это установки, регулирующие внут­реннюю и внешнюю жизнь человека. Совершенно ясно, что они должны быть одинаковыми у всех членов данной цивилизации, иначе никакого единого коллектива они не составят и цивилизация про­сто не состоится. Но это возможно только в том случае, если такие установки будут приняты на веру, ибо если их начнут обсуждать, сразу же возникнут распри и дискуссии и общество разделится само в себе, а значит, и не устоит. Цивилизация состоится только в том случае, если ее ядром станут религиозные постулаты, или, как вы­ражался Тойнби, «тип верования».

Цивилизация – это исторически складывающаяся, устойчивая, интегральная нравственно-религиозная , социокультурная общественно-политическая и материально-производственная система, характеризующаяся уникальным единством внутренней и внешней формы и специфическим способом воспроизводства общественной жизни во всех ее проявлениях. По замечанию А.Миняйло, она раскрывает хозяйственно-экономический и социокультурный уклад того или иного народа на живом срезе его жизнедеятельности.(с.)

За всю историю человечества Тойнби насчитал около двадца­ти цивилизаций. В середине прошлого века, по его мнению, их было пять. Столько же существует и сегодня, хотя некоторые из вколоченных в список Тойнби, с тех пор сильно изменили свою природу.

Основные цивилизации в древнем мире были основаны на языческих религиях и др. верованиях (учение элеатов; римское мессианство, др). Среди этих цивилизаций выделяются:

Древне-Греческая (Эллинская) цивилизация (Х в до н.э – І в до н.э),

Древне-Римская цивилизация, Древний Рим (Римская империя – 30 г до н.э – IV в н.э , всего она просуществовала 425 лет),

И единственной цивилизацией древнего мира, основанной на единобожии - на Синайском Законодательстве – была Древнееврейская (Древнеизраильская) (ІІ в до н.э – 135 г н.э , всего она просуществовала 1631 год) .

В новом (по рождеству Христову ) тысячелетии возникли новые цивилизации - это, прежде всего Христианская цивилизация, разделившаяся на три ветки: в начале ХI века на Западно- (католическую) и Восточно- христианскую (православную) ветки, а затем , через пять столетий в (ХVI в) от западной отделилась еще одна – протестантская, которая, собственно говоря и составила основу современной западной . Также в новом тысячелетии, в начале VII в возникает мусульманская цивилизация.

По мнению С. Хантингтона - американского политолога, создатель геополитической концепции «столкновения цивилизаций», в современном мире существует 7 или 8 цивилизаций. Вот эти цивилизации: китайская, японская, индуистская, исламская, православная, западная, латиноамериканская и, возможно, африканская.

Корни нашей православной цивилизации уходят в далекое прошлое, где их питали соки трех великих дохристианских цивилизаций - Древнего Израиля, Эллады и языческого Рима, а духовные установ­ки преемственно передавались ей христианской Римской импери­ей, а затем Византией, сохраняясь в неповрежденном виде почти две тысячи лет.

Для каждой цивилизации были характерны как свои духовно-нравственные законы, так, соответственно и свой, уникальный тип культуры, философии и хозяйства на которые и влияли эти законы. В том числе, это относится к пониманию смысла хозяйственной деятельности и таких важнейших философско-экономических категорий как труд, собственность, богатство (бедность.)

Как утверждает профессор В.Н.Тростников, начальной школой человеческого миропознания была религия шаманизма. Просуществовав несколько тысяч лет, шаманизм стал трансформироваться в язычество, которое было средней школой человеческого миропознания. Этот этап развития человечества практически не оставил нам никаких достижений человеческой мысли в исследуемой нами области (экономика , философия).

Но он подготовил людское сознание к той космологической истине, которая была оглашена в школе третьей ступени: представление о множестве богов ложно, ибо существует один единственный Бог, всеведущий и всемогущий, никем не сотворенный, но сам сотворивший весь мир, в том числе – человека- венца творения [].

Библейское предание свидетельствует о том, что Сам Бог открыл себя избранному народу дав ему Свой Закон. Господь дал Моисею и его племени закон, регулирующий как отношение израильтян к Богу, так и их отношения между собой. Так было положено начало совершенно новому типу верования, а, следовательно, новой цивилизации. Именно с Синайским законодательством (1496 г. до н.э.) можно связывать возникновение древнееврейской цивилизации как нового культурно-исторического типа.

Первые четыре Заповеди устанавливали почитание Единого Бога, и те формы, в которых должно проявляться это почитание.

Остальные шесть относились к взаимоотношениям между людьми, по существу представляли собой уголовный кодекс. Вот они: почитай отца и мать, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай ничего, что есть у ближнего твоего.

Заповеди относились ко всем сферам жизни древних израильтян, в том числе и к сфере ведения хозяйства.

^ Источники первых нравственных и хозяйственных законов

Нравственные правила ведения хозяйства в Ветхозаветном законодательстве (Древнееврейская цивилизация)

Поскольку человек согласно учению Библии – духовное существо, творение Бога, созданное по Его образу и подобию, ни учение Ветхого Завета, ни тем более, учение Нового Завета, не могли игнорировать проблему существования человека в этом мире, и в хозяйственной деятельности, в том числе. Спасение человека во многом зависит от его поведения в этом мире, который пронизан хозяйственными отношениями. Именно поэтому как Ветхом Завете, в Евангелии, так и в творениях апостолов, произведениях отцов Церкви, нормам поведения человека в хозяйственной жизни уделено достаточно большое внимание.

Ветхозаветное законодательство не исчерпывается десятью заповедями. Древним евреям даются подробные правила поведения во всех сферах жизни, от религиозной до бытовой и экономической. В таких книгах Библии (Ветхом Завете) как Исход, Левит, Второзаконие, мы находим первые примеры, как нравственных законов, так и законов хозяйственной жизни. Они относятся к соблюдению прав собственности, возмещению ущерба при порче или краже чужой собственности, обязанностям честной торговли, оплате наемного труда, отношению к рабам; правил касающихся займов, ритма труда, милостыни (см. приложение). Случайно ли это? Зачем так подробно описывать правила поведения в, казалось бы, такой далекой от религии и духовности сфере как экономика. У Бога не мелочей и случайностей. Для того, чтобы взрастить народ сильный и нравственно, и физически, и материально, необходимо воспитать его, приучить его вести себя нравственно во всех сферах жизни, в том числе сфере экономической. В сфере, связанной с возникновением соблазна материального обогащения, в ущерб собственному духовному развитию, в ущерб другому человеку, народу и государству, соблазна неправедного приобретения собственности, богатства.

Ветхозаветное законодательство строго охраняет право собственности. Так за намеренную кражу наиболее ценного по тем временам имущества – скота необходимо возместить ущерб в четырехкратном (если украдена овца) или пятикратном (если украден вол ) размере (Исх. 22: 1). За порчу поля или виноградника другого человека виновник должен отдать лучшее из своего урожая (Исх. 22:5). А в случае нанесения непреднамеренного ущерба, виновник обязан возместить ущерб (Исх.21:33,34; Исх. 22:6). Нравственные правила устанавливаются и в торговых отношениях: «не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении» - гласит Левит (Левит 19.35-36). Господь призывает Свой народ к правде во всех делах, в том числе торговых: «В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие. В доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая. Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий неправду (Втор. 25: 13-16).

Следующая важнейшая экономическая категория, которая рассматривается в Ветхозаветном Законодательстве – труд. Заповедь труда человек получает еще в раю, она же остается с ним и в его земной жизни. Ветхий завет задает ритм труда, подчеркивает важность труда духовного - для Бога и важность отдыха физического. Помни день субботний, чтобы святить его: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создай Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20: 8 - 11).

Важным вопросом является и оплата труда. Священное Писание говорит: «Не обижай наемника… В тот же день отдай плату его… чтобы он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» (Втор.24.14-15); «Горе тому, кто.. заставляет ближнего своего работать даром и не отдает платы его» (Иер.22.13); «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха господа Саваофа» (Иак.5.4).

Вместе с тем заповедь Божия повелевает трудящимся заботится о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь, - о немощных, больных, пришельцах (беженцах), сиротах и вдовах – и делиться с ними плодами труда, «чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих» (Втор.24.19-22).

Милостыня, милосердие – обязательное условие для того, чтобы быть угодными Богу. И Бог воспитывает эти качества в древних израильтянах. Он повелевает не убирать весь свой урожай с земли и виноградника , а оставлять часть плодов бедным людям (см прил). Шесть лет засевать землю, а на седьмой год – оставлять ее в покое, чтобы могли питаться бедные люди, а остатками и звери полевые (Исх.23:10-11). Также на седьмой год повелевалось отпускать евреев рабов на свободу, и не с пустыми руками, но с имуществом (Втор. 13: 12-15).В целом, хотя в Ветхом Завете, богатство и считается признаком праведности, Господь, предупреждает древних евреев о необходимости, честного его приобретения, а также необходимости делится с бедными людьми из своего народа и не скорбеть при этом сердцем. «Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому и я повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей » (Второзаконие. 15: 11)

Важным экономическим вопросом, регулируемым ветхозаветным законодательством является вопрос о займе и ссудном проценте. Евреям запрещалось давать в займы и при этом налагать процент на сумму, отдаваемую в долг (Исх.22:25-27). Более того, на седьмой год полагалось прощать всю сумму долга (Втор.15:1-3). Это правило распространялось только на еврейский народ и не относилось к другим народам. С экономической точки зрения это было очень мудро и эффективно для развития народа в целом. Говоря современным языком, эти постановления упреждали процесс сильной имущественной дифференциации и способствовали экономическому росту народа: бедный имел возможность «стать на ноги», выбиться в «средний класс», но и богатый не терял, ибо народ, государство богатело, а сам богатый человек делал угодное Богу, рос духовно.

Необходимо подчеркнуть такие важные моменты как то, что :

  • заповеди давались, чтобы избранный народ стал крепким как нравственно, так и физически, имел экономическую мощь; именно поэтому евреям были даны законы которые касались всех сторон жизни от религиозно-обрядовой до бытовой;

  • заповеди давались далеко не совершенному по нраву народу, но который по сравнению с другими находился в идеальном состоянии, почитал единого Бога. Поэтому заповеди содержат две стороны: обещания земли обетованной, Мессии, покровительства, содействия Бога во всех благих делах, с одной стороны, а с другой жесткие наказания за преступления (нарушение) заповедей. Цель – воспитание. О том, к чему ведет несоблюдение заповедей (падение нравственности, нечестные хозяйственные отношения, в т.ч. нечестная торговля) можно показать на примере городов Тира и Сидона, крупнейших центров торгово-экономической жизни, которые практически были уничтожены как раз вследствие нарушения их жителями нравственных норм, в том числе и в процессе хозяйственной деятельности.

Итак, уже в Ветхозаветном законодательстве, в древнееврейской цивилизации были установлены нравственные правила ведения хозяйства, экономических отношений, правила, направленные и на постепенное нравственное совершенствование народа и на его экономическое благополучие - обеспечение необходимых жизненных потребностей. Причем все правила экономически целесообразны, ибо направлены на укрепление силы народа в целом, говоря современным языком, обеспечения высокого качества жизни для всех. Их ограничение, как и ограничение Ветхого Завета в целом, в том, что эти правила относились только к своему народу (своему государству).

Древнееврейская цивилизация просуществовала около 1600 лет. Ее история свидетельство действия Нравственного Закона во всех сферах жизни народа. Пока израильтяне соблюдали Завет, у них все было хорошо. Их царство достигло большого богатства и могущества при благочестивом царе Давиде и в первую половину царствования его сына Соломона (Израильское царство существовало 257 лет). Когда Соломон и его сыновья стали нарушать эти заповеди, еврейский народ был покорен язычниками - вавилонским царем Навуходоносором (607 г до н. э.- год взятия Иерусалима Навуходоносором). Спустя пять веков иудеев покоряют римляне и уже после пришествия Христа римляне стирают Иерусалим с лица земли, а иудейский народ рассеивается по разным странам.

Если древние евреи были народом глубоко религиозным, то древние греки, или , эллины, проявили свою особую гениальность в философии. Эллинская цивилизация просуществовала около 700 лет и именно с ней связано возникновение экономики как направления философской мысли.

Экономика как домостроительство. Экономика и хрематистика.( Древне-Греческая (Эллинская) цивилизация)

Греческое слово экономика (oikonomia) в буквальном переводе означает искусство ведения домашнего хозяйства. Его ввел в научный обиход древнегреческий писатель, философ и историк Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.). Ксенофонт впервые подверг анализу основные экономические явления и закономерности общества и стал по существу первым экономистом в истории этой науки. Он отдавал безусловное предпочтение натуральному хозяйству, понимаемому как особые, высокоэмоциональные отношения земледельца с обрабатываемой землей. Ксенофонт порицал накопление земледельцем в личном пользовании золота и серебра (выделение из группы по уровню богатства), ибо богатство отдельного человека могло нанести вред общему хозяйственному организму — полису.

Аристотель употреблял термин «экономия» и производный от него «экономика» в этом же смысле. Из экономических учений Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) уцелел только один небольшой фрагмент. Однако, если собрать отдельные высказывания из сочинений этого ученого о политике и этике, то можно восстановить целую систему воззрений на хозяйственную жизнь.

Свою науку о хозяйстве Аристотель делил на две части: экономику — домоводство, понимаемое им как наука о производстве для потребления, и хрематистику — науку о меновом хозяйстве и обогащении. Хрематистика образовано им от слова «хрема» – имущество, владение.

По Аристотелю, экономика – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов, потребительных стоимостей. Хрематистика же основана на противоестественном стремлении к деньгам и богатству как к цели жизни. Хрематистика - это искусство наживать состояние, т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, накопление богатства, особенно в форме денег, или искусство вложения и накопления капитала.[]

Естественным и непредосудительным Аристотель считал только способ приобретения благ посредством собственного производства необходимых для жизни продуктов.

Хрематистика с нравственной точки зрения осуждалась. Профессиональная торговля подвергалась осуждению, ибо основывалась не на естественных потребностях, а на барыше торгующих. Кроме того, источником денежного дохода при торговых сделках могли быть и моральные, и умственные качества человека, что не соответствует их сущности и предназначению. Так, например, естественной целью мужества является подвиг; врачебного искусства — здоровье, но никак не приобретение денег. Если же богатство является целью, то только в искусственном смысле. Ведь обе приведенные категории не имеют свойств быть годными к непосредственному употреблению человеком.

Также Аристотель считал, что стремление к богатству будет способствовать тому, что в полисе будут возникать очень богатые и очень бедные граждане и это приведет к его разрушению.

Понимая, что хрематистика неизбежна, он отводил ей подчиненное положение основную роль в хозяйственной системе государства он отводил экономике как домостроительству.

Термин «хрематистика» не получил такого признания и распространения как «экономика», но сама идея Аристотеля о делении экономической деятельности по этическому критерию на две части остается актуальной до наших дней (и к этому вопросу мы еще вернемся). Но, по немыслимой иронии, в современной экономической науке термин «экономика», по сути, отождествляется с аристотелевской хрематистикой, так как главная цель экономической деятельности, со времен Адама Смита, времен «ссоры» экономики с философией, видится в получении прибыли.

В связи с этим, для того чтобы в какой то мере вернуться к аристотелевскому пониманию смысла экономической деятельности, в научный оборот входит понятие такой категории как хозяйство, хозяйственная деятельность которое, по сути, совпадает с аристотелевской экономикой. Мы в своем дальнейшем исследовании поставим знак равенства между экономикой и хозяйством, возвращаясь к первоначальному смыслу экономики как науке о ведении домашнего хозяйства (oikonomia), обустройстве дома («дома» – как отдельного человека, так и государства в целом).

Дальнейшее развитие экономики (Христианская цивилизация, исламская цивилизация. )

Экономика как наука развивается, начиная с V в. до н. э. вплоть до конца ХVІІІ века в рамках философии. Философия, отражавшая видение мира и человека в нем была естественной базой для развития понятий о правилах ведения «экоса»- дома, материального обеспечения жизни человека, семьи и государства. На раннем этапе развития в недрах философии размыш­ления о хозяйствовании и о человеческой душе, ее сущности и месте человека в мире фактически сливались, поэтому и экономика была антропологична, «человечна». Но если в период существования эллинской цивилизации осмысление экономики происходит с позиций эллинской философии, то с возникновением христианской цивилизации, связан новый этап развития этой науки.

В начале ІІІ века на свет появляется новая цивилизация – Христианская. Со становлением христианства как государственной религии связан долгий исторический этап развития западного общества и западной науки. Можно сказать, что до эпохи реформации и Нового времени развитие всех наук было связано с христианским мировоззрением.

В Евангелии, Апостольских Посланиях, в отличие от Ветхого Завета, не рассматриваются специально экономические вопросы, хотя и подчеркивается необходимость труда, осуждается стремление к богатству и немилосердие, подчеркивается необходимость оказания помощи нуждающимся и соблюдения законов государства. Закон Нового Завета – это любовь к Богу и ближнему, то есть к каждому человеку как к самому себе. И такая любовь, конечно же, не может допустить ни воровства, ни ущерба, ни обмана государства в виде неуплаты налогов, ни обмана наемных рабочих, ни прочих безнравственных поступков. Человек призывается к тому, чтобы доминантой всей его жизни стало духовное измерение, а материальное лишь служило этой главной цели – спасению души человека.

Однако развитие хозяйственных отношений, необходимость жить в земном измерении, где так много соблазнов для человеческой души, порождало множество вопросов, связанных с тем, как праведно вести хозяйственную деятельность, обеспечивая свое существование и развитие, и соблюдая нравственные законы. Поэтому уже с первых десятилетий существования христианской цивилизации христианские богословы, среди которых Немезий Эмесский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Климент Александрийский, Блаженный Августин, Кирилл Иерусалимский, Григорий Палама обсуждают с нравственных позиций христианского учения главные экономические категории – собственность, труд, богатство, ростовщический процент ( некоторые их взгляды мы рассмотрим в отдельном разделе работы).

В начале VІІ века возникает новая религия – ислам и формируется новая цивилизация – исламская или мусульманская, учение которой заложено в главной книге мусульман - Коране. Соответственно, Коран (610-632 гг.) является и главным источником нравственных правил ведения хозяйственной жизни в арабских странах. В Коране, также как и в Ветхом Завете, строго охраняется институт собственности, наказывается воровство, запрещается ссудный процент. Согласно Корану одним из пяти «столпов веры» является обязательная благотворительность (налог закят), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).

Существенное влияние на развитие не только истории, но философии и науки, в том числе , экономической мысли оказало разделение христианства на три ветки. В начале ХI века единая Христианская цивилизация разделилась на две на Западно- (католическую) и Восточно- христианскую (православную) ветки, а затем, через пять столетий в (ХVI в) от западной отделилась еще одна – протестантская, которая, собственно говоря, и составила основу современной западной цивилизации. Изменения в вероучении повлияли и на осмысление верного способа бытия человека в этом мире, в том числе мире хозяйственных отношений, того способа, который приведет к вечной жизни. Каждая из конфессий христианства по разному подходит к учению о спасении человека, учению, которое оказывает наиболее сильное влияние на экономическое мировоззрение и формирование соответствующих школ и направлений экономики. Различие проявляется во взглядах на цели, функции, условия эффективности труда, значение собственности и богатства, критерии эффективности хозяйственной деятельности.

Как наука экономика формируется уже в эпоху Нового времени в лоне протестантской цивилизации, в рамках которой постепенно рождается и рационально-атеистическое мировоззрение. Именно это мировоззрение, наряду с протестантским, и накладывает свой существенный отпечаток на развитие западной науки экономики, в которой вплоть до середины ХХ века господствует прагматический, рационалистический, механистический подход к экономике и к человеку в ней, господствует концепция экономического человека, и мораль подстраивается под экономику.

Иначе дело обстоит в философии хозяйства, теории и практике хозяйствования, сложившейся в рамках Православной цивилизации. Развитие экономики рассматривается как необходимое условие жизни и развития личности человека, духовного и материального развития общества. понимание эффективности экономики определяется не только трудовыми, фондовыми и ресурсными потенциалами, но и действием религиозных, исторических, национальных, государственных, ментально-ценностных, идейно-духовных, природных факторов. Их совокупное рассмотрение соотносится с категорией цивилизационного ресурса (интегрированного цивилизационного фактора).



Приложение

Современная профессия экономист

По определения выдающегося экономиста Дж.М.Кейнса, экономист-профессионал должен быть знатоком своего дела, иметь разнообразные дарования, т.е. в определенной степени он должен быть математиком и историком, государственным деятелем и философом, уметь размышлять о частностях в понятиях общего, обращать свою мысль как к абстрактному, так и конкретному. «Он должен изучать современность в свете прошлого – ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания».

Современная профессия экономиста включает разнообразные функции, начиная от инженерно-экономической и кончая исследованиями по политической экономии, экономической психологии. Кроме того, руководитель любого уровня, а также предприниматель должен овладеть не только основными традиционными экономическими знаниями, но и уметь применять эти знания и опыт в верном нравственном русле. Как мы увидим по изучению курса, состояние экономики и предпринимательской деятельности значительно определяется влиянием на нее духовно-нравственных, социально-психологических и социально-культурных факторов.


Приложение

Зарождение экономического инструментария

Примеры экономических доктрин (законов, правил) в Ветхом Завете.

Наиболее ранние экономические доктрины, правила и законы можно найти в источниках религиозного и философского происхождения.

В Библии (Ветхом Завете), где описана история древнего еврейского народа, мы находим первые примеры как нравственных законов (10 заповедей), так и в т.ч. законов хозяйственной жизни, касающихся соблюдения прав собственности, возмещения ущерба при порче или краже чужой собственности, обязанностей честной торговли, оплаты наемного труда, отношения к рабам; правила касающиеся займов, ритма труда, милостыни. Здесь можно привести несколько примеров.

^ Примеры экономических доктрин (законов, правил) в Ветхом Завете.

Под экономическими будем понимать те правила, которые регулируют отношения в хозяйственной жизни (труд, собственность, займы и т.д.). Однако с чисто экономическими граничат и нравственные нормы, поэтому мы несколько расширяем круг примеров.

  1. О собственности (повреждение, кража чужой собственности, правила возмещения ущерба):

а) если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет ее, и упадет в нее вол или осел, то хозяин ямы должен заплатить, отдать серебро хозяину их, а труп оставить себе (Исх. 21: 33, 34)

б) если кто украдет вола или овцу, и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола, и четыре овцы за овцу (Исх. 22: 1)

в) если кто застанет вора подкапывающего, и ударит его, так что он умрет, то кровь не вмениться ему. Но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь. Укравший должен заплатить; а если не чем, то пусть предадут его для уплаты за украденное им. Если украденное найдется у него живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит вдвое (Исх. 22: 2-4)

г) если кто потравит поле или виноградник, пустив скот свой травить чужое поле, пусть вознаградит лучшим из поля своего и лучшим из виноградника своего (Их. 22: 5)

д) если появится огонь и охватит терн, и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить, кто произвел сей пожар (Исх. 22: 6)

е) если кто отдает ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое. А если не найдется вор, пусть хозяин дома придет пред судей и поклянется, что не простер руки своей на собственность ближнего своего (Исх. 22: 7, 8)

ж) о всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей. Кого обвинять судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое.

з) Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и чин верный (Левит 19. 35-36)

ё) в кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие. В доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая. Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий неправду (Втор. 25: 13-16).

  1. Отношение к рабам (постановление о рабах):

А) раб еврей должен работать 6 лет, а на 7 год должен выйти (по его желанию) из рабства даром (он и его жена) (Исх. 21:1,2)

Б) если кто ударит раба своего или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан; (Исх. 21:20)

В) если кто повредит глаз, выбьет зуб рабу (рабыне) должен отпустить их на волю (Исх. 21:26,2 7)

  1. О займах:

а) даешь деньги бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, – до захождения солнца возвратит ее, ибо она есть единственный покров у него; она одеяние тела его: в чем будет он спать? Итак, когда он возопит ко Мне, Я услышу; ибо Я милосерд (Исх. 22: 25 - 27)

б) если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержан его, пришелец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли, и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост, и хлеба твоего не отдавай ему для прибыли (Левит 25: 35 - 37)

в) в седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего; ибо провозглашено прощение ради Господа. С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего – прости. (Второзаконие. 15: 1 - 3).

  1. О милостыне:

а) шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питалась убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые. Так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею (Исх. 23: 10 - 11)

б) когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай до чиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному пришельцу. Я, Господь, Бог ваш.

в) из Второзакония: нищим (из братьев) давать взаймы и не скорбеть при этом сердцем, помнить что за это благословит Господь. «Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому и я повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей » (Второзаконие. 15: 11)

г) из Второзакония: отпускать в 7-ой год рабов евреев на свободу не с пустыми руками, но снабдить их имуществом (Второзаконие. 13: 12 - 15)

д) также см. Второзаконие. 24: 10 – 21.

  1. О ритме труда:

а) помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создай Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20: 8 - 11).

б) шесть дней делай дела твои, а в седьмый день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой, и успокоился сын рабы твоей и пришелец (Исх. 23: 12).

  1. Об отношении к пришельцам:

а) пришельца не притесняй, и не угнетай его; ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской (Исх. 22: 21).

в) пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя ибо и вы были пришельцами земли Египетской. (Левит 19: 34).

  1. О плате за труд:


а) если он взят был в наймы за деньги, то пусть и пойдет за ту цену (Исх. 22: 15)

б) не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра (Левит. 19: 13).


Приложение

Зарождение экономического инструментария

Источники экономических знаний Древнего Востока:

  • Вавилон – Свод законов царя Хаммурапи (1792 – 1750 г.г. до н.э.) уделяет особое внимание частной собственности. Он дает возможность сделать вывод о развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии;

  • Китай-Конфуций (Кун-цзы) (551-479 гг. до н.э.) заложил основы учения, оказавшего влияние на выбор гуманной системы налогов и повинностей;

  • Индия – трактат «Артхашастра» (буквально – «наука о пользе», о практической жизни»), собрание наставлений по вопросам управления государством. Этот трактат сведений об общественных отношениях, инструментарии экономики его времени, политических институтах Древней Индии. Автором трактата считается Каутилья (IV в. до н.э.), древнеиндийский государственный деятель.

В соответствии с этими источниками для азиатского способа производства характерны: чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли; ведущая роль в экономике отводиться собственности государства; неприкосновенность частной собственности.

Приложение

Источники экономических знаний христианской цивилизации – ранний период (I-XII):

-Каноническая и апокрифическая литература апостольского времени, прежде всего, Евангелие и творения апостолов,

-Святоотеческое богословие:

Климент Александрийский «Строматы»;

Блаженный Августин «О граде Божием»

Труды Немезия Эмесского, Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Григория Паламы, Василия Великого.


Приложение

Экономический инструментарий средневековья

Источники экономических знаний в арабских странах:

  • Коран (610 – 632 гг.) – собрания проповедей, обрядов и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч; положил начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву, освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти «столпов веры» является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака);

  • Труды Ибн-Халдун Абдурахман Абу Зейд ибн Мухаммеда (1332 – 1406 гг.) – арабского историка и философа.

Экономический инструментарий Западной Европы:

  • Труды Блаженого Августина (354 – 430 гг.) «О граде Божием» и «Исповедь» – вид труда, умственный или физический, не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны; нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами; «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство;

  • Работы Фомы Аквинского (Фома Аквинат) (1225 – 1274 гг.) – трактат «О правлении государей»: представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, а также работа «Сумма теологии» – оценка товарно-денежных отношений, т.е. деньги не могут порождать деньги, необходимо сословное деление общества, богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро), признание необходимости частной собственности.

Экономический инструментарий средневековой России:

  • «Русская правда» (ХІІ – ХІІІ вв.) – свод законов Киевского государства: защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, положение феодально-зависимых людей, обязательственное и наследственное право, регулирование хозяйственных отношений, в том числе преступлений , например воровство, порча имущества и т.д.;

- «Домострой» - XV – XVI вв. представлены правила православного «домового строения» в т.ч. религиозные нормы, отношения в семье, отношения к работникам, правила экономного хозяйствования, деловой этики;

  • опыт монастырской экономии - ХІІ – ХVI вв. : выдающийся вклад в теорию и практику христианской экономки внесли русские православные монастыри (Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Почаевская Лавры, Соловецкий монастырь и др.).



Похожие:

Лекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса» iconЛекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса»
Антропологический характер экономики. Необходимость курса «Моральные основы экономики и предпринимательской деятельности». Цель,...
Лекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса» iconШпаргалка «Основы бизнеса. Шпаргалка»
Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Основы бизнеса». Материал книги...
Лекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса» icon1. Лекция. Введение в основы традиционного плотницкого дела и русского деревяннного зодчества. 2 акад часа
План краткого курса по основам плотницкого дела и реставрации памятников деревянного зодчества
Лекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса» iconЮ. Б. Введение в общую психологию: Курс лекцій
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекцій. М.: Изд во Моск. Ун-та, 1988
Лекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса» iconТема Теоретические основы правотворческой деятельности Вопросы темы: Введение в курс «Правотворческий процесс»
По мере усложнения общественных отношений право расширяет границы своего регулирования. Оно выступает в качества средства общения...
Лекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса» iconОсновные этические принципы психолога бакалавра
Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность...
Лекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса» iconЛекция 1: Введение в курс гистологии. История науки. Методы исследования. Цитология
Наука или учение о тканях. В последнее 10-летие содержание гистологии переросло такого узкого понимания и включает в себя изучение...
Лекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса» iconДокументы
1. /ОТС 3 курс/Метод.указания,задание на КР.doc
2. /ОТС...

Лекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса» iconОсновы журналистики и редактирования Курс «Основы журналистики и редактирования»
«Основы журналистики и редактирования» дает знания о законах журналистики, о видах и особенностях различных жанров журналистики....
Лекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса» iconЛекция: Основы анатомии, физиологии, акушерства, гинекологии. Подготовка к зачатию и беременность Антонова Н. А
Лекция: Основы анатомии, физиологии, акушерства, гинекологии. Подготовка к зачатию и беременность
Лекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса» iconЛекции 1 семестр 3 курс «Физиология человека и животных» (36 ч)
Введение в курс «физиология человека и животных». Понятие о гомеостазе и принципах саморегуляции
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы