Лекция 3 Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития План icon

Лекция 3 Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития План


Скачать 67.42 Kb.
НазваниеЛекция 3 Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития План
Дата публикации04.04.2013
Размер67.42 Kb.
ТипЛекция

Лекция 3

Проблема возраста и возрастной периодизации

психического развития


План

  1. Понятие о возрасте как ступени психического развития. Структура возраста.

  2. Возрастная периодизация психического развития. Принципы выделения и механизм смены возрастных периодов.

  3. Сравнительный анализ периодизаций психического развития различных авторов.


************************************************************

Понятие о возрасте как ступени психического развития


Возраст (в психологии) — конкретная, ______________________________________________ во времени ступень _______________________________________________________, характеризуемая совокупностью ___________________________________ физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей, отличающаяся от других _______________________________________________ психических процессов, функций и психологических качеств личности.


По Д. И. Фельдштейну, психологические характеристики возраста определяются:

  • конкретно-историческими __________________________, в которых осуществляется развитие индивида,

  • характером ___________________________________________________,

  • особенностями его _______________________________________________.


Учение Л. С. Выготского ______________________________________________.


Структура возраста


В настоящее время в отечественной психологии структуру психологического возраста принято оценивать на основе следующих критериев:









  • Социальная ситуация развития (по Л.С.Выготскому) – особое сочетание ______________________________ процессов развития и ____________________ условий, которые являются ____________________________ для каждого возрастного этапа и обусловливают ________________________________ психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и _____________________ качественно своеобразные ____________________________________________, возникающие к его концу.




  • ^ Ведущая деятельность – ____________________________ вид деятельности, который влияет на _________________________ и формирование всех _____________ ______________________ ребенка и его _____________________________________________, характерных именно для этого возрастного периода.




  • ^ Основные новообразования возраста характеризуют, в первую очередь, перестройку личности ребенка, являются __________________________ или продуктом возрастного развития.


Созревание новообразований относится __________________________________________.


^ Психологические новообразования – это психические и социальные __________________, возникающие на _________________________________________________________________ и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период, а также ____________________________________________ этих изменений, который становится _____________________________ для формирования психических процессов и личности ребенка ______________________________________ возраста.


  • ^ Возрастные кризисы – это _________________________________________________ на кривой развития, отделяющие один возраст от другого.


Л. С. Выготский описал следующие возрастные кризисы:

  • кризис новорожденности

  • кризис одного года

  • кризис трех лет

  • кризис семи лет

  • кризис тринадцати лет

Источником возникновения кризиса выступает _______________________________ между возрастающими физическими и психическими _____________________________ ребенка и сложившимися _________________________________________________________ с окружающими людьми.


^ Содержание кризиса — это распад сложившейся __________________________________

___________________________ и возникновение новой.


Основные характеристики кризисных периодов, по Выготскому:

  • наличие __________________ изменений в _________________________ отрезки времени;

  • ____________________________________ границ кризиса, т. е. трудность определения моментов его наступления и окончания;

  • ____________________ с окружающими и ____________________________________ ребен­ка;

  • наличие ____________________________ в развитии.


По мнению Выготского, кризис, или критический период, — время качественных _______________________________ изменений, результатом которых является переход лич­ности на новую, более высокую ступень развития.


********************************************************************************

Проблема возрастной периодизации психического развития


Есть две различные точки зрения на процесс развития человека в целом.







Возрастная периодизация

В процессе онтогенеза выделяется ряд сменяющих друг друга ___________________, качественно __________________________________ с точки зрения строения, функционирования и соотношения различных _______________________________________ и характеризующихся особыми ____________________________________________________.


Первые попытки описания психического развития относят­ся к очень давним временам. Возрастную периодизацию разви­тия предлагали Пифагор, Гиппократ и Аристотель, философы Китая и Индии.


Принципы выделения возрастных периодов

Концепции возрастной периодизации различаются прежде всего в соответствии с разными критериями, лежащими в их основании. По теоретическим основам предложенные в науке схемы периодизации детского развития можно разделить на четыре группы:

  1. ^ Попытки периодизации детства на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.




  1. Попытки, направленные на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для деления его на периоды.




  1. Попытки построения периодизации детства согласно анатомо-физиологическим особенностям.




  1. ^ Попытки построения периодизации на основе выделения критических периодов развития



Механизм смены возрастных периодов


Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития — возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены _______________________ и _____________________________ периодов.




В рамках ___________________________ возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в _____________________________ возрасте.


Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина


Теоретические основы построения периодизации:

  • учение Л. С. Выготского о _________________________, его структуре и динамике;

  • ____________________________________________ понимание природы детства с учетом социально-исторических условий развития ребенка;

  • признание роли ___________________________________________ в психическом развитии;

  • закон _______________________________, периодичности разных типов деятельности.




Возрастной период

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Доминирующая в развитии сфера психики

Центральные новообразования возраста

Младенчество (от 0 до года)

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение

Личностная

Прямохождение, активность, эмоциональные отношения,

автономная речь,

мотивирующие представления

Раннее детство (от года до трех)

Ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудни-чества. Ситуация “РЕБЕНОК - ПРЕДМЕТ - ВЗРОСЛЫЙ”

Предметно-манипулятивная деятельность

Когнитивная

Самосознание, личное действие,

наглядно-действенное мышление, речевое общение, воображение, гордость за собственные достижения

Дошкольный возраст (3 – 7 лет)

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок - взрослый” и “ребенок - дети”, связанные игровой деятельностью и существующие параллельно.

Сюжетно-ролевая игра

Личностная

Обобщение переживаний, произвольность поведения,

соподчинение мотивов, дифференциация самооценки, позиция школьника

Младший школьный возраст (7 – 11 лет)

Переход от свобод-ного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцени-ваемой деятельности.

Учебная деятельность

Когнитивная

Произвольность психики,

внутренний план деятельности,

рефлексия,

анализ,

самоконтроль.

Подростковый возраст (11 – 15 лет)

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира.

Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности

Личностная

Абстрактно-логическое мышление, самооценка, чувство взрослости

Старший школьный возраст (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни.

Учебно-профессиональная деятельность

Когнитивная

Мировоззрение, индивидуальный стиль умственной деятельности, профессиональное самоопределение, выбор собственного жизненного пути



Похожие:

Лекция 3 Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития План iconЛекция 3 Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития План
Возрастная периодизация психического развития. Принципы выделения и механизм смены возрастных периодов
Лекция 3 Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития План iconТема периодизация психического развития подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии
Существуют различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Одни ученые полагают, что этот процесс непрерывный, другие...
Лекция 3 Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития План iconВопросы государственного экзамена по направлению «лингвистика»
Возрастная психология как наука о закономерностях этапов психического развития и формирования личности в онтогенезе. Разделы возрастной...
Лекция 3 Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития План iconПравильный ответ выделить красным Предметом возрастной психологии является
Построение периодизации развития на основе одного внутреннего критерия характерно
Лекция 3 Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития План iconЗадачи возрастной психологии. Теоретические
Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всёмпротяжении жизненного пути человека
Лекция 3 Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития План iconЛекция 6 Доцент Анисимова Т. А
Динамика развития доверия зависит от матери, сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению...
Лекция 3 Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития План iconГп лекция Периодизация психического развития в старости
Согласно теории В. В. Фролькиса, благодаря деятельности мозга в ходе возрастного развития мобилизуются приспособительные механизмы,...
Лекция 3 Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития План iconЛекция Возрастные периоды жизни человека
Журналисты выбирают более деликатный термин — «третий возраст». В возрастной периодизации жизни человека испокон веков было много...
Лекция 3 Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития План icon1. Особенности неврологического осмотра детей раннего возраста. Эволюция рефлексов новорожденных
Исследование поверх чувствии-и легкое прикосновение (при патологии – боль, крик, беспок-во). Оценка уровня психического развития–наблюдение...
Лекция 3 Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития План iconДепрессия: глобальный кризис Всемирный день психического здоровья
После того, как Всемирная федерация психического здоровья учредила день психического здоровья в 1992 году, он прижился во многих...
Лекция 3 Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития План iconУчебно-методические указания по курсу ощущения и восприятие для студентов дневного отделения
Эта проблема является не только проблемой «Ощущений и восприятия», но в целом затрагивает проблему развития психики. (Леонтьев А....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы