Лекция №14: Политические элиты Возникновение понятия и теории элит icon

Лекция №14: Политические элиты Возникновение понятия и теории элит


Скачать 82.25 Kb.
НазваниеЛекция №14: Политические элиты Возникновение понятия и теории элит
Размер82.25 Kb.
ТипЛекция

Лекция №14: Политические элиты

1. Возникновение понятия и теории элит

  • Происхождение понятия «политическая элита»

Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В повседневном языке оно имеет два значения.

Первое из них отражает обладание какими-то четко и максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. В этом значении термин «элита» употребляется в таких словосочетаниях, как «элитное зерно», «элитные лошади», «спортивная элита», «элитные войска», «воровская элита» и т.п.

^ Во втором значении слово «элита» относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодальнего общества, элитой которого выступала аристократия. (Сам термин «аристос» означает «лучший», соответственно аристократия — «власть лучших».)


В политической науке термин «элита» употребляется лишь в первом, этически нейтральном значении. Это понятие характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций.

Теория элит стремится исключить нивелировку, усредненность в оценке влияния людей на власть, отражает неравномерность ее распреде­ления в обществе, соревновательность и конкуренцию в области политической жизни, ее иерархичность и динамизм.


Тео­рия политической элиты исходит из равноправности и равноцен­ности или даже приоритета политики по отношению к экономике и социальной структуре общества. Поэтому эта концепция не­совместима с идеями экономического и социального детерми­низма, представленного, в частности, марксизмом, трактую­щим политику всего лишь как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики и клас­совых интересов.

Вследствие нежелания правящей номенклатурной элиты быть объектом научных ис­следований, понятие политической элиты в советском общество­ведении рассматривалось как псевдонаучное и буржуазно-тенден­циозное и в позитивном значении не употреблялось.


Первоначально термин «элита» получил распространение в начале XX в. благодаря трудам Сореля и Парето, хотя идеи политического элитизма возникли вне Франции в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд.

Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Первые совре­менные, классические концепции элит возникли в конце XIX — начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.


  • Теория элит Моски

Выдающийся итальянский социолог и политолог ^ Моска (1858-1941) по­пытался доказать неизбежное деление любого общества на две не­равные по социальному положению и роли группы. В 1896г. в «Ос­новах политической науки» он писал: «Во всех обществах, начи­ная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма».


Моска считал, что важнейшим критерием вхождения в элиту является способность к управлении другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Однако не всем его представителям присущи лучшие, более высокие по отношению к остальной части населения качества.


^ Отмечая сплоченность группы управляющих и ее господствующее положение в обществе, Моска называл ее политическим классом. Этот класс подвержен постепенным изменениям.

Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая.

Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически. Преобладание аристократической тенденции приводит к «закрытию и кристаллизации» класса, к его вырождению и как следствие к общественному застою. Это, в конечном счете влечет за собой активизацию борьбы новых социальных сил за занятие господствующих позиций в обществе.


Вторая, демократическая, тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом.


Равновесие между аристократической и демократической тенденциями наиболее желательно для общества, оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление.

^ Концепция политического класса Моски, оказав большое влияние на последующее развитие элитарных теорий, подвергалась критике за некоторую абсолютизацию политического фактора в социально структурировании общества, за недооценку роли экономики.


Применительно к современному плюралистическому обществу такой подход во многом неправомерен. Однако теория политического класса нашла неожиданное подтверждение в тоталитарных государствах. Здесь политика приобрела главенствующее положение над экономикой и всеми другими сферами общества и в лице номенклатурной бю­рократии сформировался прообраз «политического класса», опи­санного Моской.


  • ^ Концепции Парето и Михельса

Независимо от Моски примерно в это же время теорию политических элит разрабатывал Парето (1848-1923). Он, как и Моска, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и соци­альными (приобретенными вследствие воспитания и образования).


В «Трактате по общей социологии» он писал: «Нравится это неко­торым теоретикам или нет, но человеческое общество неоднород­но и индивиды различны физически, морально и интеллектуаль­но».

^ Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами, и со­ставляет элиту.


Она делится на правящую, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую — контр­элитулюдей, обладающих характерными для элиты качества­ми, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социаль­ного статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.


Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством пе­риодической смены, циркуляции двух главных типов элит — «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руковод­ства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и «львов» (жестких и решительных правителей, опирающихся преимуще­ственно на силу).


^ Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрыва­ют господство одного из этих типов элиты. Так, властвование «лис», эффективное в относительно спокойные периоды истории, ста­новится непригодным в ситуациях, требующих решительных дей­ствий и применения насилия.

Это ведет к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты («львов»), которая с помощью мобилизации масс свергает правящую элиту и устанавливает свое господство.

Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс (1876—1936). Он исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. В основном солидаризируясь с Моской в трактовке причин элитарности, Михельс особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой.

Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее.


В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами.

Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения.


Рядовые же члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и проявляют равнодушие к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит олигархическая, элитарная группа. Такие наиболее влиятельные группы, заинтересованные в сохранении своего привилегированного положения, устанавливают между собой различного рода контакты, сплачиваются, забывая об интересах масс.

Из действия «закона олигархических тенденций» Михельс делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и демократизма социал-демократических партий в частности. Демократию же он фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении.


В трудах ^ Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать различные элитарные теории современности. К ним относятся:

1) особые свойства, присущие представителям элиты;

2) взаимоотношения существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции;

3) отношения элиты с неэлитой, массой;

4) рекрутирование элиты, т.е. как и из кого она образуется;

5) роль (конструктивная или деструктивная) элиты обществе, ее функции и влияние.


^ 2. Основные направления современной элитарной теории

  • Макиавеллистская школа

Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким тео­ретическим, а впоследствии (преимущественно после второй ми­ровой войны) и эмпирическим исследованиям групп, руководя­щих государством или претендующих на это.

Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не ут­ративших современной значимости, являются уже вкратце рас­смотренные концепции макиавеллистской школы (Моска, Парето, Михельс и др.). Их объединяют следующие идеи:

^ 1. Особые качества элиты, связанные с природными дарова­ниями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к уп­равлению или хотя бы к борьбе за власть.

^ 2. Групповая сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосозна­нием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.

^ 3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое мень­шинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделе­ние закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее гос­подствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.

^ 4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господ­ствующее привилегированное положение стремятся занять мно­гие люди, обладающие высокими психологическими и социальны­ми качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.

^ 5. В общем конструктивная, руководящая и господствующая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социаль­ной системы функцию управления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегиро­ванное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, утра­те своих выдающихся качеств.

Макиавеллистские теории элит подвергаются критике за преувеличение значения психологических факторов, антидемократизм и недооценку способностей и активности масс, недостаточный учет эволюции общества и современных реальностей государств «всеобщего благоденствия», циничное отношение к борьбе власть. Такая критика во многом не лишена оснований.


  • ^ Ценностные теории

Преодолеть слабости макиавеллистов пытаются ценностные теории элиты, которые так же считают элиту главной конструктивной силой общества, однако смягчают свою позицию по отношению к демократии, стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств. Эти концепции элит существенно различаются по степени защиты аристократизма, отношению к массам, демократии. Однако они имеют ряд следующих общих установок:

^ 1. Принадлежность к элите определяется обладанием высокими способностями и показателями в наиболее важных для всего общества сферах деятельности. Элита — наиболее ценный элемент социальной системы, ориентированный на удовлетворение ее важнейших потребностей. В ходе развития у общества отмирают многие старые и возникают новые потребности, функции и ценностные ориентации. Это приводит к постепенному вытеснению носителей наиболее важных для своего времени качеств новыми людьми, отвечающими современным требованиям.

Так в ходе истории произошла смена аристократии, воплощающей нравственные качества и, прежде всего, честь, образованность и культуру, предпринимателями, в хозяйственной инициативе которых нуждалось общество. Последние же в свою очередь сменяются менеджерами и интеллектуалами — носителями столь важных для современного общества знаний и управленческой компетентности.

Некоторые современные сторонники ценностной теории утверждают, что лишь индустриальное и постиндустриальное общество становится подлинно элитарным, поскольку «покоившееся на владении частной собственностью классовое господство сменилось в нем господством групп, которые рекрутируются отныне не по крови или владению собственностью, а на основе деловой квалификации».

^ 2. Элита относительно сплочена на здоровой основе выполняемых ею руководящих функций. Это — не объединение людей, стремящихся реализовать свои эгоистические групповые интере­сы, а сотрудничество лиц, заботящихся, прежде всего, об общем благе.

3. Взаимоотношения между элитой и массой имеют не столько характер политического или социального господства, сколько ру­ководства, предполагающего управленческое воздействие, осно­ванное на согласии и добровольном послушании управляемых и авторитете власть имущих.

^ 4. Формирование элиты — не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обще­ством наиболее ценных представителей. Поэтому общество долж­но стремиться совершенствовать механизмы такой селекции, вес­ти поиск рациональной, наиболее результативной элиты во всех социальных слоях.

5. Элитарность — условие эффективного функционирования любого общества. Она основана на естественном разделении уп­равленческого и исполнительского труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии. Соци­альное равенство должно пониматься как равенство жизненных шансов, а не равенство результатов, социального статуса. Поскольку люди не равны физически, интеллектуально, по своей жизненной энергии и активности, то для демократического государства важ­но обеспечить им примерно одинаковые стартовые условия. На финиш же они придут в разное время и с разными результатами. Неизбежно появятся социальные «чемпионы» и аутсайдеры.


Некоторые сторонники ценностной теории элит пытаются раз­работать количественные показатели, характеризующие ее влия­ние на общество. Так, Н. А. Бердяев на основе анализа развития разных стран и народов вывел «коэффициент элиты» как отноше­ние высокоинтеллектуальной части населения к общему числу гра­мотных. Коэффициент элит, составляющий свыше 5%, означает наличие в обществе высокого потенциала развития. Как только этот коэффициент опускался до примерно 1%, империя прекращала существование, в обществе наблюдались застой и окостенение. Сама же элита превращалась в касту, жречество.

Ценностные представления о роли элиты в обществе преобла­дают у современных неоконсерваторов, утверждающих, что эли­тарность необходима для демократии. Но сама элита должна слу­жить нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных выборах.


  • ^ Теории демократического элитизма

Основные положения ценностной теории элит лежат в основе концепций демократического элитизма (элитарной демократии), получивших широкое распространение в современном мире.

Они исходят из предложенного Йозефом Шумпетером понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Как писал Мангейм, «демократия влечет за собой антиэлитистскую тенденцию, но не требует идти до конца к утопическому уравнению элиты и масс. Демократия характеризуется не отсутствием страты элиты, а скорее новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты».


^ Сторонники демократического элитизма, ссылаясь на результаты эмпирических исследований, утверждают, что реальная демократия нуждается как в элитах, так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая политическая партиципация угрожает стабильности демократии.

Элиты необходимы, прежде всего, как гарант высокого качественного состава руководителей, избранных населением. Руководящий слой не только обладает необходимыми для управления свойствами, но служит защитником демократических ценностей и способен сдержать часто присущий массам политический и идеологический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.


В 60—70-е гг. утверждения о сравнительном демократизме элиты и авторитаризме масс были в значительной мере опровергнуты конкретными исследованиями.

Оказалось, что хотя представители элит обычно превосходят низшие слои общества в принятии либерально-демократических ценностей (свободы личности, конкуренции и т.д.), в политической толерантности, терпимости к чужому мнению, в осуждении диктатуры, но они более консервативны в признании социально-экономических прав граждан на труд, забастовку, организацию в профсоюз, социальное обеспечение.



  • ^ Концепции плюрализма элит

Эти концепции сегодня являются наиболее распространенными. Их нередко называют функциональными теориями элиты. Они не отрицают элитарную теорию в целом, хотя и требуют коренного пересмотра ряда ее основополагающих, классических установок.

В основе плюралистической концепции элиты лежат следующие постулаты:

1. Трактовка политических элит как элит функциональных. Подготовленность к выполнению функций управ­ления конкретными общественными процессами — важнейшее качество, определяющее принадлежность к элите.

2. Отрицание элиты как единой привилегированной относи­тельно сплоченной группы. В современном демократическом об­ществе власть распылена между разнообразными группами и ин­ститутами, которые с помощью прямого участия, давления, ис­пользования блоков и союзов могут налагать вето на неугодные решения, отстаивать свои интересы, находить компромиссы. Сами отношения власти изменчивы. Они создаются для оп­ределенных решений и могут заменяться для принятия и реализа­ции других решений. Это ослабляет концентрацию власти и пре­дотвращает складывание устойчивого властвующего слоя.

Существует множество элит. Влияние каждой из них ограниче­но специфической для нее областью деятельности. Ни одна из них не способна доминировать во всех областях жизни. Плюрализм элит определяется сложным общественным разделением труда, много­образием социальной структуры. Каждая из множества базисных, «материнских» групп — профессиональных, региональных, рели­гиозных, демографических и др. — выделяет свою собственную элиту, защищающую ее ценности и интересы и одновременно ак­тивно воздействующую на нее.

3. ^ Деление общества на элиту и массу относительно, условно и часто размыто. Между ними существуют скорее отношения пред­ставительства, чем господства или постоянного руководства. С помощью разнообразных демократических механизмов — выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. — можно ограничить или вообще предотвратить действие сформулированного Михельсом «закона олигархических тенденций» и удержать элиты под влиянием масс. Этому способствует конкуренция элит, отражающая экономическую и социальную конкуренцию в современном обществе.

4. ^ В современных демократиях элиты формируются из наи­более компетентных и заинтересованных граждан, которые весьма свободно могут входить в состав элиты, участвовать в принятии решений. Доступ в руководящий слой открывают не только богатство и высокий социальный статус, но, прежде всего, личные спо­собности, знания, активность.

5. ^ В демократических государствах элиты выполняют важные общественные функции, связанные с управлением. Говорить об их социальном господстве неправомерно.


Концепции плюрализма элит широко используются для теоретического обоснования современных западных демократий. Однако эти теории во многом идеализируют действительность. Многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют о явной неравномерности воздействия различных социальных слоев на политику, о преобладании влияния капитала, представителей военно-промышленного комплекса и некоторых других групп.


  • ^ Леволиберальные концепции

Своего рода идейным антиподом плюралистического элитизма выступают леволиберальные теории элиты.

Важнейший представитель этого направления ^ Чарльз Райт Миллс в 50-х гг. пытался доказать, что США управляются не многими, а одной властвующей элитой. Леволиберальный элитизм, разделяя некоторые положения макиавеллистской школы, имеет и специ­фические, отличительные черты:

1. ^ Главный элитообразующий признак — не выдающиеся ин­дивидуальные качества, а обладание командными позициями, ру­ководящими должностями.

Именно занятие ключевых позиций в экономике, политике, военных и других институтах обеспечивает власть и тем самым кон­ституирует элиту. Такое понимание элиты отличает леволибераль­ные концепции от макиавеллистских и других теорий, выводящих элитарность из особых качеств людей.

2^ . Групповая сплоченность и разнообразие состава властвую­щей элиты, которая не ограничивается элитой политической, не­посредственно принимающей государственные решения, а вклю­чает и руководителей корпораций, политиков, высших государ­ственных служащих и высших офицеров. Их поддерживают интеллектуалы, хорошо устроившиеся в рамках существующей си­стемы.

Внутри правящей элиты существуют сложные иерархические отношения. Хотя Миллс остро критикует господствующую элиту США, раскрывает связь политиков с крупными собственниками, он все же не сторонник марксистского классового подхода, рас­сматривающего политическую элиту лишь как выразителей инте­ресов монополистического капитала.

3. ^ Глубокое различие между элитой и массой. Выходцы из наро­да могут войти в элиту, лишь заняв высокие посты в обществен­ной иерархии. Однако реальных шансов на это у них немного. Возможности влияния масс на элиту посредством выборов и других демократических институтов весьма ограничены. С помощью денег, знаний, отработанного механизма манипулирования сознанием властвующая элита управляет массами фактически бесконтрольно.

4. ^ Рекрутирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной среды на основе принятия ее социально-политических ценностей. Важнейшими критериями отбора являются обладание ресурсами влияния, а также деловые качества и конформистская социальная позиция.

5. ^ Первейшая функция властвующей элиты в обществе — обеспечение своего собственного господства. Именно этой функции подчинено решение управленческих задач. Миллс отрицает неизбежность элитарности общества, критикует ее с последовательно демократических позиций.

Сторонники леволиберальной теории элиты обычно отрицают прямую связь экономической элиты с политическими руководителями. В западной политологии основные положения леволиберальной концепции элиты подвергаются острой критике, особенно утверждения о закрытости властвующей элиты, непосредственном вхождении в нее крупного бизнеса и др.


^ 3. Типология, социальная результативность и рекрутирование элиты

  • Общее определение и причины существования элиты

Каждое из рассмотренных выше основных направлений элитарной теории отражает те или иные стороны действительности, ориентируется на определенные исторические эпохи и страны. Выделенные в них важнейшие черты и аспекты элиты позволяют дать ее общее определение.

^ Политическая элитаэто составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрирован­ная группа, в большей или мень­шей степени обладающих качествами лидерства и подготовлен­ных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непос­редственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Это относительно привилегированная, политически господству­ющая группа, претендующая на представительство народа и в де­мократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав лю­бых граждан, обладающих необходимой квалификацией и поли­тической активностью.


Ее существование обусловлено действием следующих основ­ных факторов:

1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2) законом разделения тру­да, который требует профессионального занятия управленчес­ким трудом как условия его эффективности;

3) высокой обще­ственной значимостью управленческого труда и его соответству­ющим стимулированием;

4) широкими возможностями исполь­зования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей);

5) практической невозмож­ностью осуществления всеобъемлющего контроля за полити­ческими руководителями;

6) политической пассивностью ши­роких масс населения, главные интересы которых обычно ле­жат вне политики.


  • ^ Типология элит

Эти и некоторые другие факторы обусловливают элитарность общества. Сама политическая элита неоднородна, внутренне дифференцирована и существенно различается на разных исторических этапах и в раз­ных странах. Это, а также специфика исследовательских подходов усложняют ее классификацию.


^ В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные — лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные — непосредственные облада­тели власти и функциональные — профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей ква­лификацию.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладаю­щую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например дворянство.


^ Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства.

Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти.

^ В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты час­то выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее обычно 200— 400 человек.


^ К средней элите относят примерно 5 процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам — доходу, профессиональному статусу и образованию.

Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев относятся к маргинальной элите. Как отмечает Карл Дойч, «в це­лом люди, чей образовательный уровень гораздо выше, чем их доход, обычно более критичны к существующим отношениям, в своих политических убеждениях тяготеют к центризму или леворадикализму. Лица, чей доход заметно превышает уровень образования, также зачастую не удовлетворены своим положением, престижем и, как правило, занимают правые политические позиции» [Шарон Л. Сравнительная политология/Пер. с англ. Ч. 2. М., 1992].


Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», — высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров интеллектуалов — в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.


^ К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.


Одной из достаточно содержательных классификаций политической элиты в демократическом обществе является выделение в зависимости от степени развитости и соотношения вертикальных (социальная представительность) и горизонтальных (внутригрупповая сплоченность) связей элиты ее четырех основных типов:

стабильной демократической («этаблированной») элиты — высо­кая представительность и высокая групповая интеграция;

плюра­листической — высокая представительность и низкая групповая интеграция;

властной — низкая представительность и высокая груп­повая интеграция и дезинтегрированной — низкие оба показателя (см. табл.).




Социальная представительность

высокая

низкая

Групповая интеграция

высокая

стабильная демократическая

властная

низкая

плюралистичес-кая

дезинтегрированная


Оптимальной для общества является стабильная демократичес­кая элита, сочетающая тесную связь с народом с высокой степе­нью групповой кооперации, позволяющей понимать политичес­ких оппонентов и находить приемлемые для всех компромиссные решения.


  • ^ Результативность и интеграция элиты

Элитарность современного общества достаточно доказанный факт. Всякие попытки ее устранения и политичес­кой нивелировки населения приводили лишь к господству деспо­тических, нерезультативных элит, что, конечном счете, наносило ущерб всему народу.

Устранить политическую элитарность можно лишь за счет общественного самоуправления. Однако на нынеш­нем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа скорее привлекательный идеал, чем реальность.

Для де­мократического государства имеет первостепенную значимость не борьба с элитарностью, а формирование наиболее результатив­ной, полезной для общества элиты, обеспечение ее социальной представительности, своевременное качественное обновление, предотвращение тенденции олигархизации, превращения в замк­нутую господствующую привилегированную касту.


Социальная результативность элиты, характеризующая эффек­тивность выполнения ею функций руководства обществом, складывается из многих показателей. К числу важнейших из них относятся оптимальное сочетание горизонтальной и вертикальной интеграции и эффективная система рекрутирования, обеспечивающая высокую профессиональную компетентность и необходимые для руководящих кадров ценностные ориентации: честность, уважение законов и прав человека, заботу об общем благе и т.п.


  • ^ Социальная представительность элиты

Выражение элитой запросов и мнений населения зависит от многих причин. Одна из них — социальное происхождение ее представителей. Оно в значительной степени влияет на политические ориентации. Ясно, что выходцам из среды крестьян, рабочих, определенных этнических и других групп легче понять специфические запросы соответствующих слоев, найти с нею общий язык. Однако совсем не обязательно, чтобы интересы рабочих защищали рабочие, фермеров — фермеры, молодежи — молодежь. Часто это могут лучше делать политики-профессионалы, выходцы из других групп общества.


В современных государствах непропорциональность представления в элите населения достаточно велика. Так, среди элиты стран Запада намного шире, чем другие группы, представлены выпускники университетов. А это в свою очередь обычно связано с достаточно высоким социальным статусом родителей. В целом же непропорциональность представительства различных слоев в политической элите обычно растет по мере повышения статуса занимаемой должности. На первых этажах политико-управленческой пирамиды низшие слои населения представлены значительно шире, чем в высших эшело­нах власти. Непропорциональность в социальных показателях по­литических элит и всего населения еще не означает непредстави­тельности политических ориентаций руководителей.

Более важной - по сравнению с формальным отображением эли­той социальной структуры - гарантией социальной представительности элиты выступает ее организационная (партийная, профсоюзная и т.п.) принадлежность. Она прямо связана с ценностными ориентациями людей. Кроме того, партии и другие организации обычно имеют достаточные возможности для воздействия на сво­их членов в нужном направлении.

В современном демократическом обществе партийные механиз­мы контроля за элитами дополняются государственными и обще­ственными институтами. К таким институтам относятся выборы, СМИ, опросы общественного мнения, группы давления и т.д.


  • ^ Системы рекрутирования элит

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетент­ность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора). Такие системы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мо­тивы его действий.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: гиль­дий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко.

^ Антрепренерская система преоблада­ет в демократических государствах, система гильдий — в странах административного социализма, хотя ее элементы широко рас­пространены и на Западе, особенно в экономике и государствен­но-административной сфере.

Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны:

1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чинов­ническая лестница, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии;

2) высокая степень институциализации процесса отбора, на­личие многочисленных институциональных фильтров — формаль­ных требований для занятия должностей. Это могут быть партий­ность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руко­водства и т.д.;

3) небольшой, относительно закрытый круг селектората, как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель — глава правительства, фирмы и т.п.;

4) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу эта черта вытекает из предыдущих — наличия много­численных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претен­дента в рядах данной организации.


Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают:

1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров;

3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны;

4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов;

5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.


Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время определенны­ми недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.


^ Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы.

К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы — консенсус, гармония и преемственность.

В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в при­вилегированную касту.


  • ^ Номенклатурная система и ее социальные последствия

Собственно так и произошло в стра­нах административного социализма, где долгие десятилетия господствова­ла номенклатурная система рекрутирования политической элиты — один из наиболее типичных вариантов системы гильдий.

Суть но­менклатурной системы состоит в назначении лиц на все сколь-нибудь социально значимые руководящие должности лишь с со­гласия и по рекомендации соответствующих партийных органов, в подборе элиты сверху.

В СССР, например, негативные социальные последствия функ­ционирования этой системы усиливались ее всеобъемлющим ха­рактером, полным устранением конкурентных механизмов в эко­номике и политике, а также идеологизацией, политизацией и не-потизацией (доминированием родственных связей) критериев отбора. Такими критериями стали полнейший идеологический и политический конформизм («политическая зрелость»), партий­ность, личная преданность вышестоящему руководству, угодни­чество и подхалимаж, родственные связи, показной активизм и т.п. Эти и другие подобные нормы-фильтры отсеивали наиболее честных и способных людей, уродовали личность, порождали мас­совый тип серого, идеологически закомплексованного, не спо­собного на подлинную инициативу работника, видящего в заня­тии руководящих постов лишь личную выгоду.

Долголетнее разрушительное воздействие номенклатурной си­стемы, а также уничтожение в войнах и лагерях цвета народа, его лучших представителей привело к вырождению советской полити­ческой элиты. Положение не изменилось и после ликвидации вла­сти КПСС, поскольку в России в отличие от многих стран Вос­точной Европы не сформировалось сколь-нибудь влиятельной, подлинно демократической контрэлиты, способной к эффектив­ному руководству обществом.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое почти полным отсутст­вием социального контроля и нравами легализировавшихся дель­цов теневой экономики, ярко проявилось у посткоммунистичес­кой российской элиты. Ее низкие деловые и нравственные каче­ства во многом объясняют перманентность и глубину кризиса российского общества в последнее десятилетие, массовое распро­странение коррупции и безответственности. Выход из сложившей­ся ситуации, успешное реформирование общества возможны лишь на пути создания новой системы рекрутирования элит, основан­ной на конкурентных началах и институциализации требований к деловым и нравственным качествам политических и администра­тивных руководителей.


Весьма слабая политическая активность граждан, низкая, результативиость российской элиты, незавершенность процесса рек­рутирования нового руководящего слоя и в то же время его перво­степенная значимость для преобразования страны — все это дела­ет проблему политической элиты особенно актуальной для российского общества. Социальные механизмы ее рекрутирования непосредственно влияют не только на общественную роль и облик этой группы в целом, но и определяют типичные черты ее отдель­ных представителей — политических лидеров.


Литература

1.




Похожие:

Лекция №14: Политические элиты Возникновение понятия и теории элит iconЛекция №14: Политические элиты Возникновение понятия и теории элит
Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В повседневном языке оно имеет два значения
Лекция №14: Политические элиты Возникновение понятия и теории элит icon1. Понятие и типы политических систем Политический режим
Лекция №6: Политические системы современности. Тоталитарные и авторитарные политические системы
Лекция №14: Политические элиты Возникновение понятия и теории элит iconЛекция №9: Политические партии и избирательные системы Политические партии Типы партий и партийных систем
Функциональные и организационные особенности этой «самой политической» из всех общественных организаций (Р. Доуз) до сих пор служат...
Лекция №14: Политические элиты Возникновение понятия и теории элит iconЛекция Введение. Основные понятия теории инноватики и ее современные концепции
Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла...
Лекция №14: Политические элиты Возникновение понятия и теории элит iconЛекция по теории питания Любовь Симакова. 16: 00 17: 00 лекция по фитнесу Елена Данилова

Лекция №14: Политические элиты Возникновение понятия и теории элит iconМикроэконоомика
Предмет и метод экономической теории. Базовые понятия экономической теории. Потребности. Блага. Классификация благ. Экономические...
Лекция №14: Политические элиты Возникновение понятия и теории элит iconЛекция 2 Квантовая механика
При этом точные определения иногда вначале подменялись заимствованными из обыденной жизни представлениями. В этом случае в процессе...
Лекция №14: Политические элиты Возникновение понятия и теории элит iconЛекция №1 По курсу: «Основы экономической теории»
Поэтому целью данной темы является раскрытие сущности экономической теории, её предмета и основных методов познания, а также сущности...
Лекция №14: Политические элиты Возникновение понятия и теории элит iconЛекция №1 Основные понятия курса «Физико-химия наноструктурированных материалов» основные понятия и определения (терминология курса)
Терминология по наноматериалам и нанотехнологиям в настоящее время только устанавливается. Существует несколько подходов к тому,...
Лекция №14: Политические элиты Возникновение понятия и теории элит iconВозникновение и предмет политологии Структура политической науки Методы политической науки
Ключевые понятия и категории: верификация, эксплицитность, операционализируемость, квантификация
Лекция №14: Политические элиты Возникновение понятия и теории элит iconПроект "в политике" молодежная социальная сеть Политические
Политические социальные сети, как новая плоскость политической деятельности, жизни общества и государства
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы