Лекция 5 Доцент Анисимова Т. А icon

Лекция 5 Доцент Анисимова Т. А


Скачать 15.38 Kb.
НазваниеЛекция 5 Доцент Анисимова Т. А
Размер15.38 Kb.
ТипЛекция


Психология Лекция 5

  • Доцент

  • Анисимова Т.А.


Психология личности

  • Базовые понятия:

  • Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует его общество.



Психология личности

  • Базовые понятия:

  • Индивид – в понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

  • Человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.

  • Человек – это отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами

  • Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность



Психология личности

  • Базовые понятия:

  • Субъект – человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.



Психология личности

  • Базовые понятия:

  • Индивидуальность – не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имею в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других – малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах и одновременно во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении конкретной личности





Подходы к изучению личности в отечественной психологии

  • Подход Ананьева Б.Г. – рассматривает человека в единстве четырех сторон:

  • как биологический вид

  • в онтогенезе, процессе жизненного пути человека как индивида

  • как личность

  • как часть человечества

  • Подход Абульхановой К.А. – представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. Считает, что в основе ее развития лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.

  • Подход Мясищева В.В – рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения



Подходы к изучению личности в отечественной психологии

  • Подход Леонтьева А.Н. и Петровского А.В. – при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, черех которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в ней можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости

  • Подход военных психологов – личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности. Осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями

  • Подход Платонова К.К – личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются: направленность, опыт, особенности психических процессов и ее биопсихологические свойства



Подходы к изучению личности в отечественной психологии

  • Подход Узнадзе Д.Н. – рассматривает личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер. Узнадзе – основатель теории установки как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики личности в процессе ее целенаправленной активности

  • Подход Фельдштейна Д.И. – согласно ему, в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формирования является общественно полезная деятельность





Подходы к изучению личности в зарубежной психологии

  • Социогенетический подход объясняет особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Выделяют:

  • Теорию социализации, согласно которой человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни

  • Теорию научения, согласно которой жизнь личности, ее отношения являются результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков

  • Теорию ролей которая исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми



Подходы к изучению личности в отечественной психологии

  • Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма

  • Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В рамках этого подхода выделяются представители:

  • Психодинамической ориентации - объясняют поведение личности, главным образом, через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики

  • Когнитивистской ориентации – отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности

  • Персонологической ориентации – акцентируют внимание на развитие личности в целом





Направленность личности

  • Потребности личности – это испытываемая ею нужда в чем-либо

  • Мотивы личности – те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают ее к определенной личности

  • Мировоззрение – сложившаяся у личности система убеждений, взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций

  • Установки личности – это ее внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности. Их основные функции: определять устойчивый характер протекания деятельности; освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях

  • Цели – это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности



Виды потребностей

  • Материальные – лежат в основе жизнедеятельности человека

  • Духовные – специфически человеческие образования, характеризующие уровень развития общества

  • Социальные – выражают общественную природу человека. исключительно важное значение в жизни человека играют такие социальные потребности, как потребность в общении и в труде



Похожие:

Лекция 5 Доцент Анисимова Т. А iconЛекция 1 Доцент Анисимова Т. А

Лекция 5 Доцент Анисимова Т. А iconЛекция 2 Доцент Анисимова Т. А

Лекция 5 Доцент Анисимова Т. А iconЛекция 4 Доцент Анисимова Т. А

Лекция 5 Доцент Анисимова Т. А iconЛекция 3 Доцент Анисимова Т. А
Зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности
Лекция 5 Доцент Анисимова Т. А iconЛекция 9 Доцент Анисимова Т. А
Пробуждение потребности у обучаемых к самостоятельной работе постановкой перед ними учебных проблем
Лекция 5 Доцент Анисимова Т. А iconЛекция 6 Доцент Анисимова Т. А
Динамика развития доверия зависит от матери, сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению...
Лекция 5 Доцент Анисимова Т. А iconЛекция 5 Доцент Анисимова Т. А
В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может...
Лекция 5 Доцент Анисимова Т. А iconЛекция 7 Доцент Анисимова Т. А
Целью учебного курса является овладение знаниями о профессии педагога и педагогической деятельности, формированию умений, лежащих...
Лекция 5 Доцент Анисимова Т. А iconЛекция 8 Доцент Анисимова Т. А
России. Все теоретические и практические вопросы воспитания решал с точки зрения служения интересам своей Родины, своего народа....
Лекция 5 Доцент Анисимова Т. А iconМетодические указания для заочного отделения к выполнению контрольных работ по физике
Составители: к ф м н., доцент Гарифуллина Р. Л., к ф м н., доцент Лотфуллин Р. Ш. и к б н., доцент Никифорова В. И
Лекция 5 Доцент Анисимова Т. А iconЛекция. Аналитические эпидемиологические исследования
Автор доцент кафедры эпидемиологии Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, к м н. Палтышев И. П
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы