Лекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия» icon

Лекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия»


Скачать 487.13 Kb.
НазваниеЛекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия»
страница1/9
Размер487.13 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Содержание


Лекция 1. Философия, ее смысл и функции

Лекция 2. Философия Древней Индии и Китая

Лекция 3.Античная философия

Лекция 4.Философия Средних веков, Возрождения, Нового времени

Лекция 5.Философия Просвещения. Немецкая классическая философия

Лекция 6.Русская философия

Лекция 7.Современная западная философия. Лекция 8.Философия бытия (онтология)

Лекция 9.Человек и природа

Лекция 10.Человек как предмет философии

Лекция 11.Ценности человеческого существования

Лекция 12.Свобода и ответственность личности

Лекция 13.Сознание и познание

Лекция 14.Наука и ее роль в обществе

Лекция 15.Человек и общество

Лекция 16.Духовная жизнь общества

Лекция 17.Человек и культура

Лекция 18.Человек и религия


Лекция 1

Философия, ее смысл и функции.

1.Истоки философии и её смысл.

2.Философское мировоззрение. Методы философии

3.Структура и функции философии.


1вопрос.

Термин «философия» означает буквально « любовь к мудрости ». Его впервые употребил Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Философское мышление стремится не просто накопить массу сведений, а понять и объяснить мир как целостный и единый в своей основе. Мудрость обязательно предполагала особого рода знаний – знания единого во всём, в отличие от знания отдельных вещей. Философия с самого начала аккумулировала разнообразные знания из разных сфер и возникла как «знание обо всем».

Кроме познания мира, философия предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия.

На протяжении веков философов волнует вопрос о природе, при этом их интересуют не частности, а принципиальные вопросы: возникновение Земли, звёзд. На ранних стадиях развития философии ядром всех размышлений был вопрос о первооснове всего сущего, из которой всё возникает и в которую всё превращается. При всём различии взглядов философов, все они решали задачу связать фрагменты человеческих знаний воедино, найти единство в многообразии природы. Таким образом, философия выступает как философия природы, натурфилософия.

Постепенно философия стала заниматься вопросами общественной жизни людей, её политического, правового устройства. Также как натурфилософы подготовили возникновение естествознания, социально – философская мысль подготовила почву для конкретных общественных дисциплин (история, юриспруденция, социология и т.д.). Изучая и анализируя общественные явления, философы много думали о наилучшем устройстве общества и завещали последующим поколениям, найденные ими идеалы разума, справедливости, свободы в качестве принципов общественной жизни.

Предметом раздумий философов стал также и сам человек, его природа, чувства, мораль, познание, искусство и т. д. Греческий философ Сократ совершил поворот в философии к человеку, его предназначению, жизни и смерти, справедливости, мужеству и т. д. Он поставил человека в центр философского внимания. Таким образом, предметом философских размышлений стали природа, общество и человек в их сложных взаимоотношениях.

Предпосылками возникновения философии стали такие формы общественного сознания как мифология и религия.

Мифология (мифос – сказание, логос – понятие, слово) – форма общественного сознания, характерная для ранних стадий развития общества.

У многих народов в мифах повторяется космическая тема. Это попытка ответа на вопрос о происхождении, устройстве мира, о возникновении явлений природы и т.д.

Формирование мира понималось в мифологии как творение или постепенное развитие из бесформенного состояния, как созидание, через преодоление демонических сил. Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человеческие черты переносились на окружающий мир, одушевлялись силы природы (гилозоизм). Таким образом, мир представлялся как единое целое.

Миф выполнял многообразные функции: с его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, формировались коллективные представления народа, закреплялась принятая в данном обществе система ценностей, поощрялись определённые формы поведения. Через сказки, легенды, исторические предания, мифологические сюжеты вошли в культуру различных народов – в литературу, живопись, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии – ислам, буддизм, христианство.

Некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и до сих пор. Миф изжил себя с угасанием первобытных форм жизни, но поиск ответов на вопросы, поставленные мифологическим сознанием – о происхождении мира, человека, тайны рождения и смерти, социального устройства и т.д. – не прекратился.

Ответами на эти и другие вопросы занимается также и религия (религио - благочестие, святыня, предмет культа). Это форма мировоззрения, в которой познание мира осуществляется через его разделение на земной, естественный, воспринимаемый органами чувств и потусторонний, небесный, сверхъестественный. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в жизни людей и существовании мира. Религия имеет очень мощное влияние на людей во всём мире, несмотря на достижения науки. Это связано в значительной мере с тем, что религии хранят огромный жизненный опыт человечества, систему ценностей, норм поведения, нравственных идеалов, которые так нужны современному человеку. Религия разными способами культивирует чувства доброты, любви, терпимости, сострадания, милосердия и т.д. Религия способствовала развитию духовности человека. Родственность религии и философии состоит в том, что обе они являются формами мировоззрения, решающими сходные задачи познания мира и воздействия на сознание и поведение людей. Особенностью философского мировоззрения является то, что, поднимая те же самые вопросы для осмысления, что мифология и религия: происхождение мира и человека, будущее человека и общества, оно применяет другой метод осмысления этого. Вместо эмоционально-чувственного познания, нормативов, традиций, ритуально-догматических установок на первый план выдвигаются разум и объективное знание.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия – это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Объектом философского исследования является вся объективная действитель­ность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.


2вопрос.

В философии всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направленность сознания на формирование картины окружающего мира и его обращённость «внутрь», к самому человеку, стремление понять его суть, место в мире. Отношения мира внешнего и внутреннего (духовной жизни) пронизывают всю философию:

- Является ли сладость объективным свойством сахара или это лишь субъективное вкусовое ощущение человека?

- Принадлежит ли красота предметам природы, людям или это человеческая (субъективная) способность воспринимать красоту?

- Что такое истина? Нечто объективное или это познавательное движение человека?

Все эти вопросы затрагивают общую проблему соотношения бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека. Проблема «мир - человек» может рассматриваться как универсальная, в определённом смысле как основной вопрос философии.

Важнейшее его содержание составляет альтернатива: что является первичным: дух или природа?

Другой стороной этого вопроса является принцип познаваемости мира. Философы, принимавшие за исходный пункт дух, сознание назывались идеалисты. Те же, кто брал за основу миропонимания природу, материю, существующую независимо от человеческого сознания назывались материалистами.

Вопрос этот не все философы рассматривают, как основной и в истории философии большинством философов он вообще не формулировался, а Альберт Камю считал самой важной проблемой, проблему смысла жизни: «Решить стоит ли жизнь труда быть прожитой или она не стоит этого, - значит ответить на основной вопрос философии».

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, другим странам Востока, а также Древней Греции). Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы). Методы философии Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются с учетом внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей; Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе, без взаимосвязи, однозначно, без учета противоречий; Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Такой метод был присущ средневековой теологической философии; Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате этого появляются поверхностные, но внешне правдоподобные выводы (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе); Софистика - метод, основанный на логически ошибочных рассуждениях, выдающихся за логически истинные с помощью уловок, двусмысленности, с целью не получения истины, а победы, например, в споре, доказательства «чего угодно и кому угодно»; софистика была распространена в Древней Греции и использовалась как прием ораторского искусства; Герменевтика - метод прочтения и толкования смысла текстов, широко распространен в западной философии; Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса лежит опыт, получаемый в основном в результате чувственного познания («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»); Рационализм - философский метод и направление в философии, согласно которому абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (т. е. выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений («Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума»).

3 вопрос. Философия, как система знаний имеет собственную структуру, элементами которой являются философские учения:

- ^ История философии изучает процесс становления и развития философии.

- Онтология (онтос – сущее, логос – учение) – исследует наиболее общие проблемы бытия природы, общества, человека, стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

- Гносеология (гнозис – познание) - анализирует наиболее общие вопросы познания. Познаваем мир или нет, о возможностях, целях и методах познания. В современной гносеологии выделились такие ведущие отрасли как эпистемология (учение о знании как таковом, его структуре, закономерностях), науковедение (дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки)

- ^ Социальная философия изучает наиболее общие вопросы развития общества.

- Философская антропология исследует наиболее общие вопросы человека.

- Аксиология (аксиа – ценность) – теория ценностей. - Эстетика – учение о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, о красоте и гармонии мира, о смысле и предназначении искусства;

- Этика – философское учение о морали и нравственности, о добре и зле, в задачи которого входит уяснение природы морали и нравственности, их происхождении и функциях.

- Логика - наука о законах мышления. Среди философских учений можно выделить также философию природы, философию техники, философию права, философию культуры, философию истории и.т.д.

^ Функции философии:

Эстетическая - связана с изучением законов красоты и ее восприятия человеческим сознанием.

Критическая – передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают устоявшееся мнение, миропонимание. Вместе с этим они стремятся сохранить в отвергаемом всё ценное, рациональное и развить его. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности про­поведуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и ценностям.

Аксиологическая (от греч. ахios - ценный). Философия способствует ориентации человека на определённые ценности: соци­альные, нравственные, эстетические, идеологические и.т.д.

Гносеологическая (познавательная) - философия, способствует расширению и углублению знаний о мире, человеке. Мировоззренческая - философия способствует формированию целостной картины мира, объединяя данные наук, искусств, практик, религии и.т.д.

Методологическая - связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека.

Гуманистическая - связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод.

Эвристическая - (от греч. heurisko – открываю, отыскиваю) – искусство изобретения; руководство к тому, как находить новое, в том числе путём наводящих вопросов, учение о творческом мышлении.

Вопросы для самоконтроля: 1.В чем особенность философского познания мира? 2.Чем похожи и чем отличаются мифология, религия, философия? 3. Попытайтесь объяснить термины: - философия - натурфилософия - мифология - гилозоизм - идеализм - материализм - онтология - гносеология - аксиология - философская антропология.

Лекция 2

Философия древней Индии и Китая.

1.Философия Древней Индии 2.Философия Древнего Китая

1вопрос.

Основой многих философских систем Древней Индии явилась ведическая литература и связанная с ним древняя религия брахманизм (по имени Верховного Бога - Брахма). Веды считаются в Индии священным писанием или откровением, которые записали древние мудрецы. Тексты Вед представляют собой собрание изречений, религиозных гимнов, песен и заклинаний, философские комментарии (Упанишады). Многие философские проблемы затрагивались в поэмах Древней Индии - эпосах Махабхарата и Рамаяна. Например, впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого. Философские школы Индии делятся на две группы: Ортодоксальные, признающие авторитет Вед - это веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика.

Неортодоксальные, не признающие авторитет Вед, это - чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.

В VI-V вв. до н.э. в Индии, Китае, Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение буддизм. Основатель буддизма - Сиддхартха Гаутама, получивший духовный титул «Будда» - Просветленный (560-483 гг. до н.э.). Его прозвали Шакьямуни (отшельник из рода Шакьев), сын царя, живший в достатке, но осознавший непостоянство жизни, наполненность ее страданиями, отказавшийся от дворцовой роскоши, ставший отшельником. Спустя много лет, скитаясь, он достигает Озарения и раскрывает причину человеческих страданий, а также другие тайны человеческого бытия. До конца своих дней Гаутама проповедует дхарму - учение о преодолении земных страданий и достижении нирваны. Свое учение он излагал в устной форме - в беседах, притчах, наставлениях, которые позже были записаны его учениками и составили «Трипитаку» («Три корзины учения») - собрание буддийских канонов.

^ Главные идеи философии Будды.

Четыре «благородные истины»

1. Истина страдания: рождение есть страдание, болезни и смерть есть страдание, разлука с милым есть страдание, соединение с немилым есть страдание. Все в жизни есть страдание.

^ 2. Истина причины: основная причина страданий - это наши желания: нам постоянно чего-то хочется, но мы не получаем желаемого.

3. Истина освобождения: чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний. Как только мы избавляемся от каких-то желаний, нам уже не приходится страдать из-за того, что это желание не исполняется.

^ 4. Истина пути: чтобы избавиться от желаний, надо следовать восьмеричным путем спасения Будды:

1.Правильные взгляды - знание о четырех благородных истинах и буддийского учения в целом. 2.Правильная решимость - твердое намерение преобразовать свою жизнь в соответствии с буддийским учением. 3.Правильная речь - воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров. 4.Правильное поведение - отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения своих желаний. 5. Правильный образ жизни - обеспечение жизни только честным путем. Даже ради спасения жизни нельзя прибегать к нечестным источникам дохода.

6.Правильные усилия - постоянное стремление оставаться на истинном пути, искоренение старых дурных мыслей и наполнение своего ума новыми хорошими.

7.Правильное направление мысли - постоянное осознание того, что все вещи и человеческое тело - преходящи: мое тело - еще не Я. Тело состоит из костей, крови, жил и т.д., оно смертно и превратится в гниющую массу. И нечего жалеть о нем и об утрачиваемых вещах. 8. Правильное сосредоточение -

- наслаждение ума радостью, отрешенностью и чистым мышлением; - осознание радости и покоя; - совершенная невозмутимость, освобождение от ощущения телесности и осознание этой невозмутимости и освобождения; - избавление от сознания невозмутимости и освобождения, состояния совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения.

^ Теория причинност (нет поступков и деяний в жизни, которые не имеют последствий, потому что все в мире взаимосвязано и имеет свою причину). Непостоянство элементов (в мире нет ничего постоянного - все изменяется, это значит, что нет гарантии благополучия, избавления от страданий; человек сам - причина этих страданий). «Срединный путь» (Будда призывал к умеренности во всем, и избегать крайностей).


^ Философия Йоги

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.).

Йога, согласно Патанджали, является систематическим усилием, употребляемым для достижения совершенства посредством контроля над различными элементами человеческой природы - физическими и психическими. Философия йоги требует систематического усилия над собой, подавления самопроизвольного течения мыслей. Разум, воздействуя на тело, с его помощью достигает новых духовных уровней. Для реализации этого разработан свой восьмеричный метод. Он включает в себя последова­тельную смену ступеней самоконтроля и самоорганизации. Первая ступень – яма (воздержание). Она запрещает во­ровство, ложь, насилие, ненависть к людям; пропа­гандирует умеренность во всем: в мыслях, словах и делах. Вторая ступень – нияма (соблюдение правил). Она включает в себя внешнее и внутреннее телесное очищение, самообуздание, самодисциплину. На этой ступени нельзя упо­треблять бранные слова, кричать на людей. Необходимо мол­чать один день в неделю, регулярно изучать литературу по йоге, философии, физиологии. Третья ступень – асана (положение). Она представляет собой физическую поддержку со стороны тела состоянию со­средоточенности. Специфические позы помогают добиться большей концентрации внимания. Чтобы размышлять, нужно, кик минимум, усесться в удобной позе. Йога придает этому большое значение. Четвертая ступень – пранаяма (регулирование дыхания). Она включает в себя упражнения по дыханию. Особое вни­мание уделяется задержке дыхания, во время которого в ор­ганизм усиленно поступает жизненная энергия - прана. Пятая ступень – пратьяхара (удаление чувств). Она предполагает сосредоточенность на самом себе. При этом "рассудок должен быть радикальным образом лишен всех впечатлений извне". Достигший этой ступени должен по­строить келью в своем сердце и удаляться в нее ежедневно. Шестая ступень – дхарана (фиксирование внимания) Она предполагает активную концентрацию внимания на объ­екте. В обычной жизни идеи появляются и исчезают, но не задерживаются надолго. Нужно удержать на них внимание. Седьмая ступень – дхьяна (созерцание). На этом этапе достигается проникновение в сущность объекта сосредоточении Восьмая ступень – самадхи (сосредоточение). Это – вершина и цель йоги, так как она поднимает душу из ее временного, обусловленного, изменяющегося существования к простой, вечной и совершенной жизни

Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость, все учения не отвергают полностью учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна.


2 вопрос.

Основанием китайской философии явилась древняя китайская литература: «Пятикнижие» («Уцзин»). В них поднимается множество вопросов: откуда произошло зло - от Бога или человека; проблема первоначала мира - назывались в их качестве огонь, вода, дерево, металл, земля; пять явлений природы - дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер. Важная роль в объяснении мироздания отводится двум полярным и в то же время взаимозависимым силам - Ян и Инь. Понятия эти многозначны, олицетворяют собой, как сказали бы современные философы, диалектические противоположности: Ян - активная мужская сила, Инь - пассивная женская сила; они являлись силами света и тьмы, тепла и холода, жесткости и мягкости, положительного и отрицательного. Считалось, что между этими понятиями и человеческой жизнью существует обратная связь: если люди действуют согласованно с естественной закономерностью, которую отражают эти понятия, то в обществе и в отдельных людях царит порядок и спокойствие, если же такого согласия нет, то вся страна и все в ней приходят в смятение.

Основателем даосизма (самое философское из всех китайских учений) считается китайский мудрец Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.) - буквальный перевод «престарелый учитель». Центральная категория этой философии - Дао, многозначное понятие - начало и конец всех вещей, путь звезд и добродетелей, закон Вселенной и человеческого поведения, первооснова всех вещей. Дао существует само по себе, вечно, изменить его не в силах никто. Человек в даосизме рассматривается с точки зрения двойственной природы: первое его начало происходит от Дао, поэтому оно истинное и естественное, а второе порождается страстями и заблуждениями самого человека, поэтому оно ложное и искусственное. Отсюда вывод: у настоящего человека истинное должно победить искусственное, ложное. Человек не в силах влиять на мировой порядок, поэтому его удел - покой и смирение. Основной принцип даосизма - теория недеяния - увэй. Но в то же время даосизм поднимал проблему бессмертия, для этого была разработана специальная практика продления жизни, которая опирается на определенное мировоззрение, диету, дыхательную гимнастику, методику стимуляции внутренней энергии ци и алхимию. Даже императоры и высшие чиновники отдавали должное мистическим знаниям даосов.

Другой важной темой китайской философской мысли была идея нравственного совершенствования на пути соблюдения правил и ритуалов, которые были изложены в конфуцианстве. Основателем этой философской школы является Кун Фу-цзы (551-479 до н.э.), прославившийся как талантливый педагог и политический деятель. В отличие от даосизма, конфуцианство рассматривает человека как часть общества. Конфуций учил, что ничего положительного достичь нельзя, не руководствуясь правильными принципами: гуманностью (жэнь), справедливостью и долгом (и), знанием правильного ритуала (ли), мудростью (чжи), почтительностью (сяо). Конфуций разработал модель совершенного человека («благородного мужа»), у него это не только этический идеал, но и политический, которому должен отвечать совершенный правитель. Конфуций формулирует «золотое правило нравственности»: "Чего не желаешь себе, того не делай людям"

Социальное устройство государства Конфуций видел по принципу семьи: государь - отец и мать для подданных, через него говорит само Небо, но государь должен заботиться о своих «детях». Каждый должен знать то место, которое ему предназначено в обществе: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном." Все обязаны выполнять нормы «ли»- социального и религиозного ритуала, тогда в обществе будет порядок, равновесие и справедливость.

Конфуцианство превратилось в государственную идеологию и впоследствии фактически стало основой специфически-китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации. Особенностью методологии познания у Конфуция является проникновение в истину через постижение порядка: построение структуры, классификации, разложение по таблицам, рядам, клеточкам. Если девиз западной философии - «сомнение и свободное размышление», то китайской - «обучение и повторение изученного». Конфуцианское познание, таким образом, обращено к изучению традиции, а не к открытию нового.

Против конфуцианства выступала «школа законников» - легизм.

Шан Ян, основатель этой школы, разработал теорию деспотического государства, выступал против человеколюбия, которое считал причиной всех проступков, убеждал, что политика несовместима с нравственностью, вместо убеждения надо применять силу принуждения.

^ Вопросы для самоконтроля:

1.В чем отличие древнекитайской философии от индийской?

2.Если девиз западной философии - «сомнение и свободное размышление», то китайской - «обучение и повторение изученного». Попытайтесь определить сильные и слабые стороны обеих позиций.

3.Попытайтесь сформулировать суть учения Конфуция.

4.Попытайтесь сформулировать главное в учении Будды.

5.Выясните, что означают термины:

- Веды

- Упанишады

- Карма

- Ортодоксальный

- Деспотия

- Императив


Лекция 3

^ Античная философия


Античная философия - это философия Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н.э.- III в. н.э.), культурные достижения, которой по праву считаются основой европейской цивилизации.

Древнегреческой называется философия , выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Родоначальником греческой (европейской) философии считается один из семи мудрецов - Фалес, родом из Милета.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Лекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия» iconЛекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия»
Мудрость обязательно предполагала особого рода знаний – знания единого во всём, в отличие от знания отдельных вещей. Философия с...
Лекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия» icon1. Предмет философии. Философия как теор мировоззрение. Функции философии (мировоззренческая, методологическая). Мировоззрение
Предмет философии. Философия как теор мировоззрение. Функции философии (мировоззренческая, методологическая)
Лекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия» iconВопросы к зачету и экзамену для магистров
Понятие о философии. Предмет и проблемное поле философии. Структура и функции философии
Лекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия» iconЭкзаменационные вопросы по философии для педиатрического факультета 2012 Истоки, предмет, структура философии. Значение философии в жизни человека и общества
Основные этапы развития античной философии. Бытие природы и бытие человека в философии досократиков
Лекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия» iconЭкзаменационные вопросы по философии. Понятие философии. Философия, религия, наука: их единство и различие
...
Лекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия» iconЛекция № Античная философия Вопросы к лекции
Вопрос № Возникновение античной философии и ее основные этапы Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII-VI веках до н...
Лекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия» iconЛекция № Античная философия Вопросы к лекции
Вопрос № Возникновение античной философии и ее основные этапы Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII-VI веках до н...
Лекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия» iconЛекция «Предпосылки выделения психологии из философии» «Философия психологии»
В течение примерно двух столетий, предшествовавших отделению психологии от философии, не прекращались попытки построить психологию...
Лекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия» iconКитайская философия
Истоки философии Древнего Китая следует искать в первых, еще полумифологических памятниках китайской письменности, особенно в знаменитой...
Лекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия» iconТемы для эссе по курсу «История философии»: Связь философии и медицины Философия и наука. Гераклит: «Все течет, все меняется»
Противопоставление видимого и реального в античной философии. Парменид и Апории Зенона
Лекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия» icon1. Предмет философии. Понятие мировоззрения и его структура
Философия зиждется на понимании мира и человека с точки зрения разума и знаний. Математика и логика неотъемлемые части философии,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы