Лекция 14. Рентабельность icon

Лекция 14. Рентабельность


Скачать 21.91 Kb.
НазваниеЛекция 14. Рентабельность
Размер21.91 Kb.
ТипЛекция

ЛЕКЦИЯ 14. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ


  1. Понятие и виды рентабельности.

  2. Факторы повышения рентабельности.

  3. Безубыточный уровень производства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рентабельность; рентабельность отдельных видов продукции; рентабельность продукции; рентабельность производства: общая, расчетная; рентабельность производственных ресурсов; уровень (точка) безубыточности; маржинальный доход, или маржа; коэффициент маржинальной прибыли.


        1. Понятие и виды рентабельности.

Основная цель предпринимательской деятельности – обеспечение прибыльности, которая характеризуется абсолютными и относительными показателями:

  • Абсолютный показатель прибыльности – сумма прибыли;

  • Относительный показатель прибыльности – уровень рентабельности.


Рентабельность отражает эффективность деятельности предприятия.

Рентабельность – качественный показатель, характеризующий уровень отдачи затрат или использования экономических ресурсов предприятия в процессе производства и реализации товаров, работ, услуг.

В общем виде рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к затратам или стоимости ресурсов, использование которых обеспечило формирование данной прибыли.

В экономике предприятия при определении уровня рентабельности используют стоимостные показатели выпуска продукции, суммарную стоимость производственного потенциала и стоимостные эквиваленты экономических ресурсов, применяемых в производстве.


Различают:

  • рентабельность продукции;

  • рентабельность производства;

  • рентабельность производственных ресурсов.

Рентабельность продукции показывает эффективность производственных затрат, связанных с выпуском продукции:

  • Рентабельность отдельных видов продукции ():



де – цена i-го вида продукции, грн./ед.;

– полная себестоимость і -го вида продукции, грн./ед.

  • Рентабельность продукции () характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт:



де – прибыль от реализации, грн.;

– полная себестоимость реализованной продукции, грн.

  • Рентабельность производства продукции, определяемая в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности:



где – прибыль, определяемая как «Финансовые результаты» по отдельным видам продукции;

– производственная себестоимость продукции;

– признанные (распределенные) административные затраты и признанные затраты на сбыт.


Рентабельность производства отображает эффективность использования производственных фондов предприятия:

  • Общая



где – общая прибыль.


  • Расчетная



где – чистая прибыль;

– среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

– среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

Рентабельность производственных ресурсов отражает эффективность использования отдельных видов производственных ресурсов.



где – стоимость отдельных видов производственных ресурсов, которая определяется:

среднегодовой стоимостью основных фондов;

среднегодовой стоимостью нормируемых оборотных средств;

годовым фондом заработной платы;

объемом материальных затрат.

^ 2 .Факторы повышения рентабельности

Пределы рентабельности в настоящее время не устанавливаются, но при оценке уровня рентабельности используются средние показатели по аналогичным видам экономической деятельности.

Основные факторы повышения рентабельности:

  • рост прибыли;

  • снижение себестоимости;

  • снижение затрат на производство продукции;

  • уменьшение стоимости основных производственных фондов;

  • снижение остатков нормируемых оборотных средств.

Факторы, влияющие на рентабельность, могут классифицироваться по следующим признакам.

Различают внешние и внутренние факторы:

  • внешние – не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать существенное влияние на производство;

  • внутренние – непосредственно зависят от деятельности предприятия и характеризуют его особенности.


Внутренние факторы разделяются на производственные и внепроизводственные:

  • производственные – отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса: средства труда, предметы труда и собственно труд;

  • внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претенциозной и другими аналогичными видами деятельности предприятия.


При проведении углубленного анализа по каждому из указанных элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов:

  • экстенсивные отображают:

  • объем производственных ресурсов (например, изменения численности работающих, стоимости основных фондов, запасов товарно-материальных ценностей);

  • их использование во времени (изменения длительности рабочего дня, коэффициента сменности работы оборудования и др.), непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери в отходах и т.п.).

  • интенсивные отображают:

  • эффективность использования ресурсов;

  • повышение квалификации работающих;

  • производительность оборудования;

  • ускорение оборота основных и оборотных средств;

  • внедрение прогрессивной технологии.

^ 3. Безубыточный уровень производства.

Для успешного развития предприятия необходимо обосновать соотношение объемов производства (реализации) продукции, затрат и прибыли для чего используется понятие порога рентабельности (точки безубыточности, критической точки).

^ Уровень (точка) безубыточности, или окупаемости затрат – объем реализованной продукции, при котором выручка от реализации равняется ее полной себестоимости, то есть покрывает все затраты, уже не имеет убытков, но еще не имеет прибыли.

Существуют графический и аналитический методы определения уровня безубыточности. В их основу положена классификация затрат в зависимости от степени влияния объема производства.

^ Общие затраты равны сумме постоянных и переменных затрат независимо от объема продукции или при пересчете на единицу.

Переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему производства и включают:

  • все прямые материальные затраты (сырье, материалы, топливо и энергия на технологические цели);

  • трудовые затраты (основная и дополнительная оплата труда основных производственных рабочих с отчислениями на социальные мероприятия).

В пределах рассматриваемого объема производства при пересчете на себестоимость единицы продукции размер переменных затрат не изменяется, то есть он постоянный.

^ Постоянные затраты непосредственно не зависят от изменений объемов производства и включает:

  • часть производственных затрат, в которые входят:

амортизация производственного оборудования;

оплата труда управленческого, обслуживающего и вспомогательного персонала;

стоимость плановых ремонтов;

материальные затраты, связанные с содержанием зданий (отопление, освещение и т.д.);

прочие затраты;

  • затраты на выполнение торгово–сбытовых функций:

амортизация конторского оборудования соответствующих подразделений;

затраты на рекламу и маркетинговые исследования;

затраты на хранение готовой продукции и доставку ее потребителям;

оплата труда работников торгово–сбытовых подразделений;

арендная плата и др.;

  • затраты на выполнение административно–управленческих функций на уровне предприятия:

оплата труда руководителей и специалистов;

амортизация офисного оборудования;

канцелярские расходы;

арендная плата и т.п.

В пределах рассматриваемого объема производства при пересчете на себестоимость единицы продукции размер постоянных затрат уменьшается при росте производства.

Маржа определяется как разница между отпускной стоимостью реализованной продукции и переменными затратами. Маржа без постоянных затрат дает возможность рассчитать финансовый результат, который может быть представлен прибылью или убытками.

Данный метод позволяет определить точку безубыточности (мертвую точку, точку критического объема производства), в которой финансовый результат равен 0. В этой точке маржа по переменным затратам только покрывает сумму постоянных затрат.

^ Маржинальный доход, или маржа (Пм), представляет собой разницу между выручкой (В) от реализации и переменными затратами (Зпер). Отсюда прибыль (П) в сумме с постоянными затратами (Зпост) составляет маржинальный доход предприятия:

.



^ При графическом определении точка безубыточности находится на пересечении линий выручки и общих затрат при совокупном росте производства.

При перерасчете на единицу продукции точка безубыточности определяется пересечением линии уровня цены изделия и его себестоимости.


^ При аналитическом определении основой для установления точки безубыточности является следующее уравнение:



где – безубыточный уровень производства, ед.;

– цена изделия, грн./ед.;

– переменные затраты в себестоимости изделия, грн./ед.,

– постоянные затраты, грн.

Точка безубыточности в натуральном измерении определяется по формуле:



Точка безубыточности в стоимостном измерении рассчитывается по формуле:



где , то есть это выражение соответствует выручке от реализации;

коэффициент маржинальной прибыли.

Отсюда



где – безубыточный объем производства в стоимостном выражении.


Гречановская И.Г. Экономика предприятия. – ОГАСА, 2011. – Л 14.

Похожие:

Лекция 14. Рентабельность iconЛекция 14. Рентабельность
Ключевые слова: рентабельность; рентабельность отдельных видов продукции; рентабельность продукции; рентабельность производства:...
Лекция 14. Рентабельность iconФинансовая политика организации
Дюпона, определите, какой фактор имеет большее влияние на рентабельность собственного капитала компании ОАО «ВымпелКом», за период...
Лекция 14. Рентабельность iconВарианты котрольных работ
Финансовая устойчивость. Показатели ликвидности и платежеспособности Деловая активность. Прибыльность и рентабельность деятельности...
Лекция 14. Рентабельность icon1. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов
Из результатов видно, что прибыль повышается и это говорит о благоприятной финансовой ситуации на предприятии
Лекция 14. Рентабельность iconВопросы к экзамену для специальности 210501 «Почтовая связь» семестр
Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия)
Лекция 14. Рентабельность iconРентабельность производства определяется
Часовая тарифная ставка рабочего 28,0 рублей, норма времени на изготовление 1 единицы доброкачественной продукции 0,5 часа. Расценка...
Лекция 14. Рентабельность iconЛекция по теории питания Любовь Симакова. 16: 00 17: 00 лекция по фитнесу Елена Данилова

Лекция 14. Рентабельность iconЛекция 1 юридическая психология
Лекция – 2 личность в юридической психологии понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая
Лекция 14. Рентабельность iconЛекция 13. 25 Экономическая геология (Сухов) лекция 15. 15 Украинский язык (Уманцева) 6/60
Региональная инженерная г/г и инженерная г/г Украины (Решетов) /Техническая мелиорация (Завальный)
Лекция 14. Рентабельность iconЛекция по курсу «бизнес-планирование» гос впо-2000 по специальности
Лекция относится к проблемно-информационному виду. В ней рассматривается порядок и методика написания бизнес-плана
Лекция 14. Рентабельность iconЛекция №8 Страница Лекция №10. Нормирование технологического процесса сборки Нормированием
Нормированием – называется установление норм времени на выполнение как тп в целом, так и отдельных операций, переходов и приемов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы