Лекция 14. Рентабельность icon

Лекция 14. Рентабельность


Скачать 73.43 Kb.
НазваниеЛекция 14. Рентабельность
Дата публикации17.09.2013
Размер73.43 Kb.
ТипЛекция

ЛЕКЦИЯ 14. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ


  1. Понятие и виды рентабельности.

  2. Факторы повышения рентабельности.

  3. Безубыточный уровень производства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рентабельность; рентабельность отдельных видов продукции; рентабельность продукции; рентабельность производства: общая, расчетная; рентабельность производственных ресурсов; уровень (точка) безубыточности; маржинальный доход, или маржа; коэффициент маржинальной прибыли.


        1. Понятие и виды рентабельности.

Основная цель предпринимательской деятельности – обеспечение прибыльности, которая характеризуется абсолютными и относительными показателями:

  • Абсолютный показатель прибыльности – сумма прибыли;

  • Относительный показатель прибыльности – уровень рентабельности.


Рентабельность отражает эффективность деятельности предприятия.

Рентабельность – качественный показатель, характеризующий уровень отдачи затрат или использования экономических ресурсов предприятия в процессе производства и реализации товаров, работ, услуг.

В общем виде рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к затратам или стоимости ресурсов, использование которых обеспечило формирование данной прибыли.

В экономике предприятия при определении уровня рентабельности используют стоимостные показатели выпуска продукции, суммарную стоимость производственного потенциала и стоимостные эквиваленты экономических ресурсов, применяемых в производстве.


Различают:

  • рентабельность продукции;

  • рентабельность производства;

  • рентабельность производственных ресурсов.

Рентабельность продукции показывает эффективность производственных затрат, связанных с выпуском продукции:

  • Рентабельность отдельных видов продукции ():



де – цена i-го вида продукции, грн./ед.;

– полная себестоимость і -го вида продукции, грн./ед.

  • Рентабельность продукции () характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт:



де – прибыль от реализации, грн.;

– полная себестоимость реализованной продукции, грн.

  • Рентабельность производства продукции, определяемая в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности:



где – прибыль, определяемая как «Финансовые результаты» по отдельным видам продукции;

– производственная себестоимость продукции;

– признанные (распределенные) административные затраты и признанные затраты на сбыт.


Рентабельность производства отображает эффективность использования производственных фондов предприятия:

  • Общая



где – общая прибыль.


  • Расчетная



где – чистая прибыль;

– среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

– среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

Рентабельность производственных ресурсов отражает эффективность использования отдельных видов производственных ресурсов.



где – стоимость отдельных видов производственных ресурсов, которая определяется:

среднегодовой стоимостью основных фондов;

среднегодовой стоимостью нормируемых оборотных средств;

годовым фондом заработной платы;

объемом материальных затрат.

^ 2 .Факторы повышения рентабельности

Пределы рентабельности в настоящее время не устанавливаются, но при оценке уровня рентабельности используются средние показатели по аналогичным видам экономической деятельности.

Основные факторы повышения рентабельности:

  • рост прибыли;

  • снижение себестоимости;

  • снижение затрат на производство продукции;

  • уменьшение стоимости основных производственных фондов;

  • снижение остатков нормируемых оборотных средств.

Факторы, влияющие на рентабельность, могут классифицироваться по следующим признакам.

Различают внешние и внутренние факторы:

  • внешние – не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать существенное влияние на производство;

  • внутренние – непосредственно зависят от деятельности предприятия и характеризуют его особенности.


Внутренние факторы разделяются на производственные и внепроизводственные:

  • производственные – отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса: средства труда, предметы труда и собственно труд;

  • внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претенциозной и другими аналогичными видами деятельности предприятия.


При проведении углубленного анализа по каждому из указанных элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов:

  • экстенсивные отображают:

  • объем производственных ресурсов (например, изменения численности работающих, стоимости основных фондов, запасов товарно-материальных ценностей);

  • их использование во времени (изменения длительности рабочего дня, коэффициента сменности работы оборудования и др.), непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери в отходах и т.п.).

  • интенсивные отображают:

  • эффективность использования ресурсов;

  • повышение квалификации работающих;

  • производительность оборудования;

  • ускорение оборота основных и оборотных средств;

  • внедрение прогрессивной технологии.

^ 3. Безубыточный уровень производства.

Для успешного развития предприятия необходимо обосновать соотношение объемов производства (реализации) продукции, затрат и прибыли для чего используется понятие порога рентабельности (точки безубыточности, критической точки).

^ Уровень (точка) безубыточности, или окупаемости затрат – объем реализованной продукции, при котором выручка от реализации равняется ее полной себестоимости, то есть покрывает все затраты, уже не имеет убытков, но еще не имеет прибыли.

Существуют графический и аналитический методы определения уровня безубыточности. В их основу положена классификация затрат в зависимости от степени влияния объема производства.

^ Общие затраты равны сумме постоянных и переменных затрат независимо от объема продукции или при пересчете на единицу.

Переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему производства и включают:

  • все прямые материальные затраты (сырье, материалы, топливо и энергия на технологические цели);

  • трудовые затраты (основная и дополнительная оплата труда основных производственных рабочих с отчислениями на социальные мероприятия).

В пределах рассматриваемого объема производства при пересчете на себестоимость единицы продукции размер переменных затрат не изменяется, то есть он постоянный.

^ Постоянные затраты непосредственно не зависят от изменений объемов производства и включает:

  • часть производственных затрат, в которые входят:

амортизация производственного оборудования;

оплата труда управленческого, обслуживающего и вспомогательного персонала;

стоимость плановых ремонтов;

материальные затраты, связанные с содержанием зданий (отопление, освещение и т.д.);

прочие затраты;

  • затраты на выполнение торгово–сбытовых функций:

амортизация конторского оборудования соответствующих подразделений;

затраты на рекламу и маркетинговые исследования;

затраты на хранение готовой продукции и доставку ее потребителям;

оплата труда работников торгово–сбытовых подразделений;

арендная плата и др.;

  • затраты на выполнение административно–управленческих функций на уровне предприятия:

оплата труда руководителей и специалистов;

амортизация офисного оборудования;

канцелярские расходы;

арендная плата и т.п.

В пределах рассматриваемого объема производства при пересчете на себестоимость единицы продукции размер постоянных затрат уменьшается при росте производства.

Маржа определяется как разница между отпускной стоимостью реализованной продукции и переменными затратами. Маржа без постоянных затрат дает возможность рассчитать финансовый результат, который может быть представлен прибылью или убытками.

Данный метод позволяет определить точку безубыточности (мертвую точку, точку критического объема производства), в которой финансовый результат равен 0. В этой точке маржа по переменным затратам только покрывает сумму постоянных затрат.

^ Маржинальный доход, или маржа (Пм), представляет собой разницу между выручкой (В) от реализации и переменными затратами (Зпер). Отсюда прибыль (П) в сумме с постоянными затратами (Зпост) составляет маржинальный доход предприятия:

.



^ При графическом определении точка безубыточности находится на пересечении линий выручки и общих затрат при совокупном росте производства.

При перерасчете на единицу продукции точка безубыточности определяется пересечением линии уровня цены изделия и его себестоимости.


^ При аналитическом определении основой для установления точки безубыточности является следующее уравнение:



где – безубыточный уровень производства, ед.;

– цена изделия, грн./ед.;

– переменные затраты в себестоимости изделия, грн./ед.,

– постоянные затраты, грн.

Точка безубыточности в натуральном измерении определяется по формуле:



Точка безубыточности в стоимостном измерении рассчитывается по формуле:



где , то есть это выражение соответствует выручке от реализации;

коэффициент маржинальной прибыли.

Отсюда



где – безубыточный объем производства в стоимостном выражении.


Гречановская И.Г. Экономика предприятия. – ОГАСА, 2011. – Л 14.



Похожие:

Лекция 14. Рентабельность iconЛекция 14. Рентабельность
Ключевые слова: рентабельность; рентабельность отдельных видов продукции; рентабельность продукции; рентабельность производства:...
Лекция 14. Рентабельность iconФинансовая политика организации
Дюпона, определите, какой фактор имеет большее влияние на рентабельность собственного капитала компании ОАО «ВымпелКом», за период...
Лекция 14. Рентабельность iconДокументы
1. /Гражданский процесс/лекция 22/IMG_0016.pdf
2. /Гражданский...

Лекция 14. Рентабельность iconВарианты котрольных работ
Финансовая устойчивость. Показатели ликвидности и платежеспособности Деловая активность. Прибыльность и рентабельность деятельности...
Лекция 14. Рентабельность iconВопросы к экзамену для специальности 210501 «Почтовая связь» семестр
Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия)
Лекция 14. Рентабельность icon1. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов
Из результатов видно, что прибыль повышается и это говорит о благоприятной финансовой ситуации на предприятии
Лекция 14. Рентабельность iconРентабельность производства определяется
Часовая тарифная ставка рабочего 28,0 рублей, норма времени на изготовление 1 единицы доброкачественной продукции 0,5 часа. Расценка...
Лекция 14. Рентабельность iconДокументы
1. /5/Agilent_семинар в БашГУ.pdf
2. /5/Лекция...

Лекция 14. Рентабельность iconЛекция по теории питания Любовь Симакова. 16: 00 17: 00 лекция по фитнесу Елена Данилова

Лекция 14. Рентабельность iconЛекция 1 юридическая психология
Лекция – 2 личность в юридической психологии понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая
Лекция 14. Рентабельность iconЛекция 13. 25 Экономическая геология (Сухов) лекция 15. 15 Украинский язык (Уманцева) 6/60
Региональная инженерная г/г и инженерная г/г Украины (Решетов) /Техническая мелиорация (Завальный)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы