Лекция №13. Страница Лекция №13 icon

Лекция №13. Страница Лекция №13


Скачать 17.23 Kb.
НазваниеЛекция №13. Страница Лекция №13
Размер17.23 Kb.
ТипЛекция



ТСП Лекция № 13. Страница

Лекция № 13.


2. Сборка соединений со с шпонками


Точность сборки соединений с одной или несколькими шпонками обеспечивается изготовлением их элементов по размерам с допусками. Размеры шпонок выполняются по системе вала т.к. посадки в пазах вала и ступицы как правило различны. При неподвижных соединениях шпонку устанавливают в паз вала плотно или даже с натягом, а в пазу ступицы посадка создается более свободная.

При монтаже на вал охватывающей детали необходимо следить, чтобы она не "сидела" на шпонке, т.е. центрировалась бы исключительно на цилиндрической или конической поверхности вала. При этом между верхней плоскостью шпонки и впадиной паза втулки должен быть достаточный зазор.

Правильная сборка соединений со шпонками в значительной мере обеспечивает работоспособность и надежность СЕ. Большое значение при этом прежде всего имеет строгое соблюдение посадок в сопряжениях шпонки с валом и охватывающей деталью. Увеличенные зазоры – одна из основных причин нарушения распределения нагрузок, смятия и разрушение шпонки.

В процессе сборки шпоночных соединений с клиновыми шпонками ось охватывающей детали смещается по отношению к оси вала на величину посадочного зазора "е". Таким образом посадочный зазор необходимо сокращать до минимума. При сборке соединений с клиновой шпонкой необходимо добиваться, чтобы дно паза охватывающей детали имело уклон, соответствующей уклону шпонки, т.к. иначе ступица будет сидеть на валу с перекосом.

В условиях крупносерийного и массового производства призматические и сегментные шпонки обычно не пригоняют (в процессе самой сборки). В единичном и мелкосерийном производствах такие работы допускаются, особенно когда к шпоночным соединениям предъявляют особые требования в отношении точности.

Шпоночные соединения имеют недостатки, заключающиеся в том, что при передаче больших и особенно закнопеременных крутящих моментов шпоночный паз на валу приходиться делать глубоким, при этом снижается прочность вала. При боковых зазорах между шпонкой и пазом охватывающей детали паз постепенно разбалтывается, что может вызвать срез шпонки или ее деформацию. Учитывая это, особенные требования предъявляют к точности центрирования шпоночного соединения и плотности посадки на валу охватывающей детали. В конструкциях машин начинают применяться разнообразные виды без шпоночных соединений. Один из таких видов – соединение упругопластичными втулками.




Охватывающая деталь 1 устанавливается на цилиндрическом хвостовике вала 2, центрируясь на два металлических кольца, между которыми поставлена втулка из капрона, поронита и асборезины или других упрогопластических материалов. Под действием осевой силы, создаваемой гайкой, втулка деформируется, в результате чего возникают силы трения, прочно удерживающие охватывающую деталь на валу 2.

Создание при сборке условий для передачи соединением необходимого крутящего момента, обеспечивается нормированной затяжной гайки, в результате чего возникает соответствующая осевая сила.


3. Сборка шлицевых соединений


Соединение деталей по шлицам позволяет обеспечивать более точное центрирование, чем при соединении деталей со шпонкой, а также повышенную прочность. Распространены прямобочные, эвольвентные и треугольные шлицевые цилиндрические соединения. В прямобочном соединении охватывающая деталь может быть центрирована по наружной поверхности шлицев, по поверхности впадин или по боковым сторонам шлицев. В соединении с эвольвентными шлицами центрирование осуществляется профилями зубьев или по наружной поверхности шлицев. При треугольным шлицах детали центрируются по боковым профилям шлицев.

В зависимости от применяемой посадки центрирующих поверхностей шлицевые соединения можно отнести к одной из следующих групп: тугоразъемные, легкоразъемные и подвижные.

При сборке шлицевых соединений полная взаимозаменяемость даже в условиях массового производства обычно не достигается из-за весьма малых зазоров, выдерживаемых в центрирующих сопряжениях.

Сборку шлицевых соединений начинают с осмотра состояния шлицев обеих деталей. Даже небольшие забоины, задиры или заусенцы в шлицевом соединении не допускаются. В тугоразъемных соединениях охватывающую деталь обычно напрессовывают на вал при помощи специального приспособления или на прессе.

Собирать такие соединения, применяя молоток, не рекомендуется. Неравномерные удары могут вызвать перекос охватывающей детали на шлицах или даже задир их. При очень тугих шлицевых соединениях целесообразно охватывающую деталь перед запрессовкой нагреть до 80 – 120С.

Зазоры в легкоразъемном шлицевом соединении являются причиной перекоса сопрягающихся деталей. В результате этого возникают дополнительные осевые силы, вызывающие колебательное движение деталей соединения вдоль шлицев и усиленный износ последних.

После установки и закрепления охватывающей детали на шлицах соединение следует проверить на биение. Допускаемые величины радиального и торцевого биения зависят от назначения соединения и указываются в технических требованиях на сборку или на чертеже СЕ.

В правильно собранной СЕ с подвижным шлицевым соединением перемещение охватывающей детали должно быть легким, без заеданий.

Качка охватывающей детали под действием создаваемого вручную крутящего момента допустима лишь в очень ограниченных пределах определяемых техническими требованиями.

В целях снижения напряжения смятия на боковых поверхностях шлицев сопряжения их в тяжело нагруженных ответственных соединениях проверяют также с помощью краски на прилегание.


4. Сборка неподвижных конических соединений


Конические соединения с неподвижной посадкой часто применяют взамен цилиндрических: в сборке они имеют ряд преимуществ.

Вследствие того, что в начале сборки вал легко входит в отверстие и самоцентрируется, сборка конических соединений значительно облегчается, что особенно важно при установке крупных деталей (маховиков, больших зубчатых колес). Напряженность посадки и необходимый натяг в коническом соединении создаются напрессовкой охватывающего конуса на охватываемый и поэтому могут регулироваться. Такие соединения часто применяют без шпонок, т.к. при определенных натягах возможна передача крутящего момента только силами трения, возникающими на поверхности контакта. Конические соединения удобны в разборке.

Сборку конического соединения начинают с подборки охватывающей детали по конусу вала. Проверку ведут по краске, на качку, а также по глубине посадки охватывающего конуса на валу. Перекос и качка деталей возникают при несовпадении углов конусов охватываемой и охватывающей деталей.

В процессе сборки конического соединения к охватываемой детали – валу или охватывающей – втулке, прикладывают осевую силу. В сопряжении возникает диаметральный натяг и контактное напряжение, благодаря которому создаются элементарные силы трения.


В зависимости от величины диаметрального натяга в конических соединениях применяют обычно посадки .

Специальные посадки с натягом более одного мм среднего диаметра конуса используются в тяжело нагруженных соединениях.

Исследования устойчивости конических прессовых соединений показали, что сила запрессовки при любом натяге в значительной степени зависит от угла наклона конуса α, с увеличением угла наклона конуса она резко возрастает. От угла α, непосредственно зависит также прочность конического соединения. При малых значениях угла α сила, требуемая для распрессовки, увеличивается и иногда даже превышает силу запрессовки. При больших значениях α сила, требуемая для распрессовки соединения, составляет лишь часть силы запрессовки.

Требуемый натяг в соединении можно достичь запрессовкой определенной силы. Для этого применяют специальные приспособления.

Сила, требуемая для сборки неподвижного конического соединения, в ряде малогабаритных СЕ создается обычной гайкой. В этом случае при сборке необходимо учитывать то обстоятельство, что силы контактного давления могут быть весьма значительны, в связи с чем при тонкой стенке охватывающей детали – ступицы и безконтрольной затяжке возможны смятие и даже разрыв этой детали. Поэтому гайку необходимо затягивать предельным или динамометрическим ключом.

Сборку неподвижного конического соединения можно также осуществить нагревом охватывающей детали или охлаждением охватываемой.

Конусы обеих деталей до сборки измеряют и на основе полученных данных наносят на валу риску, отмечающую положение ступицы, при котором в соединении будет необходимый натяг. Температуры нагрева или охлаждения определяют по специальным формулам.

Для обеспечения неподвижности соединения иногда используют конические штифты, соединяющие втулку и вал. В некоторых конструкциях неподвижность соединения обеспечивается также пружинно-затяжными кольцами. При затяжке гайки эти кольца вследствие конического сопряжения получают упругую деформацию, в результате которой достигается неподвижность соединения. Кольца применяют цельные и разъемные. Углы наклона конусов для этих колец =12,514.




От силы затяжки колец зависит величина крутящего момента, передаваемого соединением. Здесь существует строгая линейная зависимость.


Похожие:

Лекция №13. Страница Лекция №13 iconЛекция №7 Страница Лекция № Технологическая схема сборки (тсс)
Определение: тсс – вспомогательный технологический документ (не входящий в число обязательной технологической документации), который...
Лекция №13. Страница Лекция №13 iconЛекция №8 Страница Лекция №10. Нормирование технологического процесса сборки Нормированием
Нормированием – называется установление норм времени на выполнение как тп в целом, так и отдельных операций, переходов и приемов
Лекция №13. Страница Лекция №13 iconЛекция №9 Страница Лекция №12. Формирование операций сборки и организация участков сборочных операций
Формирование операций производится по 2-м принципам: 1) для поточного производства – по такту выпуска; 2) для непоточного – по специализации...
Лекция №13. Страница Лекция №13 iconЛекция №13. Страница Лекция №13
Размеры шпонок выполняются по системе вала т к посадки в пазах вала и ступицы как правило различны. При неподвижных соединениях шпонку...
Лекция №13. Страница Лекция №13 iconЛекция №15. Страница Лекция №15. Пайкой
Расплавленный припой затекает в специально создаваемые зазоры между соединяемыми деталями, и диффундирует в металл этих деталей....
Лекция №13. Страница Лекция №13 iconЛекция №4 Страница Лекция № Тема Качество и точность сборки Конструкторские базы (напомнить основные определения )
При этом одним из важнейших технологических факторов являются погрешности, допущенные при сборке механизмов, т е в процессе формирования...
Лекция №13. Страница Лекция №13 iconЛекция № Страница Лекция № Раздел I. Основные понятия технологии сборки машин Тема Общие положения Процесс сборки
Это связано с тем, что в процессе сборки вполне доброкачественных изделий по разным причинам могут возникать погрешности взаимного...
Лекция №13. Страница Лекция №13 iconЛекция №12. Страница Лекция №12. Раздел III. Сборка типовых соединений Тема 1: Сборка неподвижных разъемных соединений Сборка резьбовых соединений
Это объясняется тем, что от доброкачественности наживления зависит правильная первоначальная установка одной детали по другой, а...
Лекция №13. Страница Лекция №13 iconЛекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии
Технический и организационный уровень сборки в значительной мере определяет надежность и долговечность машины, а увеличение срока...
Лекция №13. Страница Лекция №13 iconЛекция по теории питания Любовь Симакова. 16: 00 17: 00 лекция по фитнесу Елена Данилова

Лекция №13. Страница Лекция №13 iconЛекция 1 юридическая психология
Лекция – 2 личность в юридической психологии понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы